Тема №7032 Внутренняя политика в 1801-1812 гг.
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Внутренняя политика в 1801-1812 гг. из предмета История и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Внутренняя политика в 1801-1812 гг., узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Внутренняя политика в 1801-1812 гг.

При вступлении на престол в своем Манифесте Александр I прямо подчеркнул приверженность идеям политического курса «Августейшей бабки нАшей», восстановил в полном объеме Жалованную грамоту дворянству, отстранил от власти самых одиозных фигур павловского правления — графа И.П. Кутайсова, графа А.А. Аракчеева, генерал-прокурора П.Х. Обольянинова и издал указы о политической амнистии и ликвидации Тайной экспедиции. Такое начало нового царствования подкупило благородное дворянское сословие и, заручившись его поддержкой, император приступил к первому этапу своих либеральных реформ (1801-1804).

Но прежде чем приступить к проведению этих реформ, Александр I отправил в отставку и ряд активных участников антипавловского заговора, в частности графа П.А. Палена, которые много знали и на многое претендовали. Теперь особое положение при дворе заняли «интимные» друзья молодого императора — граф Виктор Павлович Кочубей, граф Павел Александрович Строганов, граф Николай Николаевич Новосильцев и князь Адам Адамович Чарторыйский, которые составили знаменитый «Негласный Комитет», возникший еще в 1797 г.

«Негласный Комитет», который за глаза называли «Интимным комитетом», «Комитетом общественного спасения» и даже «Якобинской шайкой», не имел официального статуса, но в первые два года правления Александра I именно он оказывал довольно большое влияние на определение внутриполитического курса и выработку стратегии либеральных реформ. Судя по «Журналу заседаний» наиболее активно «Негласный Комитет» работал в первый год своего сосуществования, но затем его деятельность заметно ослабла и в 1803 г. он был распущен.

В современной историографии существуют разные оценки деятельности «Негласного комитета». Одни авторы (Н. Троицкий) пишут о том, что проекты реформ, рождавшиеся на заседаниях этого Комитета, в частности «Жалованная грамота российскому народу», в итоге долгих разговоров и вздохов, бесследно тонули в новых разговорах и вздохах. Другие авторы (В. Федоров, Л. Ляшенко) менее категоричны в своих оценках и полагают, что нельзя столь негативно оценивать деятельность «Негласного комитета», поскольку часть либеральных реформ все же удалось реализовать, хотя, конечно, «интимные друзья» и сам император говорили гораздо смелее, нежели действовали.

В первые годы правления Александра I был проведен ряд административных преобразований:

а) В марте 1801 г. под председательством своего наставника графа Н.И. Салтыкова император учредил совещательный орган — Непременный (Постоянный) Совет, в состав которого вошли 12 самых влиятельных сановников империи: П.В. Зава-довский, А.Р. Воронцов, Д.И. Трощинский, П.А. Зубов и ряд других вельмож. Однако после проведения министерской реформы значение Непременного совета стало неуклонно падать, а после учреждения Государственного Совета, в январе 1810 г. этот властный орган окончательно прекратил свое существование.

б)    В июле 1801 г. была учреждена Комиссия по составлению законов во главе с графом П.В. Завадовским, однако ее деятельность оказалась столь же бесплодной и бесполезной, как и предыдущих Уложенных Комиссий, и в 1804 г. она приказала долго жить. Одновременно с созданием этой Комиссии «Негласный комитет» приступил к обсуждению «Жалованной грамоты российскому народу», краеугольным принципом которой провозглашалась неприкосновенность личности. Предполагалась, что эта грамота будет обнародована в сентябре 1801 г. во время коронационных торжеств в Москве. Однако вскоре и сам император, и его «интимные друзья» посчитали сей проект «несвоевременным» и отложили его принятие до лучших времен.

в)    В сентябре 1801 г. Правительствующий Сенат, влияние и значение которого сильно пошатнулось во времена Екатерины II и Павла I, был восстановлен в ранге высшего судебно-административного органа и «хранителя законов» Российской империи. При этом Сенату было вновь предоставлено право «делать представления» (т.е. возражения) по поводу тех Указов императора, которые противоречат существующим законам. Однако уже первая попытка членов Сената опротестовать проект нового императорского Указа об обязательной 12-ти летней службе дворян, который противоречил «Жалованной грамоте дворянству» (1785), вызвал резкое недовольство Александра I и Сенат получил «разъяснение», что он может делать «представления» по поводу ранее изданных законов, а не будущих.

Надо сказать, что ряд современных авторов (Н. Проскурякова) не вполне правомерно пишут о возникновении именно в этот период двух политических группировок сановной знати Петербурга: старых екатерининских вельмож, которые группировались вокруг Сената, и «заговорщиков», группировавшихся вокруг Непременного Совета, поскольку многие из них одновременно являлись членами обеих властных структур.

г)    В сентябре 1802 г. был проведен первый этап министерской реформы, в ходе которого, вместо восстановленных Павлом I петровских Коллегий, создавалось 8 министерств: военно-сухопутных сил, военно-морских сил, внутренних дел, иностранных дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения. В отличие от упраздненных Коллегий, новые органы исполнительной власти строились на принципах единоначалия, где все важнейшие вопросы решались исключительно министрами, которые назначались на должность и смещались с нее лично императором. Каждый министр имел своего заместителя (товарища министра) и личную канцелярию. Сами министерства делились на департаменты во главе с директорами, департаменты состояли из отделений, которые возглавлялись начальниками, а отделения подразделялись на столы во главе со столоначальниками. Кроме того, для совместного обсуждения дел учреждался Комитет Министров, который, однако, не был наделен реальными властными полномочиями. В Комитет Министров первоначально входили все министры, а затем и председатели четырех департаментов Государственного Совета и Государственный секретарь. Первыми министрами были назначены как представители старой екатерининской знати (Н.С. Мордвинов,

Г.Р. Державин, П.В. Завадовский), так и молодые друзья Александра (Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей, П.П. Строганов, А.А. Чарторыйский).

Надо сказать, что историки до сих пор неоднозначно оценивают проведенную реформу исполнительной власти. Одни (Н. Троицкий) считают, что она ровным счетом ничего не изменила, поскольку верховным распорядителем власти по-прежнему остался император. Другие (В. Федоров, П. Зырянов) утверждают, что министерская реформа знаменовала собой дальнейшую бюрократизацию управления и усовершенствование центрального аппарата страны. А третьи (С. Середонин) полагали, что министерская реформа привела к «самодержавию министерств», что не входило в планы их инициатора.

Помимо административных реформ в начале своего царствования Александр I провел ряд преобразований в сфере экономики и социальных отношений, в частности:

а)    В декабре 1801 г. был издан Указ, разрешивший купцам, мещанам и государственным крестьянам свободную куплю-продажу земли, что стало серьезным ударом по дворянской монополии на земельную собственность.

б)    В феврале 1803 г. по инициативе графа С.Р. Воронцова был подписан знаменитый Указ «О вольных хлебопашцах», разрешавший помещикам даровать вольную крепостным крестьянам, предоставляя им в собственность небольшие наделы земли.

в)    В 1804—1805 гг. был проведен первый этап аграрной реформы в Эстляндии, Лифляндии и Курляндии, в ходе которого все прибалтийские крестьяне, при сохранении прежних феодальных повинностей, становились владельцами своих земельных наделов.

Однако, начиная с 1805 г., когда Россия резко активизировала свою внешнеполитическую деятельность и стала полноправным членом новых антифранцузских коалиций, Александр I вынужден был прервать свою реформаторскую деятельность. Кроме того, неудачные войны 1805-1807 гг. и особенно позорный для России Тильзитский мир серьезно подорвали репутацию молодого императора и его правительства внутри страны. Более того, многие сановники и представители высшей знати открыто называли Александра I «приказчиком Наполеона» и поговаривали о возможной «перемене царствования». В частности, самые активные противники ненавистного тильзитского курса высказывали крамольное предложение о пострижении Александра I в монахи и возведении на престол его младшей сестры, великой княгини Екатерины Павловны, не замеченной в либеральных поползновениях.

Не меньшее недовольство дворянства вызвало стремительное возвышение бывшего павловского фаворита, графа Алексея Андреевича Аракчеева, который вскоре после Тильзита стал фактическим соправителем государства, поскольку в середине декабря 1807 г. Александр I издал указ, в соответствии с которым «овъявляемые графом А. Аракчеевым высочайшие повеления надлежало считать именными императорскими указами». Однако очередной фавор графа А.А. Аракчеева оказался на редкость непродолжительным. Столкнувшись с мощной оппозицией широких кругов дворянства, император вынужден был временно отказаться от его услуг, и сделать ставку на личного статс-секретаря Михаила Михайловича Сперанского, с именем которого многие историки традиционно связывают новый этап либеральных реформ (1809-1812).

Прежде чем приступить к оценке преобразовательных планов М.М. Сперанского мы считаем необходимым сделать рад существенных пояснений.

1)    Основополагающие идеи всех преобразований, несомненно, были сформулированы и определены самим Александром I. В противном случае М.М. Сперанский никогда бы не решился на составление столь радикального и смелого проекта государственных реформ.

2)    При разработке главных направлений политической реформы М.М. Сперанский опирался на европейскую конституционную традицию и, в частности «Гражданский кодекс» Наполеона, о чем еще в позапрошлом веке писали такие авторитетные историки права, как В.И. Сергеевич, Ф.М. Дмитриев и П.И. Еропкин.

3)    По мнению рада русских историков и юристов (А. Пресняков, С. Середо-нин), политическая программа М.М. Сперанского развивала и конкретизировала те проекты государственных реформ, которые обсуждались Александром I с членами «Негласного комитета».

Михаил Михайлович Сперанский (1772—1839), один из самых крупных и известных государственных деятелей Российской империи, благодаря блестящему уму, энциклопедическим познаниям и, что особенно важно, необычайной работоспособности, довольно быстро сделал головокружительную государственную карьеру. Уже в 1797 г. бывший семинарист и преподаватель Духовной академии при Александро-Невской лавре становится начальником канцелярии генерал-прокурора Сената князя А.Б. Куракина. А затем, в 1802 г. он переходит на службу в Министерство внутренних дел и вскоре становится одним из ближайших соратников графа В.П. Кочубея. В 1806 г. произошло личное знакомство М.М. Сперанского с Александром I, который высоко оценил его незаурядные способности и вскоре приблизил к себе. В 1807 г. получив назначение на должность товарища (заместителя) министра юстиции, он сопровождал императора во время пребывания его величества в Тильзите, где, по слухам, сам император Наполеон предложил Александру I обменять своего советника на какое-нибудь королевство его обширной империи.

Затем, в 1808 г., состоялась их знаменитая поездка в Эрфурт, после которой влияние М.М. Сперанского достигло своего апогея. Именно тогда, в конце 1808 г., став личным статс-секретарем Александра I, он получил от императора задание подготовить обширную программу государственных реформ. При этом Александр I передал своему новому фавориту все материалы и наработки «Негласного комитета» и «Комиссии П.В. Завадовского » по данному вопросу.

После года напряженной работы, в ходе которой М.М. Сперанский, по его же признанию, «изучил все существующие в мире конституции» и ежедневно общался с императором, в октябре 1809 г. на свет появился его знаменитый проект «Введение к уложению государственных законов», который считается одним из самых выдающихся памятников русской и мировой общественной мысли.

Во вводной части своего проекта М.М. Сперанский особо подчеркнул два важных обстоятельства, определивших его подход к проблеме реформирования государственной системы самодержавной России: 1) возрастающая угроза наступления всеобщего общественного кризиса в стране, что вынуждало к скорейшему проведению самых глубоких преобразований в сфере государственного управления и 2) убежденность в том, что во избежание революционного хаоса необходимы только радикальные преобразования, а не полумеры, которые не уберегут страну от кровавых общественных потрясений. Однако при всем своем радикализме, М.М. Сперанский был так же убежден, что все преобразования должны были не только сохранить, но и укрепить самодержавную власть российского монарха.

В октябре 1809 г. М.М. Сперанский представил на рассмотрение Александра I «Введение к уложению государственных законов», который ряд современных авторов (Н. Минаева, С. Мироненко) не очень правомерно именуют «Конституцией». Этот проект предполагал создание трех независимых ветвей власти на всех уровнях. Законодательная власть была представлена выборными Государственной Думой, губернскими, окружными и волостными думами. Исполнительная власть — министерствами, губернскими, окружными и волостными управлениями. А судебная власть — Правительствующим Сенатом, губернскими, окружными и волостными судами, состоящими из двух палат по уголовным и гражданским делам.

Проектом М.М. Сперанского устанавливалась выборность практически во все органы законодательной и судебной власти. Однако при этом следует иметь в виду ряд особенностей предложенной им избирательной системы: а) выборы в нижестоящие органы законодательной власти (волостные думы) осуществлялись самими гражданами, обладающими правом голоса, тогда как выборы в вышестоящие законодательной органы осуществлялись депутатами губернских, окружных и волостных дум из числа своих же коллег; б) выборы членов окружных и губернских судов тоже являлись прерогативой избирателей. Однако состав Сената формировался лично императором из числа членов губернских судов; в) голосование осуществлялось на основе высокого имущественного ценза, т.е. иными словами избирателями становились только те граждане империи, которые владели недвижимостью и капиталом.

Высшим органом, который должен был координировать деятельность всех ветвей власти, становился Государственный Совет. Он же должен был служить связующим звеном между императором и высшими органами законодательной, исполнительной и судебной власти. Кроме того, «Введением» устанавливалось, что ни один законопроект не мог получить высшей юридической силы без предварительного обсуждения в Госсовете с последующим утверждением его императором.

Таким образом, система органов центральной власти в проекте М.М. Сперанского нисколько не умоляла властных прерогатив самодержавного монарха, который по-прежнему назначал и смещал с должности всех министров, членов Государственного Совета и Сената, а также распускал Государственную Думу и назначал новые выборы.

После ознакомления с этим проектом, Александр I счел его «удовлетворительным» и даже «полезным», после чего М.М. Сперанский представил государю календарный план его реализации, рассчитанный на 1810-1811 гг. Однако проект «первого министра империи» встретил ожесточенное сопротивление со стороны сенаторов, министров и других высших сановников империи, которые посчитали его слишком радикальным. Столкнувшись со столь сильным протестом сановной знати, Александр не решился идти на открытый конфликт с всесильной столичной бюрократией и в очередной раз ограничился полумерами.

В январе 1810 г. им был подписан Манифест об упразднении Непременного Совета и учреждении законосовещательного Государственного Совета, состоящего из Общего собрания и четырех главных департаментов — законов, военного, гражданского и экономического. В состав Государственного Совета, который формировался лично императором, входили все министры и представители титулованной аристократии, которые получали пожизненный статус его членов. Руководил работой Госсовета его председатель, который тоже назначался царем, а всем делопроизводством ведала Государственная канцелярия во главе с госсекретарем, которым был назначен М.М. Сперанский.

Спустя полтора года по предложению М.М. Сперанского был проведен второй этап министерской реформы. В июне 1811 г. Александр I подписал Указ об «Общем учреждении министерств», в соответствии с которым: а) упразднялось Министерство коммерции и учреждались Министерство полиции и три Главных управления — путей сообщения, государственного контроля и духовных дел; б) четко разграничивались компетенция и полномочия всех министерств и устанавливались их единая организационная структура и порядок делопроизводства в них; в) все министры по должности становились членами Сената.

Говоря о реформаторских проектах М.М. Сперанского, следует особо подчеркнуть тот факт, что он придавал гораздо большее значение реформированию государственной аппарата и созданию новой системы законодательства, и явно недооценивал роль хозяйственных факторов в развитии страны. Поэтому его программа по крестьянскому вопросу не отличалась особой прогрессивностью и новизной. Он считал, что проблему крепостного права следует решать за счет самих крестьян, не нарушая имущественных прав дворянского сословия на землю. Вместе с тем, необходимо отметить, что в 1808-1809 гг. именно по инициативе М.М. Сперанского, правительство Александра I пошло на отмену наиболее отвратительных черт крепостного права. В частности, по указам императора запрещалось продавать крепостных крестьян на ярмарках, давать объявления в газетах о продаже дворовой челяди, отменялось право помещиков ссылать своих крепостных крестьян в Сибирь и т.д.

Тем временем активная реформаторская деятельность М.М. Сперанского все чаще стала вызывать резкое недовольство широких дворянских кругов, и особенно сановной знати Петербурга. Самое сильное осуждение с их стороны вызвали Указы «О придворных званиях» и «Об экзаменах на чин», изданные в апреле - августе 1809 г., согласно которым: 1) все придворные чины были обязаны поступить на государственную службу, в противном случае их звание переставало быть чином; 2) статские табельные ранги, в соответствии с которыми даровалось личное (коллежский асессор) и потомственное (статский советник) дворянство, теперь могли быть присвоены только тем государственным чиновникам, которые получили университетский диплом, или сдали государственный экзамен в объеме университетского курса.

Не менее резкое недовольство дворян вызвало и проведение финансовой реформы. В 1810-1811 гг. по предложению М.М. Сперанского, изложенного им в «Плане финансов», для покрытия бюджетного дефицита и стабилизации курса рубля, правительство Александра I прекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы на содержание всего аппарата, передало в частные руки целый ряд казенных имений и мануфактур и, наконец, ввело новые налоги, в том числе на дворянские имения.

Сам М.М. Сперанский прекрасно сознавал всю шаткость своего положения у трона и уже осенью 1811 г. подал императору прошение об отставке, которая, однако, тогда не была принята. Вместе с тем падение М.М. Сперанского стало лишь вопросом времени, поскольку против него ополчились все наиболее влиятельные придворные и правительственные круги во главе с родной сестрой императора, великой княгиней Екатериной Павловной. Именно она, всегда отличавшаяся особой нелюбовью к либерализму вообще, и к любым реформам в частности, еще в марте 1811 г. передала старшему брату «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», написанную выдающимся русским историком Н.М. Карамзиным, которая и стала идейной основой борьбы придворных консерваторов с либеральными реформами М.М. Сперанского. В конечном итоге, они одержали вверх и в марте 1812 г. Александр I отправил М.М. Сперанского в отставку. Вскоре он был обвинен в превышении служебных полномочий и тайных связях с самим Наполеоном, арестован, а затем сослан, сначала в Нижний Новгород, а потом в Пермь.

Надо сказать, что в исторической науке до сих пор существуют совершенно разные оценки первого периода правления Александра I. Одни авторы, в основном видные представители консервативной русской историографии (М. Богданович, Н. Шильдер), утверждают, что с первых лет своего царствования император твердо стоял на консервативных позициях, а либеральные идеи использовал лишь как средство укрепления личной власти. Другие авторы, главным образом представители современного либерального направления (С. Мироненко, Н. Минаева, М. Сафонов,

В. Лобов), полагают, что император был сознательным сторонником либеральных реформ, отмены крепостного права и установления конституционного правления в России. Еще одни современные историки (В. Федоров, А. Сахаров) утверждают, что Александр I, будучи «самодержавным либералом», гораздо в большей степени любил поговорить о реформах, законности и предоставлении республиканского правления, но на практике проводил ту же абсолютистскую политику, что и его убиенный отец. Наконец, четвертая группа авторов (В. Ключевский, А. Предтечен-ский, Н. Троицкий) крайне негативно оценивала и личность, и деяния Александра I, и утверждала, что по своим взглядам он был не меньшим деспотом, чем Павел I, а все его реформы были лживым «либеральным иллюзионом».

 

Категория: История | Добавил: Админ (27.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar