Тема №7561 Задачи по химии для самостоятельного решения 324 (Часть 2)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Задачи по химии для самостоятельного решения 324 (Часть 2) из предмета Химия и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Задачи по химии для самостоятельного решения 324 (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

168. Укажите химические процессы, которые протекают при введении жидкой серной кислоты в избыток воды. Стандартная энтальпия смешивания 1 моль H2SO4 и 50 моль
H2O равна DН = -73 кДж. Какое значение имеет это значение к приготовлению разбавленных растворов серной кислоты из серной кислоты и воды? Рассчитайте массовую долю (%) серной кислоты в растворе по указанным выше данным.
169.Как изменяется окислительная активность при переходе от кислорода к теллуру и как
это сказывается на возможности образования соединений типа Н2Э непосредственным взаимодействием простых веществ? Ответ обоснуйте данными DfG°(Н2Э).
170. Напишите молекулярные и ионно-молекулярные уравнения реакций гидролиза сульфита калия и селенита калия. Какая из этих солей имеет большую степень гидролиза в
водном растворе одинаковой концентрации и почему? Рассчитайте рН 0,01М растворов указанных солей.
171. Напишите графическую формулу пероксодисульфата натрия. Объясните, какую роль
играет это соединение в окислительно-восстановительных реакциях и почему?
Допишите и уравняйте реакцию взаимодействия пероксодисульфата натрия с сульфатом марганца (II) (реакция протекает с участием воды). Приведите еще примеры серосодержащих пероксосоединений, назовите их.
172.Что такое озон? Как он получается и какими свойствами обладает? Какова роль озона
в природе? Что такое озонный щит земли? Что вы об этом знаете? Составьте электронные и молекулярные уравнения реакций взаимодействия озона: а) с сернокислым
раствором иодида калия; б) с сульфидом свинца. Объясните строение молекулы озона
с позиций метода ВС.
173. Отношение первой и второй констант диссоциации K1/K2 воды и сероводородной кислоты составляет соответственно 1022
и 107
. Напишите уравнения реакций электролитической диссоциации и выражения констант диссоциации воды и сероводородной
кислоты и приведите возможные объяснения столь высокого различия констант.
Предскажите соотношение констант для селено- и теллуроводородной кислот. Какую
роль играют водородные соединений серы, селена и теллура в окислительновосстановительных реакциях? Допишите и уравняйте реакции:
а) H2S + HNO3(к) …
б) H2S + I2 …
174.Как получают пероксид водорода? Каковы его окислительно-восстановительные
свойства? Ответ мотивируйте уравнениями реакций, объясните строение молекулы
пероксида водорода. Какие соединения называют пероксидами, надпероксидами. Каковы их окислительно-восстановительные свойства? Приведите примеры.

25
175.Как в промышленности получают серный ангидрид? Напишите соответствующие
уравнения реакций и условия их проведения. Рассчитайте константу химического
равновесия в газовой смеси в системе SO2, O2 и SO3 при равновесных концентрациях
веществ соответственно 0,035; 0,015 и 0,065 моль/л. Каковы были начальные концентрации диоксида серы и кислорода? Предполагая, что начальная концентрация серного ангидрида была равна 0. Как можно практически рассчитать выход серного ангидрида?
Химия соединений p-элементов VII-группы
176.Как величина эффективного заряда на атоме кислорода (d0) иона ClOn

влияет на
прочность связи Н-О в молекулах соответствующих кислот и как это отражается на
изменении силы кислот хлора? Как изменяется окислительная активность в том же
ряду? Ответ дайте, исходя из величин стандартных электродных потенциалов окислительно-восстановительных систем:
ClOn

+ nH+
= Cl–
+ nH2O (n = 1, 2, 3, 4)
Приведите примеры реакций.
ClO– ClO2
– ClO3
– ClO4
– ClO–
d0
-1 -0,75 -0,43 -0,359 -1
177.Чем отличается действие хлора на холодные и горячие растворы щелочей? Рассчитайте DG° химических реакций и сделайте вывод о том, какая реакция идет более
энергично.
Как взаимодействуют фтор и хлор с водой? Приведите уравнения реакций.
178. Опишите способы получения хлора в лаборатории и промышленности. Чем объяснить, что энергия связи в молекуле хлора (приведите значение) имеет большее значение, если исходить из предположения, что молекула образована за счет одинарной
связи?
179. Напишите уравнения реакций и выражения констант равновесия для взаимодействия
галогенов с водой. В каком направлении смещается равновесие при добавлении к
водным растворам галогенов кислот и щелочей? В чем отличие поведения фтора по
отношению к щелочам от поведения остальных галогенов?
180.Как изменяются межъядерное расстояние и энергия связи в ряду F2 – Cl2 – Br2 – I2 и
чем это можно объяснить? Опишите способы получения фтора в промышленности.
Объясните строение молекулы фтора с позиций методов ВС и МО.
181.Сравните характер изменения в подгруппе галогенов стандартных электродных потенциалов и сделайте выводы. Объясните характер изменения устойчивости и окислительно-восстановительных свойств галогенов. Объясните возникновение химической связи в молекуле фтора с позиций метода МО. Оцените энергию связи, кратность связи и магнитные свойства молекулы.
182.Как изменяется растворимость галогенидов серебра и кальция в ряду F–
– Cl–
– Br–

I

? Сопоставьте характер изменения в этом ряду значений DfG°(298 К) и ПР. Почему
не для всех рассматриваемых галогенидов имеются данные по ПР?

26
183. Объясните, как изменяется восстановительная активность в ряду: HF – HCl – HBr –
HI? Вычислите DG° химических реакций взаимодействия НГ(г) с H2SO4(ж), имея в виду
образование диоксида серы и молекулы галогена. Какие галогеноводороды можно
получить, используя указанную реакцию?
184. Объясните, как и почему изменяются в ряду HClO – HClO2 – HClO3 – HClO4:
а) устойчивость; б) окислительно-восстановительные свойства; в) кислотные свойства. Соли какой кислоты называют перхлоратами? Проанализируйте возможность
взаимодействия а) перхлорат-иона и перманганат-иона; б) перхлорат-иона и диоксида
марганца. Приведите уравнения реакций, если они возможны.
185.Какая соль называется бертолетовой? Опишите способы получения этой соли. Рассчитайте, какое количество бертолетовой соли можно подучить из 1 л 0,5н раствора
гидроксида калия. Какими окислительно-восстановительными свойствами обладает
бертолетова соль? Приведите уравнения реакций.
186.Дайте сравнительную характеристику свойств галогеноводородов, указав характер
изменения: а) температур кипения и плавления; б) термической устойчивости; в) восстановительных свойств. Объясните наблюдаемые закономерности. Опишите способы получения галогеноводородов. Почему иодоводород нельзя получить способами,
применяемыми для получения хлороводорода?
187.Дайте сравнительную характеристику свойств, образуемых галогенами простых веществ, указав характер изменения: а) энергии связи в молекулах галогенов; б) окислительно-восстановительных свойств. Назовите причины, вызывающие эти изменения.
Чем объяснить наибольшую прочность связи в молекуле хлора?
188.Какое вещество называют хлорной известью? Как можно получить хлорную известь,
исходя из карбоната кальция, хлорида натрия и воды? Напишите графическую формулу хлорной извести. Какими окислительно-восстановительными свойствами она
обладает? Ответ мотивируйте уравнениями реакций. Какое практическое применение
имеет хлорная известь?
189.Каким образом можно получить иод? Охарактеризуйте молекулу иода (строение,
энергию связи, кратность связи, магнитные свойства). Известно, что кристаллический
иод растворяется в концентрированных растворах: а) азотной кислоты; б) едкого кали; в) иодида калия. Напишите уравнения реакций.
190. Напишите схему химического равновесия в растворе хлорной воды. Действием каких
веществ на хлорную воду можно доказать присутствие в ней: а) молекулярного хлора;
б) иона хлора; в) в каком направлении сместится равновесие при добавлении щелочи?
Объясните строение молекулы хлора с позиций методов ВС и МО. Чем объясняется
двухатомность молекул галогенов?
191. Напишите уравнение реакции, протекающей при растворении фтора в воде. Можно
ли приготовить «фторную воду» аналогично «хлорной»?
Почему хлор, бром и иод могут проявлять степени окисления -1, +1, +3, +5, +7, а фтор
- только –1. Допишите и уравняйте реакции:
а) KCl + HNO3 …
б) KIO3 + KI + H2SO4 …

27
192. Напишите уравнения реакций получения хлористого водорода тремя способами. Какой метод получения этого соединения используется в промышленности? Какая из
приведенных реакций применяется для получения бромо- и иодоводорода? Почему?
Напишите уравнения соответствующих реакций.
193. Почему в молекуле фтора образуется только ковалентная связь, а в молекуле хлора
возникает донорно-акцепторное взаимодействие? Как это различие влияет на сравнительную величину энергии связи и прочность молекул? Покажите электронную схему
возникновения донорно-акцепторного взаимодействия при образовании молекулы.
Допишите и уравняйте реакцию:
I2 + Cl2 + H2O …
194. Проанализируйте (графически) и объясните характер изменения энергии ионизации и
сродства к электрону в ряду Cl, Br, I, At.
195.Как относится к металлам различной активности хлороводородная кислота? Приведите примеры. Влияет ли изменение концентрации этой кислоты на характер реакций с
металлами? Ответ мотивируйте. Объясните строение молекулы HCl с позиций метода
ВС.
196. Исходя из стандартных электродных потенциалов галогенов проанализируйте, как
изменяется окислительная способность галогенов в виде простых веществ при переходе от фтора к иоду? Какой галоген имеет аномальные свойства? Почему? С помощью какого галогена можно перевести Fe2+
в Fe3+? Напишите соответствующее уравнение реакции в молекулярной форме.
197. На основании теории Косселя объясните изменение кислотных свойств в ряду кислот:
HClO – HClO2 – HClO3 – HClO4. Какую роль играют эти кислоты и их соли в окислительно-восстановительных реакциях? Назовите кислоты и их соли. Допишите и уравняйте методом ионно-электронного баланса реакции:
а) KClO3 + MnO2 + KOH …
б) CaOCl2 + H2O2 …
198.Какими галогенами можно вытеснить бром из растворов: а) бромида калия;
б) бромата калия? Напишите уравнения соответствующих реакций, укажите окислитель и восстановитель в каждом случае.
199. Постройте график зависимости от порядкового номера и атомного радиуса первой
энергии ионизации и сродства к электрону галогенов. Объясните характер кривых. Из
скольких атомов состоят молекулы галогенов? Как изменяется энергия связи в молекулах и почему?
200.Допишите уравнения и объясните выбор окислителя и восстановителя в реакциях:
а) Cl2 + I2 + H2O ®
б) HI + HIO3 ®
в) HClO4 + C ®
Реакции уравняйте методом ионно-электронного баланса.
Химия соединений d-элементов VI группы
201.Сопоставьте в подгруппах Cr – Mo – W и S – Se – Te изменения следующих свойств:

28
а) атомных и условных ионных (Э
6+) радиусов;
б) потенциалов ионизации Э
0 Э
+
;
в) проявляемых степеней окисления;
г) устойчивости соединений высшей и низшей степеней окисления. Приведите примеры реакций, подтверждающих изменение устойчивости сопоставляемых соединений.
202.Сопоставьте в ряду CrO3 MoO3 WO3 изменения следующих свойств:
а) термической устойчивости;
б) кислотно-основных свойств;
в) окислительных свойств (проиллюстрируйте двумя примерами уравнений реакции).
Объясните наблюдаемые закономерности.
203. Известны три изомера состава CrCl3×6H2O. Один изомер фиолетового цвета, два других - зеленого цвета различных оттенков. При действии на растворы фиолетового,
светло-зеленого и темно-зеленого изомеров раствором азотнокислого серебра в осадок выделяются соответственно 3, 2, 1 моль хлорида серебра в расчете на 1 моль соответствующих кристаллогидратов.
К какому типу изомерии относится данный пример? Укажите состав внутренней и
внешней сфер изомеров. Напишите уравнения реакций.
Какое строение и магнитные свойства имеют эти комплексы (рассмотрите с позиций
метода ВС)?
204. Объясните электронное строение гексакарбонилхрома, если известно, что это диамагнитное соединение, имеет форму октаэдра с атомом хрома в центре.
Как получают и какое практическое значение имеет это соединение?
205. Безводный хлорид хрома (III), присоединяя аммиак, может образовывать две соли:
CrCl3×5NH3 и CrCl3×6NH3. Напишите координационные формулы этих солей, учитывая, что из раствора одной соли нитрат серебра осаждает весь, содержащийся в ней
хлор, а из раствора другой и соли - только 2/3 входящего в его состав хлора. Приведите уравнения происходящих реакций. Назовите продукты реакций и напишите уравнения их диссоциации.
Какое строение и магнитные свойства имеют эти комплексы (рассмотрите с позиций
метода ВС)?
206.Какие орбитали третьего и четвертого квантовых слоев хрома (III) принимают участие в образовании химических связей комплексного иона [Cr(H2O)6]
3+? Как метод
ВС объясняет октаэдрическое строение этого иона? Как можно получить указанный
комплекс? Есть ли различия между кристаллогидратами солей и их аквакомплексными соединениями?
207. Напишите продукты реакций. Коэффициенты расставьте на основании электронноионные уравнений полуреакций:
а) Cr2(SO4)3 + (NH4)2S + H2O ®
б) Cr2(SO4)3 + Br2 + NaOH ®
в) Cr2(SO4)3 + (NH4)2S2O8 + H2O ®
г) Cr2(SO4)3 + H2O2 + NaOH ®
Сделайте вывод: в результате каких реакций хром (III) окисляется до: а) хромат-;
б) бихромат-ионов?
208. Обсудите возможность взаимодействия в растворах между следующими веществами:
а) хлоридом хрома (III) и карбонатом натрия;
б) нитратом хрома (III) и гидроксидом натрия;
в) хроматом калия и алюминием в щелочной среде.

29
Напишите молекулярные уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных
реакций напишите электронно-ионные уравнения полуреакций, для ионно-обменных
– сокращенные ионно-моленкулярные уравнения. Если реакции могут приводить к
различным веществам укажите, в чем состоит различие в условиях проведения этих
процессов.
209. Можно ли получить хром из Cr2O3 восстановлением графитом. Ответ обоснуйте термодинамическим расчетом для закрытой системы при стандартных условиях и температуре 800 К. Вычислите температуру равновероятности реакций в данной системе.
210. Напишите уравнения реакций следующих превращений. Укажите условия их проведения. Для осуществления каждого превращения используйте минимальное число
стадий. Для окислительно-восстановительных процессов в растворах напишите электронно-ионные уравнения полуреакций:
а) Cr Cr(NO3)3 K2Cr2O7 K2CrO4 K3[Cr(OH)6] Cr2(SO4)3;
б) WO3 W Na2WO4 ®H2WO4.
211.В результате взаимодействия каких соединений образовались следующие продукты?
Напишите уравнения реакций. Для окислительно-восстановительных процессов в
растворах напишите электронно-ионные уравнения полуреакций:
а) . . . CrCl2 + H2;
б) . . . Cr(OH)3 + CO2 + NaCl;
в) . . . Cr2(SO4)3 + H2O + K2SO4;
г) . . . K3[Cr(OH)6] + K2[Sn(OH)6] + KCl.
212.Какие кислоты называют хромовой и двухромовой? Как изменяется сила и устойчивость этих кислот? Как называют соли этих кислот. Объясните, в каких реакциях и
почему будет наблюдаться изменение окраски раствора с желтой на зеленую и с желтой на оранжевую. Ответ подтвердите уравнениями реакций:
а) K2CrO4 + AgNO3 …
б) K2CrO4 + Zn + KOH …
в) K2CrO4 + H2SO4 …
г) K2CrO4 + (NH4)2S + H2O …
213.Как можно получить гидроксид хрома (III)? Какими кислотно-основными свойствами
он обладает? Допишите продукты реакций:
а) Cr(OH)3 + H2O2 + KOH …
б) Cr(OH)3 + HCl …
в) Cr(OH)3 + KOH …
г) Cr(OH)3 + H2SO4 …
Для окислительно-восстановительных реакций напишите электронно-ионные уравнения полуреакций, для ионно-обменных – сокращенные ионно-моленкулярные уравнения. Назовите продукты реакций.
214.Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов повышением степени
окисления хрома в ряду: Cr(OH)2 - Cr(OH)3 – H2CrO4? Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакций.
Вычислите рН среды насыщенного раствора Cr(OH)3.
215.К раствору, содержащему 39,2 г сульфата хрома (III), добавили щелочь и бромную
воду (в избытке), а затем – раствор хлорида бария до прекращения образования
осадка. Вычислите массу выпавшего осадка и его растворимость в моль/л и г/л.

30
216. Объясните следующие наблюдения с помощью уравнений реакций. При добавлении к
раствору соединений хрома (III) щелочи выделяется серо-зеленый осадок, который
действием избытка щелочи переводится в раствор зеленого цвета. Добавление к последнему бромной воды при нагревании приводит к изменению окраски раствора на
желтую.
217. 20 г смеси алюминия с хромом растворили в соляной кислоте, к полученному раствору прибавили избыток щелочи и пропустили через него хлор, а затем добавили раствор нитрата бария, причем образовалось 50,6 г. осадка. Вычислите массовую долю
хрома в смеси.
218. Пользуясь значениями стандартных электродных потенциалов систем оцените возможность протекания реакций при:
а) сливании щелочного раствора хрома (VI) и раствора соли серы (IV);
б) пропускании хлора через щелочной раствор соединений хрома (III).
219.К 200 г раствора с массовой долей K2Cr2O7 14,7% добавили кислоту и пропустили через него сероводород, избыток которого после реакции удалили кипячением. Затем
осторожно добавляли раствор с массовой долей NaOH 18% (r = 1,20 г/мл), причем
образовался осадок, который затем полностью растворился. Вычислите, сколько литров сероводорода и какой объем раствора NaOH потребовалось для реакции
220. Объясните следующие наблюдения с помощью уравнений реакций. Действие на желтый раствор хромата калия разбавленной кислотой приводит к изменению окраски на
оранжевую. Если затем прилить сероводородной воды, появляется светло-желтый
осадок, а раствор становится зеленым. После фильтрования и добавления в раствор
кислоты и гранул металлического цинка окраска раствора переходит в синюю. На
воздухе раствор постепенно приобретает зеленую окраску.
221. Объясните и проиллюстрируйте уравнениями реакций процессы, которые имею место
при получении бихромата калия в промышленности: хромистый железняк сплавляют
с содой при 1000-1300° С на воздухе. Получается расплав желто-бурого цвета, в результате выщелачивания которого образуется желтый раствор, а подкисление последнего меняет окраску раствора на оранжевую. При добавлении хлорида калия к охлажденному раствору выпадают оранжево-красные кристаллы.
222. Почему: а) окислительные свойства бихромат-ионов в кислой среде выражены сильнее, чем в щелочной или нейтральной; б) окисление же соединений хрома (III) относительно легко протекает в щелочной среде, а в кислой среде оно проходит под действием наиболее сильных окислителей? Ответ проиллюстрируйте уравнениями реакций и значения ОВП.
223. Известно, что окраска растворов соединений хрома (III) при стоянии на воздухе изменяется. Как? Чем это объясняется? В обоснование ответа приведите значения стандартных электродных потенциалов систем. Какое практическое применение находят
соли хрома (III)?
224. По значениям стандартных окислительно-восстановительных потенциалов сделайте
вывод о возможности окисления в кислой среде бихроматом калия: а) нитрата свинца
(II) до PbO2; 6) сульфата железа (II) до сульфата железа (III). Напишите уравнения реакций. Как из хромата калия получить бихромат калия? Запишите уравнение реакции

31
в молекулярной и ионной формах. Сформулируйте вывод о составе ионов хрома (VI)
в водном растворе в зависимости от рН раствора.
225.Какая из кислот - хромовая, молибденовая или вольфрамовая является наиболее
сильной? Ответ мотивируйте. Допишите и уравняйте методом электронного баланса
реакции:
а) Cr2(SO4)3 + PbO2 + KOH …
б) MoS2 + HNO3 …
в) Na2WO4 + FeSO4 + H2SO4 …
Химия соединений d-элементов VII группы
226. Образец ферромарганца массой 2,25 г, содержащий 6,54% (по массе) углерода, обрабатывают избытком хлората калия и азотной кислоты (конц.) при кипячении. Образуется осадок оксида марганца (IV), который отфильтровывают и количественно переносят в 650 мл подкисленного 0,1 н. раствора сульфата железа (II). При этом MnO2
полностью вступает в реакцию. Непрореагировавшее количество ионов Fe2+
титруют
0,1 н. раствором дихромата калия, для чего расходуют 56,7 мл этого раствора. Требуется установить значение массовой доли (%) железа в исходном образце.
227. Имеются два 0,1 М раствора – сульфата железа (II) и марганца (II). Не прибегая к расчетам, укажите, в каком из растворов значение рН будет выше. Ответ подтвердите
расчетом. Определите также степень гидролиза (%) в обоих растворах. Какой из этих
растворов нельзя долго хранить на воздухе?
228. Имеются 0,1 М растворы хлорида, перхлората, сульфата и нитрата марганца (II). С
помощью рН – метра при 25 °С измеряют рН в этих растворах. Что покажут результаты измерения? Обоснуйте ваш ответ и подтвердите его расчетом.
229. Химическим анализом установлено, что в 250 мл раствора, насыщенного при Т =
const, содержится 7,2 10-6
г сульфида марганца (II). Рассчитайте значение ПР этой соли.
230.Требуется приготовить по 500 мл 1%-ного (r = 1102,5 г/л), 0,05 М и 0,1 н. растворов
катионов марганца (II). Определите необходимые для этого массы (г) пентагидрата
сульфата марганца (II), если растворы будут использованы для изучения восстановительных свойств Mn2+
в кислой среде. Приведите три примера таких реакций.
231.Составьте уравнения реакций в водном растворе:
а) Mn2+ + H3O
+
+ Pb3O4 (т) = ¼;
б) Mn2+ + MnO4
= ¼
Для реакции (а) рассчитайте массу соединения свинца, необходимую для полного
протекания реакции с ионами Mn2+
, содержащимися в 300 мл 0,05 М раствора. Докажите, что реакция (б) протекает самопроизвольно в стандартных условиях при
25 °С.
232. Образец пиролюзита массой 1,00 г, состоящий из MnO2 и инертных примесей, вносят
в хлороводородную кислоту (конц.). Выделяющийся газ полностью поглощается раствором избытка иодида калия, который окрашивается в коричневый цвет. Для полно 
32
го обесцвечивания раствора расходуют 200 мл 0,1 н. раствора тиосульфата натрия. По
этим данным рассчитайте массовую долю (%) MnO2 в исходном минерале.
233.Смешали 0,17 моль карбоната марганца (II) с избытком хлората калия, смесь нагрели
до плавления, плав охладили, растерли в ступке и обработали водой до полного извлечения растворимых веществ. Остаток отфильтровали, высушили и взвесили. Что
показал результат взвешивания? С помощью каких опытов можно доказать наличие
всех продуктов этой реакции?
234. Расплавили смесь избытка нитрата калия с гидроксидом калия и внесли в нее 1,7388 г
оксида марганца (IV). После окончания реакции охлажденный плав растворили в небольшом количестве воды. Определите молярную концентрацию (моль/л) соединения
марганца в конечном растворе объемом 20 мл. Этот раствор разделили на две пробирки. В одну прилили избыток воды, а в другую – избыток хлорной воды. Происходящие явления опишите уравнениями реакций.
235.Составьте уравнения реакций в водном растворе:
а) KNO2 + H2SO4 + KMnO4 = ¼
б) Mn(NO3)2 + KMnO4 = ¼
Используя табличные значения j° (25 °С), докажите, что данные реакции самопроизвольно протекают в стандартных условиях. Для реакции (б) рассчитайте массу (г)
осадка, если в эту реакцию вступило 0,04 моль KMnO4.
236.Составьте уравнения реакций в водном растворе:
а) KMnO4 + K2SO3 = ¼;
б) KMnO4 + H2SO4 + H2O2 = ¼
Используя табличные значения j° (25 °С), докажите, что данные реакции самопроизвольно протекают в стандартных условиях. Для реакции (б) рассчитайте объем (л,
н.у.) выделившегося газа, если прореагировало 0,036 моль окислителя.
237.Весьма чувствительная реакция обнаружения соединений марганца (II) основана на
окислении производных Mn (II) с образованием фиолетового иона MnO4

. Сравните
значения стандартных электродных потенциалов j° (25 °С) для систем MnO4

/Mn2+
;
S2O8
2–/SO4
2–
; Cl2/Cl–
. Можно ли для осуществления этого превращения применять в
качестве окислителя персульфат аммония? Можно ли использовать для создания кислой среды концентрированную соляную кислоту?
238. Охарактеризуйте кислотно-основные свойства диоксида марганца. Составьте уравнения реакций взаимодействия MnO2 c K2S2O7 и CaO, а также TcCl4 c KCl; ReBr4 с KBr.
239. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства оксида марганца (IV).
Какие условия необходимы для перевода соединений Mn (IV) в производные Mn (II)
и Mn (VI)? Приведите примеры реакций.
240.Сравните значения стандартных электродных потенциалов j° (25 °С) соответствующих полуреакций и установите, будут ли протекать реакции при сливании: 1) подкисленного раствора KMnO4 и раствора Na2SO3; 2) раствора KMnO4 и раствора Na2SO3;
3)сильнощелочного раствора KMnO4 и большого избытка раствора Na2SO3. Какая
среда благоприятствует реакциям перехода MnO4

в [Mn(H2O)6]
2+
, MnO4

в MnO2,

33
MnO4

в MnO4
2–? В какой среде – кислой или щелочной – окислительные свойства
перманганат – иона проявляются в большей степени?
241. Изотоп 99
43Тс – один из продуктов деления урана в атомном реакторе. Технеций может быть отделен от остальных продуктов деления растворением в азотной кислоте и
последующей обработкой раствора сероводородной водой до выделения осадка сульфида технеция (VII). Составьте уравнения реакций, отражающих описанные операции.
242. Приведены некоторые данные о тетраэдрических оксоанионах марганца (VII), технеция (VII), рения (VII):
MnO4

TcO4

ReO4

DfG°(р)
, кДж/мол -449,4 -630,2 -698,7
DfН°(р)
, кДж/мол -542,7 -723,8 -791,6
j°ЭО4

/ЭО2, В 1,7 0,7 0,5
а) Почему DfG°(ТсО4

) и DfG°(ReО4

), DfН°(ТсО4

) и DfН°(ReО4

) близки по значению?
б) Как изменяется прочность связи Э-О в ряду MnO4

- TcO4

- ReO4

и чем это объясняется?
в) Как изменяется в этом ряду окислительная активность ионов и чем это объясняется?
243.Какие степени окисления наиболее характерны для марганца, технеция, рения? Как
изменяются кислотно-основные свойства в ряду Mn(OH)2 – Mn(OH)4 – H2MnO4 –
HMnO4? В виде каких ионов существуют Mn (II), Mn(VI), Mn(VII) и Tc(VII), Re(VII) в
водных растворах?
244. Приведите уравнения соответствующих полуреакций и отвечающие им стандартные
электродные потенциалы j° в кислой среде для систем Mn2+/Mn, TcО4

/Tc и
ReО4

/Re. Как изменяется химическая активность в ряду Mn – Tc – Re? Ответ проиллюстрируйте примерами реакций. Как ведут себя рассматриваемые металлы по отношению к хлороводородной, разбавленной серной и концентрированной азотной кислотам? Приведите уравнения реакций.
245.Сравните электронное строение атомов марганца и хлора. На основе этого объясните
различие в их химических свойствах и наличие нескольких степеней окисления обоих
элементов.
246.К раствору соли марганца (II) добавляют следующие реагенты: а) раствор гидроксида
калия до выпадения осадка, а затем полученную суспензию насыщают хлором;
б) раствор пероксодисульфата калия до выпадения осадка. Составьте уравнения протекающих реакций. Возможно ли протекание этих реакций в стандартных условиях?
Укажите, меняется ли состав осадка в опыте а) при насыщении реакционной смеси
хлором.
247. Известно, что перманганат калия в сильнощелочной среде постепенно превращается
вначале в манганат калия, а затем в оксид марганца (IV) с одновременным выделением газа. Составьте уравнения происходящих при этом реакций. Какова функция марганца (VII) в этих реакциях?

34
248. Используя табличные значения j° (25 °С), определите, какие из перечисленных ниже
веществ взаимодействуют с перманганатом калия в кислотной среде: оксид свинца
(IV), пероксид натрия, хлороводородная кислота, монооксид углерода, сульфат железа (II), сульфат железа (III), алюминий, нитрат серебра, муравьиная кислота.
249.В промышленности перманганат калия получают двухстадийным методом. Вначале
проводят окислительное сплавление смеси пиролюзита и поташа на воздухе. Образующийся манганат калия выщелачивают из плава концентрированным раствором
едкого кали. Затем раствор подвергают электролизу; на аноде образуется перманганат
– ионо, на катоде – водород. Составьте уравнения стадий описанного процесса. Каким
образом можно выделить необходимый продукт из конечного раствора анодного пространства электролизера?
250.В одну пробирку помещена навеска стружки марганца, в другую – рения; в обе пробирки добавлен концентрированный раствор пероксида водорода. Какие реакции могут пройти в этих пробирках? Приведите уравнения этих реакций.
Химия соединений d-элементов VIII группы
251.С позиций метода ВС охарактеризуйте возможные валентности железа, кобальта и
никеля. Правомерно ли их нахождение среди элементов VIII B группы? Приведите
примеры соединений, в которых реализуется валентность элементов, определенная
вами, назовите эти соединения. Как можно получить эти соединения?
252. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства соединений железа (II).
Почему окраска многих соединении железа (II) - особенно растворов - на воздухе постепенно изменяется? Что происходит при сливании подкисленных растворов сульфата железа (II) и перманганата калия? Определите эквивалентные массы и эквиваленты окислителя и восстановителя в этой реакции.
253. Проанализируйте (графически) и объясните характер изменения атомного и ионных
радиусов, энергии ионизации атомов в ряду Fe-Ru-Os в зависимости от порядкового
номера элементов. Какова общая закономерность типичных степеней окисления элементов в подгруппах d-элементов? Какие степени окисления наиболее характерны
для Fe, Ru и Os?
254.Как относится железо к растворам щелочей и кислот (соляной, серной и азотной)?
Напишите соответствующие уравнения реакций, уравняйте их методом ионноэлектронного баланса.
255. Охарактеризуйте окислительно-восстановительные свойства соединений железа (II и
III). Допишите и уравняйте следующие реакции:
а) Fe(OH)3 + Cl2 + NaOH(к) …
б) FeCl3 + KI …
в) FeS2 + HNO3(к) …
г) FeSO3 + HNO3(к) …
256.В водном растворе цианида калия находятся ионы K+
и CN–
, в растворе Fe(СN)2 - ионы Fe2+
и CN–
. К 1 л 0,04 M раствора KCN прибавили 1 л 0,01 М раствора Fe(СN)2.
Почему из указанных выше ионов в полученном растворе удается обнаружить только
ионы К
+
? Ответ мотивируйте уравнениями реакций и расчетом.

35
257. Приведите способы получения железа. Можно ли использовать при получении железа
из оксида железа (III) в качестве восстановителя водород? Может ли проходить эта
реакция в стандартных условиях? При какой температуре начнется восстановление
оксида железа (III)?
258. Напишите электронные конфигурации ионов Fe2+
, Co2+
, Ni2+
. Объясните, какой из
этих ионов обладает более сильными восстановительными свойствами и почему.
Приведите примеры реакций, в которых проявляется это различие.
259. При действии на раствор комплексной соли состава CoSO4Cl×5NH3 нитратом серебра
осадок не выделяется, а хлорид бария осаждает из раствора сульфат бария. Напишите
координационную формулу соли, уравнение диссоциации этой соли в водном растворе, выражение константы образования комплексного иона.
260.Какие степени окисления характерны для кобальта? Каково его положение в ряду
стандартных электродных потенциалов? Составьте уравнения реакций, протекающих
при осуществлении следующих превращений:
Со Со(NO3)2 Со(ОН)2 Со(OH)3 CoCl2 K4[Co(SCN)6].
261. Образуется ли осадок сульфида кобальта, если в реакцию вступают равные объемы
0,006 н раствора CoCl2 и 0,004 н раствора K2S, а произведение растворимости сульфида кобальта равно 4×10-21
. Напишите уравнения реакций в ионной и молекулярной
формах. С какими простыми веществами взаимодействует кобальт? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
262.Какая из следующих железных руд наиболее богата железом: гематит, магнетит или
сидерит? Ответ подтвердите расчетом. Как получить железо из этих руд? На каком
свойстве оксида железа (III) основан ферритный способ производства едкого натра? В
чем его суть?
263.Составьте электронные и молекулярные уравнения реакций, с помощью которых
можно осуществить следующие превращения FeS2 - Fe2O3 - Fe – FeCl2 –Fe(CN)2 –
K4[Fe(CN)6] – K3[Fe(CN)6].
264. Объясните с помощью реакций наблюдаемые изменения: если на раствор соли железа
(II) подействовать раствором щелочи, то выпадает осадок белого цвета, который
очень быстро на воздухе превращается в бурый осадок. Полученный бурый осадок
при взаимодействии в сильнощелочной среде с бромом образует вещество краснофиолетового цвета. Что это за вещество, как оно называется и какими окислительновосстановительными свойствами оно обладает? Приведите примеры реакций.
265.Состав карбонила никеля - Ni(CO)4. Это бесцветное диамагнитное соединение, его
дипольный момент равен нулю. При обычных условиях тетракарбонил никель - жидкость. Как получают это соединение? Объясните его электронное строение и структуру. Какое практическое значение оно имеет?
266.Сравните стандартные электродные потенциалы систем Э(ОН)3/Э(ОН)2 и значения
DG°(298) реакций окисления Э(ОН)2 кислородом до Э(ОН)3 (Э = Fe, Co, Ni). Как изменяется способность окисляться в ряду Fe(OH)2 – Co(OH)2 – Ni (OH)2?

36
267.Какие химические реакции протекают при доменном процессе получения железа? К
какому классу соединений можно отнести Fe3O4? Какова степень окисления железа в
этом соединении? Приведите графическую формулу этого соединения. Напишите реакцию взаимодействия указанного соединения с азотной кислотой.
268.Каким образом изменяются радиусы ионов Fe3+
, Co3+
, Ni3+? Приведите значения радиусов. Чем объясняется такое изменение? Как изменяются кислотно-основные свойства гидроксидов, образованных указанными ионами? Ответ подтвердите уравнениями реакций. Какими окислительно-восстановительными свойствами обладают соединения железа (III)? Что такое ферриты и ферраты? Приведите уравнения реакций.
269. Объясните с помощью уравнений реакций наблюдаемые изменения: в результате
взаимодействия розового раствора соли кобальта (II) со щелочью образуется розовый
осадок, который медленно на воздухе меняет свой цвет на бурый. Действие соляной
кислотой на этот осадок приводит к его растворению и образованию раствора розового цвета. Добавление в раствор роданида калия изменяет окраску раствора на синюю.
Сильное разбавление раствора вновь возвращает ему розовую окраску.
270.Какие степени окисления характерны для железа, кобальта и никеля? Какова стабильность этих степеней окисления? В чем это выражается?
Могут ли существовать совместно в растворе: Fe(OH)2 и Н2O2; Со(ОН)2 и Н2O2;
Ni(OH)2 и Н2O2; FeCl3 и Н2S? Ответы подтвердите соответствующими реакциями.
271.Какие процессы происходят на электродах при электролизе раствора сульфата никеля
(II), если в качестве анода взята пластинка никеля? Вычислите, какое количество никеля выделится на катоде при силе тока 3,85 А за 15 мин. Какое значение имеет электролитическое выделение никеля в технике?
272.Для каких элементов VIII В группы известны соединения типа К2ЭО4? Напишите
уравнения реакций получения этих соединений. Какая соль гидролизуется легче: ЭCl3
или К2ЭО4? Почему?
273. Напишите уравнения реакций получения хлорокомплексов платины (IV) и платины
(II). Используя метод ВС, объясните, почему соединения платины (IV) обычно имеют
октаэдрическую структуру, а соединения платины (II) - квадратную.
274.Как практически получают платину? В чем она растворяется? Где находит применение? Что собой представляет так называемая «платиновая чернь»? Где она используется?
275. Палладий в отличие от платины легко растворяется в азотной и горячей концентрированной серной кислотах. Составьте электронные и молекулярные уравнения реакций
растворения палладия в серной кислоте, а платины в царской водке. Учтите наиболее
характерную степень окисления этих металлов.
Химия соединений d-элементов I группы
276. Рассчитайте стандартную энергию Гиббса образования (кДж/моль) при Т = 298 К монохлоридов элементов IБ группы. По результатам расчета сделайте выводы: а)об изменении восстановительных свойств элементов в свободном виде; б)о химической ак 
37
тивности металлов; в)о сравнительной устойчивости степени окисления (+1) для серебра и золота.
277.Восстановление оксида меди (II) водородом при 323 К можно описать следующими
уравнениями:
2CuO (т) + H2 (г) = Cu2O (т) + H2O (ж)
2CuO (т) + H2 (г) = 2Cu (т) + H2O2 (ж)
CuO (т) + H2 (г) = Cu (т) + H2O (ж)
Определите, какая из этих реакций термодинамически наиболее вероятна в закрытой
системе при стандартных условиях.
278.В системе медь – цинк образуются три интерметаллида CuxZny, массовые доли меди в
которых соответственно равны 24,47; 37,79 и 49,29%. Определите химические формулы данных соединений. Предложите способы перевода в раствор образцов сплавов
– латуни (массовая доля меди 69,5%; остальное цинк) и бронзы (массовая доля меди
89,5%; остальное олово), а также способы обнаружения соответствующих элементов
в растворе и способ их разделения.
279.Смешивают 800 мл 0,1М раствора гидроксида калия и 200 мл 0,1М раствора сульфата
меди (II). Осадок отфильтровывают и делят пополам. Первую половину осадка нагревают и получают твердый продукт А. Вторую половину осадка обрабатывают хлоридом аммония в щелочной среде и получают твердый продукт В. Составьте уравнения
реакций. Вычислите массы продукта А и В, а также объем (л, н.у.) газа, выделившегося одновременно с образованием продукта В.
280.К 250 мл 0,24 н. раствора сульфата меди (II) добавляют раствор иодида калия до прекращения образования осадка, состоящего из двух веществ – А и В, а затем раствор
тиосульфата натрия до полного перехода осадка в раствор. При этом первым химически растворяется вещество В (его можно было бы также растворить в избытке КI или
K2SO3), а затем и вещество А. Напишите уравнения протекающих реакций. Рассчитайте массу (г) веществ А и В в осадке.
281. Предельно допустимая массовая концентрация ионов Cu2+
в воде составляет 0,1 мг/л.
Для очистки промышленных стоков от ионов Cu2+
осаждают гидроксид меди (II) добавлением щелочи. Какое значение рН при 25 °С необходимо поддерживать в растворе для снижения содержания ионов Cu2+
до предельно допустимого?
282. Определите степень чистоты (%) малахитовой руды – дигидроксида-карбоната димеди, если для перевода меди (II) из навески руды массой 17,62 г в раствор израсходовано 0,14 моль азотной кислоты (экв). Примеси с азотной кислотой не реагируют.
Предложите также способы качественного определения всех продуктов реакции
(кроме воды).
283. Медный купорос CuSO4×5H2O растворили в воде при 25 °С, раствор подвергли электролизу на инертных электродах до исчезновения голубой окраски (что было причиной голубой окраски?). Масса катода увеличилась на 0,428 г. Вычислите рН конечного раствора, если его объем равен 10 л.
284. Определите минимальный объем (л) воды, необходимый для полного растворения
0,961 г хлорида серебра (I). Предложите способ обнаружения ионов Ag+
в таком
растворе.

38
285. Рассчитайте, во сколько раз уменьшится молярная концентрация катионов серебра (I)
в насыщенном растворе хлорида серебра (I) при 25 °С, если через этот раствор пропускать хлороводород до тех пор, пока его молярная концентрация в растворе не станет равной 0,03 моль/л.
286. Осадок оксида серебра (I) при контакте с водой в небольшой степени переходит в
раствор. Укажите молекулярную формулу соединения, в виде которого серебро находится в воде, и рассчитайте рН его насыщенного раствора при 25 °С. Предельно допустимая массовая концентрация ионов Ag+
в питьевой воде составляет 0,01 мг/м
3
.
Докажите расчетом, что значение той же величины в насыщенном растворе над твердым Ag2O превышает предельно допустимое. Во сколько раз надо разбавить насыщенный раствор, чтобы эти значения стали равными.
287. Определите произведение растворимости вольфрамата серебра (I) при некоторой
температуре, если в 200 мл насыщенного раствора содержится 2,2 10 –5
моль указанной соли.
288.Выпадет ли (да, нет) при 25 °С осадок, если смешать равные объемы 0,02М водного
раствора нитрата серебра и 0,01 М раствора сульфата натрия. Далее рассмотрите два
случая: а) осадок не выпадет; б) осадок выпадет. В случае (а) предложите способ образования осадка. В случае (б) предложите способы химического растворения осадка.
289. Опытным путем установлено, что в 25 мл насыщенного при 25 °С раствора содержится 1,06×10-3
оксалата серебра (I). Рассчитайте произведение растворимости этой соли.
Можно ли осадок оксалата серебра (I) перевести в: а) нитрит; б) азид; в) сульфат серебра (I)?
290. Хлорид диамминсеребра (I) получают по реакции между хлоридом серебра (I) и гидратом аммиака в водном растворе. Определите, выпадет ли (да, нет) осадок (и какой
соли), если к 0,0001 М раствору комплексного соединения прилить равный объем
0,001 М иодоводородной кислоты при 25 °С.
291. При полном взаимодействии дицианоаурат (I) – ионов, содержащихся в 25 л 0,048 н.
раствора, с избытком порошкообразного цинка образуется осадок, включающий золотосодержащее вещество. Осадок отфильтровывают, обрабатывают (для чего?) избытком хлороводородной кислоты до прекращения выделения газа (какого?), промывают
водой, сушат и взвешивают. Напишите уравнения протекающих реакций и вычислите
массу (г) сухого остатка.
292. Приведите стандартные электродные потенциалы систем Cu2+/Cu+
, Cu2+/CuCl,
Cu2+/[Cu(CN)2]

, Cu2+/CuBr, Cu2+/CuI и отвечающие им уравнения полуреакций. Как
влияет природа лиганда на стабилизацию степени окисления меди +1? Будут ли протекать окислительно-восстановительные процессы при добавлении к подкисленным
растворам солей Cu (II) растворов KCl, KBr, KI? Напишите уравнение реакции, происходящей при сливании растворов CuSO4 и KCN.
293. Объясните следующие наблюдения. При действии H2S на растворы, содержащие соответственно ионы [Ag(NH3)2]
+
и [Ag(CN)2]

, выпадает черный осадок. Действие KI
вызывает выделение желтого осадка только из первого раствора. При добавлении же

39
NaCl образование осадков не происходит. Чем объяснить различие в устойчивости
комплексов [Ag(NH3)2]
+
и [Ag(CN)2]

?
294. Объясните следующие экспериментальные данные. Если в раствор цианида натрия
поместить крупинки золота и через раствор пропускать воздух, наблюдается растворение золота. При внесении в полученный раствор цинка золото выпадает в осадок.
Почему золото легко окисляется в присутствии ионов CN–
, в то время как такой сильный окислитель металлов, как HNO3, на золото не действует? Какое практическое
значение имеет реакция растворения золота в растворе цианида натрия?
295. Рассчитайте Dj°(298 К) реакций диспропорционирования Cu+
и Au+
, если известны
стандартные электродные потенциалы систем Cu+
/Cu, Cu2+/Cu+
, Au+
/Au, Au3+/Au.
Сделайте вывод о сравнительной устойчивости степеней окисления Cu и Au на основании данных расчета.
296.Каковы кислотно–основные свойства бинарных соединений золота (III)? Напишите
уравнение гидролиза AuCl3, взаимодействия Au2O3 и Au(OH)3 с кислотами и щелочами, взаимодействия тригалогенидов золота с галогенидами щелочных металлов.
297. Исследования показывают, что комплексы золота (III) диамагнитны и имеют плоско –
квадратное строение. Объясните эти экспериментальные факты.
298. Проводят электролиз расплава следующих веществ: а) хлорида меди (II), б) бромида
серебра (I), в) смеси хлорида меди (II) и бромида серебра (I). Укажите, какие продукты в первую очередь начнут выделяться на катоде и на аноде. Укажите, какие продукты получатся на катоде и аноде при электролизе водных растворов следующих веществ: г) сульфата меди (II), д) нитрата серебра (I), е) тетрахлороаурата (III) водорода.
Ответ обоснуйте на основе положения металлов в электрохимическом ряду напряжений.
299. Осадок гидроксида меди (II) химически растворили в избытке раствора щелочи и добавили пероксодисульфат калия. Выпал осадок вещества темно – красного цвета.
Изучение свойств полученного продукта показало, что при температуре выше 400 °С
оно быстро чернеет и в расчете на каждые 1,75 г этого вещества выделяется 112 мл
газа. Вещество химически растворяется в хлороводородной кислоте с образованием
зеленого раствора и газа с резким запахом, растворяется также в концентрированных
растворах щелочей, окрашивая раствор в красный цвет. Напишите уравнения всех
описанных здесь реакций. Какие свойства присущи соединениям меди в высоких степенях окисления?
Химия соединений d-элементов II группы
300.Сравните энтальпии образования газообразных цинка, кадмия, ртути и объясните характер изменения в ряду металлов Zn – Cd – Hg температур плавления и кипения.
301. Напишите уравнения реакций получения комплексов [Zn(OH)4]
2–
, [Cd(NH3)2]
2+
,
[Hg(CN)4]
2–
. Опишите их электронное и пространственное строение. Какой из комплексов является наиболее устойчивым и почему?

40
302.Что образуется при действии цианида калия на аммиакат кадмия? Объясните причину
протекания реакции. Какова электронная структура и строение образующегося комплексного соединения.
303. При добавлении раствора иодида калия в раствор нитрата ртути (II) выпадает оранжевый осадок. При дальнейшем прибавлении раствора иодида калия осадок растворяется и снова получается бесцветный раствор. Если из раствора испарить воду, то выделяются желтоватые кристаллы состава HgI2×2KI. Объясните описанные экспериментальные факты с помощью уравнений реакций. Каково электронное и пространственное строение выделенного вещества.
304. Образец сплава цинка с алюминием массой 0,156 г обработан избытком хлороводородной кислоты. При этом собрано 144 мл газа при 20 °С и 99,3 кПа. Определите массовую долю (%) цинка в сплаве.
305. Определите, возможны ли реакции замещений лигандов в следующих комплексах:
а) [HgBr4]
2– + I– ®
б) [HgBr4]
2– + CN– ®
в) [HgBr4]
2– + NH3 ®
Какие сведения нужны для ответа? Для реакций, которые могут протекать, приведите
уравнения реакций.
306. Напишите уравнения реакций раствора сулемы: а) с оксидом серы (IV); б) с избытком
иодида калия.
307. Приведите стандартные электродные потенциалы систем М/М
2+
для цинка, кадмия и
ртути. Как изменяется химическая активность в ряду Zn – Cd – Hg относительно водных растворов кислот и щелочей? Приведите уравнения реакций взаимодействия металлов с разбавленной и концентрированной серной и азотными кислотами. Как влияет активность металла на состав продуктов восстановления этих кислот?
308. Растворы солей кадмия образуют со щелочами осадок гидроксида кадмия, а с сероводородом осадок сульфида кадмия. Чем можно объяснить, что раствор тетрацианокадмата (II) калия образует осадок с сероводородом и не дает осадок со щелочью? Предложите метод получения данного комплексного соединений и объясните электронную структуру и пространственное строение указанного комплексного иона
309.В разных сосудах находятся растворы трех комплексных ионов: [Cd(CN)4]
2–
,
[Ni(CN)4]
2–
, [Hg(CN)4]
2–
. В растворе какого комплексного иона будет содержаться
больше ионов CN–
при одинаковой их молярной концентрации? Ответ обоснуйте.
Приведите выражения констант образования этих комплексных ионов и их численные
значения. Предскажите магнитные свойства этих ионов.
310.Вычислите DG° реакций взаимодействия гидроксида цинка и гидроксида кадмия с
ионами Н
+
и ОН–
в растворе. Сравните кислотно-основные свойства гидроксидов.
311.Что произойдет при добавлении к раствору хлорида ртути (II) раствора хлорида олова
(II)? Вывод сделайте на основании сравнения стандартных потенциалов окислительно-восстановительных систем. Приведите уравнение реакции.
312.В 1 л 1 М хлороводородной кислоты растворили по 1·10-4
моль каждой из солей –
ZnSO4 , CdCl2 , Hg(NO3)2 при 25 °С. Затем через раствор пропускали сероводород до

41
тех пор, пока его молярная концентрация в растворе не стала 3·10-3
моль/л. Определите, какие из сульфидов выпадут в осадок.
313.Какие свойства - окислительные или восстановительные характерны для соединений
Hg2
2+? Могут ли эти соединения диспропорционировать? Ответ подтвердите уравнениями реакций.
314. По значениям стандартных электродных потенциалов систем Cu2+/Cu и Hg2
2+/2Hg определите, что произойдет при помещении медной пластинки в раствор соединения
ртути (I)?
315. Напишите уравнения реакций взаимодействия цинка с разбавленной и концентрированной серной кислотой. Определите окислители и восстановители в реакциях. Докажите, что реакции термодинамически возможны и объясните, почему концентрация
кислоты влияет на продукт реакции.
316. Напишите электронные формулы атомов цинка и кадмия. Какой из этих элементов
обладает более выраженными металлическими свойствами? Почему? В чем это выражается? Подтвердите ответ соответствующими реакциями.
317.Как взаимодействует ртуть с концентрированной азотной кислотой в случае ее избытка и недостатка?
При помощи каких реакций можно различить ионы Hg2+
и Hg2
2+? Что произойдет при
действии на эти ионы избытка иодида калия? Напишите соответствующие уравнения
реакций.
318.В какой среде цинк является более сильным восстановителем (вывод сделайте на основании значений стандартных потенциалов окислительно-восстановительных систем). Как из металлического цинка можно получить хлорид цинка и хлорид тетраамминцинка (II)? Какая из указанных солей в 1н растворе имеет большую степень гидролиза и почему?
319.Вычислите стандартную энтальпию реакции восстановления оксида цинка монооксидом углерода.
Составьте уравнения реакций, которые нужно провести для осуществления следующих превращений:
ZnS ZnO Zn Zn(NO3)2 Zn(OH)2 Na2[Zn(OH)4].
320. Определите молярную массу эквивалентов (г/моль) всех окисленных и восстановленных форм в реакции между цинком и нитратом калия в сильнощелочной среде при
кипячении. Рассчитайте объем (л, н.у.) выделившегося газа, если в реакцию вступило
21,61 г цинка.
321.Вычислите ΔG° реакции термического разложения кристаллогидратов Zn(NO3)2×2H2O
и Cd(NO3)2×2H2O. Какой из нитратов менее устойчив и чем это объясняется? Почему
термический распад нитрата ртути обычно приводит к образованию ртути, а не ее оксида?
Какими способами получают оксиды цинка, кадмия и ртути?
322. Цинк и кадмий химически более активны, чем ртуть. Составьте ионно-электронные и
молекулярные уравнения следующих реакций:
а) Zn + H3AsO3 + HCl →

42
б) Zn + N2 →
в) Cd + KMnO4 →
На основании стандартных окислительно-восстановительных потенциалов определите возможность самопроизвольного протекания реакций.
323. Нитрат ртути (I) получают растворением ртути в разбавленной азотной кислоте в условиях избытка металла. Сколько литров 25% раствора HNO3 (ρ = 1,15) расходуется
на 1 кг ртути, исходя из принятого на практике молярного соотношения 1 Hg : 1,19
HNO3 ?
324.Какими кислотно-основными свойствами обладает оксид и гидроксид цинка? Исходя
из этого, составьте уравнения реакций и уравняйте их методом ионно-электронного
баланса:
а) Zn + NaOH + H2O →
б) Zn + N2H4 + NaOH + H2O →
в) ZnO + SiO2 →

 


Категория: Химия | Добавил: Админ (12.08.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar