Тема №6340 Ответы к задачам по химии Гольдфарб (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по химии Гольдфарб (Часть 1) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по химии Гольдфарб (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ
Чистые вещества и смеси
1-1. Имеются ли среди перечисленных ниже веществ химически чистые (индивидуальные) вещества: а) свободный от влаги и пыли воздух; б) профильтрованная речная вода; в) газированная вода? Ответ поясните.
О 1-2. При взрыве в эвдиометре 20 см3 водорода с 10 см3 чистого кислорода получился остаток газа объемом в 3 см3. Был ли водород чистым?  К ответу дайте пояснения.
О 1-3. 5 г некоторого порошка полностью растворили в малом количестве кипящей воды. При охлаждении выкристаллизовалось 3 г. Эти кристаллы были отфильтрованы и растворены снова в таком же количестве кипящей воды; при охлаждении выкристаллизовалось 2,9 г. Являлся ли порошок чистым веществом или смесью веществ? Ответ поясните.
© 1-4. Какие из перечисленных ниже веществ являются смесями и какие — химически чистыми веществами: а) бензин; б) азот, полученный пропусканием воздуха через нагретый порошок меди; в) генераторный газ; г) образец бертолетовой соли, содержащей 38% кислорода; д) глюкоза (предназначенная для медицинских целей)?
1-5. Путем тщательного смешения растертого в мелкий порошок медного купороса с порошкообразной серой можно получить порошок зеленого цвета, кажущийся совершенно однородным. Как отличить такой порошок от порошка малахита?
1-6. Придумайте, как разделить следующие смеси, растертые в порошок: а) мел и поваренную соль; б) речной песок, сахар и древесный уголь; в) серу, железный купорос, оксид меди (II) и железные опилки.
© 1-7. Составьте план разделения смеси 4 веществ: медных, древесных и железных опилок, порошка соды.              
б
Физические и химические явления
1-8. К каким явлениям — физическим или химическим — следует отнести: а) образование инея на деревьях; б) образование зеленого налета на медных предметах?
О 1-9. Дайте подробную характеристику процесса горения свечи. Какие явления здесь наблюдаются? Образуются ли при этом новые вещества и если да, то какие и как доказать их наличие? О 1-10. Имеет ли место химическое превращение при получении кислорода: а) из жидкого воздуха; б) из оксида ртути (II); в) из перманганата калия? Ответ поясните.
0 1-11. Раствор медного купороса в воде окрашен в голубой цвет. Если к такому раствору добавить нашатырного спирта, то окраска становится густо-синей. Происходит ли при этом простое смешение или же химическое превращение? Ответ поясните. Можно ли написать уравнение реакции?
O 1-12. Имеет ли место химическое превращение при: а) перегонке воды; б) сухой перегонке дерева? Ответ поясните.
Лтомно-молекулярная теория
1-13. В поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей» (I в. до и. э.) существование в природе невидимых частичек доказывается следующими фактами:
Ветер, во-первых, неистово волны бичует,
Рушит  громады  судов  и   небесные тучи   разносит.
...Стало быть,  ветры — частицы,  незримые нами,
Раз и по свойствам своим и по действиям могут сравниться
С   водами   мощных   рек,   обладающих   видимым   телом.
...Далее, запахи мы  обоняем  различного  рода,
Хоть и не видим совсем, как в ноздри они проникают.
...И,   наконец,   на  морском  берегу,   разбивающем  волны,
Платье сыреет всегда, а на солнце вися, высыхает.
Видеть,  однако,   нельзя,   как  влага   на   нем  оседает,
Как и  не видно того, как от зноя она исчезает.
Значит,   дробится  волна   на  такие  мельчайшие  части,
Что недоступны они совершенно для нашего взора.
а) Упоминаются ли здесь химические явления? б) Как называются частицы, о которых говорится в сочинении, на языке современной науки?
1-14. В книге Роберта Бойля «О происхождении форм и качеств» (1666 г.) содержится первое истолкование определенной химической реакциив свете учения об атомах: «Хотя атомы серы и ртути в веществе, называемом киноварью, тесно спаяны между собой, совместно улетучиваются при возгонке, не будучи разделяемы огнем ...однако, прекрасно известно, что при тесном смешении киновари с железом атомы железа сильнее соединяются с атомами серы, чем эти последние были соединены до того с ртутью, и вследствие этого из ярко-красной киновари мы получаем ртуть», а) Где говорится о химическом и где о физическом явлении? б) Каково
6
химическое название киновари и вещества, получаемого из нее одновременно с ртутью в описанном опыте? Выразите эту реакцию химическим уравнением. 0 1-15. Джон Дальтон в своем многотомном труде «Новая система химической философии» (1808 г.) изложил свои взгляды на строение вещества: «Уже одно наблюдение различных агрегатных состояний должно привести   к   тому   заключению,
что все тела состоят из колоссального количества крайне ничтожных частиц или атомов, связанных между собой более или менее значительной в зависимости от обстоятельств силой притяжения. Мы также не в состоянии сотворить или разрушить атом... Все изменения, которые мы можем производить, заключаются в разделении прежде связанных атомов и в соединении прежде разделенных атомов». Какая неточность содержится в этошртрывке с современной точки зрения на атом?
1-16. Какие из приведенных ниже слов можно и какие нельзя применять при описании свойств: а) вещества, б) молекулы: масса, плотность, размер, форма, летучесть, запах, вкус, температура плавления и кипения, окраска, электро- и теплопроводность, состав, твердость?
1-17. Приведите примеры частичек, которые можно называть и атомами и молекулами. Почему в этих случаях понятия «молекула» и «атом» совпадают?
1-18. Как объяснить, что газ, даже более тяжелый, чем воздух,  нельзя  сохранить  в  открытом  сосуде?
1-19. На правой чашке весов (рис. 1) помещена открытая колба с углекислым газом, а на лезой — точно такая же по массе и объему колба с водородом. Будет ли с течением времени изменяться положение чашек? Чем это объясняется?
© 1-20. Как объясняет атомно-молекулярная теория следующие факты: а) распространение запахов; б) диффузию; в) испарение и возгонку; г) изменение объема тел при изменении температуры; д) уменьшение суммарного объема при смешении некоторых жидкостей; е) упругие свойства мяча; ж) различную плотность вещества; з) различные химические свойства?
*
Простые и сложные вещества
1-21. Каким образом можно доказать, что оксид ртути (II) и вода — сложные вещества? Из каких элементов они состоят?
7
 
О 1-22. Мел при прокаливании . разлагается на негашеную известь и углекислый газ. Из каких химических элементов состоит мел?
О 1-23. При сгорании некоторого вещества в кислороде образуются углекислый газ, азот и вода. О присутствии каких химических элементов в веществе свидетельствует этот факт? © 1-24. Какие из перечисленных ниже веществ являются простыми, а какие — сложными: апатит, алмаз, сода, кварц, известь, уран, кокс, бензол, мрамор?
© 1-25. Можно ли из одного сложного вещества получить другое сложное вещество с тем же самым качественным и количественным составом? Ответ мотивируйте.
Атомная и молекулярная массы
1-26. Что имеет большую массу: а) атом углерода или молекула воды; б) молекула воды или атом магния; в) атом иода или молекула кислорода?
-   1-27. Во сколько примерно раз масса молекулы азота меньше массы атома криптона?
1-28. Во сколько примерно раз масса атома аргона больше массы молекулы водорода?
1-29. В 1819 г. шведский ученый Иоганн Яков Берцелиус установил, что навеска оксида меди (II) при накаливании в токе водорода потеряла в массе 27,13 г, причем образовалось 30,52 г воды. На основании этих данных он вычислил атомную массу кислорода. Найдите величину, определенную Берцелиусом, если атомная масса водорода равна 1.
1-30. Для определения атомных масс азота и хлора пары летучего соединения — хлористого нитрозила NOC1 — были пропущены последовательно через нагретые трубки (предварительно взвешенные) с металлическим серебром, медью и кальцием. При этом хло-ристый нитрозил разложился: хлор соединился с серебром, кислород — с медью, а азот — с кальцием. Увеличение масс трубок было соответственно равно 7,1 г; 3,2 г и 2,8 г. Рассчитайте из этих данных атомные массы хлора и азота, принимая атомную массу кислорода равной  16.
1-31. Назовите известный вам тип веществ, молекулярные массы которых слагаются из молекулярных масс двух соединений.
1-32. Изменяется ли состав (в процентах) и молекулярная масса при преобразовании веществ N02 в N204; NH4OCN в (NH2)2C0; HF в H2F2; CuS04 • 5Н20 в CuS04? Ответ обоснуйте.
1-33. При прокаливании 20,4 г бертолетовой соли КСlO3 получили хлорид калия и кислород, причем масса уменьшилась на 8 г. Рассчитайте молекулярную массу: а) хлорида калия; б) бертолетовой соли 
1-34. Углерод образует соединение с водородом, молекулярная масса которого точно такая же, как атомная масса кислорода. Напишите формулу этого соединения.
1-35. При нагревании 65,1 г оксида ртути (II) и 69,4 г оксида серебра (I) выделяются одинаковые количества кислорода, именно 4,8 г. Рассчитайте: а) молекулярные массы того и другого оксида; б) атомные массы ртути и серебра.
Вычисления по химическим формулам
1-36. Не прибегая к расчетам, найдите, в каком из нижеперечисленных соединений, формулы которых Pb304; Pb02; PbO; Pb203; PbS04, содержится больше и в каком меньше свинца на единицу массы соединения.
1-37. Чего больше по массе в медном колчедане CuFeS2 меди или железа? Задачу решите устно.
© 1-38. В чем выше содержание серы (в Процентах): в сульфате меди, сульфате натрия, серной кислоте или сульфате калия?
1-39. Порошок частично окисленного цинка содержит 0,5% кислорода. Сколько металлического цинка в этом образце в процентах, если формула оксида цинка ZnO?
1-40. Железные руды относятся к богатым, если в них содержится более 50% железа. Относится ли к богатым руда, в состав которой входит 60% магнитного железняка Fe304?
1-41. Месторождения марганца, содержащие менее 15% этого металла, в настоящее время технически и экономически не целесообразно разрабатывать, т. е. их нельзя отнести к категории руды. Является ли рудным месторождение, содержащее 20% пиролюзита Мп02?
1-42. Медные руды считаются богатыми, если содержат более 2% меди, и бедными, если содержат от 0,5% до 1% меди. К богатым или бедным относятся руды, содержащие: а) 2,5% халькопирита CuFeS2; б) 3% борнита Cu5FeS4; в) 2,5% куприта Cu20; г) 3% халькозина Cu2S?
1-43. В образце магнитогорской железной руды содержится 62% железа в виде минерала магнетита Fe304. Каково содержание (в процентах) магнетита в данной руде?
1-44. При применении в качестве микроудобрения медного купороса CuS04-5H20, содержащего около 4% примесей, было достигнуто значительное увеличение урожая конопли. Сколько меди вносится в почву с  10 кг указанной соли?
1-45. Внесение 0,5 кг бора на гектар полностью излечивает лен от бактериоза и повышает урожай семян и волокна льна. Вычислите, какое количество буры Na2B407 •10Н20 необходимо для внесения в почву такого количества бора.
Валентность
1-46. Какова валентность азота, фосфора, хлора, кремния и серы в соединениях, формулы которых NH3, РН3, НС1, SiH4, H2S? 
О 1-47. Какова валентность элементов в соединениях, формулы которых ZnS, Cu2S, A12S3, SnS2, P2S8?
1-48. Выпишите элементы, являющиеся в следующих соединениях: а) одновалентными; б) двухвалентными; в) трехвалентными; г) четырехвалентными; д) пятивалентными: Na,0; HC1; С120,; РН3; Fe203; Cr203; MgO; ZnO; Ti02; As205.
1-49. Напишите формулы соединения с водородом следующих элементов: а) мышьяка (III); б) кремния (IV); в) сурьмы (III); г) германия (IV); д) брома -(I).
1-50. Напишите формулы оксидов следующих элементов: а) серебра (I); б) магния (II); в) фосфора (V); г) кремния (IV); д) вольфрама (VI).
1-51. Ксенон образует с фтором (I) соединения, в которых он двух-, четырех- и шестивалентен. Напишите формулы этих соединений.
1-52. Напишите формулы: а) двух оксидов золота, в одном из которых золото одновалентно, а в другом — трехвалентно, б) оксида кадмия (II), в) двух оксидов хрома, в одном из которых хром трехвалентен, а в другом — шестивалентен.
1-53. Фосфор образует с хлором соединения состава РС13 и РС15. Напишите формулы оксидов фосфора, в которых фосфор проявляет такие же значения валентности, как в указанных соединениях с хлором.
1-54. В соединении кремния с водородом на 1 мае. ч. водорода приходится 7 мае. ч. кремния. (Атомная масса кремния 28.) Какова формула этого соединения и валентность кремния в нем?
1-55. В соединении кремния с кислородом на 16 мае. ч. кислорода приходится 14 мае. ч. кремния. Какова формула этого соединения и валентность кремния, если атомная масса кремния 28?
1-56. На 16 мае. ч. кислорода в одном из оксидов азота приходится 14, а в другом — 7 мае. ч. азота. Каковы формулы этих соединений и валентность азота в том и другом оксиде, если атомная масса азота 14?
Постоянству состава вещества
1-57. Сколько сульфида железа должно получиться, если взять для  реакции 8  г серы и 28 г железа?
1-58. В эвдиометре взорвана смесь 4 мл водорода с 4 мл кислорода. Какой газ останется после взрыва? Каков его объем1?
1-59. В эвдиометре взорвана смесь 10 мл водорода с 4 мл кислорода. Какой газ останется после взрыва? Каков его объем?
1-60. Сколько граммов нужно взять порошка серы и цинка, чтобы получить 194 г сульфида цинка?
1 Если в задаче не указаны условия, то измерения объема газа до и после опыта следует считать одинаковыми.
10
1-61. Французский химик Луи Жозеф Пруст, открывший закон постоянства состава, доказал его, в частности, и на оксидах олова: SnO и Sn02. Однако Клод Луи Бертолле считал, что соотношения химических элементов в соединении могут быть любыми и зависят от массы взятых для реакции веществ и доказывал это экспериментально, наблюдая постепенное увеличение количества кислорода при образовании оксида того же олова, нагревая его на воздухе и в токе кислорода. Кто же прав? Как установить истину, опираясь на те же опыты?
1-62. Может ли при образовании воды 1,68 г кислорода вступить в реакцию с 0,25 г водорода? Ответ поясните.
1-63. Из 1,59 г оксида меди (полученного накаливанием меди в струе кислорода) при восстановлении водородом образовалось 0,36 г воды. Из 1,99 г оксида меди (II) (полученного при нагревании малахита) образовалось при восстановлении водородом 0,45 г воды.  Подтверждают ли эти данные закон постоянства состава?
1-64. В чистую, предварительно взвешенную пробирку, положили немного оксида ртути (II) и взвесили — масса возросла на 2,17 г. После этого пробирку с содержимым нагревали в течение некоторого времени, затем дали ей остыть и снова взвесили. Оказалось, что теперь масса была меньше ранее найденной на 0,12 г. Что осталось в пробирке после нагревания — чистая ртуть или же смесь ртути и оксида ртути?
Сохранение массы веществ при химических реакциях
1-65. Сколько углекислого газа выделилось при разложении 2,21 г малахита, если при этом образовалось 1,59 г оксида меди (II) и 0,18 г воды?
1-66. Покажите справедливость закона сохранения массы веществ М. В. Ломоносова на следующих явлениях: а) при взаимодействии цинка с соляной кислотой масса образующегося хлорида цинка меньше массы цинка и кислоты, вступивших в реакцию; б) масса продуктов крекинга нефти не может быть больше массы взятой нефти,/а масса продуктов сгорания нефти всегда больше массы сгоревшей нефти; в) превращение белого фосфора в красный и обратно не сопровождается изменением массы.
1-67. В толстостенной стеклянной запаянной ампуле нагрели смесь, состоящую из 2,17 г оксида ртути (II) и 0,64 г серы. Какие вещества и в каком количестве образовались в ампуле? Изменилась ли общая масса?
1-68. При сжигании 2 г смеси серы и угля образовалось 6 г смеси сернистого газа и углекислого газа. Сколько граммов серы и угля было в первоначальной навеске?
1-69. 18,47 г оксида свинца нагревалось в токе водорода. После того как нагревание было прекращено, количество оставшегося оксида и образовавшегося свинца составляло 18,07 г. Сколько воды образовалось в этом опыте?
11
1-70. Небольшое количество смеси малахита и порошка алюминия прокалили на воздухе, но масса при этом не изменилась. Что произошло и в каком отношении (в процентах) находились в первоначальной навеске малахит и алюминий?
1-71. Какое количество оксида меди (II), воды и углекислого газа должно получиться при разложении 111 г малахита Сu2(ОН)аС03?
1-72. Одинаковое ли количество воды образуется при восстановлении водородом 10 г оксида меди Cu20 и 10 г оксида меди CuO? Ответ подтвердите расчетом.
1-73. Сколько граммов воды разложилось при действии электрического тока, если получилось: а) 2 г водорода; б) 2 г кислорода?
1-74. Изобретатель космических ракет К. Э. Циолковский в качестве источника энергии для их движения в космосе предложил использовать горение водорода в кислороде. В каком соотношении должны подаваться водород и кислород в камеру сгорания ракетного двигателя, чтобы не было перерасхода ни того ни другого?
1-75. При восстановлении водородом навесок оксида меди Cu20 и оксида свинца РЬ304 в каждом случае было получено по 3,6 г паров воды. Какие количества оксидов были взяты для реакции? © 1-76. При нагревании оксида ртути (II) с углем получается газ, не поддерживающий дыхания, в котором гаснет зажженная лучинка и от которого мутится известковая вода. Какое еще вещество при этом получается? Сколько нужно взять исходных веществ, чтобы получить 5ДЗ л этого газа (при н. у.)?
1-77. Сколько нужно взять оксида железа Fe203 и оксида олова Sn02, чтобы при восстановлении углем получить по 10 г металла? 1-78. При восстановлении оксидов ZnO, CuO, Fe304 и Pb02 оксидом углерода при нагревании было получено по 10 г каждого металла. Сколько всего литров оксида углерода (измеренного при н. у.) было израсходовано?
О 1-82. В одну часть герметически закрытого прибора (рис. 2) поместили 1,35 г порошка алюминия, а в другую — оксид серебра (I) и одновременно прокалили. К какому типу реак-ций относится процесс в каждой части прибора и сколько было взято оксида серебра (I), если состав воздуха в приборе не изменился?
2
ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ  НЕОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
Оксиды. Составление формул
и вычисление состава вещества (в процентах)
0 2-1. Напишите формулы оксидов К, Ва, Al, Si, P, S, CI, Os, зная, что валентность элемента соответствует номеру группы периодической системы.
2-2. Какова валентность марганца в оксидах, формулы которых Мп203; МпО; Мп02; Мп207; Мп03?
2-3. Назовите оксиды, формулы которых Cu20; CuO; FeO; Fe203; Mn203; Mn02; S02; P205; S03; Mn207; Ru04.
2-4. Ниже приведены формулы ряда оксидов. Укажите, в каком из них содержание (в процентах) кислорода наибольшее и в каком — наименьшее: NO; CaO; MnO; FeO; MgO; CO; BaO; CuO; HgO; ZnO.
2-5. Одинаковое ли количество железа содержится в 1 кг Fe203 и в 1 кг Fe304?
2-6. На завод была доставлена руда, содержащая 4640 т магнитного железняка Fe304. Сколько железа содержится в этом количестве руды?
2-7. При анализе одного образца руды в нем было найдено 2,8 г железа. Какому количеству одсида железа. (III) это соответствует?
2-8. Составьте формулы оксидов перечисленных ниже элементов, исходя из следующих данных:
1)  S —50,0 %;        3) С —42,8 %;
2)  Мп —49,6  %;        4) РЬ—86,6 %.
Способы получения оксидов
2-9. Приведите пример, когда при нагревании одной соли образуется сразу три оксида.
2-10. Карбонат магния при нагревании разлагается на два оксида. Рассчитайте, какое количество каждого оксида образуется при разложении 210 кг карбоната магния.
2-11. В технике оксид бария получают путем нагревания нитрата бария, при этом образуется еще оксид азота (IV) и кислород. Рассчитайте, какое количество оксида бария можно получить из 5,2 кг нитрата бария.
0 2-12. При прокаливании оксида меди (II) теряется половина кислорода и образуется новый оксид меди (I). Сколько граммов
13
оксида меди (II) прокалили, если образовалось 22,4 л кислорода (при н. у.)?
2-13. Оксид цинка ZnO получают сжиганием цинковой пыли в присутствии воздуха в специальных ретортах. Считая для простоты, что цинковая пыль состоит из чистого цинка, рассчитайте, сколько потребуется цинковой пыли для получения 40,5 кг оксида цинка.
© 2-14. 18,47 г оксида свинца нагревалось в токе водорода. После того как нагревание было прекращено, количество оставшегося оксида и образовавшегося свинца составляло 18,07 г. Сколько оксида водорода образовалось  при этом опыте?
2-15. Обычное стекло часто выражают формулой в виде оксидов Na20 • СаО • 6Si02. Какое количество оксида кремния необходимо для получения 1 кг стекла?
Химические свойства оксидов
2-16. Какие из оксидов, формулы которых СаО; Si02; CuO; А1203; СО; N203; Kfi; S03; Fe203, будут реагировать с водой при обычных условиях и что при этом образуется? Напишите уравнения возможных реакций.
2-17. При прокаливании оксида марганца МпОа образуется оксид марганца состава Мп304 и кислород. Какое количество оксида марганца (IV) нужно прокалить, чтобы получить 1 л кислорода (измеренного при н. у.)?
2-18. Могут ли оксиды разных элементов реагировать друг с другом? Ответ мотивируйте.
О 2-19. Приведите примеры взаимодействия оксидов с кислотами, со щелочами и таких оксидов, которые могут реагировать как с кислотами, так и со щелочами.
0 2-20. Могут ли оксиды реагировать с солями? Ответ мотивируйте.
Применение оксидов
2-21. Некоторые оксиды применяют в лабораторной практике в качестве осушителей (т. е. веществ, поглощающих воду). Какие из оксидов, формулы которых приведены ниже, пригодны для этой цели: CuO; BaO; СаО; Р206; Fe304? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2-22. Какие оксиды применяются в строительстве?
2-23. В XIX в. оксид бария широко применяли для получения кислорода из воздуха. При нагревании на воздухе начиная с 500°С образуется пероксид бария Ва02, но при дальнейшем нагреве свыше 700°С снова образуется оксид бария. Напишите уравнение этих реакций.
О 2-24. Угарный газ СО не задерживается обычным фильтрующим противогазом. Для защиты от него  применяют дополнительный
гопкалитовый патрон, в котором угарный газ окисляется оксидом марганца Мп02. Напишите уравнения реакций.
2-25. Кукуруза на площади 1 га в сутки потребляет около 1 т углекислого  газа.   Какое количество  углерода  усваивается  при
этом растениями?
Основания. Получение
и химические свойства оснований
2-28. Напишите структурные формулы гидроксидов следующих металлов: лития (I), марганца (II), свинца (II), хрома (III), железа (III), олова (IV), марганца (IV). От чего зависит количество гидроксильных групп в основаниях?
2-27. Выпишите формулы гидроксидов нерастворимых и растворимых в воде: Zn(OH)a; Fe(OH)a; Ba(OH)2; NaOH; Fe(OH)3; Cu(OH)3. Как называется та и другая группа гидроксидов? Какое название является более общим?
2-28. Найдите формулы гидроксидов, имеющих следующий состав:
1)  Мп — 61,8 %;       0 — 36,0 %;       Н — 2,3 %;
2)  Sn —77,7 %;        0 — 21,0 %;       Н—1,3 %;
3)  РЬ —75,3 %;       0-23,2 %;       Н—1,5 %.
2-29. Как получить гидроксид магния, исходя из магния, кислорода и воды? Напишите уравнения реакций. Можно ли подобным путем получить гидроксид меди?
2-30. Если кипятить магний с водой, подкрашенной лакмусом в красный цвет, то окраска раствора вскоре из красной становится синей. Почему? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2-31. Натронная известь представляет собой смесь гидроксидов натрия и кальция. На чем основано применение этой смеси для поглощения углекислого газа? Напишите уравнения соответствующих реакций.
Кислоты. Классификация и состав кислот
*2-32. Какие известные вам: а) газы, б) жидкие соединения, в) твердые соединения образуют при взаимодействии с водой кислоты? О 2-33. Расположив в ряд галогеноводородные кислоты по их силе, укажите, имеется ли связь между последней и электроотри-цательностыо образующих эти кислоты галогенов.
2-34. Приведите по одной формуле кислот разной основности. О 2-35. Можно ли сказать, что относительная сила бескислородных кислот тем больше, чем легче кислота отдает протон?
2-36. Укажите валентность кислотных остатков, входящих в состав солей, формулы которых MgBr2; Ca(P03)2; KMn04; Na2C03; А1Р04; CuS04; Fe(N03)3; Al2S3; PbCl4; KJ.
15
О 2-37. Найдите формулы кислот, имеющих следующий состав:
1)   Н—2,1 %;       N — 29,8%;       0 — 68,1%;
2)  Н— 2,4%;        S—39,1%;       0 — 58,5%;
3)  Н —3,7 %;       Р — 37,8 %;       О — 58,5 %.
© 2-38. Солью каких кислот являются ляпис AgN03 и бертолетова соль КС103. Напишите формулы этих кислот и их магниевых солей.
Способы получения кислот
2-39. Оксид фосфора (V), представляющий собой белое твердое вещество, на воздухе расплывается. Какая химическая реакция при этом происходит? Напишите соответствующее уравнение. © 2-40. До начала XX в. единственным способом получения азотной кислоты являлось получение ее из натриевой селитры NaN03. Напишите уравнение реакции селитры с концентрированной серной кислотой и объясните, почему эта реакция осуществима, учитывая, что азотная кислота более сильная, чем серная. © 2-41. Чистую фосфорную кислоту в лаборатории можно получить, окисляя элементарный фосфор раствором азотной кислоты. Напишите уравнение реакции.
2-42. Какое количество азотной кислоты можно получить из 1-кг калийной селитры KN03 при ее взаимодействии с избытком концентрированной серной кислоты?
Химические свойства кислот
2-43. Концентрированная серная кислота и оксид фосфора (V) часто применяются в эксикаторах как осушители. Что происходит при этом с ними?
2-44. М. В. Ломоносов впервые установил отличие между явлениями растворения металла в кислоте и растворением соли в воде. В чем именно оно заключается?
2-45. На чашках весов уравновешены стаканчики с некоторым количеством соляной кислоты одинаковой концентрации. В один стаканчик опустили кусок цинка, а в другой — точно такое же количество магния. В каком положении будут чашки весов после окончания реакции: а) если металлы были в избытке, б) если в избытке была кислота?
2-46. При паянии употребляют так называемую травленную кислоту. Приготовляют ее действием цинка на соляную кислоту до прекращения реакции. Напишите уравнение и рассчитайте, сколько цинка пойдет на травление кислоты, содержащей 12 г НС1.
2-47. В промышленности железный купорос FeS04 • 7Н20 получают как побочный продукт на металлообрабатывающих заводах. Какое количество железного купороса получится из 1 т железа? 0 2-48. «Свинцовый сахар» (ядовит!), или ацетат свинца (СН3СОО)2РЬ, по одному из способов приготовляется действием ук-
16
сусной кислоты на оксид свинца (II). Сколько оксида свинца нужно взять для получения 65 кг свинцового сахара?
2-49. Как из негашеной извести СаО получить хлорид кальция и нитрат кальция? Напишите уравнения реакций.
2-50, В лаборатории потребовалось нейтрализовать раствор, содержащий 196 г серной кислоты. Для нейтрализации вначале был прибавлен раствор, содержащий 60 г NaOH, а дальнейшую нейтрализацию производили КОН. Сколько граммов гидроксида калия было израсходовано на нейтрализацию раствора?
2-51. Смесь оксида меди (II) с медью обработали раствором соляной кислоты и профильтровали. Что осталось на фильтре и что перешло в раствор? Ответ поясните.
2-52. Если в лаборатории щелочь попала на тело или в глаза, то сначала следует быстро промыть холодной водой, а затем обожженные щелочью участки тела 2-процентным раствором уксусной кислоты СН3СООН, а глаза — 2-процентным раствором борной кислоты Н3В03. После нейтрализации щелочи снова промыть обожженные участки холодной водой. Напишите уравнения реакций нейтрализации NaOH.
Соли. Состав и классификация солей
2-53. Ниже приведены формулы некоторых солей, часто применяемых в домашнем обиходе, в промышленности, в сельском хозяйстве, медицине: питьевая сода NaHC03; кальцинированная (стиральная) сода Na2C03; мел, мрамор, известняк СаС03; поташ К2С03; сулема HgCl2; калийная селитра KN03; каломель HgCl; ляпис AgN03; поваренная соль NaCl. Дайте этим солям химическое название и укажите, какие из них являются ядовитыми. О 2-54. Напишите формулы следующих солей: сульфата калия, нитрата бария, карбоната натрия, ортофосфата кальция, сульфата цинка, сульфида железа, хлорида меди, силиката калия, сульфита натрия, бромида алюминия, иодида калия.
О 2-55. Напишите по два примера основной, средней и кислой солей. Дайте им химическое название и укажите, как их можно получить.
2-58. Какие .двойные соли вы знаете? Напишите их формулы и дайте химическое и тривиальное (обычное) название. ^Т 2-57. Из следующего перечня солей, формулы которых приведены ниже, выберите отдельно а) основные соли; б) средние (нормальные) соли; в) кислые солщ г) кристаллогидраты; д) двойные соли: CuS04 • 5H20; NaHC03; K2S04; Na2C03- 10Н2О; Cu2(OH)2C03; NH4N03: KA1(S04)2; CaC03; ZnS; BaCl2; CaOC!2; Mg(OH)Cl; KHS; Na2HP04.
17
Способы получения и химические свойства солей
2-58. Хлорид цинка получают на производстве, исходя либо из цинка, либо из его оксида. Чем нужно обработать эти вещества, чтобы получить хлорид цинка? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2-59, Как получить сульфат магния, исходя из а) магния; б) оксида магния; в) гидроксида магния; г) карбоната магния? Напишите уравнения соответствующих реакций.
.2-60. К раствору, содержащему 40 г сульфата меди, прибавили 12 г железных опилок. Рассчитайте, останется ли в растворе сульфат меди после того, как закончится реакция.
2-81. Оксид цинка, применяемый для производства хлорида цинка, может содержать в виде примесей оксид железа, оксид алюминия и оксид кремния. Какими солями будет загрязнен хлорид цинка? Напишите формулы этих солей и дайте им названия.
2-62. К раствору, содержащему 49 г серной кислоты, прибавили 20 г гидроксида натрия. Какая соль осталась в чашке после того, как полученный раствор выпарили досуха?
2-63. Как из негашеной извести, соды и воды получить ги-дроксид натрия? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2-64. 14 г оксида кальция обработали раствором, содержащим 35 г азотной кислоты. Сколько граммов соли образовалось?
2-65. 10 г оксида магния обработали раствором, содержащим 28 г серной кислоты. Сколько граммов соли образовалось?

О 2-67. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
Na →NaOH →Na2S04 →NaNO3 →NaN02 → Na20 
Al →A1203 →Al2(S04)3 →Al (OH)3 →AlCl3 →Al
2-68. Могут ли находиться совместно в растворе: a) NaOH и НВг, б) Ва(ОН)2 и FeCl3, в) NaCl и КОН? Дайте обоснованный ответ и  приведите уравнения соответствующих  реакций. О 2-69. Даны следующие вещества: оксид бария, сульфат желе-
18
за (III), вода, серная кислота, оксид меди (II). Как, используя эти вещества, получить: а) гидроксид бария, б) гидроксид железа, в) гидроксид меди? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2-70. Как, исходя из железа и имея все необходимые реактивы, получить гидроксид железа (II)? Напишите уравнения реакций.
2-71. Требуется,   исходя  из  угля  и  кальция,   получить карбонат кальция. Какое еще вещество необходимо для этого? Напишите уравнения реакций.
О 2-72. Как, используя железо, серу, воду и кислород, получить два оксида, две соли и две кислоты? Ответ поясните уравнениями реакций.
О 2-73. Необходимо из хлорида алюминия, серной кислоты, гидроксида натрия и воды получить в чистом виде четыре соли и кислоту. Как это осуществить? Ответ поясните уравнениями реакций.
О 2-74. Приведите примеры образования кислот из: а) двух жидких веществ, б) газообразного и жидкого веществ, в) твердого и жидкого веществ.
О 2-75. Приведите примеры образования солей из: а) двух газообразных веществ, б) двух твердых веществ, в) твердого и газообразного веществ.
2-76. Какие из известных вам типов соединений могут образоваться при действии кислоты на растворы солей? Приведите примеры.
2-77. Какие из известных вам типов соединений могут образоваться при действии раствора щелочи на растворы солей? Приведите примеры.
2-78. В раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия, прилили раствор, содержащий 10 г азотной кислоты. Какова реакция полученного раствора: кислая, щелочная или нейтральная?
2-79. В одной научной работе, напечатанной в 1754 г., описываются следующие опыты (названия веществ даны те, которые были приняты в то время): 1) при сильном нагревании белая магнезия превращается в жженую магнезию, причем масса жженой магнезии почти в 2 раза меньше, чем масса взятой белой магнезии; 2) при обработке белой магнезии серной кислотой происходит сильное вскипание и образуется эпсомская соль; 3) жженая магнезия с серной кислотой дает ту же соль, но без вскипания; 4) если на эпсомскую соль подействовать поташом, то выпадает осадок белой магнезии, из раствора же выпариванием можно выделить купоросный камень; 5) при действии серной кислоты на поташ происходит вскипание и образуется купоросный камень; 6) едкое кали с серной кислотой также дает купоросный камень, но без вскипания.
На основании этих данных был сделан вывод, что в состав белой магнезии входит какое-то летучее вещество (оно было названо фиксированным воздухом), которое выделяется из белой магнезии при ее прокаливании или при действии на нее кислоты.
19
Воспользовавшись приведенным описанием, решите: а) что такое белая магнезия, фиксированный воздух, эпсомская соль, купоросный камень. Напишите формулы этих веществ, если нам теперь известно, что жженая магнезия — это оксид магния. Напишите уравнения всех описанных выше реакций; б) почему белая магнезия растворяется в кислоте со «вскипанием», а жженая магнезия — без «вскипания»; в) каково должно быть отношение между количеством взятой белой магнезии и полученной жженой магнезии.
3
РАСТВОРЫ
Растворимость
3-1. Путем выпаривания досуха 200 г насыщенного при 10°С раствора хлорида натрия получено 52,64 г соли. Чему равна растворимость хлорида натрия в воде при 10°С?
3-2. Растворимость нитрата натрия при 10°С равна 80,5 г. Сколько граммов этой соли можно растворить в 250 г воды при 10°С?
3-3. Имеется ненасыщенный раствор нитрата калия. Укажите два способа, с помощью которых можно из него приготовить насыщенный раствор.
3-4. Имеется насыщенный при 10°С раствор хлорида калия. Укажите два способа, с помощью которых можно приготовить из него ненасыщенный раствор.
О 3-5. В фарфоровую чашку массой 11,64 г налит насыщенный при 15°С раствор нитрата калия. Масса чашки с раствором 106,4 г, а после выпаривания раствора — 30,54 г. Найдите растворимость нитрата калия при указанной температуре. Результат расчета проверьте по рисунку 3.
3-6. Из 12,86 г насыщенного при 15°С водного раствора хлорида бария путем выпаривания воды получено 4,11 г кристаллогидрата ВаС12 • 2Н20. Найдите растворимость хлорида бария ВаС12 (т. е. безводной соли). Проверьте результат расчета по рисунку 3.
3-7. Для растворения 84 г кристаллогидрата SrCl2 • 6НаО при 15°С требуется 100 г воды. Рассчитайте растворимость хлорида стронция (безводной соли). .
3-8. Из каких солей, кривые растворимости которых представлены на рисунке 3, и как можно приготовить растворы, содержащие больше растворенного вещества,  чем растворителя?
3-9. Какое наименьшее количество воды следует взять для растворения 7,5 г сульфата калия при 45°С?
1 Задачи этого раздела решаются с использованием графиков (рис. 3). 20
зования соли из 0,5 моль цинка и сколько граммов водорода при этом получится?
4-22. Сколько граммов водорода потребуется для полного восстановления: а) 0,3 моль оксида меди (II); б) 20 г оксида меди (II)?
4-23. Какое количество серной кислоты пойдет на нейтрализацию смеси 20 г гидроксида натрия и 14 г гидроксида калия?
4-24. Сколько граммов алюминия потребуется для получения из кислоты такого же количества водорода, сколько его получается при действии 1 моль цинка?
4-25. Какого металла — натрия, магния, алюминия или цинка — потребуется меньше всего для получения 1 г водорода из соляной кислоты?
4-26. Хватит ли раствора, содержащего ПО г серной кислоты, чтобы превратить 56 г железа в соответствующую соль?
4-27. Реакция между железом и сульфатом меди выражается уравнением:
Fe + CuS04 = Сu + FeS04
Сколько граммов меди может быть вытеснено при действии на избыток раствора сульфата меди 14 г железа?
4-28. Сколько граммов водорода получится при действии 13 г цинка на раствор, содержащий 35 г серной кислоты?
4-29. Каково общее число атомов в 1 моль С02?
4-30. Сколько граммов хлорида натрия можно получить, смешав 20 г гидроксида натрия с 100 г 20-процентной соляной кислоты и полностью выпарив раствор?
4-31. Сколько граммов сульфата меди образуется при растворении 40 г оксида меди (II) в растворе, содержащем 100 г серной кислоты? © 4-32. Сколько граммов кислорода пойдет на окисление 1 моль:
а)  цинка; б) магния; в) алюминия; г) меди до оксида меди (I)? 4-33. Одинаковые ли  количества  кислорода  можно получить
при разложении: а) 1 моль оксида серебра (I) и 1 моль оксида ртути (II); б) 1 г оксида серебра и 1 г оксида ртути (II)?
4-34. Кукуруза на площади 1 га в сутки потребляет около 1 т углекислого газа. Какое количество углерода усваивается при этом растениями?
Вычисление абсолютных масс и объемов атомов и молекул
4-35. Вычислите массу в граммах:  а) одного атома серебра,
б)  одной молекулы воды.
4-36. Во сколько раз абсолютная масса одного атома алюминия больше абсолютной массы одного атома бериллия? Можно ли ответить на этот вопрос, не прибегая к вычислениям?
4-37. Зная плотность меди (8,92 г/см3), вычислите объем, приходящийся на один атом меди в ее кристаллической решетке.
27
4-38. Можно ли считать радиусы атомов углерода в графите и алмазе   одинаковыми?
4-39. Вычислите объем, приходящийся на один атом платины и один атом свинца в их кристаллических решетках. Плотности этих металлов равны соответственно 21,5 и 11,3 г/см3.
Закон Авогадро
4-41. Плотность жидкого кислорода при —183°С 1,14 г/см3. Во сколько раз увеличится объем кислорода при переходе его из жидкого в газообразное состояние при нормальных условиях?
4-42. Смешаны 5 л азота с 1 л кислорода. Сколько молекул азота приходится в этой смеси на одну молекулу кислорода?
4-43. На весах уравновешен стакан емкостью 0,5 л, после чего воздух из него вытеснен углекислым газом. Какой груз и на какую чашку весов нужно положить, чтобы восстановить равновесие? Расчет вести для нормальных условий.
4-44. При одинаковых условиях взято 1 л водорода, 3 л аммиака и 2 л воздуха. Где больше всего молекул? Как относятся между собой числа, выражающие количество молекул в каждом объеме? Всегда ли при равных условиях сохраняются эти отношения?
4-45. Закон Авогадро может быть сформулирован так: 1 м3 любого газа и любой смеси газов содержит при нормальных условиях одно и то же число молей. Рассчитайте, какое именно.
4-46. Исходя из условия задачи 4-45 и состава воздуха: 78% азота, 21% кислорода, 1% аргона (по объёму), рассчитайте, сколько молей каждого из этих газов содержится В 1 м3 воздуха (при н. у.) и какова масса 1 м3 воздуха (при н. у.).
 © 4-47. Пользуясь ответами задач 4-45 и 4-46, рассчитайте, какова должна быть молекулярная масса газа, если бы этот газ имел одинаковую плотность с воздухом, и выпишите все: а) простые вещества, б) водородные соединения (их 4), в) оксиды, представляющие газы (при н. у.).
© 4-45. Английский ученый Кавендиш впервые определил плотность водорода в приборе, представленном (в разобранном виде)
* н.  у. — нормальные условия (О9 С, 760 мм рт. ст.)

Объем моля газа
4-49. Какой объем займут* (при н. у.): а) 0,2 моль водорода, б) 0,2 моль кислорода, в) 0,2 моль азота, г) 0,2 моль воды (при
4°С)?
4-50. Какой объем займет (при н. у.) смесь, состоящая из 2,35 моль кислорода, 0,65 моль азота, 1,31 моль оксида углерода (IV) и 0,69 моль оксида серы (IV)? Задачу решите в два арифметических действия.
4-51. Жидкий кислород перевозят на автомобилях в транспортных танках, вмещающих 3,2 т кислорода. Какой объем (при н. у.) займет такое количество газообразного кислорода?
4-52. Баллон со сжатым водородом вмещает 0,5 кг водорода. Какой объем займет это количество водорода при нормальных условиях?
4-53. Один из типов установок для получения кислорода из воздуха производит в час около 1200 м3 газообразного кислорода 99-процентной чистоты. Сколько это составит в расчете на тонну, если принять, что объем отнесен к нормальным условиям?
4-54. Резервуар емкостью 50 м3 вмещает 25 т жидкого аммиака. Во сколько раз больше должен быть объем газгольдера (резервуар для хранения газов), чтобы он вместил это количество аммиака в виде газа при нормальных условиях?
4-55. Во сколько раз увеличится объем воды в результате превращения ее в водяной пар при нормальных условиях?
4-56. Сколько примерно молекул содержится в 0,75 л углекислого газа (при н. у.)?
29
4-57. Какой примерно объем (при н. у.) займут 2,41 • 1025 молекул хлора и такое же количество молекул углекислого газа?
4-58. Вычислите, сколько молекул оксида серы (IV) содержится в 560 мл (при н. у.) и в таком же объеме водорода.
4-59. Какова масса 3,61 • 1024 молекул азота при нормальных условиях? Что в условиях этой задачи является излишним?
Расчет относительной плотности газов
4-60. Какова: а) плотность воздуха по водороду; б) плотность водорода по воздуху1?
4-61. Плотность некоторого газа по водороду равна 2. Какова его плотность по воздуху?
4-62. Во сколько раз легче или тяжелее воздуха1: а) водяные пары; б) сероводород; в) гелий?
4-63. Рассчитайте плотность по водороду следующих газов: а) хлороводорода НС1, б) бромоводорода НВг, в) иодоводорода HI.
4-64. Какие известные вам газообразные соединения легче воздуха?
4-65. Увеличивается или уменьшается грузоподъемность дирижабля при замене водорода на гелий?
4-66. Какой из двух газов для наполнения воздушных шаров — гелий или водород — легче и во сколько раз? Почему отдается предпочтение первому из этих газов?
4-67. Найдите плотность аргона: а) по водороду; б) по воздуху.
4-68. Во сколько раз аммиак NH3 легче или тяжелее воздуха?
4-69. Какой воздух легче — сухой или влажный (содержащий водяные пары)? Дайте обоснованный ответ.
4-70. Для тушения пожаров применяется летучая негорючая жидкость, представляющая собой соединение углерода с хлором. Валентность углерода в этом соединении такая же, как у углерода в углекислом газе. Назовите это вещество и рассчитайте плотность его паров: а) по воздуху, б) по углекислому газу.
4-71. Какие из перечисленных ниже газов при выпускании в воздух будут подниматься вверх, а какие — опускаться вниз: а) оксид азота N20, б) ацетилен С2Н2, в) хлороводород НС1, г) неон Ne?
4-72. Может ли существовать соединение серы, пары которого легче воздуха? Дайте обоснованный ответ.
4-73. Найдите плотность по водороду смеси водорода с гелием, содержащей 50% гелия (по объему).
4-74. Рассчитайте плотность по водороду газообразной смеси азота с этиленом С2Н4, содержащей 35,4% азота. Какое из данных задачи является лишним? Почему?
4-75. «Гелиевый воздух» — смесь одного объема кислорода и четырех объемов гелия — используется для лечения некоторых за-
1 Средняя «молекулярная» масса воздуха равна 29.
болеваний и применяется водолазами при работе на глубине. Легче или тяжелее такой воздух обычного и во сколько раз?
4-76. Какой груз (включая оболочку и оснастку) может поднять аэростат емкостью 1000 м3, если полет производится при нормальных условиях, а аэростат наполнен гелием?
Молекулярная масса
и молекулярная формула газа
4-77. Плотность газа по воздуху равна 2. Какова молекулярная масса газа?
4-78. Плотаость газа по гелию равна 0,5. Какова молекулярная масса газа?
4-79. Рассчитайте молекулярные массы газов, плотность которых по гелию равна: а) 11; б) 7; в) 0,5; г) 8; д) 4.
4-80. Какова химическая формула оксида углерода, имеющего такую же плотность, как азот?
4-81. Напишите формулу и название оксида серы, если известно, что он вдвое тяжелее кислорода.
4-82. Соединение фосфора с водородом представляет собой газ, одинаковый по плотности с сероводородом H2S. Найдите химическую формулу этого соединения.
4-83. При действии хлора на олово образуется хлорид олова, молекула которого состоит из 5 атомов. Зная, кроме того^ что плотность паров хлорида олова по водороду около 130, найдите его формулу.
4-84. Плотность паров ртути по воздуху при 446 °С равна 6,92. Каков состав молекул ртути в парах?
4-85. Плотность паров цинка по водороду при 1400 °С приблизительно равна 33. Каков состав молекул цинка в парах?
4-86. Белый фосфор — одно из аллотропных видоизменений элемента фосфора. Плотность по водороду паров белого фосфора равна 124. Найдите формулу белого фосфора.
4-87. Сколько атомов в молекуле серы при 500 °С и при 1160°С, если плотности паров серы по воздуху при этих температурах соответственно равны 6,55 и 2,2?
4-88. Соединение содержит вдвое больше атомов водoрода, чем углерода; его плотность по водороду равна 14. Найдите формулу соединения.
Соотношения объемов и массы газов при химических реакциях
4-89. В каком объемном соотношении должны быть смешаны оксид углерода (II) и кислород, чтобы при поджигании газы полностью прореагировали? Каково соотношение объемов получившегося углекислого газа и исходной смеси газов?
31
4-90. При сжигании угля в избытке кислорода или воздуха не происходит изменение объема (если сравнение объемов производится при одинаковой температуре). Объясните почему.
4-91. Увеличивается, уменьшается или остается неизменным объем газов при сжигании серы в кислороде, если измерения объема газов до и после опыта производятся при одних и тех же условиях? 4-92. Во сколько раз объем кислорода, вступающего в реакцию при окислении сероводорода H2S до оксида серы S03 и воды, превышает объем сероводорода?
4-93. При окислении газообразного аммиака NH3 кислородом в присутствии катализатора образуются оксид азота N0 и вода. Составьте уравнение этой реакции и укажите, какой объем кислорода вступает в реакцию с 20 л аммиака. Задачу решите устно. О 4-94. Какой объем кислорода вступит в реакцию при сгорании 14 м3 смеси водорода с оксидом углерода?
4-95. Уголь был сожжен в.. четырехкратном количестве воздуха по сравнению с теоретически потребным. Рассчитайте: а) состав (в процентах по объему); б) массу 1 л образовавшейся газовой смеси (в пересчете на н. у.).
4-96. При сжигании водорода в избытке кислорода объем газовой смеси после охлаждения до прежней (комнатной) температуры сократился на 27 мл. Каков был объем водорода?
4-97.-6 мл водорода сожгли в избытке кислорода. На сколько сократился объем газовой смеси после охлаждения ее до прежней (комнатной) температуры?
4-98. Аммиак горит в хлоре. Продукты горения — азот и хло-роводород. В каких объемных соотношениях: а) реагируют при этом аммиак и хлор; б) получаются азот и хлороводород?
4-99. В каком соотношении объемов должны быть смешаны метан и оксид углерода (II), чтобы для полного сгорания (до углекислого газа и воды) любого объема этой смеси расходовался такой же объем кислорода?
4-100. Атмосферный воздух содержит 20,9% кислорода (по объему), а выдыхаемый человеком воздух содержит 16,5% кислорода и 4% углекислого газа. Рассчитайте, сколько (в процентах) потребляемого при .дыхании кислорода расходуется на образование углекислого газа.
4-101. Находясь в полном покое, человек расходует в минуту 0,24 л кислорода, а выдыхает 0,19 л углекислого газа. Сколько (в процентах) кислорода идет при этом на образование, углекислого газа?
4-102. При окислении железа до оксида железа состава Fe304 в реакцию вступило 89,6 л кислорода (измеренного при н. у.). Сколько граммов железа окислилось и сколько молей оксида образовалось?
4-103. Сожгли 15,5 г фосфора. Какой объем (измеренного при н. у.) кислорода при этом вступил в реакцию и сколько молей
4-104. Свинцовая краска сурик Рb304 может быть получена: а) прокаливанием оксида свинца РЬСу, б) прокаливанием на воздухе глета РbО. Какой объем кислорода (измеренного при н. у.) выделится или затратится в том и другом случае при образовании 1 моль сурика?
4-105. При растворении в кислоте 2,33 г смеси железа и цинка было получено 896 мл водорода (измеренного при н. у.). Сколько граммов железа и цинка содержалось в смеси?
4-106. Какой объем воздуха (измеренного при и. у.) требуется по расчету для полного сгорания 1 кг антрацита следующего состава: 96,0% углерода, 2% водорода, 1% кислорода и 1% азота?
4-107. Какие объемы водорода и кислорода (измеренных при н. у.) должны прореагировать, чтобы образовался 1 г воды?
4-108. Какой объем жидкой воды получится при сгорании 112 л водорода (измеренного при и. у.) в избытке кислорода?
4-109. Хватит ли 15 л (измеренного при н. у.) кислорода для сжигания 4 г серы?
4-110. При действии цинка на соляную кислоту было получено 4,48 л водорода (измеренного при н. у.). Сколько цинка вступило в реакцию?
4-111. Сколько литров водорода (измеренного при н. у.) получится при растворении в кислоте смеси 1 моль цинка с 2 моль алюминия?
4-112. Каковы масса и объем (н. у.) водорода, образующегося при растворении в кислоте 1,00 г сплава следующего состава: 5% алюминия, 2% цинка, 93% магния?
4-113. Каков состав (в процентах) алюминиево-медного сплава, если при обработке 1,00 г его избытком кислоты выделилось 1,178 л водорода (в пересчете на н. у.)?
4-114. Какой объем водорода (измеренного.при н. у.) выделится при растворении в кислоте 1 кг цинка?
4-115. Сколько водорода (измеренного при н. у.) можно получить при растворении в кислоте 1 кг алюминия?
4-116. Какое количество серной кислоты израсходуется при вытеснении из нее 11,2 л водорода (измеренного при н. у.) каким-нибудь металлом?
4-117. Сколько должно получиться килограммов негашеной извести, кубических метров углекислого газа (измеренного при н. у.) при разложении 50 кг известняка?
Термохимические расчеты
4-118. При соединении 4,2 г железа с серой выделилась теплота, соответствующая 7,15 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
4-119. При сжигании 6,5 г цинка выделилась теплота, соответствующая 34,8 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
33
4-120. При соединении 18 г алюминия с кислородом выделяется 547 кДж теплоты. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
4-121. Путем сжигания серы получено 32 г оксида серы (IV), причем выделилась теплота, соответствующая 146,3 кДж. Составьте термохимическое уравнение этой реакции.
4-122. При сжигании 6,08 г магния выделилась теплота, соответствующая 152,5 кДж. Составьте термохимическое уравнение образования оксида магния.
4-123. Термохимическое уравнение реакции разложения известняка:
СаСОа = СаО + С02 — 157 кДж
Какое количество теплоты затрачивается на разложение I т известняка?
4-124. Термохимическое уравнение реакции горения фосфора: 4Р + 502 - 2Р205 + 3010 кДж Сколько теплоты выделится при сгорании 31 кг фосфора?
4-125. Термохимическое уравнение реакции оксида меди (II) с соляной кислотой:
CuO + 2HC1 = СиС12 + Н20 + 63,6 кДж
Какое количество теплоты выделится при растворении 200 г оксида меди в соляной кислоте?
4-126. Термохимическое уравнение реакции горения метана: СН4 + 202 = С02 + 2И20 + 878 кДж
Какое количество теплоты выделится при сгорании 4,48 л (н. у.) метана?
4-127. Термохимическое уравнение реакции сгорания ацетилена: 2С2Н2 + 503 = 4С02 + 2Н20 + 2610 кДж
Какое количество теплоты выделится, если будет израсходовано: а) 13 г ацетилена; б) 1,12 л (и. у.) ацетилена; в) 1 моль ацетилена? 4-128. Термохимическое уравнение реакции горения этилена: С2Н4 + 302 = 2С02 + 2Н20 + 1400 кДж
Какое количество теплоты выделится, если в реакцию вступило: а) 1 моль кислорода; б) 16 г кислорода; в) 336 л (н. у.) кислорода?
4-129. Вычислите теплоту горения 1 м3 (н. у.) генераторного газа состава: СО — 26%, N2 — 70%, CO., — 4%. Тепловой эффект реакции СО + V2 02 = СОа равен 284 кДж.
4-130. Какие из реакций, судя по приведенным ниже данным, являются экзотермичными и какие эндотермичными:
34
4-131. Для сварки рельсов по методу алюмотермии используют порошок алюминия и оксид железа Fe304. Составьте термохимическое уравнение, если при образовании 1 кг железа выделилось 6340 кДж теплоты.
5
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН Д. И. МЕНДЕЛЕЕВА
Периодическая система
5-1. Д. И. Менделеев писал: «... элементы, расположенные по величине их атомного веса, представляют явственную периодичность свойств». Как вы понимаете эту мысль Дмитрия Ивановича Менделеева? Ответ проиллюстрируйте примерами.
5-2. Запишите формулу высшего оксида, формулу летучего водородного соединения (если оно существует) и укажите, пользуясь периодической таблицей, порядковый номер, период, группу, подгруппу и принадлежность к металлам или неметаллам для следующих элементов: а) магний; б) кремний; в) рений; г) рутений; д) теллур; е) радий.
5-3. У какого элемента яснее выражены металлические свойства: у бора или алюминия? Ответ поясните.
5-4. У какого элемента — мышьяка или азота — свойства неметалла выражены яснее? Ответ поясните.
5-5. У какого элемента сильнее выражены свойства металла: у мышьяка или сурьмы? Ответ обоснуйте.
5-6. У какого элемента сильнее выражены свойства неметалла: у мышьяка или брома? Ответ поясните.
5-7. В V периоде периодической системы Д. И. Менделеева пришлось поменять местами два соседних элемента (какие?), поставив элемент с большей атомной массой перед элементом с меньшей атомной массой, иначе нарушается периодический закон. В чем выражалось бы это нарушение?
5-8. Можно ли VII группу назвать группой галогенов? Почему?
5-9. Какие элементы образуют главную подгруппу I группы и побочную подгруппу I группы?
5-10. В какой части периодической системы сконцентрированы элементы, обладающие металлическими свойствами?
5-11. Какая кислота имеет наименьшую молекулярную массу по сравнению со всеми существующими кислотами?
5-12. Какая соль имеет наименьшую молекулярную массу по сравнению со всеми существующими солями?
5-13. Найдите в периодической таблице элемент, образующий газообразное водородное соединение, плотность которого по водороду почти равна плотности кислорода,
35
5-14. Найдите в периодической таблице элемент, образующий тетучее водородное соединение, плотность паров которого почти завна плотности неона.
5-15. Найдите в периодической таблице элемент, принадлежа-ций к IV периоду и проявляющий одинаковые значения валентности в своем водородном соединении и в высшем оксиде.
5-16. Найдите в периодической системе неметалл, летучее сое-шнение которого с водородом «содержит» наибольшее количество юдорода (в процентах). Задачу решите устно.
5-17. Найдите в периодической системе неметалл, летучее сое-шнение которого с водородом «содержит» наименьшее количество, юдорода (в процентах). Задачу решите устно.
5-18. Найдите в периодической системе металл, который при )астворении в кислотах выделяет наибольшее количество водорода ia единицу своей массы. Учтите, что бор — неметалл и в кислотах ie растворяется. Задачу решите устно.
5-19. Найдите в периодической системе металл, который при тстворении в кислотах выделяет наименьшее количество водорода га единицу своей массы.
5-20. Выпишите, опираясь на периодическую систему, формулы [звестных вам водородных соединений, которые представляют :обой газы легче воздуха.
5-21. Какова должна быть формула высшего оксида хлора?
5-22. Назовите газ, обладающий наименьшей молекулярной тссой.
5-23. Одним из важных стеклообразующих материалов является оксид бора. Напишите формулу этого оксида, сообразуясь с изложением бора в периодической системе.
5-24. Медь образует с иодом лишь одно соединение, соответст-ующее ее положению в периодической системе. Напишите форму-:у этого соединения.
5-25. Какова должна быть формула высшего оксида иода?
5-26. Какое вам известно кислородное соединение меди, в ко-ором кислорода больше, чем в оксиде, соответствующем положе-ию меди в периодической системе?
5-27. Какова должна быть формула гидроксида бария? Что ы можете сказать о его свойствах?
5-28. Напишите формулы соединений с хлором элементов, предсказанных Д. И. Менделеевым (№ 21, 31, 32).
5-29. Каковы формулы соединений ванадия, в которых он про-вляет высшую валентность: а) с кислородом; б) с фтором?
5-30. Какие из элементов IV и V групп образуют с водородом эединения, более легкие, чем воздух?

 

 


Категория: Химия | Добавил: Админ (24.05.2016)
Просмотров: | Теги: Гольдфарб | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar