Тема №5251 Ответы к задачам по химии 2400 (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по химии 2400 (Часть 1) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по химии 2400 (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

1- 1. Приведите символы следующих химических элементов: литий, гелий, кремний, хлор, медь, платина, уран, ксенон.
1- 2. Назовите следующие химические элементы: Не, Вг, В, С, N, Zn, S, Fe.    1
1- 3. Какие из перечисленных признаков характеризуют химические реакции: а) изменение агрегатного состояния индивидуального вещества; б) выделение газа; в).образование осадка; г) изменение 
формы твердого вещества; д) изменение цвета; е) выделение или по-глощение теплоты?
1-4. По каким физическим свойствам можно различить: а) воду и бензин; б) сахар и поваренную соль; в) сероводород и углекислый газ?
1-5. Докажите, что тонко измельченный белый порошок (на-пример, тщательно растертый в ступке), состоящий из сахара и мела, представляет собой смесь.
1-6. Из перечисленных индивидуальных веществ и смесей (или материалов) выпишите названия веществ: бензол, бензин, молочная кислота, молоко, железо, чугун, медь, бронза.
1-7. Среди перечисленных явлений укажите те, которые относятся к химическим: а) горение серы; б) плавление льда; в) радиоактивный а-распад атомов урана ; г) ржавление железа; д) образование инея на деревьях.
1-8. Безводный сульфат меди — белого цвета. При растворении безводного сульфата меди в воде наблюдается разогревание и раствор окрашивается в голубой цвет. Происходит ли при этом физическое или химическое явление? Ответ обоснуйте.
1-9. При добавлении концентрированной серной кислоты к воде происходит сильное разогревание раствора. Обоснуйте, какое явление при этом происходит — химическое или физическое.
1-10. При нагревании кристаллического иода при атмосферном давлении иод не плавится, а сразу переходит в газообразное состояние (сублимируется). Относится ли данное превращение к химическому?
1-11. Имеет ли место химическое превращение при получении кислорода: а) из жидкого воздуха; б) из пероксида водорода; в) из дихромата калия? Ответ обоснуйте.
1-12. Имеет ли место химическое превращение при получении азота: а) из жидкого воздуха; б) из нитрита аммония; в) из дихромата аммония? Ответ обоснуйте.
1-13. В каком случае говорится о физическом явлении и в каком — о химическом: а) при пропускании электрического тока череа водный раствор сульфата меди на аноде выделяется кислород; б) при нагревании холодной ключевой воды из нее выделяется кислород? Ответ поясните.
1-    14. В каком случае говорится о физическом явлении и в каком — о химическом: а) при приливании серной кислоты в водный раствор соды выделяется углекислый газ; б) при нагревании бокала 
13 Глава 1. Предмет химии. Важнейшие понятия и законы химии
с газированным напитком кока-кола из него выделяется углекислый газ? Ответ поясните.
1-15. Какие признаки, сопутствующие радиоактивному пре-вращению, свидетельствуют о том, что это явление — физико-хими-ческое?
1-16. Рассчитайте молярные массы (в г/моль) для: а) бензола;
б)    карбоната кальция; в) перманганата калия; г) пентагидрата сульфата меди.
1-17. Рассчитайте массы: а) двух атомов кальция и б) одной мо-лекулы толуола.
1-18. Рассчитайте абсолютные молекулярные массы для:
а)    H2S04; б) Na2C03 • ЮН20; в) K4[Fe(CN)6].
1-19. Где содержится больше атомов: в 5 г железа или в 3 л гелия (н. у.)?
1-20. Где содержится больше атомов водорода: в 90 г воды или в 80 г метана?
1-21. Сколько атомов азота содержится: а) в 17 моль аммиака;
б)    в 17 г аммиака; в) в 17 л аммиака (н. у.)?
1-22. Одинаковое ли число молекул: а) в 0,5 г азота и 0,5 г метана; б) в 0,5 л азота и 0,5 л метана при одинаковых условиях; в) в смесях 1,1 г С02 с 2,4 г 03 и 1,32 г С02 с 2,16 г 03?
1-23. Чему равна масса 1 м3 воздуха при н. у.?
1-24. Какой объем занимают 29 кг воздуха при н. у.?
1-25. Сколько молекул кислорода находится в 1 м3 воздуха при
н. у.?
1-26. Имеются образцы магния и свинца массой 2 кг каждый. Сколько атомов содержится в каждом образце металла?
1-27. Какой воздух легче: сухой или влажный?
1-28. Установите простейшую формулу химического соединения, зная массовые доли составляющих его элементов: S — 40%, О — 60%.
1-29. Определите простейшую формулу вещества, если известно, что мольная доля в нем Ag = 7,69% , N = 23,08% , Н = 46,15% , О = 23,08%.
1-30. Определите простейшую формулу щавелевой кислоты, если известно, что в 20 г этой кислоты содержится 0,444 г водорода, 5,33 г углерода, остальное — кислород.
1-31. При взаимодействии 6,85 г металла с водой выделилось 1,12 л водорода (при н. у.). Определите этот металл, если он в своих соединениях двухвалентен. 
1-32. При разложении 21 г карбоната двухвалентного металла выделилось 5,6 л оксида углерода (IV) (при н. у.). Установите формулу соли.
1-33. При сгорании металла массой 3 г образуется его оксид массой 5,67 г. Степень окисления металла в оксиде равна +3. Что это за металл?
1-34. В результате сильного нагревания 11,8 г двухосновной кислоты, образованной шестивалентным элементом, выделилось 10 г ангидрида этой кислоты. Определите формулу кислоты.
*1-35. При сжигании 0,05 моль неизвестного простого вещества образовалось 67,2 л (н. у.) газа, который в 2,75 раза тяжелее метана. Установите формулу сжигаемого вещества.
*1-36. При сжигании 0,02 моль некоторого простого вещества образовалось 3,584 л (н. у.) газа, который в 2 раза тяжелее кислорода. Установите формулу сжигаемого вещества.
*1-37. При сжигании 0,1 моль некоторого простого вещества об-разовалось 0,1 моль оксида, массовая доля кислорода в котором равна 43,6% . Плотность паров этого вещества по воздуху равна 7,6. Ус-тановите молекулярную формулу сжигаемого вещества и образую-щегося оксида.
*1-38. В некоторой порции кристаллогидрата сульфата меди (II) содержится 1,204 • 1023 атомов серы и 1,084 • 1024 атомов кислорода. Установите формулу кристаллогидрата и рассчитайте число атомов водорода в этой порции кристаллогидрата.
1-39. Выведите формулу кристаллогидрата сульфата натрия, если известно, что массовая доля кристаллизационной воды в нем равна 55,9%.
1-40. Выведите формулу кристаллогидрата хлорида кобальта (II) красного цвета, если известно, что при прокаливании 20,2 г кристаллогидрата масса уменьшилась на 7,2 г.
*1-41. Широко известный лекарственный препарат — аспирин (ацетилсалициловая кислота) имеет следующий состав: 4,5% водорода, 35,5% кислорода и 60% углерода. Молярная масса аспирина равна 180 г/моль. Установите формулу аспирина и напишите его возможную структурную формулу, учитывая, что в состав аспирина входит бензольное кольцо.
1-42. Какова масса 1 л (н. у.) смеси оксидов углерода (II) и (IV), если объемная доля первого газа составляет 35% ?
1-43. 50 мл смеси оксида углерода (И) и метана были взорваны с 60 мл кислорода. После взрыва и приведения газов к исходным условиям объем их оказался равным 70 мл. Определите содержание оксида углерода (II) в исходной смеси (в % по объему). 
15 Глава 2. Строение атома и периодический закон
1-44. Каких атомов — железа или магния — больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли железа и магния в земной коре равны 5,1% и 2,1% соответственно.
1-45. Каких атомов — азота или меди — больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли азота и меди в земной коре примерно равны между собой и составляют 0,01% .
1-46. Каких атомов — натрия или калия — больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли натрия и калия в земной коре примерно равны между собой и составляют 2,6% .
1-47. Каких атомов — кремния или кислорода — больше в земной коре и во сколько раз? Массовые доли кремния и кислорода в земной коре равны 27,6% и 47,2% соответственно.
*1-48. При действии избытка соляной кислоты на 8,24 г смеси оксида марганца (IV) с неизвестным оксидом Э02, который не реагирует с соляной кислотой, получено 1,344 л газа (н. у.). В ходе другого опыта установлено, что мольное отношение оксида марганца (IV) к неизвестному оксиду равно 3:1. Установите формулу неизвестного оксида и вычислите его массовую долю в смеси.

2-    1. Перечислите опытные факты, накопленные к концу XIX — началу XX столетия, которые указывали на сложное строение атома.
2-    2. Что представляют собой а- и (3-частицы, возникающие при радиоактивном распаде?
2-    3. Перечислите в хронологической последовательности предлагавшиеся учеными модели строения атома, начиная с модели Томсона. Очень коротко сформулируйте суть каждой из моделей.
2-    4. Назовите хотя бы одно экспериментальное подтверждение волновой природы электрона. Кто из ученых впервые высказал идею о двойственной природе электрона?
*2-5. Рассчитайте длину волны де Бройля, которая соответствует электрону с массой 9,1 • 10“31 кг, движущемуся со скоростью 6,5 • 106 м/с.
*2-6. Рассчитайте скорость, с которой должна двигаться а-час- тица с массой 6,64 • 10-27 кг, если ей отвечает длина волны де Бройля А = 1,42 • ИГ3 нм (1нм = 10 9 м).
2-7. Состояние каждого электрона в атоме характеризуется че-тырьмя квантовыми числами — назовите и укажите физический смысл каждого из них.
2-8. Известны четыре стабильных изотопа бария с массовыми числами 135, 136, 137 и 138. Сколько протонов и нейтронов в ядрах каждого из изотопов?
2-9. Назовите изотопы элемента, массовые числа которых от-личаются в полтора и более раза.
2-10. Каков атомный номер и примерная атомная масса элемента, ядро которого состоит из 81 протона и 122 нейтронов? Напишите полное обозначение этого нуклида с указанием химического символа, атомного номера и массового числа.
2-11. Вычислите среднюю относительную атомную массу эле-мента кремния, зная, что он обнаруживается в природных соединениях с таким изотопным содержанием: 92,28% (по массе) 28Si, 4,67% 29Si и 3,05% 30Si.
2-12. Природный таллий представляет собой смесь изотопов гОЗ-,. 205—. тт    „
81Г1 и 81Т1. На основании относительной атомной массы природного таллия, равной 204,38, рассчитайте изотопный состав таллия. 
2-13. Вычислите среднюю относительную атомную массу эле-мента меди, зная, что в природной меди содержится 71,87% (по массе) изотопа 29С11 и 28,13% 29^U •
2-14. Обоснуйте, почему аргон с относительной атомной массой 39,9 располагается в периодической системе перед калием, атомная масса которого меньше Аг (К) = 39,1 (элементы расположил в таблице правильно еще Д. И. Менделеев!).
2-15. Запишите значения всех квантовых чисел для двух электронов, которые находятся на 4в-орбитали.
2-16. Напишите наборы всех четырех квантовых чисел для каждого из электронов, которые находятся на Зр-орбиталях: 

 
2-17. На каком энергетическом уровне и на какой орбитали может находиться электрон, для которого п = 3и! = 1? Какую форму имеет искомая орбиталь (другими словами — какова форма электронного облака, занимающего искомую орбиталь)?
2-18. Напишите электронные конфигурации в основном со-стоянии следующих элементов: С, Al, Fe, La.
2-19. Почему в группы лантаноидов и актиноидов входит по 14 элементов?
2-20. Запишите электронные конфигурации в основном состоя-нии атомов хрома и меди. Почему в учебниках можно встретить рас-суждения об «аномалиях» в распределении электронов для этих атомов?
2-21. Какова электронная конфигурация атома кремния в ос-новном состоянии? Сколько электронных пар имеется в атоме кремния, какие орбитали они занимают? Сколько в нем неспаренных электронов, какие орбитали они занимают?
2-22. Напишите электронную конфигурацию атома кремния в первом возбужденном состоянии. Сколько электронных пар имеется в таком атоме кремния, какие орбитали они занимают? Сколько в нем неспаренных электронов, какие орбитали занимают такие электроны?
*2-23. Сколько электронов и протонов содержат следующие ча-стицы: а) нитрат-ион N03; б) катион Fe2+; в) молекула NH3? 
27 Глава 2. Строение атома и периодический закон
*2-24. Сколько электронов и нейтронов содержат следующие ча-стицы: а) перманганат-ион Мп04 ; б) катион NH4 ; в) молекула S02?
2-25. Какой инертный газ и ионы каких элементов имеют оди-наковую электронную конфигурацию с частицей, возникающей в ре-зультате удаления из атома фосфора всех валентных электронов?
2-26. Электронная конфигурация атома гелия совпадает с элек-тронными конфигурациями нескольких ионов. Приведите три таких иона. Ответ мотивируйте.
2-27. Напишите уравнение реакции образования соединения, в состав которого входят только ионы с конфигурацией внешних электронов 2s22p6.
2-28. Могут ли электроны иона Са2+ находиться на следующих орбиталях: a) 3s; б) 2d; в) 4р? Ответ мотивируйте.
2-29. Могут ли электроны иона Mg2+ находиться на следующих орбиталях: a) 2s; б) 3f; в) 4d? Ответ мотивируйте.
2-30. Изотоп стронция 90Sr испускает (3-частицы. Изотоп какого элемента образуется в результате этого процесса? В свою очередь, образовавшийся изотоп также испускает (3-лучи. К образованию какого элемента приводит последний процесс?
210
2-31. Радиоактивный изотоп висмута 83Bi испускает (3-частицы. Образующийся при этом изотоп нового элемента испускает а-ча- стицы. Напишите уравнения радиоактивных превращений.
2-32. Вставьте пропущенные номера и нуклонные числа:
а)    “С —*N + _?Р;
б)    88Ra —222Кп + 2Не •
*2-33. Первым из трансурановых элементов был получен изо- 239
топ нептуния 93Np . Этот изотоп удалось получить в 1940 г. Э. М. Мак-миллану и П. X. Абелсону следующим образом. Сначала бомбарди-ровкой урана-238 атомами дейтерия высокой энергии им удалось получить изотоп урана-239, который, самопроизвольно испуская
3-    частицы, давал изотоп нептуния-239. Напишите уравнения происходивших ядерных реакций.
2-34. Период полураспада свинца с массовым числом 210 равен 19,7 года. Спустя какое время после получения образца этого изотопа в нем останется 1/10 его исходной массы? 

 
2-35. Период полураспада радия 88Ra равен 1590 лет. Чему
равно значение константы скорости распада (постоянной распада)? Какая часть радия распадается за один год?
2-36. Приведите примеры использования изотопов для выяснения механизма органической реакции или решения медицинских проблем.
2-37. Изотоп 83Rb имеет период полураспада 86,2 дня. 4 г этого изотопа прореагировали со взрывом с избытком воды. Каков период полураспада рубидия в образовавшемся соединении? Ответ обоснуйте.
*2-38. В результате археологических раскопок стойбищ самых древних поселений были найдены многочисленные образцы органи-ческих материалов, древесного угля и других углеродсодержащих веществ. Для определения «возраста» этих предметов был использован метод геохронологии (см. задачу 2-12 раздела § 2.1). Было установлено, что обнаруженные предметы дают 4,4 распадов атомов углерода-14 в минуту в расчете на 1 г углерода. Определите возраст древних поселений (необходимые данные см. в задаче 2-12).
9
*2-39. Рассчитайте дефект массы изотопа бериллия 4Ве и энергию связи, приходящуюся на один нуклон в ядре бериллия.
*2-40. Энергия связи, приходящаяся на один нуклон в ядре изо- 3 5
топа хлора 17С1, равна 8,5 МэВ • нуклон-1. Рассчитайте дефект массы изотопа хлора-35.
2-41. Приведите примеры изотопов, способных участвовать в реакциях ядерного деления или ядерного синтеза (см. рис. 2.2).
2-42. Перечислите наиболее важные металлические свойства. В какой части периодической системы располагаются элементы с ме-таллическими свойствами? Какие из перечисленных ниже элементов являются металлами, металлоидами или неметаллами: калий, мышьяк, алюминий, ксенон, бром, кремний, фосфор.
2-43. В статье «Химия», опубликованной в девятом издании Британской энциклопедии (вышедшем в 1878 г.), Армстронг пишет, что Менделеев недавно предложил приписать урану атомный вес 240 вместо старого значения 120, которое было установлено для урана Берцелиусом; автор статьи отдает предпочтение величине 180. Менделеев был прав. Точная формула урановой смолки — уранита, важной руды урана, — имеет вид U3Og. Какую формулу принимали для урановой смолки а) Берцелиус и б) Армстронг?

3-    1. Назовите условия возможного соединения атомов элементов с образованием ионной связи. Приведите примеры двух соединений с ионной связью.
3-    2. В каких из перечисленных ниже соединений присутствуют ионные связи: RbCl, MgCl2, Са(ОН)2, А1(ОН)3, BaS04, Fe(N03)2,
KN03?
3-    3. Приведите по два примера соединений: а) с полярной; б) с не-полярной ковалентной связью.
3-    4. Приведите примеры четырех неполярных соединений, имеющих полярные ковалентные связи.
3-5. Приведите формулы трех соединений, имеющих одновременно ионную и ковалентную связи.
3-6. Мерой чего является электроотрицателъностъ (ЭО) элемента? Укажите, какой элемент обладает наибольшей ЭО.
3-7. Исходя из значений ЭО элементов, определите степень ионности связей (в %) в иодидах щелочноземельных металлов от бериллия к барию. Каков характер связей в каждом из иодидов?
3-8. Исходя из значений ЭО элементов, определите степень ионности (в %) связей в следующих оксидах: MgO, А1203, Si02, Р205. Каков характер связей в каждом из оксидов?
3-9. В чем заключается суть донорно-акцепторного механизма образования ковалентной связи? В каких из перечисленных ниже соединений присутствуют связи, образованные по этому механизму: СС14, NH4N03, А1(ОН)3, К[А1(ОН)4], AgCl, [Ag(NH3)2]OH, Fe804?
3-10. Назовите элемент-донор и элемент-акцептор в каждом из пе-речисленных ниже соединений: a) K[Cr(OH)4J; 6)NH4C1; B)NH8 • BF3;
г)    [CU(NH8)2]C1.
38    2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы    
1.    Теоретические основы химии
3-    11. Назовите центральный атом и координационное число в каждом из перечисленных ниже комплексных соединений:
а)    К[А1(ОН)4]; б) К3 [Fe(CN)6]; в) Na{Ag(CN)2]; г) [Cu(NH3)4](OH)2.
3-    12. Перечислите элементы, наиболее склонные к образованию водородных связей.
3-    13. Приведите не менее пяти примеров образования водород-ных связей.
3-    14. Назовите главные характеристики атомов элементов, склонных к образованию металлической связи.
3-    15. Можно ли кусок металла рассматривать как одну большую молекулу?
3-    16. Объясните различие в значениях энергии диссоциации (D) молекулы N2 и молекулярного иона N2 , которые составляют соответственно 945 и 840 кДж/моль. Какова кратность связей в каждом из этих соединений?
3-    17. Объясните различие в значениях D молекулы F2 и моле-кулярного иона F2 , которые составляют соответственно 151 и
355 кДж/моль. Какова кратность связей в каждом из этих соединений?
3-    18. Рассчитайте кратность связей для частиц 02, 02 и 02.
У какой из этих частиц наибольшая и наименьшая энергия диссоциации?
*3-19. Как известно, молекула 02 парамагнитна (содержит два неспаренных электрона), при этом кратность связи в ней равна 2. Дайте объяснение этим фактам в рамках теории МО.
*3-20. Рассчитайте кратность связей (К) в молекуле СО и в моле-кулярном ионе СО+. У какой из этих частиц энергия разрыва связей больше?
*3-21. Энергия разрыва связей в ряду молекул С12, Вг2,12 уменьшается (239, 192 и 149 кДж/моль соответственно). Из общей закономерности выпадает значение энергии диссоциации молекулы F2 (151 кДж/моль). Дайте объяснение этим фактам.
*3-22. Чем объясняется: а) почему существует молекулярный
ион Не2 и не существует молекулы Не2; б) почему существует ион NH4 и не существует ион СН5 ?
39 Глава 3. Химическая связь, строение и свойства молекул
3-    23. Чему равна энергия кванта: а) желтого света с длиной волны 589 нм; б) фиолетового света с длиной волны 400 нм? Можно ли с помощью того или другого света разорвать химическую связь в молекуле С12 (см. задачу 3-21)?
3-    24. Можно ли с помощью зеленого света с длиной волны 500 нм добиться диссоциации молекулярного иода в газовой фазе на атомы?
3-    25. Напишите структурные формулы иона аммония, молекулы пероксида водорода.
3-    26. Напишите структурные формулы оксидов углерода (IV)
и (II).
3-    27. Напишите структурные формулы фосфата, гидрофосфата и дигидрофосфата кальция.
3-    28. Напишите структурные формулы следующих солей калия: перхлората, хлората, гипохлорита и хлорида.
3-    29. Приведите не менее пяти примеров молекул, в которых численные значения степени окисления атома и его валентность не совпадают.
3-    30. Почему для элементов Р, S и С1 максимальная валентность в их соединениях совпадает с номером группы периодической системы, а для элементов N, О и F она меньше номера группы?
3-    31. Определите степени окисления элементов в следующих соединениях: а) К2Сг207; б) Са(ОС1)2; в) СаОС12; г) ВаНР04;
д)    NH4N03.
3-    32. Обоснуйте, какие значения валентности могут проявлять в своих соединениях элементы: фтор, иод, теллур, кислород, криптон.
3-    33. Приведите структурные формулы 3-хлорбензойной кис-лоты и гидроксокарбоната меди (II). Укажите валентности и степени окисления всех элементов.
3-    34. Приведите структурные формулы 4-нитрофенола и гидросульфата аммония. Укажите характер химических связей в каждом из соединений, валентности и степени окисления элементов.
3-    35. Опишите пространственную структуру молекул: BF3, NH3, H2S, ZnBr2.
3-    36. В какой из молекул — Н20, H2S или H2Se — и почему угол между валентными связями больше всего отклоняется от 90° ? 
3-    37. Как и почему изменяется значение угла в вершинах пира-мидальных молекул при переходе от NH3 к AsH3?
3-    38. На основании каких фактов можно сделать выбор между плоскостной и пирамидальной моделью при определении пространственной структуры молекул BF3 и NF3?
*3-39. По данным спектроскопического эксперимента межъядерные расстояния в молекуле NF3 равны: r(N — F) = 0,137 нм, r(F — F) = = 0,213 нм. Определите, какую геометрическую фигуру образуют ядра атомов в этой молекуле. Установите тип гибридизации центрального атома.
*3-40. Известны межъядерные расстояния в молекуле NC13: r(N — Cl) = 0,176 нм, r(Cl — Cl) = 0,283 нм. Определите, какую геометрическую фигуру образуют ядра атомов в этой молекуле. Установите тип гибридизации центрального атома.
3-    41. Какой тип гибридизации орбиталей атома кремния пред-шествует образованию молекул силана и тетрагалогенидов кремния? Какова их пространственная структура и каковы значения их валентных углов?
3-    42. Углеводород имеет структурную формулу:
сн3—с=с—С=СН2
СН3
Укажите тип гибридизации атомных орбиталей каждого атома углерода.
3-    43. Дипольный момент молекулы НВг равен 2,6 • 1(Г30 Кл • м. Рассчитайте длину диполя молекулы бромоводорода.
3-    44. Длина диполя молекулы НС1 равна 0,219 нм. Рассчитайте дипольный момент молекулы хлороводорода.
3-    45. Какова пространственная структура молекул С02 и CS2, дипольные моменты которых равны нулю?
3-    46. Можно ли предположить, что молекула S02 обладает ли-нейной структурой, учитывая ее полярный характер (дипольный момент молекулы равен 5,4 • Ю-30 Кл • м)? 4
3-    47. Длины диполей молекул H2S и NH3 равны соответственно 0,019 и 0,0308 нм. Какая из молекул более полярна?
3-    48. Вычислите разности относительных электроотрицательностей обеих связей в молекуле НОС1 и определите, какая из них характеризуется большим процентрдендняости. „

4-    1. Может ли абсолютная температура иметь отрицательное значение?
4-    2. У какого из соединений температура плавления ниже: а) Вг2 или 12; б) NaF или KF?
4-    3. У какого из соединений температура кипения выше: a) LiCl или СС14; б) С4Н9ОН или С4Н10?
4-    4. Температуры кипения BFg, ВС13, ВВг3 и В13 соответственно равны 172, 286, 364 и 483 К. Объясните наблюдаемую закономерность.
4-    5. У какого из изомерных соединений — бутана или метил- пропана — температура кипения выше?
4-    6. Температуры кипения в ряду галогеноводородов HF, НС1, НВг, Ш соответственно имеют значения 293, 188, 206, 222 К. Дайте объяснение приведенным фактам.
4-    7. Приведите не менее трех примеров образования кислот из двух жидких веществ.
4*8. Приведите не менее трех примеров образования кислот из твердого и жидкого вещества.
4-    9. Приведите не менее трех примеров образования кислот из газообразного и жидкого вещества.
4-    10. Приведите не менее трех примеров образования соли из двух газообразных веществ.
4-    11. Как меняется температура плавления в ряду соединений Cdl2 —► CdBr2 —► CdCl2 —► CdF2, если это изменение обусловлено поляризационным эффектом?
4-    12. График на рис. 4.3 показывает, каким образом изменяются температуры кипения гидридов элементов при прохождении сверху вниз Объясните закономерности изменения температур кипения этих соединений.
4-    13. Дайте определение идеального газа. Назовите те из реальных газов, которые в наибольшей степени отвечают требованиям идеального газа.
4-    14. Что представляет собой универсальная газовая постоянная? Каков ее физический смысл?
4-    15. Сформулируйте главные признаки плазменного состояния вещества. Приведите примеры существования плазмы в природных или лабораторных условиях.
4-    16. Перечислите свойства стекол, которые не позволяют отнести их строго ни к твердым, ни к жидким веществам.
4-    17. Перечислите свойства жидких кристаллов, позволяю-щие отнести их как к жидкостям, так и к кристаллам (об этом говорит само их название). Приведите примеры использования жидких кристаллов.
4-    18. При электроискровом распылении золота образуются частицы со средним диаметром 0,05 мкм. Сколько атомов золота содер-жится в каждой такой частице, если плотность золота составляет
19,3    г/см3?
4-    19. На сколько понизилось давление кислорода в баллоне вместимостью 100 л, если из него откачали 3 кг газа? Температура газа 17 °С оставалась постоянной.
4-    20. Температура на улице минус 13 °С, в помещении — плюс 22 °С. На сколько изменится давление в газовом баллоне, если бал-лон внести в помещение? В помещении манометр на баллоне показал
1,5    МПа.
4-    21. В баллоне вместимостью 100 л при н. у. содержится 178,3 г одноатомного газа. Определите относительную молекулярную массу этого газа. Назовите этот газ.
4-    22. Плотность оксида углерода равна 1,165 г/л при давлении 1 атм и температуре 20 °С. Установите формулу оксида.
4-    23. Плотность некоторого углеводорода равна 2,34 г/л при давлении 1,3 атм и температуре 25 °С. Установите формулу углеводо-рода.
4-    24. Определите плотность этаналя при выбранных вами условиях.
4-    25. Определите плотность этанола при выбранных вами условиях.
4-    26. Определите плотность метанола при выбранных вами условиях. 
4-    27. Какой из галогеноводородов находится в смеси с азотом, если известно, что при нормальном атмосферном давлении и 70 °С плотность смеси составляет 0,886 г/л?
4-    28. Рассчитайте объем и радиус атома кальция, исходя из. предположения, что атомы имеют форму шара. Плотность кальция равна 1,55 г/см3. Объем шаров составляет 74% от общего объема.
4-    29. Рассчитайте объем и радиус атома магния, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара, а объем шаров составляет 74% от общего объема. Плотность магния равна 1,74 г/см3.
4-    30. Рассчитайте объем и радиус атома натрия, исходя из предположения, что атомы имеют форму шара, а объем шаров составляет 68% от общего объема. Плотность натрия равна 0,97 г/см3.
4-    31. Назовите не менее трех металлов, способных плавать на поверхности воды.
4-    32. Назовите не менее трех металлов, находящихся в жидком состоянии при 30 °С.
4-    33. Объясните, почему ионные соединения более устойчивы в виде кристаллических решеток, а не в газообразном состоянии.
*4-34. На рис. 4.4 показана фазовая диаграмма оксида углерода (IV). Она подобна фазовой диаграмме воды (см. рис. 4.2), но отличается от нее двумя важными особенностями. Охарактеризуйте эти особенности и сформулируйте следствия, вытекающие из указанных особенностей.
*4-35. Иней может образовываться двумя способами: либо из росы, либо непосредственно из влажного воздуха. Руководствуясь фа-

 
зовой диаграммой воды (рис. 4.3), обоснуйте условия образования инея в первом и во втором случаях.
*4-36. Ученик уронил и разбил ртутный термометр. Давление насыщенного пара ртути при 20 °С составляет 0,16 Па. Если разлитое не убрано сразу, какая масса ртути будет содержаться в 1 см3 воздуха при этой температуре?
4-    37. Дайте определение понятию изоморфизм и приведите примеры изоморфных соединений.
4-    38. Дайте определение понятию полиморфизм и приведите примеры полиморфного соединения.
4-    39. Объясните смысл термина аллотропия. Приведите при-меры аллотропов не менее чем для трех элементов.
4-    40. Сколько всего типов кристаллических решеток известно для кристаллических веществ? На какие классы подразделяются, в свою очередь, все типы решеток?
*4-41. В металлических структурах атомы металлов существуют либо в гексагональной плотной упаковке (ГПУ), либо в гране-центрированной кубической упаковке (ГКУ), либо в объемно-цент-рированной кубической упаковке (ОЦКУ). Отнесите каждый из пере-численных ниже металлов к соответствующему виду упаковки: магний, кальций, барий, натрий, цинк, алюминий, железо, титан.
4-    42. Кристаллы металлической меди имеют гранецентрированную кубическую элементарную ячейку, в которой находятся четыре атома меди. С помощью рентгеновской дифракции установлено, что длина ребра этой элементарной ячейки составляет 0,361 нм. Плотность меди равна 8,920 г/см3, ее относительная атомная масса равна 63,54. На основании этих данных рассчитайте число Авогадро.
4-    43. Приведите не менее четырех примеров ионных кристаллических структур.
4-    44. Кристаллы солей легко дают трещины под действием деформирующей силы, а металлы при этом изменяют форму, не давая трещин. Объясните это различие.
*4-45. Для оценки среднего расстояния d между молекулами или атомами в веществе можно использовать простую модель, согласно которой каждая молекула (атом) движется внутри куба с ребром d. Найдите значения d при нормальных условиях для: а) идеального газа; б) воды; в) титана. Необходимые для расчетов значения плотности веществ возьмите из справочной литературы.
4-    46. Приведите не менее четырех примеров кристаллических веществ, имеющих молекулярные структуры. 

4-    47. Приведите не менее четырех примеров кристаллов, имеющих макромолекулярные (атомные) структуры.
4-    48. Сравните температуры плавления кристаллов с молекулярной и атомной структурой.
4-    49. Какое вещество — алмаз или графит — обладает большей плотностью и почему?
4-    50. Можно ли кусочек металла или алмаза рассматривать как одну большую молекулу?
*4-51. Плотность газообразного гелия равна 0,17847 г/л при нормальных условиях (температура 273,15 К, давление 101,33 кПа). Вычислите молярные объемы гелия и идеального газа при нормальных условиях. (Универсальная газовая постоянная R = = 8,3144 ДжДмоль • К)). Различие между реальным и идеальным молярными объемами гелия вызвано тем, что в модели идеального газа частицы считаются точками, а атомы гелия имеют конечный размер (межатомным взаимодействием в гелии можно пренебречь). Исходя w этого различия, оцените объем и радиус атомов гелия, считая, что они имеют шарообразную форму (постоянная Авогадро АА = 6,0221 • 1023 моль'1).

5-    1. Почему при протекании химических реакций обязательно выделяется или поглощается энергия?
5-    2. Объясните смысл термина «система».
5-    3. В зависимости от способности системы к обмену энергией и веществом с окружающей средой различают три типа систем: изолированная, закрытая и открытая. Объясните смысл каждой из систем.
5-    4. Перечислите известные вам формы энергии.
5-    5. Сформулируйте первый закон термодинамики.
5-    6. Запишите математическое соотношение, определяющее первый закон (начало) термодинамики.
5-    7. В каких единицах выражаются величины, входящие в со-отношение первого начала термодинамики?
5-    8. Дайте определение теплового эффекта химической реак-ции. В как!^с единицах обычно выражают тепловой эффект реакции?
5-    9. Укажите, чем термохимические уравнения отличаются от химических.
5-    10. Дайте определение теплоты образования и энтальпии образования химического соединения при стандартных условиях.
5-    11. Чему равны стандартные энтальпии образования всех простых веществ, находящихся в стандартных состояниях?
5-    12. Почему необходимо сравнивать энтальпии образования веществ (теплоты образования) при стандартных условиях?
5-    13. В результате протекания химической реакции работа выполняется над системой. Приобретает или теряет в этом случае сис-тема энергию?
5-    14. В результате протекания химической реакции система в целом теряет энергию. Каково будет при этом изменение внутренней энергии системы AU (положительное или отрицательное)?
5-    15. Что представляет собой внутренняя энергия системы?
*5-16. Известно, что для химических реакций, в которых участвуют только твердые и (или) жидкие вещества, численные значения изменения энтальпии и изменения внутренней энергии примерно одинаковы (АН ~ AU). Дайте объяснение этому факту.
5-    17. Применим ли первый закон термодинамики и закон Гесса к биологическим системам?
5-    18. Единицей измерения энергии в системе СИ является джоуль. Однако до сих пор наряду с джоулем широко используется внесистемная единица — калория (килокалория). Обратите внима- 
ние, как часто используется, например, выражение «калорийность продуктов». Как связаны между собой джоуль и калория?
5-    19. Все мы поглощаем энергию в виде пищи и напитков. По сравнению с этим энергия, поступающая в наши тела в виде теплоты (когда мы сидим у огня или, например, пьем горячий чай), пренебре-жимо мала. Рассчитайте, какое количество энергии мы поглощаем, съедая 100 г белого хлеба (в нем содержится » 50 г углеводов, = 8 г белков, = 2 г жиров и около 40 г воды). Калорийность углеводов, белков и жиров составляет соответственно 3,8; 4,1 и 9,1 ккал/г.
5-    20. Девушка, соблюдающая фигуру, съела шоколада в 2 раза больше ее обычной ежедневной нормы (9200 кДж). Сколько времени ей придется: а) стирать белье (540); б) ездить на велосипеде (920);
в)    бегать трусцой (2100), чтобы компенсировать энергетические излишества? В скобках — энергетические затраты организма
АЯсгораниявкДЖ/4-
5-    21. Пользуясь справочниками, приведите по два примера термохимических уравнений экзотермических и эндотермических реакций.
5-    22. Каков физический смысл стехиометрических коэффициентов в термохимических уравнениях?
5-    23. Могут ли стехиометрические коэффициенты в термохимическом уравнении иметь дробные значения?
5-    24. При стандартных условиях теплота сгорания водорода в кислороде равна 286,2 кДж/моль, а теплота сгорания водорода в озоне равна 333,9 кДж/моль. Чему равна теплота образования озона из кислорода при стандартных условиях?
5-    25. При стандартных условиях теплота полного хлорирования графита равна 103,3 кДж/моль, а теплота полного хлорирования алмаза равна 105,6 кДж/моль. Чему равна теплота превращения графита в алмаз при стандартных условиях?
5-    26. При стандартных условиях теплота полного бромирова- ния белого фосфора равна 229,1 кДж/моль, а теплота бромирования красного фосфора равна 212,3 кДж/моль. Чему равна теплота превращения красного фосфора в белый при стандартных условиях?
5-    27. Теплота сгорания ромбической серы КН°2$% (сгорания)
- -296,8 кДж/моль. Рассчитайте: а) какое количество теплоты выделится при сгорании 64 г серы ромбической при стандартных условиях; б) сколько литров кислорода (н. у.) вступит в реакцию сгорания, если при этом выделяется 59,36 кДж теплоты?
5-    28. При сгорании 2 моль этилена в кислороде выделилось 2822 кДж теплоты. Определите теплоту образования этилена, если 
63 Глава 5. Изменения энергии в химических реакциях
стандартные теплоты образования С02 и Н20 равны 393 кДж/моль и 286 кДж/моль соответственно.
5-    29. Даны три уравнения химических реакций:
Н2(г) + 1/202(Г) = Н2°(ж) + 68>3 ККаЛ«
СаО(тв) + Н20(ж) = Са2+(водн) + 20Н-(водн) + 19,5 ккал,
Са(тв) + 2Н2°(Ж) = Са2+(водн) + 20Н"(водн) + Н2(г) + 109 КкаЛ-
Определите тепловой эффект реакции
С&(тв) +1/2 °2(г) Са0(тв) + Q-
5-    30. Какая из написанных ниже реакций и почему отвечает теплоте образования N0 в стандартных условиях (ДЯ298):
a)    1/2N2 + О = N0; б) N + 1/202 = N0; в) 1/2N2 + 1/202 = N0?
5-    31. Какие из нижеприведенных реакций являются эндотер-мическими:
а)    1/2N2 + 02 = N02; ДЯ298= 33,5 кДж/моль,
б)    1/2N2 + 3/2Н2 = NH3; ДЯ298 = -46 кДж/моль,
в)    1/2N2 + 1/202 = N0; ДЯ298 = 90 кДж/моль,
г)    Н2 + 1/202 = Н20; ДЯ298 = -246 кДж/моль?
5-    32. Сколько энергии надо затратить для разложения 9 г воды на водород и кислород в стандартных условиях?
5-    33. Рассчитайте теплоту перехода графита в алмаз, если известно, что теплота образования С02 из графита ДЯ298 = -393,5 кДж/моль,
а из алмаза ДЯ298 = -395,4 кДж/моль.
5-    34. Энергия диссоциации Н2, С12 и энтальпия образования НС1 соответственно составляют 436, 243 и -92 кДж/моль. Рассчитайте энергию связи Н — С1.
5-    35. Исходя из термохимических уравнений реакций КС103 КС1 + 3/202; ДН298 = -49,4 кДж/моль;
КС104 —► КС1 + 202; ДЯ|98 = 33 кДж/моль, рассчитайте ДЯ|98 реакции
4КС103 —► ЗКС104 + КС1. 

 
5-    36. Как известно, высокотемпературное пламя ацетиле-но-кислородных горелок широко используется для сварки и резки металлов. Можно ли для аналогичных целей использовать пламя ме-тано-кислородной горелки? Рассчитайте, в какой из двух указанных типов горелок и во сколько раз выделится больше теплоты при сгорании одинаковых объемов ацетилена и метана. Теплоты образования СН4, С2Н2, С02 и Н20 равны +75, -230, +393, +286 кДж/моль соответственно.
5-    37. Тонкоизмельченную смесь алюминия и железной окалины (Fe304), часто называемую термитом, применяют для сварки металлических изделий, поскольку при поджигании термита выделяется большое количество теплоты и развивается высокая температура. Рассчитайте минимальную массу термитной смеси, которую необходимо взять для того, чтобы выделилось 665,3 кДж теплоты в процессе алюмотермии, если теплоты образования Fe304 и А1203 равны 1117 кДж/моль и 1670 кДж/моль соответственно.
*5-38. Максимальная механическая работа, которая может быть совершена человеком в результате окисления 2 г фруктозы кислородом, равна 13 кДж (с учетом КПД живого организма). При этом выделяется теплота, равная 19,2 кДж. Какая масса фруктозы должна окислиться в организме, чтобы человек мог поднять груз массой 20 кг на высоту два метра 25 раз и сколько при этом он потеряет энергии?
5-    39. Определите теплоту образования XeF4 из простых ве-ществ, если известно, что энергия связи Хе — F в этом соединении равна 130 кДж/моль, а энергия связи F—F равна 158 кДж/моль.
*5-40. 48 г минерала, содержащего 46,7% железа и 53,3% серы по массе, сожгли в избытке кислорода, а твердый продукт сгорания прокалили с 18,1 г алюминия. Какое количество теплоты выделилось в результате каждого из этих процессов, если известно, что реакции проводились при постоянной температуре, а теплоты образования при данной температуре равны: сульфида железа 174 кДж/моль, оксида железа (III) 824 кДж/моль, оксида серы (IV) 297 кДж/моль, оксида алюминия 1675 кДж/моль?
5-    41. 57,6 г минерала, содержащего 66,7% меди и 33,3% серы по массе, сожгли в избытке кислорода, а твердый продукт сгорания прокалили с 15,4 г алюминия. Какое количество теплоты выделилось в результате каждого из этих процессов, если известно, что реакции проводились при постоянной температуре, а теплоты образования прц данной температуре равны: сульфида меди 53 кДж/моль,
оксида меди (II) 165 кДж/моль, оксида серы (IV) 297 кДж/моль, оксида алюминия 1675 кДж/моль.
5-    42. При сжигании паров этанола в кислороде выделилось
494,2    кДж теплоты и осталось 19,7 л непрореагировавшего кислорода (измерено при давлении 101,3 кПа и температуре 27 °С). Рассчитайте массовые доли компонентов в исходной смеси, если известно, что теп-лоты образования оксида углерода (IV), паров воды и паров этанола со-ставляют 393,5 кДж/моль, 241,8 кДж/моль и 277,0 кДж/моль соот-ветственно.
5-    43. При сжигании паров этилацетата в кислороде выдели-лось 410,9 кДж теплоты и осталось 12,2 л непрореагировавшего кис-лорода (измерено при давлении 105 кПа и температуре 35,3 °С). Рассчитайте массовые доли компонентов в исходной смеси, если из-вестно, что теплоты образования оксида углерода (IV), паров воды и паров этилацетата составляют 393,5 кДж/моль, 241,8 кДж/моль и 486,6 кДж/моль соответственно.
5-    44. При сжигании паров этаналя в кислороде выделилось
441,7    кДж теплоты и осталось 14,96 л непрореагировавшего кислорода (измерено при давлении 102 кПа и температуре 33 °С). Рассчитайте массовые доли компонентов в исходной смеси, если известно, что теплоты образования оксида углерода (IV), паров воды и паров этаналя составляют 393,5 кДж/моль, 241,8 кДж/моль и 166,4 кДж/моль соответственно.
5-    45. Приведите определение молярных энтальпий плавления и испарения.
5-    46. Сформулируйте эмпирическое правило Трутона и выразите его в математическом виде. Пользуясь этим правилом, рассчитайте температуру кипения четыреххлористого углерода, если известно, что молярная теплота испарения СС14 составляет 30 кДж/моль.

6-    1. Как называется раздел химии, изучающий скорости и ме-ханизмы химических реакций? •
6-    2. В каких единицах выражается: а) скорость и б) константа скорости химической реакции?
6-    3. Какие уравнения называют кинетическими?
6-    4. Какова размерность константы скорости: а) для реакций первого и б) второго порядка?
6-    5. Может ли скорость реакции иметь отрицательное значе-ние? Что означает знак «минус» в выражении (6.1)?
6-    6. Как формулируется основной постулат химической кинетики? Каков физический смысл константы скорости реакции?
6-    7. Может ли порядок реакции быть нулевым, дробным, отрицательным? Можно ли его предсказать заранее?
6-    8. Какие экспериментальные данные необходимы для опре-деления порядка реакции?
*6-9. Для реакции между веществами А и В было проведено че-тыре измерения начальной скорости реакции при различных исходных концентрациях реагентов:
Опыт    Концентрация, моль • л 1    Начальная скорость, моль • л 1 • с 1
    А    В    
1    0,5    1,0    2,0
2    0,5    2,0    8,0
3    1,0    3,0    36
4    2,0    3,0    72


Каков порядок реакции по реагентам А и В в отдельности? Напишите кинетическое уравнение реакции. Рассчитайте константу скорости.
*6-10. Вещества D и С участвуют в реакции второго порядка. Начальная концентрация обоих веществ 0,4 моль • л-1. Чему равна константа скорости этой реакции, если ее начальная скорость
6,4    • 10-4 моль • л-1 * с-1?
6-    11. Поясните термин «молекулярность» реакции. Может ли молекулярность реакции: а) принимать дробные значения; б) превышать численное значение 3?
6-    12. За месяц до начала занятий в школе лаборант приготовил водный раствор пероксида водорода с концентрацией 0,3 моль/л и оставил колбу с раствором на открытой полке. Первого сентября учитель химии готовил демонстрационный опыт и обнаружил, что кон-центрация Н202 в колбе уменьшилась вдвое. Рассчитайте среднюю скорость реакции разложения пероксида водорода.
6-    13. Как изменится скорость образования оксида азота (IV) в соответствии с реакцией: 2NO + 02 = 2N02, если давление в системе увеличить в 3 раза, а температуру оставить неизменной?
6-    14. Кинетические измерения показали, что скорость реакции 2NO + 02 = 2N02 описывается уравнением:
о2*
Определите, в каком молярном отношении надо ввести N0 и 02 в ре-акцию, чтобы скорость реакции была максимальной.
6-    15. Во сколько раз нужно увеличить давление, чтобы скорость образования Ж>2 по реакции 2N0 + 02 = 2N02 возросла в 1000 раз?
6-    16. Рассчитайте среднюю скорость химической реакции С02 + Н2 = СО + Н20, если через 80 с после начала реакции молярная концентрация воды была равна 0,24 моль/л, а через 2 мин 7 * стала равна 0,28 моль/л.
6-    17. В результате некоторой реакции в единице объема в единицу времени образовалось 3,4 г аммиака, в результате другой реак-ции при тех же условиях образовалось 3,4 г фосфина. Какая из реакций идет с большей скоростью?
6-    18. В результате некоторой реакции в единице объема в единицу времени образовалось 12,15 г бромоводорода, в результате дру-гой реакции при тех же условиях образовалось 12,8 г иодоводорода. Какая из реакций идет с большей скоростью?
6-    19. В результате некоторой реакции в единице объема в единицу времени образовалось 6,6 г оксида углерода (IV), в результате другой реакции при тех же условиях образовалось 8,0 г оксида серы (IV). Какая из реакций идет с большей скоростью?
6-    20. В результате некоторой реакции в единице объема в единицу времени образовалось 5,1 г сероводорода, в результате другой реакции при тех же условиях образовалось 4,5 г воды. Какая из реакций идет с большей скоростью?
*6-21. За реакцией дегидрирования бутана, протекающей по уравнению С4Н10 —»- С4Н8 + Н2 при температуре 800 К, следили по объему реагирующих газов, занимаемому ими при давлении 101 кПа и 293 К. Вместимость реактора 0,2 л, скорость протекания реакции равна 1,33 • 10-2 кПа/c. Рассчитайте, через какое время после начала реакции изменение объема достигнет 0,01 л.
6-    22. Как влияет температура на скорость химических реак-ций?
6-    23. Как формулируется правило Вант-Гоффа о температур-ной зависимости скорости реакции?
6-    24. Запишите уравнение Аррениуса и сформулируйте физический смысл энергии активации.
6-    25. Скорость некоторой реакции увеличивается в 2,5 раза при повышении температуры реакционной смеси на 10 К. Во сколько раз увеличится скорость при повышении температуры от 10 до 55°С?
6-    26. Скорость некоторой реакции увеличивается в 3,9 раза при повышении температуры реакционной смеси на 10 К. Во сколько раз увеличится скорость при повышении температуры от 40 до 75 °С?
6-    27. Скорость некоторой реакции увеличивается в 3 раза при повышении температуры реакционной смеси на 10 К. Во сколько раз увеличится скорость при повышении температуры от 50 до 85 °С?
6-    28. Скорость некоторой реакции увеличивается в 3,5 раза при повышении температуры реакционной смеси на 10 К. Во сколько раз увеличится скорость при повышении температуры от 30 до 85 °С?
6-    29. Скорость некоторой реакции увеличивается в 3,5 раза при повышении температуры на 20 К. Во сколько раз увеличится скорость при повышении температуры от 20 до 85 °С?
6-    30. Во сколько раз увеличится скорость химической реакции Н2 + 12 = 2HI при повышении температуры от 20 до 170 °С, если было установлено, что при повышении температуры на каждые 25 °С скорость реакции увеличивается в 3 раза?
6-    31. Растворение образца карбоната кальция в соляной кислоте при 18 °С заканчивается через 1,5 мин, а при 38 °С такой же обра-зец соли растворяется за 10 секунд. За какое время данный образец карбоната кальция растворится при 53 °С?
6-    32. Растворение образца алюминия в растворе гидроксида калия при 20 °С заканчивается через 36 мин, а при 40 °С такой же образец металла растворяется за 4 мин. За какое время данный образец алюминия растворится при 65 °С?
6-    33. Растворение образца сульфида цинка в соляной кислоте при 18 °С заканчивается через 2,25 мин, а при 38 °С такой же образец соли растворяется за 15 сек. За какое время данный образец сульфида цинка растворится при 63 °С?
6-    34. При повышении температуры от 60 до 70 °С константа скорости реакции возросла в 2 раза. Рассчитайте энергию активации реакции.
6-    35. При увеличении температуры от 0 до 13 °С скорость некоторой реакции возросла в 2,97 раза. Чему равна энергия активации этой реакции?
6-    36. В каком из двух случаев скорость реакции увеличится в большее число раз: при нагревании от 0 до 11 °С или при нагревании от 11 до 22 °С? Ответ обоснуйте с помощью уравнения Аррениуса. 
6-    37. На рис. 6.1 представлен график, иллюстрирующий соотношение между энергией активации и тепловым эффектом реакции А + В = АВ + Q. Исходя из графика, определите, чему равна энергия активации (кДж/моль) вышеуказанной реакции.
 
Рис. б Л. Соотношение между энергией активации и изменением теплового эффекта реакции

*6-38. Энергия активации некоторой реакции в 3 раза больше, чем энергия активации другой реакции. При нагревании от Тг до Т2 константа скорости первой реакции увеличилась в а раз. Во сколько раз увеличилась константа скорости второй реакции при нагревании от Т1 до Т2?
*6-39. Энергия активации некоторой реакции в 1,5 раза больше, чем энергия активации другой реакции. При нагревании от Тг до Т2 константа скорости второй реакции увеличилась в а раз. Во сколько раз увеличилась константа скорости первой реакции при нагревании от Т1 до Т2?
*6-40. Энергия активации некоторой реакции в 3 раза больше, чем энергия активации другой реакции. При нагревании от Тг до Т2 константа скорости второй реакции увеличилась в а раз. Во сколько раз увеличилась константа скорости первой реакции при нагревании от Тх до Т2?
6-    41. Какой катализ называют: а) гомогенным; б) гетероген-ным?
6-    42. Механизм действия катализатора заключается в том, что он изменяет «путь процесса» реагенты —► продукты, причем новый путь характеризуется меньшей высотой энергетического барьера, т. е. меньшей энергией активации по сравнению с энергией активации некатализируемой реакции А + В = АВ + Q (рис. 6.2 сравните с рис. 6.1). Исходя из графика на рис. 6.2, определите, чему равна энергия активации (кДж/моль) вышеуказанной реакции в присутствии катализатора (пунктирная кривая).
 
Рис. 6.2. Снижение энергии активации при каталитической реакции

*6-43. Ингибиторы иногда рассматривают как отрицательные катализаторы. Можно ли утверждать, что механизм их действия противоположен механизму действия катализаторов?
6-    44. Ферменты обладают целым рядом специфических свойств и характеристик. Перечислите наиболее важные из них.
6-    45. Как влияет температура на ферментативные реакции?
6-    46. Почему для окисления сахара на воздухе требуются высокие температуры, тогда как в организме человека эта реакция осу-ществляется при 36,5 °С?
6-    47. В последние годы появились эффективные стиральные порошки, содержащие ферменты (энзимы). Объясните, почему при ис-пользовании таких порошков белье замачивают на несколько часов (на ночь) в теплом мыльном растворе, но ни в коем случае не кипятят в нем.
*6-48. Энергия активации некоторой реакции в отсутствие ката-лизатора равна 80 кДж/моль, а в присутствии катализатора энергия активации понижается до значения 53 кДж/моль. Во сколько раз возрастает скорость реакции в присутствии катализатора, если реакция протекает при 20 °С?
*8-49. Энергия активации некоторой реакции в отсутствие ката-лизатора равна 81,5 кДж/моль, а в присутствии катализатора энергия активации уменьшается до значения 50 кДж/моль. Во сколько раз возрастает скорость реакции в присутствии катализатора, если реакция протекает при 60 °С?
*6-50. Скорость некоторой реакции, протекающей при 60 °С в присутствии катализатора, в 90 тыс. раз выше.^ем скорость той же

 

Категория: Химия | Добавил: Админ (26.01.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 5.0/1


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar