Тема №5768 Ответы к задачам по химии Еремин (Часть 2)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по химии Еремин (Часть 2) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по химии Еремин (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

8-1. Назовите не менее десяти известных вам растворов из
окружающего мира.
8-2. Образуется ли раствор при смешивании: а) поваренной
соли и питьевой соды; б) поваренной соли и воды; в) азота и кис­
лорода; г) мела и воды?
8-3. Приведите по два примера газов, хорошо и плохо раство­
римых в воде.
8-4. Приведите пример газообразного раствора.
8-5. Назовите по два полярных и неполярных органических
растворителя.
8-6. Приведите примеры жидкостей, практически не раство­
ряющихся друг в друге, а также примеры жидкостей, неограни­
ченно смешивающихся друг с другом.
8-7. Опишите явления, которые происходят, если к раствору
брома в воде добавить небольшое количество неполярного орга­
нического растворителя, например бензола.
8-8. Какие из перечисленных веществ могут быть растворены
в воде, а какие — в бензоле: Н2, НС1, N2, NaOH, CHgOH, СН3СН3?
8-9. Назовите простое вещество, которое растворяется и в во­
де, и в бензоле. Где оно растворяется лучше?
8-10. Приведите примеры следующих растворов:
а) концентрированного ненасыщенного;
б) концентрированного насыщенного;
в) разбавленного ненасыщенного;
г) разбавленного насыщенного.
8-11. Объясните следующие явления: 1) если в бокал на­
лить шампанское из только что открытой бутылки, в бокале
выделяются пузырьки газа; 2) если в холодильнике оставить
на некоторое время открытый стакан воды, а затем достать его
из холодильника, через некоторое время в нем появятся пу­
зырьки газа.
8-12. В 190 г воды растворили 10 г сахарозы. Вычислите мас­
совую долю сахарозы в полученном растворе.
8-13. Определите массовую долю вещества в растворе, полу­
ченном при добавлении 5 г питьевой соды к 100 г воды.
8-14. Рассчитайте массу и количество вещества серной кис­
лоты в 0,5 л 30%-го раствора (плотность 1,22 г/мл).
119
8-15. В какой массе 16%-го раствора содержится 2 моль
сульфата магния?
8-16. Какую массу вещества надо добавить к 200 г 10%-го
раствора, чтобы удвоить массовую долю вещества?
8-17. Сколько воды надо испарить из 1200 г 20% -го раствора
вещества, чтобы увеличить массовую долю в 1,5 раза?
8-18. Сколько воды надо добавить к 1 кг 30%-го раствора ве­
щества, чтобы получить 10%-й раствор?
8-19. В воде растворили 10 г нитрата калия, объем раствора
довели до 150 мл. Определите молярную концентрацию вещест­
ва в растворе.
8-20. Какой объём хлороводорода (н. у.) необходим для при­
готовления 200 мл 20% -й соляной кислоты, плотность которой
равна 1,1 г/мл?
8-21. В 500 мл бензола растворили 50 мл брома. Рассчитайте
массовую долю брома в бензольном растворе, если плотности
бензола и брома равны соответственно 0,88 г/мл й 3,10 г/мл.
8-22. Рассчитайте массы иода и этилового спирта, необходи­
мые для приготовления 513 г раствора, в котором массовая доля
иода составляет 0,0495.
8-23. Смешали 200 г 20%-го и 500 г 10%-го растворов глю­
козы. Вычислите массовую долю глюкозы в полученном растворе.
8-24. Какой объем аммиака (н. у.) надо растворить в 200 г во­
ды, чтобы получить 25%-й раствор?
8-25. В каком соотношении по массе надо смешать 20% -й и
40% -й растворы вещества, чтобы получить 25% -й раствор?
8-26. Растворимость сульфата меди равна 20,5 г на 100 г во­
ды при комнатной температуре. Рассчитайте массовую долю
сульфата меди в насыщенном растворе.
8-27. Рассчитайте массовую долю азотной кислоты в раство­
ре, в котором число молекул воды в два раза больше числа мо­
лекул кислоты.
8-28. Растворимость безводного хлорида кальция при 20 °С
равна 74,5 г на 100 г воды. Какую максимальную массу гекса­
гидрата хлорида кальция (СаС12 • 6Н20) можно растворить в 100 г
воды при этой температуре?
8-29. В одном объеме воды при нормальных условиях рас­
творяется 1150 объемов аммиака. Рассчитайте массовую долю
аммиака в насыщенном растворе при этих условиях.
120
8-3Q. Один объем палладия (плотность 12,1 г/см3) может по­
глотить 800 объемов водорода. Чему равна массовая доля водо­
рода в его насыщенном растворе в палладии при н. у.?
8-31. При растворении 300 л хлороводорода (н. у.) в 1 л воды
образуется раствор объемом 1,28 л. Рассчитайте массовую долю
хлороводорода и молярную концентрацию полученной соляной
кислоты.
8-32. Один из самых расцространенных лабораторных реак­
тивов— концентрированная серная кислота: массовая доля
H2S04 98,3%, плотность 1,84 г/мл. Рассчитайте молярную кон­
центрацию этой кислоты.
8-33. Какую массу 10% -й серной кислоты можно получить
из 100 мл концентрированной кислоты (массовая доля H2S04
98,3%, плотность 1,84 г/мл)?
8-34. В 200 мл воды растворили 100 г кристаллогидрата
СаС12 • 6Н20. Рассчитайте массовую долю соли в полученном
растворе.
8-35. На рис. 7 показана зависимость растворимости сахарозы
от температуры. При какой температуре можно получить 75%-й
раствор сахарозы?
Температура, °С
Рис. 7. Температурная зависимость растворимости сахарозы
121
8-36. Какую массу кристаллогидрата MgS04 • 7Н20 можно
получить при выпаривании 150 г 20%-го раствора MgS04?
Сколько граммов воды надо выпарить?
8-37. Имеется 500 г раствора CuS04, насыщенного при 20 °С.
Какую массу CuS04 можно дополнительно растворить в этом
растворе при нагревании до 80 °С? Растворимость CuS04 состав­
ляет 55,5 г при 80 °С и 20,5 г при 20 °С.
8-38. Смешали 40 мл 96%-го раствора HN03 (плотность
1,5 г/мл) и 30 мл 48%-го раствора HN03 (плотность 1,3 г/мл).
Рассчитайте массовую долю и молярную концентрацию HN03 в
полученном растворе, если его плотность равна 1,45 г/мЛ.
8-39. Фтороводород смешивается с водой в любых соотноше­
ниях. Раствор фтороводорода в воде называют плавиковой кис­
лотой. В каком соотношении по объему надо смешать жидкий
фтороводород (плотность 0,99 г/мл) с водой, чтобы получить
30% -ю плавиковую кислоту?
8-40. Сколько граммов вещества выпадет в осадок из 300 г
пересыщенного 27%-го раствора, если массовая доля вещества
в насыщенном растворе равна 25% ?
8-41. Насыщенный раствор нитрата калия содержит 62,8%
соли при 80 °С. Рассчитайте массу нитрата калия, который выпа­
дет в осадок при охлаждении 500 г такого раствора до 20 °С, если
насыщенный раствор при этой температуре содержит 24% соли.
8-42. При нормальном давлении и комнатной температуре в
100 г воды растворяется 3,1 мл кислорода и 1,64 мл азота. Дав­
ление кислорода в воздухе равно 0,2 атм, а азота — 0,8 атм. Рас­
считайте процентное содержание (по объему) кислорода и азота
в поглощенном водой воздухе.
8-43. При смешивании 500 мл воды и 500 мл этилового спир­
та образуется раствор общим объемом 985 мл . Плотность этило­
вого спирта — 0,81 г/мл, плотность воды — 1,00 г/мл. Рассчи­
тайте массовую долю и молярную концентрацию этанола в по­
лученном растворе, а также плотность раствора.
8-44. К 100 мл воды добавили 100 мл хлороформа СНС13 и в
полученной смеси растворили 4,00 г иода. Рассчитайте моляр­
ную концентрацию иода в воде и в хлороформе, если в хлоро­
форме растворилось в 130 раз больше иода, чем в воде.
122
8-45. Рассчитайте массовые доли веществ в растворе, полу-
ченном при растворении 12,4 г оксида натрия в 100 г воды. Ка­
кой это раствор — концентрированный или разбавленный?
8-46. Достаточно ли 30 мл 25%-го раствора серной кислоты
(плотность 1,18 г/мл) для растворения 5,6 г железа? Ответ под­
твердите расчетом.
8-47. Вычислите объем 98% -й серной кислоты (плотность
1,84 г/мл), теоретически необходимый для окисления 10 г меди.
8-48. 100 г 5% -го раствора гидрокарбоната натрия прокипя­
тили до полного разложения сОли. Определите массовую долю
вещества в растворе, образовавшемся после окончания реакции
(испарением воды пренебречь).
8-49. Какая масса 7%-го раствора нитрата серебра понадо­
бится для полного осаждения хлорид-ионов из 200 г 20% -го рас­
твора хлорида натрия?
8-50. 300 г 6%-го раствора гидроксида бария нейтрализова­
ли 15%-й азотной кислотой. Рассчитайте массовую долю'соли в
полученном растворе.
8-51. Сульфид меди (II) массой 48 г сожгли в потоке воздуха,
а полученный твердый остаток растворили в 600 г 9,8%-й сер­
ной кислоты., Рассчитайте состав полученного раствора (в мас­
совых долях).
8-52. Какой объем соляной кислоты с молярной концентра­
цией 2 моль/л потребуется для полной нейтрализации 200 мл
гидроксида бария с молярной концентрацией. 0,5 моль/л?
8-53. Какой объем аммиака (при н. у.) необходим для полной
нейтрализации 150 мл 10%-й соляной кислоты (плотность
1,05 г/мл)? Рассчитайте массовую долю вещества в полученном
после нейтрализации растворе.
8-54. Через 300 г 11% -го раствора нитрата свинца пропустили
2,24 л (н. у.) сероводорода. Рассчитайте массу образовавшегося
осадка и массовую долю азотной кислоты в полученном растворе.
8-55. К 100 г 36,5%-й соляной кислоты добавили 25,4 г фто­
рида серебра. Рассчитайте массу образовавшегося осадка и мас­
су раствора после окончания реакции.
8-56. Углекислый газ объемом 16,8 л (н. у.) поглотили 400 г
28% -го раствора гидроксида калия. Определите, какие вещест­
ва содержатся в полученном растворе, и рассчитайте их количе­
ства и массовые доли.
123
8-57. К 250 мл раствора нитрата магния (концентрация
ОД моль/л) добавили 200 мл раствора гидроксида бария (кон­
центрация 0,25 моль/л). Определите молярные концентрации
веществ в полученном растворе, если его объем равен 440 мл.
8-58. В одном литре воды растворяется 1,3 • 10-5 моль сульфата
бария. Рассчитайте растворимость сульфата бария в воде в мг/л.
8-59. В одном литре воды растворяется 6,6 мг карбоната
кальция. Рассчитайте концентрацию насыщенного рас!гвора
карбоната кальция в воде в моль/л.

9-1. Приведите пять примеров хорошо растворимых в воде
веществ, которые не распадаются на ионы.
9-2. Напишите уравнения электролитической диссоциации
следующих веществ: гидроксида Натрия, серной кислоты, ни­
трата калия, хлорида магния, сульфата алюминия.
9-3. Приведите по одному примеру соли, при полной диссо­
циации 1 моль которой образуется: а) два; б) три; в) четыре;
г) пять моль ионов. Напишите уравнения диссоциации.
9-4. Назовите по три сильных и слабых электролита среди:
а) кислот; б) оснований.
9-5. Напишите уравнения ступенчатой диссоциации следую­
щих веществ: a) H2S04; б) Н3Р04; в) Си(ОН)2; г) А1(ОН)3.
9-6. Напишите сокращенные ионные урайнения следующих
реакций:
1) Ва(ОН) 2 + 2НС1 = ВаС12 .+. 2Н20;
2) Cu(OH) 2 + 2HN03 = Cu(N03)2 + 2Н20;
3) BaBr2. + MgS04 = BaS04| + MgBr2;
4) 3AgN03 + A1C13 = 3AgClJ + A1(N03)3;
5) CaC03 + 2HG1 = CaCl2 + C02t + H20;
6 ) GuS04 + 2NaOH = Cu(OH)2l + Na2S04;
7) Ca(HG03)2 + K2C03 = CaCOgj + 2KHC03;
8 ) Ca(HC03) 2 + 2HBr = CaBr2 + 2C02f + 2H20.
9-7. Для каждого из приведенных ниже ионных уравнений
напишите по одному молекулярному уравнению реакции:
1) Н+ + ОН" = Н20;
2) 2Н+ + СО§- = С02| + Н20;
3) 2Н+ + BaS03 = Ва2+ + S02| + Н20;
4) СО§~ + Са2+ = СаС03|;
137
5) Fe3+ + ЗОН" - Fe(OH)3i;
6 ) S2- + Pbz+ = PbSJ;
7) 3Ca2+ + 2PO|“ = Ca3(P04)2J;
8 ) Cu2+ + Ba2+ + SO|- + 20H- = Cu(OH)2j + BaS04J.
9-8. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ион­
ные уравнения, соответствующие следующим типам реакций:
а) соль + соль = соль(|) + соль;
б) сильная кислота + сильное основание = соль + вода;
в) слабая кислота + сильное основание *= соль + вода;
г) сильная кислота + слабое основание^) = соль + вода;
д) соль + сильная кислота = соль(|) + сильная кислота;
е) соль + сильное основание = слабое основание(|) + соль;
ж) соль + сильная кислота = соль + слабая кислота;
з) сольЦ) + сильная кислота = соль + слабая кислота.
9-9. Какие два вещества вступили в реакцию в водном рас­
творе, если при этом образовались следующие вещества:
1) ВаС12 + Н20;
2) CaS03 + KN03;
3) NaCl + С02 + Н20;
4) PbS + HN03?
Напишите полные уравнения реакций.
9-10. Среди перечисленных реакций укажите те, которые
идут до конца в водном растворе. Объясните, почему не идут ос­
тальные реакции:
а) AgN03 + НС1 = AgClj + HN03;
б) Са(ОН) 2 + С02 = CaCOgj + Н20;
в) ВаС12 + С02 + Н20 == ВаСОд| + 2НС1;
г) Mg(N03) 2 + 2КОН = Mg(OH)2| + 2KN03;
д) FeCl2 + Cu(N03)2 = Fe(N03) 2 + CuCl2;
е) Al(NOg) 3 + 3HC1 = AlClg + 3HN03;
ж) K3P0 4 + 3HC1 = H3P0 4 + 3KC1;
з) CuS + 2NaOH = Cu(OH)2| + Na2S;
и) 2A1(0H)3 + 3H2S04 = A12(S04)3 + 6H20;
к) Fe(OH)2 + H2S = FeS j + 2H20;
л) K2C03 + 2HN03 = 2KN03 + C02| + H20;
138
м) Са(НС03)2 + К2С03 = CaCOgl + 2КНС03;
н) K2Si03 + С02 + Н20 = H2SiOg| + К2С03;
о) Н3Р0 4 + КОН = КН2Р0 4 + Н20;
п) 2Н3Р0 4 + ЗСаС12 = Са3(Р04)21 + 6НС1.
9-11. Приведите пример растворимой в воде соли, при обра­
ботке которой как нитратом бария, так и избытком щелочи об­
разуется осадок. Напишите уравнения реакций.
9-12. Назовите три растворимые в воде соли (разных кис­
лот), при обработке которых сильной кислотой выделяются га­
зообразные продукты.
9-13. Назовите две растворимые в воде соли (разных кислот),
при обработке которых раствором щелочи выделяется газ.
9-14. Назовите соль, при обработке которой как сильной
кислотой, так и раствором щелочи выделяются газы.
9-15. Напишите уравнение реакции, в результате которой из
раствора выделятся два осадка. Исходные вещества: а) две соли;
б) соль и основание.
9-16. Завершите уравнения реакций:
1) MgS04 + ... = ... /+ K2S04;
2 ) ... + НС1 = ... + HN03;
3) ... + 2KOH = K2C03 + ...;
4) NH4C1 + ... = NH3t + ... + ...;
5) FeS + ... = FeCl2 + ...;
6 ) ... + ... = Fe(OH)2j + BaS04|.
9-17. С какими из перечисленных веществ может реагиро­
вать гидроксид калия в водном растворе: НС1, CuO, NaNOg, S02,
Са(ОН)2, MgCl2, А1(ОН)3? Напишите уравнения возможных ре­
акций.
9-18. С какими из перечисленных веществ может реагиро­
вать азотная кислота в водном растворе: H2S04, MgO, CuS04,
Р20 5, СаСОд, Fe(OH)3? Напишите уравнения возможных реак­
ций.
9-19. Какие из перечисленных солей будут реагировать с со­
ляной кислотой: KBr, AgF, СаСОд, CuS04, CuS? Напишите урав­
нения соответствующих реакций.
139
9-20. С какими из перечисленных веществ (в водном раство­
ре) может реагировать углекислый газ: S02, Са(ОН)2, СаС12,
Си(0Ц)2, КОН, Na2S04? Напишите уравнения возможных реак­
ций.
9-21. С какими из перечисленных веществ (в водном раство­
ре) может реагировать гидроксид меди (И): H2S, Mg(OH)2, НС!,
HN03, К2С03, А120 3? Напишите уравнения возможных реак­
ций.
9-22. С какими из перечисленных веществ может реагиро­
вать сульфат меди (II) в водном растворе: K2S, Fe(OH)2, НС1,
Н3Р04, BaCl2, NaOH? Напишите уравнения возможных реак­
ций.
9-23. Приведите пример вещества, которое может реагиро­
вать в водном растворе с каждым из двух веществ:
а) КОН, AgN03;
б) НС1, Ca(N03)2;
в) CuS04, S02;
г) HN03, NaOH.
Напишите полные и сокращенные ионные уравнения реак­
ций.
9-24. Как различить между собой следующие пары веществ:
а) NaCl и ВаС12;
б) AgNOg и KN03;
в) NH4C1 и NH4N03;
г) MgCl2 и MgS04;
д) H2S04 и CuS04;
е) Na2C03 и СаС03;
ж) NH4C1 и K2S04?
9-25. Даны следующие вещества: сульфат железа (II), серная
кислота, гидроксид калия, хлорид бария. Напишите уравнения
всех возможных реакций, протекающих попарно между предло­
женными веществами в водном растворе.
9-26. Даны следующие соли: хлорид кальция, нитрат сереб­
ра, ацетат свинца, бромид меди (II). Напишите уравнения всех
возможных реакций, протекающих попарно между этими соля­
ми в водном растворе.
140
9-27. Реакции, с помощью которых можно отличить данное
вещество или ион от других веществ или ионов, называют каче­
ственными. Укажите качественные реакции для:
а) Н+; б) NH+; в) Ва2+; г) ОН~; д) С1", Вг", Г; е) SOf~.
9-28. Один из признаков химической реакции — изменение
цвета. Приведите по одному примеру осадков, имеющих: а) бе­
лый; (5) желтый; в) черный; г) зеленый; д) голубой цвет.
9-29. Приведите по одному примеру веществ, растворы кото­
рых имеют: а) красный; б) оранжевый; в) желтый; г) зеленый;
д) голубой; е) синий; ж) фиолетовый цвет.
9-30. В трех пробирках находятся растворы гидроксида ка­
лия, сульфата натрия и хлорида хрома (III). Как распознать эти
растворы, не используя другие реактивы?
9-31. В трех пробирках находятся растворы нитрата серебра,
карбоната калия и хлорида аммония. Как распознать эти рас­
творы, не используя другие реактивы?
9-32. В трех пробирках находятся растворы гидроксида ба­
рия, азотной кислоты и нитрата кальция. Как с помощью одно­
го реактива можно распознать эти растворы?
9-33. Реакции многоосновных кислот с основаниями могут
приводить к образованию солей, содержащих атомы водорода, —
кислых солей. Напишите уравнения трех реакций между фос­
форной кислотой и гидроксидом калия, которые приводят к по­
лучению трех разных солей. Назовите эти соли. Объясните, по­
чему в реакции между одними и теми же веществами могут по­
лучаться разные продукты.
9-34. Напишите уравнения всех возможных реакций, проте­
кающих в растворе между:
а) NH3 и H2S04;
б) Са(ОН) 2 и С02;
в) NaOH и H2S;
г) А1С13 и КОН.
9-35. Даны четыре вещества. Выберите из них то, которое не
реагирует с Остальными в водном растворе. Из оставшихся ве­
ществ выберите то, которое реагирует с двумя другими:
а) нитрат калия, сульфат калия, сульфит калия, хлорид бария;
б) нитрат серебра, нитрат аммония, хлорид цинка, иодид
магния;
141
в) углекислый газ, соляная кислота, сульфат калия, гидро­
ксид калия;
г) фосфат калия, азотная кислота, хлорид натрия, нитрат
кальция.
Напишите уравнения реакций.
9-36. Какие из перечисленных веществ реагируют с водой с
образованием электролитов: N2, NO1, N20 5, S, S02, S03, K, K20,
Cu, CuO, С, СО, C02? Если электролит образуется, укажите,
сильный он или слабый.
9-37. Диссоциация слабой азотистой кислоты описывается
уравнением:
h n o 2 Н+ + N02.
Используя принцип Ле Шателье, объясните, в какую сторо­
ну сместится это равновесие и как при этом изменится степень
диссоциации:
а) при добавлении соляной кислоты, т. е. увеличении кон­
центрации ионов Н+;
б) при добавлении нитрита натрия, т. е. увеличении кон­
центрации ионов NOJ;
в) при разбавлении раствора, т. е. одновременном уменьше­
нии концентрации всех частиц.
9-38. В 1 л водного раствора сульфата натрия содержится
0,3 моль ионов. Рассчитайте молярную концентрацию сульфата
натрия в растворе, предположив, что соль полностью диссоци­
ирует.
9-39. В 1 л водного раствора хлорида натрия с концентраци­
ей 0,5 моль/л содержится 0,94 моль ионрв. Определите степень
диссоциации соли.
9-40. В растворе хлорида бария объемом 0,5 л содержится
1,32 моль ионов. Определите молярную концентрацию хлорида
бария в растворе, если степень диссоциации соли равна 8 8 %.
9-41. Найдите число гидроксид-ионов в 0,5 л раствора гидро­
ксида калия (молярная концентрация 2 моль/л), если степень
диссоциации основания равна 92%.
9-42. Рассчитайте количество положительных и отрицатель­
ных ионов (в молях) в 1 2 0 г 1 0 %-го раствора нитрата аммония,
если степень диссоциации соли равна 90%.
142
9-43. Хлорид бария массой 41,6 г растворили в воде. В полу­
ченном растворе содержится 0,35 моль хлчрид-ионов. Рассчи­
тайте количество ионов бария (в молях) и степень диссоциации
хлорида бария в растворе.
9-44. К 20 г карбоната кальция добавили 400 мл раствора
хлороводорода с молярной концентрацией 6 моль/л.Рассчитай­
те количество ионов водорода (в моль) в полученном растворе.
9-45. В каком растворе содержится больше ионов водорода:
в 1 л раствора уксусной кислоты (концентрация 1 моль/л, сте­
пень диссоциации 0,4%) или в 10 г 1%-й соляной кислоты (сте­
пень диссоциации 1 0 0%)?
9-46. Смешали между собой 0,5 л раствора ВаС12 (концентра­
ция 1 моль/л) и 1 л раствора K2S04 (концентрация 0,5 моль/л).
Рассчитайте молярные концентрации всех ионов, оставшихся в
растворе после отделения осадка.
9-47. Смешали между собой 600 мл раствора AgN03 (кон­
центрация 0,05 моль/л) и 400 мл раствора NaCl (концентрация
0,1 моль/л). Рассчитайте молярные концентрации всех ионов,
оставшихся в растворе после отделения осадка.
9-48. Определите, массовую долю азотной кислоты в раство­
ре, если для полной нейтрализации 1 0 0 г этого раствора необхо­
димо 50 мл 11%-го раствора гидроксида натрия (плотность
1 ,1 2 г/мл).
9-49. Имеется раствор, содержащий одновременно серную и
азотную кислоты. Определите массовую долю каждой из кислот
в растворе, если для полной нейтрализации 10 г этого раствора
необходимо 12,5 мл 19%-го раствора гидроксида калия (плот­
ность 1,18 г/мл), а при добавлении к 1 0 г такого же раствора из­
бытка хлорида бария образуется 2,33 г осадка.
9-50. Напишите уравнения гидролиза карбоната натрия и
хлорида меди (II) по первой ступени в молекулярном и сокра­
щенном ионном виде:
9-51. Объясните, почему раствор соды нельзя кипятить в
алюминиевой посуде.
9-52. Приведите по два примера солей, растворы которых
имеют: а) нейтральную; б) кислую; в) щелочную среду. Какой
цвет имеет лакмус в этих растворах?
9-53. Соли, образованные слабой кислотой и слабым основа­
нием, могут быть трех типов: а) нерастворимые в воде (буква
143
«Н» в таблице растворимости); б) полностью гидролизующиеся
водой (прочерк в таблице растворимости); в) не существующие
из-за своей неустойчивости (знак «?» в таблице растворимости).
Приведите по два примера солей каждого типа.
9-54. В трех пробирках находятся растворы сульфата алю­
миния, фосфата калия и бромида натрия. Как с помощью одно­
го реактива можно распознать эти растворы?
9-55. В трех пробирках находятся порошки сульфата мар­
ганца (II), сульфида алюминия и карбоната кальция. Как с по­
мощью одного реактива можно распознать эти вещества?
9-56. Даны соли: K2S04, K2C03, K2S, CfuCl2, Cu(N03)2, CuS,
A12(S04)3, A12S3, A1F3, (CH3COO)2Ca, Ca3(P04)2, Cal2, NH4C1,
(NH4)3P04, (NH4)2S04. Из этих солей выберите те, которые: а) нё
гидролизуются вообще; б) гидролизуются полностью; в) гидро­
лизуются с образованием кислой среды; г) гйдролизуются с об­
разованием щелочной среды. Напишите уравнения гидролиза в
молекулярном виде. В случае частичного гидролиза ограничь­
тесь первой ступенью.

ИМ. Напишите уравнение окислительно-восстановитель­
ной реакции между двумя простыми веществами.
10-2. Назовите самый сильный и самый слабый из извест­
ных вам окислителей.
10-3. Приведите по одному примеру окислителей и восстано­
вителей, принадлежащих к следующим классам веществ: а) ок­
сид; б) кислота; в) соль; г) простое вещество.
10-4. Приведите по два примера газов-окислителей и га­
зов-восстановителей. Напишите два уравнения реакций межд5
этими газами.
10-5. Какое простое вещество может быть: а) только окисли
телем; б) только восстановителем; в) в одних реакциях окисли
телем, а в других — восстановителем? Напишите уравнения ре
акций, протекающих попарно между этими тремя веществами.
1
1
162
10-6. Приведите пример окислительно-восстановительной ре­
акции между оксидом металла и неметаллом. Назовите окисли­
тель и восстановитель в этой реакции.
10-7. Приведите по одному примеру окислительно-восстано­
вительных реакций: а) соединения; б) разложения; в) замещения.
10-8. Определите степень окисления кислорода в следующих
соединениях: Н20, N02, Н20 2, 0 3, 0Р2.
10-9. Определите степень окисления водорода в следующих
соединениях: Н20, HN03, NaHC03, NaH, D2Q (D — дейтерий 2H).
10-10. Определите степень окисления азота в следующих со­
единениях: N2, NH3, NH4C1, n 2o, n o2, HN03, n h 4n o 3.
10-11. Определите степень окисления хлора в следующих со­
единениях: HCL, НСЮ, НС103, НС104, С120 7, КС103, Са(ОС1)2.
10-12. Определите степень окисления железа в следующих
соединениях: FeO, Fe20 3, Fe30 4, Fe(OH)2, Fe2(S04)3.
10-13. Определите степень окисления марганца в следую­
щих соединениях: KMn04, K2Mn04, M n02, MnS04, Мп(ОН)2,
MnS, ВаМп04.
10-14. Определите максимальную и минимальную степени
окисления следующих элементов: Na, Mg, Al, Si, P, S, Cl.
10-15. Приведите по одному примеру соединений, в которых
атом: а) серы; б) хрома — имеет минимальную и максимальную
степени окисления.
10-16. Определите элемент-окислитель и элемент-восстано­
витель в следующих реакциях:
а) N2 + 0 2 — N0;
б) Mg + N2 -*• Mg8N2;
в) Na + Н20 -* NaOH + H2t;
г) Cl2 + HBr —*■ HC1 + Br2;
д) Fe + CuS04 -*• FeS04 + Cu;
е) Pb(N03)2 — PbO + N02 + 0 2;
ж) Cl2 + KOH — KC103 + KC1 + H20;
з) Fe + H2S04 —► FeS04 + H2t;
и) Fe + HN03 -* Fe(N03)3 + NOT + H20.
Напишите уравнения полуреакций окисления и восстанов­
ления.
163
10-17. Используя метод электронного баланса* подберите ко­
эффициенты в уравнениях реакций из предыдущей задачи.
10-18. Напишите по одному уравнению полуреакций восстав
новления, в которых элемент-окислитель принимает:
а) 1е_; б) 2е~; в) Зе~; г) 5е~; д) 8е~.
10-19. Напишите по одному уравнению полуреакций окисле­
ния, в которых элемент-восстановитель отдает:
а) 1е_; б) 2е_; в) Зе~; г) 6е~; д) 8е_.
10-20. Используя метод электронного баланса, найдите ко­
эффициенты в уравнениях следующих реакций:
1) А1 + С12 —' А1С13;
2) Р + О^—>■ Р20 5;
3) Zn + Н2804(конЦ.) -*■ ZnS04 + S02 + Н20;
4) S + H2S04(koh4.) - S02 + Н20;
5) РН3 + 0 2 - Н3Р04;
б) РЬ + НИ03(конц.) — Pb(N03)2 + N02 + Н20;
7) КМп04 + НС1 -* С12 + МпС12 + КС1 + Н20;
8) Cu(N03)2 — CuO + N02 + 0 2;
9) Н20 2 + HI — I2 + Н20;
10) NaN02 + K2Cr20 7 + H2S04 —
-* NaN03 + Cr2(S04)3 + K2S04 + H20.
10-21. Используя метод электронного баланса, найдите ко­
эффициенты в уравнениях следующих реакций:
1) Cu2S + 0 2 —*■ CuO + S02;
2) FeBr2 + Cl2 —1► FeCl3 + Br2;
3) FeS + HN03 — Fe(N03)3 + S + NO + H20;
4) AgN03 - Ag + N02 + 0 2;
5) Fe(N03)2 - Fe20 3 + N02 + 0 2.
10-22. Определите, в виде каких соединений существуют в
сернокислом растворе следующие элементы:
+2 +3 +5 “ 2
а) Мп; б) Сг; в) Р; г) S.
10-23. Определите, в виде каких соединений существуют в
растворе КОН (при избытке щелочи) следующие элементы:
+2 +3 +6 -1
a) Fe; б) А1; в) S ; г) С1.
164
10-24. Определите продукты реакций окисления сульфата же­
леза (II) перманганатом калия в сернокислой и щелочной средах*
10-25. Среди перечисленных ниже веществ выберите те,
с которыми азотная кислота реагирует: а) как окислитель; б) как
сильная кислота. Вещества: Mg, Mg(OH)2, MgC03, Mgl2. Напи­
шите уравнения всех реакций.
10-26. Среди перечисленных ниже веществ выберите те, с
которыми концентрированная серная кислота реагирует: а) как
окислитель; б) как сильная кислота. Вещества: Си, CuO, NaF,
H2S. Напишите уравнения всех реакций.
10-27. При восстановлении КМп04 в сернокислом растворе
образуются MnS04, K2S04 и вода. Составьте уравнения следую­
щих реакций:
а) K2S03 + КМп04 + H2S04 — ...;
б) KI + КМп04 + H2S04 — ...;
в) FeS04 + КМп04 + H2S04 ...;
г) Zn + КМп04 + H2S04 — ... .
10-28. При восстановлении КМп04 в водном растворе обра­
зуются Мп02 и КОН. Составьте уравнения следующих реакций:
а) K2S03 + КМп04 + Н20 — ...;
б) KJSK)2 + КМп04 4- Н20 — ...;
в) Fe(OH)2 + КМп04 + Н20 - ... .
10-29. При восстановлении К2Сг20 7 в сернокислом растворе
образуются Cr2(S04)3, K2S04 и вода. Составьте уравнения сле­
дующих реакций:
а) S02 + К2Сг20 7 + H2S04
б) HBr + К2Сг20 7 + H2S04 -* ...;
в) NaN02 + К2Сг20 7 + H2S04
г) А1 + К2Сг20 7 + H2S04 — ....
10-30. Напишите уравнения реакций сгорания в кислороде
следующих веществ: Fe, Н2» Р. NH3, СО, СН4, ZnS.
10-31. Напишите уравнения реакций, протекающих при
действии концентрированной азотной кислоты на: а) медь; б) се­
ребро; в) серу; г) фосфор. Продукт восстановления HN03 во всех
случаях — N02.
165
10-32. Напишите уравнения реакций, протекающих при
действии концентрированной серной кислоты на: а) медь; б) бе­
ру; в) бромоводород; г) оксид железа (II).
10-33. Напишите уравнения реакций, протекающих при
окислении алюминия: а) кислородом; б) хлором; в) соляной кис­
лотой; г) концентрированной серной кислотой при нагревании;
д) разбавленной азотной кислотой; е) гидроксидом натрия.
10-34. Напишите уравнения реакций окисления железа:
а) кислородом; б) хлором; в) соляной кислотой; г) концентриро­
ванной серной кислотой при нагревании; д) разбавленной азот­
ной кислотой; е) сульфатом меди (II).
10-35. Напишите уравнения реакций окисления углерода:
а) кислородом; б) фтором; в) концентрированной серной кисло­
той при нагревании; г) оксидом железа (II).
10-36. Напишите уравнения реакций:
а) Mg + H2S04 ^ X + ...;
б) X + СиО -* ... (при нагревании).
Определите неизвестное вещество X.
10-37. Напишите уравнения реакций:
а) FeS + 0 2 ~^ X + ...;
б ) Х + К О Н ^ ... .
Определите неизвестное вещество X.
10-38. Напишите уравнения реакций, протекающих в вод­
ной среде:
а) S02 + Вг2 + Н20 -*■ X + ...;
б) X + AgN03 — ... .
Определите неизвестное вещество X.
10-39. Напишите уравнения реакций, протекающих в вод­
ной среде:
а) РЬ + НЖ)3(конц.) -* X + ...;
б ) X + Fe — ... .
Определите неизвестное вещество X.
10-40. Напишите уравнения реакций, протекающих в вод­
ной среде:
а) КМп04 + НС1 — X + ...;
б) X + Н2 — ... .
Определите неизвестное вещество X.
166
10-41. Напишите уравнения окислительно-восстановитель­
ных реакций, соответствующие следующим схемам:
а) N2 —<■ X —*• N2;
б) H2S04 г* X -* Н20;
в) Mg(N03)2 - X - С02;.
г) S02 — X — S02;
д) HN03 — X — HN03.
Определите неизвестные промежуточные вещества.
10-42. Напишите уравнения окислительно-восстановитель­
ных реакций, соответствующие следующим схемам:
а) AgNOg -» X —*• AgF;
б) AgNOg — X — HN03;
в) AgNOg - X - Р20 5;
г) AgNOg — X — CuO.
Определите неизвестные промежуточные вещества.
10-43. Даны три вещества: хлор, бромоводородная кислота и
алюминий. Напишите уравнения всех окислительно-восстано­
вительных реакций, протекающих попарно между этими веще­
ствами.
10-44. Даны три вещества: вода, натрий и хлор. Напишите
уравнения всех окислительно-восстановительных реакций, про­
текающих попарно между этими веществами.
10-45. Обнаружьте и исправьте ошибки в приведенных ниже
уравнениях:
1) 2NaF + С12 = 2NaCl + F2t;
2) H2S04 + HN02 = S02f + NOt + 3H20;
3) 3Zn + 2HN03 + 2H20 = 3Zn(OH)2 + 2NO|;
4) 2KMn04 + 2A1 + 4H2S04 =
= A12(S04)3 + 2Mn02j + K2S04 + 4H20.
10-46. Какой объем 67% -й азотной кислоты (плотность рас­
твора 1,40 г/мл) необходим для полного растворения 20,7 г
свинца? Какой объем оксида азота (IV) при этом выделится
(н. у.)?
10-47. Рассчитайте массу дихромата калия, необходимого
для окисления 6,72 л оксида серы (IV) в присутствии серной
кислоты.
167
10-48. При восстановлении перманганата калия сульфитом
калия в водном растворе образовалось 5,22 г оксида марганца (IV).
Вычислите массы веществ, вступивших в реакцию.
10-49. Какая масса осадка образуется при действии избытка
хлорида бария на раствор, полученный при пропускании 6,72 л
оксида серы (IV) через бромную воду при нормальных условиях?
10-50. Какие металлы из перечисленных ниже можно ис­
пользовать для выделения меди из водного. раствора сульфата
меди? Напишите уравнения реакций. Металлы: натрий, каль­
ций, цинк, железо, свинец, серебро, золото'.
10-51. Какие металлы и в какой последовательности будут
вытесняться, если цинковую пластинку опустить в раствор, со­
держащий нитраты меди, железа (II) и серебра? Напиптите
уравнения реакций.
10-52. Приведите по одному примеру солей, для которых
электролиз раствора и расплава дает: а) одинаковые; б) разные
продукты.
10-53. Напишите уравнения электролиза гидроксида калия:
а) в расплаве; б) в водном растворе.
10-54. Напишите уравнения электролиза водных растворов
следующих веществ: CuCl2, СаС12, H2S04, AgN03, KN03.
10-55. При электролизе раствора хлорида натрия на катоде
выделилось 3,2 г водорода. Какой «аз и ййкбй массой выделился
на аноде? Чему равна масса щелочи в полученном растворе?

11-1. Какие из перечисленных веществ относятся к прос­
тым, а какие — к сложным: а) вода; б) угарный газ; в) графит;
г) фосфин; д) озон; е) хлорид натрия? Приведите формулы пере­
численных веществ.
11-2. Можно ли из одного простого вещества получить дру­
гое простое вещество? Приведите не менее трех примеров подоб­
ных превращений.
11-3. Приведите по два примера простых веществ, которые
при комнатной температуре и атмосферном давлении являются:
а) газообразными; б) жидкими; в) твердыми.
11-4. Назовите простое газообразное вещество, которое в
20 раз тяжелее водорода (при одинаковых условиях).
11-5. К каким классам можно отнести следующие соедине­
ния: а) углекислый газ; б) негашеная известь; в) гашеная из­
весть; г) хлорная известь; д) бромоводород; е) аммиак; ж) тетра-
гидроксоалюминат калия; з) сероводород? Приведите формулы
перечисленных веществ.
181
11-6. Приведите по два примера: а) солеобразующих и б) не-
солеобразующих оксидов.
11-7. Приведите формулы ангидридов следующих кислот:
а) азотной; б) азотистой; в) сернистой; г) угольной; д) кремние­
вой; е) ортофосфорной.
11-8. Назовите оксиды, формулы которых представлены ни­
же: а) Н20; б) С120 7; в) Си20; г) СиО; д) FeO; е) Fe30 4; ж) ZnO.
11-9. Определите формулы оксидов перечисленных ниже
элементов на основании массовых долей элементов в этих окси­
дах: a) S — 50,0%; б) Си — 80%; в) Мп — 49,5%.
11-10. Железнодорожным составом на металлургический за­
вод было доставлено 1000 т руды, называемой магнитным же­
лезняком (Fe30 4). Какая масса железа может быть получена из
этой руды, если руда содержит 20% примесей?
11-11. Приведите по три примера оксидов, которые: а) не ре­
агируют с водой при обычных условиях; б) реагируют с водой.
11-12. Приведите уравнения трех химических реакций, в-ре­
зультате которых образуется: а) оксид серы (IV); б) оксид меди (П).
11-13. Приведите по одному примеру получения оксида из:
а) простого вещества; б) кислоты; в) основания; г) соли; д) дру­
гого оксида.
11-14. При нагревании образца карбоната кальция было по­
лучено 33,6 л (в пересчете на н. у.) углекислого газа. Рассчитай­
те массу полученной при этом негашеной извести.
11-15. В результате длительного прокаливания образца суль­
фата железа (II) массой 38 г произошло полное разложение об­
разца на оксид железа (III), оксид серы (IV) и кислород. Рассчи­
тайте количество образовавшегося при этом оксида серы (IV).
11-16. Напишите уравнение окислительно-восстановитель­
ной реакции между двумя оксидами.
11-17. Назовите два основных оксида, которые разлагаются
при нагревании на простые вещества. Напишите уравнения ре­
акций разложения.
11-18. Некоторые, оксиды применяют в лабораторной прак­
тике в качестве осушителей. Какие из нижеприведенных окси­
дов пригодны для этого: Si02, Cu20, Р^05, С02, BaO, Fe20 3? На­
пишите уравнения соответствующих реакций.
11-19. Приведите три примера реакций между оксидами эле­
ментов 3-го и 4-го периодов Периодической системы.
182
11-20. Какие из неорганических оснований относятся к ще­
лочам?
11-21. Напишите формулы гидроксидов: а) натрия; б) меди (II);
в) бария; г) железа (III); д) хрома (III); е) аммония. Какие из них
растворимы в воде?
11-22. Напишите уравнения электролитической диссоци­
ации гидроксидов лития и бария.
11-23. Определите формулы гидроксидов, имеющих следую­
щий состав (в % по массе): a) Fe — 52,3% , О — 44,9%, Н —
2,8%; б) Т1 — 92,3%, О — 7,2%, Н — 0,5%.
11-24. Предложите до одному способу получения нераство­
римого и растворимого в воде оснований с помощью реакций об­
мена.
11-25. Предложите способы получения одного и того же ос­
нования из: а) простого вещества; б) оксида; в) соли; г) другого
основания.
11-26. Общим способом получения гидроксидов тяжелых ме­
таллов является реакция обмена между растворимой в воде
солью металла и щелочью. Подобным образом, однако, не уда­
ется получить гидроксиды серебра и ртути. Какие продукты об­
разуются в результате взаимодействия водных растворов AgN03
и КОН? Напишите уравнение реакции.
11-27. Щелочи в промышленности обычно получают элект­
ролизом водных растворов хлоридов. Напишите суммарное
уравнение электролитического процесса получения гидроксида
бария.
11-28. Напишите уравнения реакций одного и того же осно­
вания с кислотным оксидом, кислотой, солью, простым вещест­
вом.
11-29. Рассчитайте массу соли, образующейся при сливании
растворов, содержащих по 10 г гидроксида натрия и бромоводо-
рода.
11-30. Для качественного обнаружения щелочной среды час­
то используется индикатор фенолфталеин. Какова будет окра­
ска водного раствора, полученного смешиванием исходных рас­
творов, содержащих по 10 г гидроксида натрия и серной кисло­
ты каждый, при добавлении фенолфталеина?
11-31. Напишите уравнение реакции между гидроксидами
калия и алюминия: а) при прокаливании; б) в воднрм растворе.
183
11-32. Приведите два уравнения реакций между оксидом се­
ры (IV) и гидроксидом бария, приводящих к образованию раз­
ных солей.
11-33. Приведите уравнения реакций взаимодействия рас­
творов щелочей со следующими простыми веществами: а) бро­
мом; б) серой; в) белым фосфором; г) кремнием; д) алюминием;
е) цинком,
11-34. Напишите уравнения реакций по схеме: простое ве­
щество —♦ оксид —* соль —* основание —*• оксид. Исходное веще­
ство: а),медь; б) железо.
11-35. Какие из перечисленных веществ относятся к кисло?
там, а какие — к основаниям: Cu(OH)2, S02(0H)2> NH4OH, H2S,
N02(0H), Al(OH)3, HC104?
11-36. Напишите формулы пяти слабых и пяти сильных кис­
лот.
11-37. Какая из двух кислот сильнее и почему: азотная или
азотистая?
11-38. Предложите способ получения одной и той же кисло­
ты из: а) кислотного оксида; б) соли; в) простого вещества.
11-39. Лакмус — один из самых распространенных кислот­
но-основных индикаторов. Какую окраску имеет лакмус в кис­
лой, щелочной и нейтральной среде?
11-40. Предскажите окраску лакмуса в растворе, получен­
ном смешиванием растворов, содержащих 5,6 г азотйой кисло­
ты и 5,6 г гидроксида калия.
11-41. Напишите уравнения реакций одной и той же кисло­
ты с: а) основанием; б) основным оксидом; в) металлом; г) неме­
таллом; д) солью. Какие из этих реакций являются окислитель­
но-восстановительными?
11-42. Приведите пример окислительно-восстановительной
реакции между двумя кислотами.
11-43. При обезвоживании 19,88 г трехосновной кислоты,
образованной элементом со степенью окисления +5, образова­
лось 16,10 г ангидрида этой кислоты. Определите формулу кис­
лоты.
11-44. Напишите уравнения реакций по схеме: простое ве­
щество —*■ оксид —* кислота —► соль —* оксид. Исходное вещество:
а) фосфор; б) сера.
184
11-45. Приведите по одному примеру двойной соли, смешан­
ной соли и комплексной соли.
11-46. Установите формулу кристаллогидрата хлорида ко­
бальта (II) розово-красного цвета, если известно, что при прока­
ливании 23,8 г кристаллогидрата потеря в массе составляет
10,8 г.
11-47. Предложите четыре способа получения одной и той
же соли из: а) кислоты и основания; б) двух оксидов; в) основа­
ния и кислотного оксида; г) двух солей; д) металла и кислоты.
11-48. Приведите пример окислительно-восстановительной
реакции между двумя солями. Напишите уравнение реакции.
11-49. Какие два вещества вступили в реакцию и при каких
условиях, если в результате образовались следующие вещества
(указаны все продукты реакции без коэффициентов):
а) FeS04 + Н20;
б) СаС03;
в) Fe2(S04)3 + S02 + Н20?
11-50. Напишите формулы трех солей, которые не содержат
атомов металла. Напишите уравнения разложения этих солей.
11-51. Напишите уравнения реакций, позволяющих осу­
ществить следующие превращения:
1) СаС03 — Са(НС03)2 — СаС03;
2) Са(Н2Р04)2 - Са3(Р04)2 Са(Н2Р04)2.
11-52. Напишите уравнения реакций по схемам:
а) кислая соль + основание —*• средняя соль + вода;
б) кислая соль +' кислота —* средняя соль + кислота;
в) кислая соль —* средняя соль + кислотный оксид + вода.
11-53. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:
реакция
QO соеДинвния
реакция реакция
д замещения j ^ соединения
реакция
С нейтрализации NaCl.
11-54. Составьте уравнения реакций в соответствии со схемой:
реакция
F e О замещения
2 3
реакция реакция реакция
д соеДинения } -q обмена t q нейтрализации Na2S.
11-55. Напишите уравнения реакций, отражающих связь
между классами неорганических соединений:
К2С03 -* оксид —* соль —*■ основание —*• основание (!) —* .
-* Н20 -* кислота —> оксид -* кислая соль.
185
11-56. Напишите уравнения реакций, отражающих связь
между классами неорганических соединений:
H2S -* оксид —► основание —► основание —>• соль —*■
—*■ оксид —*• кислота —* оксид —► соль.
11-57. Имеется смесь железа, углерода и оксида меди (I)
с молярным отношением 5 : 2 : 1 (в порядке перечисления). Вы­
числите объем 96%-й серной кислоты (плотность 1,84 г/мл), не­
обходимый для полного растворения 44,8 г такой смеси при на­
гревании, а также объем газов, выделившихся при этом (н. у.).

12-1. Напишите электронные конфигурации атомов протия
JH и дейтерия \ D.
12-2. Какой из двух стабильных изотопов молекулярного во­
дорода (Н2 или D2) имеет большие значения температур плавле­
ния и кипения? •
12-3. Напишите электронные конфигурации ионов водорода
Н+ и Н-.
12-4. Рассчитайте, во сколько раз молекулярный дейтерий
(D2) легче: а) кислорода; б) аргона.
12-5. Смесь Н2 и D2 легче углекислого газа в 20 раз. Сколько
молекул Н2 приходится на одну молекулу П2 в такой смеси?
194
12-6. Смесь равных объемов двух газов имеет плотность по
метану 0,25. Какие это газы?
12-7. В солнечной атмосфере содержится 82% водорода-1 и
18% гелия-4 (по числу атомов). Рассчитайте массовую долю ато­
марного водорода в атмосфере Солнца.
12-8. Какой объем водорода (н. у.) может быть получен в ре­
зультате электролитического разложения 180 г воды?
12-9. В лаборатории водород получают взаимодействием
алюминия как с раствором соляной кислоты, так и с раствором
щелочи. Какие количества водорода образуются в каждом из
этих случаев, если в реакцию вступает по 10,8 г алюминия?
12-10. При электролизе раствора хлорида калия на катоде
выделилось 112 л водорода (н. у.). Какой газ и в каком количе­
стве выделился на аноде?
12-11. Рассчитайте, какое количество вещества водорода мо­
жет быть получено при термическом разложении 420 г гидрида
кальция.
12-12. Какая масса гидрида калия необходима Для получе­
ния 56 л водорода (н. у.) в реакции с водой?
12-13. Рассчитайте количество вещества выделяющегося во­
дорода при реакциях с водой: а) 10 г натрия; б) 10 г гидрида
кальция; в) 10 г гидрида лития. Какое из указанных веществ
наиболее эффективно для получения водорода?
12-14. Какие степени окисления имеет водород в соединени­
ях с металлами и неметаллами?
12-15. Установите формулу гидрида, который содержит 25%
водорода по массе. Чему будет равна массовая доля водорода в этом
соединении, если все атомы протия заменить на атомы трития?
12-16. Приведите по одному примеру реакций, в которых
молекулярный водород выступает в качестве: а) окислителя,
б) восстановителя. ,
12-17. Для полного восстановления меди из оксида меди (I)
потребовалось 4,48 л водорода (при н. у.). Рассчитайте массу по­
лученного при этом металла.
12-18. В реакционном сосуде, предназначенном для синтеза
аммиака, смешаны равные количества веществ азота и водоро­
да. Как изменится давление в сосуде после завершения процесса
синтеза аммиака?
195
12-19. Рассчитайте, какие количества веществ азота и водо­
рода потребуются для синтеза 1,7 т аммиака при выходе реак­
ции 25%.
12-20. Рассчитайте выход реакции гидрирования пропена
(в % от теоретического), если цри взаимодействии 5,6 л пропена
(н. у.) с избытком вадорода получено 8,8 г пропана.
12-21. Какие факторы способствуют смещению равновесия в
реакции С(тв.) + 2Н2(г.) СН4(г.) + 74,9 кДж в сторону образо­
вания метана? Ответ мотивируйте.
12-22. Напишите по одному уравнению реакции водорода с:
а) металлом; б) неметаллом; в) оксидом металла; г) оксидом не­
металла; д) кислотой-окислителем.
12-23. Приведите по одному примеру жидкостей, которые:
а) не смешиваются с водой; б) смешиваются с водой в любых со­
отношениях. Объясните, почему это происходит.
12-24. Во сколько раз масса кислорода в воде больше массы
водорода? Зависит ли ответ от количества воды?
12-25. Определите тип химических связей: а) в молекуле во­
ды; б) между молекулами воды. Как эти связи влияют на хими­
ческие и физические свойства воды?
12-26. В молекуле Н20 расстояние между атомами кислоро­
да и водорода г(О—Н) = 0,096 нм, а расстояние между атомами
водорода г(Н—Н) = 0,152 нм. Рассчитайте значение угла между
связями в молекуле Н20. Полярна или неполярна молекула
н2о?
12-27. Чем объясняется большая температура кипения Н20 2
(150,2 °С) по сравнению с температурой кипения Н20 (100 °С)?
12-28. Напишите по два уравнения реакций воды с предста­
вителями разных классов неорганйческих соединений: а) метал­
лами; б) неметаллами; в) основными оксидами; г) кислотными
оксидами; д) солями; е) кислотами-окислителями.
12-29. Напишите по одному уравнению реакций воды с пред­
ставителями разных классов органических соединений: а) алке-
ном; б) алкином; в) хлоралканом; г) сложным эфиром; д) диса­
харидом.
12-30. Назовите четыре вещества, которые используют в ка­
честве осушителей для поглощения паров воды. Напишите
уравнения реакций этих веществ с водой.
196
12-31. Напишите уравнения реакций, протекающих По сле­
дующим схемам:
а) Н20 —■ NaOH — Н2 — NH3 — Н20;
б) Н20 - H2S — S02 - NaHSOg — Н20.
12-32. Диссоциация воды описывается уравнением:
н2о ^ н + + он-.
В одном литре воды содержится 10~7 моль ионов Н+. Рассчи­
тайте степень диссоциации воды.
12-33. Выведите формулу кристаллогидрата сульфата нат­
рия, если известно, что массовая доля воды в нем составляет
55,9%.;
12-34. При пропускании 2 л воздуха (н. у.) через склянку е
концентрированной серной кислотой масса склянки увеличи­
лась на 0,2 г. Вычислите массовую долю водяные паров в возду­
хе.
12-35. Рассчитайте, сколько литров стехиометрической сме­
си водорода с кислородом было использовано при получении во­
ды, если при этом выделилось 380,8 кДж теплоты (теплота об­
разования жидкой воды равна 285,5 кДж/моль).
12-36. Равные объемы воды и метана смешали в замкнутом
сосуде и нагрели до 900 °С. Реакция конверсии прошла с выхо­
дом 50%. Определите объемные доли всех газов в полученной
смеси.
12-37. Кристаллическое вещество белого цвета образовано
щелочным металлом. При взаимодействии с водой 7,2 г этого
вещества выделилось 6,72 л водорода (н. у.). Определите состав
вещества и напишите уравнения его реакций с соляной кисло­
той и бромом.
12-38. Приведите по одному примеру-следующих реакций
воды с солями: а) частичного гидролиза с образованием кислой
среды; б) частичного гидролиза с образованием щелочной сре­
ды; в) полного гидролиза; г) образования кристаллогидрата.
12-39. Какая масса пероксида бария потребуется для полу­
чения 5,1 г пероксида водорода?
12-40. Приведите по одному уравнению реакций, в которых
пероксид водорода: а) является окислителем; б) является вос­
становителем; в) диспропорционирует, т. е. одновременно повы­
шает и понижает степень окисления кислорода.
197
12-41. Приведите по одному уравнению реакций пероксида
водорода с: а) оксидом; б) кислотой; в) солью; г) основанием.
12-42. Обычно поступающий в продажу 3% -й раствор перок­
сида водорода предназначен для медицинского использования в
качестве антисептика, а 6%-й раствор — для обесцвечивания
волос. Какое свойство пероксида водорода используется в обоих
случаях?
12-43. Рассчитайте массовую долю пероксида водорода в вод­
ном растворе, если при добавлении катализатора (Мп02) к 200 г
такого раствора из него выделилось 4,48 л кислорода (н. у.).
12-44. При взаимодействии хлорида золота (III) с перокси­
дом водорода в щелочной среде образовалось 1,97 г золота. Вы­
числите объем выделившегося при этом кислорода (н. у.).
12-45. На 66,0 г смеси оксида и пероксида бария подейство­
вали избытком, серной кислоты. После отделения осадка было
получено 300 мл раствора, к пробе которого объемом 3 мл по
каплям добавляли подкисленный раствор перманганата калия
до полного прекращения выделения кислорода. Объем кислоро­
да составил 67,2 мл. Рассчитайте молярную концентрацию по­
лученного раствора Н20 2, массовую долю Ва02 в исходной смеси
й массу полученного осадка.


Категория: Химия | Добавил: Админ (17.03.2016)
Просмотров: | Теги: Еремин | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar