Тема №6865 Русская культура середины XIII—XV в.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Русская культура середины XIII—XV в. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Русская культура середины XIII—XV в., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Русская культура середины XIII—XV в.

ПЛАН

1.    Особенности русской культуры.

1.1.    Влияние монголо-татарского нашествия и золотоордынского ига.

1.2.    Возрождение русской культуры с конца XIV в.: Сохранение самостоятельности и самобытности русской культуры. - Подъем национального самосознания и развитие патриотической тематики в культурной традиции Руси. - Возвышение Москвы и восстановление разрушенных связей между русскими землями. - Превращение Руси в оплот мирового православия.

2.    Литература и устное народное творчество.

2.1.    Подъем устного народного творчества.

2.2.    Летописание: Особенности летописания. - Московское лето-писание.

2.3.    Исторические повести.

2.4.    Расцвет житийной литературы.

2.5.    «Хождения»: Афанасий Никитин.

2.6.    Хронографы.

3.    Архитектура.

3.1.    Зодчество Твери.

3.2.    Новгород и Псков: Культовое строительство. - Гражданское строительство.

3.3.    Начало каменного строительства в Москве второй четверти XIV в.: Культовое строительство. Московский Кремль.

3.4.    Начало процесса слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

4.    Живопись.

4.1.    Основные тенденции развития.

4.2.    Иконопись: Новгородская иконописная школа. - Псковская иконопись. - Московская школа.

4.3.    Фреска.

4.4.    Формирование авторского стиля: Феофан Грек. Андрей Рублев.

5.    Выводы.

1. Особенности русской культуры

1.1.    Монголо-татарское нашествие и золотоордынское иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.

•    Г ибель многих тысяч людей и пленение лучших ремесленников привели не только к падению мастерства, но и к полному исчезновению некоторых сложных видов ремесленной техники. Были утрачены навыки изготовления шиферных пряслиц, сердоликовых бус, стеклянных браслетов, амфор-корчаг, полихромной (многоцветной) керамики, эмали, мозаики.

•    Массовые разрушения и гибель мастеров почти на полвека задержали развитие каменного строительства.

•    Разрушение основных культурных центров привело к ослаблению исторически сложившихся связей между землями Северо-Восточной Руси.

•    В ходе завоевания было уничтожено множество архитектурных и литературных памятников, произведений изобразительного и прикладного искусства.

•    Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.

1.2.    Возрождение русской культуры с конца XIV в.

•    Высокий уровень русской культуры способствовал сохранению ее самостоятельности и самобытности. Она не только выстояла под давлением чужеродной тюркской культуры, но и вобрала в себя ее достижения. Успехи хозяйственного объединения русских земель и первая победа над монголо-татарскими захватчиками способствовали возрождению русской культуры.

•    Куликовская битва 1380 г. и более поздние победы над монголо-татарами способствовали подъему национального самосознания и сыграли важную роль в восстановлении прерванных монголо-татарскими завоеваниями связей с Византией и южнославянскими странами. Всенародная борьба с иноземными завоевателями обусловила доминирующую роль патриотической тематики в культурной традиции Руси этого периода.

•    Возвышение Москвы и собирание вокруг нее русских земель способствовали восстановлению разрушенных связей между землями. К концу XV в., когда Москва превратилась в важнейший экономический, военно-политический и духовный центр, активизировался процесс складывания русской народности и усилились тенденции формирования единой общенациональной культуры.

•    После завоевания в 1453 г. турками Константинополя Русь стала оплотом мирового православия. В конце XV в. в «Изложении пасхалии» митрополита Зосимы было впервые сформулировано представление об истории как смене мировых царств и о Москве как новом центре мирового христианства, «новом граде Константина». Это способствовало росту международного авторитета Руси и дало новый импульс ее культурному развитию.

2. Литература и устное народное творчество

2.1.    Борьба с иноземными завоевателями вызвала новый подъем устного народного творчества. Созданные народом легенды, былины, сказания звали русских людей к борьбе за свержение ненавистного ига. Одно из самых известных произведений этого периода -«Сказание о невидимом граде Китеже» - легендарное повествование о городе, ушедшем на дно озера, но не сдавшемся врагу.

2.2.    Летописание не утратило в этот период своего значения, несмотря на разрушение почти всех его центров, за исключением Новгорода, где оно не прерывалось. Уже в конце XIII - начале XIV в. возникли новые летописные центры (Тверь, Москва), начался подъем летописного жанра.

•    В этот период летописание имело свои особенности.

Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических концепциях местных летописных сводов. Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизми идея единства русских земель являются отличительной чертой всего русского летописания.

•    Возвышение Москвы предопределило и особую роль московского летописания. После Куликовской битвы его содержание определялось идеей единства русских земель под главенством Москвы. Эта идея лежит в основе как Троицкой летописи начала XV в. - общерусского летописного свода московского происхождения, так и Московского летописного свода конца XV в., призванного обосновать историческую роль Москвы.

2.3.    Наиболее распространенным литературным жанром этого периода были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических фактах и событиях. Нередко повести становились частью летописного текста. Борьбе с иноземными завоевателями до Куликовской битвы посвящены повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повести об Александре Невском, «Повесть о Щелкане», рассказывающая о восстании в Твери в 1327 г. Победе 1380 г. посвящен целый цикл исторических повестей: «О побоище на Дону», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина».

Многие из названных исторических повестей нередко относят к произведениям устного народного творчества, что обусловлено их народно-поэтической основой и общностью тематики.

2.4.    Расцвет житийной литературы (агиографии) того времени также в значительной степени связан с процессом объединения русских земель и с необходимостью обосновать богоизбранность Москвы. Талантливые писатели Пахомий Логофет и Епифаний Премудрый составили жизнеописания крупнейших церковных деятелей Руси: митрополита Петра, по инициативе Ивана Калиты перенесшего центр митрополии в Москву; Сергия Радонежского, поддержавшего московского князя в борьбе за престол и в борьбе с мон-голо-татарами.

Житийная литература в этот период представлена жизнеописаниями не только подвижников церкви, но и канонизированных государственных деятелей, что сближает ее с историко-героическими произведениями.

2.5.    Дальнейшее развитие получила литература о путешествиях - «хождения». В последней четверти XV в. появилась новая разновидность этого жанра - светские хождения, наиболее яркий ее образец - записки тверского купца Афанасия Никитина, описывающие его путешествие в Индию(«Хождение за три моря»). Это было первое в средневековой европейской литературе описание Индии, ее хозяйства, обычаев, религии.

2.6. Новые представления о месте России в мире сопровождались ростом интереса ко всемирной истории. Стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов - своеобразной всемирной истории того времени. В середине XV в. был составлен первый русский хронограф, в котором история Руси представлена в связи с историей православных стран.

3. Архитектура

Развитие градостроительства на Руси было приостановлено монголо-татарским завоеванием. Разрушенные в ходе сражений города долгое время невозможно было восстановить вследствие тяжелого экономического положения и отсутствия опытных мастеров. Но древние традиции в области зодчества не прервались окончательно. Новый подъем русской архитектуры начался в конце XIV - начале XV в.

3.1.    Первым городом Северо-Восточной Руси, возобновившим каменное строительство, стала Тверь, где уже в 1285-1290 гг. был возведен храм Спаса-Преображения. Тверские мастера опирались на архитектурные традиции, установившиеся во владимиро-суздальском зодчестве. Разгром города после восстания 1327 г. надолго ослабил его и приостановил развитие каменного строительства.

3.2.    Новгород и Псков от монголо-татарского нашествия пострадали лишь экономически и ранее других восстановили каменное строительство в широком масштабе.

•    Культовое строительство. Используя архитектурные традиции домонгольского периода, новгородские и псковские мастера возводили на средства бояр и купцов десятки небольших храмов. Сохранение старых черт сочеталось с творческими исканиями. Переход к новому стилю, отличавшемуся обилием декоративных украшений, отразился в наиболее известных храмовых постройках второй половины XIV в: церкви Федора Стратилата и церкви Спаса на Ильине в Новгороде. В Пскове новые декоративные решения не получили большого распространения. Вся архитектура города носила облик крепости. Большинство псковских храмов, ранним из которых была церковь Василия на Горке (начало XV в.), выдержаны в суровом и лаконичном стиле, почти лишены украшений.

•    Одновременно с культовым в Новгороде и Пскове велось и крупное гражданское строительство. В 1302 г. в Новгороде был заложен каменный Кремль, который впоследствии неоднократно перестраивался. Для торжественных приемов и заседаний Совета господ новгородские мастера с помощью немецких специалистов построили Грановитую палату (1433). В XV в. каменный Кремль был построен в Пскове.

3.3.    Начало каменного строительства в Москве относится ко второй четверти XIV в. Московская архитектурная школа складывалась на основе традиций владимиро-суздальского зодчества, но впоследствии проявилось влияние и других архитектурных школ: псковской, черниговской, новгородской.

•    Как и в предыдущий период, основным направлением в архитектуре было культовое строительство. Древнейшими сохранившимися памятниками московского зодчества первой половины XV в. являются: Успенский собор в Звенигороде, Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря близ Звенигорода, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря в Москве.

•    Крупнейшим событием этого времени стало строительство Московского Кремля. Его история начинается еще в XII в., когда на Боровицком холме были построены деревянные стены, разрушенные монголо-татарами в 1237 г. При Иване Калите территория Кремля была расширена, построены новые дубовые стены, создан первоначальный архитектурный ансамбль Соборной площади с каменными храмами (не сохранился). Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены в 1367 г. Создание ансамбля Московского Кремля, в основном сохранившегося до наших дней, завершилось в конце XV - начале XVI в. и стало символом могущества и величия столицы Российского централизованного государства.

3.4. Объединение русских земель вокруг Москвы способствовало взаимопроникновению и взаимообогащению их архитектурных традиций. Начался процесс слияния местных архитектурно-художественных школ в единую общерусскую архитектурную школу.

4. Живопись

4.1.    Развитие русской живописи в этот период также характеризуется тремя основными тенденциями:

-    развитием местных школ на основе традиций, сложившихся в домонгольский период;

-    началом процесса слияния местных художественных школ в единую общерусскую живописную школу;

-    как и в предшествующий период, определяющее влияние на развитие живописи оказывала церковь.

4.2.    Основным направлением в развитии живописи по-прежнему была иконопись, что в значительной степени объясняется широким распространением на Руси деревянных храмов, не приспособленных для стенной росписи.

•    Новгородская иконописная школа характеризуется лаконичными композициями (на иконах, как правило, изображался один святой), четкостью рисунка, высокой техникой, чистотой красок.

•    Псковская иконопись отличалась от новгородской смелостью композиции, типами ликов, более тяжелыми фигурами.

•    Ведущее положение с XIV в. занимала Московская школа, сложившаяся на основе Ростово-Суздальской и вобравшая в себя лучшие достижения всех русских школ.

4.3.    Наряду с иконами широкое распространение получила фреска. Начиная с XIV в. усложнялся ее сюжет, появился пространственный характер, пейзаж, усиливался психологизм изображения.

4.4.    Большое значение в живописи приобретала личность художника. Авторский стиль наиболее талантливых живописцев преодолевал влияние местных традиций. Творчество таких художников-иконописцев, как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, вышло за рамки отдельных живописных школ.

•    Огромный вклад в развитие русской живописи внес гениальный художник Феофан Грек (ок. 1340 г. - после 1405 г.), приехавший из Византии. Его произведения (фрески, иконы) отличаются монументальностью, выразительностью образов, смелой и свободной живописной манерой. В творчестве Феофана Грека выделяются два периода: бунтарский новгородский и более спокойный московский. В Новгороде сохранились фрагменты его росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал церковь Рождества Богородицы, Архангельский собор в Кремле и вместе с Андреем Рублевым и старцем Прохором - Благовещенский собор в Кремле (сохранилась часть иконостаса Благовещенского собора работы Феофана Грека).

•    Наивысший расцвет Московской школы связывают с именем современника Феофана Грека - великого русского художника Андрея Рублева, канонизированного Русской православной церковью. Произведения Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов в сочетании с мягкостью и лиризмом. Самое известное его произведение, ставшее одной из вершин мирового искусства, - икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры (хранится в Третьяковской галерее). Кисти Рублева принадлежат также дошедшие до нас фресковая роспись Успенского собора во Владимире, иконы Звенигородского чина, Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря в Загорске, Благовещенского собора Московского Кремля и погибшие в XVIII в. фрески Спасского собора Спасо-Андроникова монастыря.

5. Выводы

5.1.    Завоевание Руси монголо-татарами существенно замедлило темпы культурно-исторического процесса, но не прервало его, не нарушило преемственность в развитии русской культуры так называемого домонгольского периода и периода ее восстановления и нового расцвета.

5.2.    Русская культура сохранила национальный характер.

Большую роль в передаче традиций и культурно-исторического опыта сыграли земли, не подвергшиеся разгрому, такие как Новгород и Псков. Нашествие не уничтожило национальную самобытность и самостоятельность русской культуры.

5.3.    Конец XIV-XV в. характеризовался началом длительного процесса слияния местных литературных, архитектурных, художественных школ в единую национальную общерусскую школу. Продолжался процесс складывания русской народности.


Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar