Тема №8946 Задачи по химии 22 темы
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Задачи по химии 22 темы из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Задачи по химии 22 темы, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Тема №1

«СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ КОНЦЕНТРАЦИИ РАСТВОРОВ»

Задача №1

Раствор сульфата цинка с массовой долей 0,5% применяют как антисептическое и вяжущее средство.

Вопросы:

1. Что называется массовой долей раствора?

2. Какая масса сульфата цинка и воды требуется для приготовления 1 кг данного раствора?

3. Чему равен объем полученного раствора, если его плотность 1,01 г/мл?

4. Является ли полученный раствор насыщенным?

5. Какую массу цинкового купороса ZnSO4∙7H2O необходимо взять для приготовления 1 кг 0,5% раствора сульфата цинка?

Задача №2

В качестве средства скорой помощи для выведения больных из обморочного состояния используют нашатырный спирт 10% раствор аммиака. В лаборатории имеется 25% раствор аммиака плотностью 0,907 г/мл.

Вопросы:

1. Какой способ использован для выражения количественного содержания аммиака в растворе?

2. Как формулируется определение этого вида концентрации?

3. Чему равна масса аммиака в 0,5 л 10% раствора плотностью 0,958 г/мл?

4. Каким образом из 25% раствора аммиака можно приготовить нашатырный спирт?

5. Чему равен объем 25% раствора аммиака, который необходимо взять для приготовления 0,5 л нашатырного спирта?

Задача №3

Препараты лития, в частности, карбонат лития, обладают способностью купировать возбуждение у психически больных. При этом концентрация лития в плазме крови не должна превышать 1,6 мэкв/л.

Вопросы:

1. Какой способ выражения концентрации раствора использован для характеристики количественного содержания лития в крови?

2. Как формулируется определение этого вида концентрации?

3. Что называется химическим эквивалентом вещества?

4. Что такое фактор эквивалентности и как можно его рассчитать для карбоната лития?

5. Какова максимально допустимая масса карбоната лития, которую можно ввести больному, если объем крови равен 5 л?

Задача №4

Для приготовления лекарственных настоек используется 40% раствор этилового спирта. В лаборатории имеется 96% раствор этилового спирта плотностью 0,81 г/мл.

Вопросы:

1. Что называется истинным раствором?

2. Как можно из 96% раствора этилового спирта приготовить 40% раствор?

3. Какая масса этилового спирта и воды содержится в 1 кг 40% раствора?

4. Какой объем 96% раствора следует взять для приготовления 1 кг 40% раствора этилового спирта?

5. Какой объем воды требуется для приготовления этого раствора?

Задача №5

При недостатке кальция в организме назначают внутрь 10% раствор хлорида кальция плотностью 1,07 г/мл.

Вопросы:

1. Можно ли вместо хлорида кальция использовать карбонат или сульфат кальция?

2. Какой способ выражения концентрации раствора использован для характеристики количественного содержания кальция в растворе?

3. Какая масса хлорида кальция содержится в 100 мл такого раствора?

4. Какую массу кальция можно ввести в организм со 100 мл такого раствора?

5. Какой объем такого раствора можно приготовить из 100 г кристаллогидрата CaCl2∙6H2O?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №2

«ТЕРМОДИНАМИКА. ТЕРМОХИМИЯ»

Задача №1

Женщина, «соблюдая фигуру», съела вне плана в составе торта 180 г глюкозы. Считать, что глюкоза полностью окисляется в организме по уравнению:
С6Н12О6(к) + 6О2(г) = 6СО2(г) + 6Н2О(ж)

Н0обр (С6Н12О6) = 1273 кДж/моль;

Н0обр (СО2) = 394 кДж/моль;

Н0обр (Н2О) = 286 кДж/моль.

Вопросы:

1. На основании какого закона проводятся термохимические расчеты?

2. По какому уравнению можно рассчитать стандартную энтальпию окисления глюкозы?

3. Каким является процесс окисления глюкозы: экзотермическим или эндотермическим?

4. Какое количество энергии получит организм пациентки?

5. Какое время пациентка должна затратить на стирку белья (расход энергии 543 кДж/ч), чтобы компенсировать излишества?

Задача №2

Требуется определить стандартную энтальпию реакции нейтрализации сильной кислоты сильной щелочью.

Вопросы:

1. С помощью какого прибора можно провести это измерение?

2. Какие реактивы и измерительная посуда должны быть в лаборатории?

3. Какую цену деления должен иметь термометр, используемый для измерений?

4. По какой формуле рассчитывают Н0 реакции?

5. Имеет ли значение, какие именно кислота и щелочь будут использованы в ходе измерений?

Задача №3

Мужчина, «следящий за фигурой», выпил на вечеринке водки в пересчете на абсолютный спирт 46 г этанола С2Н5ОН. Считать, что этанол полностью окисляется в организме по уравнению:

С2Н5ОН(ж) + 3О2(г) = 2СО2(г) + 3Н2О(ж)

Н0обр (С2Н5ОН) = 1278 кДж/моль;

Н0обр (Н2О) = 286 кДж/моль;

Н0обр (СО2) = 394 кДж/моль.

Вопросы:
1. На основании какого закона проводятся термохимические расчеты?

2. По какому уравнению можно рассчитать стандартную энтальпию окисления глюкозы?

3. Каким является процесс окисления спирта: экзотермическим или эндотермическим?

4. Какое количество энергии получит организм пациента?

5 Какое время мужчина должен бегать трусцой (расход энергии 920 кДж/ч), чтобы компенсировать излишества?

Задача №4

Инспектор ГИБДД остановил водителя и по его внешнему виду заподозрил, что тот находится в состоянии алкогольного опьянения. Анализ, проведенный в токсикологической клинике, показал, что содержание этилового спирта в крови водителя превышает допустимую норму. Однако водитель утверждает, что алкогольных напитков не употреблял в течение нескольких дней. Установлено, что при выполнении профессиональных обязанностей ему приходится много времени проводить в условиях повышенной концентрации выхлопных газов и в его организме спирт мог образоваться из CO2 и H2O.

Вопросы:
1. Как выглядит уравнение образования C2H5OH из CO2 и H2O?

2. Что является критерием направления самопроизвольного протекания процесса?

3. Что называется стандартной энергией Гиббса образования вещества?

4. По какой формуле можно рассчитать G0реакции, если:

G0обр(C2H5OH) = 175 кДж/моль;

G0обр(H2O) = 237 кДж/моль;

G0обр(CO2) = 394 кДж/моль.

5. Может ли происходить в организме человека самопроизвольное образование C2H5OH из CO2 и H2O?

Задача №5

Для роста и нормального функционирования организма необходима энергия. Источником энергии для биологических процессов, протекающих в организме, могут быть, в частности, реакции гидролиза АТФ, глюкозо-1-фосфата, глюкозо-6-фосфата и глицеро-1-фосфата, стандартные энергии Гиббса которых составляют соответственно: 30,5; 20,9; 13,8; 9,2 кДж/моль.

Вопросы:
1. Что такое стандартная энергия Гиббса?

2. Какие реакции называются экзэргоническими, а какие эндэргоническими?

3. Для чего в организме используется энергия, выделяемая при гидролизе макроэргических веществ?

4. Какой вид имеет уравнение реакции гидролиза АТФ?

5. Гидролиз какого из приведенных соединений является главным источником энергии для протекания биологических процессов в организме?

ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №3

«СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ. ХИМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ»

Задача №1

В лаборатории создали новый лекарственный препарат. Срок годности этого препарата при t0 = 200С составляет три года. Для установления срока его годности и был использован метод ускоренного старения. Известно, что для данной реакции температурный коэффициент скорости реакции равен 2.

Вопросы:

1. В чем заключается метод ускоренного старения?

2. Как скорость реакции зависит от температуры?

3. Какое математическое выражение имеет правило Вант-Гоффа?

4. Какое время можно хранить препарат при 300С, 400С, 500С?

5. Можно ли проводить исследования при температурах 100-2000С?

Задача №2

Для пациента необходимо разработать оптимальный режим дозирования препарата дигитоксина.

Вопросы:

1. Какая методика при этом используется?

2. Какой порядок имеет большинство реакций, протекающих в организме человека?

3. Как выглядит кинетическая кривая для реакций первого порядка?

4. Что такое период полуэлиминации?

5. Как рассчитать константу скорости реакции первого порядка, зная период полуэлиминации?

Задача №3

В лаборатории имеются растворы: 3% раствор H2O2 и концентрированный раствор Fe2(SO4)3, а также MnO2. Используя эти реактивы осуществить гомогенный и гетерогенный катализ реакции разложения H2O2.

Вопросы:

1. Что такое катализатор?

2. Почему в присутствии катализаторов изменяется скорость реакции?

3. В чем заключается отличие гомогенного катализа от гетерогенного?

4. Какой катализатор Вы выберете для гомогенного катализа разложения H2O2?

5. Какой катализатор Вы выберете для гетерогенного катализа разложения H2O2?

Задача №4

Пациент жалуется на головокружение и частую головную боль. Из анамнеза известно, что он страдает гипертонической болезнью, которая сопровождается носовыми кровотечениями. В общем анализе крови: гемоглобин 90 г/л (в норме 110 г/л). Биохимический анализ крови показал, что железосвязывающая способность крови повышена, а уровень сывороточного Fe2+ снижен. На основании имеющихся данных был поставлен диагноз: железодефицитная анемия.

Вопросы:

1. Связано ли между собой содержание ионов железа Fe2+ и гемоглобина в организме человека?

2. Какую функцию выполняет гемоглобин в организме человека?

3. Является ли процесс превращения гемоглобина в оксигемоглобин обратимым (равновесным)? Ответ подтвердить написанием химического уравнения.

4. В каком направлении смещается данное равновесие при поступлении бедной кислородом венозной крови в легкие?

5. В каком направлении смещается данное равновесие в капиллярах, пронизывающих периферические ткани?

Задача №5

Кислотно-основное равновесие плазмы крови характеризуется при помощи показателей BE (base excess избыток оснований) и BD (base deficit недостаток оснований). При патологии изменение этих параметров превышает величину 2,3 ммоль/л. Состояние пациента при BE > 0 (BD < 0) оценивается как алкалоз, при BE < 0 (BD > 0) как ацидоз.

Кислотно-основный гомеостаз (постоянство pH) в плазме крови поддерживается, в основном, при помощи гидрокарбонатной буферной системы, действие которой можно описать следующей цепочкой равновесий:

CO2 + H2O ⇄ Н2СО3 ⇄ H+ + НСО3

Вопросы:

1. Что является основанием в данном протолитическом равновесии?

2. В каком направлении смещается данное равновесие при поступлении в кровь кислотных и щелочных метаболитов?

3. Зависит ли положение этого равновесия от парциального давления CO2 в атмосфере и каким образом?

4. Зависит ли положение этого равновесия от ферментации процесса?

5. Как смещение равновесия влияет на показатели BE и BD?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №4

«КОЛЛИГАТИВНЫЕ СВОЙСТВА РАСТВОРОВ»

Задача №1

В отделение реанимации поступил пациент с большой потерей крови. В лаборатории имеются растворы NaCl с концентрациями: 0,9%; 0,1% и 2%.

Вопросы:

1. Чему равно осмотическое давление крови?

2. Из каких составляющих складывается осмотическое давление крови?

3. Какой из растворов NaCl имеет осмотическое давление, отвечающее тургору эритроцитов?

4. Что произойдет с эритроцитами крови, если в качестве заменителя крови использовать 0,1%-й раствор NaCl?

5. Что произойдет с эритроцитами крови, если в качестве заменителя крови использовать 2%-й раствор NaCl?

Задача №2

У пациента на пальце обнаружено нагноение. Для лечения было предложено использовать компресс, смоченный раствором NaCl.

Вопросы:

1. На чем основан данный метод лечения?

2. Какова должна быть концентрация используемого раствора NaCl?

3. Можно ли для лечения гнойных ран использовать растворы других электролитов (неэлектролитов)?

4. Могут ли быть изотоничными при одинаковой температуре растворы электролита и неэлектролита?

5. Можно ли при лечении гнойных ран использовать растворы, являющиеся гипотоническими по отношению к плазме крови?

Задача №3

Осмотическое давление плазмы крови человека при 370С составляет 7,7 атм. Требуется приготовить 0,5 л раствора глюкозы, изотоничного плазме крови.

Вопросы:

1. Что называется осмотическим давлением раствора?

2. Какие растворы называются изотоническими?

3. По какой формуле рассчитывается осмотическое давление разбавленных растворов неэлектролитов и электролитов?

4. Что такое осмолярность раствора и как она рассчитывается?

5. Чему равна масса глюкозы, которую необходимо взять, чтобы приготовить 0,5 л раствора глюкозы, изотоничного плазме крови?

Задача №4

В плазме крови пациента обнаружен нетипичный белок. Для выяснения природы обнаруженного белка биоматериал был направлен на исследование в биохимическую лабораторию. В числе прочих параметров требовалось определить его молекулярную массу, для был использован метод криометрии.

Вопросы:

1. На чем основан криометрический метод определения молекулярной массы?

2. Что является экспериментально определяемой величиной в методе криометрии?

3. Почему раствор нелетучего вещества кристаллизуется при более низкой температуре, чем чистый растворитель?

4. По какому закону можно теоретически рассчитать t0кр. раствора нелетучего неэлектролита?

5. По какой формуле рассчитывают молекулярную массу вещества-неэлектролита в методе криометрии?

Задача №5

В лаборатории приготовлен многокомпонентный раствор, по свойствам близкий к физиологическому. Для определения осмотического давления этого раствора был использован метод эбулиометрии.

Вопросы:

1. Какую величину экспериментально определяют в методе эбулиометрии?

2. По какому закону можно рассчитать t0кип. раствора нелетучего вещества?

3. От чего зависит величина эбулиоскопической постоянной?

4. Для каких растворов выполняются законы Рауля и Вант-Гоффа?

5. Как можно рассчитать осмотическое давление раствора по данным эбулиметрии?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №5

«ТЕОРИЯ ЭЛЕКТРОЛИТОВ»

Задача №1

Пациент доставлен в клинику с кровопотерей. В клинике отсутствует донорская кровь, что вызвало необходимость срочно приготовить 1 л раствора NaCl с ионной силой равной ионной силе плазмы крови, которая составляет 0,167 моль/л.

Вопросы:

1. Что такое ионная сила раствора?

2. Что представляет собой физиологический раствор и какова его ионная сила?

3. Равны ли значения ионной силы физраствора и плазмы крови?

4. Что может произойти с эритроцитами, если вместо плазмы крови использовать раствор с I = 0,05 моль/л?

5. Чему равна масса NaCl, которую необходимо взять для приготовления заданного раствора?

Задача №2

Для проведения ряда физиологических исследований по продолжительности функционирования изолированных органов животных требуется раствор с наиболее высокой ионной силой. В лаборатории имеются растворы NaCl, CaCl2, Al2(SO4)3 с молярными концентрациями, равными соответственно 0,5; 0,2 и 0,01 моль/л.

Вопросы:

1. Что такое ионная сила раствора?

2. Могут ли имеющиеся растворы при условии равенства их молярных концентраций иметь одинаковую ионную силу?

3. Какой из имеющихся растворов обладает наибольшей ионной силой?

4. Влияет ли изменение ионной силы раствора на химическую активность ионов, находящихся в растворе?

5. Можно ли повысить ионную силу раствора сливанием равных объемов трех имеющихся растворов?

Задача №3

При исследовании электропроводности раствора HCl с молярной концентрацией кислоты 0,01 моль/л экспериментальное значение силы тока оказалось заниженным по сравнению с теоретически рассчитанным и соответствовало С(HCl) = 0,0089 моль/л.

Вопросы:

1. Чем объясняются отклонения в свойствах растворов сильных электролитов по сравнению с идеальными (предельно разбавленными) растворами?

2. При помощи каких величин определяют число кинетически самостоятельных (свободных) ионов?

3. Какие физико-химические характеристики растворов сильных электролитов зависят от числа свободных ионов?

4. Чему равна кажущаяся степень диссоциации HCl в данном растворе?

5. Чему равна активность ионов H+ в данном растворе?

Задача №4

В лаборатории имеется 10% раствор NaCl плотностью 1,1 г/мл. Требуется пополнить запас физиологического раствора и приготовить 2 л раствора NaCl с ионной силой, равной 0,154 моль/л.

Вопросы:

1. Что такое ионная сила раствора?

2. Чему равна концентрация NaCl в физрастворе с заданной ионной силой?

3. Чему равны коэффициенты активности ионов Na+ и Cl в физрастворе?

4. Какой объем 10% раствора NaCl необходимо взять для приготовления 2 л физраствора?

5. Какой объем апирогенной дистиллированной воды следует использовать для приготовления физраствора?

Задача №5

На фоне рвоты у ребенка развился токсикоз и он был госпитализирован. Клинические исследования выявили недостаток ионов K+ и Na+ в организме ребенка.

Вопросы:

1. Какие последствия вызывает недостаток ионов Na+ в организме?

2. Какие последствия вызывает недостаток ионов K+ в организме?

3. Какие меры можно предложить для того, чтобы восстановить нормальное содержание ионов K+ и Na+ в организме ребенка?

4. Какие электролиты можно использовать для наиболее эффективной генерации ионов K+ и Na+?

5. Требуется ли введение в организм электролитов после устранения рвоты?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №6

«ВОДОРОДНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ. ГИДРОЛИЗ СОЛЕЙ»

Задача №1

При обследовании пациента установлено, что рН плазмы крови меньше нормального значения на 0,2 единицы. Необходимо устранить эту патологию.

Вопросы:

1. Чему равно значение рН крови в норме?

2. Как называется данное отклонение рН крови от нормы?

3. Можно ли ликвидировать эту патологию введением в кровь физиологического раствора?

4. Можно ли ликвидировать эту патологию введением в кровь раствора гидрокарбоната натрия?

5. Можно ли ликвидировать эту патологию введением в кровь раствора аскорбиновой кислоты?

Задача № 2

При обследовании пациента установлено, что рН плазмы крови превышает нормальное значение на 0,2 единицы. Необходимо устранить эту патологию.

Вопросы:

1. Чему равно значение рН крови в норме?

2. Как называется данное отклонение рН крови от нормы?

3. Можно ли ликвидировать эту патологию введением в кровь физиологи-ческого раствора?

4. Можно ли ликвидировать эту патологию введением в кровь раствора гидрокарбоната натрия?

5. Можно ли ликвидировать эту патологию введением в кровь раствора аскорбиновой кислоты?

Задача № 3

В ходе лабораторного исследования желудочного сока установлено, что в 4 мл пробы содержится 1,46 мг соляной кислоты. Необходимо оценить кислотность желудочного сока.

Вопросы:

1. Что такое водородный показатель и что он характеризует?

2. Чему равна молярная концентрация соляной кислоты в исследованной пробе желудочного сока?

3. Чему равна величина рН исследованной пробы желудочного сока, если считать, что соляная кислота полностью диссоциирована?

4. В каких пределах варьируется значение рН желудочного сока в норме?

5. Как можно охарактеризовать кислотность исследованной пробы желудочного сока?

Задача №4

Препараты алюминия, например, алюмокалиевые квасцы KAl(SO4)2∙12H2O, обладают вяжущим действием вследствие того, что катионы Al3+ образуют с белками гелеобразные комплексы.

Вопросы:

1. Какие процессы протекают при растворении алюмокалиевые квасцов?

2. Какова среда раствора алюмокалиевые квасцов?

3. Изменяет ли подкисление или подщелачивание раствора концентрацию катионов алюминия?

4. Как изменяется концентрация катионов алюминия и рН раствора при увеличении температуры?

5. Почему в качестве препаратов алюминия нельзя применить его сульфид или карбонат?

Задача №5

В качестве средства борьбы с ацидозом используют растворы солей слабых кислот гидрокарбонат, ацетат или цитрат натрия.

Вопросы:

1. На чем основано применение этих растворов?

2. Как выглядят ионные уравнения реакций гидролиза этих солей?

3. Как изменяется рН раствора этих солей при повышении температуры и увеличении концентрации соли?

4. Почему в аналогичных целях нельзя применять карбонат натрия?

5. Чему равны величины степеней гидролиза карбоната натрия и гидрокарбоната натрия в их растворах с молярной концентрацией соли, равной 0,5 моль/л, если константы диссоциации угольной кислоты: ; ?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №7

«ГЕТЕРОГЕННЫЕ РАВНОВЕСИЯ. КОМПЛЕКСНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ»

Задача №1

Пациент часто обращается к врачу с жалобами на зубную боль. Установлено, что причиной болезненных ощущений является кариес.

Вопросы:

1. Что является причиной возникновения кариеса?

2. Какие меры профилактики можно порекомендовать пациенту для предотвращения кариеса?

3. На чем основаны эти меры?

4. Какова допустимая норма содержания фтора в питьевой воде?

5. Могут ли предлагаемые меры существенно повлиять на pH слюны?

Задача №2

Пациент жалуется на боли при мочеиспускании. Установлено, что причиной возникновения боли является наличие у пациента камней в почках.

Вопросы:

1. Что представляют собой камни в почках?

2. Что является причиной образования камней в почках?

3. Может ли увеличение концентрации ионов Са2+ в организме вызвать появление камней в почках?

4. Можно ли разрушить камни в почках добавлением сильной кислоты?

5. Какие профилактические меры используют для предотвращения образования камней в почках?

Задача №3

У пациента обнаружена опухоль в начальной стадии. Для лечения опухоли ему был предложен препарат «цисплатин», действующим началом которого является цис-дихлородиамминплатина (II).

Вопросы:

1. Какой вид имеют эмпирическая и структурная формулы действующего начала препарата?

2. Какие составные части можно выделить в структуре данного соединения?

3. Какова природа химических связей в данном соединении?

4. Подвергается ли данное соединение диссоциации в водном растворе?

5. Какими количественными показателями характеризуется устойчивость комплексных соединений?

Задача №4
Пациент обратился в клинику с жалобой, что за последние полгода набрал лишний вес. Одной из причин, вызывающих прибавление в весе, может быть нарушение углеводного обмена. В этой связи было решено провести анализ содержания тиамина (витамина В1) в плазме крови пациента. При количественном определении тиамина в качестве окислителя использовали красную кровяную соль K3[Fe(CN)6].

Вопросы:

1. Какое название имеет данное соединение по международной номенклатуре?

2. Какие составные части можно выделить в структуре данного соединения?

3. Как протекает диссоциация данного соединения в водном растворе?

4. Как изменится степень вторичной диссоциации и константа нестойкости комплексного соединения при добавлении в раствор KCN?

5. Что подвергается восстановлению при окислении тиамина?

Задача №5
Пациент доставлен в клинику в тяжелом состоянии. Установлено, что причиной является отравление соединениями тяжелых металлов. В клинической лаборатории имеются водные растворы нашатырного спирта, трилона Б, формальдегида и спиртовой раствор бриллиантового зеленого.

Вопросы:

1. Чем объясняется токсическое действие катионов тяжелых металлов?

2. Какой из препаратов следует применить в качестве антидота?

3. На чем основано применение этого препарата в качестве антидота?

4. Как называются соединения, образующиеся в результате введения препарата?

5. Следует ли вводить препарат в больших дозах?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №8

«ПОВЕРХНОСТНЫЕ ЯВЛЕНИЯ. АДСОРБЦИЯ»

Задача №1

В больницу поступил больной с почечно-печеночной недостаточностью, имеющий высокие показатели метаболитов в крови: креатинин плазмы 0,9 ммоль/л, мочевина 32 ммоль/л, остаточный азот 0,82 ммоль/л. После сеанса гемосорбции в течение 60 минут с использованием 350 г сорбента СКП-2М концентрация метаболитов в крови снизилась: креатинина на 25%, мочевины на 18%, остаточного азота на 19%. Общий объем крови составляет 5,5 л.

Вопросы:
1. Что такое адсорбция?

2. Какой вид адсорбции реализуется в данном случае?

3. По какой формуле можно рассчитать величину молекулярной адсорбции?

4. Чему равны величины адсорбции креатинина, мочевины и остаточного азота?

5. Можно ли увеличить эффективность адсорбции, если проводить процесс при повышенной температуре?

Задача №2

Для клинических исследований в лаборатории приготовлены 1% водные растворы нитрата кальция (I), сахарозы (II), н-бутиламина (III), 
н-пентиламина (IV), н-гексиламина (V). По вине лаборанта на колбы с растворами не были вовремя наклеены этикетки, в результате чего колбы оказались перепутаны. Требуется распознать содержимое колб, имея в распоряжении только дистиллированную воду и сталагмометр.

Вопросы:
1. Что можно измерить при помощи сталагмометра?

2. Как отличаются величины поверхностного натяжения воды и имеющихся растворов?

3. Как и во сколько раз отличаются значения поверхностного натяжения растворов алкиламинов?

4. Как выглядят изотермы поверхностного натяжения для имеющихся веществ?

5. Как по результатам эксперимента распознать содержимое колб?

Задача №3

В лаборатории имеются водные растворы изоамилового спирта следующих концентраций: 1%, 2%, 3%, 4%, 6%. Требуется определить поверхностное натяжение изоамилового спирта.

Вопросы:
1. Что называют поверхностным натяжением и в каких единицах его измеряют?

2. Какими методами можно измерить поверхностное натяжение растворов?

3. По какой формуле можно рассчитать поверхностное натяжение растворов в методе сталагмометрии?

4. Какой вид имеет изотерма поверхностного натяжения водных растворов изоамилового спирта?

5. Как по изотерма поверхностного натяжения определить поверхностное натяжение изоамилового спирта?

Задача №4

В клинику поступил пациент с жалобами на недомогание, тошноту, головную боль и повышенную температуру тела. Установлено, что причиной недуга является пищевое отравление. Пациенту были предписаны покой и прием таблеток активированного угля. В результате принятых мер состояние пациента улучшилось.

Вопросы:
1. На чем основан данный метод лечения?

2. Почему используется именно активированный уголь?

3. Какой вид адсорбции реализуется в данном случае?

4. Чем объясняется высокая адсорбционная способность активированного угля?

5. Способствует ли повышенная температура тела пациента усилению эффективности адсорбционного процесса?

Задача №5

В процессе ферментативной переработки биомассы образуется 
н-бутанол, который убивает бактерии, вызывающие брожение. Одним из способов решения этой проблемы является адсорбция бутанола на твердом адсорбенте.

Вопросы:
1. Какой вид адсорбции реализуется в данном случае?

2. Каким правилом следует руководствоваться, выбирая адсорбент?

3. Какой из адсорбентов следует выбрать, если в наличии имеются активированный уголь и силикагель?

4. Как выглядит в общем виде изотерма адсорбции из раствора на границе раздела раствор-твердое тело?

5. Как можно объяснить наличие на кривой пологого участка, параллельного оси абсцисс?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №9

«ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ»

Задача №1

Слюна представляет собой коллоидный раствор. Ядро мицеллы состоит из фосфата кальция Ca3(PO4)2. В слабокислой среде слюны преобладают ионы HPO42. Требуется установить строение мицеллы в слабокислой среде pH = 6,3-6,9 и строение мицеллы при увеличении кислотности в ротовой полости.

Вопросы:
1. Из чего состоят мицеллы коллоидных растворов?

2. Какие ионы называются потенциалопределяющими?

3. Как определить знак заряда гранулы мицеллы?

4. Какое строение имеет мицелла золя Ca3(PO4)2 в слюне при pH = 6,3-6,9?

5. Какое строение имеет мицелла золя Ca3(PO4)2 в слюне при увеличении кислотности в ротовой полости?

Задача №2

В двух сосудах имеются растворы некоторого лекарственного средства; один из них представляет собой истинный раствор, другой - коллоидный раствор. Внешне растворы почти не различимы. Необходимо различить содержимое этих сосудов.

Вопросы:
1. Что называется истинным раствором? Что называется коллоидным раствором?

2. Какой вид имеют фильтраты после фильтрования истинного и коллоидного растворов через бумажный фильтр?

3. Что наблюдается при прохождении пучка видимого света через коллоидный и через истинный раствор?

4. Как очищают коллоидные растворы от грубодисперсных частиц?

5. Как очищают коллоидные растворы от низкомолекулярных соединений?

Задача №3

Основу почечных и печеночных камней представляет малорастворимый оксалат кальция СаС2О4. Для рассасывания камней применяют метод пептизации.

Вопросы:
1. Что такое пептизация?

2. Какие факторы способствуют пептизации?

3. Какое строение имеет мицелла золя СаС2О4, полученного при избытке хлорида кальция?

4. Какой ион может сыграть роль пептизатора для мицеллы такого состава? Как повысить устойчивость полученной коллоидной частицы?

5. В каком направлении будет двигаться гранула этой мицеллы при электрофорезе?

Задача №4

Используемая для питья вода часто содержит примесь солей железа. При подщелачивании такой воды выпадает осадок Fe(OH)3. С целью разработки методов очистки воды от железа требуется изучить условия образования коллоидного раствора Fe(OH)3 и его разрушения.

Вопросы:
1. Как называется метод перевода свежеосажденного осадка в коллоидный раствор?

2. Какой вид имеет строение полученной мицеллы золя Fe(OH)3, полученного при добавлении избытка FeCl3?

3. Какой вид имеет строение полученной мицеллы золя Fe(OH)3, полученного при добавлении избытка HCl?

4. Как называется потеря устойчивости коллоидной системы, связанная с выпадением осадка малорастворимого вещества?

5. Какой из электролитов СаСl2, Al(NO3)3, K3PO4, Na2SO4 более эффективен при коагуляции полученных золей?

Задача №5

Перед длительным хранением крови, предназначенной для консервирования, из нее различными физико-химическими методами удаляют катионы кальция.

Вопросы:
1. Какие биологические жидкости живого организма можно рассматривать как коллоидные системы?

2. Как с точки зрения коллоидной химии можно оценивать процесс свертывания крови?

3. Какие ионы вызывают коагуляцию коллоидных растворов?

4. Какие ионы выступают в качестве коагулянта по отношению к крови?

5. Какие вещества в составе крови препятствуют коагуляции?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №10

«ОБЪЕМНЫЙ АНАЛИЗ. МЕТОДЫ НЕЙТРАЛИЗАЦИИ И ОКСИДИМЕТРИИ»

Задача №1

Требуется определить общую жесткость питьевой воды. В санитарно-гигиенической лаборатории имеются стандартные растворы: HCl, NaOH, трилона Б и индикаторы: фенолфталеин и хромоген черный.

Вопросы:

1. Что такое временная, постоянная и общая жесткость воды?

2. В каких единицах выражается общая жесткость воды?

3. Какой метод объемного анализа следует выбрать для определения жесткости воды?

4. Что следует выбрать в качестве титранта и индикатора?

5. Как по результатам анализа рассчитать жесткость воды?

Задача №2

При гипохромных анемиях у детей применяют препарат гемофер (FeCl24H2O). Во время лечения необходимо контролировать уровень содержания ионов Fe2+ в сыворотке крови.

В санитарно-гигиенической лаборатории имеются следующие растворы титрантов: 0,1 моль/л раствор HCl, 10% раствор H2SO4, 0,1 моль/л раствор трилона Б, 0,01 моль/л раствор KMnO4 и индикаторов: фенолфталеина (pKa = 8,5), лакмуса (pKa = 7) и метилрота (pKa = 5,1).

Вопросы:

1. Какой метод объемного анализа следует выбрать для определения концентрации ионов Fe2+?

2. Что следует выбрать в качестве титранта?

3. В какой среде следует проводить титрование и почему?

4. Что следует выбрать в качестве индикатора и почему?

5. Как по результатам анализа рассчитать концентрацию ионов Fe2+ в сыворотке крови?

Задача №3

Требуется определить концентрацию соды Na2CO3 в водном растворе. В санитарно-гигиенической лаборатории имеются стандартные растворы: HCl, NaOH, KMnO4 и индикаторы: метилрот (pKa = 5,1) и фенолфталеин (pKa = 8,5).

Вопросы:

1. Какой метод объемного анализа следует выбрать для определения концентрации Na2CO3?

2. Что называют точкой эквивалентности?

3. Что следует выбрать в качестве титранта и почему?

4. Что следует выбрать в качестве индикатора и почему?

5. Как по результатам анализа рассчитать концентрацию Na2CO3 в растворе?

Задача №4

Требуется определить концентрацию HCl в желудочном соке. В санитарно-гигиенической лаборатории имеются стандартные растворы: I2, NaOH, KMnO4 и индикаторы: хромоген черный и лакмус (pKa = 7).

Вопросы:

1. Какой метод объемного анализа следует выбрать для определения концентрации HCl?

2. Какие требования предъявляют к реакциям, используемым в объемном анализе?

3. Что следует выбрать в качестве титранта?

4. Что следует выбрать в качестве индикатора?

5. Как по результатам анализа рассчитать концентрацию HCl в желудочном соке?

Задача №5

Требуется определить концентрацию ионов Fe2+ в сточной воде. В санитарно-гигиенической лаборатории имеются стандартные растворы: HCl, NaOH, KMnO4 и индикаторы: метилрот (pKa = 5,1) и фенолфталеин (pKa = 8,5).

Вопросы:

1. Какой метод объемного анализа следует выбрать для определения концентрации ионов Fe2+?

2. Что следует выбрать в качестве титранта?

3. В какой среде следует проводить титрование и почему?

4. Что следует выбрать в качестве индикатора?

5. Как по результатам анализа рассчитать концентрацию ионов Fe2+ в сточной воде?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №11

«ЭЛЕКТРОХИМИЯ»

Задача №1

Пациент жалуется на частое покалывание языка и неприятный привкус во рту. При осмотре пациента было обнаружено, что в его ротовой полости стальные протезы соседствуют с золотыми. Эту ситуацию в некоторой степени имитирует гальванический элемент, собранный в соответствии со схемой:

Fe │ C(Fe+2) = 0,001 моль/л ║ C(Au+3) = 0,0001 моль/л │ Au

Известно, что φ0 (Fe+2 / Fe0) = 0,44 В; φ0 (Au+3 / Au0) = +1,50 В.

Вопросы:

1. Как можно объяснить жалобы пациента?

2. Какой тип гальванического элемента представлен на схеме?

3. Какой из протезов будет подвергаться коррозии?

4. Каково значение ЭДС этой цепи при температуре человеческого тела?

5. Что можно порекомендовать пациенту, чтобы избавиться от неприятных ощущений?

Задача №2

В клинической лаборатории газовая концентрационная цепь собрана при 250С из двух водородных электродов, в одном из которых электролитом является исследуемый желудочный сок пациента Ог-ва. Второй водородный электрод погружён в раствор полностью ионизированного хлороводорода с концентрацией 1 моль/л. Потенциометр показал величину ЭДС 60 мВ.

Вопросы:

1. Как выглядит схема электрохимической цепи?

2. Какой электрод является электродом сравнения, а какой определения?

3. Какие факторы влияют на величину потенциала водородного электрода?

4. Чему равен рН желудочного сока пациента Ог-ва?

5. Можно ли для определения рН биожидкостей использовать другие гальванические цепи и какие?

Задача №3

В лаборатории экспериментальной медицины составили элемент из водородного электрода, заполненного кровью лабораторного животного, и насыщенного каломельного электрода. При температуре 370С потенциометр показал величину ЭДС, равную 710 мВ. φ(Hg2Cl2 ) = 0,243 В.

Вопросы:

1. Как выглядит схема данного гальванического элемента?

2. Какой электрод является электродом сравнения, а какой определения?

3. Какая реакция приводит к возникновению потенциала на каломельном электроде?

4. Чему равен рН крови лабораторного животного?

5. В какую область кислую или щелочную сместится значение рН при понижении температуры крови в данном гальваническом элементе?

Задача №4

Для определения кислотности желудочного сока в лаборатории имеется рН-метр с набором электродов: платиновым, кальциевым, насыщенным хлорсеребряным, стеклянным, натриевым. Необходимо выбрать электроды сравнения и электрод определения рН.

Вопросы:
1. Можно ли в качестве электрода сравнения выбрать натриевый электрод?

2. Можно ли в качестве электрода сравнения выбрать хлорсеребряный электрод?

3. Можно ли в качестве электрода определения рН выбрать кальциевый электрод?

4. Можно ли в качестве электрода определения рН выбрать стеклянный электрод?

5. Можно ли в качестве электрода определения рН выбрать платиновый электрод?

Задача №5

Биохимические окислительно-восстановительные процессы дают энергию, необходимую для функционирования организма. В равновесие между молочной кислотой (лактат) и пировиноградной кислотой (пируват):

со значением стандартного редокс-потенциала φ0(пируват/лактат) = 0,18 В встроена ключевая реакция дыхания:

0,5О2 + 2Н+ + 2ē ⇄ Н2О; φ0(O2/Н2О) = + 0,82 В.

Вопросы:

1. Чему равна разность потенциалов, если данный окислительно-восстановительный комплекс принять за стандартный гальванический элемент?

2. Чему равна константа химического равновесия?

3. Как можно оценить смещение химического равновесия в данном процессе?

4. Чему равно изменение стандартной свободной энергии Гиббса для прямой реакции?

5. О чем свидетельствует изменение свободной энергии Гиббса для прямой реакции?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №12

«БУФЕРНЫЕ СИСТЕМЫ»

Задача №1

В крови находится несколько буферных систем. Требуется сопоставить их способность к поддержанию постоянства водородного показателя крови.

Вопросы:

1. Какие системы называются буферными?

2. Какие буферные системы содержатся в плазме крови?

3. Какова эффективность действия гидрокарбонатного буфера крови?

4. Какова эффективность действия фосфатного буфера крови?

5. Какова эффективность действия белкового буфера крови?

Задача № 2

В организме гидрокарбонатный буферный раствор плазмы крови находится в равновесии с углекислым газом в альвеолах легких. Требуется объяснить способность гидрокарбонатного буфера нейтрализовать кислые и основные продукты клеточного метаболизма.

Вопросы:

1. Из каких компонентов состоит гидрокарбонатный буферный раствор?

2. В чем сущность буферного действия?

3. Что происходит при попадании в кровь кислых метаболитов?

4. Что происходит при попадании в кровь основных метаболитов?

5. Почему гидрокарбонатный буфер является наиболее важным буфером плазмы крови?

Задача № 3

В лаборатории для проведения биохимических экспериментов требуется приготовить 100 мл фосфатного буферного раствора с pH = 7,2.

Вопросы:

1. Какой раствор называется буферным?

2. Из каких компонентов состоит фосфатная буферная система?

3. К какому типу буферных систем относится фосфатный буфер?

4. По какой формуле вычисляется pH фосфатного буферного раствора?

5. В каких объемных соотношениях надо смешать исходные растворы компонентов фосфатной буферной системы, молярная концентрация которых 0,1 моль/л, чтобы приготовить 100 мл буферного раствора с pH = 7,2, если pKa(H3PO4) = 1,9; pKa(H2PO4) = 7,2; pKa(HPO42) = 12,3?

Задача № 4

В лаборатории приготовлен фосфатный буферный раствор. Необходимо определить буферную емкость этого раствора по кислоте и по щелочи.

Вопросы:

1. Что называется буферной емкостью по кислоте и буферной емкостью по щелочи?

2. Какой метод следует выбрать для определения буферной емкости раствора?

3. Какие реактивы используются в качестве титранта и индикатора при определении буферной емкости по кислоте?

4. Какие реактивы используются в качестве титранта и индикатора при определении буферной емкости по щелочи?

5. По каким формулам рассчитывается буферная емкость по кислоте и буферная емкость по щелочи?

Задача № 5

В лаборатории имеются гидрокарбонатная (pKa(H2CO3) = 6,35), фосфатная (pKa(H2PO4) = 7,12) и ацетатная (pKa(CH3COOH) = 4,75) буферные системы. Необходимо выбрать буферную систему для проведения биохимического эксперимента при значении pH = 7,4.

Вопросы:

1. Что называется интервалом буферного действия?

2. Как определить интервал буферного действия?

3. Возможно ли использование гидрокарбонатной буферной системы для проведения эксперимента?

4. Возможно ли использование фосфатной буферной системы для проведения эксперимента?

5. Возможно ли использование ацетатной буферной системы для проведения эксперимента?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема № 13

«ГЕТЕРОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ»

Задача №1

В контрольно-аналитическую лабораторию на анализ поступили три препарата: никотинамид, никодин (N-оксиметиламид никотиновой кислоты) и кордиамин (N,N-диэтиламид никотиновой кислоты). В лаборатории имеются водные растворы NaOH и HCl, аммиачный раствор гидроксида серебра и магнитная мешалка с подогревом. Требуется идентифицировать эти препараты.

Вопросы:

1. Какое название по международной номенклатуре имеет соединение, производными которого являются указанные препараты?

2. Как выглядят структурные формулы указанных соединений?

3. Обладает ли атом азота в пиридиновом кольце кислотно-основными свойствами?

4. Какое применение находят в медицине никотиновая кислота и никотинамид?

5. Как при помощи имеющихся реактивов можно распознать эти препараты?

Задача №2

С целью обнаружения фальсификации в контрольно-аналитическую лабораторию поступили два препарата в пробирках без этикеток. Известно, что эти препараты представляют собой производные сиднонимина сиднофен и сиднокарб. В лаборатории имеются дистил-лированная вода, 96% водный раствор этилового спирта, раствор нитрата серебра и соль Мора. Требуется распознать содержимое пробирок.

Вопросы:

1. Как выглядят структурные формулы сиднофена (гидрохлорида 
3-(-фенилизопропил)-сиднонимина) и сиднокарба (N-фенилкарбомоил-3-(-фенилизопропил)-сиднонимина)?

2. В чем заключается особенность строения этих соединений?

3. Какое применение находят сиднофен и сиднокарб в медицинской практике?

4. Можно ли на основании структурных формул этих соединений прогнозировать их растворимость в воде и в органических растворителях?

5. Как при помощи имеющихся реактивов можно распознать содержимое пробирок?

Задача №3

В контрольно-аналитическую лабораторию поступили четыре препарата в пробирках без этикеток: мерказолил, метронидазол, этимизол и клофелин. В лаборатории имеются дистиллированная вода, растворы аммиака, нитрата серебра и хлорида натрия, хлороформ и диэтиловый эфир. Требуется установить, в какой из пробирок находится клофелин.

Вопросы:

1. Как выглядят структурные формулы мерказолила (1-метил-2-мер-каптоимидазол), метронидазола (1-(-оксиэтил)-2-метил-5-нитроимидазол), этимизола (бис-(метиламид)-1-этилимидазол-4,5-дикарбоновой кислоты) и клофелина (гидрохлорид 2-(2,6-дихлорфениламино)-2-имидазолина)?

2. Производными каких гетероциклических соединений являются данные препараты?

3. В чем заключается различие между атомами азота в молекуле имидазола?

4. Может ли имидазол существовать в виде межмолекулярных ассоциатов?

5. Как при помощи имеющихся реактивов можно установить, в какой из пробирок находится клофелин?

Задача №4

В токсикологическую лабораторию представили пробу суточной мочи пациента, госпитализированного с подозрением на передозировку амидопирина. Необходимо определить, имела ли место передозировка амидопирина.

Вопросы:

1. Как выглядит структурная формула амидопирина (1-фенил-2,3-диметил-4-диметиламинопиразолон-5)?

2. Какое применение в медицине находит амидопирин?

3. Какое побочное действие может оказать амидопирин?

4. Какую качественную реакцию следует провести, чтобы определить, содержится ли в моче пациента амидопирин?

5. Каким образом можно провести количественное определение содержания амидопирина в моче пациента?

Задача №5

 

Ипрониазид оказывает стимулирую-

щее действие на центральную нервную систему и метаболизируется главным образом посредством гидролиза и в меньшей степени посредством дезалкилирования. Укажите возможные метаболиты ипрониазида в организме человека.

Вопросы:

1. Где в организме человека локализуются ферменты, метаболизирующие чужеродные соединения?

2. Какой физико-химический метод чаще всего применяют для идентификации метаболитов лекарственных препаратов?

3. Какие фазы включает в себя процесс биотрансформации лекарственных препаратов?

4. Какие процессы протекают при метаболизме ипрониазида в организме человека?

5. Какие продукты образуются при метаболизме ипрониазида в организме человека?

ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема № 14

«УГЛЕВОДЫ. НУКЛЕИНОВЫЕ КИСЛОТЫ»

Задача №1

В двух пробирках находятся 1% растворы сахарозы и лактозы. В лаборатории имеются 36,5% раствор HCl, 10% раствор NaOH, 2% раствор CuSO4, дистиллированная вода и горелка. Требуется распознать содержимое пробирок.

Вопросы:

1. К какому классу органических соединений относятся сахароза и лактоза?

2. В чем заключается сходство и различие сахарозы и лактозы?

3. Что такое мутаротация и мутаротируют ли растворы сахарозы и лактозы?

4. Какая связь разрывается при гидролизе сахарозы и лактозы?

5. Как можно различить содержимое имеющихся пробирок, используя имеющиеся реактивы?

Задача №2

В двух пробирках находятся 0,5% растворы D-фруктозы и D-глюкозы. В лаборатории имеются растворы HCl, NaOH, AgNO3 и нашатырного спирта. Требуется распознать содержимое пробирок.

Вопросы:

1. Какие функциональные группы содержит D-фруктозы?

2. Какие функциональные группы содержит D-глюкозы?

3. Являются ли D-фруктоза и D-глюкоза изомерами?

4. Что образуется при нагревании альдо- и кетогексоз с минеральными кислотами?

5. Каким образом можно распознать содержимое пробирок, используя имеющиеся реактивы?

Задача №3

В двух пробирках находятся растворы глюкозы и этиленгликоля. В лаборатории имеются 36,5% раствор HCl, 10% раствор NaOH, 2% раствор CuSO4, дистиллированная вода и горелка. Требуется распознать содержимое пробирок.

Вопросы:

1. К какому классу органических соединений относится глюкоза?

2. Какие функциональные группы содержит глюкоза?

3. Как можно доказать наличие у глюкозы функциональных групп?

4. Имеются ли общие типы реакций у глюкозы и этиленгликоля?

5. Каким образом можно распознать содержимое пробирок, используя имеющиеся реактивы?

Задача №4

В лаборатории имеется пробирка с белым порошком. При растворении этого порошка в воде образовалась клейкая масса. При добавлении к полученному раствору 1 капли водного раствора, содержащего иод и иодид калия, раствор окрасился в синий цвет. Требуется определить, чем является белый порошок.

Вопросы:

1. Какое предположение можно сделать о природе белого порошка на основании имеющихся данных?

2. К какому классу соединений относится данное вещество?

3. Какие компоненты входят в состав анализируемого вещества?

4. Чем отличаются друг от друга эти компоненты?

5. Что образуется при быстром нагревании крахмала?

Задача №5

Требуется провести анализ биопробы на содержание в ней моносахаридов пентоз и гексоз. В лаборатории имеются резорцин (1,3-дигидроксибензол), растворы HCl и NaOH, дистиллированная вода и горелка.

Вопросы:

1. Что представляют собой моносахариды?

2. Являются ли эти соединения оптически активными?

3. Сколько стереоизомеров может быть у альдопентоз и альдогексоз?

4. Как при помощи имеющихся реактивов провести идентификацию пентоз и гексоз в биопробе?

5. Можно ли таким образом идентифицировать тетрозы?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №15

«АМИНОКИСЛОТЫ. ПЕПТИДЫ. БЕЛКИ»

Задача №1

Известно, что соединения, содержащие тиольную группу, склонную к легкому окислению, выполняют защитную функцию при воздействии на организм веществ с высокой окислительной способностью. Кроме того, они проявляют противолучевое действие. В научной лаборатории сотрудник получил дозу ионизирующего излучения. Среди лекарств в лаборатории имелся только набор α-аминокислот.

Вопросы:

1. Что называется α-аминокислотами?

2. Какие аминокислоты называются незаменимыми?

3. На какие группы делятся аминокислоты по химической природе радикала?

4. Какую α-аминокислоту следует ввести сотруднику, получившему дозу излучения?

5. Что образуется при окислении этой аминокислоты?

Задача №2

В лабораторию на анализ поступил пептид неизвестного строения. В лаборатории имеются следующие реактивы: нингидрин; п-диметиламино-бензальдегид; азотная кислота; 2,4-динитрофторбензол. Необходимо идентифицировать N-концевую α-аминокислоту.

Вопросы:

1. Что называется пептидами?

2. Что называется олигопептидами?

3. Что называется полипептидами?

4. Какой из реактивов следует выбрать для выделения и идентификации 
N-концевой α-аминокислоты?

5. Какие еще реактивы могут быть использованы для идентификации 
N-концевых α-аминокислот?

Задача №3
На анализ поступила моча пациента. В лаборатории имеются следующие реактивы: раствор CuSO4, раствор NaOH, KMnO4, ZnCI2, Na2SO4, K2CrO7. Требуется экстренно определить, содержится ли в моче пациента белок.

Вопросы:

1. Какая качественная реакция является общей для всех α-аминокислот?

2. Какой реактив используется для обнаружения ароматических и гетероциклических аминокислот?

3. Какой реактив можно использовать для обнаружения в белках цистеина?

4. Какой из приведенных реактивов может быть использован для идентификации белка в моче?

5. Какие связи в белке позволяет обнаружить предложенный вами реактив?

Задача №4

В больницу поступил пациент с аллергией. Требуется провести анализ содержания в организме соединения, способного вызывать аллергическую реакцию.

Вопросы:
1. На чем основан механизм аллергических реакций?

2. Содержание какого соединения необходимо определить?

3. Из какой α-аминокислоты это соединение образуется в организме?

4. В присутствии какого фермента α-аминокислота превращается в это соединение?

5. Какие препараты применяют для лечения аллергических проявлений?

Задача №5

У пациента обнаружено очень низкое содержание фермента фенилаланингидроксилазы. Требуется определить к какому заболеванию может привести эта патология и назначить курс лечения.

Вопросы:
1. Какую реакцию катализирует в организме фермент фенилаланин-гидроксилаза?

2. Какое вещество накапливается в организме при недостатке этого фермента?

3. Как называется заболевание, вызванное недостатком этого фермента?

4. Во что превращается избыточный фенилаланин в организме?

5. Что можно порекомендовать пациенту для лечения этой болезни?


ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ

Тема №16

«ЛИПИДЫ»

Задача №1

Оливковое, подсолнечное и льняное масла являются ценными пищевыми продуктами. Для того, чтобы определить их сравнительную пищевую ценность были проведены исследования, которые показали, что в данных триацилглицеринах содержание остатков насыщенных (8-14%) и ненасыщенных (86-92%) жирных кислот приблизительно одинаково, однако иодные числа масел заметно различаются и составляют соответственно 75-94; 110-114 и 174-184. Требуется объяснить это различие.

Вопросы:
1. Какие триацилглицерины называют жирами, а какие маслами?

2. Остатки каких кислот преимущественно содержат жиры, а каких масла?

3. Что такое иодное число?

4. Остатки каких кислот преимущественно входят в состав оливкового, подсолнечного и льняного масел?

5. Как можно объяснить различие в иодных числах у оливкового, подсолнечного и льняного масел?

Задача №2
В двух пробирках содержатся пробы подсолнечного и сливочного масла одинаковой массы. В лаборатории имеются бром, этиловый спирт, четыреххлористый углерод, едкий натр. Требуется распознать содержимое пробирок.

Вопросы:
1. Остатки каких кислот преимущественно входят в состав сливочного и подсолнечного масел?

2. При помощи какого реагента можно распознать содержимое пробирок?

3. В каком растворителе следует проводить реакцию?

4. В чем заключается предлагаемая реакция и каковы ее визуальные признаки?

5. Как по результатам анализа определить содержимое пробирок?

Задача №3
Для длительной экспедиции требуется провести закупку масла. В необходимом количестве имеются только оливковое и подсолнечное масло. Какому маслу следует отдать предпочтение?

Вопросы:
1. Что может произойти с маслом в условиях длительного хранения?

2. Зависит ли окисляемость масел от их химического состава?

3. В чем заключается отличие оливкового масла от подсолнечного?

4. Сколько кратных связей содержится в олеиновой и линолевой кислотах?

5. Какое масло следует выбрать для длительного использования?

Задача №4

В полевых условиях требуется получить моющее средство. В наличии имеются растительное масло и растворы NaOH и HCl.

Вопросы:

1. Что представляют собой моющие средства?

2. Какие моющие средства называются мылами?

3. Какая среда в растворе мыла?

4. Как из имеющихся веществ можно получить мыло? Напишите уравнение реакции и укажите продукты.

5. Почему в отличие от кислотного гидролиза, щелочной гидролиз сложных эфиров необратим?

Задача №5
В научно-исследовательской лаборатории сотрудник получил дозу ионизирующего излучения. Предположите, какие последствия может вызвать поглощенная доза.

Вопросы:
1. Какие продукты образуются при взаимодействии ионизирующего излучения с водой, составляющей 80% массы организма человека?

2. Как называются первичные продукты взаимодействия липидов с радикалами  и ?

3. По какому механизму протекает пероксидное окисление липидов?

4. Какое положение в структуре липида подвергается атаке со стороны свободного радикала и почему?

5. Каковы могут быть последствия свободнорадикального окисления липидов, образующих оболочку клеточных мембран?


Категория: Химия | Добавил: Админ (17.10.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar