Тема №7459 Ответы к тестам по истории 5 класс Вигасина (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по истории 5 класс Вигасина (Часть 1) из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по истории 5 класс Вигасина (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1. Верно ли следующее утверждение?
Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает мо­
розов и холодных зим.
1) верно 2) неверно
2. Древнейшие люди
1) общались с помощью слов и жестов
2) обладали членораздельной речью
3) не умели разговаривать
3. Основное занятие древнейших людей, поиск съедобных ко­
реньев, плодов, ягод, птичьих яиц
1) охота
2) собирательство
3) земледелие
4. Палка-копалка, дубина, заострённый камень
1) это древнейшие орудия труда
2) это предметы, которыми древнейшие люди пользовались
на охоте
3) это предметы, которые умели изготавливать обезьяны
5. Овладение огнём позволило древнейшим людям (продолжите
перечень)
1) вкуснее и полезнее питаться
2) обогреваться холодными ночами
3) __________________ ____________________________________
4) _______________________________________________________
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Древнейшие люди жили в жарких странах, таких, как Вос­
точная Африка.
1) верно 2) неверно
2. Древнейшие люди
1) были очень похожи на современных людей
2) ничем не отличались от обезьян
3) очень напоминали обезьян
3. Группа древнейших людей, объединившихся для собиратель­
ства, охоты, совместной жизни
1) община
2) человеческое стадо
3) коллектив
4. Огонь, орудия труда
1) это то, чем древнейшие люди отличались от обезьян
2) это то, чем древнейшим людям не удалось овладеть
3) это то, что умели добывать обезьяны
5. В облике древнейших людей преобладали звероподобные чер­
ты (продолжите перечень)
1) грубое лицо с широким приплюснутым носом, уходящим
назад лбом
2) надбровный валик
3 ) _______________________________________________________
4 ) _______________________________________________________
jSSBI
Тест 2. Родовые общины
охотников и собирателей
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Человек разумный появился приблизительно 40 тысяч лет
назад.
1) верно 2) неверно
Раздел I. Жизнь первобытных людей
&
J&Si
2. Люди разумные охотились на животных, которых ныне на
земле не осталось
1) бизонов
2) мамонтов
3) пещерных медведей
4) шерстистых носорогов
Найдите и укажите номер животного, лишнего в этом перечне.
3. Первобытные люди на территории современной Европы поя­
вились примерно
1) 40 тысяч лет назад
2) 500 тысяч лет назад
3) 2 миллиона лет назад
4. В этих довольно больших группах люди считались сородича­
ми. Они вместе охотились, заботились о детях, поддерживали
очаг, защищали жилище от чужаков. Здесь действовал обы­
чай «один за всех, все — за одного». Это —
1) человеческое стадо
2) семья
3) родовая община
5. Установите соответствие между следующими понятиями. За­
пишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
A) гарпун 1) охота на мамонта
Б) ловчая яма 2) охота на мелких животных
B) лук и стрелы 3) охота на крупную рыбу
А Б В
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Одним из отличий человека разумного от древнейших людей
было возникновение членораздельной речи.
1) верно 2) неверно
2. Люди разумные умели изготавливать новые орудия труда
1) палку-копалку
2) гарпун
3) составное копьё с острым каменным наконечником
4) лук и стрелы
Найдите и укажите номер орудия, лишнего в этом перечне.
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
3. На смену человеческому стаду пришла
1) семья
2) группа охотников
3) родовая община
4. Люди вместе охотились, занимались собирательством, заботи­
лись о детях, защищались от чужаков. Все они считались
1) друзьями
2) согражданами
3) сородичами
jesm
5. Установите соответствие между следующими положениями.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­
ми буквами.
A) охота на зверей 1) женщины
Б) поддержание огня в очаге 2) все члены рода
B) взаимопомощь и защита 3) мужчины
А Б В
MS
Тест 3. Возникновение искусства
и религиозных верований
Вариант 1. Пещерная живопись была впервые открыта в конце XIX века
1) в Испании
2) во Франции
3) в Италии
2. Верно ли следующее утверждение?
На все загадки и тайны древнейшей живописи современная
наука даёт точные ответы.
1) верно 2) неверно
3. Сверхъестественное существо, обитающее, как верили древ­
ние люди, в каждом человеке, это
1) оборотень
2) душа
3) колдун
I. Жизнь первобытных людей
4. Древние художники, жившие 40 тысяч лет назад, изображали
1) бизонов
2) оленей
3) оборотней
4) охотников
5) земледельцев
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) В основе колдовских обрядов лежала вера в существова­
ние сверхъестественной связи между животным и его изо­
бражением
2) в основе веры в ___________ лежало стремление людей по­
нять то, что происходило в них самих
3) в основе веры в ___________________ лежали представле­
ния о том, что люди и животные могут чудесным образом
превращаться друг в друга.
Вариант 1. На потолке пещеры Альтамира были изображены
1) бегущие бизоны
2) бегущие олени
3) раненые медведи
2. Верно ли следующее утверждение?
Разгадывая смысл древних рисунков, учёные, к сожалению,
не могут опираться на наблюдения за жизнью современных
племён и народов.
1) верно 2) неверно
3. Фантастическое существо, в облике которого переплетаются
черты людей и животных, это
1) душа
2) оборотень
3) колдун
4. Древнейшие художники, жившие 40 тысяч лет назад, изо­
бражали
1) оборотней 4) людей
2) бизонов 5) пастухов
3) медведей
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) в основе веры в оборотней лежали представления о том,
что люди и животные могут чудесным образом превра­
щаться друг в друга
2) В основе колдовских обрядов лежала вера в существова­
ние сверхъестественной связи между __________________
&
3) в основе веры в душу лежало стремление людей понять,
что происходит _______________________________________
Итоговый тест по теме
«Первобытные собиратели и охотники»
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Люди разумные, в отличие от древнейших людей, жили ро­
довыми общинами.
1) верно 2) неверно
2. Древнейшим способом охоты была
1) охота с применением лука и стрел
2) охота с использованием ям-ловушек
3) охота на самых слабых животных с применением дубин и
заострённых камней.
3. Орудиями труда, которые умели изготавливать древнейшие
люди, жившие 2 миллиона лет назад, были
1) палка-копалка
2) проколка
3) рубило
4) лук и стрелы
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
4. Основными занятиями древнейших людей были
1) охота
2) земледелие
3) собирательство
4) рыбная ловля
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Установите соответствие между событиями и датами. Запишите
в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
ДАТЫ
A) около 40 тысяч лет 1)
назад 2)
Б) около 500 тысяч лет
назад 3)
B) более 2 миллионов лет
назад
А Б В
СОБЫТИЯ
появление древнейших людей
появление человека разум­
ного
появление древнейших людей
на территории нашей страны
Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Первобытные люди боялись грозных явлений природы, хоте­
ли понять их причины. Так возникли первые ____________
7. В человеческом стаде (продолжите перечень)
1) основным занятием было собирательство
2) _____________________________________________________
3) _______________________________________________________
8. Красочные рисунки в пещерах, каменные фигурки людей —
это
1) произведения первобытного искусства
2) магические предметы
3) идолы
9. Жилище, костёр, запасы дров, пищи, кости и шкуры живот­
ных, орудия труда
1) это то, что обязательно клали в могилу умершего
2) это то, что было общим у сородичей
3) это то, что принадлежало самым искусным охотникам
10. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) появление древнейших людей на территории нашей Родины
Б) изобретение древнейших орудий труда
B) появление человека разумного
Г) открытие археологами первобытных рисунков
Ответ:
Тема 1. Первобытные собиратели и охотники
Вариант Верно ли следующее утверждение?
Люди разумные, в отличие от древнейших людей, могли об­
щаться друг с другом при помощи слов.
1) верно 2) неверно
Огнём овладели
1) люди разумные
2) человекоподобные обезьяны
3) древнейшие люди
И древнейшие люди, и люди разумные
1) умели изготавливать орудия труда
2) занимались охотой и собирательством
3) умели пользоваться огнём
4) жили родовыми общинами
Найдите и укажите номер позиции, лишней в этом перечне.
Основными занятиями людей 40 тысяч лет назад были
1) собирательство
2) скотоводство
3) охота
4) рыбная ловля
Найдите и укажите номер занятия, лишнего в этом перечне.
Установите соответствие между следующими положениями.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­
ми буквами.
1)
2)
A) древнейшие люди
Б) человекоподобные
обезьяны
B) люди разумные
Ответ:
3)
овладели речью
научились изготавливать
орудия труда
умели использовать различ­
ные предметы для добыва­
ния пищи
А Б В
Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Размышляя над причинами тех явлений, которые происходят
в них самих, пытаясь объяснить свои сны, первобытные люди
пришли к вере в существование __________________________ .
7. В родовой общине (продолжите перечень)
1) люди происходили от общего предка и считались роди­
чами
2) _________________________________________________________________________
3) _______________________________________________________
8. Действия, при помощи которых первобытные люди пытались
добиться успеха на охоте
1) колдовской обряд
2) обращение к священнику
3) чтение священных текстов
9. Дух, душа, оборотни — это
1) научные представления о природе и человеке
2) первобытные верования
3) древние существа, жившие вместе с первобытными людьми
10. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) овладение огнём
Б) возникновение человеческого стада
B) изобретение лука и стрел
Г) исследование подземной пещеры Альтамира
Ответ:
ТЕМА Первобытные земледельцы и скотоводы
Тест 1. Возникновение земледелия
и скотоводства
Вариант 1. Земледелие возникло
1) из собирательства примерно 10 тысяч лет назад
2) из собирательства примерно 40 тысяч лет назад
3) в одно время со скотоводством, примерно 40 тысяч лет
назад
I
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
2. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной
местности, — это
1) род
2) племя
3) совет старейшин
3. Расположите в правильной последовательности действия
древних земледельцев. Запишите буквы, которыми обозначе­
ны действия, в правильной последовательности в таблицу.
A) серпами срезали колосья
Б) каменными топорами рубили деревья, выжигали кус­
тарник
B) вскапывали землю при помощи мотыги
Г) растирали зерно в зернотёрках
Ответ:
4. Установите соответствие между понятиями и их определе­
ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­
ствующими буквами.
ПОНЯТИЕ
A) идолы
Б) старейшины
B) боги
А Б В
5. Прочтите текст и вставьте в место пропусков нужные слова
Появление ___________________________ и __________________
___________ изменило жизнь людей. Раньше они добывали
то, ч т о ________________________________ . Теперь они научи­
лись производить то, что им было необходимо. Их жизнь за­
висела теперь не столько о т _____________ , сколько от собст­
венного _____________ .
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) изображения духов
2) самые могущественные духи
3) самые опытные и уважаемые чле­
ны рода
Вариант 1. Скотоводство возникло
1) из охоты примерно 10 тысяч лет назад
2) из охоты примерно 40 тысяч лет назад
3) в одно время с земледелием, примерно 40 тысяч лет назад
Жизнь первобытных людей
Орган управления жизнью племени, разбиравший споры и
определявший наказания, — это
1) родовая община
2) совет старейшин
3) племенной сход
Расположите в правильной последовательности следующие
действия. Запишите буквы, которыми обозначены действия,
в правильной последовательности в таблицу.
A) изготовление корзин из прутьев, обмазанных глиной
Б) плетение корзин из тонких прутьев
B) лепка горшков из глины
Г) обжиг глиняных изделий в огне очага
Ответ:
Установите соответствие между понятиями и их определе­
ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­
ствующими буквами.
ПОНЯТИЕ
A) жертвы
Б) молитвы
B) духи
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) дары, приносимые идолам
2) существа, по верованиям людей обитавшие
в растениях, камнях, тучах и др.
3) обращения к богам с просьбой о помощи
А Б В
Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Земледелие и ____________________________ могли возник­
нуть только тогда, когда у людей появился некоторый
_________________ . Вместе с __________________________ поя­
вились и постоянны е_____________________ , которые обыч­
но располагались недалеко о т _________________ .
Тест 2. Появление неравенства и знати
Вариант Обработка металлов появилась
1) в Западной Азии около 9 тысяч лет назад
2) в Западной Африке примерно 9 тысяч лет назад
3) в Западной Азии около 15 тысяч лет назад
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
Глиняная посуда, медные орудия труда, изделия из золота и
серебра
1) принадлежали только знати
2) изготавливались мастерами-ремесленниками
3) изготавливались гончарами
В распоряжении больших семей находились (продолжите пе­
речень)
1) скот
2) орудия труда
3 ) _____________________________
4 ) _____________________________
Установите соответствие между понятиями и их определе­
ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­
ствующими буквами.
ПОНЯТИЕ
A) неравенство
Б) разделение труда
B) вождь
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) глава племени
2) различия в имущественном поло­
жении людей
3) отделение ремесла от земледелия
А Б В
5. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) появление больших семей
Б) возникновение плужного земледелия
B) появление знати и неравенства
Г) возникновение городов
Д) превращение вождей в царей, правителей государств
Ответ:
Вариант 1. Около 9 тысяч лет назад
1) в Западной Азии появилась обработка меди
2) в Западной Африке появилась обработка меди
3) в Западной Азии появилась обработка железа
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Урожай, скот, орудия труда, собственное хозяйство
1) принадлежали только знати
2) принадлежали большой семье
3) принадлежали всему племени
Новыми явлениями в жизни людей были (продолжите перечень)
1) мотыжное и плужное земледелие
2) разделение труда, отделение ремесла от сельского хозяйства
3) ___________________________
4) ___________________________
Укажите соответствие между понятиями и их определения­
ми. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответст­
вующими буквами.
ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
A) знать
Б) рабы
B) соседи
1) семьи, живущие в одном поселении
2) друзья и соратники вождя племени,
старейшины
3) захваченные на войне пленники
А Б В
5. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) появление излишков
Б) возникновение плужного земледелия
B) возникновение частной собственности
Г) возникновение неравенства
Д) возвышение знати
Ответ:
Итоговый тест по теме
«Первобытные земледельцы и скотоводы»
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
С возникновением земледелия и скотоводства жизнь человека
изменилась, она зависела теперь не только от природы, но и
от его собственного труда.
1) верно 2) неверно
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
2. Появление обмена стало необходимым в связи
1) с возникновением мотыжного земледелия
2) с появлением знати
3) с разделением труда
3. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, со­
ставляли
1) племя
2) семью
3) союз племён
4. В земледельческих работах применяли
1) мотыгу
2) плуг
3) каменный топор
4) гончарный круг
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
5. Установите соответствие. Запишите в таблицу выбранные циф­
ры под соответствующими буквами.
A) идолы, духи, боги 1) знать
Б) вожди, старейшины 2) религиозные верования
B) ткачество, гончарное дело, 3) ремесло
обработка меди
А Б В
6. Его избирали для ведения военных действий. Окружённый
друзьями и соратниками, он брал себе лучшую долю добычи,
устраивал пышные празднества. Соплеменники воспевали его
доблесть и силу. Это
1) идол
2) вождь
3) старейшина
7. Земледелие, скотоводство, обработка металлов
1) это занятия, позволившие первобытным людям выжить в
борьбе с природой
2) это занятия, которые отличают людей разумных от древ­
нейших людей
3) это занятия, появившиеся 10-9 тысяч лет назад и изме­
нившие жизнь людей
8. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
Знатность передавалась ____________________ , дети вождей и
старейшин, даже не отличавшиеся умом и храбростью, поль­
зовались почётом в племени.
9. 10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового
(продолжите перечень)
1) земледелие, скотоводство, ремесло
2) разделение труда и обмен
3 ) __________________________________
4) ___________________________
10. Для родовой общины характерны следующие признаки (ука­
жите несколько)
1) происхождение родичей от общего предка
2) существование общего языка
3) выделение большой семьи
4) непостоянство состава
5) управление при помощи старейшин
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
В отличие от живущих ныне людей первобытные люди счи­
тали, что всё в природе является живым и одушевлённым.
1) верно 2) неверно
2. Разделение труда между ремесленниками и земледельцами
привело к возникновению
1) религиозных верований
2) знати
3) обмена
3. Племя составляли
1) родовые общины, живущие в одной местности
2) знать и рабы
3) старейшины
4. Плужное земледелие требовало использования
1) быков
2) плуга
3) труда не менее двух земледельцев
4) мотыги
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
Тема 2. Первобытные земледельцы и скотоводы
5. Установите соответствие. Запишите в таблицу выбранные циф­
ры под соответствующими буквами.
A) мотыга, плуг 1) неравенство
Б) богатые и бедные семьи 2) земледелие
B) ремесленники и земледельцы 3) разделение труда
А Б В
6. Мудрые и опытные, они лучше всех знали повадки животных и
свойства растений, древние обычаи, нравы богов. Они организо­
вывали труд сородичей и распределяли полученный урожай,
руководили празднествами и религиозными обрядами. Это
1) идолы
2) старейшины
3) вожди
7. Собирательство и земледелие, охота и скотоводство
1) эти занятия позволили первобытным людям выжить в
борьбе с природой
2) собирательство возникло в одно время с земледелием, охо­
та — со скотоводством
3) из собирательства возникло земледелие, из охоты — ско­
товодство
8. Прочтите текст и вставьте вместо пропуска нужное слово.
В селениях земледельцев постепенно складывался новый поря­
док. Община состояла теперь и з _____________________________,
которые имели скот, орудия труда, вели собственное хозяйство.
9. 10-9 тысяч лет назад в жизни людей появилось много нового
(продолжите перечень)
1) неравенство, возвышение знати и вождей
2) разделение труда и обмен
3) _______________________________________
4 ) _______________________________________________________
10. Для религиозных верований первобытных людей характерны
следующие признаки (укажите несколько)
1) одушевление всей, в том числе неживой, природы
2) вера в духов и богов
3) поклонение одному богу
4) чтение священных книг
5) поклонение идолам
Раздел I. Жизнь первобытных людей
Итоговый тест по разделу
«Жизнь первобытных людей»
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Умение изготовлять орудия труда было главным отличием
древнейших людей от животных.
1) верно 2) неверно
2. С возникновением земледелия
1) появились первые религиозные верования
2) появились первые постоянные поселения
3) появились первые жилища
3. Все члены родовой общины
1) занимались земледелием и скотоводством
2) происходили от одного предка
3) участвовали в военных походах
£5 4. Расположите в правильной последовательности следующие
события. Запишите буквы, которыми обозначены события, в
правильной последовательности в таблицу.
A) возникновение плужного земледелия
Б) появление первых людей на территории нашей Родины
B) обработка металлов
Г) появление людей разумных
Д) возникновение скотоводства
Ответ:
5. Установите соответствие между понятиями и их определе­
ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­
ствующими буквами.
ПОНЯТИЕ
А) человеческое стадо 1)
Б) вождь 2)
В) собирательство и 3)
охота
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
древнейшие занятия людей
древнейший коллектив людей
глава племени во время войны
А Б В
Итоговый тест
6. Первобытные люди верили в существование (продолжите пе­
речень)
1) души
2) оборотней
3 ) _______________________________________________________
4 ) _______________________________________________________
5 ) _______________________________________________________
7. Скот, орудия труда, собственное хозяйство на своём участке
земли, урожай — это то, что
1) принадлежало большой семье
2) принадлежало только вождям и старейшинам
3) отличало родовую общину от человеческого стада
8. Объединение нескольких родовых общин, живущих в одной
местности, — это
1) государство
2) племя
3) большая семья
9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Жизнью племени управлял ________________________________ .
На время войны избирался ___________. Его и ______________
прославляли как_______________ людей.
10. Разделение труда и обмен — что связывает эти явления?
1) разделение труда сделало обмен необходимым
2) обмен породил разделение труда
3) эти явления никак не связаны
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Прошло почти 2 миллиона лет, прежде чем древнейший че­
ловек превратился в человека разумного.
1) верно 2) неверно
2. Земледелие появилось
1) позже обработки металлов
2) примерно в одно время со скотоводством
3) позже возникновения родовых общин
Раздел I. Жизнь первобытных людей
3. Все члены племени
1) подчинялись решениям совета старейшин
2) являлись родичами
3) говорили на одном языке
Укажите неверный ответ.
& 4. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) возникновение мотыжного земледелия
Б) овладение огнём
B) возникновение плужного земледелия
Г) появление родовых общин
Д) изобретение лука и стрел
Ответ:
JSS 5. Установите соответствие между понятиями и их определе­
ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­
ствующими буквами.
ПОНЯТИЕ
A) неравенство
Б) идол
B) разделение
труда
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) отделение ремесла от земледелия
2) деление на бедных и богатых
3) изображение богов и духов
6. Древние земледельцы использовали различные орудия труда
(продолжите перечень)
1) мотыгу
2) _________________________
3 ) ___________________
4) ___________________
7. Происхождение от общего предка, общий язык, относительно
постоянный состав — это признаки
1) родовой общины
2) большой семьи
3) человеческого стада
Итоговый тест
8. Самые опытные и мудрые члены рода, руководившие жизнью
родичей, — это
1) вожди
2) старейшины
3) мудрецы
9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Древнейшие люди появились не позднее____________________
___________ лет назад. Древнейшим коллективом людей было
______________________________________ . Основными занятия­
ми вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были
____________________________________ , _ _ И
10. Земледелие и постоянные поселения — что связывает эти яв­
ления?
1) земледелие сделало возможным появление постоянных
поселений
2) появление постоянных поселений было причиной возник­
новения земледелия
3) эти явления никак не связаны
Р А З Д Е Л II
ДРЕВНИЙ ВОСТОК
ТЕМА Древний Египет
Тест1. Государство на берегах Нила
Вариант . Египет был объединён
1) царём Южного Египта 2 тысячи лет до н. э.
2) царём Северного Египта 3 тысячи лет до н. э.
3) царём Южного Египта 3 тысячи лет до н. э.
I. Установите соответствие между жителем Древнего Египта и
его описанием. Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
ОПИСАНИЕ
1) на коленях у него лежат листки для
записи, в руке тростинка для письма,
он очень нужен фараону и вельможам
2) дом его построен из глины, покрыт
крышей из пальмовых листьев, он
платит налоги фараону и боится про­
гневить знатных людей
3) на голове его двойная корона, все тре­
пещут перед ним и преклоняются
А Б В
Рассказывая о роли Нила в жизни египтян, мы обязательно
используем слова
1) оазис
2) разлив
3) ил
4) мягкая, жирная почва долины реки
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
ЕГИПТЯНИН
A) фараон
Б) писец
B) простой
египтянин
Тема 3. Древний Египет
4. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) для ________________ полей египтяне строили каналы и
земляные насыпи по берегам Нила
2) древнеегипетские ювелиры делали украшения из золота,
горшечники — глиняную п осуду,_________________— из­
делия из шкур животных
3) египтяне верили, что от злых духов и бед их защищают
особые предметы — ___________________
5. Фараон, вельможи, писцы, воины, стражники — это
1) люди, из которых состояло всё население Египта
2) люди, которым подчинялись простые египтяне
3) люди, которые платили налоги в казну
Вариант Древнейшей столицей Египта был город
1) Александрия
2) Вавилон
3) Мемфис
Установите соответствие между жителем Древнего Египта и
его описанием. Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
ЕГИПТЯНИН ОПИСАНИЕ
A) царь
Южного
Египта
Б) земле­
делец
B) писец
1) его труд кормит не только его семью, но
и писцов, фараона, стражников, он отда­
ёт в казну часть урожая и скота
2) строгий и надменный, он надзирает за
работами, следит за уплатой налогов
3) увенчанный белой короной, похожей на
высокий шлем, он властвует над страной,
расположенной выше по течению Нила
А Б В
Рассказывая об орошении полей в Древнем Египте, мы ис­
пользуем слова
1) каналы
2) земляные насыпи
3) шадуфы
4) амулеты
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
.еГИ
Раздел II. Древний Восток
jSS&I 4. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
1) Египтом называлась страна, расположенная от _________
__________________ Нила до Средиземного моря
2) всесильного владыку Египта называли ________________
3) дом простого египтянина был построен из _____________ ,
покрыт крышей из пальмовых листьев
5. Фараон, вельможи, писцы, стражники, земледельцы
1) это люди, из которых состояло всё население Египта
2) вельможи при помощи писцов и стражников собирали с
земледельцев налоги в казну фараона
3) это люди, которым подчинялись простые египтяне
Тест 2. Древнеегипетское государство: фараон,
знать, война
Вариант 1. Египетские вельможи
1) не подчинялись никаким приказам
2) считались слугами фараона
3) считались равными фараону
2. Из этих опытных воинов, как правило, состояла охрана фа­
раона
1) пехотинцы
2) колесничие
3) наёмные чужеземцы
3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Знатных египетских вельмож хоронили в _________________ ,
построенных ещё при _______________. Стены украшали ри­
сунками, надписями и ____________ ______ . Египтяне верили,
что когда-нибудь все эти изображения чудесным образом
4. Расположите в правильной последовательности этапы круп­
ных сражений. Запишите буквы, которыми обозначены эта­
пы, в правильной последовательности в таблицу.
A) воины преследуют врага на колесницах
Б) разведчики докладывают о приближении неприятельского
войска
B) лучники обстреливают врага
I
Тема 3. Древний Египет
Г) пехотинцы, вооруженные копьями и топорами, сражаются
с неприятелем
Д) быстрые колесницы врезаются во вражеские шеренги
Ответ:
5. Установите соответствие между именами, названиями и их
значениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под со­
ответствующими буквами.
ИМЕНА ,
НАЗВАНИЕ
A) Синухет
Б) Тутмос III
B) Мегиддо
ЗНАЧЕНИЕ
1) фараон, при котором Египет осущест­
вил самые крупные завоевания
2) город в Палестине, завоеванный егип­
тянами
3) египетский вельможа, жизнь которого
стала сюжетом повести
Ответ: А Б В
Вариант 1. Чужеземных воинов, попавших в плен к египтянам, называли
1) наемниками
2) живыми убитыми
3) нубийцами
2. Ещё при жизни вельможи возводилась эта каменная по­
стройка. В ней он надеялся жить после смерти. Это
1) пирамида
2) усадьба
3) гробница
3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Фараон на важных церемониях восседал н а ___________, держа
в руках___________и ______________ . Они напоминали о праве
властителя властвовать и ____________________подданных.
4. Расположите страны, с которыми Египет вёл войны, в по­
рядке с юга на север (к югу, западу, северо-востоку и далее к
северу от Египта). Запишите буквы, которыми обозначены
страны, в правильной последовательности в таблицу.
А) Сирия
Б) Нубия
&
J&
Раздел II. Древний Восток
JSS В) Ливия
Г) Палестина
Д) Синайский полуостров
Ответ:
Установите соответствие между понятиями и их определе­
ниями. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответ­
ствующими буквами.
ПОНЯТИЕ
A) наёмники
Б) пехотинцы
B) колесничие
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1) египетские воины, вооружённые
луками, длинными копьями, топо­
риками или кинжалами, удобными
в рукопашной схватке
2) знатные египтяне, сражавшиеся на
двухколёсных повозках, запряжён­
ных конями
3) воины, из которых, как правило,
состояла охрана фараона
А Б В
.£$”Тест 3. Религия. Искусство Древнего Египта
Вариант 1. Египтяне поклонялись
1) одному богу
2) многим богам
3) двум богам
2. Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные
изображения людей, следовали строгим правилам. Например,
фараон обычно выше вельмож, а вельможи, в свою очередь,
превосходят в росте простых египтян. Следовательно,
1) художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели
правильно изображать людей
2) египетские мастера не придавали значения портретному
сходству
3) египетские мастера хотели подчеркнуть могущество фа­
раона, силу вельмож, подчинённое положение простых
людей
I
Тема 3. Древний Египет
3. Установите соответствие между именами, названием и их
значениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под со­
ответствующими буквами.
ЗНАЧЕНИЕ
1) бог солнца и света, самый могуществен­
ный и прекрасный
2) фараон и судья в царстве мёртвых, бог
умирающей и воскресающей природы
3) сын солнца, царь среди людей
А Б В
4. К нему вела дорога, по сторонам которой стояли сфинксы,
его ворота охраняли покрытые рельефами башни, в таинст­
венном помещении на его территории хранили статую бога и
ладью. Это было жилище самого бога
1) храм
2) пирамида
3) саркофаг
5. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) строительство пирамиды Хеопса
Б) правление фараона Эхнатона
B) строительство гробницы Тутанхамона
Ответ:
ИМЕНА ,
НАЗВАНИЕ
A) Осирис
Б) фараон
B) Амон-Ра
JSS
jsS
Вариант 1. Египтяне считали фараона
1) богом солнца
2) сыном солнца
3) великим человеком
2. Египетские мастера, создавая скульптурные и живописные
изображения людей, следовали строгим правилам. Например,
вельмож они изображали в неестественных позах, но стреми­
лись очень точно воспроизвести их лица. Это значит, что
1) художники и скульпторы Древнего Египта ещё не умели
правильно изображать людей
JSS&
Раздел II. Древний Восток
&
-££Г2) египетские мастера хотели подчеркнуть могущество вельмож
3) египетские мастера и вельможи верили в существование
царства мёртвых и хотели, чтобы душа после смерти уз­
нала статую умершего и вселилась в неё
Установите соответствие между именами древнеегипетских
богов и их описанием. Запишите в таблицу выбранные циф­
ры под соответствующими буквами.
БОГИ
A) Сет
Б) Исида
B) Геб
ОПИСАНИЕ
1) бог земли, изображавшийся в виде человека
с головой змеи
2) бог пустыни и песчаных бурь, брат Осириса
3) жена Осириса, защитница всех жён и матерей
А Б В
Их охранял Большой сфинкс с телом льва и головой челове­
ка, в них находилось всё, что было нужно фараону для веч­
ного существования в царстве мёртвых. Это
1) пирамиды
2) саркофаги
3) мумии
Расположите в правильной последовательности следующие
действия. Запишите буквы, которыми обозначены действия,
в правильной последовательности в таблицу.
A) делали глубокие отверстия на одной линии в огромной
каменной глыбе
Б) укладывали каменные блоки один на другой
B) забивали деревянные колышки в отверстия и поливали их
водой
Ответ:
Тест 4. Письменность и знания древних египтян
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Тайну египетской письменности разгадал французский учё­
ный Ж. Ф. Шампольон.
1) верно 2) неверно
Тема 3. Древний Египет
2. Египетские школы
1) готовили писцов и жрецов
2) давали образование детям земледельцев и ремесленников
3) часто создавались при дворце фараона
3. Материал для письма, применявшийся в Древнем Египте
1) бумага
2) пергамент
3) папирус
4. Развитие астрономии в Египте и разлив Нила — что связыва­
ет эти явления?
1) эти явления никак не связаны
2) наблюдения за небесными светилами позволяли египет­
ским жрецам правильно предсказать, в какой день нач­
нётся разлив Нила
3) разлив Нила препятствовал развитию астрономии, так как
затапливал хранилища с записями сведений о движении
небесных тел
5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Египтяне писали специальными значками — _______________
 . На русский язык это слово можно пере­
вести так: «____________________________________________ ».
_________________ звуки эти значки не передавали.
&
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Египетские иероглифы передавали только согласные звуки.
1) верно 2) неверно
2. Наука в Египте развивалась
1) в храмах, усилиями жрецов
2) вопреки сопротивлению жрецов
3) вельможами во дворце фараона
3. «Языком фараона» египтяне называли
1) папирус
2) жрецов
3) писцов
j&BI


Раздел II. Древний Восток
^ j£?
4. Открытие Шампольона и правление фараона Птолемея и ца­
рицы Клеопатры — что связывает эти события?
1) эти события никак не связаны
2) Шампольон расшифровал иероглифы, установив соответ­
ствие между египетской и древнегреческой записью имён
Птолемея и Клеопатры
3) Шампольон жил во времена Птолемея и Клеопатры
5. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Египетская книга хранилась в свёрнутом виде, как
_____________ . Текст писали _______________ чернилами, а
новый абзац начинали ______________ краской. Отсюда в
русском языке выражение: начать с _______________________.
,£Г^ ^ 3 —
Итоговый тест по теме
«Древний Египет»
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Древний Египет — это страна, которая располагалась на бе­
регах Нила от первого порога до Средиземного моря.
1) верно 2) неверно
2. Пешее войско фараона
1) было постоянным, в него забирали каждого десятого юношу
2) создавалось на время войны
3) было единственным родом войск в Египте
3. Жрецы были могущественны потому, что египтяне верили в
то, что
1) они говорят от имени богов
2) они говорят от имени народа
3) они говорят от имени фараона
4. Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мёртвых.
Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна,
думали они, вернуться душа. Тело высушивали, обматывали
тонкими бинтами, изготавливали
1) саркофаг
2) мумию
3) гробницу
I
Тема 3. Древний Египет
5. Рассказывая о египетской письменности, мы обязательно на­
зовём
1) иероглифы
2) бумагу
3) папирус
4) чернила
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
6. Установите соответствие между именами и их описанием. За­
пишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
ОПИСАНИЕ
1) бог Солнца
2) фараон, при котором Египет достиг
наивысшего могущества
3) фараон, чья гробница сохранилась
до наших дней в первозданном виде
ИМЕНА
A) Тутмос III
Б) Тутанхамон
B) Амон-Ра
Ответ: А Б В
7. Фараону подчинялись (продолжите перечень)
1) жрецы
2) вельможи
3 ) __________________________
4 ) __________________________
5 ) __________________________
6) _____________________________
8. Высший правитель, главный судья, живой бог, высший вое­
начальник —
1) это названия государственных должностей в Египте
2) это титулы фараона
3) это обязанности верховного жреца
9. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Земледельцам приходилось много трудиться. Особых усилий
требовало строительство каналов и земляных насыпей, необ­
ходимых д л я ___________________ полей. Поля, куда вода не
доходила, поливали при помощи специальных приспособле­
ний — __________________ . Земледельцы отдавали в казну
часть урожая и скота — платили__________________ .
^ JSS
&
Раздел II. Древний Восток
ГЛ
В

в
& ^ 10. Для государства Египет характерны следующие признаки
(укажите несколько)
1) власть в Египте принадлежала фараону
2) писцы по приказу вельмож собирали налоги в казну
3) появились земледелие и ремесло
4) египтяне верили в многочисленных богов
5) фараону служило постоянное войско
Вариант 1. Верно ли следующее утверждение?
Египетское государство возникло примерно за 3 тысячи лет
до н. э. в результате объединения Южного и Северного
Египта.
1) верно 2) неверно
2. Боевые колесницы
1) стоили дорого, принадлежали лишь знатным египтянам
2) обычно применялись в самом начале сражения
3) были единственным родом войск в Египте
3. Во внутреннее помещение храма, где стояла статуя бога, мог­
ли войти
1) жрецы
2) фараон и вельможи
3) только фараон
4. Египтяне верили, что будут жить вечно в царстве мёртвых.
Они заботились о сохранении тела умершего: в него должна,
думали они, вернуться душа. Для фараонов возводились осо­
бые гробницы. Они считаются первым из чудес света. Это
1) саркофаги
2) пирамиды
3) храмы
5. Рассказывая о власти фараона, мы обязательно назовём его
титулы
1) высший военачальник
2) верховный жрец
3) высший судья
4) живой бог
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
I
Тема 3. Древний Египет
Установите соответствие между понятием и его значением.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующи­
ми буквами.
ПОНЯТИЕ ЗНАЧЕНИЕ
A) сфинкс
Б) храм
B) Осирис
1) фараон и судья в царстве мёртвых
2) существо с телом льва и головой человека
3) жилище богов
А Б В
Египетские фараоны совершали походы (продолжите пере­
чень)
1) в Нубию
2) в Сирию
3 ) ____________________________________________________
4 ) ____________________________________________________
5 ) ____________________________________________________
6) __________________________________________________________
Осирис, Исида, Гор
1) лишь этим богам поклонялись египтяне
2) Осирис был мужем Исиды, Гор — их сыном
3) эти боги правили в царстве мёртвых
Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Египетские школы готовили писцов и _____________ . Здесь
учили считать и ________________. Овладение «священным
письмом» — ___________________________ требовало больших
усилий. Вознаграждением был почёт, которым окружали гра­
мотных людей. Писца, например, называли «___________ его
величества».
jeS
JS$
jg$
10. Для государства Египет характерны следующие признаки
(укажите несколько)
1) фараон был наследственным правителем страны
2) фараону служило войско
3) египтяне научились изготавливать материал для пись­
ма — папирус
4) земледельцы научились орошать поля
5) во дворце фараона находилась казна, которая пополнялась
за счёт налогов.
л&Ш
Раздел И. Древний Восток
£ ^ jgS"ТЕМА Западная Азия в древности
Тест 1. Древнее Двуречье. Законы Хаммурапи
Вариант 1. Древнее Двуречье — это страна, находившаяся
1) на северо-восточных границах Египта между реками Тигр
и Евфрат
2) в нескольких сотнях километров к северо-востоку от Египта
между реками Тигр и Евфрат
3) в нескольких сотнях километров от Египта между реками
Нил и Тигр
2. Письменность, возникшая в Древнем Двуречье
1) иероглифы
2) буквы
3) клинопись
3. Установите соответствие между именами, названиями и их
значениями. Запишите в таблицу выбранные цифры под со­
ответствующими буквами.
ИМЯ, НАЗВАНИЕ
A) Иштар
Б) Вавилон
B) Шамаш
ЗНАЧЕНИЕ
1) богиня плодородия и любви в
Древнем Двуречье
2) бог солнца, вручивший царю
Хаммурапи жезл — знак власти
над людьми
3) город, победивший в борьбе за
господство в Двуречье
Ответ: А Б В
Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) основание городов Ур и Урук
Б) законы царя Хаммурапи
B) возвышение Вавилона
Ответ:
I
Тема 4. Западная Азия в древности
5. Преступник должен быть наказан так, чтобы он испытал то,
что причинил своей жертве. В основе этого правила, установ­
ленного законами Хаммурапи, лежал принцип
1) «око за око, зуб за зуб»
2) «царские законы — воля богов»
3) «царь получает власть от богов»
Вариант Государства Древнего Двуречья появились
1) примерно 5 тысяч лет назад, значительно раньше Египта
2) примерно 5 тысяч лет назад, в одно время с Египтом
3) примерно 5 тысяч лет назад, значительно позже Египта
Материал для письменности в Древнем Двуречье
1) иероглифы
2) папирус
3) глиняные таблички
Установите соответствие между названиями и их значениями.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
НАЗВАНИЕ ЗНАЧЕНИЕ
A) Ур и Урук
Б) Тигр и Евфрат
B) Шамаш и Сина
1) древние города Двуречья
2) бог солнца и бог луны в Древнем
Двуречье
3) реки, давшие название Двуречью
А Б В
Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) изобретение клинописи
Б) законы Хаммурапи
B) объединение почти всего Двуречья вокруг Вавилона
Ответ:
Будущие правители не смеют изменить или отменить законы,
принятые царём Хаммурапи. В основе этого правила лежал
принцип
1) «царские законы — воля богов»
2) «око за око, зуб за зуб»
3) «царь получает власть от богов»
^ JSS
&
Раздел II. Древний Восток
-ё?Г2 а
3 _
Тест 2. Финикийские мореплаватели
Вариант 1. В отличие от Египта и Двуречья, на территории Финикии
1) не было крупных рек и плодородных долин
2) было много места для полей и пастбищ
3) не было высоких гор
2. Поселения, основанные финикийцами в местах, которые они
постоянно посещали
1) гавани
2) колонии
3) деревни
3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Основными занятиями финикийцев были _______________ и
_______________________________ . Купцы везли на своих быст­
рых кораблях льняное полотно из _____________ и изделия,
которыми славилась сама Финикия — ____________________
ткани, бусы и сосуды и з ______________ .
4. Тигр, Библ, Сидон
1) это торговые порты Финикии
2) это города в Северной Африке и Испании, с которыми
торговали финикийские купцы
3) это торговые города, расположенные в отдалённых от по­
бережья районах Финикии
5. Финикийцы первыми создали
1) буквы
2) письменность
3) алфавит
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
Вариант 1. В отличие от Египта и Двуречья, основное занятие фини­
кийцев
1) торговля
2) ремесло
3) земледелие
Тема 4. Западная Азия в древности
2. Письмо, основанное на передаче звуков специальными знач­
ками
1) иероглифическое
2) буквенное
3) клинописное
3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова.
Финикийцы основывали в странах, с которыми они торгова­
ли, свои поселения — ________________. Выгода состояла в
том, что товар они продавали не чужеземцам, а жившим в
этих поселениях ________________________________________ .
Самое знаменитое из этих поселений — расположенный в Се­
верной Африке город __________________ . Из Северной Евро­
пы финикийцы везли олово и _______________.
-£ГJSS
4. Прозрачное стекло, пурпурные ткани
1) это изделия, которые первыми научились изготавливать
финикийцы
2) это изделия, которые финикийские купцы привозили на
родину
3) это изделия, секрет изготовления которых финикийцы
заимствовали у египтян
5. Финикия славилась
1) виноградниками и оливковыми рощами
2) обширными полями и пастбищами
3) строительным лесом
Найдите и укажите номер понятия, лишнего в этом перечне.
-£^^ Тест 3. Библейские сказания.
Древнееврейское царство
Вариант 1. Наиболее древняя часть Библии — Ветхий Завет — содер­
жит
1) еврейские предания и мифы
2) еврейские предания, мифы, рассказы о старине
3) еврейские предания, мифы, рассказы о старине, размыш­
ления мудрецов, древние законы, предписания, обычаи
j£$"з
I
Раздел И. Древний Восток
j£f 2. Установите соответствие между именами исторических лич­
ностей и их деятельностью. Запишите в таблицу выбранные
цифры под соответствующими буквами.
ИМЕНА
А) Саул 1)
Б) Самсон
В) Моисей 2)
3)
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
древнееврейский законодатель, вывед­
ший евреев из египетского плена
могучий богатырь, чья сила, согласно
преданию, заключалась в его волосах
первый правитель Израильского царства
А Б В
&
3. Древнейшие предания Ветхого Завета (продолжите перечень)
1) о сотворении мира
2) о первых людях — Адаме и Еве
3) _______________________________________________________
4) _______________________________________________________
5) _______________________________________________________
4. Моисей, заповеди, скрижали, завет — что объединяет эти
слова?
1) Моисей дал людям заповеди (правила), записанные на
скрижалях (каменные доски), и назвал их заветом
2) Бог вручил Моисею скрижали, где были записаны запове­
ди, а люди заключили с Яхве завет (договор), обещая вы­
полнять данные им заповеди
3) люди заключили с Моисеем завет (договор) о выполнении
записанных на скрижалях заповедей
5. Расположите в хронологической последовательности следую­
щие события. Запишите буквы, которыми обозначены собы­
тия, в правильной последовательности в таблицу.
A) Соломон строит храм в Иерусалиме
Б) евреи уходят из египетского плена
B) Давид побеждает Голиафа
Г) Иосиф становится влиятельным вельможей в Египте
Ответ:
Тема 4. Западная Азия в древности
Вариант Древние евреи
1) подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим
богам
2) в отличие от египтян и вавилонян поклонялись одному богу
3) подобно египтянам и вавилонянам поклонялись многим
богам, но постепенно пришли к единобожию
Установите соответствие между именами, названием и их
описанием. Запишите в таблицу выбранные цифры под соот­
ветствующими буквами.
ОПИСАНИЕ
1) победитель Голиафа, царь, при
котором столицей Израильского
царства стал Иерусалим
2) царь Израиля, великий законо­
датель и мудрец
3) крепость, рухнувшая от звуков
труб и криков воинов






 

 


Категория: История | Добавил: Админ (11.08.2016)
Просмотров: | Теги: Вигасина | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar