Тема №10759 Ответы к тесту по истории на тему "Выбор пути развития России при Александре I" 3 варианта
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тесту по истории на тему "Выбор пути развития России при Александре I" 3 варианта из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тесту по истории на тему "Выбор пути развития России при Александре I" 3 варианта, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1. Выбор пути развития России при Александре I

Вариант 1

А

А1. В состав Российской империи в начале XIX в. вошла территория

1) Украины 2) Восточной Сибири 3) Финляндии 4) Хивинского ханства

 

А2. Кто из перечисленных лиц разрабатывал проекты реформ государственного управления в годы царствования Александра I?

1) М.М. Сперанский 2) С.Ю. Витте 3) П.А. Столыпин 4) А.Д. Меншиков

 

А3. Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) Заграничный поход русской армии 2) учреждение военных поселений

3) подписание Тильзитского мира 4) создание Свода законов Российской империи

 

А4. Кто из декабристов был членом «Южного общества»?

1) П.И. Пестель 2) М.С. Лунин 3) С.П. Трубецкой 4) Н.М. Муравьев

 

А5. В ряду причин, побудивших Александра I в начале его царствования приступить к разработке проектов либеральных реформ, было влияние

1) идей славянофильства 2) теории официальной народности

3) идей Просвещения 4) теорий «общинного социализма»

 

А6. Что из названного относится к причинам возникновения декабристских организаций?

1) широкое распространение идей западничества

2) недовольство проектами реформ М.М. Сперанского

3) рост национального самосознания, вызванный Отечественной войной 1812 г.

4) широкое распространение идеи славянофильства в России

 

А7. Какие органы управления были заменены в начале XIX в. министерствами?

1) коллегии 2) земства 3) приказы 4) Земские соборы

 

А8. Указ о «вольных (свободных) хлебопашцах» предусматривал

1) отмену крепостной зависимости крестьян

2) право помещиков отпускать крестьян на волю с землей за выкуп

3) освобождение крестьян от временнообязанного состояния

4) право крестьян выходить из общины с землей

 

А9. Кружок друзей Александра I, обсуждавший в начале его царствования идеи реформ, назывался

1) Избранной радой 2) Государственным советом 3) Негласным комитетом 4) Тайной канцелярией

 

А10. Основание А. А. Аракчеевым военных поселений в России произошло в

1) 1780-е гг. 2) 1810-е гг. 3) 1860-е гг. 4) 1900-е гг.

 

А11. Отметьте причину дворцовых переворотов.

1) заинтересованность дворянства в расширении своих привилегий

2) стремление иностранных держав усилить свое влияние на политику российских императоров

3) неспособность правителей решать внутренние экономические проблемы

4) недовольство высшего общества внешней политикой самодержцев

 

А12. Что было одной из причин поражения выступления декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге?

1) совместные действия Николая I и великого князя Константина против декабристов

2) недостаточная подготовка к вооруженному выступлению участников Южного общества

3) неявка на Сенатскую площадь С. П. Трубецкого, назначенного диктатором восстания

4) желание приведенных на Сенатскую площадь солдат сохранить верность Николаю I

 

А13. Кто из названных лиц были героями-партизанами Отечественной войны 1812 г.?

1) М.И. Кутузов, М.Б. Барклай де Толли 2) В. Кожина, Г. Курин

3) П.И. Багратион, А.П. Ермолов 4) Н.Н. Раевский, М.И. Платов

А14. Кто из названных лиц был современником императора Александра I?

1) М.М. Сперанский 2) С.Ю. Витте 3) П.А. Столыпин 4) К.П. Победоносцев

 

А15. «Священный союз» - это

1) уния (союз) католической и православной церквей

2) орган, призванный наблюдать за Наполеоном на острове Святой Елены

3) создание объединенных вооруженных сил европейских государств с целью противостоять агрессии одной из стран континента против другой

4) союз, созданный монархами Европы для поддержания на континенте существующего положения

 

В

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

А) восстание под руководством Е. Пугачева Б) церковный раскол

В) присоединение Новгорода к Московскому государству Г) восстание декабристов

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

В2. Расположите имена исторических лиц в хронологической последовательности их жизни и деятельности.

А) Павел Пестель Б) Малюта Скуратов В) Александр Меншиков Г) Дмитрий Пожарский

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

В3. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и укажите, о каком сражении идет речь.

«В четвертом часу пополудни французская армия приблизилась к генеральной позиции нашей. Тут Наполеон пошел, не медля нисколько, на наш выступ ленный редут, у села Шевардино устроенный, и овладел было им; но он, переходя из власти во власть, при третьем разе, уже в сумерки, отнятый князем Багратионом, остался за нами, пока его не покинули около полуночи уже».

Ответ:______________

 

В4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь.

«Вступление на престол [императора] обещало России светлое будущее… Уже в начале мая 1801 года он имел совещание с близкими людьми о необходимости преобразования политического строя государства, а в июне того же года открылись заседания неофициального комитета по разным вопросам предлагаемой реформы. Членами означенного комитета были: В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев, князь Адам Чарторыйский и граф П.А. Строганов».

Ответ: ___________

 

В5. Прочтите отрывок из сочинения А. С. Пушкина и напишите название войны, о событиях которой идет речь.

«,, Москва взята, - сказала она мне… - Они зажгли Москву. Москва горит уже два дни”. <…> - Боже мой! Он погиб, - сказал Сеникур, - как, разве вы не видите, что пожар Москвы есть гибель всему французскому войску, что Наполеону негде, нечем будет держаться, что он принужден будет скорее отступить сквозь разоренную, опустелую сторону при приближении зимы с войском расстроенным и недовольным».

Ответ: ___________

 

В6. Прочтите отрывок из воспоминаний очевидца событий и укажите название войны, с которой связаны описанные факты.

«На второй день после того, как мы покинули Москву, мы увидели громадные столбы дыма. А вслед за тем целое море огня. Москва пылала, объятая пламенем со всех сторон. После нескольких переходов мы стали… близ деревни… насыпаны редуты и батареи. Войска заняли укрепленный лагерь, можно было наконец не спеша и передохнуть».

Ответ: __________

 

В7. Какие из перечисленных ниже событий связаны с Отечественной войной 1812 г.? Укажите два верных события из пяти предложенных. Запишите цифры, соответствующие правильным ответам.

1) Смоленское сражение 2) оборона Шипки 3) сражение у Лесной

4) Тарутинский марш-маневр 5) Синопское морское сражение

Ответ: __________

 

С

С1. Охарактеризуйте основные программные требования декабристов. Назовите два основных программных документа декабристского движения.

9 класс Подготовка к ГИА: Блок 8 класса

1. Выбор пути развития России при Александре I

(«Либеральные реформы Александра I», «Направления внешней политики Александра I», «Начало Отечественной войны 1812 г.», «Победа в Отечественной войне 1812 г.», «Россия после победы над Наполеоном: между либерализмом и консерватизмом», «Восстание декабристов: разрыв государства и общества»)

 

Вариант 2

А

А1. Идея освобождения крестьян от крепостной зависимости и наделения их землей в размере двух десятин на двор содержалась

1) в «Русской Правде» П. Пестеля 2) в Уставной грамоте Н. Новосильцева

3) в Конституции Н. Муравьева 4) в «Положении о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»

 

А2. Процесс преобразований во всех сферах жизни общества и государства. Существенно изменяющий традиционные устои и усиливающий темпы развития, называется

1) индустриализацией 2) модернизацией 3) коллективизацией 4) монополизацией

 

А3. Отметьте причину появления тайных обществ в России в первой четверти XIX в.

1) усиление контактов с западными странами

2) недовольство высшего чиновничества реформами Александра I

3) стремление правительства привлечь общество к разработке проектов реформ

4) недовольство церкви внутренней политикой царского правительства

 

А4. Политический или военный союз между государствами, а также между партиями

1) репарация 2) коалиция 3) фракция 4) репатриация

 

А5. Как в XVIII-XIX вв. назывались лично зависимые крестьяне, отрабатывавшие барщину на земле помещика или выплачивавшие помещику оброк?

1) крепостные 2) батраки 3) закупы 4) временнообязанные

 

А6. В 1812 г. русским войскам удалось вынудить Наполеона отступить по разоренной Смоленской дороге в результате сражения

1) при Бородино 2) у Лесной 3) у Березины 4) под Малоярославцем

 

А7. Что было одним из результатов победы России в Отечественной войне 1812 г. и Заграничного похода русской армии 1813-1814 гг.?

1) усиление позиций России в Европе 2) завоевание Россией выхода к Балтийскому морю

3) образование Тройственного союза 4) вхождение Пруссии в состав Российской империи

 

А8. По Тильзитскому миру с Францией Россия обязывалась

1) вступить в коалицию «сердечного согласия»

2) уничтожить все укрепления на Черноморском побережье

3) присоединиться к континентальной блокаде против Англии

4) вступить в Союз трех императоров

 

А9. Что из названного было одной из причин военного столкновения России и наполеоновской Франции?

1) борьба России и Франции за Кавказ и Среднюю Азию

2) столкновение России и Франции из-за проливов Босфор и Дарданеллы

3) несоблюдение Россией условий Тильзитского мира

4) борьба Александра I с наследием Французской революции

 

А10. Негласный комитет эпохи Александра I – это

1) тайная полиция 2) комиссия по разработке конституции Российской империи

3) кружок близких друзей императора 4) комиссия по крестьянскому вопросу

 

В

В1. Какие из перечисленных ниже государственных деятелей входили в состав Негласного комитета при императоре Александре I? Укажите два верных положения из пяти предложенных. Обведите цифры, соответствующие верным ответам, и запишите их в указанном месте без дополнительных символов.

1) В.П. Кочубей 2) А.А. Чарторыйский 3) Е.Ф. Канкрин 4) М.М. Сперанский 5) А.А. Аракчеев

Ответ:_________

 

В2. О каком явлении Отечественной войны 1812 г. идет речь в документе: «…Поселяне одной Калужской губернии с того времени, как неприятель коснулся их границ, будучи вспомоществуемы казаками Быхалова, убили и взяли в плен слишком 6000 человек неприятелей; ежедневно приходят они просить оружие, умоляют начальников отрядов дать им случай к поражению врага, и просьбы их по возможности выполняются. Много есть подвигов знаменитых, учиненных почтенными нашими поселянами…»?

Ответ:_____________

 

В3. Расположите события в хронологической последовательности.

А) сооружение Успенского и Дмитриевского соборов Б) сооружение Золотых ворот в Киеве

В) сооружение Грановитой палаты Г) постройка здания Адмиралтейства

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

В4. Прочтите отрывок из воспоминаний участника событий и напишите название войны, о которой идет речь.

«Жестокая схватка перед Москвой сначала заставила поверить в то, что русские самым серьезным образом намерены защищать этот город, но передовой отряд французской армии… оказался на близлежащих к городу высотах, и вид Москвы, открывшийся перед французским отрядом, вызвал у них прилив сильнейшей радости… У французских солдат возникла надежда, что там, в Москве, их ожидает отдых и, особенно, изобилие всего, в чем они нуждались».

Ответ: _________

 

В5. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, о котором идет речь.

«[Император] своими обещаниями и послаблениями в начале царствования, проектами различных реформ (Негласный тайный комитет, затем промыслы Сперанского) возбудил много надежд на близкие коренные перемены – отмену крепостного права, конституцию. После победы над Наполеоном реформы были явно «задвинуты» или забыты; вместо них – аракчеевщина, военные поселения, Священный союз».

Ответ: _________

 

В6. Прочтите отрывок из указа императора и укажите имя, пропущенное в тексте.

«Призвав Бога в помощь, размыслив зрело о предмете, столь близком к Нашему сердцу и столь важном для Государства и находя, что существующие постановления о порядке наследования престола у имеющих на него право не отъемлют свободы отрещись от сего права в таких обстоятельствах, когда за сим не предстоит никакого затруднения в дальнейшем наследовании Престола… Мы определили: во-первых, свободному отречению первого Брата Нашего Цесаревича и Великого Князя Константина Павловича от права на Всероссийский Престол быть твердым и неизменным… Во-вторых, вследствие того на точном основании акта о наследовании Престола Наследником Нашим быть второму брату Нашему _________».

Ответ: ___________

С

Прочтите текст и выполните задания. В ответах используйте информацию источника, а также знания из курса истории.

Из работы историка Е. Тарле

«Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской.

И когда Наполеону в ночь и после битвы доложили, что 47 его генералов убиты или тяжело ранены, что несколько десятков тысяч солдат его армии лежат мертвые или раненые на поле битвы, когда он лично убедился, что ни одно из данных им до сих пор больших сражений не может сравниться по ожесточению и кровопролитию с Бородином, то (хотя это тоже не помешало ему провозгласить Бородино своей победой) он, одержавший на своем веку столько настоящих, бесспорных побед, не мог, конечно, не понимать, что если Лоди или Риволи, или битву под пирамидами, или истребление турецкой армии под Абукиром, или Моренго, или Аустерлиц, или Йену, или Фридланд, или Ваграм можно назвать победами, то для Бородина нужно придумать какое-нибудь иное определение».

С1. В ходе какой войны произошли описанные в документе события?

 

С2. Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинского сражения для русской армии?

 

С3. Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым?

 

С4. Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном?

 

9 класс Подготовка к ГИА: Блок 8 класса

1. Выбор пути развития России при Александре I

(«Либеральные реформы Александра I», «Направления внешней политики Александра I», «Начало Отечественной войны 1812 г.», «Победа в Отечественной войне 1812 г.», «Россия после победы над Наполеоном: между либерализмом и консерватизмом», «Восстание декабристов: разрыв государства и общества»)

 

Вариант 3

А

А1. В каком году в России были учреждены министерства вместо коллегий?

1) 1762 г. 2) 1802 г. 3) 1848 г. 4) 1894 г.

 

А2. Деятельность Северного общества относится к

1) 1790-1796 гг. 2) 1821-1825 гг. 3) 1836-1855 гг. 4) 1876-1881 гг.

 

А3. В каком году произошло сражение при Бородино?

1) 1807 г. 2) 1812 г. 3) 1814 г. 4) 1818 г.

 

А4. В каком году произошло выступление декабристов на Сенатской площади в Санкт-Петербурге?

1) 1801 г. 2) 1816 г. 3) 1821 г. 4) 1825 г.

 

А5. П. И. Пестель был одним из руководителей

1) «Народной воли» 2) Союза борьбы за освобождение рабочего класса

3) «Земли и воли» 4) Южного общества

 

А6. Кто из перечисленных военачальников прославился во время Отечественной войны 1812 г.?

1) П. И. Багратион 2) А. А. Брусилов 3) А. В. Суворов 4) П. С. Нахимов

 

А7. Учреждение министерств, Государственного совета, военных поселений – все эти мероприятия были проведены в годы царствования

1) Екатерины II 2) Павла I 3) Александра I 4) Александра III

 

А8. Что было одной из причин возникновения Северного и Южного тайных обществ декабристов?

1) поражение России в Крымской войне 2) массовые аресты представителей оппозиции

3) введение бессрочного сыска беглых крестьян 4) отход Александра I от политики либеральных реформ

 

А9. В соответствии с законодательством Российской империи сословием являлось (-лась, -лись):

1) интеллигенция 2) буржуазия 3) крестьянство 4) рабочие

 

А10. Прочтите отрывок из документа и укажите дату события, о котором идет речь.

«Шум и крик делались беспрестанны, и частые выстрелы перелетали через голову. Наконец, народ начал также колебаться, и многие перебегали к мятежникам, пред которыми видны были люди невоенные. Одним словом, ясно становилось, что не сомнение в присяге было истинной причиной бунта, но существование другого важнейшего заговора делалось очевидным. «Ура, Конституция!» - раздавалось и принималось чернью за ура, произносимое в честь супруги Константина Павловича!»

1) 11 марта 1801 г. 2) 14 декабря 1825 г. 3) 9 января 1905 г. 4) 25 октября 1917 г.

 

А11. Прочтите отрывок из донесения военачальника и укажите фамилию его автора.

«… войска наши, удержав почти все свои места, оставались на оных. Я заметя большую убыль и расстройство в баталионах после столь кровопролитного сражения и превосходства сил неприятеля, для соединения армии оттянул войска на высоту, близ Можайска лежащую… Сей день пребудет вечным памятником мужества и отличной храбрости российских воинов, где пехота, кавалерия и артиллерия сражались отчаянно. Желание всякого было умереть на месте и не уступить неприятелю. Французская армия… будучи в превосходнейших силах, не превозмогла твердостью духа российского солдата, жертвовавшего с бодростью жизнию за отечество».

1) М.И. Кутузов 2) М.Б. Барклай де Толли 3) П.И. Багратион 4) Н.Н. Раевский

 

В

В1. Прочтите отрывок из записок современника и напишите фамилию государственного деятеля, пропущенную в отрывке.

«После окончания войны Александр I возымел странную и несчастную мысль: завести военные поселения… Он полагал получить из этих округов и рекрут, с детства уже готовившихся в военную службу, и продовольствие, и обмундирование, и вооружение их… а остальную часть России освободить от рекрутства и податей. Здесь не место излагать невозможность и неисполнимость миллионом людей производить то, что добывали дотоле с трудом и истощением пятьдесят миллионов. Скажу только об исполнении. Оно возложено было Александром I на ___________».

Ответ: __________

 

В2. Прочтите отрывок из рассказа современника и напишите, как назывались участники выступления, о котором идет речь.

«Как и многие его сверстники, участники войн с Наполеоном, М. П. Бестужев-Рюмин надеялся, что военная победа будет прологом периода реформ… Но если начало царствования Александра I обнадеживало, то в последние его годы гнет деспотизма стал еще более невыносимым. Смерть Александра I и начавшееся междуцарствие ускорили восстание участников общественного движения, но оно было потоплено в крови. Новый царь Николай I расправился с восставшими, пятерых присудили к повешению, сотни сосланы на каторгу с Сибирь».

Ответ: __________

 

В3. Установите соответствие между именами государственных деятелей и их характеристиками.

Деятели Характеристика

1) М.Б. Барклай де Толли А) Российский дипломат, представлял Россию на Венском конгрессе

2) М.И. Кутузов Б) руководитель восстания в Греции против османского ига

3) Д.В. Давыдов В) военный министр, командовал объединенными войсками союзников

4) К.В. Нессельроде во время заграничного похода

Г) главнокомандующий всеми русскими армиями, светлейший князь

Д) командир армейского партизанского отряда

1

2

3

4

 

 

 

 

 

С

Прочитайте текст и выполните задания С1 и С2, относящиеся к истории России начала XIX в.

Период правления императора Александра I остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало».

 

С1. Объясните, что позволило А.С. Пушкину назвать первый период царствования Александра I – «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее трех аргументов.

 

С2. Приведите примеры (не менее двух) проведенных в этот период преобразований.

____

Прочитайте фрагмент сочинения А.С. Пушкина о Н.М. Карамзине, ответьте на вопросы.

«Появление «Истории государства Российского» (как и надлежало быть) наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц, чего не ожидал и сам Карамзин. Светские люди бросились читать историю своего отечества. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени нигде ни о чем ином не говорили. Признаюсь, ничего нельзя вообразить глупее светских рассуждений, которые удалось мне слышать; они были в состоянии отучить хоть кого от охоты к славе. Одна дама (впрочем, очень милая), при мне открыв вторую часть, прочла вслух: «Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его… Однако! зачем не но? однако! Чувствуете ли всю ничтожность вашего Карамзина?» В журналах его не критиковали: у нас никто не в состоянии исследовать, оценить огромное создание Карамзина.

Каченовский бросился на предисловие. Никита Муравьев, молодой человек, умный и пылкий, разобрал предисловие (предисловие!). Михаил Орлов в письме к Вяземскому пенял Карамзину, зачем в начале свего творения не поместил он какой-нибудь блестящей гипотезы о происхождении славян, то есть требовал от историка не истории, а чего-то другого. Некоторые остряки за ужином переложили первые главы Тита Ливия слогом Карамзина; зато почти никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет, во время самых лестных успехов, и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. Примечания к русской истории свидетельствуют обширную ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно заключен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению. Многие забывали, что Карамзин печатал свою «Историю» в России, в государстве самодержавном; что государь, освободив его от цензуры, сим знаком доверенности налагал на Карамзина обязанность всевозможной скромности и умеренности. Повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».

 

С3. Как встретила образованная Россия труд Н.М. Карамзина? Почему это было неожиданно для него?

С4. Как отреагировали представители общественности на труд историка? Приведите примеры из текста. Чью позицию А.С. Пушкин критикует?

С5. Почему А. С. Пушкин называет творение Карамзина «подвигом»?

 

9 класс Подготовка к ГИА: Блок 8 класса

1. Выбор пути развития России при Александре I

(«Либеральные реформы Александра I», «Направления внешней политики Александра I», «Начало Отечественной войны 1812 г.», «Победа в Отечественной войне 1812 г.», «Россия после победы над Наполеоном: между либерализмом и консерватизмом», «Восстание декабристов: разрыв государства и общества»)

 

Вариант 1

А

А1 – 3

 

А2 – 1

 

А3 – 3

 

А4 – 1

 

А5 – 3

 

А6 – 3

 

А7 – 1

 

А8 – 2

 

А9 – 3

 

А10 – 2

 

А11 – 1

 

А12 – 3

 

А13 – 2

 

А14 – 1

 

А15 – 4

 

В

В1 – В-Б-А-Г

 

В2 – Б-Г-В-А

 

В3 – Бородинское (бой за Шевардинский редут)

 

В4 – Александр I

 

В5 – Отечественная (война)

 

В6 – Отечественная (война)

 

В7 – 1, 4

 

С

С1 – «Русская Правда» Павла Пестеля (Южное общество) и «Конституция» Никиты Муравьева (Северное общество)

Охарактеризуйте основные программные требования декабристов. Назовите два основных программных документа декабристского движения.

 

 

 

 

 

Вариант 2

А

А1 – 3

 

А2 – 2

 

А3 – 1

 

А4 – 2

 

А5 – 1

 

А6 – 4

 

А7 – 1

 

А8 – 3

 

А9 – 3

 

А10 – 3

 

В

В1 – 1, 2

 

В2 – народная война

 

В3 - . Расположите события в хронологической последовательности.

А) сооружение Успенского и Дмитриевского соборов Б) сооружение Золотых ворот в Киеве

В) сооружение Грановитой палаты Г) постройка здания Адмиралтейства

Ответ:

1

2

3

4

 

 

 

 

 

В4 – Отечественная

 

В5 – Александр

 

В6 – Николаю

С

Прочтите текст и выполните задания. В ответах используйте информацию источника, а также знания из курса истории.

Из работы историка Е. Тарле

«Когда Кутузову представили ночью первые подсчеты и когда он увидел, что половина русской армии истреблена в этот день, 7 сентября, он категорически решил спасти другую половину и отдать Москву без нового боя. Это не помешало ему провозгласить, что Бородино было победой, хоть он и был удручен. Победа моральная была бесспорно. А в свете дальнейших событий можно утверждать, что и в стратегическом отношении Бородино оказалось русской победой все-таки больше, чем французской.

И когда Наполеону в ночь и после битвы доложили, что 47 его генералов убиты или тяжело ранены, что несколько десятков тысяч солдат его армии лежат мертвые или раненые на поле битвы, когда он лично убедился, что ни одно из данных им до сих пор больших сражений не может сравниться по ожесточению и кровопролитию с Бородином, то (хотя это тоже не помешало ему провозгласить Бородино своей победой) он, одержавший на своем веку столько настоящих, бесспорных побед, не мог, конечно, не понимать, что если Лоди или Риволи, или битву под пирамидами, или истребление турецкой армии под Абукиром, или Моренго, или Аустерлиц, или Йену, или Фридланд, или Ваграм можно назвать победами, то для Бородина нужно придумать какое-нибудь иное определение».

С1. Отечественной войны 1812 г.

 

С2. Как М.И. Кутузов оценивал итоги Бородинского сражения для русской армии?

 

С3. Какое решение и почему было принято М.И. Кутузовым?

 

С4. Чем Бородинское сражение для французов отличалось от других, выигранных Наполеоном?

Вариант 3

А

А1 – 2

 

А2 – 2

 

А3 – 2

 

А4 – 4

 

А5 – 4

 

А6 – 1

 

А7 – 3

 

А8 – 4

 

А9 – 3

 

А10 – 2

 

А11 – 1

 

В

В1 – Аракчеева

 

В2 – либеральные дворяне (декабристы)

 

В3.

1

2

3

4

В

Г

Д

А

 

С

Прочитайте текст и выполните задания С1 и С2, относящиеся к истории России начала XIX в.

Период правления императора Александра I остался в памяти у современников как «дней Александровых прекрасное начало».

 

С1. Объясните, что позволило А.С. Пушкину назвать первый период царствования Александра I – «дней Александровых прекрасное начало»? Укажите не менее трех аргументов.

 

С2. Приведите примеры (не менее двух) проведенных в этот период преобразований.

____

Прочитайте фрагмент сочинения А.С. Пушкина о Н.М. Карамзине, ответьте на вопросы.

«Появление «Истории государства Российского» (как и надлежало быть) наделало много шуму и произвело сильное впечатление. 3000 экземпляров разошлись в один месяц, чего не ожидал и сам Карамзин. Светские люди бросились читать историю своего отечества. Она была для них новым открытием. Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка Колумбом. Несколько времени нигде ни о чем ином не говорили. Признаюсь, ничего нельзя вообразить глупее светских рассуждений, которые удалось мне слышать; они были в состоянии отучить хоть кого от охоты к славе. Одна дама (впрочем, очень милая), при мне открыв вторую часть, прочла вслух: «Владимир усыновил Святополка, однако ж не любил его… Однако! зачем не но? однако! Чувствуете ли всю ничтожность вашего Карамзина?» В журналах его не критиковали: у нас никто не в состоянии исследовать, оценить огромное создание Карамзина.

Каченовский бросился на предисловие. Никита Муравьев, молодой человек, умный и пылкий, разобрал предисловие (предисловие!). Михаил Орлов в письме к Вяземскому пенял Карамзину, зачем в начале свего творения не поместил он какой-нибудь блестящей гипотезы о происхождении славян, то есть требовал от историка не истории, а чего-то другого. Некоторые остряки за ужином переложили первые главы Тита Ливия слогом Карамзина; зато почти никто не сказал спасибо человеку, уединившемуся в ученый кабинет, во время самых лестных успехов, и посвятившему целых 12 лет жизни безмолвным и неутомимым трудам. Примечания к русской истории свидетельствуют обширную ученость Карамзина, приобретенную им уже в тех летах, когда для обыкновенных людей круг образования и познаний давно заключен и хлопоты по службе заменяют усилия к просвещению. Многие забывали, что Карамзин печатал свою «Историю» в России, в государстве самодержавном; что государь, освободив его от цензуры, сим знаком доверенности налагал на Карамзина обязанность всевозможной скромности и умеренности. Повторяю, что «История государства Российского» есть не только создание великого писателя, но и подвиг честного человека».

 

С3. Как встретила образованная Россия труд Н.М. Карамзина? Почему это было неожиданно для него?

С4. Как отреагировали представители общественности на труд историка? Приведите примеры из текста. Чью позицию А.С. Пушкин критикует?

С5. Почему А. С. Пушкин называет творение Карамзина «подвигом»?


Категория: История | Добавил: (12.01.2017) Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0

Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar