Тема №6712 РУСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему РУСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с РУСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

РУСЬ С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XVII В.

Архиерей — термин, которым принято обозначать православных священнослужителей, занимающих высшие посты в церковной иерархии.

Барщина — форма феодальной зависимости, выражающаяся в безвозмездном труде зависимого крестьянина на земельном участке феодала с применением своего инвентаря в качестве оплаты за использование участка земли, который феодал предоставил ему в аренду.

Баскак — наместник золотоордынского хана в завоеванных землях, на которого возлагались функции сбора дани и проведения переписей («число») податного населения, также баскаки наблюдали за политическими настроениями на подвластных Орде территориях, при необходимости они могли использовать всегда находящийся при них крупный военный отряд или вызвать военную помощь из Золотой Орды.

В русских землях институт баскачества, введенный в середине XIII в., действовал вплоть до 1327 г., когда в Твери вспыхнуло восстание против ордынского баскака Чолхана (родственника хана Узбека), который был убит. Тверское восстание было подавлено под руководством московского князя Иваны I Калиты присланными из Орды войсками, но баскаков на Русь татарский хан больше не присылал, доверив сбор дани московскому князю.

Бояре — социальная группа, характеризующаяся всеми признаками сословия и занимавшая высшие позиции в феодальной иерархии русского общества. Представители боярского сословия свое происхождение вели от родоплеменной знати и воинов старшей дружины князя.

Боярская дума — название сословно-представительного органа, действовавшего на постоянной основе при княжеском (царском) дворе, имевшего совещательные полномочия и выражавшего интересы родовой аристократии, т. е. боярства. Численность Боярской думы была непостоянной, члены думы делились на думных бояр, окольничих и дьяков. Свое происхождение ведет от совета старшей дружины, созывавшегося при киевском князе. Как политический институт была упразднена в 1711 г., когда был создан Правительствующий Сенат.

Варяги — название пришлых воинов княжеской дружины, которых набирали из скандинавских народов, а также купцов скандинавского происхождения, которые торговали на пути «из варяг в греки». Стоит отметить, что варяги, придя в славянские земли из Скандинавии, порой нанимались на службу князю целыми отрядами.

О значительной исторической роли варягов можно судить уже по тому, что основателем Древнерусского государства, согласно «Повести временных лет» был варяг Олег, а сама династия Рюриковичей также имеет варяжское происхождение

Вече — название народного собрания, появившегося еще во времена военной демократии и получившего наивысшее развитие в качестве общественно-политического института в аристократических республиках Великого Новгорода, Пскова и Вятки. Долгое время вече были одним из управленческих органов русских городов, но в процессе усиления княжеской власти его роль была сведена на нет везде, кроме аристократических республик русского Северо-Запада.

На вече, куда собиралось все мужское население, решались все основные вопросы жизни, подготовленные к рассмотрению специальным органом (Советом господ), процедура принятия решения сводилась к перекрикиванию противоборствующих «партий» друг друга.

Несмотря на некоторые свои недостатки, вече является уникальным институтом русской средневековой демократии, далеким предшественником современного российского парламентаризма и подтверждением демократических традиций русского народа.

Военная демократия — название формы политической организации общества догосударственного типа, возникшей в результате разложения первобытнообщинного строя. При такой форме политической организации верховная власть в племени (союзе племен) принадлежит князю, опирающемуся на дружину и жрецов. Власть князя, передаваясь по наследству, ограничена народным собранием (вече), которое составляли все вооруженные мужчины племени (отсюда и название — военная демократия), и старейшинами.

Глаголица — название древнеславянской азбуки (одной из двух), созданной в IX в. Кириллом и Мефодием — славянскими братьями-проповедниками. Эта азбука, отличная от кириллицы формой букв, в Х—XI вв. получила широкое распространение среди юго-западных славян.

Дружина — название отряда профессиональных воинов, который сначала формировался вокруг вождя племени, потом — вокруг князей. На дружину возлагались военно-полицейские и управленческие функции: княжеские воины ходили в поход на внешних врагов, подавляли всевозможные восстания против княжеской власти, собирали налоги, управляли хозяйством князя.

Духовенство — название сословия служителей культа, начавшего формироваться после крещения Руси в 988 г. и занимавшего привилегированное положение в социальной структуре русского общества. Данное сословие принято подразделять на белое (различные священники, дьяконы, которые жили в «миру») и черное духовенство (монахи-иноки, проживавшие в монастырях).

Дьякон — помощник священника, находящийся на низшей ступени церковной иерархии. Следующую степень священства после дьякона имел протодьякон, т. е. старший дьякон.

«Жидовствующие» — представители еретического учения, получившего широкое распространение в Москве и Великом Новгороде в конце XV — начале XVI в. и отрицавшего многие догматы православной веры, обряды, таинства и авторитет церкви в целом. В период своего становления ересь «жидовствующих» использовал великий князь Иван III в борьбе с экономическим могуществом Русской православной церкви, а потом начал гонения на ее представителей, обвинив их в иудаистской направленности религиозных взглядов.

Закупы — представитель социальной группы, в которую входили крестьяне, взявшие у землевладельца долг (ссуду, «купу») в той или иной форме (зерном, скотом, сельскохозяйственным инвентарем) и отрабатывающие его вплоть до полного возмещения.

В период отработки закуп находился практически в полной зависимости от своего займодателя.

Земский собор — высший сословно-представительный орган, периодически созывавшийся в Российском государстве с середины XV и до конца XVII в. для рассмотрения важнейших вопросов государственной политики. Первый Земский собор был созван в 1549 г. Иваном IV Грозным, который нуждался в поддержке курса своих реформ. Земский собор включал в себя выборных представителей дворянства, горожан и государева двора, членов Боярской думы и Освященного собора, состоящего из первых архиереев Русской православной церкви.

Земские соборы созывались все реже по мере укрепления абсолютистских тенденций и в итоге исчезли как политические институты в конце правления Алексея Михайловича Романова.

Золотая Орда — государственное образование феодального характера, основанное монголо-татарами около 1243 г. во главе с ханом Батыем на базе улуса Джучи — самого западного улуса монгольской империи, созданной Чингисханом и его преемниками. Столицей нового государства стал город Сарай-Бату (в буквальном переводе — «дворец Батыя»), в правление брата Батыя хана Берке ее перенесли вниз по Волге, в район современной Астрахани, основав город Сарай-Берке. Основными статьями доходов нового государства стали торговые пошлины (по территории Орды проходили главные торговые пути из Азии в Европу), дань с подвластных территорий и добыча военных походов.

В вассальной зависимости от Золотой Орды долгие годы находились русские земли, платившие дань, так называемый ордынский выход (период монголо-татарского ига). Как единое государство Золотая Орда перестала существовать в первой половине XV в., когда вследствие феодальных междоусобиц она распалась на ряд новых государственных образований — Большая Орда, Синяя Орда, Астраханское, Казанское и Крымское ханства.

Игумен — термин, которым принято называть настоятелей православного мужского монастыря (настоятельница женского монастыря — игуменья).

Изба — название жилого дома срубного типа, характерного для русского народа, в узком понимании так именуют отапливаемое помещение. Такие постройки получили широкое распространение в сельской местности, хотя до XVIII в. избы были довольно распространенным явлением и в городских кварталах. Впервые упоминания об избах в исторических источниках появляются в Х в. При этом в Украине и Белоруссии, т. е. в южнорусских и западнорусских районах, жилой дом селянина, пусть и срубного типа, принято называют хатой, а не избой.

Дом русского крестьянина мог быть построен в виде собственно избы, в виде избы и пристроенных к ней сеней, в виде двух изб, соединенных между собой сенями. Материалом для строительства изб традиционно были бревна хвойных деревьев, скреплявшиеся на концах в обло в том случае, если бревна выступали на концах, или в лапу, что встречалось значительно реже, когда бревна врубались на концах без всякого остатка.

Избу возводили вокруг печи, которая могла быть с трубой, тогда изба называлась белой, или без таковой, тогда изба определялась как курная или черная. Врубка половых досок избы осуществлялась в разные по уровню венцы в зависимости от района расположения избы.

Образовавшийся после врубки досок пола подклет в зависимости от уровня этой врубки мог быть высоким (характерно для Русского Севера), средним или низким (было распространено в центральных районах России), что касается изб на юге России, то там пол был обычно земляным, при этом с целью утепления возводились завалинки.

Избяная кровля могла делаться как из дерева (на Севере), так и из соломы (в южных районах), опору кровли составляли так называемые самцы, а в более позднее время — стропила, кровля избы могла быть двухскатной, трехскатной и четырехскатной). Внутреннюю планировку избы определяли местоположением в ней печи. Например, красный (передний) угол, где помещались иконы, ставились стол и скамьи, располагался по диагонали от печи, перед устьем печи был бабий кут (место, где хозяйка избы занималась приготовлением пищи), по диагонали от середины был кут с коником (широкая лавка), на котором хозяин избы занимался хозяйственными работами и спал.

Полати настилались сбоку от печи, а голбец (специальный деревянный ящик) помещали внизу печи. Тип окон зависел от типа избы, в частности: для белой избы были характерны красные или косящатые окна, которые имели рамы, были закрыты пузырем (слюдой, стеклом с XVIII в.) и оборудовались ставнями, в черной избе окна небольшого размера прорубались в двух соседних венцах, задвигались специальной задвижкой и назывались волоковыми. Избяные двери, как правило, были одностворчатыми, имели порог.

Традиционно избы украшали резьбой по дереву и росписью. Впоследствии русские крестьяне стали возводить избы более сложного типа, а именно: пятистенки, в которых посредством пятой рубленной стены внутреннее помещение сруба разделяли на две части, а также многокомнатные избы с дополнительными печами и расставленной по комнатам подвижной мебелью.

Избранная рада — название теневого, неофициального правительства, действовавшего в виде кружка приближенных царя Ивана IV Грозного в 1540—1550 гг. Именно члены Избранной рады, в которую входили А. Курбский, И. Висковатый, А. Адашев, Сильвестр и некоторые другие, стали инициаторами и разработчиками многих прогрессивных реформ в различных сферах государственной жизни периода правления Ивана IV Грозного.

Продолжительного сотрудничества у Избранной рады и Ивана IV не получилось: боясь усиления влияния членов Избранной Рады и под воздействием ряда других субъективных факторов царь разогнал свое неофициальное правительство.

Изгои — термин, использовавшийся в Киевской Руси для обозначения специфической категории населения, состоящей из людей, в силу тех или иных обстоятельств лишенных прежнего общественного статуса, как бы выжитые из него («гоить» — жить). Впервые упоминания об изгоях встречаются в исторических источниках, датируемых XI в., например в Русской Правде, Церковном уставе князя Всеволода Гавриила Мстиславовича и Уставной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславовича от 1150 г.

Большинство изгоев составляли крестьяне, покинувшие свою общину, и холопы, получившие свободу. Многие изгои жили на землях светских феодалов и церкви. Ориентировочно в XIII в. изгоев перестали позиционировать как отдельную категорию населения Древнерусского государства.

Изорники — название категории крестьян, зависимых от феодалов, применявшееся в период с XIV по XVI в. на территории Псковской республики.

Для изорников было характерно обязательство платить своему феодалу оброк, составлявший от 1/4 до 1/2 от общего объема собранного ими урожая, да к тому же определенное время работать на хозяина.

Изорники могли уйти от своего феодала, но произойти это могло только 14 ноября, в так называемое Филиппово заговенье, необходимым условием данного ухода была выплата феодалу ссуды деньгами или в виде сельскохозяйственного инвентаря, а также сдача 1/2 части собранного уходящим крестьянином урожая.

В том случае, если изорник совершал побег от своего феодала, все имеющееся у беглеца имущество переходило в собственность хозяина.

Иноземные слободы — название, использовавшееся в городах России XVI—XVII вв. для обозначения районов поселения иностранцев. Первая иностранная слобода в России была создано в начале XVI в. на территории московского Замоскворечья.

Во второй половине XVI в. большое количество иностранцев, плененных в годы Ливонской войны, было расселена на берегах реки Яуза, результатом этого стало образование иностранной слободы, названной впоследствии Немецкой слободой (от слова «немой», т. е. не знающий русского языка), в пределах которой и проживали иностранцы различной национальности и профессиональной ориентации.

Кроме Немецкой слободы в XVII в. в пределах Москвы выросли еще 7 иностранных слобод, а именно: Греческая, Грузинская, Мещанская, Панская, Старопанская, Татарская и Толмацкая слободы. В домах последней слободы проживали в основном переводчики и толмачи, население Мещанской слободы, располагавшейся у Земляного вала за Сретенскими воротами, составляли приезжие из белорусских и литовских земель.

Вплоть до 1671 г. на Ульяновской улице существовала Греческая слобода, где жили приезжие с юго-восточных районов Европы, прежде всего греки. Татарские улицы образовывали Татарскую слободу, Грузинские улицы — Грузинскую слободу, Панская слобода размещалась в районе улицы Дмитрова, в то время как Старопанская слобода была построена в районе улицы Чкалова.

Была иностранная слобода, заселенная зарубежными купцами, и в Архангельске. Такие же поселения в Великом Новгороде, Ярославле и Вологде назывались дворами иностранцев. Стоит отметить, что иностранным слободам были присущи определенные элементы самоуправления и свобода вероисповедания, но с приходом к власти Петра I все иностранные слободы были поставлены под контроль Бурмистрской палаты, таким образом их автономия была ликвидирована.

Иосифлянство — религиозно-политическое движение в Российском государстве конца XV — начала XVI в., представители которого отстаивали приоритет духовной власти над светской и ставили церковные интересы выше государственных. Движение было названо в честь одного из своих лидеров — выдающегося церковного деятеля и политического мыслителя Иосифа Волоцкого, основавшего Иосифо-Волоколамский монастырь. На начальном этапе существования иосифляне находились в состоянии конфронтации с великокняжеской властью, которая вела планомерное наступление на экономическое могущество церкви, но после осознания князем необходимости церковной поддержки и перехода иосифлян на позиции теории божественного происхождения княжеской власти, наступило время мирного сосуществования иосифлян и государства.

Киевская Русь — древнерусское государство раннефеодального типа, сложившееся на землях восточных славян. Датой образования Киевской Руси принято считать 882 г., когда Олег со своей дружиной захватил Киев и объявил его «матерью городов русских», собственно Киев и стал столицей нового государства. Долгое время Киевская Русь играла видную роль на исторической сцене, откуда в качестве единого государства ушла со смертью великого киевского князя Мстислава Великого в 1132 г. и началом периода феодальной раздробленности.

Кириллица — название древнеславянской азбуки (одной из двух), созданной в конце IX в. на базе греческого письма Кириллом и Мефодием — славянскими братьями-проповедниками. Кириллица действовала в России вплоть до введения типографского шрифта Петром I в 1708 г.

Кормление — система содержания должностных лиц, действовавшая в Российском государстве вплоть до XVI в. Суть системы заклю-

чалась в том, что присылаемые из центра в города и волости наместники и волостели не получали государственного жалования, а на продолжении всего срока службы содержались местным населением.

Система кормления как потенциально коррупционная и не способствующая эффективному управлению на местах была отмена в 1555—1556 гг. в ходе земской реформы, проводимой по инициативе Избранной рады.

Ливонский орден — военно-политическое образование, сложившееся на западных границах русских земель (в Восточной Пруссии) в результате объединения Ордена меченосцев и Тевтонского ордена в 1237 г. Этот рыцарский орден вел агрессивную внешнюю политику экспансионистского характера в отношении прибалтийских и русских земель, в последнем случае она оказалась не совсем удачной.

По мере своего усиления Русское государство уже не желало терпеть на своих северо-западных границах столь опасного соседа, и Иван IV Грозный начал против него войну, вошедшую в историю под названием Ливонской войны 1558—1583 гг., в ходе которой, в 1561 г., Ливонский орден как политико-территориальное образование перестал существовать.

Местничество — система замещения административных, военных и придворных должностей, построенная на принципе учета положения предков, знатности рода и приближенности этого рода к царю. При этом профессионально-деловые качества назначаемых имели минимальное значение, что отрицательно сказывалось на выполнении ими своих должностных обязанностей. Правительство понимало пагубность действия такой системы замещения должностей и вело планомерную борьбу с ней, которая началась в 1550 г. ограничением местничества в военной сфере и завершилась в 1682 г. полной отменой местничества.

Нестяжательство — религиозно-политическое движение в Российском государстве конца XV — начале XVI в., представители которого выступали за кардинальное реформирование церкви в направлении отказа от всех ее богатств, личного самосовершенствования и аскетизма. Лидером движения был выдающийся религиозный деятель и политический мыслитель Нил Сорский.

Нестяжатели находились в состоянии непримиримого противостояния с иосифлянами, которое завершилось в 1531 г. победой последних: на церковном соборе нестяжатели были осуждены за

свои взгляды, после чего идейно-политическая борьба между нестяжателями и иосифлянами практически сошла на нет.

Норманнская теория — одна из теорий в историографии, посвященная вопросу появления государства у восточных славян. Ее основоположниками являются Байер, Миллер и Шлецер — ученые немецкого происхождения, приехавшие в Россию по приглашению для работы в Академии наук в первой половине XVIII в.

Теория во многом строится на основе материала, изложенного в «Повести временных лет», где говорится о том, что восточные славяне пригласили на княжение скандинавского конунга (правителя) Рюрика в Новгород на княжение, так как сами не в состоянии были прекратить междоусобные столкновения в своих землях.

Из этой части летописи выше названные ученые сделали вывод о неспособности восточнославянских племен самостоятельно создать свое государство без помощи извне и об определяющей роли варягов в деле образования Древнерусского государства.

В дальнейшем, идеологи Третьего рейха использовали положения норманнской теории для доказательства неполноценности восточных славян, что вызвало подъем антинорманистского движения в отечественной науке.

Первым же антинорманистом был М. В. Ломоносов, отвергнувший выводы Байера, Миллера и Шлецера о решающем влиянии варяжского фактора. Современная историческая наука также не придерживается положений норманнской теории, полагая, что к моменту прихода норманнов у восточных славян сформировались все необходимые предпосылки для образования государства, а норманны сыграли роль цементирующего фактора или, что тоже возможно, захватили власть в уже существовавшем восточнославянском государстве, а рассказ о Рюрике включили в летописи позднее для легитимации своего властвования.

Оброк — форма феодальной зависимости, выражающаяся в ежегодной оплате зависимыми крестьянами аренды земли феодала. Изначально оброк выплачивали продуктами и ремесленными изделиями, с развитием товарно-денежных отношений появилась и денежная форма оброка.

Пожилое — сумма, которую выплачивал крестьянин своему прежнему хозяину, совершая переход от одного владельца к другому в рамках правила Юрьева дня. Впервые термин «пожилое» употребляется в тексте Великокняжеского Судебника 1497 г.,

в конце же XVI в., когда переход крестьян был запрещен, данный термин ушел из оборота за ненадобностью.

Полюдье — способ сбора дани князем с подвластных ему земель, суть которого заключалась в ежегодном объезде князем вместе с дружиной своих земель, где для него уже была приготовлена дань.

В полюдье шли тогда, когда лед сковывал реки, и их можно было использовать в качестве дорог; князь с дружиной, как правило, двигался от одного погоста (центра сельской общины, куда свозилась дань с окрестностей) к другому.

Собирать дань более одного раза в год было запрещено обычаем, за нарушение которого и поплатился князь Игорь, попытавшийся повторно собрать дань с древлян, но нашедший в их землях свою смерть.

Приказы — название центральных органов исполнительной власти Российского государства XVI — начала XVIII в., которые формировались по отраслевому и территориальному принципам и строились на основах единоначалия. К концу своего существования приказная машина была очень громоздкой и отличалась крайней неэффективностью своего функционирования.

На смену приказам в 1718—1721 гг. в качестве центральных органов исполнительной власти пришли коллегии.

Рядовичи — социальная группы, в которую входили крестьяне, находящиеся в зависимости от феодала согласно условиям определенного договора («ряда»), где довольно подробно описывались взаимоотношения между ними.

Смерды — название свободных крестьян, которые вели собственное хозяйство, имели свою пашню и составляли общину.

Стрелецкое войско — вооруженные формирования постоянного характера, созданные Иваном IV Грозным в 1550 г. Изначально из свободного населения городов и сел было сформировано 6 пеших стрелецких полков общей численностью 3 тыс., впоследствии стрелецкая служба приобрела пожизненный и наследственный характер, появились подразделения конных стрельцов, хотя и не очень многочисленные. Стрельцы были вооружены огнестрельным (пищали) и холодным (бердыши, сабли) оружием и наряду с поместной конницей составляли основу боевых порядков русских войск на поле боя. Стрельцы, которые получали жалование деньгами и золотом, вместе с семьями селились своими слободами, в которых держали лавки, занимались ремеслом.

Такой образ жизни в мирное время существенно снижал боеспособность стрелецких частей, а политические амбиции стрелецких полковников, наоборот, росли.

Все это привело к тому, что Петр I расформировал стрелецкие полки, заменив их регулярными армейскими частями.

Стригольничество — название ереси, получившей широкое распространение в Великом Новгороде и Пскове XIV в. Приверженцами этого еретического учения были в основном священнослужители, которые стриглись особым образом (от чего и происходит название ереси), отрицали церковную иерархию и, как следствие, не могли вести церковную службу.

Холопы — социальная группа, представители которой изначально не обладали собственным хозяйством и по своему статусу во многом были схожи с рабами. В холопы попадали военнопленные, те, кто вступал в брак с холопом (холопкой) или продавал себя за долги.

Антоновщина — термин, которым в отечественной историографии принято обозначать антисоветское крестьянское восстание, проходившее в 1920—1921 гг. на территории Тамбовской и некоторых районах Воронежской губернии и названное по фамилии своего лидера А. С. Антонова. Участники этого восстания протестовали против продолжения политики «военного коммунизма» с сопутствующей ей продразверсткой, требовали свободы торговли и ряд других послаблений в экономической сфере.

Восстание после продолжительных боев, в ходе которых по некоторым источникам применялось даже химическое оружие, было подавлено регулярными армейскими частями под командованием М. Н. Тухачевского.

Лидеров и активных участников антоновщины расстреляли, в боях погибли тысячи восставших крестьян и простых красноармейцев.


Категория: История | Добавил: Админ (26.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar