Тема №5574 Ответы к задачам по общей и неорганической химии (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по общей и неорганической химии (Часть 1) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по общей и неорганической химии (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Ответы в самом низу встроенного документа
1.1.1. Какие вещества называются простыми, а какие сложными?
Приведите примеры.
1.1.2. Перечислите основные положения атомно-молекулярного
учения.
1.1.3. Что называется атомом, молекулой, элементом?
1.1.4. В каких случаях частицу вещества можно назвать и атомом и
молекулой?
1.1.5. Что называется атомной и молекулярной массой?
1.1.6. В каких единицах выражается масса атома (молекулы) и атом-
ная (молекулярная) масса?
1.1.7. Что такое моль?
1.1.8. Что называется аллотропией и чем она обусловлена?
1.1.9. Приведите примеры известных вам элементов, имеющих алло-
тропные модификации.
1.1.10. Чем отличается простейшая формула вещества от истинной
(молекулярной)?
6
1.1.11. Что означает число Авогадро и чему оно равно?
1.1.12. Сформулируйте закон Авогадро и следствия из него.
1.1.13. Какие условия принимаются за нормальные?
1.1.14. Какой объем занимает моль любого газообразного вещества
при нормальных условиях? Как называется этот объем?
1.1.15. Что называется абсолютной, а что относительной плотностью?
Какими соотношениями они связаны с молекулярной массой?
1.1.16. Как на основании закона Авогадро можно вычислить молеку-
лярную массу газообразного вещества?
1.1.17. Напишите формулу объединенного газового закона (Бойля-
Мариотта и Гей-Люссака), уравнение Менделеева-
Клапейрона?
1.1.18. Каков физический смысл универсальной газовой постоянной
R?
1.1.19. Сформулируйте закон сохранения массы. Кем он открыт? Его
значение для химии.
1.1.20. Сформулируйте закон постоянства состава. Кем он открыт?
1.1.21. Поясните оба закона с точки зрения атомно-молекулярного
учения.
1.1.22. Соблюдается ли закон сохранения массы в ядерных процес-
сах? Проявлением какого общего закона является закон со-
хранения массы?
1.1.23. Какие соединения называются дальтонидами, а какие бертол-
лидами?
1.1.24. Что называется эквивалентом вещества?
1.1.25. Как определяются мольные массы эквивалентов сложных ве-
ществ: оксидов, оснований, кислот, солей?
1.1.26. Сформулируйте закон эквивалентов.
1.1.27. Как определяются мольные массы эквивалентов сложных ве-
ществ (окислителя и восстановителя) в окислительно-
восстановительных реакциях?
1.1.28. Что выражает собой химическое уравнение?
1.1.29. По каким внешним признакам можно судить о протекании
химической реакции?
1.1.30. Приведите примеры различных типов химических реакций.
1.1.31. На какие классы делятся неорганические соединения?
1.1.32. Какие вещества называются оксидами? Приведите примеры
оксидов.
1.1.33. Какие оксиды называются основными, кислотными и амфо-
терными? Приведите примеры.
1.1.34. Как составляются названия оксидов? Приведите примеры.
1.1.35. Какие оксиды являются солеобразующими, а какие – индиф-
7
ферентными? Приведите примеры.
1.1.36. Какими физическими свойствами обладают оксиды?
1.1.37. Какими химическими свойствами обладают основные, кис-
лотные и амфотерные оксиды? Напишите уравнения соответ-
ствующих реакций.
1.1.38. Что представляют собой пероксиды? Приведите примеры.
1.1.39. Какими способами можно получить оксиды? Напишите урав-
нения соответствующих реакций.
1.1.40. Как изменяется характер оксидов в периоде слева направо и в
группе сверху вниз?
1.1.41. Какие соединения называются основаниями (гидроксидами)?
Приведите примеры.
1.1.42. Чем определяется кислотность основания? Приведите приме-
ры одно-, двух- и трехкислотных оснований.
1.1.43. Какие основания называются щелочами? Приведите примеры.
1.1.44. Какова номенклатура оснований? Приведите примеры.
1.1.45. Какими физическими свойствами обладают основания?
1.1.46. Какими химическими свойствами обладают основания?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
1.1.47. Какая реакция называется реакцией нейтрализации? В чем ее
сущность? Приведите пример.
1.1.48. Какие основания называются амфотерными? Приведите при-
меры. Напишите уравнения реакций, доказывающих их амфо-
терность. Какими способами можно получить основания?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
1.1.49. Как изменяется характер основания в периодах слева направо
и в группах сверху вниз?
1.1.50. Какие соединения называются кислотами? Приведите приме-
ры.
1.1.51. Чем определяется основность кислот? Приведите примеры
одно-, двух-, трехосновных кислот.
1.1.52. Какова номенклатура кислородсодержащих кислот, бескисло-
родных кислот? Приведите примеры.
1.1.53. На какие группы по силе делятся кислоты? Приведите приме-
ры.
1.1.54. Какими физическими свойствами обладают кислоты?
1.1.55. Какими химическими свойствами обладают кислоты? Напи-
шите уравнения соответствующих реакций.
1.1.56. Какими способами можно получить кислоты? Напишите
уравнения соответствующих реакций.
1.1.57. Как изменяются свойства кислот в периодах слева направо и в
группах сверху вниз?
8
1.1.58. Какие соединения называются солями? Приведите примеры.
1.1.59. Какие соли называются средними, кислыми, основными,
двойными, комплексными. Приведите примеры.
1.1.60. Какими способами можно получить соли? Напишите уравне-
ния соответствующих реакций.
1.1.61. Какими химическими свойствами обладают соли? Напишите
уравнения соответствующих реакций.
1.1.62. В чем сходство и различие свойств солей: а) кислых и сред-
них; б) основных и средних?
1.1.63. У каких кислот не может быть кислых солей? Какие основа-
ния не дают основных солей?

1.3.1. Определите количество вещества атомного бора, содержаще-
гося в тетраборате натрия Na2B4O7 массой 40,4 г.
1.3.2. В каком количестве вещества оксида серы (IV) содержится та-
кое же число атомов серы, что и в пирите FeS2 массой 24 г?
1.3.3. Рассчитайте, каковы массы (в граммах) одного атома гелия,
одной молекулы фтора, одной молекулы оксида углерода (IV),
пяти атомов азота, 3,01 · 1024 молекул кислорода.
1.3.4. Рассчитайте массу водорода, который образуется при взаимо-
действии 6,02 · 1021 атомов цинка с хлороводородной кисло-
той.
1.3.5. Рассчитайте а) атомную массу кислорода, зная что один атом
кислорода весит 26·10-24 г; б) молярную массу вещества, если
масса одной молекулы его составляет 6,65·10-24
г.
1.3.6. Рассчитайте массу воды в таком количестве медного купороса 
14
(CuSO4·5H2O), которое содержит 6,4 г меди.
1.3.7. Рассчитайте массу 1 л воздуха при н.у.
1.3.8. В 0,1 м3 воздуха содержится 6·10-3
м
3 ксенона. В каком объеме
воздуха (н.у.) содержится 1025 молекул ксенона?
1.3.9. Какой объем оксида азота (II) образуется при взаимодействии
0,5·1021 молекул азота с кислородом?
1.3.10. Где содержится больше молекул: в 10-3
1.3.11. Плотность газа по водороду равна 17. Рассчитайте массу литра
этого газа при н.у. Какова его плотность по воздуху?
1.3.12. Литр озона весит при н.у. 2,143 г. Рассчитайте молекулярную
массу озона и его плотность по воздуху.
1.3.13. Из скольки атомов состоит молекула фосфора, если плотность
паров фосфора по воздуху равна 4,28?
1.3.14. Какой объем займет при нормальных условиях 11 г газа, если
плотность газа по водороду равна 22?
1.3.15. Вычислите массовые доли газов в смеси оксидов азота (II) и
азота (IV) с плотностью по воздуху 1,25.
1.3.16. Плотность смеси озона и кислорода по водороду равна 18.
Определите массовые и объемные доли газов в смеси.
1.3.17. Определите плотность по водороду газовой смеси, имеющей
следующий объемный состав 25% СО, 70% N2, 5% СО2.
1.3.18. Вычислите объем, занимаемый 1 кг воздуха при 170
С и 1 атм.
1.3.19. Масса 624 см3 газа при 170
С и 780 мм рт. ст. равна 1,56 г. Ка-
кова молекулярная масса газа?
1.3.20. Вычислите среднюю молекулярную массу газовой смеси, со-
стоящей из 40% (по объему) метана и 60% (по объему) кисло-
рода.
1.3.21. Выведите простейшую формулу вещества, содержащего угле-
род, кальций и кислород с массовыми долями 12%, 40% и 48%
соответственно.
1.3.22. Установите формулу минерала, содержащего 5% бериллия,
10% алюминия, 31% кремния и 54% кислорода по массе.
1.3.23. Выведите формулу оксида меди зная, что в этом оксиде масса
меди относится к массе кислорода как 8:1.
1.3.24. Определите формулу вещества, если известно, что в его состав
входят хром, водород, кислород, сера по молям соответствен-
но: 2,8; 50,7; 42,25; 4,25. К какому классу соединений можно
отнести вещество?
1.3.25. Определите формулу вещества, если известно, что оно содер-
жит 7,69% Ag, 23,08% N, 46,15% H, 23,08% O (по молям). К 
15
какому классу соединений можно отнести вещество?
1.3.26. Соединение содержит 82,36% азота и 17,64% водорода по
массе. Молекулярная масса равна 17. Определите химическую
формулу соединения.
1.3.27. Определите простейшую и истинную формулы газа, если из-
вестно, что оно содержит 82,76% углерода и 17,24% водорода
по массе. Плотность газа по водороду равна 29.
1.3.28. При сжигании 6,2 г кремневодорода получено 12 г оксида
кремния SiO2. Плотность кремневодорода по воздуху 2,14.
Выведите молекулярную формулу кремневодорода.
1.3.29. При сжигании 0,31 г некоторого соединения азота с водоро-
дом получено 0,348 г воды и 216,7 мл азота (н.у.). Плотность
этого вещества по азоту равна 1,14. Выведите формулу этого
соединения.
1.3.30. 6,63 г. основного карбоната меди образовали после прокали-
вания 4,77 г оксида меди CuO, 1,32 г оксида углерода СО2 и
0,54 г воды. Выведите формулу соли.
1.3.31. При взаимодействии кристаллогидрата NaBr·nH2O массой 1,39
г с избытком нитрата серебра образовалось 1,88 г осадка. Вы-
ведите формулу кристаллогидрата.
1.3.32. При удалении кристаллизационной воды из 1,25 г кристалли-
ческой соды (Na2CO3·nH2O) масса сухого остатка оказалась
равной 0,463 г. Выведите формулу кристаллогидрата.
1.3.33. Вещество содержит углерод, водород и бром. При полном
сгорании 0,752 г этого вещества было получено 0,352 г CO2
и 0,144 г Н2О. После превращения всего брома в бромид сере-
бра было получено 1,504 г AgBr. Молекулярная масса веще-
ства равна 188. Найдите формулу этого вещества.
1.3.34. При взрыве смеси, состоящей из одного объема некоторого га-
за и двух объемов кислорода образуются два объема оксида
углерода (IV) и один объем азота. Какова химическая формула
газа?
1.3.35. При нагревании 20,06 г металла было получено 21,66 г оксида.
Рассчитать молярную массу эквивалента металла если моляр-
ная масса эквивалента кислорода равна 8 г/моль.
1.3.36. На нейтрализацию 0,471 г фосфористой кислоты израсходова-
но 0,644 г КОН. Рассчитайте молярную массу эквивалента
кислоты.
1.3.37. Элемент образует два оксида, один из которых содержит
65,2%, а другой 75,7% (по массе) элемента. Определите, какой
это элемент.
1.3.38. При взаимодействии 1,28 г металла с водой выделилось 380 
16
мл водорода, измеренного при 21˚С и давлении 104,5 кПа.
Найти молекулярную массу эквивалента металла.
1.3.39. К 10 г смеси магния с оксидом магния прибавили хлороводо-
родной кислоты. Сколько процентов оксида магния содержа-
лось в смеси, если в результате реакции было получено 8 л во-
дорода?
1.3.40. Сколько тонн оксида кальция можно получить при обжиге 100
т известняка СаСО3, содержащего 10% примеси?
1.3.41. В сосуде находится смесь водорода и кислорода объемом 25
мл. В результате реакции между компонентами остался
непрореагировавший кислород объемом 7 мл. Определите
объемную долю кислорода в исходной смеси, если все объемы
приведены к нормальным условиям.
1.3.42. В качестве восстановителя для получения кремния применяют
кокс. Уравнение химической реакции, отвечающей данному
процессу: SiO2 + 2C = Si + 2CO. Какую массу оксида кремния
(IV) можно восстановить с помощью кокса массой 40 кг, если
массовая доля углерода в коксе составляет 90%?
1.3.43. Какой объем оксида углерода (II) был взят для восстановления
оксида железа (III), если получено 11,2 г железа с выходом
80% от теоретически возможного?
1.3.44. При взаимодействии 336 мл оксида углерода (II) с 224 мл хло-
ра получили 200 мл фосгена (COCl2). Каков его выход?
1.3.45. Относительная молекулярная масса нитрата некоторого ме-
талла равна 238, а сульфата этого же металла равна 392. Вы-
числите относительную атомную массу металла и его степень
окисления.
1.3.46. При прокаливании на воздухе 0,512 г металла образовалось
0,64 г оксида. Какова атомная масса металла, если валентность
его равна двум?
1.3.47. Определите массу металла, способную вытеснить из воды 1 г
водорода, если известно, что 0,65 г его при 270
С и 81 кПа вы-
теснили из воды 0,5 л водорода. Какой это металл?
1.3.48. Напишите молекулярные и графические формулы оксидов ли-
тия, магния, алюминия, железа (III), углерода (II), фосфора (V),
серы (VI), хлора (VII), азота (I). Укажите к какому типу окси-
дов они относятся.
1.3.49. Напишите формулы высших оксидов элементов, имеющих по-
рядковые номера 16, 23, 72.
1.3.50. Напишите уравнения реакций получения оксидов нагреванием
следующих веществ: Ca(OH)2, Cr(OH)3, MgCO3, Cu(NO3)2.
Назовите полученные оксиды и напишите их графические 
17
формулы.
1.3.51. Как можно получить оксид магния и углекислый газ, используя
вещества: FeCO3, CaCO3, MgCO3, K2CO3, магний?
1.3.52. Напишите уравнения реакций взаимодействия оксидов: Na2O,
BaO, N2O3, P2O5 с водой. Укажите в каком случае образуются
основания, а в каком кислоты.
1.3.53. Какие оксиды: CO2, CaO, NO, Al2O3, P2O3, NO2, ZnO, MgO спо-
собны к солеобразованию с кислотами, с основаниями? Напи-
шите уравнения соответствующих реакций.
1.3.54. Напишите формулы оснований, которые соответствуют следу-
ющим оксидам: К2О, ВeО, СuO, Cr2O3, Li2O, CaO. Укажите ка-
кие из оснований растворимы, а какие нерастворимы в воде.
1.3.55. Напишите уравнения реакций взаимодействия гидроксидов
цинка, алюминия и хрома (III) с гидроксидом калия и с хлоро-
водородной кислотой.
1.3.56. Кусочек натрия брошен в воду, содержащую несколько капель
фенолфталеина. Раствор из бесцветного превратился в малино-
вый. Напишите уравнение реакций.
1.3.57. Имеются металлический литий, оксид лития и карбонат лития.
Напишите уравнения реакций получения раствора гидроксида
лития.
1.3.58. С помощью каких реакций можно получить гидроксид магния,
имея: а) сульфат магния, б) оксид магния, в) магний?
1.3.59. Какие из указанных ниже веществ будут реагировать с гидрок-
сидом натрия: HNO3, CaO, CO2, CuSO4, Cd(OH)2, P2O5? Напи-
шите уравнения соответствующих реакций.
1.3.60. Дайте химические названия следующих кислот: HJ, H2S, HCl,
H2SiO3, H2CrO4. Напишите их графические формулы.
1.3.61. Напишите формулы ангидридов следующих кислот: H3PO3,
H2CrO4, HMnO4, H2SiO3, H3PO4, HNO3, H2SO4.
1.3.62. В чем неточность следующего утверждения: «Кислота – это
вещество, которое реагирует с основаниями с образованием со-
лей». Какие вещества, помимо кислот, реагируют так же?
1.3.63. Напишите формулы кислот, отвечающие следующим ангидри-
дам: P2O3, Cl2O7, SeO2, N2O5, SiO2, Br2O.
1.3.64. Даны следующие вещества: Cu(OH)2, SO2, Li2O, CoCl2,
Pb(NO3)2, H3BO3. С какими из этих веществ будет реагировать
хлороводородная кислота? Напишите уравнения соответству-
ющих реакций.
1.3.65. Составьте формулы всех возможных солей калия и ортофос-
форной кислоты. Дайте названия солям и напишите графиче-
ские формулы.
18
1.3.66. Составьте формулы всех возможных солей натрия и кислород-
ных кислот хлора. Дайте названия солям и напишите графиче-
ские формулы.
1.3.67. Составьте молекулярные и графические формулы средних,
кислых и основных солей угольной Н2СО3 и фосфорной Н3РО4
кислот и металлов калия, кальция и алюминия. Дайте названия
солям.
1.3.68. Составьте формулы средних, кислых солей угольной Н2СО3 и
мышьяковой H3AsO4 кислот и металлов калия и кальция. Дайте
названия солям и напишите графические формулы.
1.3.69. Составьте формулы средних и основных солей кремниевой
H2SiO3 и мышьяковой H3AsO4 кислот и металлов магния и
алюминия. Дайте названия солям и напишите графические
формулы.
1.3.70. Даны медь, гидроксид меди и хлорид меди. Как можно полу-
чить сульфат меди? Напишите уравнения соответствующих ре-
акций.
1.3.71. Составьте уравнения реакций между соответствующими кис-
лотами и основаниями, приводящих к образованию следующих
солей: Сo(NO3)2, KHCO3, Na2HPO4, Na2S, Fe2(SO4)3.
1.3.72. Напишите уравнения реакций получения хлорида кальция дей-
ствием: а) кислоты на металл, б) кислоты на основание, в) соли
на соль.
1.3.73. Напишите уравнения реакций образования гидроксохлорида
кальция и гидроксосульфата железа (III) при взаимодействии
соответствующих кислот и оснований.
1.3.74. Как получить гидроксид железа из хлорида железа (III), фос-
форную кислоту из фосфата кальция и хлорид меди из оксида
меди (II)?
1.3.75. Напишите уравнения реакций образования кислых солей при
взаимодействии кремниевой кислоты с гидроксидами натрия и
кальция.
1.3.76. Сколько моль основания и кислоты вступило в реакцию при
образовании дигидроксосульфата алюминия, гидросульфата
алюминия, гидроксосульфата алюминия, сульфата алюминия?
1.3.77. Кислоту или основание следует добавить к кислой соли, к ос-
новной соли, чтобы получить среднюю соль?
1.3.78. Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно
осуществить следующие превращения:
а) Са → Са(ОН)2 → СаСО3 → Са(НСО3)2→ СаСО3 → СаО;
б) K → KOH → KHCO3 → K2CO3 → KCl → KNO3;
в) P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2 → CaHPO4 → Ca(H2PO4)2;
19
г) N2 → NH3 → NO2 → HNO3 → Cu(NO3)2 → CuO → Cu ;
д) Mg → Mg(NO3)2 → MgCO3 → MgO → MgCl2 → Mg;
е) SiO2 → Si → Mg2Si → SiH4 → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3;
ж) BaCl2 → Ba → BaO → Ba(OH)2 → BaCO3 → Ba(HCO3)2 →
BaCO3 → BaCl2;
з) ZnCO3 → ZnCl2 → ZnSO4 → Zn(OH)2 → Na2ZnO2;
и) FeO → FeCl2 → Fe(OH)2 → FeSO4 → FeCO3 → FeO.
1.3.79. Имеются растворы сульфита натрия, карбоната натрия, силика-
та натрия. При помощи какого одного реактива можно распо-
знать каждый из указанных растворов? Напишите уравнения
реакций.
1.3.80. Приведите примеры образования соли: а) из двух простых ве-
ществ; б) из двух сложных веществ; в) из простого и сложного
вещества.
1.3.81. Сульфид железа (II) обычно содержит в виде примеси железо.
Какая примесь будет присутствовать в полученном из него се-
роводороде? Приведите уравнения реакций.
1.3.82. Приведите примеры реакций образования основания: а) из двух
сложных веществ; б) из простого и сложного вещества. Приве-
дите уравнения реакций.
1.3.83. Как из хлорида калия и других необходимых для этого веществ
получить хлорид натрия? Приведите уравнения реакций.
1.3.84. Имеется смесь нитрата магния и нитрата бария. Какие веще-
ства будут вступать в обменные реакции в одном растворе: а) с
обеими солями, б) с одной из них? Напишите уравнения реак-
ций.
1.3.85. Приведите уравнения реакций образования солей из двух газо-
образных веществ, из двух твердых веществ, из твердого и га-
зообразного?
1.3.86. Как освободить карбонат натрия от небольшой примеси гидро-
карбоната натрия? Приведите уравнение реакции.
1.3.87. Как с помощью химических реакций доказать, что данное ве-
щество – хлорид аммония ? Приведите уравнения реакций.
1.3.88. В одной пробирке находится раствор хлорида магния, а в дру-
гой – хлорида алюминия. С помощью какого одного реактива
можно установить, в каких пробирках находятся эти соли?
1.3.89. Приведите три уравнения реакций, с помощью которых можно
получить хлорид железа (III).
1.3.90. Напишите все возможные уравнения реакций, которые могут
протекать попарно между перечисленными веществами: FeO,
BaCO3, H2SO4 (конц.), Al2O3.
1.3.91. В трех пробирках находятся водные растворы хлорида калия, 
20
силиката натрия и хлорида хрома (III). С помощью каких реак-
тивов можно распознать, где какое вещество находится?
Напишите уравнения реакций.
1.3.92. Закончите уравнения следующих реакций: Укажите условия
протекания реакций.
(NH4)2HPO4 + Ca(OH)2 → ; AgNO3 + Na2HPO4 → ;
NaHS + Pb(NO3)2 → ; KHSO3 + Ca(OH)2 → .
1.3.93. Какой оксид образуется, если в реакции азота с кислородом
объем реакционной смеси не изменяется?
1.3.94. При нагревании 3,486 г двухосновной кислоты, в котором эле-
мент четырехвалентен, образуется 3 г его ангидрида (оксида).
Какой это элемент?
1.3.95. Определите массу соли, образующейся при взаимодействии 60
г азотной кислоты с 0,5 моль гидроксида натрия.
1.3.96. Сколько граммов гидроксида бария потребуется для нейтрали-
зации 1,5 моль серной кислоты.
1.3.97. Сколько л СО2 образовалось при полном сгорании 5,6 л мета-
на? Сколько кислорода вступило в реакцию? Какого состава
образуется соль, если углекислый газ поглощен 114,7 мл рас-
твора гидроксида натра с массовой долей 8% (ρ = 1,090 г
/см
3
)?
1.3.98. На нейтрализацию какой щелочи массой 0,871 г израсходовано
0,535 г азотной кислоты?
1.3.99. Молярное соотношение карбоната кальция, гидрокарбоната
кальция и нитрата кальция в смеси массой 100 г равно 1:2:3 (в
порядке перечисления). Какой объем при 12000
С и нормальном
давлении займут газообразные продукты разложения этой сме-
си?
1.3.100. Установите природу металла, если при прокаливании 7,38 г его
карбоната образуется оксид, который растворим в воде, а при
действии на карбонат избытка серной кислоты образуется 9,18
г осадка.

2.1.1. Какие явления, открытые в XIX веке, можно считать первыми
доказательствами сложной структуры атома? Кратко охарак-
22
теризуйте технику проведения соответствующих эксперимен-
тов. Какие частицы были открыты в ходе этих экспериментов?
Дайте их качественную и количественную характеристики.
2.1.2. Кем и когда предложена первая модель атома? Как представ-
лялся атом по этой модели?
2.1.3. Радиоактивность - что это за явление? Кем и когда оно было
открыто? Каков качественный состав радиоактивного излуче-
ния? Дайте характеристику частицам, ответственным за α-, β-
и γ- излучение. Радиоактивные элементы и их распад. Что ха-
рактеризует период полураспада?
2.1.4. Какие выводы следовали из результатов анализа явления ра-
диоактивности (в связи с вопросом о строении атома)?
2.1.5. Кратко опишите схему эксперимента Резерфорда по рассея-
нию α - частиц тонкими металлическими пластинками и его
результат.
2.1.6. Как изменились представления о строении атома в результате
эксперимента по рассеянию α – частиц? Как назвали новую
модель атома? Достоинства и недостатки теории Резерфорда?
2.1.7. Что такое ядро атома? Его количественные характеристики
(размер, плотность, заряд).
2.1.8. Основные положения протонно-нейтронной теории строения
атома. Что такое протоны, нейтроны, нуклоны?
2.1.9. Массовое число – чему оно равно? Тождественны ли понятия
«массовое число» и «атомная масса»? Заряд ядра – как глав-
ная характеристика элемента.
2.1.10. Что такое изотопы, изобары и изотоны? Одинаковы ли хими-
ческие свойства изотопов одного элемента? Почему изотопы
водорода (сколько их, названия, обозначения) составляют в
этом отношении исключение?
2.1.11. Почему атомные массы большинства элементов в периодиче-
ской системе имеют дробные значения?
2.1.12. Ядерные реакции – что они отражают? Какому правилу под-
чиняется написание уравнений таких реакций? Применим ли к
ядерным реакциям закон сохранения массы? Что называют
«дефектом масс»?
2.1.13. В чем суть закона смещения при радиоактивном распаде?
2.1.14. Устойчивость ядер атомов. Магические числа.
2.1.15. Распространенность элементов в земной коре, от чего она за-
висит, в каких единицах выражается? Кто и почему ввел поня-
тие «Кларка»?
23
2.1.16. Теория Бора как дальнейшее развитие представлений о строе-
нии электронных оболочек атомов. Постулаты Бора. Главные
недостатки теории Бора.
2.1.17. На чем основаны современные представления о строении ато-
ма?
2.1.18. Какие явления доказывают двойственные (корпускулярно-
волновые) свойства электрона? Что означает выражение «дуа-
лизм свойств электрона»?
2.1.19. Каково содержание понятий «плотность электронного обла-
ка», «вероятность нахождения электрона», «электронное об-
лако», «орбиталь»? Одинаков ли смысл понятий «орбита» и
«орбиталь» (по отношению к электрону)?
2.1.20. Какие электроны в атомах элементов больших и малых перио-
дов называют валентными?
2.1.21. Квантовые числа – что характеризуют? Сколько их? Как они
обозначаются? Что значат слова «квант», «квантовые»?
2.1.22. Что характеризует главное квантовое число? Какие значения
может принимать?
2.1.23. Что такое энергетический уровень? Какие имеются синонимы
этого понятия?
2.1.24. Как изменяется энергия электрона при переходе с одного
энергетического уровня на другой в направлении от ядра?
2.1.25. Как определить, на скольких энергетических уровнях нахо-
дятся электроны данного атома? По какой формуле можно
подсчитать максимальное число электронов на каждом энер-
гетическом уровне?
2.1.26. Побочное квантовое число (другие его названия) - что харак-
теризует? Какие значения может принимать? Определяет ли
побочное квантовое число запас энергии электрона?
2.1.27. Что такое "подуровень"? По какой формуле можно подсчитать
число подуровней? Какие обозначения подуровней приняты?
2.1.28. Магнитное квантовое число - что характеризует? Какие значе-
ния принимает?
2.1.29. Какова форма s-, p-, d-, f-орбиталей? Какое максимальное ко-
личество электронов может быть на каждой из этих орбита-
лей?
2.1.30. Каков физический смысл четвертого квантового числа? Его
название.
2.1.31. Какими основными правилами следует руководствоваться при
составлении электронных и электронно-ячеечных формул
атомов элементов?
24
2.1.32. Приведите формулировки и пояснения принципов (правил)
Паули, Хунда, Клечковского.
2.1.33. Что такое провал электрона? Приведите примеры атомов эле-
ментов, у которых наблюдается явление провала электронов.
2.1.34. Почему для характеристики размера атома пользуются поня-
тием "эффективный радиус атома"? Как его рассчитывают?
Каков характер изменения атомного радиуса в периодах и
группах?
2.1.35. Энергия ионизации - что характеризует? В каких единицах
выражается? Характер изменения энергии ионизации атомов
по периодам и группам. Какую (окислительную или восстано-
вительную) способность атома характеризует энергия иониза-
ции?
2.1.36. Что такое "сродство к электрону"? Характер изменения срод-
ства к электрону атомов по периодам и группам. Какое каче-
ство атома характеризует эта величина?
2.1.37. Что такое степень окисления? Как можно определить, пользу-
ясь периодической системой элементов, положительную и от-
рицательную степень окисления элемента?
2.1.38. Что характеризует электроотрицательность атома? Почему
введена эта характеристика атома наряду со сродством к элек-
трону? Что такое «относительная электроотрицательность»?
Мерой какого свойства является электроотрицательность? Ка-
кие атомы являются обладателями наибольшей электроотри-
цательности?
2.1.39. Периодическая система Д.И.Менделеева – естественная клас-
сификация элементов по строению их электронных оболочек.
Существуют ли границы периодической системы?
2.1.40. Поясните физический смысл структурных элементов перио-
дической системы: порядкового номера, номеров периода и
группы, номеров главной и побочной подгрупп.
2.1.41. Приведите современную формулировку периодического зако-
на Д.И.Менделеева.
2.1.42. Где в периодической системе расположены s-,p-,d- и f-
элементы? Какие элементы называются переходными?
2.1.43. Где в периодической системе расположены элементы, прояв-
ляющие наиболее сильно выраженные металлические и неме-
таллические свойства? Есть ли элементы, обладающие проме-
жуточными свойствами?
2.1.44. Как объяснить вторичную периодичность у элементов в груп-
пах и внутреннюю периодичность в периодах?

2.3.1. Основываясь на положении в периодической системе водоро-
да, гелия, азота, серы, кальция, платины, определите: а) заряд
ядра атома; б) число нуклонов в ядре; в) число протонов и
нейтронов в ядре.
2.3.2. В какой элемент превращается радий, испуская одну α – ча-
стицу? Составьте уравнение ядерной реакции.
2.3.3. При действии α – частиц на 14N образуется изотоп другого
элемента и протон. Составьте уравнение ядерной реакции.
2.3.4. Изотоп какого элемента получится при потере атомом тория
(232) пяти α– и двух β – частиц? Какова будет атомная масса
этого изотопа?
2.3.5. Ядро атома элемента содержит 10 нейтронов. Электронная
оболочка атома содержит 9 электронов. Какой это элемент?
2.3.6. Масса ядра атома некоторого изотопа равна 181 а.е.м. В элек-
тронной оболочке атома содержится 73 электрона. Укажите: а)
сколько протонов и нейтронов содержится в ядре атома; б) ка-
кой это элемент?
2.3.7. Изотоп урана 238U, выделяя одну α – частицу, превращается в
изотоп другого элемента. Какой элемент образуется?
2.3.8. Изотоп нептуния 239Np в результате ядерного распада превра-
щается в изотоп плутония 239Pu. Какая частица при этом ис-
пускается?
2.3.9. Изотоп урана 234U в результате ядерного распада превращает-
ся в изотоп тория 230Th. Какая частица при этом испускается?
2.3.10. Закончите уравнения следующих ядерных реакций: 12 1 9
6 04
27 4 30
13 2 15
2 13 1
1 70
) ...
) ...
) ...
а C n Be
б Al He P
в H Nn
+= +
+ →+
+→ +
239 240 1
94 96 0
1 4 52
0 2 23
1 4
1 2
) ... 3
) ...
) ... 2
г Pu Cm n
д n He V
ж P He
+→ +
+→ +
+ →
28
2.3.11. В результате бомбардировки ядер бора B10
5 α – частицами они
превращаются в ядра N13
7 . Напишите уравнение ядерной реак-
ции. Какая вторичная частица выделяется в результате этой
реакции?
2.3.12. При бомбардировки ядра Cu 65
29 протонами образуется неустой-
чивое промежуточное ядро, для которого характерен элек-
тронный β – распад. Составьте уравнение ядерной реакции с
указанием промежуточного ядра.
2.3.13. Константа распада U 238
92 равна 4,88·10-18с
-1
. Чему равны период
полураспада и средняя продолжительность жизни радиоизо-
топа?
2.3.14. Средняя продолжительность жизни радиоизотопа свинца 210Pb
равна 109 с. Вычислите константу радиоактивного распада (с-1
)
и период полураспада (в годах).
2.3.15. Какова масса разложившегося радия (229Ra), если первона-
чальная масса его равна 1 г, а период полураспада 226Ra равен
1617 лет, время распада 10000 лет?
2.3.16. Какова была первоначальная масса образца 60Со, если после
25 лет его хранения разложилось 1,25 кг? Период полураспада
60Со равен 5,27 лет.
2.3.17. В природной смеси хлора на 1 атом нестабильного изотопа
37Cl приходится 3 атома стабильного изотопа 35Cl. Какова от-
носительная атомная масса хлора, если точные массовые чис-
ла изотопов: 37Cl – 36,9659, 35Cl – 34,9689?
2.3.18. Относительная атомная масса рубидия равна 85,47. Природная
смесь рубидия состоит из стабильного изотопа 85Rb и радиоак-
тивного изотопа 87Rb. Сколько процентов по массе каждого
изотопа находится в природной смеси рубидия, если точные
массовые числа изотопов: 85Rb – 84,9117, 87Rb – 86,9092?
2.3.19. Природный неон состоит из 90 масс.% изотопа 20Ne и 10
масс.% изотопа 22Ne. Рассчитайте среднюю атомную массу
неона.
2.3.20. Существуют ли элементы, ядра атомов которых содержали бы
протонов больше, чем нейтронов? Ответ дать на основе анали-
за таблицы Д.И. Менделеева.
2.3.21. Можно ли ожидать открытия новых элементов, которые будут
размещены в первом периоде?
2.3.22. Какие типы и числа орбиталей отвечают n, равному 1,2,3,4?
Значениями каких квантовых чисел они определяются?
29
2.3.23. Сколько электронных уровней содержат атомы с порядковы-
ми номерами 17 и 20?
2.3.24. Составьте электронную формулу элемента, на третьем уровне
которого расположены 10 электронов.
2.3.25. Какие типы подуровней заняты валентными электронами у
атомов элементов с порядковыми номерами 13,19 и 21?
2.3.26. Составьте электронные формулы элементов с порядковыми
номерами 13, 15,17,23,24,25,29,31,33,36,51. Укажите валент-
ные электроны.
2.3.27. На скольких энергетических уровнях расположены электроны
в атомах стронция, бария, селена, ванадия?
2.3.28. Сколько электронов содержат на внешнем уровне атомы сле-
дующих элементов: хлора, брома, иода, азота, фосфора, мы-
шьяка, сурьмы, хрома, железа, марганца?
2.3.29. Каково строение электронного уровня атома серебра с n = 4?
2.3.30. Сколько электронов на 5d подуровне атома ртути?
2.3.31. Каким элементам соответствуют следующие электронные
формулы:
 а) 1s2
2s2
2p5
; б) 1s2
2s2
2p0
; в) 1s2
2s2
2p6
3s2
3p5
3d0
; г)
1s2
2s2
2p6
3s2
3p4
;
 д) 1s2
2s2
2p6
3s2
3p6
3d5
4s1
?
2.3.32. Сколько всего электронов у элементов, валентные электроны
которых находятся на следующих подуровнях: а) … 2s
2
2p5
;
б) … 3s
2
3p0
3d0
; в) …3d8
4s
2
4p0
4d0
4f
0
?
2.3.33. Какие энергетические уровни и подуровни изображены ниже:
 а) ; б) в) ?
2.3.34. На каких подуровнях находятся валентные электроны в ато-
мах элементов VI группы?
2.3.35. Для атома бора возможны два различных электронных состо-
яния, выраженных следующими электронными формулами:
1s
2
2s
2
2p0 и 1s
2
2s
1
2p
1
. Как называются эти состояния атома?
Как перейти от первого ко второму?
2.3.36. Сколько неспаренных электронов содержится в основном со-
стоянии в электронных оболочках атомов углерода, хрома,
фосфора, серы, неона?
2.3.37. Сколько свободных d-орбиталей содержится в основном со-
стоянии в электронных оболочках атомов ванадия, титана,
скандия?
2.3.38. Сколько свободных f-орбиталей содержится в атомах элемен-
тов с порядковыми номерами 59, 60, 90, 93? Напишите элек-
тронные формулы этих элементов.
30
2.3.39. Сколько электронов содержат в наружном слое следующие
ионы IV периода: Ca2+, Zn2+, Cr3+, Se2-
, Br-1
? Какие из них
сходны по строению электронной оболочки с атомами инерт-
ных газов?
2.3.40. Составьте электронные и электронно-ячеечные формулы сле-
дующих ионов: Na+
, Mg2+, Sr2+, O2
‾, Cl‾, P3
‾. Какие из них
сходны по строению электронной оболочки с атомом неона?
2.3.41. Объясните, с чем связан резкий скачок в изменении величины
потенциала ионизации при переходе от четвертого к пятому
потенциалу атома С:
 Потенциал I1 I2 I3 I4 I5
ионизации, эВ 11, 22, 4 6 392
2.3.42. Как изменяется потенциал ионизации в группе щелочных
металлов?
2.3.43. Почему у d-элементов потенциалы ионизации по периоду
изменяются в меньшей степени, чем у p-элементов?
2.3.44. Чем обусловлена немонотонность изменения потенциалов
ионизации по периоду?
2.3.45. Почему металлические свойства Са выражены сильнее,
чем Zn?
2.3.46. В атоме какого элемента лития или цезия связь валентного
электрона с ядром сильнее? Поясните почему.
2.3.47. Поясните наблюдаемую закономерность в изменении потен-
циалов ионизации элементов II периода:
 Li Ве В С N О F Nе
 I,эВ 5.39 9.32 8.29 11.26 14.53 13.61 17.42 21.56
2.3.48. Расположите по мере возрастания потенциалов ионизации сле-
дующие атомы: 1) 1s
2.3.49. Как изменяются атомные радиусы элементов по периоду и
группе? Монотонно ли они изменяются по периоду?
2.3.50. Определите максимальные значения положительной и отри-
цательной степени окисления следующих элементов: азота,
хлора, хрома, натрия, фосфора, водорода.

3.1.1. Какую химическую связь называют ковалентной? Как метод
валентных связей (ВС) объясняет образование ковалентной
связи?
3.1.2. Какие свойства ковалентной связи вы знаете? Чем можно объ-
яснить направленность ковалентной связи?
3.1.3. Как метод ВС объясняет переменную спинвалентность угле-
рода, серы, хлора и отсутствие переменной валентности у кис-
лорода и фтора?
3.1.4. Что такое гибридизация валентных орбиталеи?
3.1.5. Каково взаимное расположение электронных облаков при
sр3
-гибридизации? Приведите примеры соединений с таким
типом гибридизации атомных орбиталей и какова простран-
ственная структура их молекул?
3.1.6. Как метод валентных связей (ВС) объясняет строение молеку-
лы воды?
3.1.7. Как метод ВС объясняет линейное строение молекулы ВеСl2 и
тетраэдрическое СН4?
3.1.8. Какие молекулы являются полярными и какие неполярными?
Что служит количественной мерой полярности молекул?
3.1.9. Что следует понимать под степенью окисления атома?
3.1.10. Какие ковалентные связи называются σ-,π- и δ-связями? Какие
электроны могут образовывать эти связи?
3.1.11. Разберите строение молекулы азота.
3.1.12. Какой способ образования ковалентной связи называют до-
норно-акцепторным?
3.1.13. Какие химические связи имеются в ионах NH4+ и BF4─ ? Ука-
жите донор и акцептор.
3.1.14. Какой способ образования ковалентной связи называют π - да-
тивным ?
3.1.15. В чем сущность метода молекулярных орбиталей (МО)?
33
3.1.16. Какие электроны в методе МО называют связывающими и ка-
кие разрыхляющими?
3.1.17. Как метод МО объясняет парамагнитные свойства молекулы
кислорода?
3.1.18. Какую связь называют ионной? Каковы ее свойства?
3.1.19. Приведите два примера типичных ионных соединений.
3.1.20. Что такое водородная связь? В каких случаях она образуется?
3.1.21. Какие силы межмолекулярного взаимодействия называют
дисперсионными, ориентационными и индукционными? Ко-
гда возникают эти силы и какова их природа?
3.1.22. Что называют электрическим моментом диполя?
3.1.23. Какие агрегатные состояния вещества вы знаете? Чем харак-
теризуется каждое из них?
3.1.24. Какие типы кристаллических структур вы знаете?
3.1.25. Какие кристаллические структуры называют ионными, атом-
ными, молекулярными и металлическими?
3.1.26. Что называется полиморфизмом и изоморфизмом?
3.1.27. Какую связь называют металлической?
3.1.28. Какие соединения называют клатратными (клатратами)?
3.1.29. Какую связь называют водородной?
3.1.30. Как влияет наличие дополнительных слабых взаимодействий
на физические свойства веществ?
3.1.31 Каковы три основные проблемы теории химической связи?
3.1.32 Что такое поляризуемость частиц и поляризующая способ-
ность ионов? Какова размерность поляризуемости? Что явля-
ется мерой поляризации?
3.1.33. Зависимость коэффициента поляризации от заряда и радиуса
иона, от электронной структуры частиц. Правила Фаянса.
3.1.34. Как меняется коэффициент поляризации сверху вниз по под-
группе, по периоду?
3.1.35. От чего зависит деформирующее действие ионов? Какова роль
ионного потенциала Z/R и электронной структуры иона.
3.1.36. Как, используя явление контрполяризации, объяснить разницу
в температурах разложения карбонатов лития (600 0
С) и кар-
боната натрия (800 0
С)?
3.1.37. Как влияет поляризация на тип химической связи в соедине-
ниях однотипного состава? Почему отсутствует чисто ионная
связь?
3.1.38. Влияние поляризационного воздействия на кристаллическую
структуру веществ. Как объяснить большую разницу в темпе-
ратурах плавления хлорида натрия (800 0
С) и хлорида серебра
(450 0
С)?
34
3.1.39. Вклад поляризационных эффектов в окраску химических со-
единений. Почему у сульфидов щелочных металлов по срав-
нению с их оксидами слабее выражена ионная связь?
3.1.40. Как изменяется доля ионной связи в ряду молекул галогено-
водородов?
3.1.41. Почему в ряду сульфатов щелочноземельных металлов темпе-
ратуры плавления, как правило, растут с увеличением поряд-
кового номера элемента?
3.1.42. Под влиянием какого воздействия происходит поляризация
связей? Что при этом происходит с неполярными, полярными
и сильно полярными связями?
3.1.43. Что такое гомолитический и гетеролитический разрыв связи?
Какой из этих процессов для одинарной связи является более
энергоемким?
3.1.44. Почему энергия связи между атомами в кристалле больше,
чем энергия связи в молекуле?
3.1.45. Какие виды взаимодействия обеспечивают выигрыш в энергии
при образовании химической связи?
3.1.46. Как изменяется возможность к проявлению максимальной ва-
лентности у р- и d- элементов в пределах групп?
3.1.47. Чем отличается понятие «степень окисления» от понятий «ва-
лентность», «эффективный заряд химически связанного ато-
ма», «заряд иона»?
3.1.48. Объяснить линейную комбинацию р- орбиталей при образова-
нии орбиталей σ- и π- симметрии.
3.1.49. Как согласовать малую полярность связи в молекуле СО
(μ=0.1 Д) со значительным различием в электроотрицательно-
сти углерода (ЭО=2.5) и кислорода (ЭО=3.5)?
3.1.50. Что дает возможность считать донорно-акцепторную связь
разновидностью ковалентной связи?
3.1.51. Можно ли считать водородную связь разновидностью донор-
но-акцепторной связи?
3.1.52. Чем отличается взаимодействие между молекулами за счет
ван-дер-ваальсовских сил от химического взаимодействия?
3.1.53. Каковы условия гибридизации орбиталей?
3.1.54. Смешение орбиталей процесс эндотермический, почему обра-
зование химической связи с их участием идет с выделением
энергии ?
3.1.55. Как влияет характер межмолекулярного взаимодействия на
физические свойства веществ?
3.1.56. Какова прочность водородной связи по сравнению с другими
видами связи ?
35
3.1.57. Почему разница в теплотах парообразования фтороводорода и
хлороводорода меньше по сравнению с той же величиной для
воды и сероводорода ?
3.1.58. Почему температура плавления галогенидов щелочных и ще-
лочноземельных металлов выше чем у галогеноводородов ?
3.1.59. Многоцентровые связи. Чем объяснить димеризацию молекул
борана и хлорида алюминия?

4.1.1. Почему законы термодинамики применимы только к систе-
мам, состоящим из большого числа частиц?
4.1.2. Чем отличаются замкнутая и изолированная системы? Можно
ли последнюю сконструировать экспериментально?
4.1.3. Какие параметры характеризуют состояние термодинамиче-
ской системы?
4.1.4. В чем состоит различие между термодинамическими парамет-
рами и функциями состояния?
4.1.5. Что такое работа и теплота? Как они связаны со способами
передачи энергии?
4.1.6. Что такое внутренняя энергия? Можно ли рассчитать ее абсо-
лютное значение, и может ли оно быть отрицательным?
4.1.7. Как формулируется Первый закон термодинамики и каково
его математическое выражение?
4.1.8. Что представляют собой изотермические, изобарические и
адиабатические процессы?
4.1.9. Что такое энтальпия процесса? Каков знак изменения энталь-
пии (ΔH) для экзо- и эндотермических процессов?
4.1.10. Как формулируются законы Гесса и Лавуазье-Лапласа?
4.1.11. Что называется стандартным состоянием газообразного веще-
ства, вещества в конденсированной фазе и стандартным со-
стоянием раствора?
4.1.12. Что такое стандартная энтальпия образования вещества?
4.1.13. Как можно вычислить энтальпии реакций из величин стан-
дартных энтальпий образования или сгорания исходных и ко-
нечных веществ?
4.1.14. Что такое энергия связи? Как можно рассчитать ее по закону
Гесса?
4.1.15. Что такое энергия ионной кристаллической решетки? Со-
ставьте схемы цикла Борна-Габера для расчета энергии кри-
сталлической решетки галогенидов и оксидов щелочных и
щелочноземельных металлов.
4.1.16. От каких факторов зависит энтальпия растворения различных
веществ? Что такое интегральная теплота растворения?
4.1.17. Почему энтальпия растворения газов обычно отрицательна, а
энтальпия растворения твердых веществ может иметь различ-
ный знак?
4.1.18. Что такое энтальпия гидратации и как она может быть опреде-
лена?
45
4.1.19. От чего зависит энтальпия гидратации ионов и как она влияет
на энтальпию растворения твердых веществ?
4.1.20. Почему процессы растворения многих кристаллогидратов эн-
дотермичны, а соответствующих безводных солей – экзотер-
мичны?
4.1.21. Что представляет собой тепловой эффект реакции нейтрализа-
ции? Почему стандартная теплота нейтрализации сильных
кислот щелочами практически постоянна, а для слабых кислот
и оснований различна и зависит от их природы?
4.1.22. Является ли энтальпия образования простых веществ и соеди-
нений элементов периодическим свойством? Приведите при-
меры.
4.1.23. В чем состоит отличие истинного равновесия от метастабиль-
ного? Приведите примеры метастабильных равновесий для
фазовых переходов и химических процессов.
4.1.24. В каких случаях справедлив принцип максимальной работы
Бертло-Томсена? Приведите примеры реакций, которые нель-
зя объяснить на основе этого принципа.
4.1.25. Как формулируется Второй закон термодинамики и каково его
математическое выражение?
4.1.26. Что такое энтропия? Какова ее размерность? Как энтропия
связана с термодинамической вероятностью состояния?
4.1.27. Для каких систем изменение энтропии служит строгим крите-
рием необратимости процессов?
4.1.28. Что такое стандартная энтропия образования вещества? Мо-
жет ли она быть отрицательной? Почему, в отличие от энталь-
пии, стандартная энтропия образования простых веществ не
равна нулю?
4.1.29. В чем состоит третий закон термодинамики – тепловой закон
Нернста? У всех ли веществ при температуре 0 К энтропия
равна нулю?
4.1.30. Как зависит энтропия от температуры и давления? Как опре-
деляют изменение энтропии при фазовых переходах?
4.1.31. Почему для одного и того же вещества изменение энтропии
при плавлении значительно меньше, чем изменение ее при па-
рообразовании?
4.1.32. Как связана стандартная энтропия со сложностью молекул,
твердостью, аморфностью и степенью дисперсности веще-
ства?
4.1.33. Является ли энтропия образования простых веществ и соеди-
нений элементов периодическим свойством? Приведите при-
меры.
46
4.1.34. Что означают понятия «связанная энергия» и «свободная
энергия» (энергия Гиббса)? Почему энергия Гиббса называет-
ся изобарно-изотермическим потенциалом?
4.1.35. Для каких систем изменение энергии Гиббса служит строгим
критерием необратимости процессов? Как изменяется изобар-
но-изотермический потенциал при переходе системы к истин-
ному равновесию?
4.1.36. Какие изменения энтальпии и энтропии благоприятствуют са-
мопроизвольному протеканию процесса в разных условиях?
При каких значениях ΔH и ΔS самопроизвольный процесс не-
возможен?

4.3.1. Приведите способы получения термодинамически неустойчи-
вых веществ и дайте примеры их синтеза.
4.3.2. Приведите примеры термодинамического и кинетического
контроля в химических реакциях.
4.3.3. В системе находятся воздух с парами воды и насыщенный
раствор, полученный введением в воду кристаллов хлорида
кальция и сульфата серебра, которые растворились не полно-
стью. Сколько и каких фаз присутствует в этой системе?
4.3.4. Напишите уравнения реакций, отвечающих стандартным эн-
тальпиям образования изопропанола, серной кислоты, нитрата
алюминия, сульфата железа(III), гептагидрата хлорида магния,
гипса (CaSO4·H2O).
4.3.5. При взаимодействии 2.95 г кристаллов меди с 4 л хлора (н.у.)
выделилось 10.0 кДж теплоты. Какова энтальпия образования
кристаллического хлорида меди(II)?
4.3.6. Определите стандартную энтальпию образования CaCO3 (к.),
исходя из следующих данных:
а) С (графит) + О2 (г.) = СO2 (г.) ΔHо
298 = -393.5 кДж,
б) Сa (к.) + ½О2 (г.) = СаO (к.) ΔHо
298 = -635.5 кДж,
51
в) СаСО3 (к.) = СаO (к.) + СO2 (г.) ΔHо
298 = 178.0 кДж.
4.3.7. Рассчитайте стандартную энтальпию образования AgCl, исхо-
дя из следующих данных:
а) Ag2O (к.) + 2HCl (г.) = 2AgCl (к.) + H2O (ж.)
ΔHо
298 = -326.9 кДж,
б) 2Ag (к.) + ½ О2 (г.) = Ag2O (к.) ΔHо
298 = -28.9 кДж,
в) ½H2 (г.) + ½Cl2 (г.) = HCl (г.) ΔHо
298 = -92.0 кДж,
г) H2 (г.) + ½О2 (г.) = H2O (ж.) ΔHо
298 = -285.8 кДж.
4.3.8. Теплоты сгорания 1-бутена и бутана соответственно равны -
2718.2 и -2878.3 кДж/моль. Найдите теплоты реакций
а) 4С (графит) + 4H2 (г.) = С4Н8 (г.),
б) 4С (графит) + 5H2 (г.) = С4Н10 (г.),
в) С4Н8 (г.) + H2 (г.) = С4Н10 (г.),
если теплоты образования СО2 (г.) и Н2О (ж.) соответственно
составляют -393.5 и -285.8 кДж/моль.
4.3.9. Вычислите по энергиям связей тепловой эффект реакции
2С (графит) + 3H2 (г.) = С2Н6 (г.),
если энтальпия сублимации углерода равна 523.0 кДж/моль, а
энергии связей Н-Н, С-Н и С-С соответственно равны 429, 358
и 263 кДж/моль.
4.3.10. Вычислите энергию ионизации (кДж/моль) для кальция, если
первый и второй потенциалы ионизации его соответственно
равны 6.11 и 11.9 эВ.
4.3.11. Вычислите энергию кристаллической решетки оксида берил-
лия, если энтальпия сублимации бериллия составляет 326
кДж/моль, энергия ионизации его равна 2644 кДж/моль, эн-
тальпия образования оксида бериллия составляет -598
кДж/моль, а энергии диссоциации и ионизации кислорода со-
ответственно равны 494 и -155 кДж/моль.
4.3.12. Найдите теплоту гидратации моногидрата хлорида лития, если
теплоты растворения 1 моля LiCl·H2O и 2 молей LiCl·2H2O со-
ответственно равны -17.24 и 8.21 кДж/моль (по А.Я. Богород-
скому).
4.3.13. Растворение 1 моля CuSO4, 1 моля CuSO4·H2O и 1 моля
CuSO4·5H2O в 800 молях воды сопровождается соответственно
выделением 66.5, 39.0 и поглощением 11.7 кДж теплоты.
Найдите теплоты процессов
а) CuSO4 → CuSO4·H2O,
б) CuSO4·H2O → CuSO4·5H2O,
в) CuSO4 → CuSO4·5H2O.
4.3.14. При нейтрализации 100 мл 0.4 н. раствора HCl избытком рас-
твора аммиака в сосуде Дьюара температура повысилась на 
52
1.57о
С. Рассчитайте мольную энтальпию нейтрализации, если
теплоемкость сосуда Дьюара составляет 1321 Дж/К.
4.3.15. Рассчитайте стандартную энтальпию образования аммиака
при 300о
С, не учитывая зависимость теплоемкости (сp) от тем-
пературы, если сp(N2) = 29.13 Дж/(K·моль), сp(H2) = 28.88
Дж/(K·моль), сp(NH3) = 35.58 Дж/(K·моль), ΔHо
обр.,298(NH3) =
-46.04 кДж/моль.
4.3.16. Из энтальпий сгорания графита до СО2 при 25о
С (-393.5
кДж/моль) и сгорания Н2 до жидкой воды при 25о
С (-285.8
кДж/моль) рассчитайте соответствующие энтальпии сгорания
при температурах 20 и 40о
С, если средние молярные теплоем-
кости в указанном температурном интервале составляют:
сp(СО2) = 38.38 Дж/(K·моль), сp(C) = 9.54 Дж/(K·моль), сp(О2) =
29.51 Дж/(K·моль), сp(H2O) = 75.42 Дж/(K·моль), сp(H2) = 28.96
Дж/(K·моль).
4.3.17. Из энтальпии гидрирования этилена до этана при 83 о
С (-138.2
кДж/моль) рассчитайте энтальпию процесса гидрирования при
25 о
С, используя следующие средние значения теплоемкости:
сp(H2) = 28.96 Дж/(K·моль), сp(С2H6) = 54.46 Дж/(K·моль),
сp(С2H4) = 46.71 Дж/(K·моль).
4.3.18. Рассчитайте энтальпию реакции
2CO (г.) + О2 (г.) = 2CO2 (г.)
при 1000о
С, если значение ее при 25о
С составляет -558.4
кДж/моль, а зависимости теплоемкости сp, выраженной в
Дж/(K·моль), описываются следующими уравнениями:
а) сp(СО) = 27.62 + 5.02·10-3
Т,
б) сp(СО2) = 29.3 + 29.7·10-3
Т - 7.78·10-6
Т2
,
б) сp(О2) = 28.29 + 2.54·10-3
Т + 0.54·10-6
Т2
.
4.3.19. Определите знак ΔSо следующих процессов:
а) 4HNO3 (ж.) = 2H2O (г.) + 4NO2 (г.) + O2 (г.),
б) (СuOH)2CO3 (к.) = СuO (к.) + H2O (г.) + CO2 (г.),
в) 2СuCl (к.) + Cl2 (г.) = 2СuCl2 (к.).
4.3.20. Рассчитайте изменение энтропии для следующих процессов:
а) плавление алюминия в количестве 3 моля в точке плавления
(660.1о
С), если ΔHпл. = 7.99 кДж/моль;
б) испарение 1 моля жидкого кислорода в точке кипения
(-182.97о
С), если ΔHисп. = 6.82 кДж/моль.
4.3.21. Лед в количестве 1 моль плавится при температуре 0о
С (теп-
лота плавления 333.6 Дж/г); образовавшаяся вода нагревается
до 100о
С (удельная теплоемкость 4.184 Дж·K-1
·г-1
) и при этой
температуре испаряется в водяной пар (энтальпия испарения 
53
2.26 кДж/г). Рассчитайте суммарное изменение энтропии в
этих процессах.
4.3.22. Рассчитайте общее изменение энтропии при смешении 300 г
воды, взятой при температуре 5о
С, с 600 г воды, взятой при
температуре 55о
С, если удельная теплоемкость воды составля-
ет 4.184 Дж·K-1
·г-1
.
4.3.23. Реакция АВ (к.) + 2С2 (г.) = АС3 (к.) + ВС (г.) протекает в
стандартных условиях в прямом направлении. Каковы знаки
ΔGо
, ΔHо и ΔSо в этом случае?
4.3.24. Для некоторой реакции ΔHо = 100 кДж и ΔSо = 125 Дж/К. Воз-
можна ли эта реакция в стандартных условиях? При какой
температуре начнется ее протекание? Почему эта оценка тем-
пературы приближенная?
4.3.25. Определите возможность самопроизвольного протекания в
стандартных условиях следующей реакции:
 3СuO (к.) + 2NH3 (г.) = 3Сu (к.) + 3H2O (г.) + N2 (г.)
ΔHо
обр.,298, -162.0 -46.2 0 -241.8 0
 кДж/моль
ΔSо
обр.,298, 42.6 192.6 33.3 188.7 191.5
Дж/(K·моль)
4.3.26. Определите приблизительную температуру, при которой
начнет протекать реакция
 ZnCO3 (к.) = ZnO (к.) + CO2 (г.)
 ΔHо
обр.,298, -810.7 -350.6 -393.5
 кДж/моль
ΔSо
обр.,298, 92.5 43.6 213.7
Дж/(K·моль)
4.3.27. Определите возможность самопроизвольного протекания при
300 и 700 К следующей реакции:
 NH3 (г.) + HCl (г.) = NH4Cl (к.)
 ΔHо
обр.,298, -46.2 -92.3 -315.4
кДж/моль
ΔSо
обр.,298, 192.5 186.7 94.6
Дж/(K·моль)
4.3.28. Определите направление протекания при температурах 27 и
227 о
С следующей реакции:
 4HNO3 (ж.) = 2H2O (г.) + 4NO2 (г.) + O2 (г.)
ΔHо
обр.,298, -173.0 -241.8 33.5 0
кДж/моль
ΔSо
обр.,298, 156.0 188.7 240.2 205.0
Дж/(K·моль)

 

Категория: Химия | Добавил: Админ (01.03.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar