Тема №8569 Ответы к заданиям по химии 23 темы (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к заданиям по химии 23 темы (Часть 1) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к заданиям по химии 23 темы (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Задания по теме «Строение атома. Периодический закон»

1. Назовите элемент, у атома которого в ядре 16 нейтронов, а в его электронной оболочке

15 электронов. Приведите запись его символа с указанием заряда ядра и массового числа.

2. В соединении АВ входят два атома, ядра которых отличаются на 3 протона от ядра атома кремния. О каком соединении идёт речь? Как это соединение используют в быту?

3. В молекуле вещества РХ3 содержится 42 электрона. О каком веществе идёт речь?

4. Сколько электронов и протонов содержит: а) молекула аммиака; б) ион аммония?

5. Сколько электронов на последнем электронном слое у атомов: а) цинка; б) гелия; в) бериллия;

г) марганца? Сколько электронов на предпоследнем слое у атомов этих элементов?

6. Составьте полную электронную конфигурацию атома элемента с порядковым номером – 16.

Укажите число неспаренных электронов (с помощью графического изображения).

7. Напишите полную электронную конфигурацию элемента, атом которого содержит на 3d-подуровне

три электрона. Не заглядывая в периодическую систему, укажите каков его порядковый номер, в каком периоде, группе, подгруппе он находится?

8. Назовите элемент, у которого: а) заканчивается заполнение электронами 3d-подуровня; б) начинается заполнение подуровня 3p.

9. Допишите ряд электронных подуровней (по возрастанию энергии): 1s 5s.

10. Укажите особенности электронных конфигураций атомов: а) меди и хрома.

11. Какие общие свойства имеют элементы хлор и марганец, находящиеся в одной группе

периодической системы? Ответ иллюстрируйте уравнениями реакций.

12. Предложите формулу вещества, в состав которого входит катион с электронной формулой 1s22s22p6 и анион с электронной формулой 1s22s22p63s23p6. Напишите уравнение реакции получения этого вещества из простых веществ.

13. Один из элементов IV периода образует высший оксид ЭО3 и летучее водородное соединение Н2Э. Назовите этот элемент.

14. Расположите элементы в порядке увеличения металлических свойств, образуемых ими простых веществ: а) азот, бериллий, фтор, углерод; б) германий, свинец, кремний, олово;

в) натрий, алюминий, калий, магний.

Тест по теме «Строение атома. Периодический закон»

1. Атомы фтора отличаются от атомов других элементов числом

а) протонов; б) нейтронов; в) электронов; г) нуклонов.

2. После 3 р-подуровня будет заполняться электронами следующий подуровень

а) 3 s; б) 3 d; в) 4 s; г) 4 p.

3. Химический элемент )2 )8 )8 )2 – это

а) магний; б) кальций; в) цинк; г) барий.

4. Атому теллура, чтобы достроить электронную оболочку до октета, следует принять электронов

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

5. Электронных пар у атома ванадия

а) 8; б) 9; в) 10; г) 11.

6. Если когда-нибудь откроют элемент с порядковым номером 118, то он будет

а) переходным металлом; б) галогеном; в) щелочным металлом; г) инертным газом.

7. Возбуждённому состоянию атома соответствует электронная формула

а) …2s22p3; б) …2s22p2; в) …2s12p3; г) …3d24s2.

8. Электронную формулу 1s22s22p63s23p6 имеет частица

а) S2−; б) Si4+; в) Ca+; г) Ti2+.

9. Ион Э2+ имеет конфигурацию 1s22s22p1. Ион Э3− будет иметь конфигурацию

а) 1s2; б) 1s22s2; в) 1s22s22p4; г) 1s22s22p6.

10. Щелочному металлу принадлежит формула

а) 4s2 б) 4s23d1 в) 4s1 г) 4s24p1.

11. Наиболее типичному неметаллу принадлежит электронная формула

а) …3s2; б) …2s22p5; в) …4s24p5; г) …3d74s2;

12. Элементу, электронная формула атома которого 1s22s22p63s23p3 соответствует водородное

соединение

а) SiH4; б) PH3; в) H2S; г) HCl.

13. Формула высшего оксида элемента астата

а) At2O3; б) At2O5; в) At2O7; г) AtO3;

14. Химическая формула селенида алюминия

а) AlSe2; б) Al2Se; в) Al2Se3; г) Al3Se2;

15. Cкачкообразное изменение свойств от первого элемента ко второму происходит у пары

а) натрий, магний; б) неон, натрий; в) литий, натрий; г) кальций, стронций.

16. Имеет наименьший радиус атом элемента

а) Ca; б) Мg; в) a; г) K.

17. Наименьшая электроотрицательность у

а) хлора; б) кальция; в) калия; г) цезия.

18. В ряду элементов Si → P → S → Cl

а) металлические свойства усиливаются; б) радиус атомов уменьшается;

в) уменьшается электроотрицательность; г) уменьшается число неспаренных электронов в атомах.

19. Основные свойства ослабевают в ряду веществ

а) Li2O → K2O → Rb2O; б) Al2O3 → MgO → a2O; в) CaO → MgO → BeO; г) B2O3 → BeO → Li2O.

20. Окислительная активность атомов в главной подгруппе VI группы с увеличением порядкового номера элемента

а) ослабевает; б) усиливается; в) изменяется периодически; г) не изменяется.

Занятие 2

Содержательный блок «Вещество» кодификатора ЕГЭ

2.1.Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная.

2.2.Способы образования ковалентной связи. Характеристики ковалентной связи: длина и энергия связи.

Образование ионной связи.

2.3.Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов.

 

H – O – N = O

O

H – O

Н – О – Р = O

Н – O

2.4.Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их

кристаллической решётки.

Теоретические вопросы по теме «Химическая связь»

1. Что такое химическая связь? Рассмотрите механизм образования химической связи в молекуле водорода.

2. Какую химическую связь называют ковалентной?

3. Какую химическую связь называют ковалентной неполярной?

4. Какую химическую связь называют ковалентной полярной?

5. Какая ковалентная связь называется σ-связью и какая π-связью?

 

6. Какие два механизма образования ковалентной связи вам известны?

7. Какое свойство атомов называется электроотрицательностью? Как зависит электроотрицательность

элементов от положения в периодической системе?

8. Почему атом хлора в свободном состоянии существует доли секунды, а ион Сl─ вполне устойчив?

9. Какие частицы называются радикалами?

10. Какую химическую связь называют ионной? Между атомами каких элементов она возникает? Каков

механизм её образования?

11. Что такое водородная связь. Каков механизм её образования? Оцените относительную прочность

ковалентной и водородной связей.

12. Как влияет водородная связь на свойства соединений, где она образуется? Приведите примеры.

13. Что такое металлическая связь? Какие свойства веществ обуславливает наличие в них

металлической связи?

14. Дайте определение длине связи. Как длина связи зависит от кратности связи?

15. Что такое энергия связи? Может ли поглощаться энергия при образовании химической связи?

16. Какая химическая связь более прочная: одинарная или кратная?

17. Сравните валентные возможности азота и фосфора.

18. Сравните валентные возможности элементов II и III периодов.

19. Какие высшие степени окисления должны иметь элементы главных подгрупп первых пяти групп

периодической системы?

20. Какие низшие степени окисления будут иметь неметаллы IV-VII групп?

Задания по теме «Химическая связь»

1. Приведите примеры, когда один и тот же элемент может образовывать различные виды химической

связи: ионную, ковалентную полярную, ковалентную неполярную.

2. Приведите пример веществ, в которых металл образует ковалентную связь?

3. Сколько атомов входит в состав молекулы воды? Сколько электронов содержится в молекуле воды?

Сколько электронов в молекуле воды не принимает участия в образовании химических связей?

4. Сколько электронов участвует в образовании связей в катионе аммония?

5. Какие из приведённых формул соответствуют молекулам, а какие – радикалам:

CH3, NH3, C2H5, PCl3, OH, HCl, Cl, AlCl3, C2H3?

6. Какое количество электронных пар принимает участие в образовании связи в молекулах воды, азота, фтора?

7. Какие связи, сигма- или пи-, образуются в молекулах: водорода, фтора, фтороводорода, кислорода, углекислого газа?

8. Имеются образцы следующих металлов: Cu; Hg; Na; Au; W. Определите эти металлы по их

характеристикам: очень мягкий, режется ножом; жёлтого цвета; самый тугоплавкий; жидкий при комнатных условиях; красного цвета.

9. Приведите примеры веществ в которых имеются одновременно ковалентные и ионные связи? Какой тип кристаллической решётки у этих веществ?

10. Укажите тип кристаллической решётки в следующих твёрдых веществах: Fe; Si; AgBr; I2; Cu; S8; CO2; MgCl2; NaI; N2; C10H8 (нафталин); BN; KNO3; SiO2.

11. Чем можно объяснить, что фтор и хлор, имеющие одинаковую электронную конфигурацию

внешнего электронного слоя атомов могут проявлять разную валентность: фтор I, хлор – I, III, V, VII?

12. Чем можно объяснить, что сера в своих соединениях проявляет чётную валентность, а хлор – преимущественно нечётную?

13. Проставьте степени окисления элементов в бинарных соединениях и назовите вещества:

CO; F2O; SiO2; IF7; K2O; KO2; Fe3O4; CaH2.

14. Проставьте степени окисления элементов в сложных ионах: NH4

+; NH2−; VO2+; HCO3−; MnO42−;S2O32−; CrO2−; [Fe(CN)6]4−.

15. Проставьте степени окисления элементов в соединениях: HClO3; Al(OH)3; K2Cr2O7; NH4NO3;

NH4H2PO4; Ca3(PO4)2; (CuOH)2CO3; Na[Cr(OH)4]; [Cr(H2O)5OH]Cl2; K3[Fe(CN)6]; [Cu(NH3)4]SO4.

Тест по теме «Химическая связь»

1. При образовании химических связей энергия

а) всегда выделяется;

б) всегда поглощается;

в) выделяется или поглощается (зависит от теплового эффекта);

г) не выделяется и не поглощается.

2. Тип химической связи в соединении CaCl2

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная; г) металлическая.

3. Тип химической связи в соединении CS2

а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная; г) металлическая.

4. Энергия химической связи в ряду: H2O – H2S – H2Se – H2Te

а) увеличивается; б) уменьшается; в) остается неизменной; г) изменяется периодически.

5. Частица, в которой есть ковалентная связь, образованная по донорно-акцепторному механизму

а) H2; б) OH–-; в) H4+; г) H3.

6. Какая из частиц НЕ может быть донором электронов?

а) H+; б) H–-; в) OH-–; г) H3.

7. Число σ-связей в молекуле углекислого газа равно

а) 1; б) 2; в) 3; г) 4.

8. Степени окисления кислорода в воде и в пероксиде водорода равны соответственно

а) – 2 и – 2; б) – 2 и + 2; в) – 2 и – 1; г) + 2 и 0.

9. Степень окисления фосфора в ионе H2PO4 − равна

а) + 1; б) +3; в) + 5; г) + 6.

10. Валентность азота равна его степени окисления в молекуле

а) аммиака, б) азотной кислоты, в) азота, г) оксида азота (V).

11. Валентность и степень окисления азота в азотной кислоте равны

а) V и +5; б) V и –5; в) IV и +5; г) IV и –5.

12. Ковалентная связь между атомами имеет место в веществе

а) MgCl2; б) H2S; в) CaS; г) K3P.

13. Ионная связь между атомами имеет место в веществе

а) PCl3; б) SO2; в) ICl; г) a3P.

14. У оксида кремния (IV) кристаллическая решётка

а) молекулярная; б) атомная; в) ионная; г) металлическая.

15. Оксида углерода (IV) имеет кристаллическую решётку

а) молекулярную; б) атомную; в) ионную; г) металлическую.

16. В веществах все связи в ковалентные

а) H4Cl и CO2; б) aCl и HCl; в) SO2 и SiO2; г) aH и CCl4.

17. Самым тугоплавким является вещество

а) SO2; б) H3PO4; в) I2; г) aI.

18. Водородные связи НЕ образуются между молекулами

а) аммиака; б) метанола; в) формальдегида; г) фтороводорода.

19. Установите соответствие между формулами веществ и значением степени окисления атомов

углерода в них

Формулы:

1) CO;

2) CH4;

3) CH3OH;

4) CНF3;

Степень окисления атомов

углерода:

а) –4;

б) –2;

в) –1;

г) +2;

д) +4.

20. Установите соответствие между веществами и типом кристаллической решетки этих веществ.

Вещества:

1) сера ромбическая;

2) ртуть;

3) уксусная кислота;

4) ацетат натрия;

Тип решетки:

а) атомная;

б) молекулярная;

в) ионная;

г) металлическая.

Занятие 3

Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ

3.7. Реакции окислительно-восстановительные.

Теоретические вопросы по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

1. Какие реакции называются окислительно-восстановительными?

2. Что такое процесс окисления и процесс восстановления?

3. Что называется окислителем и что восстановителем?

4. Чем внутримолекулярные окислительно-восстановительные реакции отличаются от

межмолекулярных? Приведите по одному примеру тех и других.

5. Охарактеризуйте, как влияет среда на направленность протекания окислительно-восстановительных

реакций на примере соединений марганца и хрома.

6. Как проявляется окислительно-восстановительная двойственность пероксида водорода?

7. Как влияет концентрация азотной и серной кислот на характер их взаимодействия с металлами?

8. Приведите несколько примеров растворения простых веществ неметаллов в щёлочи. Какие реакции

называются реакциями диспропорционирования (дисмутации).

9. Что такое реакция конпропорционирования (конмутации)? Приведите пример.

10. Почему все реакции замещения являются окислительно-восстановительными?

11. Приведите пример окислительно-восстановительной реакции разложения и реакции разложения,

протекающей без изменения степеней окисления элементов.

12. Приведите пример окислительно-восстановительной реакции соединения и реакции соединения,

протекающей без изменения степеней окисления элементов.

13. Приведите пример окислительно-восстановительной реакции, в которой два элемента окислителя

входят в состав одного соединения.

14. Приведите пример окислительно-восстановительной реакции, в которой два элемента

восстановителя входят в состав одного соединения.

15. Приведите примеры двух реакций с одним и тем же сложным веществом, в одной из которых оно

реагирует с окислителем, а в другой с восстановителем.

Задания по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

1. В технологии получения меди оксид меди (I) нагревают с сульфидом меди (I). При этом

восстанавливается металл. Какой еще продукт реакции образуется? Напишите уравнение реакции.

2. Смесь сухого сероводорода и сухого оксида серы (IV) пропустили через воду, при этом образовался

осадок свободной серы. Составьте уравнение реакции между указанными веществами. Какое из

веществ окисляется, какое восстанавливается?

3. Почему оксид углерода(IV), оксид серы(VI), оксид фосфора(V) не могут быть окислены

кислородом, а оксид углерода(II), оксид серы(IV), оксид фосфора(III) могут быть окислены

кислородом? Запишите уравнения реакций. Составьте электронный баланс.

4. При взаимодействии раствора азотистой кислоты с раствором йодоводородной кислоты один из

продуктов реакции − газообразный оксид азота. Какой из оксидов азота (оксид азота(II) или оксид

азота(IV)) образуется в этой реакции? Запишите уравнение реакции, составьте уравнения

электронного баланса, расставьте коэффициенты с помощью уравнений электронного баланса.

5. Запишите два уравнения реакций, в одной из которых газообразный водород будет окислителем, а в

другой – восстановителем.

6. Рассмотрите окислительно-восстановительную сущность реакций растворения магния в водном

растворе: а) соляной кислоты; б) серной кислоты; в) ортофосфорной кислоты. Какая частица играет

роль восстановителя в этих процессах?

7. За счёт каких элементов сероводород, йодид калия и аммиак относят к типичным восстановителям?

8. Какой элемент в бромоводородной кислоте может выполнять функцию окислителя, а какой −

функцию восстановителя? В какой из приведённых схем бромоводородная кислота окислитель, а в

какой – восстановитель: а) MnO2 + HBr → MnBr2 + Br2 + H2O; б) Zn + HBr → ZnBr2 + H2.

9. Приведите примеры двух реакций, в которых реагирует несолеобразующий оксид СО. Протекают ли

они без изменения степени окисления или являются окислительно-восстановительными?

10. При растворении железа в растворе бромоводородной кислоты образуется соль Fe2+, а при

нагревании железа в броме – соль Fe3+. Составьте уравнения реакций и расставьте коэффициенты

методом электронного баланса.

11. Используя метод электронного баланса или ионно-электронного баланса, составьте уравнение

реакции:

а) NН3 + КClO → N2 + H2O + … .

б) Al + KNO3 + … + … → NН3 + KAlO2.

в) KMnO4 + Н2S → MnO2 + S+ … + ….

г) … + KMnO4 + H2O → MnSO4 + … + H2SO4.

д) KCl + K2Cr2O7 + … → … + Cr2(SO4)3 + K2SO4 + H2O

Определите окислитель и восстановитель.

12. Используя метод электронного или ионно-электронного баланса, составьте уравнения следующих

ОВР, протекающих в водном растворе:

а. KMnO4 + Na2SO3 + H2SO4 →

б. KMnO4 + Na2SO3 + H2O →

в. KMnO4 + Na2SO3 + NaOH →

г. Na2SO3 + K2Cr2O7 + H2SO4 →

д. Cr(OH)3 + Cl2 + KOH →

е. H2SO4(раствор) + Zn →

ж. H2SO4(конц.) + Zn →

з. HNO3 (конц.) + Cu →

и. HNO3 (раствор) + Cu →

к. HNO3 (конц.) + P →

л. HNO3 (конц.) + As2S3 →

м. HNO3 (конц.) + Cu2S →

н. KMnO4 + H2O2 + H2SO4 →

о. Na2S2O3 + H2O2 →

п. CrCl3 + H2O2 + NaOH →

р. FeSO4 + K2Cr2O7 + H2SO4 →

с. KI + PbO2 + HNO3 →

т. C2H5OH + KMnO4 + H2SO4 → CН3СНO + …

у. S + NaOH →

ф. I2 + MnO2 + H2SO4 → MnSO4 + …

х. FeO + HNO3 (конц.) →

ц. Cl2 + KOH (на холоду) →

Тест по теме «Окислительно-восстановительные реакции»

1. Окислитель – это атом, молекула или ион, который

а) увеличивает свою степень окисления; б) принимает электроны;

в) окисляется;

г) отдаёт свои электроны.

2. Процессу восстановления атомов серы соответствует схема

а) SO2 → SO3

б) a2S → CuS в) H2SO4 → H2S г) H2SO3 → SO2

3. Установите соответствие

Схема изменения степеней окисления

Процесс

а. Cr0→ Cr2+б. Cr3+→ Cr2+в. Cr6+→ Cr3+г. Cl+1→ Cl−1

1) окисление

2) восстановление

4. К окислительно-восстановительным реакциям относят

а) растворение натрия в кислоте; б) растворение оксида натрия в кислоте;

в) растворение гидроксида натрия в кислоте; г) растворение карбоната натрия в кислоте.

5. К типичным восстановителям относятся

а) оксид марганца (IV), оксид углерода (IV) и оксид кремния (IV); б) вода, царская водка и олеум;

в) перманганат калия, манганат калия и хромат калия; г) сероводород и щелочные металлы.

6. Из перечисленных ниже веществ самым сильным окислителем является

а) плавиковая кислота; б) фтор; в) кислород; г) платина.

7. Реакцией диспропорционирования является

а) взаимодействие серы с концентрированной азотной кислотой;

б) взаимодействие магния с серой;

в) разложение оксида ртути (II);

г) растворение серы в концентрированном растворе щёлочи.

8. Сумма коэффициентов в левой части уравнения реакции между медью и разбавленной (1:1) азотной

кислотой равна а) 3; б) 5; в) 11; г) 14.

9. Слабая кислота, обладающая сильными окислительными свойствами:

а) HF; б) HClO4; в) HClO; г) H O3.

10. Сумма коэффициентов в правой части уравнения реакции KMnO4 + H2S + H2SO4 → S + MnSO4 +

K2SO4 + H2O

а) 8; б) 15; в) 16; г) 24.

11. При пропускании хлора через горячий раствор гидроксида калия один из продуктов – это

а) перхлорат калия; б) хлорат калия; в) хлорит калия; г) гипохлорит калия.

12. Какое количество сульфата железа (II) окисляется одним молем перманганата калия в кислой среде?

а) 1;

б) 2;

в) 10; г) 5.

13. Сумма коэффициентов в правой части уравнения реакции … = MnCl2 + KCl + H2O + Cl2 равна:

а) 4;

б) 8;

в) 17; г) 18.

14. Соляная кислота – восстановитель в реакции

а) PbO2 + 4HCl = PbCl2 + Cl2 + 2H2O;

б) Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2;

в) PbО + 2HCl = PbCl2 + H2О;

г) H3 + HCl = H4Cl

15. При нагревании концентрированной соляной кислоты с марганцем и оксидом марганца (IV)

кислота выполняет функции соответственно:

а) окислителя и восстановителя; б) восстановителя и окислителя;

в) в обоих случаях восстановителя; г) в обоих случаях окислителя.

16. При взаимодействии меди с концентрированной азотной кислотой НЕ может образоваться

а) нитрат меди (II); б) оксид азота (II); в) оксид азота (IV); г) оксид меди (II).

17. В качестве одного из продуктов реакции вода образуется при взаимодействии цинка с

а) разбавленной серной кислотой;

б) разбавленной уксусной кислотой;

в) концентрированной фосфорной кислотой; г) разбавленной азотной кислотой.

18. Металлы, способные восстановить свинец из водного раствора его соли, расположены в ряду

а) железо, цинк, медь;

б) медь, серебро, золото;

в) магний, цинк, железо;

г) платина, серебро, марганец.

19. А) При восстановлении оксидом углерода(II) оксида железа (III) образуется оксид железа (II);

Б) При восстановлении оксидом углерода(II) оксида железа (III) образуется железо.

а) верны оба утверждения; б) неверны оба утверждения; в) верно только А; г) верно только Б.

20. В растворе нитрит натрия

а) проявляет только окислительные свойства;

б) проявляет только восстановительные свойства;

в) проявляет как окислительные, так и восстановительные свойства;

г) не проявляет ни окислительных, ни восстановительных свойств.

Занятие 4

Содержательный блок «Познание и применение веществ и химических реакций» кодификатора ЕГЭ

4.8. Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из

участвующих в реакции.

Стоящие перед формулами коэффициенты в уравнении химической реакции характеризуют

мольные отношения реагирующих веществ. Так уравнение реакции разложения воды 2Н2О = 2Н2 + О2

можно прочесть так: «при разложении двух молекул воды образуется одна молекула кислорода и две

молекулы водорода», а можно и по-другому: «при разложении двух молей воды образуется два моля

водорода и один моль кислорода». Зная мольные отношения реагирующих веществ можно делать

расчёты, необходимые в ходе выполнения эксперимента или даже при производстве различных

веществ.

Разберём, как найти количество вещества одного из участвующих в реакции веществ, зная

количество вещества другого реагента (пример 1).

Пример 1. При горении железа в кислороде образуется железная окалина: 3Fe + 2O2 = Fe3O4.

Определите количество вещества кислорода, необходимого для сгорания 6 моль железа.

Дано:

n(Fe) = 6 моль

n(O2) = ?

Решение:

Запишем уравнение реакции: 3Fe + 2O2 = Fe3O4

Согласно уравнению реакции при сгорании 3 моль железа

расходуется 2 моль кислорода. Запишем это соотношение с помощью

пропорции:

n(Fe) : n(O2) = 3 : 2, следовательно n(O2) = 2/3 n(Fe)

n(O2) = 2/3 · 6 = 4 моль

Ответ: 4 моль.

Небольшая тренировка позволит Вам легко решать подобного рода задачи.

1. Хлор в лаборатории получают при взаимодействии перманганата калия с соляной кислотой:

2KMnO4 + 16HCl = 2MnCl2 + 2KCl + 5Cl2 + 4H2O. Какие из молярных соотношений верны, а какие

нет?

2. а) n(Cl2) = 5/2 n(KMnO4); б) n(Cl2) = 2/5 n(KMnO4); в) n(KCl) = 0,5 n(H2O); г) n(HCl) = 8 n(KMnO4);

д) n(MnCl2) = n(KMnO4); е) n(H2O) = 2 n(KCl); ж) n(KMnO4) = 8 n(HCl).

3. Химическая реакция протекает по уравнению aA + bB = dD. Запишите формулу для вычисления

количества вещества D, если известно прореагировавшее количество вещества В.

Немного усложним задачу. Научимся вычислять массу одного из участвующих в реакции

веществ, если известна масса другого реагента. Рассмотрим пример 2.

Пример 2. На установке по получению кислорода разложили 720 г воды. Рассчитайте массу

полученного кислорода.

Дано:

m(H2O) = 720 г

m(O2) = ?

Решение:

Запишем уравнение реакции:

2Н2О = 2Н2 + О2

Как и в предыдущих задачах, переход от количества одного из веществ,

участвующих в реакции, к количеству другого производится по

уравнению реакции. Согласно уравнению реакции из 2 моль воды

образуется 1 моль кислорода. Значит количество вещества кислорода в

два раза меньше количества вещества воды:

n(О2) = 1/2 n(H2O);

Однако в условии задачи задано не количество вещества воды, а масса

воды. Рассчитать количество вещества, зная его массу несложно.

n(H2O) = m(H2O) / M(H2O).

Используя формулу, связывающую массу и количество вещества,

определяем массу кислорода.

m(O2) = n(О2) · M(О2).

Проведём расчёты:

n(H2O) = m(H2O) / M(H2O) = 720 г : 18 г/моль = 40 моль.

n(О2) = 1/2 n(H2O) = 40 моль : 2 = 20 моль.

m(O2) = n(О2) · M(О2) = 20 моль · 32 г/моль = 640 г.

Ответ: 640 г.

Таким образом, чтобы найти массу одного реагента, зная массу другого, необходимо:

Решение таких задач включает в себя последовательность действий, отражённых на схеме:

m(реагент 1) → n(реагент 1) → n(реагент 2) → m(реагент 2)

4. Чему равна масса сахара (С12Н22О11), при полном разложении которого образовалось 36,0 г воды?

5. Какова масса кислорода необходима для получения 0,2 моль воды?

Если в реакции участвуют газы, то зачастую приходится рассчитывать объём газообразного

реагента по известной массе другого реагента и, наоборот, зная объём газообразного реагента,

рассчитывать массу другого реагента. Подход к решению таких задач остаётся прежним (пример 3).

Пример 3. Какой объём водорода (н.у.) выделится при разложении 3,6 г воды.

Дано:

m(H2O) = 36 г

V(Н2) = ?

Решение:

Запишем уравнение реакции:

2Н2О = 2Н2 + О2

Согласно уравнению реакции из 2 моль воды образуется 2 моль

водорода. Значит количество вещества водорода равно количеству

вещества воды:

n(Н2) = n(H2O);

В условии задачи задано не количество вещества воды, а масса воды.

Рассчитать количество вещества, зная его массу несложно.

n(H2O) = m(H2O) : M(H2O).

Используя формулу, связывающую объём газа при нормальных

условиях и количество вещества, рассчитываем объём водорода.

V(H2) = n(H2) · Vm.

1) записать уравнение реакции;

2) вычислить количество вещества реагента по его массе;

3) по уравнению определить количество вещества другого реагента;

4) вычислить массу реагента по количеству вещества.

Проведём расчёты:

n(H2O) = m(H2O) : M(H2O) = 3,6 г : 18 г/моль = 0,2 моль.

n(Н2) = n(H2O) = 0,2 моль.

V(H2) = n(H2) ·Vm = 0,2 моль · 22,4 л/моль = 4,48 л.

Ответ: 4,48 л.

Таким образом, чтобы найти массу или объём (для газов при н.у.) одного реагента, зная массу

или объём другого (для газов при н.у.), необходимо:

Решение таких задач включает в себя последовательность действий, отражённых на схемах:

m(реагент 1) → n(реагент 1) → n(реагент 2) → V(реагент 2)

V(реагент 1) → n(реагент 1) → n(реагент 2) → m(реагент 2)

6. Какой объём (н.у.) природного газа метана (СН4) сгорел в кислороде и какой объём оксида углерода

(IV) образовался (н.у.), если масса выделившейся в результате реакции воды равна 3,6 г.

7. Вычислите массу (кг) бутана (С4Н10), если для его сгорания потребовался кислород объёмом 29,12

м3 (н.у.)

8. Медь реагирует с раствором азотной кислоты по схеме 3Сu + XHNO3 → продукты. Определите

коэффициент Х, если известно, что 1,92 г меди реагируют с 5,04 г азотной кислоты.

9. Какой объём жидкой воды получится при сгорании 112 л водорода (н.у.)?

10. Вычислите массу алюминия, которая потребуется для получения из кислоты такого же количества

водорода, какое получается при растворении 1 моль магния в соляной кислоте.

11. Какого металла – магния или алюминия – потребуется по массе меньше (и на сколько) для

получения 1 г водорода из соляной кислоты.

12. В двух сосудах находится раствор соляной кислоты. Сосуды с кислотой одинаковые по массе. В

первый сосуд поместили 1 г магния, во второй – 1 г алюминия, Рассчитайте, масса какого из сосудов

будет больше после завершения реакций.

13. В каких а) мольных; б) массовых соотношениях реагируют между собой сера и кислород с

образованием оксида серы (IV)?

14. Какую массу бертолетовой соли требуется подвергнуть разложению, чтобы полученного кислорода

хватило для полного сжигания 3,72 г фосфора?

15. В сосуде объёмом 5,6 л находится кислород (н.у.). В этом сосуде сожгли 2,4 г магния. Вычислите

массу серы, которую можно сжечь в оставшемся кислороде.

16. Навеску серы разделили на две равные части. Первую часть сожгли и получили 2,688 л оксида серы

(IV) (н.у.). Вторую часть снова разделили на две равные половинки, одну из них смешали с цинком,

а другую с алюминием и обе смеси нагрели. Рассчитайте, сколько граммов весила вся порция серы.

Какая масса сульфида цинка и сульфида алюминия образовалась?

17. Медь окисляется кислородом до оксида меди (II). Вычислите, во сколько раз возрастает масса

медного порошка при окислении 2,5 моль меди.

Познакомимся, как можно рассчитать состав смеси веществ, если известны или масса, или объём,

или количество вещества двух реагентов, участвующих в разных реакциях.

Пример 4. При растворении в соляной кислоте смеси железа и магния массой 10,4 г выделилось

6,72 л водорода (н.у.). Найдите массу каждого металла в смеси.

Дано:

m(смеси) = 10,4 г

Решение:

1. Запишем уравнения протекающих реакций:

1) записать уравнение реакции;

2) вычислить количество вещества реагента по его массе или объёму;

3) по уравнению определить количество вещества другого реагента;

4) вычислить массу или объём реагента по количеству вещества.

V(H2) = 6,72 л

m(Fe) - ?

m(Mg) - ?

Fe + 2HCl = FeCl2 + H2↑

Mg + 2HCl = MgCl2 + H2↑

2. Рассчитаем количество вещества выделившегося водорода:

n(H2) = V(H2) / Vn = 6,72 / 22,4 = 0,3 (моль).

3. Нам известна общая масса реагирующих металлов, но, масса

каждого металла в смеси неизвестна. Из условия задачи известен

суммарный объём водорода, выделившегося в обеих реакциях.

Установить, объем водорода выделившийся в каждой реакции по

данным условия невозможно. Для решения задачи следует

обозначить неизвестные величины.

Пусть х моль железа было в смеси и прореагировало с соляной

кислотой и у моль магния было в смеси и прореагировало с

соляной кислотой. Тогда масса железа в смеси равна 56х, а масса

магния равна 24у.

Первое уравнение с двумя неизвестными составлено:

56х + 24у = 10,4.

По уравнению видно, что водорода в первой реакции выделилось

столько же, сколько прореагировало железа – х моль, а во второй

реакции – у моль. Всего же водорода выделилось 0,3 моль.

Второе уравнение: х + у = 0,3.

Составляем систему уравнений:

56х + 24у = 10,4

х + у = 0,3

Решая систему уравнений, получаем х = 0,1; у = 0,2.

Тогда масса железа в смеси равна 56 · 0,1 = 5,6 (г), а масса

магния 10,4 – 5,6 = 4,8 (г)

Ответ: m(Fe) = 5,6 г; m(Mg) = 4,8 г.

17. В результате реакции с водой сплава натрия с калием массой 20,2 г выделилось 6,72 л (н.у.)

водорода. Определите молярное соотношение натрия и калия в смеси.

18. При сжигании в избытке кислорода 16,2 г смеси серы и угля образовалось 35,4 г газов.

Рассчитайте мольное соотношение серы и угля в смеси.

19. При разложении 8,06 г смеси перманганата калия и бертолетовой соли выделилось 1,568 л

кислорода (н.у.). Определите состав смеси.

20. При растворении в растворе щёлочи 2 г сплава алюминия с цинком выделилось 1,904 л водорода

(н.у.). Определите массовые доли металлов в сплаве.

21. Для хлорирования 3 г смеси железа с медью потребовалось 1,12 л хлора (н.у.). Определите массы

металлов в смеси.

22. Смесь оксида меди(II) и оксида железа(III) массой 96 г восстановили водородом до металлов. При

действии на продукт избытка соляной кислоты выделилось 4,48 л водорода (н.у.). Какова масса

меди, образовавшейся при восстановлении?

23. Потеря массы при прокаливании смеси карбонатов магния и кальция составила 50 % от

первоначальной массы смеси. Вычислите массовые доли веществ в смеси после прокаливания.

24. В водном растворе находятся соляная и серная кислоты в мольном соотношении 3:1. Для

нейтрализации 50 г данного раствора было затрачено 20 г 20%-ного раствора гидроксида натрия.

Рассчитайте массовые доли кислот в исходном растворе.

Занятие 5
Содержательный блок «Познание и применение веществ и химических реакций» кодификатора ЕГЭ
4.10. Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке
(имеет примеси).
Для протекания реакции между двумя веществами А и Б необходимо взять некоторые
количества этих веществ. При этом может оказаться, что одного из веществ было взято больше, чем
необходимо для реакции. Данное вещество, химики говорят, взято «в избытке», оно прореагирует не полностью, часть его останется. В таком случае расчёты по уравнению необходимо вести по другому веществу, которое взято «в недостатке». Давайте научимся определять, какой из реагентов дан в избытке, а какой в недостатке и рассчитывать состав полученных продуктов реакции.
Пример 5. Нагрели смесь 4 г серы и 4 г алюминия без доступа воздуха. Определите массу
полученного сульфида алюминия.
Дано:
m(S) = 4 г
m(Аl) = 4 г
m(Al2S3) - ?
Решение:
2Аl + 3S = Al2S3
1. Определяем количество вещества алюминия и серы:
n(Al) = 4 / 27 = 0,148 (моль); n(S) = 4 / 32 = 0,125 (моль).
2. Сделать вывод, какое из веществ в избытке, а какое в недостатке можно
разными способами. Вот один из них: по коэффициентам в уравнении
реакции видно, что серы по количеству вещества нужно в 1,5 раза больше,
чем алюминия (3/2 = 1,5). По условию рассчитываем, что серы в 1,184 раза
меньше, чем алюминия (0,148/0,125 = 1,148). Это значит, что сера
прореагирует полностью в реакции, а алюминий – нет. Часть алюминия
останется – он в избытке, значит сера в недостатке. Расчёт ведём по
недостатку:
n(Al2S3) = n(S)/3 = 0,125/3 = 0,0417 (моль).
m(Al2S3) = n(Al2S3)• М(Al2S3) = 0,0417•150 = 6,25 (г).
Ответ: m(Al2S3) = 6,25 г.
1. Смешали 7 г железа и 7 г серы и полученную смесь нагрели. Рассчитайте количество вещества
образовавшегося сульфида железа (II).
2. Достаточно ли 24 г гидроксида натрия для полного осаждения железа из раствора, содержащего 38 г
сульфата железа(II)?
Пример 6. К 250 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 6,0% прилили 100 г 6,3 %
раствора азотной кислоты. Определите среду полученного раствора и массовую долю нитрата натрия в нем.
Дано:
m(р-ра NaOH ) = 250 г
w(NaOH) = 6,0 %
m(р-ра HNO3) = 100г
w(HNO3) = 6,3 %
w(NaNO3) - ?
реакция среды − ?
Решение:
NaOH + HNO3 = NaNO3 + H2O
1. Определяем массу количества вещества щёлочи и кислоты:
m(NaOH ) = w(NaOH)• m(р-ра NaOH ) = 250•0,06 = 15 (г)
n(NaOH ) = m(NaOH )/M(NaOH ) = 15/40 = 0,375 (моль)
m(HNO3 ) = w(HNO3)• m(р-ра HNO3) = 100•0,063 = 6,3 (г)
n(HNO3) = m(HNO3 )/M(HNO3 ) = 6,3/63 = 0,1 (моль)
2. По коэффициентам в уравнении реакции видно, что кислота
и щёлочь реагируют в молярном отношении 1:1, значит
гидроксид натрия, которого берут больше чем азотной кислоты
будет в избытке, а азотная кислота в недостатке. Расчёт ведём
по недостатку:
n(NaNO3) = n(HNO3) = 0,1 моль.
m(NaNO3) = n(NaNO3)• М(NaNO3) = 0,1•85 = 8,5 (г).
m(конечного раствора) = m(р-ра NaOH ) + m(р-ра HNO3) = 250 +
100 = 350 г.
w(NaNO3) = m(NaNO3)/ m(конечного раствора) = 8,5/350 =
0,0243 = 2,43 %.
Так как для реакции берут в избытке гидроксид натрия, то часть
его не прореагирует, и среда раствора после окончания реакции
будет щелочной.
Ответ: среда щелочная; w(NaNO3) = 2,43 %.
3. Смешали 100 мл 15%-ного раствора гидроксида калия (плотностью 1,10 г/мл) и 150 мл 10%-ного
раствора соляной кислоты (плотностью 1,05 г/мл). Определите среду полученного раствора и
массовую долю хлорида калия в нём.
4. Раствор, содержащий 20 г гидроксида натрия, поглотил 13,44 л хлороводорода (н.у.). Какую окраску
приобретет лакмус в полученном растворе?
Пример 7. К 20 г 5%-ного раствора хлорида бария прибавили 20 г 5%-ного раствора серной
кислоты. Определите состав раствора после реакции (в % по массе).
Дано:
m(р-ра BaCl2) = 20 г
w(BaCl2) = 5 %
m(р-ра H2SO4) = 20г
_________________
w(H2SO4) = 5 %
w(веществ) - ?
Решение:
BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl
1. Определяем массу количество вещества соли и кислоты:
m(BaCl2) = w(BaCl2)• m(р-ра BaCl2) = 20•0,05 = 1 (г)
n(BaCl2) = m(BaCl2)/M(BaCl2) = 1/208 = 0,0048 (моль)
m(H2SO4) = (H2SO4)• m(р-ра H2SO4) = 20•0,05 = 1 (г)
n(H2SO4) = m(H2SO4)/M(H2SO4) = 1/98 = 0,0102 (моль)
2. По коэффициентам в уравнении реакции видно, что кислота и
соль реагируют в молярном отношении 1:1, значит серная кислота,
будет в избытке, а хлорид бария в недостатке. Расчёт ведём по
недостатку:
n(BaSO4) = n(BaCl2) = 0,0048 моль.
m(BaSO4) = n(BaSO4)• М(BaSO4) = 0,0048•233 = 1,12 (г).
m(конечного раствора) = m(р-ра BaCl2) + m(р-ра H2SO4) = 20 + 20 –
1,12 = 38,82 г.
3. В полученном после реакции растворе будет соляная кислота и
оставшаяся серная кислота:
n(HCl) = n(BaCl2)•2 = 0,0096 моль
m(HCl) = n(HCl)• М(HCl) = 0,0096•36,5 = 0,35 (г).
n(H2SO4)прореагировавшая = n(BaCl2) = 0,0048 моль
m(H2SO4) = n(H2SO4)• М(H2SO4) = 0,0048•98 = 0,47 (г).
m(H2SO4)оставшаяся = 1 – 0,47 = 0,53 г
w(HCl) = m(HCl)/ m(конечного раствора) = 0,35/38,82 = 0,009 = 0,9
%.
w(H2SO4) = m(H2SO4)/m(конечного раствора) = 0,53/38,82 = 0,014 =
1,4 %.
Ответ: w(HCl) = 0,9 %; w(H2SO4) = 1,4 %.
5. К 200 г 20%-ного раствора гидроксида натрия прибавили 200 г 20%-ного раствора соляной кислоты.
Вычислите массовые доли веществ в растворе после реакции.
6. К раствору, содержащему 9,84 г нитрата кальция, прибавили раствор, содержащий 9,84 г фосфата
натрия. Образовавшийся осадок отфильтровали, а фильтрат выпарили. Определите массу осадка, а
также состав и массу продуктов, полученных при выпаривании фильтрата, считая, что образуются
безводные соли.
7. Рассчитайте массовую долю серной кислоты в растворе, полученном при пропускании 2,24 л (н.у.)
сероводорода через 300 г 10%-ного раствора сульфата меди.
8. Cероводород объемом 112 мл (н.у.) пропустили через 80 г раствора бромида меди с массовой долей
последнего 8 %. Рассчитайте массовую долю бромида меди в полученном растворе.
9. Смешали два раствора: первый содержит 31,2 г хлорида бария, второй – 14,2 г сульфата натрия.
Осадок отфильтровали, а к оставшемуся раствору прибавили избыток раствора нитрата свинца.
Рассчитайте массу осадка, выпавшего в последнем случае.
10. При растворении карбоната натрия в 200 г раствора с массовой долей соляной кислоты 7,3 %
выделилось 1,12 л газа (н.у.). Рассчитайте массовые доли веществ в растворе после окончании
реакции.
11. К раствору, полученному при добавлении 24 г гидрида натрия к 1 л воды, прилили 100 мл 30%-ного
раствора азотной кислоты (ρ = 1,18 г/мл). Определите массовые доли веществ в конечном растворе.
12. Для окисления некоторого количества фосфора потребовался такой объем кислорода (н.у.), который
образуется при разложении 171,5 г бертолетовой соли, содержащей 3% бескислородной примеси.
Определите массу фосфора, вступившего в реакцию, и объем образовавшегося газообразного
продукта окисления (н.у.).
13. При обжиге известняка массой 150 г, содержащего массовую долю примеси 0,25, выделился газ.
Определите объём выделившегося газа (н.у.), если объёмная доля его выхода от теоретически
возможного составляет 0,65.
14. При полном растворении меди массой 3,2 г, содержащей массовую долю примесей 35 %, в
концентрированной азотной кислоте практически выделилось 1,3 г оксида азота (IV). Сколько (%)
это количество оксида азота (IV) составляет от теоретически возможного.
15. При прокаливании известняка, содержащего 12 % некарбонатных примесей получили 2,8 л (н.у.)
углекислого газа с выходом 90 %. Определите массу известняка.
Занятие 6
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.3. Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях.
Содержательный блок «Познание и применение веществ и химических реакций» кодификатора ЕГЭ
4.9. Расчеты: теплового эффекта реакции.
Теоретические вопросы по теме «Тепловой эффект химической реакции»
1. Какие реакции называются: а) эндотермическими; б) экзотермическими?
2. Что называется тепловым эффектом реакции? В каких единицах он выражается?
3. Какой знак имеет тепловой эффект для: а) эндотермических реакций; б) экзотермических реакций?
4. Что такое термохимическое уравнение?
5. Почему реакцию между азотом и кислородом не относят к реакциям горения?
6. Может ли энергия химической реакции выделяться не в виде теплоты?
7. Может ли разрыв химической связи проходить с выделением энергии, а образование химической
связи - с поглощением энергии?
Задачи по теме «Тепловой эффект химической реакции»
Далее научимся проводить расчеты по термохимическим уравнениям реакций. Делать это не
сложно. Рассмотрим на конкретном примере (пример 7).
Пример 8. По термохимическому уравнению: S(т) + O2(г) = SO2(г) + 296,9 кДж/моль
рассчитайте: а) какое количество теплоты выделится при сгорании 640 г серы? б) какой объём
кислорода (н.у.) вступает в реакцию, если при этом выделяется 59,4 кДж теплоты?
Дано:
а) m(S) = 640 г
б) Q = 59,4 кДж
а) Q - ?
б) V(O2) - ?
Решение:
S(т) + O2(г) = SO2(г) + 296,9 кДж/моль
а) n(S) = 640 / 32 = 20 моль.
При сгорании 1 моль S выделяется 296,9 кДж теплоты
20 моль S выделяется х кДж
х = 5938 кДж.
б) 1 моль О2 – 296,9 кДж
у моль О2 – 59,4 кДж
у = 0,2 моль. V(O2) = 0,2 * 22,4 = 4,48 л
Ответ: а) 5938 кДж; б) 4,48 л
1. По термохимическому уравнению: С (тв) + O2 (г) = СO2 (г) + 393,5 кДж рассчитайте: а) сколько
выделится теплоты при сгорании 1 кг угля? б) какой объём кислорода (н.у.) вступает в реакцию,
если при этом выделяется 240,0 кДж теплоты? в) какой объём углекислого газа (н.у.) образуется,
если выделяется 787,0 кДж теплоты?
Решим обратную задачу, составим термохимическое уравнение реакции.
Пример 9. При сжигании 0,65 г цинка выделяется 3,48 кДж теплоты. Составьте
термохимическое уравнение этой реакции.
Дано:
M(Zn) = 0,65 г
Q = 3,48 кДж
Q(реакции) - ?
Решение:
2Zn(т) + O2(г) = 2ZnO(т)
n(Zn) = 0,65 / 65 = 0,01 (моль).
0,01 моль Zn при сгорании даёт 3,48 кДж теплоты
2 моль Zn при сгорании даёт х кДж
х = 696 кДж
Ответ: 2Zn(т) + O2(г) = 2ZnO(т) + 696 кДж или
Zn(т) + 1/
2O2(г) = ZnO(т) + 348 кДж
2. При взаимодействии 1,8 г алюминия с кислородом выделяется 55,65 кДж теплоты. Составьте
термохимическое уравнение этой реакции.
3. Запишите термохимическое уравнение реакции разложения аммиака (NH3) до простых веществ,
если известно, что при образовании 6,8 г аммиака из простых веществ выделяется 18,48 кДж
теплоты.
4. По термохимическому уравнению, составленному в предыдущей задаче, рассчитайте, сколько
теплоты поглотится при образовании 2 л H2 (н.у) из аммиака.
5. Горение бензола протекает по уравнению: 2С6Н6(ж) + 15О2(г) = 12СО2(г) + 6Н2О(г) + 6294 кДж.
Какое количество теплоты (кДж) выделится при сгорании 1 г бензола (ответ округлите до целого
числа)?
6. При сгорании 1 моля углерода до углекислого газа выделяется 393,5 кДж тепла. Сколько углерода
(кг) было сожжено, если при сгорании выделилось 1967,5 кДж тепла?
7. При горении аммиака образовалось 2,24 л (н.у.) бесцветного инертного газа, входящего в состав
воздуха, и выделилось 23,96 кДж тепла. Определите тепловой эффект приведённой выше реакции
горения аммиака.
8. По термохимическим уравнениям: а) С(т) + О2(г)= СО2(г) + 393,5 кДж;
б) С2Н4(г) + 3О2(г)= 2СО2(г) + 2Н2О(г) + 1400 кДж; вычислите, какую массу угля, в котором 80 %
углерода, надо сжечь, чтобы выделилось столько же теплоты, сколько её выделяется при сжигании
600 г этилена.
9. При полном каталитическом разложении некоторого количества бертолетовой соли выделилось
178,8 кДж теплоты. Вычислите массу магния, которую можно сжечь в полученном газе. Тепловой
эффект реакции разложения бертолетовой соли 44,7 кДж/моль.
10. Для полного разложения некоторого количества воды потребовалось 40 кДж теплоты. В полученном
газе сжигают железо и при этом выделяется 39,1 кДж теплоты. Напишите термохимическое
уравнение реакции горения железа. Тепловой эффект реакции разложения воды равен
–286 кДж/моль.
11. Как известно, пламя ацетилено-кислородных (2С2Н2(г) +5О2(г) =4СО2(г) +2Н2О(г) + 2510 кДж)
горелок широко используется для сварки и резки металлов. Можно ли для аналогичных целей
использовать пламя метано-кислородной (СН4(г) +2О2(г) =СО2(г) +2Н2О(г) + 802кДж) горелки?
Рассчитайте, в какой из двух указанных типов горелок и во сколько раз выделится больше теплоты
при сгорании одинаковых объемов ацетилена и метана.
12. Тонкоизмельченную смесь алюминия и железной окалины, часто называемую термитом,
применяют для сварки металлических изделий, поскольку при поджигании термита выделяется
большое количество теплоты и развивается высокая температура
(8Al + 3Fe3O4 = 4Al2O3 + 9Fe + 3327,9 кДж). Рассчитайте массу термитной смеси, которую
необходимо взять, чтобы выделилось 665,26 кДж теплоты в процессе алюмотермии.
Тест по теме «Тепловой эффект химической реакции»
1) Химическая реакция обязательно сопровождается выделением или поглощением энергии, поскольку …
а) её протекание заключается в разрыве одних и образовании других химических связей;
б) её протекание требует столкновения реагирующих частиц;
в) для её протекания необходима энергия;
г) при её протекании не затрагиваются ядра атомов.
2) В экзотермической реакции …
а) тепловой эффект реакции положительный;
б) теплота поглощается;
в) тепловой эффект реакции отрицательный;
г) давление реакционной системы повышается.
3) Используя для ответа энергетическую диаграмму, находим, что тепловой эффект реакции А + В = С равен:
а) – 75 кДж (теплота поглотилась);
б) 100 кДж (теплота выделилась);
в) 75 кДж (теплота выделилась);
г) – 25 кДж (теплота поглотилась).
4) Реакция разложения карбоната кальция сопровождается поглощением такого же количества
теплоты, сколько её выделяется в реакции:
а) CO2 + Ca(OH)2 = CaCO3 + H2O;
б) Ca(OH)2 = CaO + CO2;
в) CaO + CO2 = CaCO3;
г) CaCO3 + 2HCl = CaCl2 + H2O+ CO2.
5) Экзотермической является реакция:
а) SO3 + H2O = H2SO4;
б) 2 + O2 = 2 O;
в) 2Cu( O3)2 = 2CuO + 4 O2 + O2;
г) 2H2O = 2H2 + O2.
6) Об эндотермической реакции идёт речь в утверждении:
а) электрический разряд молнии способствует превращению кислорода в озон;
б) при добавлении концентрированной серной кислоты к воде пробирка нагрелась;
в) метан горит прозрачным пламенем;
г) при взаимодействии натрия с водой могут наблюдаться вспышки.
7) Об экзотермической реакции идёт речь в утверждении:
а) при пропускании электрического тока через воду образуются кислород и водород;
б) натрий горит в атмосфере хлора;
в) водород восстанавливает медь из оксида меди при нагревании;
г) на свету молекулы брома распадаются на атомы.
8) По термохимическому уравнению С + О2 = СО2 + 402 кДж рассчитайте, сколько образовалось
углекислого газа, если выделилось 40,2 кДж теплоты:
а) 0,1 г; б) 10 г; в) 10 моль; г) 0,1 моль.

Занятие 7
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.2.Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции.
Теоретические вопросы по теме «Скорость химической реакции»
1. Что такое скорость химической реакции? В каких единицах измеряется скорость химической
реакции?
2. Какие факторы влияют на скорость химической реакции?
3. Как математически выражается зависимость скорости химической реакции от концентраций
реагирующих веществ?
4. В двух одинаковых сосудах при одинаковых условиях находятся одинаковые количества веществ,
которые реагируют между собой. В первом сосуде это вещества А и В, во втором – вещества Х и У.
Будет ли одинаковой скорость химической реакции в этих сосудах? Ответ обоснуйте.
5. В двух одинаковых сосудах при одинаковых условиях находятся вещества А и В, которые
реагируют между собой. В первом сосуде с(А) = 1 моль/л, с(В) = 2 моль/л ; во втором сосуде с(А) = 2
моль/л, с(В) = 1 моль/л. Будет ли одинаковой скорость химической реакции в этих сосудах? Ответ обоснуйте.
6. Для каких реакций справедливо правило Вант-Гоффа: для экзотермических, для эндотермических
или для любых?
7. Каков физический смысл энергии активации?
8. Что такое переходное состояние (переходный комплекс)?
9. Каков механизм действия катализатора?
10. Напишите все обозначения на энергетической диаграмме:
11. Приведите примеры технического использования гомогенного и гетерогенного катализа в
неорганической и органической химии.
12. Почему нельзя кипятить бельё, замоченное в тёплом растворе стирального порошка, содержащего
ферменты?
Задачи по теме «Скорость химической реакции»
1. Средняя скорость реакции А(г) + В(г) = 2С(г) равна 0,02 моль•л-1•с-1. Каковы будут концентрации
веществ А, В и С через 5 с после начала реакции, если начальные концентрации веществ А и В равны
соответственно 1 и 2 моль/л?
2. В сосуде объёмом 5 л находится 10 г водорода и 254 г паров йода. Какова будет концентрация этих
веществ через 3 с, если средняя скорость реакции равна 0,04 моль•л-1•с-1?
3. В двух сосудах по 20 л каждый при одинаковой температуре находятся смеси газов А и В. В каком
сосуде быстрее и во сколько раз будет протекать химическая реакция А(г) + 2В(г) = АВ2(г), если в
первый сосуд ввели 2 моль вещества А и 4 моль вещества В, а во второй – соответственно 6 и
3 моль веществ?
4. Как изменится скорость реакции 2А + В → А2В, протекающей между газообразными веществами,
если давление увеличилось в 4 раза?
5. Во сколько раз следует увеличить давление в системе I2(г) + H2(г) =2HI(г), чтобы скорость
образования йодоводорода возросла в 100 раз?
6. Как изменится скорость реакции 2А + В = А2В, если концентрацию вещества А увеличить в 3 раза, а
концентрацию вещества В уменьшить в 4 раза?
7. Как изменится скорость химической реакции при нагревании реакционной смеси от 130 °С до
180 °С, если температурный коэффициент этой реакции равен 2?
8. При повышении температуры на 30 0С скорость некоторой химической реакции увеличилась в
64 раза. Вычислите, во сколько раз увеличится скорость этой реакции при повышении температуры
на 100С.
9. При повышении температуры на каждые 10 0С скорость некоторой реакции увеличивается в 4 раза.
При какой температуре следует проводить эту реакцию, чтобы скорость реакции, идущей при 100
0С, уменьшить в 16 раз.
10. Скорость некоторой реакции при повышении температуры от 0 °С до 20 °С увеличилась в 9 раз. Чему равен температурный коэффициент реакции? Во сколько раз увеличится скорость реакции
по сравнению с 20 °С, если её проводить при температуре 90 °С?
11. Известно, что скорость некоторой реакции при температуре 40 °С составляет 2,5 моль/л•с; температурный
коэффициент этой реакции равен 4. С какой скоростью будет протекать указанная реакция при
температуре 20 °С? При какой температуре скорость реакции будет иметь значение 2560 моль/л•с?
12. При 150 °С некоторая реакция заканчивается за 16 мин. Принимая температурный коэффициент
скорости реакции равным 2,5, рассчитайте, через какое время закончится эта реакция, если прово-
дить её при температуре: а) 200 °С, б) 80 °С.
Тест по теме «Скорость химической реакции»
1. Скорость прямой реакции в равновесной системе N2 + 3H2 = 2NH3 возрастает
а) повышении температуры; б) понижении давления; в) уменьшении концентрации водорода; г)
увеличении концентрации аммиака.
3. Если в реакции с соляной кислотой вместо кусочка мрамора взять такой же по массе кусочек мела
(содержание некарбонатных примесей одинаково), то
а) увеличится объём выделившегося углекислого газа; б) увеличится скорость реакции; в)
уменьшится скорость реакции; г) ничего не изменится.
4. При комнатной температуре медленнее протекает реакция между
а) Fe(т) + Н2О(ж) + O2(г) =; б) FeCO3(т) + HCl(раствор) =; в) aOH(раствор) и FeCl2(раствор)
=; г) Fe + CuCl2(раствор).
5. Максимальная скорость горения газообразной серы в кислороде может быть при:
а) уменьшении температуры и увеличении давления; б) увеличении температуры и давления;
в) увеличении температуры и уменьшении давления; г) уменьшении температуры и давления.6. При повышении температуры на каждые 10 0С скорость некоторой химической реакции
увеличивается в 2 раза. Если понизить температуру от 100 до 50 0С, то
а) скорость реакции увеличится в 10 раз; б) скорость реакции уменьшится в 10 раз; в) скорость
реакции увеличится в 32 раза; г) скорость реакции уменьшится в 32 раза;
7. С наибольшей скоростью при комнатной температуре протекает реакция между
а) железом и 10 %-ным раствором хлороводородной кислоты; б) железом и 10 % раствором
уксусной кислоты; в) железом и концентрированной уксусной кислотой; г) железом и 10 %-ным
раствором ортофосфорной кислоты.
8. Скорость реакции между цинком и раствором серной кислоты НЕ зависит от
а) температуры раствора; б) концентрации кислоты; в) объёма раствора кислоты; г) степени
измельчённости металла.
9. Реакция окисления магния на воздухе будет протекать медленнее, если:
а) взять магний в гранулах и повысить температуру; б) взять магний в гранулах и понизить
температуру; в) взять магний в порошке и понизить температуру; г) взять магний в порошке и
повысить температуру.
10. Чтобы в системе 2А2+В2 = 2А2В, при уменьшении концентрации вещества А в 4 раза скорость
прямой реакции не изменилась необходимо увеличить концентрацию вещества В2
а) в 2 раза; б) в 4 раза; в) в 8 раз; г) в 16 раз.
 


Категория: Химия | Добавил: Админ (05.10.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar