Тема №6032 Химия 10-11 классы Дидактические материалы Корощенко (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Химия 10-11 классы Дидактические материалы Корощенко (Часть 4) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Химия 10-11 классы Дидактические материалы Корощенко (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

17. Сложные эфиры. Жиры
17.1. Какие из указанных соединений имеют одинаковый
состав:
а) бутанол; в) масляная кислота;
б) бутаналь; г) уксусноэтиловый эфир?
К какому классу органических веществ относится каждое
из них?
17.2. Составьте формулы всех изомерных кислот и сложных
эфиров, отвечающих формуле С5Н10О2.
17.3. Между молекулами каких из перечисленных соедине
ний возможно образование водородной связи:
а) сложных эфиров; в) углеводородов; д) спиртов;
б) карбоновых кислот; г) альдегидов; е) фенолов?
Поясните ответ.
17.4. Укажите формулы простых и сложных эфиров:
а) СН3
—О—СН2
—СН3
; в) С6Н5—О—СН3;
б) СН3—СООСН3; г) С6Н5—СООС2Н5.
Дайте им названия.
17.5. У каких сложных эфиров может быть один и тот же сос
тав С4
Н8
О2
? Составьте формулы изомеров и дайте им названия.
84
17.6. Напишите уравнения реакций получения:
а) этилового эфира масляной кислоты;
б) пропилового эфира муравьиной кислоты;
в) бутилового эфира валериановой кислоты.
17.7. Вещества находятся в динамическом равновесии сог
ласно уравнению реакции:
С2Н5—СООН + НО—С3Н7 С2Н5СООС3Н7 + Н2О
а) назовите условия, которые могут увеличить выход
продукта реакции, зная, что температура системы оста
ется постоянной;
б) что произойдет, если из реагирующей смеси удалить
некоторое количество пропанола?
в) изменится ли скорость этой реакции, если уменьшить
концентрацию эфира? Дайте пояснение.
17.8. При действии воды на два вещества одного и того же
состава С3Н6О2 одно из них окрашивает лакмус в красный
цвет, а другое образует метанол. Какое строение имеют эти
вещества? Составьте уравнения описанных реакций и ука
жите, каким процессам они соответствуют.
17.9. Напишите уравнение реакции образования сложного
эфира — нитроглицерина.
17.10. Формула метакриловой кислоты СН2=С—СООН
 ⏐
 СН3.
Из нее получают полимер — органическое стекло. Составь
те уравнения химических реакций, с помощью которых
можно осуществить следующие превращения:
метакриловая кислота → метиловый эфир метакриловой
кислоты → полиметилметакрилат, или органическое стекло.
17.11. Напишите уравнения реакций:
а) получения этилового эфира уксусной кислоты;
б) гидролиза муравьинопропилового эфира;
в) синтеза сложного эфира глицерина и стеариновой кислоты.
В какой из этих реакций продуктом является жир?
17.12. Составьте уравнение реакции стеариновой кислоты с
содой Na2CO3. Что такое мыло? Чем отличаются твердые и
жидкие мыла?
17.13. Когдато давно, во времена Цезаря, на территории Гер
мании варили козье сало с пеплом от костра. О каком хими
85
ческом процессе идет речь? Составьте уравнение реакции в
общем виде, назовите участвующие в ней вещества.
17.14. Приведите примеры химических реакций, подтверж
дающих свойства жиров:
а) гидролиз; б) гидрирование.
Какое химическое свойство отличает жидкий жир от твердого?
17.15. К какому классу соединений относятся жиры? Какие
кислоты входят в их состав? Запишите формулы этих кислот.
17.16. Напишите схемы получения сложного эфира, обра
зованного:
а) глицерином и пальмитиновой кислотой;
б) глицерином и стеариновой кислотой.

17.18. Составьте уравнения химических реакций, при помо
щи которых можно осуществить следующие превращения:
а) С2Н5СООСН3 → С2
Н5
СООН → С2
Н5
СОН → Ag → AgNO3
→ → NO2 → HNO3;
б) СаСО3→ СаО → СаС2→ С2
Н2→ СН3
СОН → СН3
—СООН →
→ СН3СООС4Н9.
17.19. Как с помощью одного реактива можно распознать:
а) глицерин;
б) пропиловый спирт;
в) пропановую кислоту?
Cu(OH)2
Реактивы
NaOH H2 Na C2H5OH HCOOH H2O
86
17.20. Вычислите массу уксуснометилового эфира, который
можно получить из 16 г метанола и 31 г уксусной кислоты.
17.21. Вычислите массу этилацетата, который можно по
лучить из 1,61 г этанола и 1,8 г уксусной кислоты, если мас
совая доля выхода эфира составляет 75%.
17.22. Определите массу соли, которая образуется при взаи
модействии 28,4 г стеариновой кислоты с избытком окси
да кальция.
17.23. Вычислите массу стеариновой кислоты, которую мож
но получить из хозяйственного мыла, содержащего 161 г сте
арата калия при действии на него раствора серной кислоты.
17.24. Рассчитайте количество уксусноэтилового эфира, ко
торое можно получить при взаимодействии 30 г уксусной
кислоты и 35,5 г этанола.
17.25. Вычислите массу эфира, который можно получить
при взаимодействии 15 г уксусной кислоты и 20 г этилового
спирта, если массовая доля выхода составляет 70% от теоре
тического.
17.26. По данным элементного анализа, органическое ве
щество содержит (по массе): 54,5% углерода, 36,4% кисло
рода, 9,2% водорода. Относительная плотность его паров
по водороду равна 44. Определить формулу этого вещества.
К какому классу органических веществ оно относится?
17.27. Вычислите массу жира, представляющего собой триг
лицерид пальмитиновой кислоты, который потребуется для
получения 100 г туалетного мыла по уравнению:
СН2—О—СО—С15Н31 СН2—ОН
⏐ ⏐
СН—О—СО—С15Н31 + 3NaOH → СН—ОН + 3С15Н31—СООNa
⏐ ⏐
СН2—О—СО—С15Н31 СН2—ОН
Содержание пальмиата натрия в мыле составляет 83,4%.
17.28. Вычислите массу жира, который необходимо взять
для получения 60 г глицерина, если условно принять, что
жир представляет собой чистый тристеарат и что омыле
нию подверглось 85% жира.
17.29. Вычислите массу 25% раствора гидроксида натрия,
необходимого для получения мыла в процессе реакции с
176,8 г триолеина.
87
17.30. При гидролизе 0,5 моль тристеаринового глицерида
в избытке щелочи получили 40 г глицерина. Вычислите мас
су жира, которая не подверглась гидролизу.
17.31. Рассчитайте массу этилформиата, полученного при
взаимодействии избытка этанола со 100 г муравьиной кис
лоты, содержащей 10% примесей.
18. Углеводы
18.1. Известно, что углеводы делятся на моносахариды, ди
сахариды и полисахариды. Приведите примеры одного (двух)
веществ каждой группы, запишите их молекулярную фор
мулу и название каждого из них.
18.2. Составьте структурную формулу глюкозы. К какому
классу веществ она относится? Чем отличается строение глю
козы от фруктозы?
18.3. Какими реакциями можно подтвердить наличие в вод
ном растворе альдегидных форм глюкозы? Какие функцио
нальные группы для них характерны? Составьте уравнения
химических реакций.
18.4. Сорбит — многоатомный спирт. Составьте уравнение
реакции получения сорбита из глюкозы. К какому типу мож
но отнести эту реакцию? За счет какой функциональной
группы глюкозы она происходит?
18.5. Напишите уравнения реакций, подтверждающих хи
мические свойства глюкозы.
18.6. Перечислите возможные виды брожения глюкозы. На
пишите уравнения химических реакций и назовите продукты.
18.7. Известно, что большая часть глюкозы в тканях орга
низма подвергается полному окислению. Составьте уравне
ние этой химической реакции. Укажите основное значение
глюкозы в обмене веществ.
18.8. При каких условиях из глюкозы получается молочная
кислота? Составьте уравнение соответствующей реакции.
18.9. Составьте уравнения химических реакций, при помо
щи которых из глюкозы можно получить:
а) глюконат кальция; в) сорбит; д) оксид углерода (IV).
б) молочную кислоту; г) этанол;
88
18.10. Составьте уравнение реакции гидролиза сахарозы,
назовите условия ее осуществления и продукты реакции.
18.11. Как распознать при помощи одного реактива:
а) глицерин; в) уксусную кислоту;
б) альдегид; г) глюкозу.
Ответ подтвердите уравнениями реакций.
18.12. Составьте уравнение реакции гидролиза крахмала и
укажите условия ее осуществления. Где применяется эта
реакция?
18.13. Сущность процесса фотосинтеза сводится к тому, что
за счет солнечной энергии в зеленых листьях растений про
исходят реакции между оксидом углерода (IV) и водой. Со
ставьте суммарное уравнение процесса фотосинтеза, назови
те его продукты.
18.14. Как осуществить следующие превращения:
крахмал → глюкоза → этанол → уксусный альдегид?
Напишите соответствующие уравнения реакций и укажите
условия их осуществления.
18.15. Назовите вещество x, участвующее в следующей схе
ме превращений:
крахмал → x → этанол.
Составьте уравнение реакции превращения вещества x в
этанол.
18.16. Напишите уравнения реакций, при помощи которых
можно осуществить следующие превращения:
С6Н12О6 → С2Н5ОН → С2Н4 → СО2 → СаСО3 → Са(НСО3)2.
18.17. Составьте уравнения химических реакций, при
помощи которых можно осуществить следующие пре
вращения:
оксид углерода (IV) → крахмал → глюкоза → молочная
кислота → пропеновая кислота → пропановая кислота →
→ этиловый эфир пропановой кислоты.
18.18. Сравните строение и свойства целлюлозы и крахмала
по следующему плану:
а) молекулярная формула;
б) структурное звено;
в) средняя молекулярная масса;
г) структура макромолекулы;
д) способность к реакциям гидролиза и этерификации.
89
18.19. На каком свойстве крахмала основано его примене
ние? Напишите уравнение реакции получения глюкозы из
крахмала.
18.20. Составьте уравнения реакций получения динитро и
тринитроцеллюлозы.
18.21. С какими из веществ: Н2, Сu(OH)2, Н2О, I2 — возмож
ны реакции с:
а) глюкозой; в) крахмалом;
б) сахарозой; г) целлюлозой?
Составьте уравнения известных вам реакций.
18.22. Среди перечисленных ниже областей применения
крахмала и целлюлозы отберите те, которые относятся как
к крахмалу, так и к целлюлозе:
а) продукт питания человека;
б) изготовление бумаги;
в) производство этилового спирта;
г) производство искусственных полимерных материалов
(пластмасс, волокон).
18.23. Составьте уравнение реакции полного окисления глю
козы. Какой объем углекислого газа образуется из 1 моль
глюкозы?
18.24. Вычислите массу глюкозы, которая потребуется
для получения брожением 46 кг этанола, если его практи
ческий выход составляет 90%.
18.25. Составьте термохимическое уравнение реакции горе
ния глюкозы, если известно, что при сжигании 45 г ее выде
ляется 703,95 кДж теплоты.
18.26. Вычислите объем этилового спирта (ρ=0,8 г/см3
), ко
торый можно получить при брожении 900 г виноградного
сахара С6Н12О6.
18.27. При спиртовом брожении глюкозы было получено
230 г этанола. Какой объем (н.у.) оксида углерода (IV) обра
зовался при этом?
18.28. Вычислите количество вещества глюкозы, которая
подверглась полному окислению, если при этом образовал
ся углекислый газ объемом 134,4 литра.
18.29. В результате брожения 18 г глюкозы выделился ок
сид углерода (IV), который пропустили в прозрачный раствор
известковой воды, содержащей 7,4 г Са(ОН)2. Останется этот
90
раствор прозрачным или в нем появится осадок? Ответ под
твердите расчетом.
18.30. Вычислите массу глюкозы, которая получится из 81 кг
опилок, в которых массовая доля глюкозы составляет 40%.
(Расчет ведите по относительной молекулярной массе эле
ментарного звена клетчатки.)
18.31. При брожении глюкозы образовалось 250 г этилового
спирта. Вычислите объем оксида углерода (IV), (н.у.) выде
лившегося при этом.
19. Азотсодержащие органические соединения
19.1. Напишите структурные и электронные формулы первич
ных аминов: СН5N и С2Н7N. Дайте им названия. Укажите
функциональную группу.
19.2. Составьте структурные формулы двух изомеров ами
нов состава С3Н9N. Дайте им названия.
19.3. Напишите структурные формулы:
а) триметиламина; в) метилэтиламина;
б) диметиламина; г) фениламина.
Производными какого вещества они являются?
19.4. Какие из веществ, формулы которых приведены ниже,
относятся к аминам:
 СН3
а) СН2—С ⏐
 ⏐ в) СН3—N;
 NH2 ⏐
 СН3
б) СН3—С
г) N—H?
Почему?
19.5. Зная состав метиламина СН3
—NH2
, определите, произ
водным каких веществ он является. На основании этого выс
кажите предположение о его химических свойствах, сходных
со свойствами аммиака. Составьте уравнения реакций, отра
жающих химические свойства аммиака и уравнения соответ
ствующих реакций для метиламина. Укажите сходство и
различие между ними. Чем можно объяснить это различие?
О
ОН; —=
О
NН2
; —=

С6Н5 —
С6Н5
91
19.6. Как объяснить, что аммиак и метиламин хорошо раст
воряются в воде?
19.7. Среди соединений, формулы которых:
а) СН3—С=О;
 ⏐ б) NH; в) С6
Н5—N
 NH2
укажите одно, которое не является амином.
19.8. Почему амины называют «органическими основания
ми»? Ответ объясните с точки зрения строения их молекул.
19.9. Функциональная группа первичных аминов:
а) NH; в) —NH2;
 ⏐
б) N—; г) —NO2.
 ⏐
19.10. С какими из перечисленных соединений вступает в
реакцию этиламин:
а) Н2О; в) NaCl;
б) NaOH; г) HNO3?
Составьте уравнения.
19.11. Этиламин вступает в химическую реакцию с:
а) К2О; в) NaCl;
б) NaOH; г) HNO3.
19.12. К какому классу органических соединений относит
ся анилин? Составьте его молекулярную, структурную и
электронную формулы. Какие свойства ослабевают у ани
лина по сравнению с аминами предельного ряда и почему?
19.13. К какому классу можно отнести вещество состава
С3Н7О2N, если известно, что оно взаимодействует с:
а) соляной кислотой;
б) гидроксидом калия;
в) метанолом?
Составьте уравнения соответствующих химических реак
ций; назовите это вещество.
19.14. Составьте схему распределения электронной плотно
сти в молекуле анилина. Сделайте предположение о его хи
мических свойствах. Ответ подтвердите известными вам
уравнениями реакций.
СН3
СН3


СН3
СН3
,




92
19.15. Напишите уравнения химических реакций, с помо
щью которых можно осуществить следующие превращения:
а) С → СН4 → С2Н2 → С6Н6 → С6Н5Сl → С6H 5NH2;
б) С2
Н2 → С6
Н6 → С6
Н5
NO2 → С6
H5
NH2 → [С6
H5
NH3
]Cl → NaCl.
19.16. Запишите формулы и расположите в ряд по возраста
нию основных свойств следующие вещества: диметиламин,
анилин, метиламин. Дайте пояснения.
19.17. У какого из перечисленных веществ наиболее выра
жены основные свойства:
а) СН3NH2; в) (С6H5)2NH;
б) С6Н5NH2; г) (СН3)2NH?
Ответ поясните.
19.18. В чем сущность взаимного влияния атомов в молеку
ле анилина? Почему анилин является менее сильным осно
ванием, чем амины предельного ряда? Ответ подтвердите
уравнениями реакций.
19.19. Запишите уравнение реакции получения анилина из
нитробензола. Какое практическое значение она имеет?
19.20. С какими из веществ будет взаимодействовать анилин:
а) соляной кислотой; в) водой; д) хлоридом натрия?
б) гидроксидом калия; г) бромом;
Напишите уравнения возможных реакций и назовите обра
зующиеся продукты.
19.21. Выпишите из приведенных ниже формул органичес
ких соединений аминокислоты:
а) С2Н5—С=О;
 ⏐
 NH2
б) СН3—С—О—NH2;
 O
19.22. Напишите структурную формулу аминоуксусной кис
лоты. Какие группы атомов обуславливают ее химические
свойства? Вспомните свойства предельных аминов и одно
основных карбоновых кислот и выскажите предположение
о химических свойствах этой кислоты. Составьте уравне
ния соответствующих реакций, обусловленных наличием:
а) аминогруппы; б) карбоксильной группы.
=
в) НООС—СН2—СН—СООН;
 ⏐
NH2
г) НО—СН2—СН2—NH2;
д) С6
Н5
—СН2
—СН2
—NH—COOH.
93
19.23. Напишите структурные формулы изомеров аминокис
лот, соответствующих составу С4
H9
О2
N и дайте им названия.
19.24. Изменяет ли лакмус окраску в растворе аминоуксус
ной кислоты? Дайте пояснение.
19.25. Составьте структурные формулы:
а) аминопропионовой кислоты;
б) аминомасляной кислоты.
Укажите и назовите их функциональные группы.
19.26. Напишите уравнения реакций, с помощью которых
можно осуществить следующие превращения:
углерод → метан → ацетилен → уксусный альдегид →
→ уксусная кислота → хлоруксусная кислота → амино
уксусная кислота.
19.27. Почему водные растворы аминокислот, содержащих
одинаковое число аминогрупп и карбоксильных групп, не из
меняют окраску индикаторов? Ответ подтвердите примером.
19.28. Напишите уравнения химических реакций, характе
ризующих свойства аминокислот, обусловленных наличи
ем в их составе:
а) карбоксильной группы;
б) аминогруппы.
Какой вывод можно сделать о характере химических свойств
аминокислот?
19.29. Закончите уравнения предложенных ниже химичес
ких реакций, назовите образующиеся вещества:
а) H2N—CH—COOH + CH3OH → ...;
 ⏐
 CH3
б) СН2—СООН + NH3 → ...;
 ⏐
 Сl
в) NH2—CH—CH2—COOH + H2N—CH2—COOH → ....
 ⏐
 CH3
19.30. Составьте уравнения реакций, подтверждающих
двойственную химическую функцию аминопропионовой
кислоты.
94
19.31. Даны вещества:
а) аминопропионовая кислота; в) вода; д) этанол;
б) гидроксид кальция; г) бром; е) водород.
С какими из них будет реагировать аминоуксусная кисло
та? Составьте уравнения возможных реакций.
19.32. К аминоуксусной кислоте прибавили избыток соля
ной кислоты и раствор выпарили досуха. Остаток раствори
ли в воде и прибавили избыток раствора гидроксида натрия.
Какие превращения происходили при этом с аминоуксусной
кислотой? Составьте уравнения соответствующих реакций.
19.33. Запишите общую структурную формулу аминокислот,
составляющих белки. Какие группы атомов могут входить в
состав радикала? Назовите их.
19.34. Какие вещества образуются при гидролизе в организме:
а) жиров;
б) углеводов;
в) белков?
19.35. Какая связь характерна для белков? Как она назы
вается?
19.36. Составьте формулы дипептидов из следующих кислот:
а) глицина Н—СН—СООН и аланина СН3—СН—СООН;
 ⏐ ⏐
 NH2 NH2
б) аланина и серина НО—СН2—СН—СООН.
 ⏐
 NH2
19.37. Напишите уравнение реакции образования трипеп
тида из цистеина, аланина и глицина (формулы аминокис
лот возьмите из учебника).
19.38. При каких условиях происходит гидролиз белков?
Какие продукты при этом получаются? В чем заключается
значение этого процесса?
19.39. В результате сжигания 3,1 г вещества, плотность
которого по водороду составляет 15,5, образовалось 4,5 г
воды и 4,4 г оксида углерода (IV). Определите молекуляр
ную формулу этого вещества. К какому классу веществ
оно относится?
19.40. Вычислите количество вещества анилина, который
можно получить из 9,2 г нитробензола?
19.41. Определите массу нитробензола, который потребу
ется израсходовать для получения 186 г анилина реакци
ей восстановления, если выход анилина составляет 92%
от теоретического.
19.42. При восстановлении нитробензола массой 24,6 г по
лучено 17 г анилина. Какова массовая доля выхода анили
на?
19.43. Рассчитайте массу соли, которая образуется при взаи
модействии 150 г 30%ного раствора аминоуксусной кисло
ты с раствором гидроксида натрия, содержащего 30 г NaOH.
19.44. Сколько молей анилина образуется при взаимодей
ствии 492 г нитробензола и 25 г водорода при 100% его
выхода?
19.45. Каковы масса и количество вещества нитробензола,
который можно получить при взаимодействии 15,6 г бензо
ла с 70 г азотной кислоты?
19.46. Вычислите объем азота (н.у.), который образуется
при сжигании метиламина объемом 20 л, если в нем содер
жится 2% примесей?
19.47. Определите формулу азотсодержащего органическо
го соединения, если известно, что при сжигании 0,93 г его
образовалось 0,672 л оксида углерода (IV) и 1,35 г воды.
Плотность по водороду паров этого вещества 15,5 г/см3.

1. Повторение темы: «Периодический закон,
периодическая система химических элементов
Д.И. Менделеева. Строение атома»
Работа 1.1.
Вариант I
1. Охарактеризуйте свойства и положение в периодической
системе химических элементов, атомные номера которых:
4, 15, 35.
2. Напишите химические формулы кислородсодержащих
кислот элементов с высшей степенью окисления, находя
щихся в периодической системе в четвертом периоде в груп
пах V А, VI A, VII A.
В а р и а н т II
1. Охарактеризуйте свойства и положение в периодической
системе химических элементов, атомные номера которых:
13, 20, 16.
2. Напишите химические формулы хлоридов элементов,
атомные номера которых 5, 6, 38, 55. Дайте названия этих
соединений и укажите их степени окисления.
97
Работа 1.2.
Вариант I
1. Даны: гидроксид натрия, азотная кислота, оксид серы (VI).
С какими из них будет реагировать высший оксид химичес
кого элемента с атомным номером в периодической систе
ме 19? Напишите уравнения химических реакций.
2. Вычислите массовые доли серы в сульфидах, образован
ных химическими элементами третьего периода I A, II A,
III A групп.
В а р и а н т II
1. Даны: азотная кислота, гидроксид кальция, оксид лития.
С какими из них будет реагировать высший оксид химичес
кого элемента, атомный номер которого 15? Напишите урав
нения химических реакций.
2. Составьте химические формулы бромидов химических
элементов, имеющих атомные номера 3, 4, 20. Вычислите
массовые доли брома в этих соединениях.
Работа 1.3.
Вариант I
1. Изобразите схемы строения частиц: Na+1, Al+3, Cl−1, S−2.
Атомы каких химических элементов имеют сходное элект
ронное строение с данными частицами?
2. Атомные номера химических элементов: 12, 20, 15, 7, 9.
Какие из этих элементов образуют газообразные водородные
соединения? Напишите их формулы и уравнения реакций с
гидроксидом элемента четвертого периода I А группы.
В а р и а н т II
1. Изобразите схему строения атома химического элемента
с порядковым номером 10. Какие из частиц: F−1, H+1, Na+1
имеют такое же электронное строение, как у атома элемен
та 10? Изобразите схемы строения этих частиц.
2. Атомные номера химических элементов: 4, 13, 11, 15. Ка
кие из этих элементов образуют гидроксиды, амфотерные по
98
свойствам? Напишите химические уравнения этих гидро
ксидов с азотной кислотой и гидроксидом калия.
Работа 1.4.
Вариант I
1. Напишите формулы высших оксидов элементов, в атом
ных ядрах которых содержится:
а) четырнадцать протонов; в) двадцать протонов.
б) шестнадцать протонов;
Составьте уравнения химических реакций этих оксидов либо
с гидроксидом натрия, либо с азотной кислотой в зависимо
сти от их свойств.
2. Изобразите схему строения атома химического элемента
второго периода VA группы. Каков состав ядра атома эле
мента? Каковы формулы высшего оксида и газообразного во
дородного соединения?
В а р и а н т II
1. Напишите формулы высших оксидов элементов, в атом
ных ядрах которых содержится:
а) девятнадцать протонов; в) шесть протонов.
б) пятнадцать протонов;
Составьте уравнения химических реакций этих оксидов в
зависимости от их свойств либо с гидроксидом натрия,
либо с серной кислотой.
2. Изобразите схему строения атома химического элемента
третьего периода IVА группы. Каков состав ядра атома это
го элемента? Каковы формулы высшего оксида и газообраз
ного водородного соединения?
Работа 1.5.
Вариант I
1. Напишите уравнения химических реакций:
а) гидроксида химического элемента, атомный номер
которого 38, с серной кислотой;
99
б) высшего оксида химического элемента, атомный но
мер которого 16, с гидроксидом калия.
2. Какие из перечисленных ниже химических элементов
имеют по четыре электронных слоя в атомах: С, Si, Na, Cl,
K, Ca? Нарисуйте схему строения атома одного из этих
элементов.
В а р и а н т II
1. Напишите уравнения химических реакций:
а) азотной кислоты с высшим оксидом элемента, атомный
номер которого 13;
б) гидроксида натрия с высшим оксидом элемента, атомный
номер которого 4.
2. Какие из перечисленных ниже химических элементов
имеют по шесть электронов на внешнем электронном слое:
F, P, S, C, O, Mg? Изобразите схему строения атома одного
из этих элементов.
Работа 1.6.
Вариант I
1. Молярная масса высшего оксида химического элемента
равна 80 г/моль. Массовая доля кислорода в нем составля
ет 60%. Напишите формулу этого оксида и уравнение реак
ции, доказывающей принадлежность его к одной из групп
оксидов: основных, амфотерных или кислотных.
2. Каким химическим элементам соответствует следующее
распределение электронов в атомах по слоям:
а) 2, 8, 3; б) 2, 4; в) 2, 8, 8, 1?
В а р и а н т II
1. Молярная масса сульфида химического элемента равна
78 г/моль. Массовая доля серы в этом веществе составля
ет 41%. Напишите формулу этого сульфида и уравнение ре
акции его с соляной кислотой.
2. Каким химическим элементам соответствует следующее
распределение электронов в атомах по слоям:
а) 2, 1; б) 2, 8, 7; в) 2, 8, 8, 2?
100
Работа 1.7.
Вариант I
1. Укажите степени окисления химических элементов в со
единениях: P2O5, CCl4, H2S, NaH, CaH2, Mg3N2.
2. С веществами каких классов неорганических соединений
будет взаимодействовать высший оксид химического эле
мента третьего периода II А группы? Напишите уравнения
реакций, отражающих свойства этого оксида.
В а р и а н т II
1. Укажите степени окисления химических элементов в со
единениях: AlCl3, B2O3, Ca3N2, KH, HBr, Al2S3.
2. С веществами каких классов неорганических соедине
ний будет взаимодействовать высший оксид химического
элемента третьего периода VI А группы? Напишите урав
нения реакций, подтверждающих химические свойства
этого оксида.
Работа 1.8.
Вариант I
1. Вычислите массовую долю кислорода в высшем оксиде
химического элемента четвертого периода II А группы.
2. Напишите химические формулы сульфидов металлов тре
тьего периода. Укажите степени окисления элементов.
В а р и а н т II
1. Вычислите массовую долю кислорода в высшем оксиде
химического элемента второго периода V А группы.
2. Напишите химические формулы соединений металлов тре
тьего периода с азотом (нитридов металлов). Укажите сте
пени окисления элементов.
Работа 1.9.
Вариант I
1. В кислородсодержащей кислоте, образованной хими
ческим элементом в высшей степени окисления, массовая
101
доля водорода составляет 2,56%. Молярная масса кисло
ты 78 г/моль. Напишите формулу кислоты и уравнение
реакции ее с гидроксидом натрия.
2. Как, исходя из высшего оксида химического элемента вто
рого периода I A группы, получить соответствующий гидро
ксид, а затем соль — сульфат металла? Напишите уравне
ния химических реакций.
В а р и а н т II
1. Молярная масса гидроксида химического элемента рав
на 56 г/моль. Массовая доля металла в этом веществе
составляет 69,9%. Напишите формулу этого гидроксида
и уравнения реакций его с оксидом фосфора (V) и соляной
кислотой.
2. Как, исходя из высшего оксида химического элемента тре
тьего периода VI А группы, получить соответствующую кис
лоту и использовать ее для получения водорода с помощью
элемента третьего периода II А группы? Напишите уравне
ния этих реакций.
Работа 1.10.
Вариант I
Распределите химические элементы Li, Be, Na, Mg, B, Al:
а) по порядку возрастания числа протонов в их атом
ных ядрах;
б) на три группы сходных по свойствам химических
элементов;
в) на два ряда химических элементов, в атомах которых
сходное число электронных слоев.
В а р и а н т II
Распределите химические элементы B, N, P, Si, C, Al:
а) на две группы химических элементов, в атомах кото
рых сходное число электронных слоев;
б) на три группы химических элементов, в атомах которых
сходное число электронов во внешнем слое;
в) по порядку возрастания зарядов ядер их атомов.
102
2. Общие свойства металлов и их соединений
Работа 2.1.
Вариант I
1. Гидроксиды с общей формулой Э(ОН)2 образуют химичес
кие элементы:
а) Li, Be, B, C; в) Na, Mg, Al, Si;
б) Mg, Ca, Sr, Ba; г) Li, Na, K, Rb.
2. Металлические свойства в ряду химических элементов Li,
Na, K, Rb:
а) ослабевают;
б) изменяются периодически;
в) не изменяются;
г) усиливаются.
В а р и а н т II
1. Высшие оксиды с общей химической формулой Э2О обра
зуют химические элементы:
а) Na, Mg, Al, Si; в) Li, Na, K, Rb;
б) Li, Be, B, C; г) Be, Mg, Ca, Sr.
2. Металлические свойства в ряду химических элементов Na,
Mg, Al, Si:
а) изменяются периодически;
б) ослабевают;
в) усиливаются;
г) не изменяются.
Работа 2.2.
Вариант I
Схема строения атома натрия.
Заряд ядра: Распределение электронов по слоям:
а) + 11; 2, 8;
б) + 23; 2, 8, 12, 1;
в) + 11; 2, 8, 3;
г) + 11. 2, 8, 1.
103
В а р и а н т II
Схема строения иона калия K+.
Заряд ядра: Распределение электронов по слоям:
а) + 39; 2, 8, 8, 18;
б) + 19; 2, 8, 8;
в) + 19; 2, 8, 8, 1;
г) + 20. 2, 8, 8, 2.
В а р и а н т III
Cхема строения атома алюминия.
Заряд ядра: Распределение электронов по слоям:
а) + 13; 2, 8;
б) + 27; 2, 8, 14, 3;
в) + 13; 2, 8, 3;
г) + 13. 2, 8, 5.
В а р и а н т IV
Схема строения иона магния Mg2+.
Заряд ядра: Распределение электронов по слоям:
а) +12; 2, 8;
б) +12; 2, 8, 2;
в) +24; 2, 8, 8, 4;
г) +12. 2, 8, 4.
Работа 2.3.
Вариант I
1. Сравните положение в периодической системе химичес
ких элементов:
а) калия и меди; в) калия и кальция.
б) калия и рубидия;
2. Гидроксид химического элемента (Э) имеет состав: Э(ОН)2.
Молярная масса гидроксида элемента равна 171 г/моль. На
зовите этот элемент и охарактеризуйте его положение в пе
риодической системе.
3. Составьте две фразы, в которых слово «железо» было бы в
значении:
а) простого вещества;
б) химического элемента.
104
В а р и а н т II
1. Сравните строение атомов магния и алюминия и покажи
те зависимость строения их атомов от положения магния и
алюминия в периодической системе химических элементов.
2. Химический элемент (Э) образует высший оксид: Э2О, мо
лярная масса которого 94 г/моль. Назовите этот элемент и
охарактеризуйте его положение в периодической системе.
3. Приготовьте небольшой устный рассказ об одном из ме
таллов:
а) меди; б) ртути; в) золоте; г) серебре.
Работа 2.4.
Вариант I
1. Объясните, почему металлы имеют общие свойства:
а) электрическую проводимость и теплопроводность;
б) металлический блеск;
в) пластичность.
2. Магний, алюминий и титан — легкие металлы. Их исполь
зуют в самолетостроении. Титан — самый тугоплавкий из
них. Какой из этих металлов применяют для изготовления
обшивки сверхзвуковых самолетов и ракет и почему?
3. В чем сходство и различие химических связей между ато
мами углерода в алмазе, между атомами магния в кристал
ле этого металла?
4. Почему натрий пластичнее магния?
В а р и а н т II
1. Плотность золота больше, чем у серебра, а у серебра боль
ше, чем у меди. От чего зависит это различие плотностей, если
известно, что структура кристаллических решеток у этих
металлов одинаковая — кубическая гранецентрированная?
2. Назовите известные вам металлические изделия, в кото
рых особо важными будут такие свойства металлов:
а) легкость;
б) большая твердость;
в) тугоплавкость;
3. Объясните, почему температура плавления бария выше,
чем у цезия.
г) хорошая теплопроводность;
д) высокая электрическая прово
димость.
105
4. Почему при нагревании металлического проводника его
электрическая проводимость уменьшается?
Работа 2.5.
Вариант I
1. Назовите три типа сплавов, которые вам известны.
2. Объясните, почему вместо алюминия чаще применяется
дюраль (дюралюминий). Почему для электропроводов ис
пользуют алюминий, а не дюралюминий?
В а р и а н т II
1. Почему уменьшается электрическая проводимость, когда
образуется сплав — твердый раствор внедрения?
2. Сплав меди и цинка — это латунь. Определите массовое
соотношение этих металлов в сплаве, если известны данные
опыта: при обработке 25 г латунного порошка избытком со
ляной кислоты получили 10,5 г соли.
Работа 2.6.
В а р и а н т I (несложный)
Закончите уравнения возможных реакций, укажите окис
литель и восстановитель:
а) Cu + Н2SO4
 ; г) Mg + Fe(OH)2 →;
б) Zn + HCl →; д) Pb + H2O →;
в) Fe + CuCl2 →; е) Al + S →.
В а р и а н т II (средней сложности)
С каким из перечисленных ниже веществ взаимодействует
магний: раствором хлорида натрия, раствором серной кисло
ты, кислородом, серой, водой, гидроксидом меди (II)? Напи
шите уравнения возможных реакций с электронным балансом.
Вариант III (усложненный)
Напишите по два уравнения реакций с электронным балан
сом, при которых происходят следующие процессы:
а) Cu0 → Cu2+;
б) Сu2+ → Cu0.
(разб.)
106
Работа 2.7.
Вариант I
1. Схеме превращений Pb2+ → Pb0 соответствует химическое
уравнение:
а) Pb(NO3)2 + Zn = Zn(NO3)2 + Pb;
б) Pb + O2 = 2PbO;
в) PbCl2 + Ca(OH)2 = CaCl2 + Pb(OH)2;
г) PbO + 2HCl = PbCl2 + H2O.
2. Напишите химические уравнения следующих превращений:
Cu(ОH)2 → CuO → Cu(NO3)2 → Cu
В а р и а н т II
1. Схеме превращений Cu2+ → Cu0 соответствует химическое
уравнение:
а) CuCl2 + Fe = FeCl2 + Cu;
б) CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 + 2NaCl;
в) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O;
г) Cu + = СuSO4 + SO2 + 2H2O.
2. Напишите химические уравнения следующих превращений:
Fe → FeCl2 → Fe → FeSO4 → Fe(OH)2
В а р и а н т III
1. Схеме превращений Fe0 → Fe2+ соответствует химическое
уравнение:
а) 2Fe + 3Cl2 = 2FеСl3;
б) Fe + 2HCl = FeCl2 + H2;
в) FeO + H2SO4 = FeSO4 + H2O;
г) FeCl2 + 2KOH = Fe(OH)2 + 2KCl.
2. Напишите химические уравнения следующих превращений:
СuSO4 → Cu → CuO → CuCl2 → Cu(OH)2 → CuO
В а р и а н т IV
1. Схеме превращения Al0 → Al3+ соответствует химическое
уравнение:
а) Al2O3 + 6HNO3 = 2Al(NO3)3 + 3H2O;
б) AlCl3 + 3KOH = Al(OH)3 + 3KCl;
в) Al(OH)3 + 3HCl = AlCl3 + 3H2O;
г) 2Al + Fe2O3 = 2Fe + Al2O3.
2Н2SO4 (конц.)
107
2. Напишите химические уравнения следующих превращений:
Pb → PbO → Pb(NO3)2 → PbO
Работа 2.8.
Вариант I
1. Учитывая положение свинца Pb в электрохимическом
ряду напряжений металлов, приведите примеры:
а) реакции, в которой атомы свинца будут восстановите
лями;
б) реакции, в которой катионы свинца будут окислите
лями.
Напишите соответствующие химические уравнения.
2. Закончите уравнения практически возможных реакций:
а) Mg + O2 → г) Сu + H2O →
б) Са + Н2SO4 → д) Ag + HCl →
в) Au + O2 → е) Na + H2O →.
В а р и а н т II
1. Напишите уравнения реакций, с помощью которых мож
но получить:
а) медь из сульфата меди (II);
б) сульфид железа;
в) цинк из хлорида цинка.
2. Закончите уравнения практически возможных реакций:
а) Mg + HCl → г) Mg + Ca(OH)2 →
б) Na + I2 → д) Сu + HNO3 →
в) Сr + HBr → е) Са + H2O →.
Работа 2.9.
Вариант I
1. Почему в транспорте категорически запрещено перевозить
ртуть и приборы со ртутью?
2. Напишите химические уравнения следующих превращений:
a) Ca → Ca(OH)2; в) Zn → ZnSO4;
б) Mg → MgO; г) Mg → MgCl2.
108
В а р и а н т II
1. Медь или алюминий экономически выгоднее использо
вать в качестве материала проводов для передачи электро
энергии на большие расстояния? Ответ объясните.
2. Закончите уравнения тех химических реакций, которые
практически возможны:
а) Zn + CuCl2 → г) Al + H2SO4 →
б) Сu + MgCl2 → д) Сa + HCl →
в) Hg + H2SO4 → е) Ag + HCl →.
Работа 2.10.
Вариант I
1. Уравнению реакции 2NaOH + H2SO4 = Na2SO4 + 2H2O соот
ветствует сокращенное ионное уравнение:
а) Ba2+ + SO4
2−
 = ВаSO4;
б) H+ + OH−
 = H2O;
в) Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O;
г) Al3+ + 3OH−
 = Al(OH)3.
2. Объясните, почему в истории человечества бронзовый век
был раньше железного века.
В а р и а н т II
1. Уравнению реакции K2CO3 + 2HCl = H2O + CO2 + 2KCl со
ответствует сокращенное ионное уравнение:
а) Сa2+ + CO3
2−
 = CaCO3;
б) H+ + OH−
 = H2O;
в) CaCO3 + 2H+ = Ca2+ + H2O + CO2;
г) 2H+ + CO3
2−
 = H2O + CO2.
2. Объясните, почему нельзя хранить раствор сульфата ме
ди (медного купороса) в железном сосуде.
В а р и а н т III
1. Уравнению реакции CaCl2 + K2CO3 = CaCO3↓ + 2KCl соот
ветствует сокращенное ионное уравнение:
а) 2H+ + CO3
2−
 = H2O + CO2;
б) Ca2+ + CO3
2−
 = СaCO3;
в) Ag+ + Cl−
 = AgCl;
г) Cu2+ + 2OH−
 = Cu(OH)2.
109
2. Как с помощью химических реакций из малахита извлечь
медь? Напишите соответствующие химические уравнения.
В а р и а н т IV
1. Уравнению реакции CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2↓ + 2KCl со
ответствует сокращенное ионное уравнение:
а) Cu2+ + 2OH−
 = Cu(OH)2;
б) Cu(OH)2 + 2H+ = Cu2+ + 2H2O;
в) Cu2+ + CO3
2−
 = CuCO3;
г) CuO + 2H+ = Cu2+ + H2O.
2. Объясните, почему стальной винт ржавеет быстрее, чем
гвоздь такого же состава и массы.
Работа 2.11.
Вариант I
1. В раствор, содержащий избыток хлорида меди (II), опус
тили цинковую пластинку массой 13 г. Цинк полностью ра
створился. Какова масса выделившейся из раствора меди?
2. Вычислите количество вещества оксида меди (II) CuO,
который получится при разложении 49 г гидроксида меди
(II) Cu(OH)2:
а) 1 моль; б) 0,5 моль; в) 0,1 моль; г) 0,25 моль.
В а р и а н т II
1. Цинк и алюминий, взятые в виде порошков, при неболь
шом нагревании с серой вспыхивают. Напишите уравнения
реакций. Составьте электронные балансы. Вычислите мас
су серы, которая потребуется для реакции с 0,5 моль каждо
го металла.
2. В результате реакции соединения железа с серой образо
вался сульфид железа FeS количеством вещества 0,5 моль.
Масса серы, вступившей в реакцию:
а) 32 г; б) 8 г; в) 4 г; г) 16 г?
В а р и а н т III
1. Сплав, содержащий 65 % цинка и 35% меди, измельчили
до порошка. 10 г этого порошка поместили в соляную кис
110
лоту, взятую в избытке. После того, как реакция закончи
лась, соль выпарили из раствора. Какая соль образовалась?
Какова масса соли? Напишите уравнение реакции и прове
дите расчет.
2. В растворе серной кислоты H2SO4 полностью «растворил
ся» цинк массой 6,5 г. Количество вещества водорода, выде
лившегося в процессе реакции:
а) 1 моль; б) 0,5 моль; в) 0,1 моль; г) 0,25 моль.
В а р и а н т IV
1. Определите массу известняка, содержащего 85% СаСO3,
которая потребуется для получения 100 т жженой извес
ти (СаO).
2. При реакции горения магния израсходовано 2 моль кис
лорода. Масса магния, вступившего в реакцию:
а) 6 г; б) 48 г; в) 24 г; г) 12 г?
Работа 2.12.
Вариант I
1. Железо, покрытое масляной краской, долго не ржавеет,
потому что:
а) краска образует с железом химическое соединение;
б) поверхность железа не соприкасается с азотом воз
духа;
в) поверхность железа защищена от соприкосновения с
влажным воздухом;
г) краска отражает свет, железо не нагревается.
2. Хлоридионы Cl−
 ускоряют коррозию железа. Объясни
те, к каким последствиям для подземных труб может
привести посыпание солью льда и снега на городских
улицах.
В а р и а н т II
1. Луженое железо — это железо, покрытое слоем олова.
Объясните, почему луженое железо при повреждении повер
хностной пленки будет корродировать быстрее, чем повреж
денное оцинкованное железо.
111
2. Объясните, почему нельзя алюминиевые листы соединять
медными заклепками.
Работа 2.13.
Вариант I
1. Объясните, почему процесс электролиза относят к окис
лительновосстановительным реакциям.
2. Алюминий получают электролизом руды, содержащей
оксид алюминия. Составьте уравнение электролиза оксида
алюминия.
В а р и а н т II
1. Объясните, какие металлы получают способом электро
лиза и почему.
2. Составьте химические уравнения электролиза растворов:
а) плавиковой кислоты HF;
б) хлорида меди (II).
Какие процессы происходят на катоде и на аноде в каждом
случае?
Работа 2.14.
Вариант I
1. Распределите оксиды металлов, формулы которых: K2O,
СаО, СrO3, Mn2O7, Al2O3, ZnO — на три группы — основные,
амфотерные, кислотные. Напишите соответствующие им
формулы оснований и кислот.
2. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
CaO → Ca(OH)2 → CaCl2
В а р и а н т II
1. Распределите оксиды металлов, формулы которых: MgO,
MoO3, BeO, Al2O3, Na2O, Mn2O5 — на три группы — основные,
амфотерные, кислотные. Напишите соответствующие им
формулы оснований и кислот.
112
2. Напишите химические уравнения следующих превра
щений:
Mg → MgO → Mg(NO3)2


Категория: Химия | Добавил: Админ (16.04.2016)
Просмотров: | Теги: Корощенко | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar