Тема №7350 Ответы к задачам по химии Давыдова (Часть 2)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по химии Давыдова (Часть 2) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по химии Давыдова (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

Закономерности заполнения электронами
уровней и подуровней
№ 271. Написать электронные формулы элементов, имеющих № 19, № 55. Какие электроны у них являются валентными?
№ 272. Напишите электронные формулы частиц: Hg, Hg+
Hg+2.
№ 273. Напишите электронные формулы частиц: Cl, Cl–
,
Cl+5.
№ 274. Напишите электронные формулы частиц: I, I+
, I–
.
№ 275. Напишите электронные формулы частиц: P, P-3,
P+3.
№ 276. Какие элементарные частицы образуют атом? Какие частицы являются нуклонами? Каковы массы и заряды этих
частиц?
№ 277. Сравните модель атома Резерфорда с современной.
Что в них общего и чем они различаются?
№ 278. Сравните модель атома Бора с современной. Что в
них общего и чем они различаются?
№ 279. Как квантовая механика описывает строение атома? Запишите основное уравнение квантовой механики. Что
описывает волновая функция и ее квадрат?
№ 280. Какие характеристики электронов в атомах определяются с помощью квантовых чисел? Как называются эти
квантовые числа? Какими символами они обозначаются? От
чего зависят принимаемые ими значения?
№ 281. Что такое энергетический уровень, подуровень?
Чему равно число энергетических подуровней для данного
энергетического уровня? Каким значением главного квантового
числа характеризуется энергетический уровень, если он расщеплен на 3 подуровня?
№ 282. Сравните физический смысл понятий "атомная орбита" и "атомная орбиталь". Изобразите атомные орбитали в
молекуле N2 в виде граничных поверхностей электронных облаков.

№ 283. Что понимают под термином "электронный слой"?
Каково количество электронов в первом, втором, третьем, четвертом электронных слоях? Ответ мотивировать.
№ 284. Для атома кремния написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 285. Для атома марганца написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 286. Для атома титана написать электронную формулу;
валентные электроны показать электронно-графической формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех
квантовых чисел.
№ 287. Для атома меди написать электронную формулу;
валентные электроны показать электронно-графической формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех
квантовых чисел.
№ 288. Для атома железа написать электронную формулу;
валентные электроны показать электронно-графической формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех
квантовых чисел.
№ 289. Для атома кальция написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 290. Напишите электронные конфигурации атомов азота и брома, а также ионов N-3 и Br+5.
№ 291. Для атома ниобия написать электронную формулу;
валентные электроны показать электронно-графической формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех
квантовых чисел.
№ 292. Для атома криптона написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
80
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 293. Для атома ванадия написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 294. Для атома мышьяка написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 295. Для атома молибдена написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 296. Для атома рубидия написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 297. Для атома германия написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 298. Для атома селена написать электронную формулу;
валентные электроны показать электронно-графической формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех
квантовых чисел.
№ 299. Для атома стронция написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел.
№ 300. Для атома кобальта написать электронную формулу; валентные электроны показать электронно-графической
формулой; для последнего электрона указать значения всех четырех квантовых чисел. 
81
3.5.2. Периодическая система Д.И. Менделеева
и электронное строение атомов.
Зависимость свойств элементов от строения их атомов
№ 301. Исходя из места в Периодической системе, опишите химические свойства элемента с порядковым номером 23.
№ 302. Опишите свойства элемента с электронной формулой 1s2
2s2
2p6
3s2
3p5
 (номера периода и группы, металлические
свойства, окислительно-восстановительные свойства).
№ 303. Элемент находится в II периоде, IV группе, главной подгруппе. Напишите его электронную формулу и охарактеризуйте свойства.
№ 304. Почему число элементов в периодах соответствует
ряду чисел 2-8-18-32? При объяснении используйте понятие об
энергетических уровнях и подуровнях и их емкости в отношении электронов.
№ 305. На основе теории строения атома поясните, почему группы химических элементов Периодической системы
разделены на главные и побочные подгруппы.
№ 306. Поясните, почему лантаноиды и актиноиды обладают сходными химическими свойствами на основании закономерностей электронного строения их атомов.
№ 307. Почему химический символ водорода "Н" обычно
помещают в главной подгруппе I группы и в главной подгруппе
VII группы?
№ 308. По каким признакам различают s-, p-, d- и f- элементы? Приведите по 2 элемента из каждого семейства.
№ 309. Какой из элементов 2-й группы (магний или
стронций) обладает более выраженными металлическими своствами?
№ 310. Приведите примеры трех искусственно полученных элементов. Изобразите схемы, отражающие расположение
электронов по орбиталям в атомах этих элементов.
№ 311. Какой вывод можно сделать о свойствах элемента
по значению для него ионизационного потенциала и сродства к
82
электрону? Как изменяются эти характеристики в периодах и
группах?
№ 312. Какова структура периодической системы, выраженная краткой таблицей? Что определяет число периодов,
групп, подгрупп? Чем отличается восьмая группа от остальных?
№ 313. Какие периоды называют малыми, а какие – большими? Чем определяется число элементов в каждом из них?
Какие периоды и почему содержат одинаковое число элементов?
№ 314. Какие значения валентности может проявлять марганец, исходя из электронного строения и возможного промотирования?
№ 315. Приведите примеры р-элементов, которые в виде
простых веществ являются а) металлами; б) неметаллами. Назовите гидроксиды элементов, относящихся к классу а) кислот, б)
оснований, в) проявляющих кислотно-основную двойственность. Какая взаимосвязь существует между электронным
строением атома и проявляемыми им свойствами?
№ 316. Как изменяются свойства оксидов и гидроксидов
s- и р-элементов в периоде? Объясните причину и покажите
различие в свойствах гидроксидов первого и предпоследнего
элемента третьего периода.
№ 317. Укажите основные черты различия в свойствах
двух элементов: а) одного и того же периода: калия и брома;
калия и меди; б) одной и той же группы: хлора и марганца.
№ 318. Какую информацию о месте элемента в периодической системе можно получить, зная порядковый номер элемента? Покажите это на примере элементов с порядковыми номерами 20, 24, 25.
№ 319. Что общего у элементов: а) одного периода; б) одной группы; в) одного семейства? Чем отличаются элементы,
находящиеся в одной группе, но в разных подгруппах?
№ 320. Что называют потенциалом ионизации? Как он
меняется в периодах и группах по мере увеличения порядково83
го номера элемента? На каких свойствах элементов это отражается?
№ 321. Как при заполнении электронами атомных орбиталей образуются периоды и группы? В каких случаях емкость
заполняемого энергетического уровня и число элементов в периоде совпадают или не совпадают?
№ 322. Что называют сродством к электрону? Как оно меняется в периодах и группах с увеличением порядкового номера
элемента? На какие свойства элементов это влияет?
№ 323. До 1963г. благородные газы помещали в нулевую
группу. Почему? Почему сейчас они стоят в VIII группе периодической системы?
№ 324. Каково максимальное число элементов в 7 периоде? Каков должен быть порядковый номер последнего его элемента? К какому семейству он будет относиться?
№ 325. Что называют атомным радиусом? Как он меняется в периодах и группах по мере увеличения порядкового номера элемента? На каких свойствах элементов это отражается?
№ 326. Что характеризует относительная электроотрицательность, и как она изменяется с увеличением порядкового
номера элемента? Назовите элементы, имеющие максимальное
и минимальное значение электроотрицательности.
№ 327. Как изменяются металлические свойства элементов в периодах и в группах? Чем это можно объяснить?
№ 328. На каком основании марганец и хлор, титан и
кремний расположены в одной группе периодической системы?
Почему они находятся в разных подгруппах?
№ 329. У какого из элементов: а) сурьмы или азота; б) углерода или германия ярче выражены неметаллические свойства? Ответ мотивировать.
№ 330. Электронная формула валентных электронов атома
некоторого элемента…3s2
3р4
. Определите номера группы и периода, в которых стоит этот элемент. Назовите его и укажите
формулы оксида и гидроксида, соответствующих высшей степени окисления. 
84
3.5.3. Химическая связь и строение молекул.
Типы химической связи.
Ковалентная связь с позиций метода ВС.
Механизмы образования ковалентной связи
№ 331. Какой тип связи и почему проявляется в соединениях: F2, HF, RbCl, H2O?
№ 332. Изобразите перекрывание атомных орбиталей в
молекулах BeCl2 и BF3. Укажите типы гибридизации атомов бериллия и бора.
№ 333. Какую ковалентную связь называют σ- и π-связью?
Разберите на примере строения молекулы азота.
№ 334. Изобразите перекрывание атомных орбиталей в
молекулах Н2S и СН4. Каков тип гибридизации у серы и углерода?
№ 335. Как изменяется полярность связи в оксидах второго периода: Li2O, BeO, B2O3, CO2, N2O5?
№ 336. Изобразите перекрывание атомных орбиталей в
молекуле ацетилена. Каков тип гибридизации углерода?
№ 337. Изобразите перекрывание атомных орбиталей в
молекуле этилена. Каков тип гибридизации углерода?
№ 338. Изобразите перекрывание атомных орбиталей в
молекуле этана. Каков тип гибридизации углерода?
№ 339. Изобразите перекрывание атомных орбиталей в
молекуле бензола. Каков тип гибридизации углерода?
№ 340. Изобразить, используя метод ВС, электронное
строение молекулы NH3.
№ 341. Показать, как происходит образование иона NН4
+
.
Каков механизм образования связи в ионе аммония?
№ 342. Изобразить электронное строение молекулы ВеВr2
методом ВС. Указать тип гибридизации атомных орбиталей и
геометрию молекулы.
№ 343. Изобразить электронное строение молекулы ВВr3
методом ВС. Какова геометрия этой молекулы? 
85
№ 344. Какую ковалентность может проявлять сера в своих соединениях? Изобразите структуру атома серы в нормальном и возбужденном состояниях.
№ 345. Сколько неспаренных электронов может иметь
атом хлора в нормальном и возбужденном состоянии? Распределите эти электроны по квантовым ячейкам. Чему равна валентность хлора, обусловленная неспаренными электронами?
№ 346. Чему равна максимальная ковалентность атома
брома? Ответ мотивировать.
№ 347. Какой тип связи и почему проявляется в соединениях: MgS, N2, BCl3, HF, C2H6? Ответ мотивировать.
№ 348. Какой тип связи и почему проявляется в соединениях: H2O, CuSO4, HNO3, Cl2? Ответ мотивировать.
№349. Какой тип связи и почему проявляется в соединениях: CO2, NiS, PH3, H2, C2H2? Ответ мотивировать.
№ 350. Какой тип связи и почему проявляется в соединениях: хлороводород, оксид ртути, метан, гидроксид кальция.
Ответ мотивировать.
№ 351. Объяснить закономерность изменения длины связи
Н-Элемент в молекулах Н2О (0,097 нм), Н2S (0,133 нм), Н2Sе
(0,147 нм), Н2Те (0,167 нм).
№ 352. Объяснить закономерность изменения длины связи
Н-Элемент в молекулах: НF (0,092 нм), НСl (0,128 нм), HBr
(0,142 нм), HI (0,162 нм).
№ 353. Объяснить закономерность изменения энергии
(кДж/моль) связи Н-Элемент в молекулах: НF (561,5), НСl
(427,2), HBr (359,9), HI (294,3).
№ 354. Что такое валентный угол между связями? Как изменяется валентный угол в ряду соединений PF3 – PCl3 – PI3?
№ 355. Какое состояние электронов, атомных орбиталей
или атомов в целом называется валентным? Сколько валентных
состояний возможно для атомов F, Cl, O, S, C?
№ 356. Что является главной причиной возникновения
химической связи между атомами? Показать, как происходит
образование химической связи в молекуле водорода. 
86
№ 357. Привести примеры молекул, в которых есть а)
только σ-связи; б) одна σ- и одна π-связь; в) одна σ- и две πсвязи.
№ 358. В рамках метода ВС показать, как образуется одинарная, двойная и тройная ковалентная связь. Почему энергия
двойной связи не равна сумме двух энергий одинарных связей?
№ 359. Что называют электрическим моментом диполя?
Какая из молекул: HCl, HBr, HI имеет наибольший момент диполя? Почему?
№ 360. Покажите схемами два возможных механизма образования ковалентной связи. При какой структуре электронных оболочек атомов возможен тот и другой случай? Влияет ли
механизм образования ковалентной связи на ее свойства?
3.5.4. Ионная связь. Металлическая связь.
Межмолекулярное взаимодействие. Водородная связь.
Агрегатное состояние вещества с позиций
теории химической связи
№ 361. Что называют абсолютной и относительной электроотрицательностью? Как по значению этой величины можно
судить о направлении смещения электронной плотности при
образовании связей? Приведите примеры соединений с ионным
типом связи.
№ 362. Фосфор образует соединения с водородом, хлором,
калием. Какие из связей наиболее и наименее полярны? В сторону какого атома смещается в каждом случае электронная
плотность?
№ 363. Чем объясняется невозможность образования
100%-ной ионной связи и чему примерно равна доля ионности в
наиболее ионных бинарных соединениях? Определите типы
связей в соединениях: СrO3, индукционное взаимодействие полярных молекул с неполярными? Какие силы межмолекулярного взаимодействия называют ориентационными, индукционны87
ми и дисперсионными? Как они возникают? К2Cr2O7, SiCl4, H2S,
NaCN, K3[Fe(CN)6].
№ 364. Почему для молекул Н2S и НСl в отличие от Н2О и
НF образование водородных связей не характерно?
№ 365. Каковы типы связей в соединениях: СНСl3, CO,
NiCl2, H2SiO3, KOH? Ответ обосновать.
№ 366. На основании значений электроотрицательностей
определите, как меняется характер связей в водородных соединениях и оксидах элементов 3-го периода.
№ 367. Какую химическую связь называют ионной? Чем
она отличается от ковалентной? Выберите из нижеуказанных
соединений вещества с ионным типом связи и напишите уравнения превращения соответствующих ионов в нейтральные
атомы: НВr, CaBr2, SO2, Na2O, CsCl.
№ 368. Как влияет на ориентационное взаимодействие полярность молекул и температура? В чем выражается
№ 369. Исходя из величины разностей электроотрицательностей приведенных пар элементов указать, какие из них
образуют ионные соединения: Li(1,6)- Si(1,8); Mg(1,2)-Cl(3,5);
Be(1,5)-S(3,0); Ca(1,0)-P(2,5).
№ 370. Почему и как влияет размер атомов на длину и
энергию образующейся между ними связи? Ответ проиллюстрировать примерами.
№ 371. Каков тип связи в молекулах: О2, НСl, NaCl, SO2,
CaCl2? Расположите молекулы в ряд по мере увеличения ионности связи (для объяснения используйте понятие об электроотрицательности).
№ 372. Исходя из представлений о природе ионной связи
объяснить, почему при обычных условиях ионные соединения
существуют в виде ионных кристаллов, а не в виде отдельных
молекул.
№ 373. Что называют поляризующим действием данного
иона и его собственной поляризуемостью?
№ 374. Как определяется и в чем выражается электроотрицательность? По разности электроотрицательностей атомов
88
определите степень ионности связей в хлоридах элементов
третьего периода: NaCl, MgCl2, АlCl3, SiCl4, PCl3, SCl3 и Cl2.
№ 375. Сравните ковалентную и водородную связи. Отличаются ли они по длине, энергии и другим характеристикам?
№ 376. Если сравнивать температуры кипения водородных соединений элементов главной подруппы VI группы, то
видна аномалия в поведении Н2О. Почему вещество с самой
маленькой молекулярной массой имеет самую высокую температуру кипения?
№ 377. Приведите примеры соединений с внутримолекулярной водородной связью и влияния этой связи на их свойства.
№ 378. В разных учебниках можно встретить разные объяснения причин существования водородных связей. Прокомментируйте следующие утверждения: а) водородная связь – это
разновидность ковалентной связи; б) водородная связь образуется по донорно-акцепторному механизму.
№ 379. Какие взаимодействия получили название "вандерваальсовы"? Чем силы Ван-дер-Ваальса отличаются от химических связей? Приведите примеры видов вандерваальсового
взаимодействия и связанных с ним физико-химических процессов.
№ 380. Какова природа сил Ван-дер-Ваальса? Какой вид
взаимодействия между частицами приводит к переходу в конденсированное состояние N2, HI, Cl2, H2O?
№ 381. Какие свойства воды можно объяснить только наличием водородной связи? Дать мотивированный ответ.
№ 382. Между молекулами каких попарно взятых веществ
возникает водородная связь: а) НF и Н2О; б) Н2 и Н2О; в)
С2Н5ОН и Н2О; г) С2Н5ОН и С2Н5ОН? Ответ пояснить.
№ 383. Какие виды межмолекулярного взаимодействия
Вам известны? Какой из них самый сильный?
№ 384. Сравните важнейшие свойства ковалентной и ионной связи.
№ 385. Составьте из предложенных ниже химических
элементов формулы веществ с а)ионным; б)ковалентным типом
89
связи: Сl, C, Si, K, F, H, O. Какое из веществ будет образовывать водородные связи?
№ 386. Между молекулами каких попарно взятых веществ
возникает водородная связь: а) НF и НF; б) О2 и Н2О; в)
СН3СООН и Н2О; г) Н2SO4 и Н2О? Ответ пояснить.
№ 387. Какое взаимодействие имеет место при сближении: а) двух полярных молекул; б) двух неполярных молекул?
№ 388. За счет каких взаимодействий может осуществляться притяжение между молекулами Н2 и О2; Н2 и Н2О; Н2О и
NН3, НF и НF? Дайте обоснованный ответ.
№ 389. Составьте из предложенных химических элементов - С, Н, Na, F, O, S, Mo формулы веществ с а) ионным; б) ковалентным типом связи. Какое из веществ будет образовывать
водородные связи?
№ 390. Расположите вещества в порядке увеличения в них
степени ионности связи: НСl, NCl3, CCl4, CaCl2, КСl.
3.5.5. Комплексные соединения.
Состав, особенности строения комплексных соединений.
Номенклатура
№ 391. Определите степень окисления комплексообразователя и заряд комплексного иона в соединениях: К3[Co(NO2)6];
K[Au(CN)4]; [Pt(NH3)4Cl2]; Na3[AlF6]. Назовите эти соединения.
№ 392. Чему равны степень окисления и координационное
число комплексообразователя в комплексных соединениях:
K2[HgBr4]; Na3[Co(NH3)6]; [Cu(H2O)4](OH)2; [PtCl4(H2O)2]? Назовите эти соединения.
№ 393. Чему равны степень окисления и координационное
число комплексообразователя в комплексных соединениях:
K4[Pb(S2O3)3]; Na2[HgI4]; K6[Cu(P2O7)2]? Как диссоциируют эти
вещества?
№ 394. Для каких из приведенных молекул и ионов характерны свойства лигандов, а для каких – комплексообразователей: Н2О; ОН–
; F–
; NH3; NH4
+
; CO; Cr+3; Ni+2; Cu+2? 
90
№ 395. Определите заряд иона-комплексообразователя и
комплексного иона в соединениях: [Ni(NH3)6]SO4; K2[HgI4];
Na[Ag(CN)2]. Назовите эти соединения.
№ 396. Составьте уравнения электролитической диссоциации веществ: [Pt(NH3)4]Cl4; [Ni(NH3)3Cl3]Cl; K2[Cd(CN)4].
Чему равны координационные числа комплексообразователей?
№ 397. Напишите координационные формулы комплексных соединений хрома и назовите их, имеющих состав:
CrCl3⋅6H2O; CrCl3⋅3KCN; CrBr3⋅KBr⋅2NH3.
№ 398. Определите координационное число хрома в соединениях, а также назовите их: Li3[Cr(NO2)6]; Na3[Cr(C2O4)3];
[CrCl3(NH3)3]; K[Cr(CN)Br3(NH3)2].
№ 399. Составьте уравнения электролитической диссоциации веществ: K2 [Mn(CN)6]; [Ni(H2O)6]Cl2; Na4[Co(CN)4Cl2].
Чему равны координационное число и степень окисления комплексообразователя?
№ 400. Чему равны степень окисления и координационное
число комплексообразователя в соединениях:
[Co(NH3)4(NO2)2]Cl; K2[PtCl6]; K3 [Cr(CN)6].
Назовите эти соединения.
№ 401. Используя в качестве лигандов CN–
, напишите
комплексы с Fe3+, Cd2+, Ag+
, Zn2+.
№ 402. Назовите комплексные соединения: [Pt(NH3)2Cl2];
[Ni(NH3)4(H2O)2]Cl2; [Cr(NH3)5(NO2)]Cl3. Чему равна степень
окисления и координационное число комплексообразователя?
№ 403. Сколько электронов на d-подуровне возбужденного атома марганца и иона Mn2+
в комплексном соединении
K4[Mn(CN)6]?
№ 404. Определите степень окисления комплексообразователя и заряд комплексного иона в соединениях: Na[Ag(NO2)2];
K3[Cr(CN)6]; [Co(H2O)2(NH3)3Cl]Cl; K3[MoF6]. Назовите эти соединения.
№ 405. Составьте координационные формулы семи комплексных соединений, которые можно получить из сочетания
частиц Со+3
; NH3; NO2

; K+
(координационное число кобальта
91
равно 6). Напишите уравнения их диссоциации в водных растворах.
№ 406. Составьте координационные формулы и напишите
уравнения диссоциации комплексных соединений платины
PtCl2⋅4NH3; PtCl2⋅3NH3 в водных растворах. Координационное
число платины (II) равно 4.
№ 407. Составьте координационные формулы и напишите
уравнения диссоциации комплексных соединений кобальта:
CoBr3⋅4NH3⋅2H2О; CoCl3⋅4NH3; CoCl3⋅4NH3⋅H2O в водных растворах. Координационное число кобальта (III) равно 6. Назовите комплексы.
№ 408. Определите заряд (х) следующих ионов, если степени окисления равны Pd+2; Co+3; Pt+4; Au+3: [Pd(NH3)2H2OCl]x
;
[Co(NO2)4(NH3)2]
x
; [PtCl(OH)5]
x
; [Au(CN)2Br2]
x
. Напишите формулы соединений, содержащих эти комплексные ионы.
№ 409. Приведите по два примера катионных, анионных и
нейтральных комплексов. Укажите, чему равны степень окисления и координационное число комплексообразователя в каждом из них.
№ 410. Что называется константой нестойкости комплексного иона? Напишите выражение константы нестойкости
для комплексных ионов [CuCl2]

, [Cu(NH3)4]
2+, [Fe(CN)6]
3–.
№ 411. Иодид серебра растворяется в KCN и не растворяется в аммиаке. Напишите уравнение соответствующей реакции. Исходя из этого, решите, какой комплексный ион:
[Ag(CN)2]
+ или [Ag(NH3)2]
+ имеет меньшее значение константы
нестойкости.
№ 412. Определите, какие частицы являются донорами, а
какие – акцепторами электронов в комплексах: Na[Ag(NO2)2];
[Co(H2O)2(NH3)3Cl]Cl; [CrCl3(NH3)3]. Назовите эти вещества.
№ 413. Что называется константой нестойкости комплексного иона? Напишите выражения констант нестойкости
для комплексных ионов: [Ag(NO3)2]
+
, [PtCl4]
2–, [Os(NH3)6]
3+.
№ 414. Чему равны степень окисления и координационное
число комплексообразователя в комплексных соединениях: 
92
K4[Zn(C2O4)3]; Na2[HgI4]; K2[Ni(CN)4]? Как диссоциируют эти
вещества?
№ 415. Чему равны степень окисления и координационное
число комплексообразователя в комплексных соединениях:
K2[Cu(CN)4]; [Zn(NH3)4]Cl2; [Ni(NH3)6]Cl3? Как диссоциируют
эти вещества?
№ 416. Напишите формулы веществ: гексафтороплатинат
(IV) калия, тетрацианодиаквакобальтат (III) калия, сульфат пентаамминкобальта (III), тетрароданокупрат (II) калия. Как диссоциируют эти вещества?
№ 417. Напишите формулы веществ: хлорид оксалатотетраамминхрома (III), гексафторосиликат натрия, гидроксид тетраамминмеди (II). Укажите значения степеней окисления и координационных чисел комплексообразователей.
№ 418. Найдите заряд комплексообразователя в следующих соединениях и ионах: Na4[Pt(SO3)4], [Cu(NH3)2]Cl,
[CrCl2CN(H2O)3], [Pt(OH)2Cl4]
2-, [Co(CN)4(H2O)2]
.
№ 419. Определите заряд комплексного иона и допишите
ион внешней сферы и назовите каждое из полученных соединений: [Co3+(H2O)6], [Co2+(CN)4], [Al(OH)6], [Cr(OH)3(H2O)3].
№ 420. Какие комплексные соединения называют катионными, анионными, нейтральными? Классифицируйте данные
соединения и дайте номенклатурные названия этим соединениям.: H[AuCl4], [PtBr3(NH3)3]Cl, Na2[Zn(OH)4], [Ni(H2O)6]Cl2,
[Pb(NH3)2Br2]? Дайте номенклатурные названия этим соединениям.
 Контрольные вопросы
1. Что подразумевают под химической связью?
2. Приведите основные характеристики связи.
3. Между атомами каких элементов возникает ковалентная
неполярная связь, ковалентная полярная связь и ионная
связь? Укажите основные свойства ковалентной и ионной
связи. 
93
4. Что такое гибридизация атомных орбиталей и как она определяет пространственную конфигурацию молекул?
5. Как осуществляется металлическая связь? Какими свойствами она обладает?
6. Какова природа сил Ван-дер-Ваальса? Перечислите три
составляющие этих сил. Какой вид межмолекулярного
взаимодействия является универсальным и действует между любыми частицами?
7. Какая связь называется водородной? Чем объяснить значительно более высокие температуры плавления и кипения воды и фтороводородной кислоты по сравнению с
теми, которые должны соответствовать их молярным
массам?
8. Какие соединения называют комплексными? Как происходит их диссоциация?
9. В каких агрегатных состояниях может находиться вещество? В чем особенность аморфного и кристаллического
состояния твердого вещества?
10. Классифицируйте кристаллические решетки в зависимости от характера химической связи. Как отличаются
свойства веществ с различным типом кристаллических
решеток?

4.4. Индивидуальные упражнения и задачи
4.4.1. Энтальпия образования вещества. Энтропия.
Стандартная энтальпия. Расчеты по термохимическим
уравнениям
№ 421. На разложение некоторого количества оксида меди
(II) было затрачено 12,8 кДж теплоты. При этом образовалось
5,0 г меди. Определить энтальпию образования оксида меди.
№ 422. При сжигании графита образовался оксид углерода
(IV) массой 8,86 г. Изменение энтальпии этой реакции
∆rН0
298 = –79,2 кДж. Вычислите стандартную энтальпию образования СО2.
№ 423. Написать термохимическое уравнение реакции
растворения оксида меди (II) в соляной кислоте. Сколько тепла
выделяется при растворении 100 г оксида?
№ 424. Рассчитать стандартную энтальпию образования
оксида азота, зная тепловой эффект реакции:
4NH3 г + 5О2 г → 4NOг + 6Н2О г; ∆rН0
298 = –906 кДж.
Сколько тепла выделится (поглотится) при сгорании 25 г
аммиака?
№ 425. Сколько тепла выделится (поглотится) при разложении 200 г СаСО3 по реакции:
СаСО3 к СаО к. + СО2; ∆rН0
298 = 178,2 кДж.
№ 426. Разложение гремучей ртути при взрыве идет по
уравнению: Hg(ONC)2 = Hg + 2CO + N2; ∆rН0
298 = –364,2 кДж.
Определить количество теплоты, выделившейся при взрыве 1,5
кг Hg(ONC)2.
№ 427. При взаимодействии 3 моль оксида азота (I) с аммиаком образуется азот и пары воды. При этом выделяется
877,7 кДж тепла. Написать термохимическое уравнение этой
реакции и вычислить энтальпию образования оксида. Сколько
103
тепла выделится при условии, что масса оксида азота составляет 50 г?
№ 428. Чему равно изменение энтальпии реакции разложения бертолетовой соли: KСlO3 KCl + 3/2O2? Сколько теплоты выделяется (поглощается) при разложении одного килограмма KСlO3 по этой реакции?
№ 429. Вычислить тепловой эффект реакции:
 Fe2O3 к + 2Al к → 2Fe к + Al2O3 к
Как изменится величина теплового эффекта реакции, если в ней
будет участвовать 3 моль Fe2O3?
№ 430. Определить тепловой эффект реакции:
 H2S г + 3/2O2 г→ SO2 г + Н2О г .
Сколько теплоты выделяется при сжигании 1 м3
 (н.у.) H2S?
№ 431. Не производя расчётов, обосновать знак изменения
энтропии при протекании реакций: а) СаСО3 к СаО к + СО2 г;
б) NH3 г + HCl г→ NH4Cl к. Подтвердить свой прогноз необходимыми расчётами.
№ 432. Определить тепловой эффект реакции:
 2Mg к + CO2г = 2MgOк + C гр.
Рассчитать, сколько теплоты выделяется при сгорании 1 кг Mg
по этой реакции.
№ 433. При сгорании 9,3 г фосфора выделяется 229,5 кДж
теплоты. Рассчитайте стандартную энтальпию образования оксида фосфора (V).
№ 434. Не производя вычислений, обосновать знак изменения энтропии при протекании реакций: а)N2 г+ 1/2О2 г = N2O г.
б)2H2Sг + 3О2 г= 2Н2О ж+ 2SO2 г. Подтвердить свой прогноз необходимыми расчётами.
№ 435. Энтальпия образования оксида кальция равна
(–635,5 кДж/моль). Сколько теплоты выделится при сгорании
200 г Са?
№ 436. Изменение энтальпии реакции образования оксида
серы (IV) из кислорода и серы равно (–297 кДж/моль). Рассчитать сколько теплоты выделится при сгорании серы массой
150 г. 
104
№ 437. Не производя вычислений, обосновать знак изменения
энтропии реакций и подтвердить свой прогноз необходимыми
расчётами. а) Fe2O3 к+ 3C гр =2Fe к + 3CO г;
 б)4НСl г+ O2 г = 2Cl2 г + 2H2O ж.
№ 438. Определить энтальпию образования Р2О5, если при
сгорании 6,2 г фосфора выделяется 150,7 кДж тепла.
№ 439. Не производя вычислений, обосновать знак изменения энтропии для реакций и свой прогноз подтвердить расчётом: а)2СН4 г =С2Н2 г+ 3Н2 г; б)N2 г+ 3H2 г=2NH3 г.
№ 440. Сколько теплоты выделится при сгорании кальция
массой 5 г, если стандартная энтальпия образования СаОк равна
–635,1 кДж/моль?
№ 441. Сколько теплоты выделяется при сгорании 6,2 г
фосфора, если стандартная энтальпия образования оксида фосфора (V) составляет –1507 кДж/моль?
№ 442. Не производя вычислений, обосновать знак изменения энтропии для реакции:
MgO к+CO2 г→MgCO3к; ∆rН0
298 = –117,7 кДж. Определить количество теплоты, выделяющейся при получении 42 г
MgCO3 по этой реакции.
№ 443. Вычислить, сколько теплоты выделяется при
взаимодействии 2,1 г железа с серой, если энтальпия образования сульфида железа составляет –100,5 кДж/моль.
№ 444. Чему равен тепловой эффект реакции:
 2NO г + O3 г→N2O5 г?
Сколько тепла выделяется (поглощается) при получении 1 кг
азотного ангидрида по этой реакции?
№ 445. Определить количество теплоты, выделяющейся
при сгорании 1 м3 метана (н. у.) по реакции:
СН4 г+ 2О2 г →СО2 г+ 2Н2О, ∆rН0
298 = –802,2 кДж.
№ 446. При получении 1 моля гидроксида кальция из
кристаллического кальция и жидкой воды выделяется
64,86 кДж тепла. Написать термохимическое уравнение этой
реакции и рассчитать количество теплоты, выделяющейся при
получении 148 кг гидроксида кальция по этой реакции. 
105
№ 447. Не производя вычислений, установить знак
изменения энтропии при протекании реакций:
 а) TiO2 к+2Cграфит=Ti к + 2СО г; б) 2NO г+ О2 г = 2NО2 г ;
 в) СН3СООН (водн.)= СН3СОО- (водн.) + Н+
 (водн.).
№ 448. Вычислить энтропию и энтальпию образования
метилового спирта при протекания реакции в стандартных условиях; если ∆rН0
298.= –726,5 кДж, а ∆rS0
298.= –48,08 Дж/К:
СН3ОН ж + 3/2О2 г= СО2 г+ 2Н2О ж.
№ 449. Вычислить стандартную энтальпию образования
Al2O3, если при сгорании 2,7 г алюминия выделяется 88,76 кДж
теплоты.
№ 450. Сколько тепла выделится при взаимодействии 240
граммов магния с кислородом, если стандартная энтальпия образования оксида магния ∆fН0
298(МgО) =–601,7 кДж/моль?
4.4.2. Закон Гесса и следствие из него
№ 451. Вычислить теплоту образования MgCO3, пользуясь
данными:
С гр + О2 г= СО2 г, ∆rН0
1 = –393,5 кДж/моль;
Mg к+ 1/2O2 г = МgO к, ∆rН0
2 = –601,2 кДж/моль;
MgO к+ CO2 г = MgCO3 к, ∆rН0
3 = –118,3 кДж/моль.
№ 452. Определить теплоту образования этилена, пользуясь данными:
С2Н4 г + 3О2 г= 2СО2 г + 2Н2О г, ∆rН0
1 = –1323 кДж;
Сграфит + О2 г = СО2 г, ∆rН0
2 = –393,5 кДж;
Н2 г + 1/2О2 г= Н2О г, ∆rН0
3 = –241,8 кДж.
№ 453. Рассчитать теплоту образования мышьяковистой
кислоты на основе данных:
H2 г + 1/2O2 г = H2O ж, ∆rН0
1 = –285,85 кДж;
2As к + 3/2O2 г = As2O3 к, ∆rН0
2 = –653,98 кДж;
As2O3 к + 3H2O к = 2H3AsO3 к, ∆rН0
3 = 31,61 кДж. 
106
№ 454. Определить энтальпию образования пентафторида
мышьяка на основе данных:
2As к + 3F2 г =2AsF3 г, ∆rН0
1 = –1842 кДж;
AsF5 г = AsF3 г +F2 г, ∆rН0
2 =317 кДж.
№ 455. Вычислить энтальпию образования карбоната
кальция, исходя из следующих данных:
С гр+ О2 г= СО2г, ∆rН0
1 = –393,5 кДж;
2Сак + О2г = 2СаОк, ∆rН0
2 = –635,5 кДж;
СаСО3к СаОк + СО2г ∆rН0
3 = 178 кДж.
№ 456. Вычислить энтальпию образования карбоната магния, пользуясь уравнением:
MgCO3 к MgO к +СО2 г, ∆rН0 = 118,3 кДж.
№ 457. Определить энтальпию образования хлорида аммония, пользуясь уравнением:
NH4Cl к → NH3 г + HCl г, ∆rН0 = 175,91 кДж.
№ 458. Исходя из термохимических уравнений 1 и 2 и не
пользуясь справочником, вычислить тепловой эффект для реакции 3:
1. H2S г + 3/2О2 г → Н2О ж + SO2 г, ∆rН0
1 = –561,1 кДж;
2. S к + О2 г → SO2 г, ∆rН0
2 = –296,2 кДж;
3. 2Н2S г + SO2 г → 3S к + 2Н2О ж.
№ 459. Вычислить стандартную энтальпию образования
диоксида углерода, используя значения стандартных энтальпий
образования участвующих в реакции веществ, по уравнению:
СО2 г + 4Н2 г → СН4 г + 2Н2О ж, ∆rН0
.= –77,1 кДж.
Определить изменение энтропии в предложенной системе при
температуре Т = 298 К.
№ 460. Исходя из уравнения разложения гидроксида
кальция, определить энтальпию образования Са(ОН)2:
Са(ОН)2 к СаО к+ Н2О ж, ∆rН0 = 64,9 кДж/моль.
№ 461. Основной процесс, протекающий в доменной печи,
выражается суммарным уравнением:
Fe2O3к + 3COг=2Feк+3CO2г. 
107
Определить тепловой эффект и изменение энтропии данной реакции в стандартных условиях.
№ 462. Записать термохимическое уравнение реакции
разложения гидроксида алюминия на оксиды и вычислить тепловой эффект этой реакции при 298 К.
№ 463. Записать термохимическое уравнение реакции
разложения карбоната кальция на оксиды и вычислить тепловой
эффект этой реакции при 298 К.
№ 464. Восстановить железо из оксида железа (II) можно
двумя путями
а) FeO к+ Cгр.→ Fe к + CO г; б) FeO к + CO г→Fe к + CO2 г.
В каком случае изменение энтальпии выше?
№ 465. Вычислить энтальпию перехода кислорода в озон
3/2 О2 г = О3 г по следующим данным:
1. As2O3 к + O2 г = As2O5 к, ∆rН0
1 = –260,62 кДж;
2. 3As2O3 к + 2O3 г = 3As2O5 к, ∆rН0
2 = –1066,94 кДж.
№ 466. Вычислить тепловой эффект процесса алюмотермии при 298К: Fe2O3 к + 2Al к = Al2O3 к + 2Fe к.
Сколько тепла выделится при взаимодействии 27 г алюминия?
№ 467. Сравнить ∆rН0
298 реакций восстановления оксида
железа (Ш) различными восстановителями:
 1) Fe2O3 к + 3H2 г → 2Fe к + 3H2O г;
 2) Fe2O3 к + 3Cграфит→ 2Fe к + 3CO г.
№ 468. Вычислить тепловые эффекты ∆rН0
298 реакций горения этана и бензола:
 1) С2Н6 г + 7/2О2 г → 2СО2 г + 3Н2О г,
 2) С6Н6 ж + 15/2О2 г → 6СО2 г + 3Н2О ж.
№ 469. Вычислить ∆rН0
298 и ∆rS0
298 для реакции:
2Н2S г + 3O2 г → 2H2O ж + 2SO2 г.
№ 470. Рассчитать значения ∆rН0
298 для реакций:
1) NiO к+ Pb к → Ni к + PbO к,
 2) 8Al к + 3Fe3O4 к → 9Fe к + 4Al2O3 к.
№ 471. Вычислить ∆rН0
298 следующих реакций:
 1) 2СО г + О2г → 2СО2 г, 
108
 2) СО г + 2Н2г → СН3ОН ж.
№ 472. Вычислить ∆rН0
298 и ∆rS0
298 реакции:
Fe2O3 к + 3CO г → 2Fe к + 3CO2 г.
№ 473. Определить ∆rН0
298 и ∆rS0
298 реакции:
СН4 г + 2О2 г → СО2 г + 2Н2О г.
№ 474. Определить ∆rН0
298 и ∆rS0
298 реакции:
 Cl2 г + 2HI г → I2 г + 2HCl г.
№ 475. Рассчитать ∆rН0
298 и ∆rS0
298 реакции:
4NH3 г + 5O2 г → 4NO г + 6H2O г.
№ 476. Вычислить ∆rН0
298 для приведенных ниже реакций:
1) Fe2O3 к + 2Al к → Al2O3 к + 2Fe к;
2) Fe2O3 к + 3H2 г → 2Fe к + 3H2O г.
Какой из реакций соответствует более легкое восстановление
железа?
№ 477. Вычислить ∆rН0
298 и ∆rS0
298 для реакции:
СН3ОН ж + 3/2О2 г → 2Н2О ж + СО2 г.
№ 478. Вычислить ∆rН0
298 и ∆rS0
298 для реакции:
4HCl г + O2 г → 2Cl2 г + 2H2O ж.
№ 479. Определить ∆rS0
298 реакций:
1) 2N2 г + O2 г→2N2O г; 2) N2 г + O2 г→2NO г.
№ 480. Исходя из термохимических уравнений 2 и 3, не
пользуясь справочником, вычислить тепловой эффект по закону
Гесса реакции 1. CaO к + SiO2 к → CaSiO3 к.
2. Са(ОН)2 к → СаО к+Н2О г, ∆rН0
1 = 65,3 кДж;
3. Са(ОН)2 к + SiO2 к → CaSiO3 к + Н2О г, ∆rН0
2 = –23,3 кДж;
4.4.3. Энергия Гиббса и направленность
химических реакций
№ 481. Установить, может ли данная реакция протекать
самопроизвольно при 500 К: Са к + 2Н2О ж = Са(ОН)2 к + Н2 г.
№ 482. Установить, возможно ли самопроизвольное протекание реакции при 400 К: 2Н2 г + О2 г = 2Н2О ж. 
109
№ 483. Установить, возможно, ли протекание реакций в
стандартных условиях (система неизолированная):
а) N2 г + 1/2O2 г → N2O г; б) 4HCl г + O2 г → 2Cl2 г + 2H2O ж.
№ 484. Критерием возможности самопроизвольного протекания химических реакций в изолированной системе является
изменение энтальпии, а в неизолированной – изменение энергии Гиббса. Для приведённой реакции сделать вывод о возможности самопроизвольного протекания ее при стандартных условиях в изолированной и неизолированной системах:
4NH3 г + 5O2 г → 4NO г + 6H2O г.
№ 485. Определить направление самопроизвольного протекания реакций в стандартных условиях (системы неизолированные):
а) 2N2O г + O2 г = 4NO г; б) N2O г + NO г = NO2 г + N2 г.
№ 486. Рассчитать, при стандартной температуре или при
1000°С более вероятна реакция: FeO к + Сграфит→ Fe к.+ CO г.
№ 487. Вычислить значение ∆rG0
298 следующих реакций и
сделать вывод о том, протекание какой из них более вероятно:
а) FeO к + 1/2 Cгр.→Fe к. + 1/2CO2 г; б) FeO к + CO г →Fe к + CO2 к.
№ 488. Вычислить ∆rG0 для реакции N2 + O2= 2NO при
1000, 2000, 3000, 5000 и 10000°С; построить график зависимости ∆rG° от Т и найти по графику температуру, выше которой
эта реакция может протекать самопроизвольно.
№ 489. Вычислить, какая из реакций образования оксидов
азота может протекать самопроизвольно в стандартных условиях (системы неизолированные):
 а) N2 г + O2 г = 2NO г; б) N2 г +2O2 г = 2NO2 г.
№ 490. Рассчитать температуру, при которой начнется
восстановление Fe2O3 водородом по уравнению:
Fe2О3 к + 3H2 г = 2Fе к + 3Н2О г, ∆rН0
 = 96,61кДж.
№ 491. Рассчитать, при какой температуре возможно самопроизвольное протекание реакции: N2 г + O2 г= 2NO г.
№ 492. Вычислить, для какого из процессов изменение энтропии в стандартных условиях имеет положительное значение: 
110
 а) MgO к + H2 г = Mg к + H2O ж; б) Cгр+ СО2 г= 2СО г.
№ 493. Рассчитать, какая из двух реакций окисления меди
более вероятна при 300 ° С:
 а) Cu к + 1/2O2 г = CuO к; б) 2Cu к + 1/2O2 г = Cu2O к.
№ 494. Вычислить, для какого из процессов при стандартных условиях изменение энтропии положительно:
 а) 4HCl г + O2 г = 2Cl2 г + 2H2O г;
 б) NH4NO3 к = N2O г + 2H2O г.
№ 495. Разложение нитрата аммония при нагревании возможно по двум направлениям:
 а) NH4NO3 к = N2O г + 2H2Oг;
 б) NH4NO3 к = N2 г + 1/2O2 г + 2H2O г.
Какое из направлений термодинамически более вероятно при
температуре 177 0
С?
№ 496. Определить ∆rG0 приведенных ниже реакций в
стандартных условиях:
 а) О3 г +2Н2О2 ж = 2О2 г +Н2О ж; б) Сгр +Н2О г = СО г +Н2 г.
№ 497. По какому уравнению реакции при стандартных
условиях идет разложение пероксида водорода:
 а)H2О2 г = Н2 г + O2 г; б)H2О2 г = Н2О ж + 1/2O2 г?
Ответ подтвердить расчетом ∆rG0
298 этих реакций.
№ 498. Вычислить ∆rG для реакции при 25 и 500 °С. Сделать вывод о возможности её самопроизвольного протекания
(зависимостью ∆rН0
и ∆rS0 от температуры пренебречь):
СаО к + CO2 г = СаСО3 к.
№ 499. Какие из перечисленных оксидов могут быть восстановлены алюминием при 298 К: CаО; FeО; CuO; Fe2O3?
Вывод сделать на основе расчета свободной энергии Гиббса реакций взаимодействия оксидов с алюминием.
№ 500. Возможно ли горение кальция в атмосфере углекислого газа при стандартных условиях по реакции:
СО2 г + 2Са к = 2СаО к + С графит?
№ 501. Какими из перечисленных реакций можно получить бензол:
а) 6С гр + 3Н2 г= С6Н6 г, 
111
б) 6СН4 г = С6Н6 г + 9Н2 г,
в) 3С2Н4 г = С6Н6 г + 3Н2 г,
г) 6СО2 г + 15Н2 г = С6Н6 г + 12Н2О г?
№ 502. Какие из перечисленных оксидов могут быть восстановлены водородом до свободного металла при 298 К: NiO;
CuO; FeO; MgO? Вывод сделать на основе расчета свободной
энергии Гиббса реакций взаимодействия оксидов с водородом.
№ 503. Рассчитать значение ∆rG0
298 следующих реакций и
установить, в каком направлении они могут протекать самопроизвольно при 25°С:
 а) NiO к + Pb к = Ni к + PbO к;
 б) 8Al к + 3Fe3O4 к = 9Fe к + 4Al2O3 к.
№ 504. Вычислить ∆rG0 для реакции при 1500К:
СаСО3 к СаО к + СО2 г. Зависимостью ∆rН0 и ∆rS0 от
температуры пренебречь.
№ 505. Определить направление самопроизвольного протекания реакций в стандартных условиях (система неизолированная):
 а) N2O г + NO2 г = 3NO г; б) CH4 г + 3CO2 г = 4CO г + 2H2O г.
№ 506. Определить направление самопроизвольного протекания реакций в стандартных условиях (система неизолированная):
 а) H2S г + I2 г = 2HI г + Sк; б) 2HF г + O3 г = H2O г + F2 г +O2 г.
№ 507. Вычислить, возможно ли протекание реакции при
711°С: СО г + Н2О г = СО2 г + Н2 г.
№ 508. Рассчитать, при какой температуре начинается реакция, протекающая по термохимическому уравнению:
Fe3O4 к + CO г = 3FeO к + CO2 г, ∆rH0
 = 34,5 кДж.
№ 509. Вычислить ∆rG для реакции 2Н2 г + О2 г = 2Н2О г
при температурах: 1000, 2000, 3000 К.
№ 510. Вычислить ∆rG для реакции 2N2 г + O2 г = 2N2O г
при 500, 1000 и 1500 К.
 
112
Контрольные вопросы
1. Дайте понятие системы.
2. Что называется тепловым эффектом реакции?
3. Как подразделяются реакции по тепловому эффекту?
4. Сформулируйте понятие внутренней энергии.
5. Что такое энтальпия и стандартная энтальпия?
6. Сформулируйте основной закон термохимии и следствие из него.
7. Дайте понятие энтропии.
8. Что такое энергия Гиббса?
9. По каким значениям ∆rG и ∆rS судят о термодинамической возможности просесса?

 

Ответы к задачам по химии Давыдова from zoner

Категория: Химия | Добавил: Админ (09.08.2016)
Просмотров: | Теги: давыдова | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar