Тема №6933 Внешняя политика СССР в годы «перестройки»
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Внешняя политика СССР в годы «перестройки» из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Внешняя политика СССР в годы «перестройки», узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Внешняя политика СССР в годы «перестройки»

ПЛАН

1.    Изменения во внешней политике.

1.1.    Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР.

1.2.    Концепция «нового политического мышления».

2.    Проблема «Восток - Запад» в международных отношениях.

2.1.    Советско-американские отношения.

2.2.    Курс на «разрядку».

2.3.    Экономические и политические связи СССР со странами Запада: Гуманитарные контакты. - СССР и Совет Европы.

2.4.    Гуманитарные контакты.

3.    Отношения со странами Центральной и Восточной Европы.

3.1.    Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы.

3.2.    Распад «социалистического лагеря».

4.    СССР и страны «третьего мира».

4.1.    Разблокирование региональных конфликтов: Ближний Восток. - Отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты.

4.2.    Конец войны в Афганистане.

4.3.    Возобновление диалога между СССР и Китаем.

5.    Выводы.

1. Изменения во внешней политике

1.1.    Основные приоритеты во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г.:

-    смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;

-    урегулирование региональных конфликтов;

-    признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

Смена внешнеполитической стратегии была подготовлена изменениями в сознании определенной части элиты страны, приходом в 1985 г. в МИД СССР нового руководства во главе с Э. А. Шеварднадзе.

1.2.    Концепция «нового политического мышления». М. С. Горбачев выдвинул новую философско-политическую концепцию, получившую название «новое политическое мышление». Ее основные положения предусматривали:

-    отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные и противоборствующие общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);

-    признание мира целостным и неделимым;

-    отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.;

-    отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;

-    признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланс сил двух систем, а баланс их интересов.

2. Проблема «Восток - Запад» в международных отношениях

2.1.    Советско-американские отношения. На новом этапе советской дипломатии двусторонние отношения между государствами успешно развивались с помощью ежегодных личных встреч М. С. Горбачева с президентами США (1985 г. - в Женеве; 1986 г. - в Рейкьявике; 1987 г. - в Вашингтоне, 1988 г. - в Москве, 1989 г. - на Мальте).

Результатом переговоров стал Договор от 8 декабря 1987 г. об уничтожении целого класса ядерных вооружений - ракет среднего и ближнего радиуса действия. Советская сторона взяла на себя обязательства демонтировать и уничтожить 1752 ракеты, американская - 869. Это соглашение было дополнено установлением детальной системы взаимного контроля. В 1991 г. был подписан Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-1), положивший конец периоду конфронтации. Были достигнуты соглашения о развитии гуманитарного сотрудничества, экономических и культурных связей между СССР и США.

2.2.    Курс на «разрядку». СССР выступил с целым рядом новых инициатив по разоружению (в том числе о ликвидации ядерного оружия к 2000 г.)

В мае 1987 г. страны-участницы Варшавского Договора внесли предложение об одновременном роспуске ОВД и НАТО, и в первую очередь их военных организаций, но распущена была лишь ОВД. В 1989 г. был принят указ Президиума Верховного Совета СССР о сокращении Вооруженных Сил СССР и расходов на оборону в 1989-1990 гг., по которому численность армии уменьшалась на 500 тыс. человек, а расходы на оборону - на 14,2 %. В Европе к 1990 г. ликвидировались советские и американские ракеты (без учета французских и английских ракет) средней и меньшей дальности. СССР демонтировал также часть ракет средней дальности в Сибири, на Дальнем Востоке, направленных против Японии, Южной Кореи и Китая.

После этого СССР сохранял военное преимущество в танках и личном составе, а НАТО имел ядерное превосходство. Свидетельством нового подхода к международным делам стало безвозмездное согласие СССР на объединение Германии (1990).

2.3.    Экономические и политические связи СССР со странами Запада. Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран «большой семерки» (США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений со странами, не являвшимися традиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

• Гуманитарные контакты. Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал «Венскую декларацию» СБСЕ, согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Были приняты Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.

• СССР и Совет Европы. В связи с потеплением отношений между Востоком и Западом в рамках концепции «общеевропейского дома» был проявлен большой интерес к установлению диалога с СССР со стороны такой международной организации, как Совет Европы (СЕ). Содействие «европейскому сплочению» стало трактоваться СЕ шире западноевропейских рамок - как сближение между Западной и Восточной Европой. Летом 1989 г. впервые на Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) выступил М. С. Горбачев как представитель государств Восточной Европы. В 1989 г. Верховному Совету СССР был предоставлен статус «специально приглашенного» члена Совета Европы, что создало условия для участия советских парламентариев в работе ПАСЕ на постоянной основе, открыло возможность влиять на принятие решений и документов в рамках СЕ и его специализированных учреждений. Хотя в отношениях между СССР и СЕ сохранялись определенная настороженность и недоверие.

3. Отношения со странами центральной и Восточной Европы

3.1.    Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы. Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам «социалистического интернационализма». С 1986 по 1989 г. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд инвалютных руб. (свыше 1 % валового национального продукта). 47 % этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения «содружества» продолжало сотрудничество даже с руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к «перестройке» в СССР. В 1990 г. были восстановлены дипломатические отношения с Албанией, прерванные в 1960 г.

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран, и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

3.2.    Распад «социалистического лагеря». В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989-1990 гг. произошли «бархатные» революции в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания «холодной войны». Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионе. Уход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора.

4. СССР и страны «третьего мира»

4.1.    Разблокирование региональных конфликтов. Советская дипломатия активно включилась в процессы урегулирования межрегиональных конфликтов.

    Ближний Восток. Руководители СССР сделали ряд шагов по урегулированию ближневосточного кризиса. В декабре 1991 г. в Мадриде было заключено международное соглашение по нормализации отношений Израиля с соседними арабскими странами.

СССР отказался от поддержки режимов в Ливии и Ираке. Во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г. Москва впервые выступила с позиции поддержки Запада в обуздании агрессии Ирака против Кувейта.

•    Новой чертой советской внешней политики периода Горбачева стал отказ СССР от прямого вмешательства в гражданские конфликты в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Подобный шаг имел противоречивые последствия. С одной стороны, он способствовал началу поиска национального согласия с участием советской и американской дипломатии и ослаблению в этих странах военного противостояния. С другой стороны, ликвидация советского военного присутствия в этих странах и сокращение размеров предоставляемой им помощи заметно ослабили геополитические позиции СССР в регионах мира. В то же время США, преследуя собственные интересы и используя экономические преимущества, продолжали активное проникновение вместе с союзниками на освобождавшееся геополитическое пространство в странах «третьего мира».

4.2.    Конец войны в Афганистане. Попытки реального улучшения отношений СССР с западными странами постоянно наталкивались на обвинения СССР в ведении агрессивной войны против афганского народа. В 1987 г. в ходе переговоров М. С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и о выводе оттуда советских войск.

15 февраля 1989 г. вывод войск завершился. В декабре 1989 г. Съезд народных депутатов СССР принял решение об осуждении этой войны и признал грубой политической ошибкой участие в ней советских войск. В этой войне, только по официальным данным, было более 13 тыс. убитых и 37 тыс. раненых.

4.3.    Вывод советских войск из Афганистана сделал возможным возобновление диалога между СССР и Китаем, для которого прекращение советского вмешательства было одним из трех условий нормализации отношений со своим соседом. Два других условия касались сокращения численности советских войск на границе между СССР и КНР и ухода поддерживаемых Советским Союзом вьетнамцев из Камбоджи. Советско-китайское сближение было подкреплено визитом М. С. Горбачева в Пекин в мае 1989 г.

5. Выводы

1.    За годы «перестройки» и реализации концепции «нового политического мышления» произошло ослабление международной напряженности, и в первую очередь противостояния СССР и США. Инициатива прекращения «холодной войны» принадлежала Советскому Союзу.

2.    Задуманные М. С. Горбачевым радикальные реформы невозможно было осуществить без резкого сокращения военно-промышленного комплекса, который подчинил себе всю хозяйственную деятельность. С этой точки зрения столь важное значение имели последствия демилитаризации всей общественной жизни: разрушение психологии «осажденной крепости», отказ от упора на силу, перевод творческого потенциала народа в русло созидательной деятельности.

3.    Наметились реальные перспективы более тесной интеграции СССР и стран Восточной Европы в мировое хозяйство и международные политические структуры.

4.    Однако внешнеполитический курс М. С. Горбачева не был прямым и легким. Ухудшение экономического положения заставляло руководство СССР идти на уступки Западу в надежде получить финансовую помощь и политическую поддержку. Очевидным стало ослабление международных позиций СССР, утратившего в конце 80-х гг. положение сверхдержавы. Ряд политических деятелей на Западе заявили о том, что Советский Союз потерпел поражение в «холодной войне».

5.    Подобная политика встречала усиленное недовольство и даже сопротивление со стороны определенных кругов общества. Основательно подорвала внутриполитические позиции Горбачева и потеря влияния СССР в Восточной Европе, а также уход из стран «третьего мира».

 


Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar