Тема №9582 Ответы к задачам по истории олимпиада 9 класс 2016-2017
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по истории олимпиада 9 класс 2016-2017 из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по истории олимпиада 9 класс 2016-2017, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ИСТОРИИ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
9 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким), его содержание впишите в отведённое поле, запись ведите чётко
и разборчиво;
‒ при ответе на тесты определите верный ответ, обведите кружком
цифру(-ры), соответствующую(-ие) выбранному Вами ответу.
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами
жюри количество баллов, но не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы в двух форматах –
итог Вашей работы. Максимальное количество баллов – 130.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам
жюри.
Желаем успеха! 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
2
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
В заданиях 1–3 дайте один верный ответ. Ответ внесите в таблицу.
1. О каком князе писал историк Н.М. Карамзин?
«Король шведский, досадуя на россиян за частые опустошения Финляндии,
послал зятя своего, Биргера, на ладиях в Неву, к устью Ижеры, с великим
числом шведов, норвежцев, финнов. Сей вождь опытный, дотоле счастливый,
думал завоевать Ладогу, самый Новгород, и велел надменно сказать <князю>:
«Ратоборствуй со мною, если смеешь; я стою уже в земле твоей». <Князь> не
изъявил ни страха, ни гордости послам шведским, но спешил собрать войско;
молился с усердием в Софийской церкви… и, вышедши к своей малочисленной
дружине, с весёлым лицом сказал: «Нас немного, а враг силён; но Бог не в силе,
а в правде: идите с вашим князем!»
1) Александр Невский 3) Дмитрий Донской
2) Владимир Мономах 4) Юрий Долгорукий
2. В каком году произошло описанное ниже событие?
«Выступил в поход Олег, взяв с собою много воинов: варягов, чудь, славян,
мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть
в городе, и посадил в нём своего мужа. Оттуда отправился вниз, и взял Любеч,
и также посадил своих мужей. И пришли к горам Киевским, и узнал Олег, что
княжат тут Аскольд и Дир».
1) 860 г. 3) 882 г.
2) 862 г. 4) 907 г.
3. Кто возглавлял Святейший синод в момент его создания?
1) обер-фискал 3) президент
2) генерал-прокурор 4) митрополит Санкт-Петербургский
Ответ:
1 2 3
1 3 3
По 1 баллу за каждый верный ответ.
Всего за задания 3 балла. 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
3
В заданиях 4–6 выберите несколько верных ответов из предложенных.
Ответы внесите в таблицу.
4. Укажите имена землепроходцев, исследовавших территории Сибири
и Дальнего Востока.
1) Б. Морозов 4) Е. Хабаров
2) С. Дежнёв 5) А. Курбский
3) М. Стадухин 6) М. Скуратов
5. Укажите названия городов, находившихся на территории Волжской
Булгарии.
1) Сувар 4) Булгар
2) Итиль 5) Биляр
3) Искер 6) Бахчисарай
6. Какие из перечисленных ниже понятий связаны с архитектурой
и строительством?
1) апсида 4) борть
2) закомара 5) плинфа
3) отрок 6) вервь
Ответ:
4 5 6
234 145 125
2 балла за полностью верный ответ. 1 балл за ответ с одной ошибкой
(не указан один из верных ответов или наряду с указанными всеми
верными ответами приводится один неверный).
Всего за задания 6 баллов.
7. Что с исторической точки зрения объединяет перечисленные в ряду
элементы? Дайте максимально точный ответ.
7.1. Никон, Филарет, Гермоген, Иов.
7.2. Пергамент, береста, бумага, вощёная табличка.
Ответ:
7.1. Патриархи Московские и всея Руси.
7.2. Материалы для письма.
2 балла за каждый верный ответ.
Всего за задание 4 балла. 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
4
8. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные
элементы с исторической точки зрения) и укажите, какой из элементов является
лишним по данному основанию.
8.1. П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, А.И. Герцен, В.П. Кочубей.
8.2. Скань, хоромы, терем, землянка.
Ответ:
8.1. Соратники Александра I, члены Негласного комитета. Лишний – А.И. Герцен.
8.2. Виды жилищ. Лишнее – скань.
2 балла за каждый верный ответ. (1 балл за правильное обоснование,
1 балл за указание лишнего.)
Всего за задание 4 балла.
9. Расположите в хронологической последовательности названия заклю-
чавшихся Россией международных соглашений:
А) Фридрихсгамский мир
Б) Тильзитский мир
В) Вечный мир с Польшей
Г) Нерчинский договор
Д) Ништадтский мир
Е) военная конвенция с Францией
Ответ:
1 2 3 4 5 6
В Г Д Б А Е
5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последо-
вательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность
восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,
если допущено более одной ошибки.
Всего за задание 5 баллов.
10. Расположите названия учебных и научных учреждений в хроноло-
гической последовательности по мере их появления:
А) Академия наук
Б) Смольный институт
В) Кунсткамера
Г) Царскосельский лицей
Д) Московский университет
Е) Славяно-греко-латинская академия
 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
5
Ответ:
1 2 3 4 5 6
Е В А Д Б Г
5 баллов за полностью верную последовательность. 2 балла за последо-
вательность с одной ошибкой (т. е. верная последовательность
восстанавливается путём перестановки любых двух символов). 0 баллов,
если допущено более одной ошибки.
Всего за задание 5 баллов.
11. Установите соответствия между именами художников и названиями их
произведений. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.
АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) И.И. Левитан
Б) И.Е. Репин
В) К.И. Брюллов
Г) В.Г. Перов
Д) В.Д. Поленов
Е) В.А. Серов
Ж) В.И. Суриков
 1) «Московский дворик»
2) «Переход Суворова через Альпы»
3) «Девочка с персиками»
4) «Бурлаки на Волге»
5) «Владимирка»
6) «Грачи прилетели»
7) «Тройка»
8) «Последний день Помпеи»
Ответ:
А Б В Г Д Е Ж
5 4 8 7 1 3 2
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Всего за задание 7 баллов.
 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
6
12. Установите соответствия между историческими событиями и годами,
в которые они произошли. Запишите в таблицу выбранные цифры под
соответствующими буквами.
СОБЫТИЕ ГОД
А) Учреждение Сената
Б) Введение рекрутской повинности
В) Основание Санкт-Петербурга
Г) Издание «Табели о рангах»

 1) 1703
2) 1705
3) 1711
4) 1714
5) 1722
Ответ:
А Б В Г
3 2 1 5
По 1 баллу за каждое верное соотнесение.
Всего за задание 4 балла.
13. Определите пропущенные в тексте названия, слова, имена, даты,
обозначенные порядковыми номерами. При необходимости при порядковых
номерах даются пояснения о характере требуемой вставки. Необходимые
вставки впишите под соответствующими номерами в помещённую ниже
таблицу.
В соответствии с решением (1 – название) собора царём в (2) году стал
Борис Годунов. Через несколько лет после этого в стране начался голод,
вспыхнули народные волнения. В 1603 г. было подавлено восстание, которым
руководил (3 – имя).
Тем временем в Речи Посполитой объявился молодой человек,
выдававший себя за царевича (4 – имя), сына (5 – имя и прозвище). Он якобы
выжил после трагических событий (6) года, произошедших в (7 – название
города). Власти объявили, что в действительности это беглый монах (8 – имя).
Но самозванец получил поддержку польского короля (9 – имя) и собрал войско.
Осенью 1604 г. оно перешло реку (10 – название) и вступило в пределы
России.
Население южных областей страны поддержало «царевича». Воеводы
царя Бориса втянулись в сражения с войсками самозванца. Внезапно в апреле
(11) года Борис Годунов скончался. Власть перешла к его сыну (12 – имя).
Однако вскоре в результате боярского заговора новый царь погиб.
В июне самозванец торжественно вошёл в (13 – название города). Его
прилюдно «признала» сыном царица (14 – имя). Самозванца венчали на
царство в (15 – название) соборе. 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
7
Гнев нового царя обрушился на боярина (16 – имя и фамилия), который
был приговорён к смерти, но затем прощён. Позже боярин оказался во главе
заговора: в мае (17) года самозванца убили.
Ответ:
1 Земского 10 Днепр
2 1598 11 1605
3 Хлопко 12 Фёдору
4 Дмитрия 13 Москву
5 Ивана Грозного 14 Мария Нагая
6 1591 15 Успенском
7 Угличе 16 Василия Шуйского
8 Григорий Отрепьев 17 1606
9 Сигизмунда III
17 верных вставок – 15 баллов;
16 верных вставок – 14 баллов;
15 верных вставок – 13 баллов;
14 верных вставок – 12 баллов;
13 верных вставок – 11 баллов;
12 верных вставок – 10 баллов;
11 верных вставок – 9 баллов;
10 верных вставок – 8 баллов;
9 верных вставок – 7 баллов;
8 верных вставок – 6 баллов;
7 верных вставок – 5 баллов;
6 верных вставок – 4 балла;
5 верных вставок – 3 балла;
3–4 верные вставки – 2 балла;
1–2 верные вставки – 1 балл.
Всего за задание 15 баллов. 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
8
14. Внимательно рассмотрите карту и выполните задания, помещённые ниже. 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
9
1) Напишите название восточнославянского племенного союза, который жил
в районе истоков трёх крупных рек, впадающих в разные моря. Напишите
название города, который был центром этого союза.
Ответ: Кривичи. Смоленск. По 1 баллу за каждый элемент ответа. Всего
2 балла.
2) Напишите букву, которой в легенде обозначен поход, связанный с образо-
ванием Древнерусского государства.
Ответ: А. (1 балл)
3) Напишите цифру, которой обозначен город, в котором, по преданию,
княгиня Ольга приняла христианство.
Ответ: 6. (1 балл)
4) Напишите цифру, которой обозначен город, в котором погиб сын Рюрика.
Укажите, в каком году это произошло. Какой была причина его гибели?
Ответ: 2. 945 г. Повторный приход за данью к древлянам. По 1 баллу за
каждый элемент ответа. Всего 3 балла.
5) Верны ли представленные ниже утверждения («да» ‒ «нет»)? Ответы внесите
в таблицу.
1. На карте подписано название государства, разгромленного в 960-х гг.
князем Святославом.
2. Город, обозначенный на карте цифрой 1, в период существования
Древнерусского государства являлся резиденцией митрополита.
3. Походы, обозначенные в легенде буквами Б и В, связаны с заключением
международных договоров.
4. Река Дон была частью пути из варяг в греки.
5. В 1036 г. печенеги разгромили город, обозначенный на схеме цифрой 3.
6. Ятвяги являются одним из племенных объединений восточных славян.
7. На карте подписано название озера, на льду которого произошло сражение
новгородцев с крестоносцами в 1242 г.
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7
да нет да нет нет да да
По 1 баллу за каждый верный ответ. Всего 7 баллов.
Всего за задание 14 баллов.
 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
10
15. Перед Вами фотографии памятников. Расставьте их в хронологической
последовательности в соответствии с временем сооружения и заполните
таблицу.
1.
2.
 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
11
3. 4.
Ответ:
Порядковый
номер
иллюстрации
(1 балл за
верную
хронологию)
Автор
памятника
(2 балла за
каждый верный
элемент ответа)
Исторические
деятели или
события,
которым
посвящён
памятник
(1 балл за
каждый верный
элемент ответа)
Город, где
установлен
памятник
(2 балла за
каждый верный
элемент ответа)
4 Козловский Суворов Санкт-Петербург
3 Мартос Минин и
Пожарский Москва
2 Микешин 1000-летие
России
Великий
Новгород
1 Шервуд
Памятник
павшим под
Плевной
Москва
Всего за задание 21 балл.
16. Внимательно изучите представленный ниже отрывок из документа
и ответьте на вопросы к нему.
«В прошлом, государь, божиею волею и твоим, великаго государя, изволением,
и всего освященнаго собора избранием был я, богомолец ваш, поставлен на
патриаршество, не своим изволом, но божиим изволением и твоим, великаго
государя, и всего освященнаго собора избранием. А я, ведая свою худось
и недостаток ума, множицею тебе, великому государю, бил челом, что мене 
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
12
с такое великое дело не будет…. И сих ради всех моих вин отвержен есмь
в Ферапонтов монастырь в ссылку, и есть тому шестой год, а как в келье
затворен, и тому четвертой год. И есмь ныне болен и наг, и бос, обжогся
и обносился до нага, и креста на мне нет третей год; стыдно и во другую келью
выйти, идеже хлебы пеку и варю.И со всякия нужды келейныя и недостатков
оцынжнел, руки больны, левая не подымается, ноги пухнут. И сего ради не
могу церковнаго правила править, а поп един, и тот слеп, и говорить по книгам
не видит. А еже бы попользоватися мало ‒ нечим; кое и есть платьишко не
келейное, и приставы продать не дадут, да и не купит нихто, боясь приставов.
А ко мне и приходу никому нет, и милостыни попросить не у ково; дороги
отложены от монастыря далеко, чтобы и глаза наши никово не видели мимо
ездящих и ходящих».
1. Назовите автора письма.
2. Назовите адресата письма.
3. Датируйте письмо как можно более точно, используя данный текст. Ответ
аргументируйте.
4. Что именно привело автора письма к заточению в Ферапонтовом
монастыре?
5. Охарактеризуйте письмо с точки зрения избранных автором стиля
и манеры представления сведений о своей жизни в Ферапонтовом монастыре.
6. Какую цель преследует автор, избирая подобный тон своего письма?
Дайте развёрнутый ответ на поставленный вопрос.
Ответ:
1. Патриарх (на момент написания уже бывший) Никон. (1 балл)
2. Царь Алексей Михайлович. (1 балл)
3. 1672 год, т. к. Никон сразу же после его низложения в 1666 г. был выслан
в Ферапонтов монастырь, а в письме он указывает, что шестой год
находится в ссылке. (2 балла за указание года. 1 балл, если участник
укажет начало 1670-х гг. или первую половину 1670-х гг. 3 балла за
верный аргумент. Всего 5 баллов.)
1. Самовольно оставил патриарший престол, вступил в конфликт с царём, хулил
царя Алексея Михайловича, что привело к его низложению на церковном соборе
1666–1667 гг. и ссылке в Ферапонтов монастырь. (2 балла)
2. С одной стороны, Никон полностью признаёт свою вину перед Алексеем
Михайловичем («ради всех моих вин отвержен есмь…») и выражает полное
раскаяние в содеянном, указывая при этом, что «гнева царского» он не знает
(«Но аз никоторова зла от тебя, государя, ни видел, разве милости, ни
слышал, и всё со благодарением терпел»), и всё «зло» в его сторону исходит
от «приставов». (2 балла) С другой стороны, он однозначно стремится
вызвать у царя жалость к себе, описывая все свои страдания и лишения
(множество болезней, ужасные условия жизни, невозможность совершать
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
13
церковные обряды, полная изоляция от внешнего мира). (2 балла). Всего –
4 балла.
3. Никон стремится доказать царю Алексею Михайловичу, что он полностью
осознал и признал свою вину, раскаялся и понёс заслуженную кару в виде
всех своих лишений и бедствий, которые, однако, исходят не от царя,
однозначно признающегося им благочестивым и милостивым. В связи
с этим он столь ярко описывает свои беды, возможно, преувеличивая их
масштаб, чтобы царь видел искреннее и тяжёлое раскаяние своего
подданного и смягчил его условия жизни, возможно, облегчил ссылку или
вовсе прекратил бы её. Таким образом, цель Никона – это демонстрация
своего раскаяния и того, что он получил заслуженное тяжёлое наказание,
являющееся достаточным для совершённых им грехов, в чём выражается
его надежда на изменение собственных условий жизни. (4 балла)
Всего за задание 17 баллов.
17. Вам предстоит работать с высказываниями историков и современников
о событиях и деятелях отечественной истории. Выберите из них одно, которое
станет темой Вашего сочинения-эссе. Ваша задача – сформулировать
собственное отношение к данному утверждению и обосновать его аргументами,
представляющимися Вам наиболее существенными. При выборе темы исходите
из того, что Вы:
1. ясно понимаете смысл высказывания (не обязательно полностью или
даже частично быть согласным с автором, но необходимо понимать, что
именно он утверждает);
2. можете выразить своё отношение к высказыванию (аргументированно
согласиться с автором либо полностью или частично опровергнуть его
высказывание);
3. располагаете конкретными знаниями (факты, статистические данные,
примеры) по данной теме;
4. владеете терминами, необходимыми для грамотного изложения своей
точки зрения.
1. «Не вызывает серьёзных сомнений, что скандинавское происхождение
имела древнерусская княжеская династия, т. н. «Рюриковичи», что выходцы из
Скандинавии, и их потомки составляли значительную часть дружин русских
князей IX‒X вв. Сложнее вопрос о воздействии скандинавов на характер
и темпы образования государства на Руси». (А.А. Горский)
2. «Триумфальная победа над Тверью означала конец затяжной борьбы со
старинным соперником Москвы в деле объединения русских земель.
С ликвидацией самостоятельности Тверского Великого княжества Московское
превращалось в общерусское. Это было закреплено и в титулатуре. Уже в июне
Всероссийская олимпиада школьников по истории. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс.
14
1485 г. Иван III именовался государем «всея Руси». Теперь этот титул стал
употребляться повседневно». (А.А. Зимин)
3. «Со смертью Екатерины II завершилась целая эпоха русской истории, как
бы вобравшая в себя всё важнейшее, что происходило со страной в XVIII
столетии, чему было положено начало петровскими преобразованиями. Россия
стала мощным полицейско-бюрократическим государством с крепкой армией
и флотом, с ведущей ролью в международных отношениях». (А.Б. Каменский)
4. «Период с 1816 по 1818 г. включительно является периодом начавшихся
международных конгрессов для Александра, и вместе периодом новых
ожиданий для русского общества, ожиданий тех реформ и преобразований, ко-
торые тогда назрели в общественном сознании и к которым представители
общества относятся уже гораздо сознательнее, выставляя определённые
запросы, но не разрывая ещё вполне с правительством и не теряя надежды на
проявление с его стороны желательной обществу преобразовательной
инициативы». (А.А. Корнилов)
5. «В главном деле своего царствования ‒ отмене крепостного права
и реформах 60‒70-х годов ‒ он вынужденно, оказавшись перед фактом
жестокого поражения в войне и всеобщего недовольства в стране, взял за
основу либеральную программу, либеральную концепцию крупномасштабного
реформирования страны, её общей перестройки, но, не будучи сам либералом
по убеждениям, в конечном счёте подчинил проведённые преобразования
интересам сохранения самодержавия, ошибочно отождествляя их с интересами
России». (Л.Г. Захарова)
Критерии оценивания:
1. Обоснованность выбора темы (объяснение выбора темы и задач, которые
ставит перед собой в своей работе участник).
2. Творческий характер восприятия темы, её осмысления.
3. Грамотность использования исторических фактов и терминов.
4. Чёткость и доказательность основных положений работы.
5. Знание различных точек зрения по избранному вопросу.
До 5 баллов по каждому критерию.
Всего за задание 25 баллов.
Максимум за работу 130 баллов.


Категория: История | Добавил: Админ (06.11.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar