Тема №6169 Ответы к задачам по химии 11 класс Рудзитис (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по химии 11 класс Рудзитис (Часть 1) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по химии 11 класс Рудзитис (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1. Химический элемент. Изотопы
1.1. Дайте определение понятию «атом». Из каких частиц состоит
ядро атома? Какой заряд имеет ядро атома? Какие элементарные
частицы входят в состав атома? Какую массу и какой заряд имеет
каждая из этих частиц?
1.2. Как, используя периодическую таблицу элементов, узнать
заряд ядра атома элемента? Определите заряд ядра атомов сле­
дующих элементов: а) неон; б) кальций; в) цинк; г) цирконий.
1.3. Почему число протонов в ядре атома численно совпадает с
зарядом ядра атома? Определите число протонов в ядре атомов
следующих элементов: а) углерод; б) сера; в) железо; г) бром.
1.4. Почему число электронов в атоме равно числу протонов в
ядре атома? Определите число электронов в атомах следующих
элементов: а) кислород; б) магний; в) хром; г) мышьяк.
1.5. Как, зная порядковый номер элемента и его массовое число,
определить число нейтронов в ядре атома? Определите число ней­
тронов в ядре атомов следующих элементов: а) фтор; б) алюминий;
в) калий; г) селен.
1.4. Дайте определение понятию «химический элемент». Одина­
ковы ли все атомы одного элемента? Число каких частиц, состав­
ляющих атом, одинаково у атомов одного элемента? Число каких
частиц, составляющих атом, может быть различным у атомов одного
элемента?
1.7. Какие разновидности атомов называют изотопами? Чем от­
личаются изотопы одного элемента друг от друга? Определите
числа протонов, нейтронов и электронов у следующих атомов:
а) [Ни 2 Н, б) f7Cln i7 О, в) IQ К и ^К ,г) 2jgUn 2f2U.
1.8. Почему массовые числа атомов — это целые величины, а
относительные молекулярные массы могут быть дробными? Пояс­
ните, почему атомы хлора могут иметь массовое число 35 и 37, а
относительная молекулярная масса равна 35,45?
1.9. Определите мольную долю более тяжелого изотопа:
а) калия с относительной атомной массой, равной 39,098,
считая, что калий образован двумя изотопами с массо­
выми числами 39 и 41;
б) рубидия с относительной атомной массой, равной 85,468,
считая, что рубидий образован двумя изотопами с мас­
совыми числами 85 и 87;
в) кальция с относительной атомной массой, равной 40,078,
считая, что кальций образован двумя изотопами с мас­
совыми числами 40 и 44;
г) хлора с относительной атомной массой, равной 35,4527,
считая, что хлор образован двумя изотопами с массовы­
ми числами 35 и 37.
1.10. Поясните различие между понятиями «химический эле­
мент» и «простое вещество».
Укажите, когда речь идет о кислороде как о химическом
элементе, а когда как о простом веществе:
а) кислород необходим для дыхания живых организмов;
б) массовая доля кислорода в S 02 равна 0,50;
в) кислород реагирует с серой с образованием оксида серы
(IV);
г) кислород составляет 47% массы земной коры.
8
Тестовые задания
1.11. Укажите верное суждение: А) атом — нейтральная части­
ца, состоящая из ядра и электронов; Б) ядро атома состоит из про­
тонов и нейтронов.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
1.12. Химический элемент — это совокупность
1) атомов с одинаковым зарядом ядра
2) атомов с одинаковым числом нейтронов
3) атомов с разным зарядом ядра
4) одинаковых атомов
1.13. Число протонов в атоме алюминия равно
1) 27 2) 13 3) 14 4) 40
1.14. Атом jg Э содержит
1) 19 нейтронов 3) 21 электрон
2) 40 протонов 4) имеет массу 40
1.15. Число нейтронов в атоме серебра 108Ag равно
1) 47 2) 108 3) 61 4) 155
1.14. Число нейтронов в атоме 39Э, имеющем 19 протонов, равно
1) 39 2) 58 3) 26 4) 20
1.17. Определите разность между числами нейтронов и электро­
нов в атоме 197Аи.
1) 118 2) 40 3) 79 4) 39
1.18. Изотопы химического элемента имеют
1) равные числа нейтронов
2) разные числа протонов
3) равные числа электронов
4) равные массы
D
1.19. Укажите, когда речь идет о железе как о простом веществе,
а не об элементе
1) железо растворяется в соляной кислоте
2) железо входит в состав гемоглобина
3) раствор хлорида железа (III)
4) железная руда содержит 70% железа
1.20. Определите относительную атомную массу бора, считая,
что бор имеет два изотопа 10В и "В, молярные доли которых равны,
соответственно, 0,196 и 0,804.
1) 10,90 3) 10,70
2) 10,80 4) 10,60
Ответы на тесты на соответствие дайте в виде последова­
тельности цифр, соответствующих буквам по алфавиту. Циф­
ры в ответе могут повторяться.
1.21. Установите соответствие между атомом элемента и числом
электронов в этом атоме.
Атом
A) магний
Б) селен
B) литий
Г) железо
Число электронов
1) 3
2) 7
3) 12
4) 24
5) 26
6) 34
1.22. Установите соответствие между атомом элемента и харак­
теристикой этого атома.
Атом элемента Характеристика
А) 19 гл 9 1) содержит 13 протонов
Б) 40 гл 19 2) содержит 17 нейтронов
В) 27 ^ 13 3) содержит 9 электронов
Г) 37 ъ
17 4) имеет заряд ядра +14
5) имеет массу 40
6) содержит 20 нейтронов
10
1.23. Установите соответствие между атомом элемента и разно­
стью между числами нейтронов и протонов в этом атоме.
Атом элемента Разность
А) 37 С1 1) 4
Б) 40 Аг 2) 1
В) 55 Мп 3) 2
Г) 31 р 4) 6
5) 3
6) 5
1.24. Установите соответствие между атомом элемента и его изо­
топом.
Атом элемента Изотоп
А) 1! э 1) to Э
Б) “ Э 2) ” Э
В) £ э 3) 18 Э
п ?;э 4)- 2°Э
5) ЙЭ
6)
1.25. Установите соответствие между физической величиной и
единицами ее измерения.
Физическая величина Единица измерения
А) относительная 1) грамм на моль
молекулярная масса
Б) молярная масса 2) моль
В) молярный объем газа 3) литр на моль
4) грамм
5) литр
6) безразмерная величина
11
2. Закон сохранения массы вещества,
закон сохранения и превращения энергии при химических
реакциях, закон постоянства состава
1.26. Сформулируйте закон сохранения массы вещества. Какой
ученый впервые сформулировал этот закон? Какой ученый незави­
симо открыл этот закон позднее и экспериментально доказал его?
1.27. Как изменяется в ходе химических реакций число молекул
реагентов и число молекул продуктов реакции? Как изменяется в
ходе химических реакций число атомов, участвующих в химической
реакции? Почему в ходе химических реакций общая масса веществ
не меняется?
1.28. Как закон сохранения массы вещества используется при вы­
числениях по уравнению химической реакции? Для написанных
ниже уравнений химических реакций вычислите массы реагентов и
массы продуктов, принимая, что в реакциях участвуют указанные в
уравнениях реакций количества вещества реагентов и продуктов:
а) 2NaOH + H2S 04 -> Na2S 04 + 2Н20
б) Mg + 2НС1 -» MgCl2 + Н2
в) СН3СООН + С2Н5ОН -» СН2СООС2Н, + н 2о
г) С7Н16 + 1Ю2 -> 7С02 + 8Н20
1.29. Сформулируйте закон сохранения энергии. Что наблюдает­
ся, если в ходе химической реакции образуются продукты, энергия
которых больше, чем энергия реагентов? Что наблюдается, если в
ходе химической реакции образуются продукты, энергия которых
меньше, чем энергия реагентов? Почему в ходе одних реакций теп­
лота выделяется, а в ходе других реакций теплота поглощается?
Какие реакции называют экзотермическими реакциями? Какие
реакции называют эндотермическими реакциями?
1.30. Как соотносятся друг с другом закон сохранения массы ве­
щества и закон сохранения энергии? Напишите уравнение Эйн­
штейна, которое устанавливает взаимосвязь между массой и энер­
гией. Как меняется масса веществ в ходе экзотермической реакции?
Как меняется масса веществ в ходе эндотермической реакции? Ка­
кие уравнения называют термохимическими уравнениями?
12
1.31. Используя уравнение Эйнштейна, определите изменение мас­
сы веществ в реакции, в ходе которой: а) выделилось 1,8 • 105 кДж те­
плоты; б) выделилось 540 Дж теплоты; в) поглотилось 720 кДж тепло­
ты; г) поглотилось 1080 Дж теплоты. Можно ли на основании
выполненных расчетов сказать, что в ходе химических реакций масса
продуктов реакции практически равна массе исходных веществ?
1.32. Используя уравнение Эйнштейна, определите тепловой
эффект реакции, в ходе которой масса веществ: а) уменьшается
на 1,11 • 10~8 г; б) уменьшается на 5,0 • 10“7 г; в) увеличивается на
2,0 • 10-9 г; г) увеличивается на 8 • 10_п г.
1.33. Сформулируйте закон постоянства состава вещества. К каким
веществам — молекулярного или немолекулярного состава — отно­
сят в настоящее время закон постоянства состава вещества? Какое
строение — молекулярное или немолекулярное — имеют преимуще­
ственно органические и неорганические вещества?
1.34. Какие вещества называют дальтонидами и бертоллидами?
Насколько велики могут быть отклонения в составе бертоллидов в
зависимости от условий их получения? Среди нижеперечисленных
веществ укажите те, которые могут быть отнесены к бертоллидам:
а) оксид углерода (IV); б) оксид железа (II); в) оксид азота (II); г) ок­
сид титана (IV); д) метан.
1.35. Поясните, к каким веществам следует относить понятие
«валентность», а к каким — понятие «степень окисления». Можно
ли использовать понятия «структурная формула» и «молекула» к
веществам немолекулярного строения?
1.34. Определите молекулярную формулу соли, в которой со­
держится: а) 5% водорода, 35% азота и 60% кислорода; б) 6,25% во­
дорода, 43,75% азота и 50,00% кислорода; в) 6,82% водорода, 21,21%
азота, 23,48% фосфора и 48,48% кислорода; г) 8,05% водорода,
28,19% азота, 20,81% фосфора и 42,95% кислорода.
1.37. Определите молекулярную формулу алкана, при сжигании
100 г которого образуется: а) 500 г смеси углекислого газа и паров
воды; б) 293,3 г углекислого газа; в) 163,6 г воды; г) 303,4 г углеки­
слого газа и 155,2 г воды.
13
1.38. Определите количество вещества продукта, если для прове­
дения реакции было взято а) 10 моль водорода и 8 моль кислорода;
б) 5 моль серы и 6 моль кислорода; в) 4 моль азота и 9 моль водорода.
1.3J. Определите объем (н.у.) сернистого газа, образующегося при
сжигании: а) 155,3 г технической серы, содержащей 92% чистой се­
ры; б) 673,7 г технической серы, содержащей 95% чистой серы.
1.40. Определите массовую долю примесей в угле: а) если при
сгорании 42 г угля было получено с выходом 85% 60 л (н.у.) углеки­
слого газа; б) если при сгорании 30 г угля было получено с выходом
90% 45 л (н.у.) углекислого газа.
Тестовые задания
1.41. Впервые закон сохранения массы вещества сформулировал
1) Авогадро 3) Ломоносов
2) Лавуазье 4) Эйнштейн
1.42. Экспериментально доказал справедливость закона сохра­
нения массы вещества
1.43. Предложил уравнение, которое характеризует взаимосвязь
между массой и энергией
1.44. В ходе экзотермической реакции
1) поглощается теплота
2) масса продуктов реакции больше, чем масса реагентов
3) масса продуктов реакции равна массе реагентов
4) масса продуктов реакции меньше, чем масса реагентов
1.45. В ходе эндотермической реакции
1) масса продуктов реакции больше, чем масса реагентов
2) масса продуктов реакции равна массе реагентов
3) масса продуктов реакции меньше, чем масса реагентов
4) выделяется теплота
1) Менделеев
2) Лавуазье
3) Ломоносов
4) Авогадро
1) Эйнштейн
2) Ломоносов
3) Лавуазье
4) Авогадро
14
1.46. Определите тепловой эффект реакции, в ходе которой
убыль массы составила 1 • 10"10 г.
1) поглотилось 9 Дж теплоты
2) выделилось 9 Дж теплоты
3) поглотилось 9 кДж теплоты
4) выделилось 9 кДж теплоты
1.47. Укажите верное суждение: А) дальтониды — это вещества,
имеющие постоянный качественный и количественный состав не­
зависимо от способа их получения; Б) бертоллиды — это вещества,
состав которых может несколько меняться в зависимости от спосо­
ба их получения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
1.48. Имеет молекулярное строение
1) оксид титана (IV) 3) оксид кремния (IV)
2) оксид серы (IV) 4) оксид марганца (IV)
1.4$. Относится к бертоллидам
1) оксид титана (IV) 3) оксид серы (IV)
2) этанол 4) бензол
1.50. Понятие «молекула» применяется условно по отношению к
следующему веществу
1) НС1
2) СН3СООН
3) H2Si03
4) С2Н5ОН
15
ГЛАВА II
!ериодический закон и периодическая систем*
имических элементов Д.И. Менделеева с точю
рения учения о строении атома
3. Особенности размещения электронов в атомах малых
и больших периодов, s-, р-, d-, /- электроны
2.1. Дайте современную формулировку Периодического закона.
Поясните физический смысл Периодического закона, пояснив, по­
чему с возрастанием заряда ядра атомов элементов периодически
повторяются их химические свойства.
2.2. Электроны в атоме пространственно и энергетически отде­
лены друг от друга и образуют уровни, подуровни, орбитали. Как
определить число уровней в атоме химического элемента? Укажи­
те число уровней у атомов следующих элементов: а) кислород;
б) алюминий; в) железо; г) иод; д) барий.
2.3. Как энергия электрона и его расстояние от ядра атома за­
висят от номера уровня п, на котором располагается электрон? Как
максимальное число электронов, которые могут разместиться на
уровне, зависит от номера этого уровня п? Укажите максимальное
число электронов, которые могут располагаться: а) на первом
уровне; б) на втором уровне; в) на третьем уровне; г) на четвертом
уровне. Как найденные числа согласуются с числами элементов в
первых четырех периодах периодической системы элементов?
2.4. Уровни состоят из подуровней. Как обозначают подуровни?
Расположите следующие подуровни одного и того же уровня в поряд­
ке возрастания энергий электронов: а) р-подуровень; б) /-подуровень;
в) s-подуровень; г) d-подуровень.
2.5. Как число подуровней, которые располагаются на данном
уровне, зависит от номера этого уровня? Укажите число подуров­
ней: а) на первом уровне; б) на втором уровне; в) на третьем уровне;
г) на четвертом уровне.
т
2.6. Подуровни состоят из орбиталей. Укажите число орбита-
лей: а) на s-подуровне; б) на р-подуровне; в) на d-подуровне; г) на
/-подуровне. Различаются ли электроны разных орбиталей одного
подуровня по энергии? Укажите форму электронного облака для s-
и р-орбиталей.
2.7. Сколько электронов могут располагаться на одной орбитали?
Как схематично изображают два электрона на одной орбитали?
Укажите максимальное число электронов, которые могут распола­
гаться: а) на s-подуровне; б) на р-подуровне; в) на d-подуровне; г) на
/-подуровне.
2.8. Как, используя периодическую систему элементов, опреде­
лить число электронов в атоме элемента? Укажите числа электро­
нов у атомов следующих элементов: а) азот; б) хлор; в) кальций;
г) железо; д) мышьяк.
2.9. Как происходит заполнение электронами уровней и поду­
ровней атома? Какой подуровень заполняется электронами первым:
Sd-подуровень или 45-подуровень? Как можно использовать перио­
дическую систему элементов для определения последовательности
заполнения уровней и подуровней?
2.10. Что называют электронной формулой атома? Как можно
распределять электроны атома в его электронной формуле: по
уровням, по подуровням или по орбиталям? Напишите электрон­
ную формулу фосфора, распределяя электроны: а) по уровням;
б) по подуровням; в) по орбиталям с помощью квантовых ячеек.
2.11. Как, используя периодическую систему элементов, опреде­
лить число электронов на валентном уровне атома? Укажите числа
валентных электронов у атомов следующих элементов: а) бор;
б) натрий; в) кремний; г) кальций; д) бром.
2.12. В какой последовательности мы записываем подуровни в
электронной формуле? Какой подуровень записывается первым:
Sd-подуровень или 45-подуровень? Напишите электронные фор­
мулы по подуровням для следующих атомов: а) углерод; б) сера;
в) калий; г) титан; д) германий; е) железо; з) криптон.
17
2.13. В первых четырех периодах у атомов хрома и меди запол­
нение подуровней идет иначе, чем у остальных атомов. Напишите
электронные формулы этих атомов. Почему атомы стремятся
иметь или ровно наполовину заполненный, или полностью запол­
ненный электронный d-подуровень?
2.14. Какие элементы мы называем s-элементами, р-элементами,
d-элементами, /-элементами? Где в периодической таблице распо­
лагаются эти элементы? Какие элементы располагаются в
А-подгруппах, в Б-подгруппах? Какие элементы вынесены в от­
дельные ряды?
2.15. Среди нижеперечисленных элементов укажите те, которые
относятся к s-элементам, р-элементам, d-элементам: а) никель;
б) кальций; в) фтор; г) скандий; д) галлий; е) бериллий.
2.16. Какие электроны считаются валентными для атомов
d-элементов? Укажите число валентных электронов для атомов
следующих элементов: а) хром; б) ванадий; в) марганец; г) титан;
д) железо.
2.17. Напишите электронные формулы атомов следующих элемен­
тов с помощью квантовых ячеек и определите число неспаренных
электронов в их электронных формулах: а) литий; б) углерод; в) фтор;
г) алюминий; д) сера.
2.18. При удалении электронов с валентной оболочки атом при­
обретает положительный заряд. Напишите электронные формулы
следующих положительных ионов: а) Ве2+; б) К +; в) А13+; г) Са2+;
д) Na+. Какие ионы имеют одинаковые электронные формулы?
С электронными формулами каких атомов совпадают формулы
приведенных ионов?
2.19. При присоединении электронов на валентную оболочку
атома атом приобретает отрицательный заряд. Напишите элек­
тронные формулы следующих отрицательных ионов: а) СГ; б) N3-;
в) F-; г) S2~; д) Вг~. Какие ионы имеют одинаковые электронные
формулы? С электронными формулами каких атомов совпадают
формулы приведенных ионов?
18
2.20. Как происходит ионизация атомов d-элементов? С каких
орбиталей 3d или 4s в первую очередь уходят электроны? Напи­
шите электронные формулы следующих ионов: а) Сг3+; б) Zn2+;
в) Fe3+; г) V2+; д) Си2+. Какие ионы имеют одинаковые электронные
формулы?
Тестовые задания
2.21. Число электронных уровней у атома железа равно
1) 4 2) 8 3) 5 4) 3
2.22. Число электронов на внешнем уровне атома стронция равно
1) 5 2) 4 3) 3 4) 2
2.23. Число электронов у атома хрома равно
1) 28 2) 52 3) 24 4) 76
2.24. Максимальное число электронов на третьем уровне равно
1) 12 2) 18 3) 24 4) 9
2.25. Максимальное число электронов на d-подуровне равно
1) 10 2) 8 3) 6 4) 14
2.26. Гантелеобразная форма характерна для
1) s-орбиталей 3) d-орбита лей
2) р-орбиталей 4) /-орбиталей
2.27. Сферическую форму имеет
1) /-орбиталь 3) s-орбиталь
2) d-орбиталь 4) р-орбиталь
2.28. Электронная формула внешнего уровня 2sz2p! соответству­
ет атому
1) алюминия 3) азота
2) фосфора 4) бора
2.29. Электронная конфигурация внешней оболочки атома алю­
миния
/ 1) 4s24p* 3) 3s23p!
2) 3s23p3 4) 3s23d*
19
2.30. Электронное строение внешнего уровня атома металла
1) Is2 3) 2s22p2
2) 2s2 4) 2s22p4
2.31. Электронное строение внешнего уровня атома неметалла
1) 3s2 3) 2s22p3
2) 2s2 4) Зя'Зр1
2.32. Электронная конфигурация внешней оболочки галогена
1) 4s24p3 3) 4s24p3
2) 4s24p5 4) 4s24p4
2.33. Электронная конфигурация внешней оболочки щелочного
металла
1) 4s2 3) 3d ‘4s2
2) 4s24p‘ 4) 4s1
2.34. Напишите электронные формулы атома Си и иона А13+. От­
вет дайте в виде суммарного числа s-электронов в этих формулах.
1) 10 2) 11 3) 12 4) 13
2.35. Напишите электронные формулы атома Mg и иона Se2_. От­
вет дайте в виде суммарного числа р-электронов в этих формулах.
1) 24 2) 22 3) 20 4) 18
Ответы на тесты на соответствие дайте в виде последова­
тельности цифр, соответствующих буквам по алфавиту. Циф­
ры в ответе могут повторяться.
2.36. Установите соответствие между положением элемента в
периодической системе и строением его валентной оболочки.
Положение элемента Валентные электроны
А) 3 период, IVA группа 1) 4s24p2
Б) 4 период, ШВ группа 2) 3d34s2
В) 4 период, ША группа 3) 3s23p3
Г) 3 период, VA группа 4) 3d4s2
5) 3s23p2
6) 4s24p1
20
2.37. Установите соответствие между ионом некоторого атома и
атомом инертного газа, имеющим такую же электронную оболочку.
Ион Атом
А) О2- 1) Кг
Б) Са2+ 2) Аг
В) Ве2+ 3) Ne
Г) Вг” 4) Не
2.38. Установите соответствие между электронной формулой
атома и символом этого атома.
Электронная формула Атом
А) 1 s22s22p63s23p63d24s2 1) Se
Б) 1 s22s22p63s23p64s2 2) С
В) ls22s22p2 3) Ti
Г) ls22s22p63s23p63d104s24p4 4) Ca
5) Аг
6) Кг
2.39. Установите соответствие между атомом и его электронной
формулой.
Атом Электронная формула
A) Sr 1) ls22s22p63sz3p1
Б) А1 2) ls22s22p63s23p63d74s2
В) S 3) ls22s22p63s23p4
Г) Мп 4) ls22s22p63s23p63d104s24p65s2
5) 1 s22s22p63s23p63d104s24p3
6) 1 s22s22p63s23p63d54s2
2.40. Установите соответствие между ионом и электронной фор­
мулой этого иона.
Ион Электронная формула
A) S2“ 1) ls22s22p6
Б) Fe3+ 2) 1 s22s22p63s23p63da4s2
В) А13+ 3) ls22s22p63s23p63d5
Г) Си+ 4) ls22s22p63s23p6
5) ls22s22p63s23p63d10
6) такой формулы нет
21
4. Положение в Периодической системе водорода,
лантаноидов, актиноидов и искусственно полученных
элементов
2.41. Напишите электронную формулу атома водорода. Атомы
каких элементов имеют сходное строение валентного уровня?
В какую группу периодической системы может быть помещен во­
дород? Может ли водород отдавать электроны, проявляя восстано­
вительные свойства? Напишите уравнения следующих реакций:
а) Li + 0 2 —» в) Na + С12 —>
б) Н2 + 0 2 —» г) Н2 + С12->
2.42. Напишите электронную формулу атома водорода. Сколько
электронов может принять атом водорода, проявляя окислитель­
ные свойства? Электронную оболочку какого инертного газа при­
обретает при этом ион водорода? Атомы каких элементов могут
принять такое же число электронов, дополняя свою оболочку до
оболочки соответствующего инертного газа? В какую группу пе­
риодической системы может быть помещен водород? Напишите
уравнения следующих реакций:
а) Na + С12 —> в) Ва + С12 —>
б) Na + Н2 —> г) Ва + Н2 —»
2.43. На основании химических свойств водорода и электронного
строения его атома обсудите, какое место в периодической системе
может занимать атом водорода. Какая степень окисления наиболее
характерна для водорода? Где располагается в периодической сис­
теме водород согласно правилам ИЮПАК?
2.44. У атомов каких элементов происходит заполнение 4/- и
5/-подуровней? Какие элементы называют /-элементами? Где в пе­
риодической системе располагаются эти элементы? Почему группы
этих элементов называют лантаноидами и актиноидами?
2.45. Какой по счету подуровень, считая от внешнего, заполняет­
ся в рядах лантаноидов и актиноидов? Как при этом изменяется
строение внешнего уровня? Почему лантаноиды имеют сходные
химические свойства?
22
2.46. Установите формулу высшего оксида: а) элемента IIIА груп­
пы, в котором массовая доля кислорода равна 0,686; б) элемента
IA группы, в котором массовая доля кислорода равна 0,170; в) элемен­
та VA группы, в котором массовая доля кислорода равна 0,563; г) эле­
мента VIA группы, в котором массовая доля кислорода равна 0,600.
2.47. Определите молярную массу основания, образованного:
а) одновалентным металлом, если массовая доля металла в основа­
нии равна 0,696; б) двухвалентным металлом, если массовая доля
кислорода в основании равна 0,432; в) трехвалентным металлом,
если массовая доля водорода в основании равна 0,0385.
2.48. Определите молярную массу летучего водородного соеди­
нения, образованного: а) элементом IVA группы, если массовая до­
ля элемента в соединении равна 0,875; б) элементом VA группы,
если массовая доля водорода в соединении равна 0,0882; в) элемен­
том VIA группы, если массовая доля элемента в соединении равна
0,941; г) элементом VIIA группы, если массовая доля водорода в со­
единении равна 0,050.
2.49. Определите массу соли, которая образуется, если к раство­
ру, содержащему 12 г гидроксида натрия, прилить раствор, со­
держащий: а) 29,4 г ортофосфорной кислоты; б) 14,7 г ортофосфор-
ной кислоты; в) 9,8 г ортофосфорной кислоты.

2.50. Определите массу медного купороса CuS04 • 5НгО, который
нужно взять для приготовления а) 100 г 6,4% раствора сульфата ме­
ди (II); б) 200 г 16,0 % раствора сульфата меди (II); в) 96 г 10,0 % рас­
твора сульфата меди (II); г) 1024 г 5,0 % раствора сульфата меди (II).
Тестовые задания
2.51. Элемент с электронной формулой валентной оболочки
3d104s2 относится к
1) s-элементам 3) d-элементам
2) р-элементам 4) /-элементам
2.52. К s-элементам относят оба элемента
1) калий и медь
2) литий и фтор
3) натрий и сера
4) бериллий и рубидий
2.53. К p-элементам относят оба элемента
1) галлий и хлор
2) сера и железо
3) углерод и водород
4) бром и цинк
2.54. К d-элементам относят оба элемента
1) свинец и хром 3) никель и олово
2) титан и серебро 4) кобальт и кальций
2.55. Оба элемента относят к неметаллам
1) индий и фосфор
2) иод и висмут
3) сера и таллий
4) кислород и углерод
5. Валентность и валентные возможности атомов
2.56. Дайте определение понятию валентности атома, как числу
образованных атомом ковалентных связей. Поясните, почему ва­
лентность определяется числом общих пар электронов, образован­
ных атомом. Что атом должен иметь для образования общей пары
электронов с другими атомами по обменному механизму? Дайте
определение понятию валентности атома, как числу неспаренных
электронов на внешнем уровне атома.
2.57. Напишите с помощью квантовых ячеек электронные фор­
мулы следующих атомов в их основном и возбужденных состояни­
ях, укажите возможные валентности этих атомов: а) бериллий;
б) бор; в) углерод; г) фосфор; д) сера; е) хлор. Приведите примеры
соединений этих атомов с соответствующими валентностями. Как
высшая валентность атома связана с положением элемента в пе­
риодической системе?
2.58. Напишите с помощью квантовых ячеек электронные фор­
мулы следующих атомов в их основном состоянии: а) азот; б) ки­
слород; в) фтор. Какие валентности характерны для этих атомов?
Почему для этих атомов нет возбужденных состояний, которые
есть у атомов фосфора, серы и хлора?
24
2.59. Напишите с помощью квантовых ячеек электронную форму­
лу атома азота. Способен ли атом азота образовывать донорно­
акцепторную связь с катионом водорода? Какой атом является доно­
ром при образовании подобной связи? Напишите уравнения реакций:
a) NH3 + H20 -> б) NH3 + НС1 —>
2.60. Напишите с помощью квантовых ячеек электронную фор­
мулу атома кислорода. Сколько неподеленных пар электронов на­
ходится на валентном уровне атома кислорода? Способен ли атом
кислорода образовывать донорно-акцепторную связь с катионом
водорода? В случае образования подобной связи является ли атом
кислорода донором или акцептором? Напишите уравнение реак­
ции образования иона гидроксония НэО+. В каком виде ион водоро­
да присутствует в водных растворах?
2.61. Напишите с помощью квантовых ячеек электронные формулы
атомов углерода и кислорода. Сколько связей может быть образовано
между этими двумя атомами? Какие это связи? Почему энергия связи
в молекуле угарного газа СО больше энергии связи в молекуле азота
N2? Какие связи, образованные атомом, мы учитываем при определе­
нии его валентности? Какую валентность имеет атом углерода в моле­
куле СО? Почему это соединение называют оксидом углерода (II)?
2.62. Почему валентность азота не может быть больше четырех?
Напишите электронную схему образования молекулы азотной кисло­
ты. Какие связи образованы между атомом азота и атомами кислоро­
да? Какая валентность атома азота в молекуле азотной кислоты?
2.63. На какие характеристики атома элемента указывает:
а) порядковый номер элемента в периодической системе; б) номер
периода; в) номер группы; г) относительная атомная масса?
2.64. Как изменяется в периоде число электронных уровней ато­
мов элемента? Как изменяется в периоде слева направо заряд ядра
атома? Как меняется в периоде радиус атома?
2.65. Как изменяется в группе сверху вниз число электронных
уровней атомов элемента? Как изменяется в группе сверху вниз,
слева направо заряд ядра атома? Какой из этих факторов оказы­
вает более сильное влияние на изменение радиуса атома? Как ме­
няется в группе сверху вниз радиус атома?
25
2.66. Какие свойства атома называют металлическими свойства­
ми? Как металлические свойства атома элемента связаны с радиу­
сом атома? Как металлические свойства атома элемента изменя­
ются в периоде и в группе? Расположите следующие металлы в
порядке увеличения их металлических свойств: а) натрий; б) ли­
тий; в) калий; г) бериллий.
2.67. Какие свойства атома называют неметаллическими свойст­
вами? Как неметаллические свойства атома элемента связаны с
радиусом атома? Как неметаллические свойства атома элемента
изменяются в периоде и в группе? Расположите следующие неме­
таллы в порядке увеличения их металлических свойств: а) хлор;
б) фосфор; в) фтор; г) сера.
2.68. Как основные свойства высшего гидроксида связаны с ме­
таллическими свойствами элемента, образующего этот гидроксид?
Как основные свойства гидроксидов изменяются в периоде и в груп­
пе? Расположите следующие гидроксиды в порядке увеличения их
основных свойств: а) Са(ОН)2; б) КОН; в) Mg(OH)2; г) А1(ОН)3.
2.69. Как кислотные свойства высшего гидроксида связаны с неме­
таллическими свойствами элемента, образующего этот гидроксид?
Как кислотные свойства высших гидроксидов изменяются в периоде
и в группе? Расположите следующие гидроксиды в порядке увеличе­
ния их кислотных свойств: a) H2S04; б) Н3Р 04; в) H3As04; г) НСЮ4.
2.70. Напишите формулы высших оксидов и высших гидрокси­
дов для следующих элементов третьего периода: а) натрия; б) маг­
ния; в) алюминия; г) кремния; д) фосфора; е) серы; ж) хлора. Какие
химические свойства имеют оксиды и гидроксиды, формулы кото­
рых вы написали?
2.71. Для каких элементов характерно образование нелетучих
водородных соединений? Напишите формулы нелетучих водород­
ных соединений для атомов следующих элементов: а) натрия;
б) калия; в) кальция; г) бария. Укажите степень окисления водоро­
да в этих соединениях. Напишите уравнения реакций:
а) NaH + Н20 ->
б) СаН2 + Н20 —>
в) КН + НС1-»
г) ВаН2 + НС1 ->
2.72. Для каких элементов характерно образование летучих водо­
родных соединений? Напишите формулы летучих водородных со­
единений для атомов следующих элементов: а) углерода; б) азота;
в) кислорода; г) фтора; д) хлора.
2.73. Дайте характеристику металлов: а) лития, б) кальция,
в) алюминия по следующему плану:
1) укажите число протонов, электронов и нейтронов в атоме;
2) напишите электронную формулу атома по подуровням
и по квантовым ячейкам, укажите число уровней, число
электронов на внешнем уровне, число неспаренных
электронов, валентность атома;
3) напишите формулы оксида и гидроксида, сравните ос­
новные свойства этого гидроксида со свойствами гидро­
ксидов, образованных элементами — соседями данного
элемента по периодической таблице.
2.74. Дайте характеристику неметаллов: а) углерода, б) фосфора,
в) серы, г) хлора по следующему плану:
1) укажите число протонов, электронов и нейтронов в атоме;
2) напишите электронную формулу атома по подуровням
и по квантовым ячейкам; укажите число уровней, число
электронов на внешнем уровне, число неспаренных
электронов, валентность атома в основном и возбужден­
ных состояниях;
3) напишите формулы высшего оксида и высшего гидро­
ксида, сравните кислотные свойства этого гидроксида со
свойствами гидроксидов, образованных элементами —
соседями данного элемента по периодической таблице;
4) напишите формулы летучих водородных соединений,
образованных этими элементами.
2.75. Почему атомы элементов, расположенных в одной группе,
имеют сходные формулы оксидов, гидроксидов, водородных соеди­
нений, солей? Что общего в электронном строении таких атомов как:
а) натрий и калий; б) магний и кальций; в) углерод и кремний;
г) мышьяк и фосфор; д) хлор и бром. Расскажите о том, как знание
электронного строения атомов элементов объясняет смысл периоди­
ческого закона Д.И. Менделеева.
27
Тестовые задания
2.76. Укажите верное суждение: А) валентность атома равна
числу ковалентных связей, образованных данным атомом; Б) ва­
лентность атома равна числу неспаренных электронов на внешнем
уровне атома в его основном или возбужденных состояниях.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
2.77. Валентность серы может быть равной
1) только II 3) только II и IV
2) только IV 4) только II, IV и VI
2.78. Валентность кислорода может быть равной
1) только II 3) только II и IV
2) только IV 4) только II, IV и VI
2.79. В периоде слева направо
1) электроотрицательность атомов уменьшается
2) сила высших оснований увеличивается
3) неметаллические свойства простых веществ уменьшаются
4) высшая валентность атомов увеличивается
2.80. В периоде слева направо
1) радиус атома уменьшается
2) число электронов на внешнем уровне атома не меняется
3) число электронных уровней увеличивается
4) заряд ядра атома не меняется
2.81. В периоде слева направо
1) радиус атома не меняется
2) число электронов на внешнем уровне атома уменьшается
3) число электронных уровней увеличивается
4) заряд ядра атома увеличивается
28
2.82. В группе сверху вниз
1) радиус атома не меняется
2) заряд ядра атома увеличивается
3) число электронных уровней не меняется
4) число электронов на внешнем уровне атома уменьшается
2.83. В группе сверху вниз
1) электроотрицательность атомов увеличивается
2) металлические свойства простых веществ ослабевают
3) сила высших кислот уменьшается
4) высшая степень окисления атомов увеличивается
2.84. В группе сверху вниз
1) число электронных уровней увеличивается
2) число электронов на внешнем уровне атома увеличива­
ется
3) радиус атома уменьшается
4) заряд ядра атома не меняется
2.85. Летучее водородное соединение элемента, атом которого
содержит 34 протона
1) ЭН 3) ЭН2
2) ЭН3 4) ЭН4
2.84. Атом элемента содержит 33 протона. Кислота, образован­
ная этим элементом в высшей степени окисления
1) Н3Э0 4 3) н э о 2
2) Н2Э04 4) Н2Э03
2.87. Атом элемента содержит 20 протонов. Гидроксид этого эле­
мента
1) ЭОН 3) Э(ОН)3
2) Э(ОН)2 4) Э(ОН)4
2.88. Атом элемента содержит 34 протона. Кислота, образован­
ная этим элементом в высшей степени окисления
1) Н3ЭОэ 3) н э о 3
2) Н2Э04 4) Н2ЭОэ
29
2.89. Наибольшие неметаллические свойства имеет
1) азот
2) сера
3) фосфор
4) кислород
2.90. Наименьшие металлические свойства имеет
1) барий
2) цезий
3) стронций
4) рубидий
2.91. Сила оснований увеличивается в ряду
1) NaOH -> Mg(OH)2 -> А1(ОН)3
2) А1(ОН)3 -> Mg(OH)2 -> NaOH
3) NaOH -> А1(ОН)3 -> Mg(OH)2
4) Mg(OH)2 -> А1(ОН)3 -> NaOH
2.92. Сила кислот увеличивается в ряду
1) Н3Р 0 4 -> H2S 04 -> НСЮ4
2) HC104->H 2S 04->H3P 0 4
3) Н3Р 0 4 -> НСЮ4 -> H2S 04
4) H2S 04^ H 3P 0 4^H C 104
2.93. Основные свойства увеличиваются в ряду
1) NH3 —> РН3 —> AsH3 3) РНз —> AsH3 —> NH3
2) NH3 —> AsH3—> PH3 4) AsH2 —> PH3 —> NH3
2.94. Увеличению радиуса в ряду сходных элементов соответст
вует возрастание
1) металлических свойств
2) силы высших кислородных кислот
3) электроотрицательности атома
4) неметаллических свойств
2.95. Уменьшению радиуса в ряду сходных элементов соответст
вует уменьшение
1) силы высших кислородных кислот
2) силы оснований
3) энергии ионизации атома
4) неметаллических свойств
Ответы на тесты на соответствие дайте в виде последова­
тельности цифр, соответствующих буквам по алфавиту. Циф­
ры в ответе могут повторяться.
2.96. Установите соответствие между элементом и всеми харак­
терными валентностями этого элемента.
Элемент
A) кремний
Б) хлор
B) фосфор
Г) водород
Валентности элемента
1) I
2) II
3) II, IV
4) II, IV, VI
5) III,V
6) I, III, V, VII
2.97. Установите соответствие между всеми характерными ва­
лентностями элемента и элементом, имеющим эти валентности.
Валентности элемента
A) I
Б) II
B) II, IV
Г) II, IV, VI
Элемент
1) фосфор
2) сера
3) кислород
4) хлор
5) углерод
6) фтор
2.98. Установите соответствие между характеристикой элемента,
получаемой из периодической системы элементов, и характеристи­
кой строения атомов этого элемента
Характеристика элемента Характеристика строения
атомов
А) номер группы элемента 1) число электронов атома
Б) номер периода элемента 2) число валентных элек­
тронов атома
В) относительная атомная 3) число нейтронов в ядре
масса элемента атома
Г) порядковый номер 4) заряд атома
элемента
5) среднее значение массовых
чисел изотопов элемента
6) число электронных уров-
ней атома

2.99. Установите соответствие между формулами водородных со­
единений и высших гидроксидов, образуемых элементом, и группой
периодической системы, в которой располагается этот элемент.
Формулы водородных
соединений и высших гидроксидов
Группа
А) ЭН4иН 2Э03 1) I
Б) ЭН2иН 2Э04 2) II
В) ЭНиЭОН 3) IV
Г) НЭиНЭО, 4) V
5) VI
6) VII
2.100. Для группы следующих элементов: кислород, фосфор, алю­
миний, калий установите соответствие между элементом и харак­
теристикой элемента в этой группе элементов.
Элемент Характеристика
А) кислород 1) наиболее типичный металл
Б) алюминий 2) наиболее типичный неметалл
В) фосфор 3) наименее типичный неметалл
Г) калий 4) наименее типичный металл
32
ГЛАВА III
6. Основные виды химической связи
3.1. Дайте определение понятию электроотрицательности. Как
электроотрицательность элемента меняется в периодах и группах
периодической системы элементов? Какой элемент является наибо­
лее электроотрицательным?
3.2. Какой вид химической связи образуется между атомами
элементов, сильно различающихся по электроотрицательности,
например, между типичными металлами, с одной стороны, и ти­
пичными неметаллами, с другой стороны? Среди нижеперечислен­
ных соединений укажите те, в которых имеется ионная связь:
a) H2S 04; б) CuS04; в) Ва(ОН)2; г) HNOs; д) LiOH; е) CH3COONa.
3.3. Какие соединения: основания, кислоты или соли образова­
ны с помощью ионной связи? Почему диссоциация оснований и со­
лей, с одной стороны, и кислот, с другой стороны, происходит по-
разному? Напишите уравнения диссоциации:
Почему диссоциация ортофосфорной кислоты идет ступен­
чато?
3.4. Какой вид химической связи образуется между атомами
элементов с одинаковой электроотрицательностью? Среди ниже­
перечисленных молекул укажите те, в которых имеется ковалент­
ная неполярная связь: a) N2; б) С2Н6; в) Н20; г) Н20 2; д) Cl2; е) H2S 04.
3.5. Какой вид химической связи образуется между атомами
элементов с близкими электроотрицательностями? Среди нижепе­
речисленных веществ укажите те, в которых имеется ковалентная
полярная связь: а) С2Н4; б) K2S 04; в) Н2; г) NaOH; д) НС1; е) F2.
3.4. Какая связь называется ковалентной связью? Какова может
быть кратность ковалентной связи? Как кратность связи связана с
числом общих пар электронов между двумя атомами? Укажите
кратности связей в следующих молекулах: а) Н20 2; б) 0 2; в) С2Н2;
г) ЯСНО; д) NH3; е) N2.
а) A12(S04)3
б) Fe(NQ3)3
в) Ва(ОН)2
г) Н3Р 0 4 ;=
2 N9 6231 33
3.7. Какие связи называют а- и л-связями? Покажите, как пе­
рекрываются атомные орбитали при образовании: а) ст-связи,
б) л-связи. Может ли между двумя атомами существовать: а) од­
на сг-связь без л-связи; б) одна л-связь без о-связи? Сколько а- и
л-связей может быть между двумя атомами? Укажите число а- и
л-связей в следующих молекулах: а) С2Н2; б) С12; в) N2; г) НСООН;
д) NH:j; е) N2.
3.8. Какую связь называют металлической связью? В каких
веществах существует металлическая связь? Какие физические
свойства металлов объясняются наличием в их кристаллических
решетках металлической связи?
3.9. Какую связь называют водородной связью? Между атома­
ми каких элементов образуется водородная связь? Почему только
атом водорода со значительным положительным зарядом способен
образовывать водородную связь? Атомы каких наиболее электро­
отрицательных элементов способны образовывать водородную
связь? Как возможность образования водородной связи влияет на
свойства веществ? Почему вода имеет существенно более высокую
температуру кипения, чем ее химический аналог сероводород?
Сколько водородных связей образует одна молекула воды с други­
ми молекулами воды? Среди нижеперечисленных молекул укажи­
те те, между молекулами которых имеются водородные связи:
a) H2S; б) HF; в) СН3СООС2Н5; г) СН3ОН; д) НС1; е) СН3СООН.
3.10. Расскажите о роли водородных связей при образовании
вторичной структуры белков. Между какими группами полипеп-
тидной цепи возникают водородные связи? Расскажите о роли во­
дородных связей при образовании двойной спирали ДНК. Как
принцип комплементарности связан с образованием водородных
связей? С остатками каких азотистых оснований одной нуклеотид­
ной цепи образуют прочные водородные связи следующие остатки
азотистых оснований другой нуклеотидной цепи: а) аденин; б) гуа­
нин; в) тимин; г) цитозин?
34
Тестовые задания
3.11. С увеличением заряда ядра атома электроотрицательность
атома
1) увеличивается в периоде и уменьшается в группе
2) увеличивается в периоде и увеличивается в группе
3) уменьшается в периоде и уменьшается в группе
4) уменьшается в периоде и увеличивается в группе
3.12. Наиболее электроотрицателен
3.13. Ионная связь образуется между атомами элементов, элек­
троотрицательности которых
1) незначительно отличаются
2) совпадают
3) сильно отличаются
4) практически совпадают
3.14. Укажите два соединения, в каждом из которых есть ионные
связи
3.15. При образовании ковалентной связи по обменному меха­
низму два атома должны иметь соответственно
1 ) неспаренный электрон и неспаренный электрон
2) неспаренный электрон и неподелейную пару электронов
3) свободную орбиталь и непод елейную пару электронов
4) свободную орбиталь и неспаренный электрон
3.14. Ковалентная полярная связь образуется между атомами
элементов, электроотрицательности которых
1) совпадают
2) незначительно отличаются
3) очень сильно отличаются
4) сильно отличаются

 

Ответы к задачам по химии 11 класс Рудзитис from zoner

Категория: Химия | Добавил: Админ (24.04.2016)
Просмотров: | Теги: рудзитис | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar