Тема №6029 Химия 10-11 классы Дидактические материалы Корощенко (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Химия 10-11 классы Дидактические материалы Корощенко (Часть 1) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Химия 10-11 классы Дидактические материалы Корощенко (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1. Повторение темы «Периодический закон,
периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Строение атома»
1.1. В чем выражено сходство строения атомов химических
элементов одного периода?
1.2. Какие названия имеют химические элементы, в атомах
которых завершенный внешний электронный слой? В какой
группе периодической системы они находятся? Где приме
няются соответствующие им простые вещества?
1.3. Напишите химические формулы высших оксидов эле
ментов третьего периода. Как изменяются их свойства в за
висимости от возрастания зарядов ядер атомов элементов?
1.4. Какие из перечисленных ниже химических элементов име
ют много сходных признаков: Si, Na, Mg, K, Li, P, S? Подчерк
ните знаки этих элементов и назовите признаки их сходства.
1.5. Атомный (порядковый) номер химического элемента 15.
К каким оксидам (основным, кислотным или амфотерным)
относят высший оксид этого химического элемента? С каким
из приведенных ниже веществ будет реагировать данный ок
сид: NaOH, H2
SO4
, N2
O5? Напишите уравнение реакции.
1.6. Атомный номер химического элемента 4. Какова фор
мула его высшего оксида? Напишите уравнения реакций
5
данного оксида со следующими веществами: гидроксидом
калия, хлороводородной кислотой, азотной кислотой.
1.7. Селен широко применяют для изготовления выпрями
телей переменного тока. Какова формула высшего оксида
селена? С какими из перечисленных ниже веществ этот ок
сид может реагировать: КОН, H2SO4, H2O, SO3, NaOH, CaO?
Напишите уравнения возможных реакций.
1.8. Составьте схему строения атома аргона. Сравните строе
ние частиц: Cl−
, S2−
, K+, Ca2+ со строением атома аргона.
1.9. При нагревании щелочных металлов в токе водорода
образуются твердые кристаллы гидридов металлов. На
пишите уравнение реакции получения гидрида натрия и
укажите степени окисления химических элементов в сое
динении.
1.10. Частица H+ имеет электронное строение, такое же, как
у атома одного из элементов VIII группы. Нарисуйте схему
строения атома этого элемента, назовите его.
1.11. Какие из перечисленных ниже химических элементов
образуют газообразные водородные соединения: Са, S, Fe, N,
Br? Напишите их формулы.
1.12. Какие из перечисленных ниже химических элементов
образуют высшие оксиды состава ЭО2: S, Si, N, I, C, Ca? На
пишите уравнения реакций этих оксидов с одним из данных
веществ: HCl, NaOH, H2O, H2SO4.
1.13. Среди перечисленных ниже химических элементов
найдите и подчеркните те, которые имеют много сходных
признаков: Al, Mg, S, P, O, Se, Cl, Te. Назовите признаки
сходства элементов, знаки которых вы подчеркнули.
1.14. Напишите формулы летучих водородных соединений
химических элементов 2го периода. Какое из этих соеди
нений реагирует с серной кислотой? Напишите уравнение
реакции и названия участвующих в ней веществ.
1.15. В атомах какого химического элемента ядро содержит:
а) 14 протонов;
б) 17 протонов;
в) 78 протонов?
Назовите каждый элемент.
1.16. Среди приведенных ниже химических элементов най
дите и подчеркните знаки тех, атомы которых имеют три
6
электронных слоя: K, B, Al, Cr, S, Si, I, Cl. Нарисуйте
схему строения атома одного из указанных элементов.
1.17. Распределите химические элементы — S, F, P, O, N, Cl:
а) по порядку возрастания зарядов ядер их атомов;
б) на три группы сходных химических элементов;
в) на два ряда элементов, сходных по числу электронных
слоев в атомах.
1.18. Распределите химические элементы — As, Si, Al, N, C:
а) по порядку возрастания зарядов ядер их атомов;
б) на три группы сходных химических элементов;
в) на два ряда элементов, сходных по числу электронных
слоев в атомах.
1.19. Напишите уравнение реакции между хлороводородной
кислотой и оксидом химического элемента, атомный номер
которого в периодической системе 13.
1.20. Напишите уравнения реакций:
а) между гидроксидом химического элемента, имеющего
порядковый номер 37, и серной кислотой;
б) между водородным соединением элемента, имеющего
порядковый номер 35, и гидроксидом элемента, порядко
вый номер которого 3.
1.21. Составьте схемы строения атомов:
а) углерода; в) калия.
б) алюминия;
1.22. Каким химическим элементам соответствует следую
щее распределение электронов в атомах по слоям:
а) 2, 8, 6; в) 2, 1;
б) 2, 7; г) 2, 8, 8, 2?
1.23. Напишите уравнения реакций:
а) между оксидом элемента 19 и высшей кислородсодер
жащей кислотой элемента 16;
б) между высшими оксидами элементов 11 и 6.
1.24. Молярная масса гидроксида неизвестного металла рав
на 74 г/моль. Массовая доля металла в гидроксиде состав
ляет 54%. Напишите формулу этого гидроксида и уравне
ние реакции его с серной кислотой.
1.25. Имеется высший оксид неизвестного химического эле
мента. Массовая доля этого элемента в оксиде составляет
43,66%. Молярная масса оксида равна 142 г/моль. Какова
7
формула оксида? Каков химический характер оксида — ос
новной, кислотный или амфотерный?
1.26. В атоме химическго элемента три электронных слоя,
последний из них образован двумя электронами. Какой
порядковый (атомный) номер имеет этот элемент в перио
дической системе Д.И. Менделеева? Какова формула его
оксида?
1.27. Молярная масса высшего оксида элемента равна
60 г/моль. Массовая доля этого элемента в оксиде составляет
46,67%. Напишите формулу этого оксида. Каков химичес
кий характер данного оксида — кислотный, амфотерный,
основной? Составьте уравнение реакции, доказывающей
принадлежность этого оксида к определенной группе окси
дов, сходных по химическим свойствам.
1.28. Молярная масса высшего оксида элемента равна
40 г/моль. Массовая доля кислорода в этом оксиде 40%.
Какой это оксид — кислотный, основной или амфотерный?
Напишите его формулу и уравнение реакции, доказываю
щей его химический характер.
1.29. С веществами каких классов неорганических соедине
ний будет реагировать гидроксид химического элемента
I группы 2го периода периодической системы? Ответ под
твердите уравнениями реакций.
1.30. С какими из перечисленных веществ будет реагировать
оксид химического элемента, атомный номер которого 20:
а) H2SO4; в) CuO; д) H2O?
б) NaOH; г) O2;
Напишите уравнения возможных реакций.
1.31. С какими из перечисленных веществ будет реагировать
кислота, содержащая химический элемент V группы 3го
периода в высшей степени окисления:
а) HNO3; г) O2; ж) BaCl2?
б) NaOH; д) CaO;
в) Zn; е) H2;
Напишите уравнения возможных реакций.
1.32. С какими из перечисленных ниже веществ будет реа
гировать гидроксид химического элемента, в ядре атома ко
торого 13 протонов: HCl, NaOН, Cu(OH)2, FeO, HNO3? Напи
шите уравнения возможных реакций.
8
2. Общие свойства металлов и их соединений
2.1. Сравните положение названных ниже металлов в пери
одической системе химических элементов:
а) лития и бериллия; в) калия и меди;
б) лития и натрия; г) натрия и кальция.
2.2. Охарактеризуйте положение в периодической системе
и строение атома химического элемента, оксид которого име
ет состав Э2О и молярную массу 62 г/моль.
2.3. Чем обусловлено сходство металлов по физическим свой
ствам: электрической проводимости, теплопроводности и
пластичности?
2.4. Для паяния используют олово. Почему для этих целей
не используют железо?
2.5. Золотую пластину можно прокатать в тончайшую фоль
гу большой площади. Каким свойством металла обусловле
на такая возможность:
а) упругостью; в) пластичностью;
б) хрупкостью; г) тугоплавкостью?
2.6. Сравните массы 0,5 моль магния и 0,5 моль кальция. Во
сколько раз масса этого количества одного металла больше
(меньше) массы другого?
2.7. Определите массовые доли железа в оксидах:
а) FeO;
б) Fe2O3;
в) Fe3O4.
2.8. Где больше масса кальция: в оксиде или карбонате каль
ция? Ответ подтвердите расчетом.
2.9. Один из видов латуни (сплава меди с цинком и некото
рыми другими металлами) содержит 68% меди. Какая мас
са меди потребуется для изготовления 200 г такой латуни?
2.10. Железный гвоздь поместили в пробирку с голубым раст
вором хлорида меди. Через несколько часов цвет раствора
стал светложелтым, а на дне образовался рыхлый порошко
образный слой красноватого цвета. Объясните эти изменения,
составьте уравнение реакции, назовите все вещества.
2.11. В электролампах нити накаливания изготовливают из
вольфрама, а не из меди. Электропровода, наоборот, делают
из меди, а не из вольфрама. Объясните этот факт.
9
2.12. Каковы массовые доли металлов:
а) в известняке — CaCO3
; в) в гашеной извести — Ca(OH)2
;
б) в хлориде калия — KCl; г) в пищевой соде — NaHCO3
?
Проведите расчеты.
2.13. Какие из названных ниже пар веществ будут взаимо
действовать друг с другом:
а) Zn и H2SO4; в) Na и H2O; д) Са и О2;
б) Аg и HCl; г) Au и H2O; е) Pt и О2?
Напишите уравнения возможных реакций.
2.14. С какими из перечисленных ниже веществ взаимодей
ствует кальций: сера, гидроксид меди (II), кислород, азот,
хлороводородная кислота, бромид натрия, гидроксид на
трия? Напишите уравнения возможных реакций.
2.15. Приведите примеры реакций, в процессе которых про
исходят следующие превращения:
а) Fe0 → Fe+2; в) Zn0 → Zn+2;
б) Cu+2 → Cu0; г) Fe+3 → Fe0.
Напишите уравнения соответствующих реакций и составь
те к ним уравнения электронного баланса.
2.16. Почему коррозия железа происходит быстрее, если из
делие из него находится в контакте с медью?
2.17. Какой из металлов, спаянных друг с другом, будет бы
стрее корродировать в растворе кислоты:
а) Сa—Zn; в) Cu—Fe;
б) Sn—Zn; г) Pb—Fe?
2.18. Какие реакции можно осуществить, имея в своем
распоряжении следующие вещества:
а) раствор хлороводорода; г) раствор сульфата меди (II);
б) железо; д) раствор нитрата магния?
в) свинец;
Напишите уравнения возможных реакций.
2.19. Что произойдет, если через раствор бромида меди (II)
пропустить постоянный электрический ток? Напишите
уравнения происходящих процессов, используя метод элек
тронного баланса.
2.20. Что произойдет, если через расплав иодида натрия про
пустить постоянный электрический ток? Напишите уравне
ние реакции и рассмотрите ее как окислительновосстано
вительный процесс.
10
AgOH ← AgNO3
2.21. Чем отличается металлическая связь от ионной?
2.22. Чем отличается металлическая связь от ковалентной
неполярной связи?
2.23. Какие металлы не реагируют с кислородом?
2.24. Какие металлы реагируют с водой при комнатной тем
пературе? Напишите уравнения этих реакций с участием
какихлибо трех металлов.
2.25. Окисленный с поверхности цинк массой 0,7 г обра
ботали избытком соляной кислоты и получили 0,224 л
водорода (н.у.). Вычислите массовую долю цинка в дан
ном образце.
2.26. Раствор сульфата цинка имеет примесь сульфата меди.
Каким простым способом «освободить» раствор от сульфата
меди? Напишите уравнение реакции.
2.27. Цинковая пластинка массой 9,75 г полностью «раство
рилась» в растворе, содержащем по 0,1 моль нитрата свин
ца (II) и нитрата ртути (II). Каковы массы каждого металла,
выделившегося из раствора?
2.28. Какую кислоту надо взять, чтобы «растворить» брон
зу, состоящую из:
а) меди (85%); б) олова (14%); в) железа (1%)?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
2.29. Напишите химические уравнения следующих превраще
ний:
 СuCl2
Cu → CuO ← Cu(OH)2
 Cu(NO3)2
2.30. Напишите химические уравнения следующих превраще
ний:
 Fe(OH)3
Fe2O3 → Fe → FeCl3
2.31. Напишите химические уравнения следующих превраще
ний:
 Pb(NO3)2
Pb(OH)2 → Pb → PbS
2.32. Напишите химические уравнения следующих превраще
ний:
 AgBr
 Ag
11
2.33. Для алюмотермии использовали смесь из 5,4 г алюми
ния и 30 г оксида меди (II). Какова масса полученной меди?
2.34. В раствор сульфата меди (II) опустили натрий. Полу
чится ли медь в этом случае? Какие возможны реакции? На
пишите уравнения возможных реакций.
2.35. В качестве восстановителей некоторых металлов из ок
сидов могут быть: водород, алюминий, уголь, оксид углеро
да (II). Напишите уравнения реакций получения железа из
оксида железа (III) с помощью каждого из восстановителей.
2.36. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
а) ZnO → Zn(NO3)2 → Zn(OH)2 → Na2ZnO2;
б) Fe → Fe2О3 → FeCl3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe.
2.37. При восстановлении железа из оксида железа (III) с по
мощью алюминия получили 22,4 г железа, что составляет
80% от теоретически возможного выхода. Какова масса ис
пользованного оксида железа (III)?
2.38. К 500 г раствора сульфата меди (II) прилили избыток
раствора щелочи. Образовавшийся осадок выделили фильтро
ванием и прокалили. Масса полученного сухого вещества сос
тавила 32 г. Какова массовая доля соли в исходном растворе?
2.39. Какой объем хлора (н.у.) потребуется для реакции с
9,2 г натрия?
2.40. Технический цинк массой 0,66 г обработали избытком со
ляной кислоты. Объем выделившегося водорода 224 мл (н.у.).
Какова массовая доля цинка в образце технического цинка?
2.41. Какова масса технического железа, содержащего 10%
примесей, необходмого для получения 12,8 кг меди из раст
вора медного купороса?
2.42. В раствор нитрата серебра помещена медная пластина
массой 19,09 г. Через некоторое время пластину извлекли из
раствора, промыли, высушили. Масса ее теперь равна 19,97 г.
Какова масса серебра, выделившегося на этой пластине?
2.43. Минерал медный блеск содержит сульфид меди (I) Cu2S.
Какова масса меди, которую можно получить из 1 т медного
блеска, содержащего 70% сульфида меди (I)?
2.44. При восстановлении углем 64 г оксида железа (III) об
разовалось 41,62 г железа. Какова массовая доля выхода
железа (в %)?
12
2.45. Пропуская газообразный хлороводород над нагретой
алюминиевой стружкой, получили 3,36 л водорода (н.у.).
Какова масса хлорида алюминия, образовавшегося при
этом?
2.46. В колбу с водой поместили 2,5 г стружек кальция. Ка
кой объем газа (н.у.) получится в результате полного «ра
створения» металла?
2.47. При электролизе раствора хлорида меди (II) на аноде
образовался хлор, объем которого составил 5,6 л (н.у.). Ка
кова масса вещества, образовавшегося на катоде?
3. Щелочные металлы и их соединения
3.1. Почему литий, натрий, калий, рубидий называют ще
лочными металлами?
3.2. Нарисуйте схемы строения атомов лития, натрия и ка
лия. Чем они различаются, что у них общего?
3.3. Атомы каких химических элементов имеют такое же
электронное строение, как ионы Li+, Na+, K+?
3.4. Какие из удобрений — калийная селитра KNO3, силь
вин KCl, сильвинит NaCl • KCl — наиболее богаты калием?
Сделайте вычисления.
3.5. Закончите уравнения следующих реакций:
а) Li + O2 = в) Rb + Cl2 =
б) К + Н2О = г) Li + H3PO4 =
3.6. Составьте схему электролиза расплава хлорида лития.
3.7. Для заливки щелочных аккумуляторов используют
30%ный раствор гидроксида калия. Какой массы гидроксид
калия нужен для приготовления 5 кг такого раствора?
3.8. За год человек употребляет в пищу примерно 6 кг пова
ренной соли. Какое количество вещества натрия (в молях)
содержится в потребляемой соли?
3.9. Гидроксид натрия можно получить, смешивая раствор
соды Na2CO3 с гашеной известью Сa(OH)2. Как выделить из
полученной смеси гидроксид натрия? Какой массы гашеная
известь потребуется для получения 10 кг едкого натра?
3.10. Вычислите объем газа (н.у.), который получится при
полном «растворении» 1 г натрия в воде?
13
3.11. Как доказать, что в растворе находится хлорид натрия,
а не другая соль?
3.12. Загорелся натрий. Как его потушить?
3.13. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
а) K2CO3 → K2SiO3 → KCl → KNO3;
б) Na → NaOH → Na2CO3 → NaHCO3 → NaCl;
в) K → KCl → K → KOH → K2CO3.
3.14. Гидроксид натрия можно получить в результате реак
ции между:
а) NaCl и KOH; в) Na2SO4 и Ba(OH)2;
б) NaCl и AgNO3; г) Na2SO4 и KOH.
3.15. К окислительновосстановительным, относится реак
ция между:
а) оксидом натрия и водой;
б) хлоридом натрия и нитратом серебра;
в) калием и водой;
г) гидроксидом калия и хлороводородом.
3.16. Гидроксид калия может реагировать с парой веществ:
а) CuSO4 и CO2; в) FeCl2 и NaNO3;
б) CuSO4 и CaO; г) Na2SO4 и FeCl3.
3.17. С какими из перечисленных ниже веществ может вза
имодействовать гидроксид натрия: MgO, SO2, H2SO4, KCl,
CuCl2? Напишите уравнения возможных реакций.
3.18. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Na NaNO3
 ↓ NaOH ↑
Na2O Na2CO3
3.19. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Na → NaOH → Na2CO3 → NaCl
3.20. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
KCl → HCl → NaCl → Na2SO4
3.21. Напишите уравнения реакций, в результате которых
происходят следующие превращения:
а) Na0 → Na+1; в) K0 → K+1;
б) Na+1 → Na0; г) К+1 → К0.
14
3.22. Напишите полные и сокращенные ионные уравнения
реакций между:
а) FeCl3 и KOH; в) K2SO4 и Ba(OH)2;
б) NaOH и H2SO4; г) LiOH и H3PO4.
3.23. Напишите уравнения химических реакций, с помощью
которых можно осуществить превращения:
хлорид натрия → натрий → сульфид натрия → сульфат
натрия → гидроксид натрия.
В уравнениях окислительновосстановительных реакций
определите окислитель и восстановитель. Расставьте коэф
фициенты методом электронного баланса.
3.24. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
калий → гидроксид калия → хлорид калия → калий.
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реак
ций обмена.
3.25. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
гидроксид натрия → карбонат натрия → хлорид натрия.
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реак
ций.
3.26. Щелочной металл массой 19,5 г сгорел в хлоре, объем
которого 5,6 л (н.у.). Какой это металл?
3.27. Оксид щелочного металла массой 3 г полностью проре
агировал с 1,8 г воды. Какой это металл?
3.28. К раствору, содержащему 16 г сульфата меди, прили
ли раствор, содержащий 20 г гидроксида натрия. Какова
масса выпавшего осадка?
3.29. Нагрели смесь из 4,6 г натрия и 5 г серы. Какова масса
образовавшегося соединения?
3.30. Слили 50 г 8%ного раствора NaOH и 50 г 14%ного
раствора HNO3. Какова масса образующейся соли? Каков со
став раствора после реакции?
3.31. К 200 г 21,2%ного раствора карбоната натрия прили
ли избыток соляной кислоты. Вычислите объем (н.у.) обра
зующегося газа.
3.32. Избыток раствора сульфата меди слили с 50 г раствора
гидроксида натрия и получили 9,8 г осадка. Какова массо
вая доля щелочи в данном растворе?
15
4. Щелочноземельные металлы и их соединения
4.1. Нарисуйте схемы строения атома магния и иона магния.
4.2. В чем состоит сходство и различие атомов магния, каль
ция, стронция, бария?
4.3. Атомы каких химических элементов имеют такое же
электронное строение, как ионы Mg+2, Ca+2?
4.4. Закончите уравнения химических реакций:
а) Ca + O2 = в) Ca + H2O =
б) Mg + Cl2 = г) Sr + S =
4.5. Даны вещества: соляная кислота, гидроксид натрия,
сульфат меди (II), нитрат калия. С какими из этих ве
ществ будет реагировать магний? Напишите уравнения
реакций.
4.6. Напишите уравнения реакций, в результате которых
происходят следующие превращения:
а) Ca+2 → Ca0; в) Ba0 → Ba+2;
б) Mg0 → Mg+2; г) Sr+2 → Sr0.
4.7. Исходя из карбоната кальция и воды, предложите спо
собы получения не менее пяти новых веществ. Напишите
уравнения реакций.
4.8. Вычислите массовые доли кальция в оксиде кальция,
карбонате кальция.
4.9. Используемый в металлургии доломит MgCO3 • CaCO3
содержит некарбонатные примеси. Рассчитайте массовую
долю примесей, если известно, что при действии избытка
азотной кислоты на 8 г доломита выделилось 1,6 л углекис
лого газа (н.у.).
4.10. Какой объем газа (н.у.) образуется при полном «раство
рении» 8 г кальция в воде?
4.11. Какой природный процесс лежит в основе появления
карбонатной жесткости воды? Напишите соответствующее
уравнение реакции.
4.12. В жесткой воде есть катионы магния, кальция, гидро
карбонатанионы. Как устранить такую жесткость воды?
Напишите уравнения реакций.
4.13. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
MgCО3 → MgCl2 → Mg → Mg(NO3)2
16
4.14. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Сa → Ca(OH)2 → CaCO3 → CaO → CaCl2 → Ca
4.15. Напишите химическое уравнение электролиза распла
ва хлорида кальция. Укажите окислитель и восстановитель
в этой реакции.
4.16. Бериллий — металл, отличающийся по свойствам от
щелочноземельных металлов. Его соединения амфотерны.
Напишите уравнения реакций оксида бериллия с соляной
кислотой и гидроксидом натрия.
4.17. С концентрированным раствором щелочи бериллий ре
агирует с образованием солейбериллатов и водорода. Со
ставьте уравнение реакции бериллия с гидроксидом калия,
расставив коэффициенты методом электронного баланса.
Сольбериллат калия имеет состав K2BeO2.
4.18. Окислительновосстановительная реакция происходит
между:
а) MgO и HNO3; в) Ca(OH)2 и CO2;
б) Mg и HCl; г) CaO и HCl.
4.19. Гидроксид бериллия может реагировать с парой ве
ществ:
а) HCl и KNO3; в) NaOН и NaCl;
б) HCl и K2O; г) H2SO4 и KNO3.
4.20. Сокращенным ионным уравнением Ca2+ + CO3
2−
 = CaCO3
выражают сущность реакции между:
а) кальцием и водой;
б) гидроксидом кальция и карбонатом калия;
в) оксидом кальция и оксидом углерода (IV);
г) хлоридом кальция и нитратом серебра.
4.21. Реакция ионного обмена происходит при взаимодей
ствии:
а) бария с соляной кислотой;
б) оксида кальция с натрием при сплавлении;
в) хлорида магния и нитрата калия;
г) гидроксида бария и азотной кислоты.
4.22. Карбонат кальция нельзя получить взаимодей
ствием:
а) CaO и CO2; в) Ca(OH)2 и CO2;
б) Ca и Na2CO3; г) Ca(OH)2 и Na2CO3.
17
4.23. Напишите уравнения реакций, с помощью которых
можно осуществить превращения:
CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3 → CaCl2 → Ca
Методом электронного баланса расставьте коэффици
енты в уравнениях окислительновосстановительных
реакций.
4.24. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
MgO → MgCl2 → Mg → Mg(NO3)2 → MgCO3
Напишите полные и сокращенные уравнения реакций ион
ного обмена.
4.25. Напишите химические уравнения следующих превра
щения:
BeCl2 → Be(OH)2 → Be(NO3)2
 ↓
Na2BeO2
Составьте полные и сокращенные уравнения реакций ион
ного обмена.
4.26. Какова химическая формула соединения кальция с азо
том (нитрида кальция), содержащего 81% кальция?
4.27. Массовая доля фтора во фториде магния составляет
61,3%. Какова химическая формула этого соединения?
4.28. К 400 г раствора нитрата бария прилили избыток ра
створа серной кислоты. Масса выпавшего осадка 46,6 г. Вы
числите массовую долю соли в исходном растворе нитрата
бария.
4.29. Какой объем водорода (н.у.) образуется при действии
на 2 г кальция избытка соляной кислоты?
4.30. На 10 г смеси порошков магния и меди подействова
ли избытком соляной кислоты и получили 5,5 л водоро
да (н.у.). Какова массовая доля каждого металла в исход
ной смеси?
4.31. Какого металла (кальция или натрия) надо взять боль
ше по массе, чтобы получить 2 л водорода (н.у.) из воды ре
акцией замещения?
4.32. Почему вода, протекающая в местах залегания мела в
земной коре, приобретает жесткость, хотя мел в воде прак
тически не растворяется? Ответ подтвердите уравнением
реакции.
18
4.33. Карбид кальция CaC2 применяют для получения аце
тилена при автогенной сварке металлов. При реакции его с
водой образуется ацетилен C2H2 и гидроксид кальция. На
пишите уравнение реакции и рассчитайте массовую долю
примесей в техническом карбиде кальция, если из 200 г его
получили 67,2 л ацетилена (н.у.).
4.34. Установили, что в 1 л воды содержится 1,62 г гидро
карбоната кальция. Для устранения этой жесткости исполь
зовали 5%ную соляную кислоту. Определите объем раство
ра соляной кислоты в этом случае.
5. Алюминий и его соединения
5.1. Нарисуйте схемы строения атома и иона алюминия.
Атом какого химического элемента имеет сходное электрон
ное строение с ионом алюминия? Нарисуйте схему строе
ния атома этого химического элемента.
5.2. Как изменяются свойства в ряду: Na → Mg → Al?
5.3. Как изменяются свойства в ряду: Mg → Al → Si?
5.4. Почему натрий и кальций не могут храниться на воздухе,
а магний и алюминий могут?
5.5. Напишите уравнения реакций алюминия с: кислородом,
соляной кислотой, хлором, серой. Какова роль алюминия в
этих реакциях — окислителя или восстановителя?
5.6. Разрушив оксидную пленку на поверхности алюминие
вой пластины, можно «растворить» алюминий в воде, подоб
но щелочным и щелочноземельным металлам. Напишите
уравнение реакции алюминия с водой.
5.7. Состав сплава дюралюминия: 95% Al, 4% Cu, 0,5% Mg
и 0,5% Mn. Вычислите массы оксидов алюминия и магния,
которые получатся при сжигании в кислороде 50 г порош
кообразного дюралюминия.
5.8. На каких свойствах алюминия основано применение
его в электротехнике, самолетостроении, пищевой про
мышленности?
5.9. Избытком соляной кислоты обработали 1,87 г смеси опи
лок алюминия и меди. При этом получили 0,336 л (н.у.) газа.
Каковы массовые доли металлов в исходной смеси?
19
5.10. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Al → Al2O3 → AlCl3 → Al(OH)3 → Al(NO3)3
В уравнении окислительновосстановительной реакции рас
ставьте коэффициенты методом электронного баланса.
5.11. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Al2O3 → Al2(SO4)3 → Al(OH)3 → NaH2AlO3
Составьте полное и сокращенное ионные уравнения реакции
получения гидроксида алюминия из сульфата алюминия.
5.12. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Al → Al2O3 → AlCl3
 ↓
 KH2AlO3
5.13. Марганец можно получить алюминотермическим спосо
бом из минерала пиролюзита, содержащего 90% оксида мар
ганца (IV) MnO2
. Напишите уравнение реакции получения мар
ганца с помощью алюминия и рассчитайте массу алюминия,
необходимого для получения 22 кг марганца из пиролюзита.
5.14. Какова масса железа, получаемого из 80 г оксида же
леза (III) алюминотермическим способом?
5.15. Смешали 10,8 кг алюминия и 26,2 кг оксида марган
ца (IV), чтобы получить марганец алюминотермическим спо
собом. Какой компонент смеси взяли в избытке?
5.16. Почему гашеную известь нельзя хранить в алюминие
вой посуде?
5.17. Напишите уравнения реакций алюминия с
а) хлором; в) соляной кислотой;
б) серной кислотой; г) гидроксидом натрия.
Разберите сущность реакций, используя метод электронно
го баланса.
5.18. Напишите уравнения реакций гидроксида алюминия
с кислотами: серной, азотной, соляной. Составьте полные и
сокращенные ионные уравнения реакций.
5.19. Окислительновосстановительная реакция происходит
между:
а) оксидом железа (III) и алюминием;
б) оксидом алюминия и соляной кислотой;
20
в) гидроксидом алюминия и соляной кислотой;
г) хлоридом алюминия и гидроксидом натрия.
5.20. Реакция ионного обмена происходит между:
а) сульфатом меди и алюминием;
б) алюминием и водой;
в) сульфатом алюминия и гидроксидом калия;
г) оксидом марганца (IV) и алюминием.
5.21. Сокращенное ионное уравнение Al3+ + PO4
3−
 = AlPO4 со
ответствует реакции между:
а) алюминием и фосфорной кислотой;
б) хлоридом алюминия и фосфатом калия;
в) оксидом алюминия и оксидом фосфора (V);
г) гидроксидом алюминия и фосфорной кислотой.
5.22. Вычислить массу осадка, образующегося при сливании
растворов, содержащих 3 моль КOH и 3 моль Al(NO3)3.
5.23. Определите массу алюминия, полученного при элект
ролизе расплава 34 кг оксида алюминия.
5.24. Получится ли осадок, если слить растворы, содержа
щие 1 моль хлорида алюминия и 3 моль гидроксида натрия?
Ответ подтвердите уравнением реакции.
5.25. Получится ли осадок, если слить растворы, содержа
щие 1 моль нитрата алюминия и 5 моль гидроксида калия?
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
5.26. Алюминий массой 8,1 г полностью прореагировал с бро
мом. Какова масса образовавшейся соли?
5.27. Вычислите объем кислорода (н.у.), который потребу
ется для полного окисления образца технического алюми
ния массой 30 г, содержащего 10% негорючих примесей?
5.28. Гидроксид алюминия массой 26 г прокалили до обра
зования сухого остатка. Вычислите массу 31,5%ного раство
ра азотной кислоты, необходимой для полного «растворе
ния» образовавшегося остатка.
5.29. При электролизе расплава 267 г хлорида алюминия
практически получили 50 г алюминия. Какую массовую
долю составляет эта масса алюминия от теоретически воз
можного выхода?
5.30. В раствор сульфата меди, взятый в избытке, помести
ли 16,2 г порошка алюминия. Какова масса полученной
меди?
21
5.31. Как различить два белых порошка: глинозем Al2O3 и
жженую известь CaO? Напишите химические уравнения.
5.32. Один ученик к раствору хлорида алюминия добавил
несколько капель раствора гидроксида натрия. Другой уче
ник к раствору гидроксида натрия добавил несколько ка
пель раствора хлорида алюминия. В каком случае будет
заметен результат реакции? Ответ подтвердите уравнения
ми реакции.
5.33. Почему алюминий, предварительно не подготовлен
ный, не вытесняет водород из воды, но легко вытесняет его
из раствора щелочи? Напишите уравнения реакций и вы
числите массу алюминия, необходимого для получения 1 л
водорода (н.у.).
6. Железо и его соединения
6.1. Опишите положение железа в периодической системе
химических элементов.
6.2. Нарисуйте схемы строения: атома Fe0, иона Fe2+, иона
Fe3+.
6.3. Закончите уравнения реакций железа с веществами:
а) хлором; в) кислородом;
б) серой; г) водой.
Разберите сущность реакций, используя метод электронно
го баланса.
6.4. Омеднение стальной проволоки происходит при протя
гивании ее через раствор сульфата меди (II). Какая масса
20%ного раствора этой соли потребуется для омеднения
стальной проволоки, содержащей 2,8 кг железа?
6.5. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Fe → FeCl2 → FeCl3 → Fe(OH)3
6.6. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeCl3
6.7. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Fe → Fe(NO3)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3
22
6.8. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
FeCl2 → Fe(OH)2 → Fe(OH)3 → Fe2(SO4)3
6.9. Как, исходя из оксида железа (III), получить:
а) хлорид железа (III);
б) гидроксид железа (III);
в) нитрат железа (III)?
Напишите уравнения реакций.
6.10. Допустим, что в состав ржавчины входит только гид
роксид железа (III). Рассчитайте массу 20%ной соляной
кислоты, необходимой для очистки детали от ржавчины,
масса которой 10,7 г.
6.11. Для восстановления 16 г неизвестного оксида железа
израсходовали 6,72 л оксида углерода (II) (н.у.). Какова хи
мическая формула оксида железа?
6.12. При сливании растворов хлорида железа (III) и гидро
ксида калия выпал осадок массой 42,8 г. Сколько молей каж
дого вещества потребовалось для этой реакции?
6.13. Каковы массовые доли железа в железной окалине Fe3O4
и оксиде железа (III)?
6.14. Вычислить объем 26%ной серной кислоты (ρ=1,19г/см3
),
необходимой для полного растворения 28 г железа.
6.15. Сокращенное ионное уравнение Fe2+ + 2OH−
 = Fe(OH)2
выражает сущность реакции между:
а) железом и водой;
б) оксидом железа (II) и соляной кислотой;
в) хлоридом железа (II) и гидроксидом калия;
г) сульфатом железа (II) и хлоридом бария.
6.16. Окислительновосстановительной реакции соответ
ствует уравнение:
а) Fe2(SO4)3 + 6KOH = 2Fe(OH)3 + 3K2SO4;
б) 4Fe(OH)2 + O2 + 2H2O = 4Fe(OH)3;
в) 2Fe(OH)3 = Fe2O3 + 3H2O;
г) FeCl2 + 2NaOH = Fe(OH)2 + 2NaCl.
6.17. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Fe2(SO4)3 → Fe(OH)3 → Fe2O3 → Fe → FeCl3
 ↓
 FeCl2 → FeS
23
6.18. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Fe → FeSO4 → Fe2(SO4)3
 ↓
 Fe(OH)2 → Fe(OH)3
6.19. Напишите химическую формулу карбида железа, если
известно, что в этом соединении массовая доля углерода сос
тавляет 6,67%.
6.20. При получении железа из оксида железа, масса кото
рого 23,2 г, использовали водород объемом 8,96 л (н.у.).
Какова химическая формула оксида железа?
6.21. Железо массой 7 г сплавили с серой массой 2,4 г. К по
лученной смеси прилили соляную кислоту в избытке. В ре
зультате образовалось два разных газа. Какие это газы и ка
ковы их объемы (н.у.)?
6.22. Определите объем (н.у.) углекислого газа, который по
лучится при сжигании в кислороде 5 г чугуна, содержащего
2% углерода.
6.23. В доменных печах происходят реакции:
Fe2O3 → Fe3O4 → FeO → Fe
Напишите уравнения этих превращений, используя в каче
стве восстановителей:
а) кокс;
б) оксид углерода (II).
6.24. Сколько (по массе) магнитного железняка, состояще
го на 90% из Fe3O4, потребуется для выплавки 200 кг
чугуна с массовой долей железа 93%, если выход продукта
составляет 92%?
6.25. Чем по составу отличается чугун от стали?
6.26. В кислороде сожгли 5 г порошка черного металла и по
лучили 0,2 л углекислого газа (н.у.). Что сожгли — чугун
или сталь?
6.27. Каков теоретический расход кокса, используемого для
полного восстановления железа из 200 т руды, содержащей
92% оксида железа (III)?
6.28. При сжигании 20 г образца стали в кислороде образо
валось 0,86 г оксида кремния (IV). Какова массовая доля
кремния в этом образце стали?
24
6.29. Напишите уравнения реакций, при которых происхо
дят следующие превращения:
а) Fe0 → Fe+3; в) Fe+2 → Fe+3;
б) Fe0 → Fe+2; г) Fe+3 → Fe0.
6.30. Железо массой 6,72 г сожгли в хлоре. При этом полу
чили соль, масса которой 19,5 г. Какова химическая форму
ла хлорида железа?

7. Положение в периодической системе
и строение атомов неметаллов
7.1. Расскажите о положении неметаллов в периодической
таблице. Что общего в строении атомов неметаллов?
7.2. Как по положению в периодической таблице можно су
дить об электроотрицательности неметалла?
7.3. Назовите химический элемент, обладающий наиболь
шим значением относительной электроотрицательнос
ти (ОЭО). Почему?
7.4. Как объяснить нахождение водорода и в I, и VII группах
периодической таблицы?
7.5. Наибольшее значение относительной электроотрицатель
ности имеет фтор, оно равно 4,1, а наименьшее — у инерт
ных газов (равное 0). Пользуясь этими данными, «предска
жите» значение ОЭО атома водорода.
7.6. Почему элементы VIII группы главной подгруппы полу
чили название «инертные», или «благородные», газы?
7.7. Расположите неметаллы в порядке увеличения числа
электронов на внешнем энергетическом уровне: С, Cl, S, As.
Какой из них обладает наиболее выраженными неметалли
ческими свойствами?
7.8. Расположите элементы в порядке ослабления неметал
лических свойств: Sb, As, P, Bi, N.
7.9. Расположите неметаллы в порядке увеличения относитель
ной электроотрицательности: Cl, F, I, Br. Ответ обоснуйте.
7.10. Как изменяется электроотрицательность в предложен
ном ряду элементов: B → C → N → O → F? Почему?
7.11. Существует ли взаимосвязь, между положением хими
ческого элемента в группе и величиной радиуса атома? В ка
честве примера рассмотрите VI А группу.
25
7.12. Какой из предложенных атомов обладает наименьшим
радиусом: Si → P → S → Cl? Почему?
7.13. Из предложенных электронных формул атому с наи
большим значением относительной электроотрицательнос
ти соответствует:
а) 1s22s22p4; в) 1s22s22p6;
б) 1s22s22p5; г) 1s22s22p3.
7.14. Элементу с наиболее выраженными неметаллически
ми свойствами соответствует следующая конфигурация
внешнего энергетического уровня:
а) ... 3s22p4; в) ... 2s22p4;
б) ... 5s25p4; г) ... 4s24p4.
7.15. Из предложенных электронных конфигураций внеш
него энергетического уровня атому неметалла соответствует:
а) ... 3s23p1; в) ... 4s23d4;
б) ... 3s23p5; г) ... 4s2.
7.16. Электронная формула 1s22s22p6 соответствует частице:
а) Cl−1; в) P−3;
б) S−2; г) N−3.
7.17. Электронная конфигурация атома Ar 1s22s22p63s23p6 не
соответствует частице:
а) S−2; в) Ca+2;
б) Cl−1; г) Zn+2.
7.18. Только восстановительные свойства способен прояв
лять углерод, заряд которого:
а) С−4; в) С0;
б) С+4; г) С+2.
7.19. Из предложенных степеней окисления серы выбери
те ту, в которой сера проявляет только окислительные
свойства:
а) −2; в) +4;
б) 0; г) +6.
7.20. Выскажите предположение о наиболее устойчивых сте
пенях окисления хлора, исходя из строения атома.
7.21. Как объяснить существование кислородсодержащих
соединений для атома Rn и отсутствие таковых у He.
7.22. Напишите три варианта частиц с числом электронов
равным 18, образованных атомами неметаллов.
7.23. Охарактеризуйте валентные возможности атома азота.
26
7.24. Как изменяется радиус атома у элементов — неметал
лов III периода? Почему?
7.25. Известно, что в природе более распространены сульфа
ты, а сульфиты и сульфиды практически не встречаются.
Почему?
7.26. Как изменяются восстановительные свойства ионов в
ряду: I−
, Br−
, Cl−
, F−
?
7.27. В обычном состоянии у атома углерода на внешнем
уровне два неспаренных электрона. Как объяснить, что во
всех органических соединениях углерод четырехвалентен?
7.28. Расположите соединения в порядке увеличения степе
ни окисления атома хлора: Cl2O7, HCl, HClО2, Cl2O5, Cl2.
7.29. В какой из частиц число электронов равно 18:
а) P−3; в) Cl+5;
б) S+4; г) Si0?
7.30. Какой тип гибридизации в молекуле метана? Изобра
зите схему образования гибридных облаков.

8. Химическая связь. Физические свойства
неметаллов. Аллотропия
8.1. Из предложенных вариантов рисунков выберите тот, где
правильно обозначена длина связи ( ):
1) 2) 3) 4) 5)
Сформулируйте определение понятия «длина связи».
8.2. Известно, что значения энергии связи (Есв) в молекулах
Cl2 и I2 равны соответственно 240 кДж/моль и 150 кДж/моль.
Как объяснить этот факт с точки зрения строения этих мо
лекул?
8.3. Сравните длину связи между атомами углерода в моле
кулах: алканов C—C — 0,154 нм, алкенов C=C — 0,134 нм и
ароматических углеводородов — 0,140 нм. Дайте пояснения
с точки зрения строения молекулы бензола.
8.4. Изобразите структурные формулы молекул азота и аце
тилена. Сравните прочность связи в этих молекулах. Дайте
пояснения.
l
l l l l l
27
8.5. Как объяснить тот факт, что атомы инертных газов не
образуют двухатомных молекул?
8.6. Объясните, почему атомы галогенов образуют простые
вещества, соединяясь в молекулы попарно (F2, Cl2, Br2, I2)?
8.7. Какие виды химической связи встречаются в молекуле
нитрата натрия? (Вспомните о видах химической связи, из
вестных из курса органической химии.)
8.8. В какой из данных молекул полярность связи выше: HCl,
HI, HBr, HF? Ответ обоснуйте.
8.9. Какой из приведенных атомов может образовывать ион
ную связь в бинарных соединениях: С, P, Te, Cl?
8.10. Расположите вещества в порядке увеличения полярно
сти связи: CH4, HCl, H2O, PH3.
8.11. Приведите примеры двух молекул, в которых степень
окисления хотя бы одного из атомов не совпадала с его ва
лентностью.
8.12. В какой из приведенных молекул связь ковалентная
полярная: H2, O3, H2O, O2?
8.13. Какой из приведенных атомов неметаллов способен к
образованию водородных связей: I, C, Si, P, N? Почему?
8.14. Почему вода и сероводород существуют в разных агре
гатных состояниях?
8.15. Как объяснить существование воды на Земле в трех аг
регатных состояниях?
8.16. Какие типы кристаллических решеток встречаются в
простых веществах, образованных атомами неметаллов?
8.17. Объясните причины различий в физических свойствах
брома и алмаза (углерода).
8.18. Сравните физические свойства графита и алмаза. Как
подтвердить, что эти вещества образованы одним химичес
ким элементом?
8.19. Известно, что tо
пл СО2 = − 56,6о
С, а tо
пл SiO2 = 1710о
С.
Объясните столь существенные отличия в температурах
плавления оксидов, образованных элементами, располо
женными рядом, в одной подгруппе.
8.20. Как на практике подтвердить, что воздух — смесь га
зов? Предположите способ ее разделения.
8.21. Какие виды связи могут образовывать атомы неметал
лов? Приведите соответствующие примеры.
28
8.22. Сколько δ и π связей содержится в молекулах кисло
рода и азота?
8.23. В чем суть теории гибридизации? Используйте в каче
стве примера строение атома углерода и его соединения.
8.24. Каковы закономерности изменения температуры плав
ления (tо
пл) простых веществ, образованных элементами
VII А подгруппы?
8.25. Возможно ли существование аллотропных видоизме
нений у хлора и серы? Ответ аргументируйте.
8.26. Какой из перечисленных химических элементов может
образовывать аллотропные модификации: N, O, Si, Br?
8.27. Какой из приведенных элементов не может образовы
вать аллотропные видоизменения: S, C, P, F?
8.28. Какие из перечисленных физических свойств относят
ся к природной сере: пластичность, электропроводность, стек
лянный блеск, теплопроводность, хрупкость, низкая темпе
ратура плавления, твердость, прозрачность, желтый цвет?
8.29. Как объяснить разницу в температуре плавления
йода (+183о
) и кремния (+1710о
)? (Оба вещества твердые.)
8.30. В какой из молекул наиболее прочная связь: О2, H2,
N2, F2?

9. Получение и применение неметаллов
9.1. В результате взаимодействия каких веществ не образуE
ется водород:
а) NaH + H2O →; в) Zn + H3PO4 →;
б) H2O2 ⎯⎯⎯⎯ MnO2→ ; г) + H2O электролиз ⎯⎯⎯⎯⎯⎯→ ?
9.2. При взаимодействии каких веществ происходит обра
зование водорода:
а) Zn + HCl →; в) ;
б) K + H2SO4 ; г) Cu + H2O →?
9.3. Согласно какой схеме водород получают в промышлен
ности:
а) Na + H2O → NaOH + H2↑;
б) Fe + FeSO4 + H2↑;
в) HCl + F2 → HF + Cl2;
г) NaCl + H2O электролиз ⎯⎯⎯⎯⎯⎯→ H2↑ + NaOH + Cl2↑?
H SO 2 4
(расплав) электролиз
(конц.)
(раствор)
NaCl
NaCl
29
9.4. Какой тип химических реакций лежит в основе получе
ния кислорода в лаборатории? Приведите два примера, под
тверждающих ответ.
9.5. Почему при длительном хранении перекись водорода
теряет свои кровоостанавливающие свойства? Напишите
уравнение реакции, укажите ее тип. Дайте пояснения.
9.6. Какие способы собирания газов применяются в лабора
тории при получении кислорода и водорода? Есть ли отли
чия в процессах их собирания?
9.7. Расскажите об основном способе получения кислорода
в промышленности. На чем основан этот способ? Какой про
цесс лежит в основе этого способа?
9.8. В основе получения кислорода в промышленности лежит:
а) физический процесс;
б) химический процесс;
в) физикохимический процесс;
г) биологический процесс.
9.9. В лаборатории азот нельзя получить в результате реак
ции, левая часть уравнения которой выражена схемой:
а) NH3 + O2 →; в) NH4NO3
t ⎯⎯→
o
;
б) NH4NO2 t ⎯⎯→
o
; г) NH3 + Br2 →.
9.10. Кислород не образуется в результате разложения соли:
а) KNO3
t ⎯⎯→
o
; в) AgNO3
t ⎯⎯→
o
;
б) NH4NO3
t ⎯⎯→
o
; г) NH4NO2 t ⎯⎯→
o
.
9.11. Предложите три способа получения оксида углерода
(IV). В качестве исходных используйте вещества, в состав
которых входят атомы одного, двух и трех видов.
9.12. Предложите два способа получения летучего водород
ного соединения элемента, внешний энергетический уровень
которого записывается электронной формулой 2s22p3.
9.13. Летучее водородное соединение неметалла невозмож
но получить при взаимодействии:
а) С и H2 t ⎯⎯→
o
; в) S и H2 t ⎯⎯→
o
;
б) P и H2 t ⎯⎯→
o
; г) Cl2 и H2 → .
9.14. Предложите три способа получения оксидов разных
неметаллов, используя разные типы химических реакций.
9.15. Галоген нельзя получить в результате реакции, левая
часть уравнения которой:
а) Cl2 + 2HBr →; в) I2 + 2HCl →;
б) Br2 + 2KI →; г) Cl2 + 2NaI →.
30
9.16. Назовите условия проведения реакции получения син
тезгаза, при которых равновесие сместится в сторону об
разования водорода:
H2O + C  CO + H2 + Q
9.17. Назовите факторы, способствующие увеличению ско
рости реакции получения оксида серы (IV) по уравнению:
4FeS2 (тв.) + 11О2 = 8SO2 + 2Fe2O3 + Q
9.18. Водород не образуется даже при нагревании в резуль
тате реакции между:
а) K и H2O ; в) Pb и H2O;
б) Zn и H2O ; г) Ag и H2O.
9.19. Водород можно получить при взаимодействии маг
ния с:
а) азотной кислотой; в) водой;
б) серной кислотой; г) гидроксидом магния (рр).
9.20. Какими тремя способами можно получить сероводо
род H2S? Составьте уравнения реакций.
9.21. Лабораторному способу получения сероводорода со
ответствует схема уравнения реакции:
а) Н2 + S → H2S↑;
б) H2SO4 (конц.) + Na → Na2SO4 + H2S↑ + H2O;
в) FeS + HCl → FeCl2 + H2S↑;
г) HI + H2SO4 → I2 + H2S↑ + H2O.
9.22. При электролизе раствора сульфата калия могут быть
получены вещества:
а) K и SO3; в) Н2 и О2;
б) H2 и SO3; г) К и О2.
9.23. Как изменится окраска лакмуса у катода и анода при
электролизе раствора хлорида калия? Составьте схему это
го процесса.
9.24. В лаборатории водород обычно получают в результа
те химической реакции, уравнение которой:
а) H2O + C = H2 + CO;
б) 2KOH + 2Al + 6H2O = 2K[Al(OH)4] + 3H2;
в) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;
г) CH4 + H2O = CO + 3H2.
9.25. Какие способы собирания водорода при его получении
в лаборатории можно использовать? Как необходимо рас
полагать газоотводную трубку при собирании этого газа?
31
9.26. Какой основной тип реакций используется при полу
чении кислорода в лаборатории? Приведите два или три при
мера, подтверждающие ваш ответ.
9.27. В промышленности кислород получают:
а) из пероксида водорода;
б) разложением перманганата калия;
в) перегонкой воздуха;
г) разложением нитратов.
9.28. Для получения азота в лаборатории используют:
а) воздух; в) азотную кислоту;
б) нитрит аммония; г) нитрат аммония.
9.29. Почему, в отличие от кислорода, для серы не существу
ет способов ее многотоннажного получения?
9.30. На чем основан метод получения азота из воздуха?
К каким явлениям (физическим или химическим) относит
ся этот процесс?
10. Химические свойства неметаллов
10.1. Какая из молекул проявляет наиболее сильные восста
новительные свойства: F2, Cl2, Br2, I2? Почему?
10.2. Сравните химические свойства углерода и фтора. От
вет подтвердите уравнениями реакций.
10.3. Сравните окислительные свойства кислорода и серы. От
вет подтвердите тремя или четырьмя уравнениями реакций.
10.4. Приведите два уравнения реакций, подтверждающих
сходство химических свойств водорода и с галогенами, и с
щелочными металлами.
10.5. Какое соединение проявляет более сильные окисли
тельные свойства: HF, HCl, HBr, HI? Почему?
10.6. Расположите неметаллы в порядке возрастания окис
лительных свойств: S, Cl, P, O, Si, F. Дайте пояснения.
10.7. Водород не проявляет восстановительные свойства в
химической реакции, исходными веществами в которой яв
ляются:
 O
 H;
б) H2 и O2; г) H2 и Na.
а) H2 и CuO; в) H2 и CH3 — C —=
32
10.8. Атомы серы могут проявлять только окислительные
свойства в соединении:
а) S; г) H2SO4;
б) H2S; д) SO2.
в) H2SO3;
10.9. Водный раствор какого из водородных соединений не
металлов III периода обладает наиболее сильными кислот
ными свойствами? Почему?
10.10. Более сильные кислотные свойства проявляет соеди
нение:
а) H2O; в) H2Se;
б) H2S; г) H2Te.
10.11. Сера является окислителем в реакции, левая часть
уравнения которой выражена схемой:
а) S + O2 →; в) S + HNO3 →;
б) S + Cl2 →; г) S + Mg →.
10.12. Приведите два уравнения реакции, подтверждающие
амфотерные свойства воды.
10.13. С какими из приведенных веществ будет реагировать
хлор: P, SO3, H2O, KOH, HNO3, FeCl2, CaCO3, HF, KBr?
Напишите соответствующие уравнения реакций.
10.14. В каком из случаев реакция не пойдет:
а) P + H2 ; в) P + O2 t ⎯⎯→
o
;
б) P + Cl2 t ⎯⎯→
o
; г) P + S t ⎯⎯→
o
.
10.15. Проанализируйте строение молекулы аммиака и
сделайте вывод об основных и окислительновосстанови
тельных его свойствах. Подтвердите ответ тремя уравне
ниями реакций.
10.16. Какой из электролитов является более сильным: HI,
HBr, HCl, HF? Ответ обоснуйте.
10.17. Водный раствор хлороводорода проявляет:
а) восстановительные и основные свойства;
б) восстановительные и кислотные свойства;
в) окислительные и основные свойства;
г) окислительные и кислотные свойства.
10.18. С какими из перечисленных веществ, формулы кото
рых: O2, SO2, NO, Na2O, HCl, KBr, Ba(OH)2, Na2SO4 — вступа
ет в реакцию сероводород? Составьте уравнения возможных
реакций.
t ⎯⎯→
o
33
10.19. Составьте химические уравнения, соответствующие
следующей схеме превращений серы:
S0 → S−2 → S+4 → S+6
10.20. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
 H2SO4 SO2 → S → H2S → SO2
10.21. Оксид азота, в котором атом азота может проявлять
только восстановительные свойства, имеет формулу:
а) N2O5; в) N2O3; д) N2O.
б) NO2; г) NO;
10.22. Атом хлора может проявлять только окислительные
свойства в соединении:
а) Cl2O5; в) Cl2; д) HCl;
б) HClO; г) HClO4; е) Cl2O3.
10.23. Расположите оксиды в порядке увеличения кислот
ных свойств и напишите уравнения практически осуществи
мых реакций с водой: P2O5, SiO2, Сl2O7, SO3.
10.24. Какие из предложенных оксидов не обладают кислот
ными свойствами: SO2, N2O5, CO, NO, Br2O3, CO2?
10.25. Приведите два уравнения реакции, подтверждающих
кислотные свойства оксида кремния (IV).
10.26. Напишите уравнения реакций, которые могут проте
кать между следующими веществами: H2S, S, H2SO4, O2.
10.27. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
HCl → Cl2 → Br2 → KCl → FeCl3.
10.28. Составьте формулы кислородсодержащих кислот ато
ма хлора, проанализируйте их силу и объясните ответ с точ
ки зрения их строения.
10.29. Как изменяется сила кислородсодержащих кислот
элементов III периода?
10.30. Напишите уравнения реакций следующих превращений:
NO → NH3 → NH4Cl → N2 → NH4OH
10.31. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Na2CО3 → CO2 → C → Ca(HCO3)2 → H2CO3
10.32. С какими из перечисленных веществ будет реагиро
вать SiO2: Mg, H2O, Na2O, CaCO3, HNO3, Ba(OH)2? Составьте
соответствующие уравнения реакций.
(конц.)
34
10.33. В трех пробирках находятся концентрированные:
серная, соляная и азотная кислоты. Предложите способ их
определения.
10.34. Почему для определения аммиака при его получении
лакмусовую бумажку необходимо смачивать водой? Напи
шите соответствующее уравнение реакции.
10.35. Напишите химические уравнения следующих пре
вращений:
N2 → NH3 → NO → NO2 → HNO3 → AgNO3 → O2
10.36. Какие вещества образуются при разложении карбо
ната аммония? Предложите способы их собирания и опре
деления.
10.37. Какие изменения в свечении лампочки можно наблю
дать при медленном приливании воды (дист.) к ледяной ук
сусной кислоте? Ответ поясните.
10.38. Практически не осуществима реакция, схема урав
нения которой:
а) H2SO4 + Fe → FeSO4 + H2↑;
б) HCl + Zn → ZnCl2 + H2↑;
в) HNO3 + Mg → Mg(NO3)2 + H2↑;
г) H3PO4 + Pb → Pb(PO4)2 + H2↑.
10.39. Напишите молекулярное, полное и сокращенное ион
ное уравнения реакции, в котором могут участвовать веще
ства, принадлежащие к четырем классам неорганических
соединений. К какому типу эта реакция относится?
10.40. С каким из оксидов реагирует серная кислота:
P2O5, NO2, Na2O, SiO2? Составьте уравнение возможной
реакции.
10.41. Между собой не будет реагировать пара веществ:
а) N2O5 и CaO ; в) NO2 и CO2;
б) NO и O2; г) N2O3 и H2O.
10.42. Между собой не будет реагировать пара ионов:
а) H+ и СО3
2−
; в) Н+ и SiO3
2−
;
б) H+ и ОН−
; г) H+ и NO3

.
10.43. Объясните, почему метан, углерод и угарный газ го
рят в кислороде, а углекислый газ нет? Приведите соответ
ствующие уравнения реакций.
10.44. Из предложенных веществ выберите оксид, обладаю
щий только окислительными и кислотными свойствами:
35
H2O, CO, SO3, N2O, P2O3. Ответ подтвердите уравнениями
реакций.
10.45. Выпишите попарно оксид и соответствующую ему
кислоту: N2O3, HClO4, H2SO3, CO2, P2O5, Cl2O7, HNO3, SO3,
H2CO3, HNO2, N2O5, H3PO4, H2SO4, SO2. Напишите три урав
нения реакции, иллюстрирующие это соответствие.


Категория: Химия | Добавил: Админ (16.04.2016)
Просмотров: | Теги: Корощенко | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar