Тема №6923 Развитие отечественной культуры в конце 1920-х -1930-е гг
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Развитие отечественной культуры в конце 1920-х -1930-е гг из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Развитие отечественной культуры в конце 1920-х -1930-е гг, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Развитие отечественной культуры в конце 1920-х -1930-е гг

ПЛАН

1.    Политика партии большевиков в области культуры.

1.1.    Идеологизация всех направлений культурного развития.

1.2.    Усиление авторитарно-бюрократического стиля руководства культурой.

1.3.    Унификация и регламентация культуры.

1.4.    Итоги культурных преобразований.

2.    Образование и подготовка кадров.

2.1.    Борьба за повышение грамотности.

2.2.    Начальное и среднее образование.

2.3.    Высшая школа.

2.4.    Подготовка кадров.

2.5.    Внешкольное просвещение: Культурно-просветительная работа. - Оборонно-массовая и физкультурная работа.

3.    Наука.

3.1.    Наука и государство.

3.2.    Естественные и технические науки.

3.3.    Гуманитарные науки: Экономика и философия. - Историческая наука.

4.    Художественная культура.

4.1.    Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой.

4.2.    Метод «социалистического реализма».

4.3.    Литература: Тематика советской литературы.

4.4.    Живопись и скульптура.

4.5.    Архитектура и градостроительство.

4.6.    Музыка.

4.7.    Театр и театральное искусство.

4.8.    Кинематограф.

4.9.    Народное творчество.

5.    Борьба с инакомыслием.

5.1.    Борьба против «формализма» в искусстве.

5.2.    Репрессии против деятелей науки и культуры.

6.    Выводы

1. Политика партии большевиков в области культуры

1.1.    С середины 20-х гг. особое значение приобрела идеологизация всех направлений культурного развития. Принципы классовой борьбы должны были отражаться и в художественной жизни страны. В начале 30-х гг. классовый подход к общественным явлениям был усилен культом личности Сталина и дополнен рядом новых тезисов.

1.2.    Усилился авторитарно-бюрократический стиль руководства наукой, литературой, искусством. Наряду с государственными органами отраслевого управления культурой -Союзкино (1930), Всесоюзный комитет по радиофикации и радиовещанию (1933), Всесоюзный комитет по делам высшей школы (1936), Всесоюзный комитет по делам искусств (1936) и др. - создавались формально общественные, но фактически огосударствленные Союзы писателей, композиторов и т. д.

1.3.    Проводилась унификация и регламентация культуры, ее подчинение общим идеологическим, а подчас и творческим принципам. Унификации подверглись национальные особенности культуры народов СССР

1.4.    Итоги культурных преобразований. Вся культурная и идеологическая работа в этот период была направлена на утверждение марксистско-ленинской идеологии и превращение ее в мировоззрение всех советских людей. На культурное строительство распространялось общегосударственное пятилетнее планирование.

В 1939 г. объявлялось о завершении культурной революции, о чем должно было свидетельствовать выполнение такой задачи, как ликвидация неграмотности.

2. Образование и подготовка кадров

2.1.    Борьба за повышение грамотности. Обучение грамотности рассматривалось как часть общей культурно-просветительной работы в СССР. В 1928 г. был объявлен «всесоюзный культпоход за грамотностью» (численность культармии составляла около 1 млн человек) под лозунгом «Грамотный, обучи неграмотного!». Учителя-добровольцы бесплатно обучили грамоте более 34 млн человек. Всего к

1940 г. грамоте было обучено 50-60 млн человек. К 1939 г. процент грамотных среди городского населения составил почти 90 %. В то же время в сельской местности оставалось еще много неграмотных (23 %).

Борьба за грамотность велась и в национальных районах. За 15-20 лет в СССР более 40 народов впервые получили свою письменность.

2.2.    Начальное и среднее образование. Политику в области просвещения и образования в 30-е гг. проводил новый нарком просвещения А С. Бубнов.

В течение 1932-1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. школ (число учителей при этом составило 1230 тыс. против 260 тыс. в дореволюционной России). С 1930 г. в стране было введено всеобщее обязательное начальное образование. В годы второй и третьей пятилеток было введено всеобщее семилетнее (неполное среднее) образование. В 1939 г. была поставлена задача перехода ко всеобщему среднему образованию (десятилетке).

С 1938 г. во всех национальных школах было введено обязательное изучение русского языка, а с 1940 г. - преподавание иностранных языков в средних школах.

2.3.    Высшая школа. В годы первых пятилеток происходил бурный рост количества вузов. Их деятельность направлялась Комитетом по высшей технической школе (1932). Однако в дальнейшем руководство техническими вузами было передано промышленным наркоматам, сельскохозяйственными - Наркомзему.

В 1934 г. в целях повышения роли преподавателей и научных работников вновь были введены ученые степени и звания. В 1939 г. было утверждено положение об аспирантуре, которое стало основной формой подготовки профессорско-преподавательских и научных кадров.

С начала первой пятилетки численность вузов возросла с 94 до 498 (в 5 раз). Расширилась география высшей школы (более 100 городов СССР имели свои университеты и институты). В высшей школе были сняты классовые ограничения при поступлении, что позволило расширить базу поступавших. В 1933-1937 гг. вузы выпускали 74 тыс. специалистов ежегодно (в 1918-1928 гг. - 31 тыс.). Накануне войны в СССР студентов было больше, чем в 22 странах Европы, вместе взятых (в 1940-1941 гг. - 812 тыс., из них - более 50 % женщины).

2.4.    Подготовка кадров. Начавшийся процесс индустриализации потребовал ускоренной подготовки кадров. В 30-е гг. Сталиным была выдвинута идея обновления «экономических кадров» на всех уровнях. Это повлекло за собой создание по стране промышленных академий и инженерных вузов, а также введение условий, стимулировавших трудящихся к получению образования на вечерних и заочных отделениях вузов «без отрыва от производства». Одновременно на местах создавались кружки, курсы, школы для преодоления технической неграмотности среди рабочих.

В течение 1930-1932 гг. старшие классы общеобразовательных школ были преобразованы в техникумы. Развивалась система школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) и школ крестьянской молодежи. В целях подготовки в сжатые сроки специалистов узкого профиля происходило активное социальное продвижение рабочей и крестьянской молодежи.

В 1939 г. умственным трудом занимались 11 млн человек (в 1926 г. - 3 млн), но лишь 2 млн из них имели высшее и среднее специальное образование.

2.5. Внешкольное просвещение в условиях «социалистического строительства» решало задачу повышения культурного и образовательного уровня рабочих и крестьян, воспитания трудящихся в духе «советского патриотизма и пролетарского интернационализма».

•    Культурно-просветительная работа осуществлялась при помощи системы культурно-просветительных учреждений (клубов, Домов культуры, библиотек, музеев), а также печати, радио, кино, театра. В начале 30-х гг. появился еще один вид городских политпросветучреждений - парки культуры и отдыха (Сокольники, Измайлово). Накануне войны получили распространение университеты культуры (с факультетами науки и техники, искусства и литературы и т. д.). Система партийных знаний распространялась через сеть партийных школ и университетов марксизма-ленинизма. Для подготовки и переподготовки партийных кадров осенью 1939 г. была создана Высшая партийная школа при ЦК ВКП(б).

Важное место занимала атеистическая пропаганда (одна из форм - «громкие читки научно-атеистической и художественной литературы»). Под руководством «Союза воинствующих безбожников» работало свыше 50 антирелигиозных музеев и выставок. Несмотря на это, опросы второй половины 30-х гг. показали, что верующими считают себя 70 % взрослого населения.

•    Оборонно-массовая и физкультурная работа. В условиях постоянного ожидания внешней опасности в стране развернулась работа по распространению оборонных знаний и овладению техникой военного дела. Этим занимались Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР, Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству (Осоавиахим) СССР. В стране проводились военизированные игры, организовывались занятия в аэроклубах и на планерных станциях, велась подготовка по противовоздушной (ПВО), противохимической (ПХО), санитарной (СО) обороне. Были утверждены нормативы комплексов «Готов к труду и обороне», «Готов к ПВХО», «ГСО». После овладения военным делом вручался значок «ворошиловский стрелок», «ворошиловский всадник» и т. д.

3. Наука

3.1.    Наука и государство. Наука находилась под строгим контролем партии и государства. Важнейшей задачей признавалось «выдвижение» членов партии в руководство научных учреждений, о чем в 1929 г. было принято специальное постановление. Одновременно развивалась борьба с «консерватизмом, аполитичностью» и даже «реакционностью» старой научной интеллигенции. С этой целью в 1927 г. была создана Всесоюзная ассоциация работников науки и техники для содействия социалистическому строительству. С 1929 г. усилилось давление на Академию наук, куда в качестве «ученых» был избран ряд партийных идеологов. К 1933 г. Академия была подчинена Совнаркому, значительно изменился ее состав, оказались репрессированы ряд ее членов - видных ученых. Это была уже новая, «социалистическая академия», которая внедряла в науку социалистическое соревнование и марксистско-ленинскую методологию.

При этом руководство страны осознавало огромное значение науки. Представителям старых и новых научных кадров создавались условия для работы. В 1934 г. с некоторыми изменениями была восстановлена система ученых степеней и званий. В развитие науки вкладывались значительные средства. Создавались новые научные учреждения, которых к началу 40-х гг. в СССР насчитывалось более 1800.

3.2.    Естественные и технические науки. Главной особенностью развития науки в рассматриваемый период стала ее ориентация на практические, иногда утилитарно-производственные нужды страны. Фундаментальные исследования почти не проводились, но прикладная наука имела серьезные достижения.

Действовали научные школы академиков С. В. Лебедева (производство синтетического каучука), И. М. Губкина (геологическая разведка нефти). Значительными были научные разработки В. И. Вернадского, физиолога И. П. Павлова; физиков А Ф. Иоффе и Д. С. Рождественского, математиков Н. Н. Лузина и А. Н. Колмогорова,биологов И. В. Мичурина и Н. И. Вавилова, исследования Арктики О. Ю. Шмидта. В 1928 г. была создана Всесоюзная академия сельскохозяйственных наук им. В. И. Ленина (ВАСХНИЛ), которую возглавлял

Н. И. Вавилов. Велись исследования в области ядерной физики. В 1933 г. был создан Реактивный научно-исследовательский институт.

При этом ряд научных направлений оказались закрыты как «ложные», в том числе прекратились исследования в области молекулярной биологии, кибернетики, гелиобиологии. В биологической науке борьбу против генетики как «лженауки» под лозунгом защиты дарвинизма и «мичуринской биологии» вели Т. Д. Лысенко и И. И. Презент.

3.3.    Гуманитарные науки должны были освобождаться от «буржуазной идеологии». Единственно правильной идеологией провозглашался марксизм-ленинизм.

•    Серьезно пострадала экономическая наука, особенно после репрессий против выдающихся советских ученых Н. Д. Кондратьева, А. В. Чаянова и др. Она превратилась в догматическую схоластику. Философия также в значительной степени стала дисциплиной, трактующей произведения классиков марксизма.

•    Историческую науку Сталин назвал «грозным оружием в борьбе за социализм». Соответственно генеральной линии партии менялись и основные направления исторической науки.

С начала 30-х гг. с принятием нового идеологического курса на социалистический патриотизм начался пересмотр отечественной истории. СССР провозглашался преемником Российского государства, ранее считавшегося лишь «тюрьмой народов». Государственная власть воспринималась уже как позитивный фактор исторического развития. С 1934 г. в школах было восстановлено преподавание гражданской истории и географии, вновь открыты исторические факультеты в Московском и Ленинградском университетах. В 1936 г. в системе Академии наук был учрежден Институт истории, в 1937 г. - Институт философии и Институт материальной культуры.

Особое внимание официальные власти уделяли истории партии. Сталин и его ближайшее окружение создали новую концепцию истории ВКП(б). Была сформулирована теория «двух вождей партии и революции», послужившая исходным пунктом пропаганды идеи о равновеликом вкладе Ленина и Сталина в создание партии и руководство революцией. Это нашло свое отражение в Кратком курсе истории ВКП(б) (1938).

В то же время, несмотря на догматизм, внедрявшийся в общественных науках, многие конкретные исследования советских историков (Б. Д. Грекова, А. М. Панкратовой, В. В. Струве, Е. В. Тарле и многих других), филологов и представителей других гуманитарных наук содержали значительные достижения, основанные на новых источниках и новых методах исследования.

4. Художественная культура

4.1.    Централизация и бюрократизация партийно-государственного управления художественной культурой. Советские литература и искусство были подчинены задачам социалистического строительства в СССР В соответствии с постановлением ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» все существовавшие прежде литературные объединения (Пролеткульт, РАПП и др.) ликвидировались, творческая интеллигенция объединялась в единые Союзы советских архитекторов, композиторов (1932), писателей, художников (1934).

4.2.    Метод «социалистического реализма». В литературе окончательно утвердился новый художественный метод, призванный «отражать действительность в ее революционном развитии в сочетании с задачей воспитания трудящихся в духе социализма». Его главными идеологическими принципами были провозглашены народность, партийность и «социалистический гуманизм», предполагавший лишь выборочный гуманизм - любовь к «людям труда» и ненависть к «врагам трудового народа». Фактически речь шла не о «социалистическом реализме», а о социалистическом оптимизме. Приветствовались лишь произведения, восхвалявшие строительство «нового общества» и борьбу с его врагами. Авторы, пытавшиеся описывать негативные стороны советского бытия, обвинялись в очернительстве и уходе от действительности.

4.3.    Литература. Созданный в 1934 г. Союз писателей СССР стал органом проведения политики партии в литературе. Не случайно

Сталин назвал писателей «инженерами человеческих душ». Формально Союз возглавлялся М. Горьким, но практическую работу вело правление во главе с первым секретарем А. С. Щербаковым, кадровым партийным работником.

• Тематика советской литературы в рассматриваемый период приобрела некоторое однообразие. Большинство произведений писателей различного ранга было посвящено революции, Гражданской войне или «социалистическому строительству». На эти темы был создан ряд значительных произведений, в частности, М. А Шолоховым («Тихий Дон»), Н.А Островским («Как закалялась сталь») и др. Проблемы производства с различной степенью таланта раскрывали М. С. Шагинян, В. П. Катаев, Ф. В. Гладков.

Развитие международной ситуации и опасность приближения новой войны, стремление Сталина поставить советскую государственность на исторический фундамент и тезис о необходимости формирования социалистического патриотизма привели во второй половине 30-х гг. к повышению значения жанра исторического романа, в котором работали А Н. Толстой («Петр Первый»), М. А. Булгаков («Кабала святош»), Ю. Н. Тынянов («Смерть Вазир-Мухтара»), В. Я. Шишков («Емельян Пугачев»), В. Ян («Чингиз-хан»).

Выдающиеся сатирические произведения написалиМ. И. Зощенко, И. А. Ильф и Е. П. Петров, С. Я. Маршак, А. П. Гайдар, К. И. Чуковский, С. В. Михалков создавали произведения для детей.

При этом даже в условиях всеобщей идеологизации ряд писателей, и особенно поэтов, находились вне революционного пафоса и производственного энтузиазма. В их числе: М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Б. Пастернак и др.

4.4.    Живопись и скульптура. В изобразительном искусстве также происходил процесс объединения и унификации под партийным контролем. В 1934 г. был создан Союз советских художников. В живописи первых пятилеток главной оставалась революционная тематика: К. С. Петров-Водкин «Смерть комиссара», А А. Дейнека «Оборона Петрограда»,Б. В. Иоган-сон «Допрос коммуниста» и др. В этих работах, а также в произведениях И. Э. Грабаря, М.

Б. Грекова, П. Д. Корина пафос эпохи, историко-патриотические мотивы реализовались в высокохудожественной форме.

Метод «социалистического реализма» уже не был совместим с авангардистскими исканиями. В 1932 г. прошла последняя выставка художников-авангардистов во главе с Малевичем и Филоновым, в дальнейшем их работы надолго исчезли из экспозиций музеев.

В скульптуре оставался актуальным монументализм. В этой области выдающимся произведением стала работа В. И. Мухиной «Рабочий и колхозница», созданная для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 г.

4.5.    Архитектура и градостроительство. В 1932 г. возник Союз советских архитекторов. Разработанные в 20-е гг. в советской архитектуре новые типы общественного здания -рабочие клубы - стали композиционными и общественными центрами застройки городов. Братья Веснины (Дворец культуры ЗИЛа, Днепрогэс), К. С. Мельников и другие архитекторы продолжали развивать идеи конструктивизма и функционализма. В практику внедрялись скоростные методы возведения зданий с элементами их стандартизации.

В 1929-1930 гг. было завершено строительство каменного здания Мавзолея (архитектор А. В. Щусев), возведение железобетонного купола Московского планетария (1928 г., высота пролета 28 м). Были построены Дом Совета министров СССР, гостиница «Москва», канал Москва - Волга, шло строительство московского метро (первая очередь пущена в 1935 г.), великолепная отделка станций которого демонстрировала достижения социализма.

Стандартизация, стремление к революционному переустройству приводили не только к созданию новых городов и зданий, но и к разрушительным последствиям. В 1935 г. был разработан Генеральный план реконструкции Москвы (под руководством архитекторов В. Н. Семенова и С. Е. Чернышева). В ходе его осуществления в Москве была потеряна значительная часть исторической застройки. Были снесены храм Христа Спасителя, Сухарева башня, Симонов монастырь, Красные ворота и др., разрушены уникальные памятники архитектурного ансамбля Московского Кремля (соборы Вознесения Господня и Чуда Архангела Михаила, церковь Спаса на Бору, Золотая Красная лестница, знаменитое Красное крыльцо) и другие исторические памятники.

4.6.    Музыка. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов. Во всех республиках возросло число оперных театров, филармоний, консерваторий. В 30-е гг. советскими композиторами были созданы произведения разных жанров - опера «Тихий Дон» И. И. Дзержинского, балеты «Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Б. Ф. Астафьева, балет «Ромео и Джульетта» и кантата «Александр Невский» С. С. Прокофьева; широкую известность получили концерты для фортепьяно А. И. Хачатуряна, музыка Д. Д. Шостаковича к спектаклям. Популярными авторами массовой песни, оперетты и киномузыки стали В. И. Лебедев-Кумач, Т. Н. Хренников, И. О. Дунаевский и др.

4.7.    Быстро развивались театр и театральное искусство. К началу 1941 г. в СССР насчитывалось 926 профессиональных театров.

В театре также происходило утверждение принципов «социалистического реализма». В соответствии с ними советская драматургия была представлена спектаклями о революционных событиях, о жизни и буднях советского человека (пьесы Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия»; А. Е. Корнейчука «Платон Кречет»; Н. Погодина «Человек с ружьем» и др.). Редкостью были такие постановки, как «Дни Турбиных» по пьесе М. А. Булгакова. Однако сохранялся и развивался классический репертуар. Произведения А. Н. Островского, А. П. Чехова, В. Шекспира широко ставились в Московском Малом театре, МХАТе и др.

В театре работали актеры как старшего поколения (И. М. Москвин, А. А. Яблочкина, В. И. Качалов, О. Л. Книппер-Чехова), так и нового, сформировавшегося в послеоктябрьский период (В. В. Щукин, А. К. Тарасова, Н. Д. Мордвинов и др.).

4.8.    Кинематограф. В 30-е гг. в кинематографе произошли значительные изменения, к числу которых относится появление звукового кино. Несмотря на некоторую однобокость тематики, в советском кинематографе того времени было создано немало выдающихся фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне, режиссеров С. И. Юткевича(«Встречный»), С. А. Герасимова («Семеро смелых», «Комсомольск»), братьев Васильевых («Чапаев»), И. Е. Хейфица и А. Г. Зархи («Депутат Балтики»). Советские люди неоднократно смотрели музыкальные комедии Г. В. Александрова («Волга-Волга, «Цирк», «Веселые ребята»); исторические фильмы С. М. Эйзенштейна(«Александр Невский»), В. М. Петрова («Петр Первый»), В. И. Пудовкина и М. И. Доллера («Суворов»), а также фильмы Г. М. Козинцева и др.

4.9.    Народное творчество. Несмотря на официоз, существовавший в советской культуре, параллельно продолжало развиваться песенное и устное народное творчество. Одна из популярных в народе форм песенного творчества - частушка, которая в годы Гражданской войны, индустриализации, коллективизации отражала процесс изменения сознания самого народа. Появились и новые внефольклорные формы частушки - самодеятельная, литературная, которые призваны были служить целям массовой агитации. Будни жестокой «классовой борьбы» превращали частушку в своеобразное социальное оружие, она фиксировала различные оттенки социальных настроений. В этих песенных миниатюрах обыгрывались новомодные словечки, газетно-канцелярские выражения. Главными «персонажами» были коммунисты, председатели колхозов, бригадир, интеллигент:

Не гони, мамаша, в церковь,

Я не богомолочка:

Запишусь я в Ре-Ка-Пе — буду комсомолочка!

Но были и такие:

Выселяете миленка —

Выселяйте и меня,

Будем оба выселенцы —

Ягодиночка и я.

5. Борьба с инакомыслием

5.1.    Борьба против «формализма» в искусстве. Идеи классового искусства привели к борьбе против так называемого формализма в творчестве некоторых литераторов, художников, композиторов. Формализмом объявлялось все то, что не укладывалось в узкие рамки «соцреализма». Борьба свелась к травле деятелей культуры и искусства, в ходе которой пострадали Д. Д. Шостакович (за оперу «Леди Макбет Мценского уезда» и балет «Светлый ручей»), кинорежиссеры С. М. Эйзенштейн и А. П. Довженко, литераторы Б. Л. Пастернак,

Н. Р. Заболоцкий, Ю. К. Олеша, Н. А Асеев, И. Э. Бабель, художники А АДейнека, Б. А Фаворский, А Б. Лентулов. За «формализм и натурализм» было осуждено творчество Б. Э. Мейерхольда (в 1938 г. закрыт его театр, а режиссер репрессирован) и А. Я. Таирова.

5.2.    Репрессии против деятелей науки и культуры. В годы сталинского террора пострадали многие деятели науки, в том числе ученые Л. Д. Ландау, С. П. Королев, А. Н. Туполев, Н. И. Вавилов, Е. В. Тарле. Среди деятелей художественной культуры - Б. А Пильняк, О. Мандельштам, И. Э. Бабель, имена которых были забыты, а произведения укрыты в «спецхранах» библиотек (точно так же, как произведения всех эмигрировавших писателей, философов, ученых).

6. Выводы

6.1.    Развитие отечественной культуры в конце 20-х—30-е гг. было непосредственно связано с характером внутриполитического курса СССР в рассматриваемый период. В силу этого социокультурные процессы в советском обществе характеризовались дальнейшей идеологизацией культурного развития, усилением авторитарно-бюрократического стиля руководства культурой.

6.2.    В этих условиях главная задача интеллигенции заключалась в оказании помощи Советскому государству в деле формирования нового марксистско-ленинского мировоззрения и распространения его на все население страны (через различные направления художественной культуры, средства массовой агитации и пропаганды, систему внешкольного просвещения). В годы индустриализации были достигнуты важные успехи в подготовке кадров, развитии системы образования всех уровней.

3.    30-е гг. характеризовались, с одной стороны, творческими успехами советских деятелей культуры, утверждавших в своем творчестве метод «социалистического реализма», с другой - преследованиями и репрессиями государства, которые нанесли непоправимый ущерб интеллектуальному потенциалу страны.

4.    Унификация и централизация советской культуры, насаждение единой идеологии вели к отставанию в развитии общественной мысли, изоляции советского общества от достижений мировой культуры и прогресса.

 


Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar