Тема №8571 Ответы к заданиям по химии 23 темы (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к заданиям по химии 23 темы (Часть 3) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к заданиям по химии 23 темы (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Занятие 8
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.4. Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения.
Содержательный блок «Познание и применение веществ и химических реакций» кодификатора ЕГЭ
4.7. Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях.
Теоретические вопросы по теме «Химическое равновесие»
1. Как называются реакции, протекающие в противоположных направлениях?
2. Почему химическое равновесие называют динамическим?
3. Сформулируйте принцип смещения химического равновесия.
4. Какие внешние факторы и как влияют на смещение химического равновесия?
5. Влияет ли катализатор на химическое равновесие?
6. Можно ли подбором соответствующего катализатора добиться увеличения доли выхода целевого
продукта реакции?
7. Сформулируйте правила смещения химического равновесия в гомогенных и гетерогенных реакциях.
В какую сторону сместится равновесие реакции: CO2(г) + C(кр) = 2CO(г), если добавить угля?Задания по теме «Химическое равновесие»
1. В какую сторону сместится равновесие гомогенной газофазной реакции CO + H2O = CO2 + H2 при
повышении давления?
2. В какую сторону сместится равновесие экзотермической обратимой реакции H2(г) + S(г) = H2S(г),
если: а) понизить давление; б) понизить температуру; в) уменьшить концентрацию сероводорода.
3. Как скажется на состоянии химического равновесия в системе HF + ОН- = F- + Н2О а) добавление
фторида калия; б) увеличение концентрации плавиковой кислоты; в) уменьшение температуры? Дайте
обоснование влиянию каждого из факторов.
4. Как скажется на состоянии химического равновесия в системе Н2S + OH─ = HS─ + H2O:
а) добавление гидросульфида натрия; б) увеличение концентрации щёлочи; в) увеличение
температуры? Дайте обоснование влиянию каждого из факторов.
5. Как скажется на состоянии химического равновесия в гомогенной газофазной системе
С3Н6 + Н2 = С3Н8 а) увеличение давления; б) увеличение концентрации водорода; в) увеличение
температуры? Дайте обоснование влиянию каждого из факторов.
6. Как скажется на состоянии химического равновесия в системе СО(г) + 2Н2(г) = СН3ОН(г) + Q
а) уменьшение давления; б) уменьшение концентрации водорода; в) уменьшение температуры? Дайте
обоснование влиянию каждого из факторов.
7. Как скажется на состоянии химического равновесия в гомогенной газофазной системе
СН3СН2ОН = С2Н4 + H2O – Q а) увеличение концентрации спирта; б) вывод воды из реакционной
смеси; в) уменьшение температуры? Дайте обоснование влиянию каждого из факторов.
8. Предложите все возможные способы увеличения выхода продукта обратимой реакции
2СО(г) + О2(г) = 2СО2(г) + 568 кДж.
9. Рассмотрим равновесную систему С(т) + СО2(г) = 2СО(г) – 119,8 кДж. Какое влияние на положение равновесия окажет: а) добавление углекислого газа; б) добавление угля; в) подвод теплоты к системе; г) сжатие системы; д) введение катализатора; е) удаление угарного газа; ж) введение в
систему щёлочи.
Задачи по теме «Объёмные отношения газов при химических реакциях»
1. Вычислите объём кислорода необходимый для полного сгорания 15 л этана (объёмы газов измерены при одинаковых условиях).
2. Какой объём кислорода необходим для сжигания 5 л смеси бутана и ацетилена, в которой объёмная доля алкана составляет 20 % (объёмы газов измерены при одинаковых условиях).
3. В сосуде находится смесь водорода и кислорода объёмом 40 мл. В результате реакции между компонентами остался не прореагировавшим кислород объёмом 10 мл. Определите объёмную долю кислорода в исходной смеси, если все объёмы измерены в одинаковых условиях.
4. В сосуде находится смесь водорода и кислорода объёмом 25 мл. В результате реакции между компонентами остался не прореагировавшим газ объёмом 7 мл. Определите объёмную долю кислорода в исходной смеси, если все объёмы измерены в одинаковых условиях.
5. Какой объем кислорода необходим для сжигания 2 л смеси водорода и угарного газа? Объемы всех газов приведены к одинаковым условиям.
6. При сжигании 100 л смеси метана, оксида углерода (II) и этилена было получено 120 л СО2. Объемы газов измерялись при одинаковых условиях. Сколько литров этилена содержала смесь?
7. К 50 мл СО и СО2 (смесь) добавили 50 мл кислорода. Смесь сожгли, после чего ее объем,
приведенный к начальным условиям, оказался равным 90 мл. Найдите объемную долю СО2
в исходной смеси.
8. После взрыва смеси водорода, сероводорода и кислорода объем газа уменьшился в 10 раз, причем все газы прореагировали полностью. Найдите объемные доли газов в смеси, если все измерения проводились при н.у.
9. При пропускании над катализатором смеси равных объемов азота и водорода прореагировало 50 % первоначального количества водорода. Найдите объемные доли компонентов образовавшейся смеси.
Тест по теме «Химическое равновесие»
1. К смещению равновесия вправо приведёт одновременное понижение температуры и увеличение давления в реакции:
а) 2HCl = H2 + Cl2 – Q; б) 2 + 3H2 =2 H3 + Q; в) C + O2 = CO2 + Q; г) SO3 + H2O= H2SO4 + Q.
2. Приведёт к смещению равновесия в реакции 2HCl = H2 + Cl2 – Q
а) перемешивание смеси;
б) повышение давления;
в) применение катализатора; г) понижение температуры.
3. Увеличение давления НЕ повлияет на смещение равновесия в реакции:
а) CaO + CO2 = CaCO3; б) 2SO2 + O2 = 2SO3; в) H2 + I2 = 2HI; г) 2H2 + O2 = 2H2O.
4. Равновесие реакции 2NO +O2 = 2NO2 + Q сместится вправо при
а) уменьшении давления и повышении температуры;
б) увеличении давления и снижении температуры;
в) увеличении давления и повышении температуры;
г) уменьшении давления и снижении температуры.
5. Сместить равновесие 2SO2 + O2 = 2SO3 + Q; в сторону исходных веществ можно при:
а) повышении давления и поглощении серного ангидрида водой;
б) понижении температуры и увеличении концентрации кислорода;
в) повышении давления и понижении температуры;
г) повышении температуры и разбавлении исходной смеси аргоном.
6. В реакции СО + 2Н2 = СН3ОН + Q выход метанола будет больше при:
а) Р = 5 МПа, t = 250оС;
б) Р = 10 МПа, t = 400оС;
в) Р = 10 МПа, t = 250оС;
г) Р = 5 МПа, t = 400оС.
7. Увеличение давления сместит равновесие в сторону исходных веществ в реакции:
а) 2 O = 2O4; б) C + 2H2 = CH4; в) CH4 + H2O = 3H2 + CO; г) 2 + O2 = 2 O.
8. Не приведёт к смещению равновесия в какую-либо сторону в реакции 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O + Q
а) увеличение концентрации кислорода; б) понижение температуры;
в) увеличение давления;
г) применение катализатора.
9. Между двумя газообразными веществами протекает обратимая экзотермическая реакция с
образованием одного твёрдого вещества. Уменьшить выход продукта можно
а) уменьшив концентрацию одного из газообразных веществ; б) уменьшив температуру;
в) увеличив концентрацию одного из газообразных веществ; г) удаляя продукт реакции.
10. Сместить равновесие в сторону образования гидроксида алюминия в реакции
Al(OH)3 + 3NaOH = Na3[Al(OH)6] можно, добавив к раствору:
а) H2O; б) aOH; в) HCl; г) KCl.
Занятие 9
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.5. Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации.
3.6. Реакции ионного обмена.
Теоретические вопросы по теме «Теория электролитической диссоциации»
1. Какие вещества называются электролитами, а какие – неэлектролитами? Приведите примеры.
2. Что называется электролитической диссоциацией?
3. Сформулируйте основные положения теории электролитической диссоциации.
4. Что такое ионы? Какие ионы называются катионами, какие – анионами? Приведите примеры
простых и сложных катионов и анионов.
5. Покажите в чём причина различия в механизмах диссоциации электролитов с ионной и
ковалентными связями.
6. Что называется степенью электролитической диссоциации и от чего она зависит?
7. Какие электролиты называются сильными, а какие слабыми? Приведите примеры.
8. Что такое кислоты, основания, соли с точки зрения теории электролитической диссоциации?
9. Что называется водородным показателем? Каково значение водородного показателя в нейтральной
среде, в кислой среде, в щелочной среде?
10. Какие реакции называются ионными реакциями?
11. Могут ли ионные реакции быть окислительно-восстановительными, приведите примеры?
12. Какое уравнение отражает сущность реакции ионного обмена?
13. Формулы каких веществ в ионных уравнениях записывают в виде ионов?
14. В каких случаях реакции обмена в растворах электролитов являются необратимыми, в каких – обратимыми, а в каких – не протекают?
Задания по теме «Теория электролитической диссоциации»
1. Почему водный раствор серной кислоты проводит электрический ток, а безводная серная кислота не проводит?
2. Какие из ниже перечисленных жидкостей обладают заметной электрической проводимостью:
а) спирт ; б) водный раствор поваренной соли; в) дистиллированная вода; г) водный раствор сахара;
д) 100%-ная серная кислота; е) водный раствор азотной кислоты; ж) раствор азота в воде;
з) водный раствор гидросульфата натрия; и) раствор хлороводорода в бензоле?
3. Какие ионы обусловливают следующие свойства азотной кислоты: а) в растворе азотной кислоты лакмус имеет красную окраску; б) с раствором азотной кислоты реагирует медь.
4. На сколько ионов распадается при полной диссоциации молекула электролита:
а) H2SO4; б) Sr(OH)2; в) Al2(SO4)3
5. Напишите формулы электролитов, в водном растворе которых содержатся ионы:
а) Fe3+ и SO42-;
б) Ca2+ и NO3-;
в) K+ и CrO42-.
6. Как практически осуществить процессы, выражающиеся следующими схемами:
а) HCl = H+ + Cl−; б) Cu + Cl2 = CuCl2; в) Cu2+ + 2OH−= Cu(OH)2
7. Запишите приведённые ниже ионные уравнения. Приведите примеры двух уравнений в
молекулярной форме, соответствующих этому ионному уравнению:
а) ион водорода + гидроксид ион = …; б) карбонат ион + ион водорода = …;
в) ион серебра + гидроксид ион = … .
8. По какому признаку можно обнаружить взаимодействие между гидроксидом натрия и соляной
кислотой, если у вас нет индикаторной бумажки? Является ли этот признак общим для всех реакций нейтрализации?
9. В каком молярном соотношении нужно взять сульфат магния и сульфат алюминия, чтобы получить растворы с одинаковым содержанием сульфат ионов?
10. В 1 л воды растворены 1 моль хлорида калия и 1 моль иодида натрия. Из каких двух других солей можно приготовить раствор точно такого же состава?
11. К раствору смеси двух солей добавили избыток соляной кислоты. После окончания реакции в растворе кроме ионов Н+ и Cl − оказались только ионы Na+. Какие соли могли находиться в исходном растворе?
12. Как можно установить в сульфате бария примеси: а) карбоната бария; б) хлорида бария?
13. Как очистить азотную кислоту от примеси соляной кислоты?
14. Приведите пример растворимой в воде соли, при обработке которой как кислотой, так и щелочью (при нагревании) образуются газообразные продукты реакции. Напишите уравнения реакций
15. Приведите пример растворимой в воде соли, при обработке которой как хлоридом бария, так и избытком щёлочи образуется осадок. Напишите уравнения реакций.
16. Можно ли назвать амфотерными ионы HCO3−; HPO42− ; HSO3−? Ответ мотивируйте.
17. Изменится ли степень диссоциации сероводородной кислоты, если к ней добавить соляную кислоту?
18. К раствору, содержащему смесь карбоната калия и хлорида натрия, добавили избыток соляной кислоты, а затем – избыток нитрата серебра. Какие ионы остались в растворе. Ответ подтвердите ионными уравнениями реакций.
19. Имеются 4 соли: силикат натрия, карбонат натрия, сульфат натрия и сульфат кальция. Как с
помощью раствора соляной кислоты можно различить эти соли?
Тест по теме «Теория электролитической диссоциации»
1. Электрическая лампочка загорится при опускании электродов в водный раствор:
а) формальдегида;
б) ацетата натрия;
в) глюкозы;
г) метилового спирта.
2. Лампочка загорится, если электроды поместить:
а) в водный раствор сахара;
б) в разбавленную уксусную кислоту;
в) в кристаллическую поваренную соль;
г) в дистиллированную воду.
3. Вещество образованное элементами № 20 и № 17 не будет проводить электрический ток:
а) в расплаве;
б) в концентрированном водном растворе;
в) в твёрдом виде;
г) в разбавленном водном растворе.
4. Лакмус окрасится в синий цвет при пропускании через его раствор:
а) углекислого газа; б) сернистого газа; в) аммиака; г) угарного газа.
5. В водном растворе ступенчато диссоциирует:
а) K2SO4; б) K2S; в) KHS; г) KOH.
6. Сильным электролитом в водном растворе является:
а)H2CO3; б) CH3OH;
в) CH3COOH; г) HCOO H4.
7. Наиболее сильным электролитом является:
а) HF; б) H O3; в) H3PO4; г) HCOOH.
8. В качестве анионов только ионы OH- образуются при диссоциации:
а) CH3OH;
б) Zn(OH)Br;
в) aOH;
г) CH3COOH.
9. Практически целиком диссоциирует в растворе:
а) хлороводородная кислота;
б) фосфорная кислота;
в) муравьиная кислота;
г) сероводородная кислота.
10. Большее количество ионов (в молях) образуется при растворении 1 моль:
а) сахара; б) хлорида алюминия; в) сульфата железа (III); г) уксусной кислоты.
11. Ряд веществ, расположенных по возрастанию степени диссоциации:
а) CH3COO a, Al(OH)3, H2S.
б) KOH, CH3COOH, H O3.
в) CH3OH, CH3COOH, a2SO4.
г) H3PO4, aCl, CH3OH.
12. Степень диссоциации уксусной кислоты в водном растворе увеличится, если:
а) интенсивно перемешать этот раствор;
б) разбавить раствор водой;
в) добавить в раствор ацетата натрия;
г) увеличить концентрацию уксусной кислоты.
13. Степень диссоциации уксусной кислоты в водном растворе уменьшится, если:
а) интенсивно перемешать этот раствор;
б) разбавить раствор водой;
в) добавить в раствор ацетата натрия;
г) увеличить температуру.
14. При сливании растворов хлорида натрия, хлорида магния и гидроксида калия:
а) образуется нерастворимая соль;
б) выделится газ;
в) изменений не произойдёт;
г) образуется нерастворимое основание.
15. Реакции ионного обмена протекают до конца:
а) при уходе одного или нескольких продуктов из сферы реакции;
б) при растворимости всех исходных веществ;
в) при образовании растворимых солей;
г) если одно из исходных веществ не растворяется в воде.
16. Не будет происходить видимых изменений, если в растворе одновременно окажутся ионы:
а) a+; SO42-; OH-; Ba2+. б) a+; SO42-; OH-; K+. в) Mg2+; SO42-; OH-; K+. г) a+; SO42-; CO32-; Н+.
17. При последовательном сливании растворов хлорида кальция, карбоната натрия и соляной кислоты:
а) изменений не произойдёт;
б) выделится газ, затем выпадет осадок;
в) появится запах, изменится цвет;
г) выпадет осадок, затем выделится газ.
18. После сливания растворов гидроксида натрия и соляной кислоты в мольном соотношении 1:2 в
растворе можно обнаружить ионы:
а) a+, Cl-, H+. б) a+, Cl-, H+, OH-. в) OH-, H+. г) a+, Cl-, OH-.
19. Взаимодействие ионов, согласно кратким ионным уравнениям H+ + OH- = Н2О и Ba2+ + SO4
2- = BaSO4↓ может происходить при сливании растворов:
а) хлорида бария и серной кислоты;
б) гидроксида бария и серной кислоты;
в) гидроксида бария и сульфата натрия;
г) гидроксида бария и сульфита натрия.
20. Нерастворимая соль образуется при взаимодействии:
а) KOH(р-р) и H3PO4(р-р);
б) H O3(р-р) и CuO;
в) HCl(р-р) и Mg( O3)2(р-р); г) Ca(OH)2(р-р) и CO2.
21. Газ выделяется при сливании растворов:
а) сульфата натрия и азотной кислоты;
б) хлороводородной кислоты и гидроксида хрома;
в) серной кислоты и сульфита калия;
г) карбоната натрия и гидроксида бария.
22. Сокращённое ионное уравнение Fe2+ + 2OH- = Fe(OH)2 соответствует взаимодействию веществ:
а) Fe( O3)3 и KOH; б) FeSO4 и LiOH;
в) a2S и Fe( O3)2; г) Ba(OH)2 и FeCl3.
23. Осадок образуется при взаимодействии соляной кислоты с раствором:
а) Аg O3; б) K O3; в) Cu( O3)2; г) Al( O3)3.
24. Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении взаимодействия 1 моль гидроксида цинка
с 2 моль соляной кислоты равна:
а) 7;
б) 5;
в) 6;
г) 4.
25. Газ выделяется при добавлении водного раствора карбоната аммония к водным растворам:
а) и соляной кислоты и нитрата бария;
б) и гидроксида калия и хлорида калия;
в) и серной кислоты и гидроксида бария;
г) и сульфата натрия и гидроксида бария.
Занятие 10
Содержательный блок «Познание и применение веществ и химических реакций» кодификатора ЕГЭ
4.6. Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей.
Охарактеризовать количественный состав раствора можно с помощью массовой доли
растворенного вещества в растворе. Для вычисления массовой доли вещества в растворе массу
вещества нужно разделить на массу раствора. При этом значение массовой доли получится в долях
единицы: Wвещества = mвещества / mраствора. Если полученный результат умножить на 100 %, то ответ получится выраженным в процентах: Wвещества = (mвещества / mраствора) • 100%.
Значение массовой доли вещества в растворе или вещества в смеси в процентах удобно
представлять в условии задачи или в ответе. Расчеты же удобнее делать, представляя массовую долю вещества в долях единицы. Например, в условии задачи сказано, что массовая доля вещества в растворе 5 %. При оформлении краткого условия задачи мы записываем следующее: Дано: Wвещества = 5 % = 0,05
Пример 10. Массовая доля вещества в растворе равна 15 %, масса раствора 20 г. Чему равна
масса растворенного вещества.
Дано:
Wвещества =15% = 0,15
mр = 20 г
mв - ?
Решение:
Из формулы Wвещества = mвещества / mраствора
следует
mвещества = mр. Wввещества
Таким образом, mвещества = 20 г . 0,15 = 3 г
Ответ: 3 г.
1. В 120 г воды растворили 30 сахара. Какова его массовая доля (%) в получившемся растворе?
2. Какой объём воды (мл) необходимо взять для приготовления 460 г раствора соли с массовой долей растворенного вещества 15%?
3. В воде растворили 15 г гидроксида натрия. Массовая доля щёлочи в приготовленном растворе составила 12 %. Сколько грамм воды потребовалось для приготовления раствора?
4. К раствору массой 400 г с массовой долей растворённого вещества 28% прибавили 160 г воды. Рассчитайте массовую долю (%) растворенного вещества в полученном растворе.
Пример 11. Какую массу воды необходимо добавить к 180 г раствора с массовой долей кислоты 12%, чтобы получить раствор с массовой долей растворённого вещества 10%?
Дано:
mр1 = 180 г
Wкислоты 1 = 12 %
Wкислоты 2 = 10 %
mводы - ?
Решение:
mкислоты 1 = mр1 • Wкислоты 1 = 180• 0,12 = 21,6 (г)
Так как исходный раствор разбавили водой, то масса кислоты в полученном
растворе будет равна массе кислоты в исходном растворе:
mкислоты 2 = mкислоты 1 = 21,6 г
mр2 = mкислоты 2 / Wкислоты 2 = 21,6 / 0,1 = 216 (г)
Тогда масса добавленной воды составит разницу в массах полученного и
исходного растворов:
mводы = mр2 - mр1 = 216 – 180 = 36 (г)
Ответ: 36 г.
5. К раствору соли с массовой долей растворённого вещества 36% прибавили 140 г воды и получили раствор с массовой долей растворённого вещества 20%. Какая масса исходного раствора была взята?
6. Какую массу пищевого уксуса (кг) с массовой долей растворённого вещества 3% можно
приготовить из 75 г уксусной эссенции, то есть раствора уксусной кислоты с массовой долей
растворённого вещества 80%?
7. Смешали два раствора соли: 170 г раствора с массовой долей растворенного вещества 12% и 330 г раствора с массовой долей растворенного вещества 27%. Рассчитайте массовую долю соли в полученном растворе.
8. Какова будет массовая доля азотной кислоты в растворе, если к 40 мл 96%-ного раствора HNO3 (плотность 1,5 г/см3) прилить 90 мл 48%-ного раствора HNO3 (плотность 1,3 г/см3).
9. Сколько миллилитров раствора серной кислоты с массовой долей растворённого вещества 92% (плотность раствора 1,82 г/мл) необходимо взять для приготовления 250 г раствора с массовой долей растворённого вещества 24%?
10. В растворе соли массой 240 г растворили ещё 10 г соли и получили раствор с массовой долей растворённого вещества 18,4%. Определите массовую долю растворенного вещества в исходном растворе.
Пример 12. Какие массы растворов соли с массовой долей растворённого вещества 12% и 28%
необходимо смешать, чтобы получить 400 г раствора с массовой долей растворенного вещества
16%?
Дано:
mр3 = 400 г
Wсоли 3 = 16 %
Wсоли 1 = 12 %
Wсоли 2 = 28 %
mр1 - ?
mр2 - ?
Решение:
mсоли 3 = mр3 • Wсоли 3 = 400• 0,16 = 64 (г).
Обозначим массу первого раствора за "Х". Тогда масса второго раствора
будет равна 400 – Х. Масса соли в первом растворе будет 0,12Х, а масса соли
во втором растворе будет 0,28(400 – Х). Составим уравнение:
0,12Х + 0,28(400 – Х) = 64.
Решение алгебраического уравнения приводит к тому, что Х = 300 г.
Масса второго раствора, таким образом, будет равна 400 - 300 = 100 (г).
Ответ: mр1 = 300 г; mр2 = 100 г.
11. Рассчитайте массу 20%-ного и 40%-ного растворов соли, которые нужно взять для приготовления 200 г 25%-ного раствора.
12. Какую массу соли необходимо добавить к 160 г раствора этой же соли с массовой долей
растворённого вещества 0,25, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 0,4?
13. Какую массу 35%-ного раствора соли необходимо прибавить к 40 г 5%-ного раствора этой же соли, чтобы получить раствор с массовой долей растворённого вещества 10%.
14. Рассчитайте массу соли и массу 20%-ного раствора этой соли, необходимых для приготовления 200 г 25%-ного раствора.
15. Для приготовления раствора объёмом 200 мл с массовой долей гидроксида натрия 10% (плотность 1,11 г/мл) используют следующие растворы: массовая доля щелочи 20% плотность 1,22 г/мл; массовая доля щелочи 5%, плотность 1,05 г/мл. Вычислить объёмы растворов, которые необходимо смешать.
16. Какой объём раствора гидроксида калия (массовая доля КОН 12%, плотность 1,11 г/мл) надо прилить к воде массой 500 г, чтобы получить раствор с массовой долей 5%?
17. Определить массовую долю НСl в растворе, образовавшемся при растворении 179,2 л
хлороводорода (н.у.) в 708 мл воды.
18. Какой объём раствора с массовой долей серной кислоты 60% (плотность 1,5 г/мл) надо добавить к 66,7 мл 30%-ного раствора серной кислоты (плотность 1,2 г/мл), чтобы получить 50%-ный раствор кислоты?

Занятие 11
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.8. Гидролиз солей.
Теоретические вопросы по теме «Гидролиз солей»
1. Какую среду показывают водные растворы различных солей? Почему?
2. Что называется гидролизом соли?
3. Какие соли гидролизуются по катиону, по аниону, по катиону и аниону? Приведите примеры таких солей
4. Какие соли не гидролизуются? Почему?
5. Какие соли гидролизуются ступенчато? Приведите примеры таких солей.
6. Запишите примеры реакций гидролиза в органической химии. Чем в органической химии реакции гидролиза отличаются от реакций гидратации?
Задания по теме «Гидролиз солей»
1. Изменится ли окраска фенолфталеина в растворе сульфида калия? Составьте молекулярное и ионное уравнения гидролиза этой соли.
2. В одну пробирку налили раствор карбоната натрия, в другую – бромида меди (II). Какую окраску будет иметь лакмус в этих растворах? Подтвердите ответ ионными уравнениями гидролиза.
3. Составьте молекулярные и ионные уравнения гидролиза солей: а) нитрата меди (II); б) фосфата натрия; в) карбоната аммония; г) сульфата никеля; д) сульфата цезия; е) ацетата меди (II); ж) сульфата алюминия. Растворы каких солей имеют рН < 7?
4. Почему в растворе гидросульфата натрия лакмус окрашивается в красный цвет, а в растворе
гидрокарбоната натрия фенолфталеин малиновый?
5. Почему водный раствор сульфида натрия имеет довольно ощутимый запах «тухлых яиц»?
6. Почему раствор сульфида натрия при длительном стоянии в открытом сосуде перестаёт давать качественную реакцию (какую?) на сульфид-ионы?. Какое вещество останется в сосуде, если из него выпарить воду?
7. С помощью какого одного реактива можно различить растворы сульфата калия, сульфата алюминия и карбоната калия?
Тест по теме «Гидролиз»
1. Установите соответствие между составом соли и реакцией среды её водного раствора.
Соль
1) нитрат калия
2) сульфат алюминия
3) сульфид калия
4) ортофосфат натрия
Среда
А) кислая
Б) нейтральная
В) щелочная
2. Установите соответствие между составом соли и типом её гидролиза.
Состав соли
1) BeSO4
2) K O2
3) Pb( O3)2
4) CuCl2
Тип гидролиза
А) по катиону
Б) по аниону
В) по катиону и аниону
3. Установите соответствие между формулой соли и молекулярно-ионным уравнением гидролиза этой соли
Формула соли
1) CuSO4
2) K2CO3
3) CH3COO a
4) ( H4)2SO4
Молекулярно-ионное уравнение
А) CH3COO-+ H2O = CH3COOH + OH-
Б) H4++ H2O = H4OH + H+
В) Cu2++ H2O = CuOH++ H+
Г) CO32-+ H2O = HCO3-+ OH-
Д) CO32-+ 2H2O = H2CO3 + 2OH-
Е) Cu2++ 2H2O = Cu(OH)2 + 2H+
4. Кислотность почвы можно увеличить введением раствора:
а) H4 O3; б) a O3; в) aCl; г) a2SO4.
5. Гидролизу не подвергается:
а) уксусная кислота; б) этиловый эфир уксусной кислоты; в) крахмал; г) белок.
6. Кислая среда в водных растворах солей ряда:
а) aBr, CaCl2. б) AlCl3, Ba( O3)2. в) a2CO3, a2S. г) ZnCl2, ( H4)2SO4.
7. В водном растворе гидрокарбоната натрия:
а) фенолфталеин станет малиновым;
б) метилоранж станет красным;
в) лакмус останется фиолетовым;
г) фенолфталеин останется бесцветным.
8. Для ослабления гидролиза хлорида алюминия в водный раствор данной соли следует добавить:
а) соляную кислоту;
б) раствор гидрокарбоната натрия;
в) раствор гидроксида бария; г) дистиллированную воду.
9. В результате полного гидролиза белков образуются:
а) углеводы; б) спирты; в) аминокислоты; г) амины.
10. Продуктами реакции являются только два вещества: гидроксид алюминия и сероводород, если в качестве исходных веществ взять:
а) алюминий, сульфид натрия и воду;
б) хлорид алюминия, сульфит натрия и воду;
в) алюминий, серную кислоту и воду;
г) сульфид алюминия и воду.
11. Сумма коэффициентов в сокращённом ионном уравнении между карбонатом калия и сульфатом
алюминия в водном растворе равна: а) 13; б) 6; в) 5; г) 12.
12. Растворы хлорида натрия, карбоната калия, сульфида натрия можно распознать с помощью
индикатора:
а) раствор сульфида натрия; б) раствор хлорида натрия;
в) раствор карбоната калия; г) все растворы.
13. Имеются растворы хлорида цинка, фосфата натрия, сульфата алюминия. Только с помощью индикатора можно определить:
а) все растворы;
б) раствор хлорида цинка;
в) раствор сульфата алюминия;
г) раствор фосфата натрия.
14. При сливании водных растворов карбоната калия и сульфата алюминия:
а) выпадает осадок и выделяется газ;
б) выпадает осадок;
в) выделяется газ;
г) видимых изменений не происходит.
Занятие 12
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.12. Электролиз расплавов и растворов солей.

Теоретические вопросы по теме «Электролиз»
1. Что называется электролизом?

2. Как называются электроды электролизёра? Какие процессы на них протекают?
3. В чём принципиальное различие электролиза растворов электролитов от электролиза расплавов электролитов?
4. Какие катодные процессы могут протекать при электролизе растворов электролитов?
5. Какие анодные процессы могут протекать при электролизе растворов электролитов?
6. Приведите пример электролиза с растворимым анодом. Запишите уравнения катодного и анодного процесса.
Задания по теме «Электролиз»
1. Напишите уравнения электролиза с инертными электродами водных растворов: а) йодида калия; б) сульфата кальция; в) фосфата калия; г) нитрата свинца (II); д) бромида олова (II); е) ацетата натрия
2. Напишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, а также общее уравнение
электролиза водного раствора: а) нитрата бария на инертных электродах; б) фтороводородной
кислоты на инертных электродах; в) сульфата ртути (II) на инертных электродах; г) иодида лития на инертных электродах;
3. Напишите уравнения реакций, протекающих на катоде и аноде, а также общее уравнение
электролиза расплава гидроксида натрия на инертных электродах.
4. Напишите уравнения электролиза расплава и водного раствора хлорида бария с графитовыми
электродами. Чем отличаются эти процессы?
5. Напишите уравнения катодных трёх катодных процессов, которые протекают при электролизе
водного раствора хлорида хрома (III).
6. Проводится электролиз водного раствора гидроксида лития на инертных электродах. Будет ли при электролизе изменяться: а) количество гидроксида лития; б) концентрация раствора? Ответ мотивируйте.
7. Какие процессы будут протекать при электролизе: водного раствора сульфата меди (II) с медным анодом?
8. В какой последовательности восстанавливаются данные металлы (железо, золото, медь, серебро)
при электролизе растворов их солей?
Тест по теме «Электролиз».
1. Установите соответствие между формулой соли и уравнением процесса, протекающего на аноде при электролизе её водного раствора.
Формула соли
Уравнение анодного процесса
А) Al(NO3)3
1) 2 H2O – 4 e = O2 + 4 H+
Б) CuCl2
2) 2 H2O + 2 e = H2 + 2 OH─
В) SbCl3
3) 2 Cl─ - 2 e = Cl20
Г) Cu(NO3)2
4) Sb3+ + 3 e = Sb0
5) Cl─ + 4 H2O – 8 e = ClO4
─ + 8 H+
6) 4 NO3
─ - 4 e = 2 N2O + 5 O2
2. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде при электролизе её водного раствора.
Формула соли
Продукт на аноде
А) NaClO4
1) Cl2
Б) AlCl3
2) ClO2
В) Cu(NO3)2
3) NO2
Г) SrCl2
4) O2
5) N2
6) H2
3. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на инертном аноде
при электролизе её водного раствора.
Формула соли
Продукт на аноде
А) NaF
1) фтор
Б) AlBr3
2) хлор
В) CuCl2
3) бром
Г) SrI2
4) иод
5) кислород
6) водород
4. Установите соответствие между формулой соли и продуктом, образующимся на катоде при
электролизе её водного раствора
Формула соли
Продукт на катоде
А) Al(NO3)3
1) водород
Б) Hg(NO3)2
2) алюминий
В) Cu(NO3)2
3) ртуть
Г) NaNO3
4) медь
5) кислород
6) натрий
5. Установите соответствие между формулой соли и уравнением процесса, протекающего на аноде
при электролизе её водного раствора.
Формула соли
Уравнение анодного процесса
А) KCl
1) 2 H2O – 4 e = O2 + 4 H+
Б) AlBr3
2) 2 H2O + 2 e = H2 + 2 OH─
В) CuSO4
3) 2 Cl─ - 2 e = Cl2
0
Г) AgNO3
4) 2 Br─ - 2 e = Br2
0
5) 2 SO4
2─ - 2 e = S2O8
2─
6) 2 NO3
─ - 2 e = 2 NO2 + O2
Занятие 13
Содержательный блок «Познание и применение веществ и химических реакций» кодификатора ЕГЭ
4.11 Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде
раствора с определенной массовой долей растворенного вещества.
В реакциях, протекающих в водных растворах, может принимать участие в качестве реагента
растворитель, то есть вода. В этом случае, необходимо учитывать такую возможность при проведении
расчётов в задаче. С водой взаимодействуют щелочные и щелочноземельные металлы и их оксиды с
образованием щелочей, большинство кислотных оксидов, многие бинарные соединения металлов,
например, гидриды, карбиды, нитриды, силициды и др.
Пример 13. К 242,9 г раствора с массовой долей ортофосфорной кислоты 8% добавили 7.1 г
оксида фосфора (V) и раствор прокипятили. Вычислите массовую долю растворенного вещества в
полученном растворе. Потерей воды при кипячении пренебречь.
Дано:
m(р-ра Н3РО4) = 242,9 г
w(Н3РО4) = 8 %
m(Р2О5) = 7,1 г
w(вещества) − ?
Решение:
При добавлении оксида фосфора (V) к раствору ортофосфорной
кислоты оксид взаимодействует не с кислотой, а с водой:
Р2О5 + 3H2O = 2H3РO4
1. Рассчитаем массу кислоты в исходном растворе
m(Н3РО4) = w(Н3РО4)• m(р-ра Н3РО4) = 242,9•0,08 = 19,432 (г)
2. Рассчитаем массу ортофосфорной кислоты, образующейся из
7,1 г оксида в ходе реакции. Очевидно, что вода в избытке.
n(Р2О5) = m(Р2О5)/M(Р2О5) = 7,1/142 = 0,05 (моль)
n(Н3РО4) = 2n(Р2О5) = 0,05•2 = 0,1 (моль)
m(Н3РО4) = n(Н3РО4)• М(Н3РО4) = 0,1•98 = 9,8 (г).
3. Тогда масса кислоты в полученном растворе увеличится на
9,8 г и составит 19,432 + 9,8 = 29,232 (г). А масса конечного
раствора увеличится по сравнению с массой исходного раствора
на массу добавленного оксида: 242,9 + 7,1 = 250 (г).
4. Рассчитаем массовую долю кислоты в полученном растворе
w (Н3РО4) = m(Н3РО4)/m(кон. р-ра) = 29,232 / 250 = 0,117 = 11,7 %.
Ответ: w(Н3РО4) = 11,7 %.
1. Оксид серы (VI) массой 12 г растворили в воде массой 148 г. Определите массовую долю серной
кислоты в полученном растворе.
2. В 50 мл воды опустили 2,34 г металлического калия. Определите массу раствора и массовую долю
растворенного вещества в нем.
3. В 400 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 1,5% добавили 3,1 г оксида натрия. Какова
массовая доля растворенного вещества в полученном растворе?
4. Определите массовую долю серной кислоты в растворе, образующемся при растворении 100 г
серного ангидрида в 400 г 42,875%-ного раствора серной кислоты.
Пример 14. Какая масса металлического натрия должна прореагировать с 89 мл воды, чтобы
получился раствор с массовой долей щелочи 20%?
Дано:
V(Н2О) = 89 мл
w(NaOH) = 20%
m(Na) − ?
Решение:
При растворении натрия в воде образуется раствор
щёлочи:
2Na + 2Н2О = 2NaOH + Н2↑
Примем количество вещества добавленного натрия за Х
моль, тогда как видно из уравнения реакции количество
вещества образовавшейся щёлочи будет Х моль, а
количество вещества выделившегося водорода будет
0,5Х моль.
Масса добавленного натрия составит 23Х г, масса
образовавшегося гидроксида натрия будет 40Х г, а масса
выделившегося водорода будет 2•0,5Х = Х г.
Масса 89 мл воды составит 89 г.
Теперь можно составить алгебраическое уравнение
0,2 = 40Х / (89 + 23Х – Х)
Решая уравнение получаем Х = 0,5 моль
Тогда масса добавленного натрия составит
23Х = 23•0,5 = 11,5 (г)
Ответ: m(Na) = 11,5 г.
5. Какую массу оксида калия следует растворить в 453 г раствора, содержащего 44 г КОН, чтобы
получить раствор с массовой долей КОН 20%?
6. При поглощении оксида серы (VI) 55,56 мл раствора серной кислоты (массовая доля кислоты 91%,
плотность раствора 1,8 г/мл) массовая доля кислоты в образовавшемся растворе составила 96,25%.
Определите массу поглощенного оксида серы (VI).
7. При растворении надпероксида калия КО2 в воде образовалось едкое кали и выделился кислород.
Определите массу воды, в которой нужно растворить 71 г надпероксида калия, чтобы образовался
22,4%-ный раствор щёлочи.
8. Определите количество воды, в котором нужно растворить 93 г оксида натрия, чтобы получить 20%-
ный раствор едкого натра.
9. В какой массе 50%-ного раствора серной кислоты нужно растворить 240 г серного ангидрида, чтобы
получить 93,5%-ный раствор серной кислоты?
10. В какой массе 20 %-ного раствора серной кислоты нужно растворить 160 г серного ангидрида,
чтобы массовая доля серной кислоты возросла вдвое?
Пример 15. Оксид натрия массой 23,25 г растворили в 200 г раствора с массовой долей
бромоводородной кислоты 8,91 %. Рассчитайте массовые доли веществ в образовавшемся растворе.
Дано:
m (р-ра HBr) = 200 г
w(HBr) = 8,91%
m(Na2O) = 23,35 г
w(веществ) − ?
Решение:
При взаимодействии оксида натрия с кислотой образуется соль – бромид
натрия: Na2O + 2HBr = 2NaBr + Н2О.
Рассчитаем массу образующейся соли:
m(HBr) = w(HBr)• m(р-ра HBr) = 200•0,0891 = 17,82 (г)
n(HBr) = m(HBr)/M(HBr) = 17,82/81 = 0,22 (моль) – недостаток
n(Na2O) = m(Na2O)/M(Na2O) = 23,35/62 = 0,375 (моль) – избыток
n(NaBr) = n(HBr) = 0,22 (моль)
m(NaBr) = n(NaBr)•M(NaBr) = 0,22•103 = 22,66 (г)
Оксид натрия, не взаимодействовавший с кислотой, реагирует с водой с
образованием щёлочи: Na2O + Н2О = 2NaOH.
Рассчитаем массу щёлочи. Очевидно, что вода в избытке по отношению к
не прореагировавшему с кислотой оксиду натрия: n(Na2О) = 0,375 – 0,22/2
= 0,265 (моль)
n(NaOH) = 2n(Na2O) = 0,265•2 = 0,53 (моль)
m(NaOH) = n(NaOH)•M(NaOH) = 0,53•40 = 21,2 (г)
Масса полученного раствора равна сумме масс раствора кислоты и оксида
натрия 200 + 23,25 = 223,25 (г).
Рассчитаем массовые доли соли и щёлочи в полученном растворе:
w (NaBr) = m(NaBr)/m(кон. раствора) = 22,66 / 223,25 = 0,1015 = 10,15 %.
w (NaOH) = m(NaOH)/m(кон. раствора) = 21,2 / 223,25 = 0,095 = 9,5 %.
Ответ: w (NaBr) = 10,15 %; w (NaOH) = 9,5 %.
11. Натрий массой 5,75 г растворили в 50 г раствора с массовой долей соляной кислоты 7,3 %.
Определите состав получившегося раствора (% по массе)
12. К раствору, полученному при добавлении 8 г гидрида лития к 1 л воды, прилили 100 мл 8,5%-ного
раствора соляной кислоты (плотность 1,04). Определите массовые доли растворенных веществ в
полученном растворе.
13. Рассчитайте массовую долю соли в растворе, полученном при растворении карбоната кальция в
8 %-ном растворе соляной кислоты.
14. Для реакции с раствором хлороводородной кислоты массой 25 г (массовая доля НСl 3,65%)
потребовался раствор гидроксида калия массой 40 г. Определите массовую долю щелочи в этом
растворе.
15. 10 г карбоната кальция растворили в соляной кислоте (масса раствора 50 г, массовая доля НCl 20%).
Определите массовую долю соли в полученном растворе.
16. Газообразный аммиак, выделившийся при кипячении 160 г 7%-ного раствора гидроксида калия с 9,0
г хлорида аммония, растворили в 75 г воды. Определите массовую долю аммиака в полученном
растворе.
17. Определите массовую долю карбоната натрия в растворе, полученном кипячением 150 г 8,4%-ого
раствора гидрокарбоната натрия. Какой объем 15,6%-ого раствора хлорида бария (плотностью
1,11 г/мл) прореагирует с полученным карбонатом натрия? Испарением воды можно пренебречь.
18. В каком соотношении нужно смешать 20%-ный раствор гидроксида натрия и 10%-ный раствор
серной кислоты, чтобы получить нейтральный раствор? Вычислите массовую долю растворённого
вещества в полученном растворе.
Занятие 14
Содержательный блок «Вещество» кодификатора ЕГЭ
2.5. Многообразие неорганических веществ. Классификация неорганических веществ.
2.9. Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: 2.9.1. простых веществ
(металлов и неметаллов); 2.9.2. оксидов (основных, амфотерных, кислотных); 2.9.3. оснований, амфотерных
гидроксидов, кислот; 2.9.4. солей средних и кислых.
2.10. Взаимосвязь неорганических веществ.
Содержательный блок «Химическая реакция» кодификатора ЕГЭ
3.12.Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов: 3.12.1. неорганических веществ.

Теоретические вопросы по теме «Основные классы неорганических веществ»
1. Какие вещества называются оксидами? Как классифицируют оксиды?
2. Охарактеризуйте химические свойства основных оксидов: отношение к воде, кислотным и
амфотерным оксидам, кислотам; окислительно-восстановительные свойства.
3. Приведите примеры получения основных оксидов окислением металлов, обжигом сульфидов,
разложением оснований, разложением солей некоторых кислородсодержащих кислот.
4. Охарактеризуйте химические свойства кислотных оксидов: отношение к воде, основным и
амфотерным оксидам, щелочам; окислительно-восстановительные свойства.
5. Приведите примеры получения кислотных оксидов окислением неметаллов и некоторых сложных
веществ, разложением кислородсодержащих кислот.
6. Охарактеризуйте химические свойства амфотерных оксидов: отношение к основным и кислотным
оксидам, щелочам, сильным кислотам.
7. Приведите примеры получения амфотерных оксидов окислением металлов, обжигом сульфидов,
разложением амфотерных гидроксидов, разложением солей некоторых кислородсодержащих
кислот..
8. Вступают ли в какие-либо реакции несолеобразующие оксиды?
9. Какие вещества называются основаниями? Как классифицируют основания?
10. Охарактеризуйте химические свойства оснований: отношение к кислотам, амфотерным
гидроксидам, кислотным и амфотерным оксидам, солям, нагреванию.
11. Приведите примеры получения нерастворимых оснований реакцией обмена между солью и
щёлочью.
12. Приведите примеры получения щелочей: гидратацией основных оксидов, взаимодействием
металлов с водой, электролизом водных растворов солей.
13. Равнозначны ли понятия: «основание» и «гидроксид»?
14. Какие вещества называют кислотами? Как классифицируют кислоты?
15. Охарактеризуйте химические свойства кислот: отношение к металлам, основным и амфотерным
оксидам, основаниям и амфотерным гидроксидам, солям.
16. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства кислот.
17. Приведите примеры получения кислот: гидратацией кислотных оксидов, взаимодействием водорода
с неметаллами, реакцией обмена между солью и кислотой.
18. Какие кислоты нельзя получить действием воды на кислотные оксиды?
19. У всех ли кислот есть ангидриды?
20. Какие вещества называют солями? Как классифицируют соли?
21. Охарактеризуйте химические свойства солей: отношение к металлам, щелочам, кислотам, солям.
22. Назовите десять способов получения солей, записав по одному уравнению реакции к каждому
способу.
Задания по теме «Основные классы неорганических веществ»
1. Дайте классификацию перечисленным оксидам: MgO, SiO, ZnO, NO, SO2, H2O, Cr2O3, K2O, FeO,
N2O3.
2. С какими из нижеперечисленных веществ может вступать в реакцию: а) оксид углерода (IV): HCl; O2;
NO2; KOH; H2O. б) оксид магния: Ba(OH)2; HCl; CO2; O2; HNO3. в) оксид цинка: SO3; CaO; Cu; H2O;
Ba(OH)2; H3PO4. Запишите уравнения возможных реакций.
3. Как экспериментально доказать принадлежность к основным оксидам: а) оксида натрия;
б) оксида железа(II).
4. Как экспериментально доказать принадлежность к кислотным оксидам: а) оксида серы(IV);
б) оксида кремния(IV).
5. Оксид цинка (белый порошок) поместили в две пробирки: в одну из них прилили соляную кислоту,
в другую – раствор щёлочи. Какие признаки реакции предстоит наблюдать? Напишите уравнения
реакций в кратком ионном виде.
6. Как из фосфора, кислорода и кальция получить фосфат кальция?
7. С какими из нижеперечисленных веществ может вступать в реакцию: а) гидроксид магния: KCl;
HCl; KOH; O2; H2O; HNO3. б) гидроксид калия: HI, хлорид меди(II), BaCl2, оксид углерода(IV),
оксид свинца(II)? Запишите уравнения реакций.
8. Как при помощи раствора гидроксида натрия можно распознать растворы трех веществ: хлорида
калия, хлорида алюминия и хлорида магния?
9. Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения:
а) Fe(NO3)3 → X → Fe2(SO4)3 б) Fe → Y → Fe(OH)3 в) Fe → Z → Fe(OH)2.
10. С какими из нижеперечисленных веществ может вступать в реакцию хлороводородная кислота: Zn;
MgO; Cu; ZnCl2; HNO3; Ca(OH)2; H2SiO3; Zn(OH)Cl? Напишите уравнения реакций в ионной форме.
11. Составьте формулу высшего оксида: а) натрия; б) хрома. Запишите формулы соответствующих им
гидроксидов. Какой характер у каждого из этих гидроксидов (проиллюстрируйте уравнением
реакции между ними)?
12. Двумя способами получите сульфат бария взаимодействием оксида и гидроксида.
13. Два ученика решили получить хлорид меди (II). У одного ученика были в распоряжении оксид меди
(II) и раствор хлороводородной кислоты, а у другого медь и раствор хлороводородной кислоты. Что
нужно сделать каждому?
14. Напишите уравнения реакций и укажите условия, с помощью которых можно осуществить
следующие превращения:
а) CaCl2 → Ca → CaO → Ca(OH)2 → CaCO3 → Ca(HCO3)2 → CaCO3;
б) Zn → ZnSO4 → Zn(OH)2 → Na2[Zn(OH)4] → ZnCl2 → Zn;
в) Cu → Cu(NO3)2 → [Cu(OH)]2CO3 → CuO → Cu → CuSO4 → CuSO4•5H2O;
г)
Тест по теме «Основные классы неорганических соединений»
1. Какой из металлов реагирует с кислородом?
а) ртуть; б) золото; в) серебро; г) платина.
2. Какому из указанных оксидов не соответствует гидроксид?
а) оксиду серы (IV); б) оксиду углерода (IV); в) оксиду углерода (II); г) оксиду азота (III).
3. В каком из рядов представлены только солеобразующие оксиды?
а) CO2, SO2, 2O, SO3; б) CO, Cl2O7, P2O3, SO3. в) O, As2O5, Br2O5, SO3; г) CO2, SO2, P2O5, Se2O3.
4. Какой оксид реагирует с раствором соляной кислоты?
а) оксид кремния (IV); б) оксид меди (II); в) оксид углерода (II); г) оксид азота (I).
5. В каком ряду все оксиды реагируют с водой?
а) K2O, SO2, CrO; б) SO3, P2O5, SiO2; в) a2O, SO3, CrO3; г) P2O5, Al2O3, Fe2O3.
6. Оксид железа (III):
а) проявляет основные свойства;
б) проявляет кислотные свойства;
в) не проявляет кислотно-основных свойств;
г) проявляет амфотерные свойства.
7. Какой оксид НЕ реагирует с гидроксидом натрия?
а) оксид кальция; б) оксид алюминия; в) оксид кремния(IV); г) оксид фосфора (V).
8. Летучее водородное соединение селена в водном растворе:
а) реагирует с кислотами;
б) реагирует с основаниями;
в) реагирует и с кислотами и с основаниями; г) не реагирует ни с кислотами , ни с основаниями.
9. В каком ряду вещества расположены в порядке увеличения кислотных свойств:
а) HF, HCl, HBr, HI;
б) HI, HBr, HCl, HF;
в) HBr, HCl, HI, HF;
г) HI, HCl, HF, HBr.
10. Высший гидроксид хрома:
а) проявляет кислотные свойства;
б) проявляет основные свойства;
в) проявляет амфотерные свойства; г) не проявляет кислотно-основных свойств.
11. Формула высшего гидроксида хлора:
а) HCl;
б) HClO4; в) HClO3;
г) HClO.
12. Формула гидроксида, соответствующего высшему оксиду марганца:
а) Mn(OH)2;
б) Mn(OH)4;
в) H2MnO4;
г) HMnO4.
13. Какой металл НЕ реагирует с раствором серной кислоты?
а) барий; б) свинец; в) олово; г) ртуть.
K
KNO3
K2SO4
KCl
KOH
HNO3
Cu(OH)2
CuO
Cu
CuSO4
K[Al(OH)4]
Al2(SO4)3
14. Из списка веществ: азотная кислота, гидроксид натрия, кремнёвая кислота, сероводородная
кислота; можно получить гидратацией оксидов
а) одно вещество; б) два вещества; в) три вещества; г) четыре вещества.
15. Летучее водородное соединение НЕ образуется в результате взаимодействия с водородом:
а) натрия; б) хлора; в) серы; г) углерода.
16. Для всех оснований характерно
а) изменение окраски индикаторов;
б) взаимодействие с амфотерными оксидами;
в) взаимодействие с сильными кислотами; г) взаимодействие с солями.
17. При взаимодействии металла с водой выделился газ, а раствор при добавлении фенолфталеина
окрасился в малиновый цвет. Этим металлом может быть:
а) кальций; б) цинк; в) железо; г) алюминий.
18. Жёлтая окраска метилоранжа в растворе:
а) гидроксида бария; б) серной кислоты;в) сероводорода; г) хлорида натрия.
19. В каком ряду представлены вещества, с которыми способен взаимодействовать гидроксид натрия:
а) оксид кремния (IV), азотная кислота, гидроксид железа (II);
б) оксид углерода (IV), соляная кислота, магний;
в) оксид серы (IV), серная кислота, хлорид железа (II);
г) оксид алюминия, уксусная кислота, гидроксид бария.
20. Основной характер гидроксидов металлов одного периода по мере увеличения заряда ядра:
а) не изменяется;
б) усиливается;
в) ослабевает;
г) изменяется
периодически.
21. Взаимодействием какой пары веществ можно получить сульфит натрия?
а) раствора гидроксида натрия и оксида серы (VI); б) оксида натрия и оксида серы (IV);
в) серной кислоты и хлорида натрия;
г) раствора гидросульфида натрия и
сернистой кислоты.
22. Кислотный оксид и амфотерный гидроксид соответственно представлены в группе:
а) Cl2O7 и Cr(OH)3;
б) O и Zn(OH)2.
в) CO2 и Ca(OH)2;
г) ZnO и
Al(OH)3.
23. В схеме превращений Р4 → А → Н3РО4 веществом А является:
а) водород;
б) оксид фосфора (III);
в) фосфин (РН3); г) оксид фосфора (V).
24. Сульфат железа (II) – это:
а) FeS; б) FeSO4; в) FeSO3;г) Fe2(SO4)3.
25. Средними солями являются:
а) aHCO3 и [ H3CH2COOH]Cl;
б) H4 O3 и CH3COOK;
в) CaCO3 и a(H2PO4)2;
г) MgOHCl и C2H5OK.
26. Основание и кислая соль представлены в группе:
а) H3 и H4HCO3; б) aOH и (CuOH)2CO3;
в) H2S и aHSO4; г) Al(OH)3 и KHS.
27. Среди представленных соединений отсутствуют соли:
а) SCl2, O, KOH, CuS; б) CO, H4SC ; PH3, CCl4.
в) CO2, TiH2, H2O2, O3. г) HC S, SiH4, CaS, K2O.
28. Гидроксид НЕ образуется гидратацией оксида
а) кальция; б) бериллия; в) лития; г) бария.
29. Если в раствор сульфата меди (II) опустить железный гвоздь, то после окончания реакции (весь
сульфат меди прореагирует) раствор будет:
а) голубого цвета; б) красного цвета; в) бесцветный; г) зеленовато-жёлтый.
30. В каком из предложенных списков все металлы вытесняют свинец из его солей.
а) медь, алюминий, цинк; б) ртуть, медь, серебро;
в) цинк, магний, железо; г) железо, алюминий, серебро.
31. Укажите уравнение, соответствующее реакции нейтрализации:
а) CuCl2 + 2KOH = Cu(OH)2 + 2KCl;
б) BaCl2 + a2SO4 = BaSO4 + 2 aC;l
в) Cu(OH)2 + 2HCl = CuCl2 + 2H2O;
г) CuO + 2HCl = CuCl2 + H2O.
32. Установите соответствие между формулой вещества и принадлежностью его к классу
неорганических соединений.
а) Сa(OH)2;
б) Mn2O7;
в) HCl;
г) Ca3(PO4)2.
1) кислота;
2) соль;
3) основный оксид;
4) кислотный оксид;
5) щёлочь.
X
Y
33. В схеме превращений Cu → CuCl2 → Cu(OH)2 веществами «X» и «Y» являются:
а) «X» – HCl и «Y» – H2O;
б) «X» – HCl и «Y» – aOH;
в) «X» – Cl2 и «Y» – aOH;
г) «X» – Cl2 и «Y» – H2O.
34. Минимальное число стадий, с помощью которых можно осуществить следующее превращение:
Cu → Cu(OH)2 → Cu.
а) две; б) три; в) четыре; г) пять.

 

 

 

 

 

Категория: Химия | Добавил: Админ (05.10.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar