Тема №7070 Революционные организации и кружки 1860-х - начала 1870-х гг.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Революционные организации и кружки 1860-х - начала 1870-х гг. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Революционные организации и кружки 1860-х - начала 1870-х гг., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Революционные организации и кружки 1860-х - начала 1870-х гг.

Радикальное направление в русском освободительном движении середины 1860-х — начала 1870-х гг. было представлено деятельностью различных нелегальных и полулегальных кружков и организаций, среди которых обычно выделяют следующие структуры:

а)    «Кружок ишутинцев» (1863-1866). Он возник в Москве осенью 1863 г. по инициативе саратовского разночинца и вольнослушателя Московского университета Николая Андреевича Ишутина. Основное ядро этой подпольной организации составили сам Н.А. Ишутин, его двоюродный брат Д.В. Каракозов, Д.А. Юрасов, П.Д. Ермолов, В.Н. Николаев и другие члены пензенского землячества, учившиеся в Москве. Филиал ишутинского кружка в северной столице возглавлял Иван Александрович Худяков. Первоначально деятельность ишутинцев не выходила за рамки чисто пропагандистской работы и обсуждения всевозможных проектов реформирования страны. Но в феврале 1865 г., разочаровавшись в итогах своей пропагандистской работы, наиболее радикальные члены «Кружка» создали в его недрах тайное общество под названием «Организация», и стали вынашивать планы государственного переворота и цареубийства. 4 апреля 1866 г. Дмитрий Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II, которое и привело к разгрому самого ишутинского кружка.

б)    «Кружок нечаевцев» (1868—1869). Эта тайная организация революционеров возникла в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки Сергея Геннадьевича Нечаева и его приятеля журналиста Петра Никитича Ткачева. В процессе создания организации они разработали «Программу революционных действий», которая в основном предусматривала пропаганду идеи народного восстания, которое, по мнению С.Г. Нечаева, должно начаться весной 1870 г. Однако, так и не успев встать на ноги, эта очередная контора радикальных революционеров была разгромлена полицией в марте 1869 г.

в)    «Народная расправа» (1869-1870). После разгрома «нечаевского кружка»

его руководитель все-таки успел улизнуть за границу и, выдав себя за эмиссара мифического Революционного центра, выклянчил у А.И. Герцена и Н.П. Огарева крупную сумму денег в размере 20 тысяч франков. Затем он сблизился с теоретиком русских анархистов М.А. Бакуниным, и они решили создать в России новое тайное общество. С этой целью они написали печально знаменитый «Катехизис революционера», ставшей своеобразной «этикой революционного экстремизма».

Летом 1869 г., вернувшись в Россию с мандатом официального представителя русского отдела «Всемирного революционного центра», С.Г. Нечаев приступил к созданию нового тайного общества — «Народной расправы». Всего за несколько месяцев в столице была создана преступная террористическая организация с железной, по сути, диктаторской дисциплиной и строго конспиративной структурой. Как лидер-диктатор этой организации, С.Г. Нечаев намеревался к лету 1870 г. создать боевые отряды из уголовных элементов и посредством террора начать уничтожение государственной машины Российской империи и всех ее самых видных представителей. Однако его «наполеоновские планы» рухнули как мыльный пузырь. После убийства студента И.А. Иванова, совершенного по личному указанию С.Г. Нечаева, полиция напала на след «Народной расправы» и в начале 1870 г. разгромила эту террористическую организацию. С.Г. Нечаев в очередной раз улизнул за границу, но в 1872 г. он был выдан царским властям как уголовный преступник и заключен в Петропавловскую крепость, где и умер от помешательства в 1882 г.

Надо сказать, что даже сейчас, в условиях разгула мирового терроризма, находятся специалисты (Н. Троицкий), которые, осуждая сам «феномен нечаевщины», оправдывают ее тем, что она была «порождена крайностями правительственной реакции», что конечно, вызывает законное недоумение у многих их коллег.

г)    «Большое общество пропаганды» или «Кружок чайковцев» (1871—1874). После разгрома «Народной расправы» многие революционеры, отвергнув нечаевский радикализм, густо замешанный на уголовщине, ударились в другую крайность и отбросили саму идею централизованной организации, которая так уродливо преломилась в нечаевщине. Кружковцы того периода не признавали ни централизма, ни дисциплины, ни любых, даже самых либеральных, уставов и т.д. В условиях подобной всеобщей анархии только две народнических структуры, сохранили некое подобие организованных структур — это «Кружок М.А. Натансона-П.А. Кропоткина» и «Кружок С.Л. Перовской». Летом 1871 г. эти организации объединились в «Большое общество пропаганды», которое иногда, не вполне правомерно, называют «Кружком чайковцев». В рамках этой организации существовало несколько региональных отделений в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове, Одессе и Херсоне, объединявших около 100 членов, в том числе таких известных террористов, как

С.М. Кравчинский, А.И. Желябов, С.Л. Перовская, Н.А. Морозов и других, которые затем составят костяк народовольцев.

В духе того времени «чайковцы» тоже не имели устава, однако у них была железная дисциплина, основанная на принципах подчинения личности организации, а меньшинства — большинству. Программа «чайковцев», написанная будущим теоретиком русского анархизма Петром Александровичем Кропоткиным,предусматривала тактику пропаганды и длительной подготовки народного бунта, которая затем станет теоретической основой знаменитого «хождения в народ».

д)    «Кружок долгушенцев» (1872—1873). Эта организация, возникшая в Петербурге по инициативе очередного студента-недоучки Александра Васильевича Долгушина состояла всего из 20 человек, но была на редкость амбициозной. Они не только пропагандировали тактику немедленных революционных действий, но и смогли создать подпольную типографию и отпечатать несколько прокламаций, в том числе «Русскому народу». Однако как только «долгушинцы» попытались начать пропаганду своих экстремистских идей, на их след напала тайная полиция, и «Кружок долгушинцев» был разгромлен.

 
 

Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar