Тема №7494 Ответы к тестам по литературе 7 класс Коровина (Часть 2)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по литературе 7 класс Коровина (Часть 2) из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по литературе 7 класс Коровина (Часть 2), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

5. Назовите прием:
... все совершенно затихло кругом, как обыкновенно затихает
все только к утру...
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какую роль играют описания природы в приведенном фрагменте?
2. Каким вы представили себе рассказчика?
3. Сопоставьте фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг» и
из рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Чем различаются
картины утреннего леса в этих произведениях?
Коротка августовская ночь в Заполярье. Пока Васютка управился
с дровами, густая, как смоль, темень начала редеть, прятаться в
глубь леса. Не успела она еще совсем рассеяться, а на смену ей уже
выполз туман. Стало холоднее. Костер от сырости зашипел, защел­
кал, принялся чихать, будто сердился на волглую пелену, окутавшую
все вокруг. Комары, надоедавшие всю ночь, куда-то исчезли. Ни ду­
новения, ни шороха.
Все замерло в ожидании первого утреннего звука. Что это будет
за звук — неизвестно. Может быть, робкий свист пичужки или лег­
кий шум ветра в вершинах бородатых елей и корявых лиственниц,
может быть, застучит по дереву дятел или протрубит дикий олень.
Что-то должно родиться из этой тишины, кто-то должен разбудить
сонную тайгу. Васютка зябко поежился, придвинулся ближе к костру
и крепко заснул, так и не дождавшись утренней весточки. Солнце
уже было высоко. Туман росою пал на деревья, на землю, мелкая
пыль искрилась всюду.
«Где это я?» — изумленно подумал Васютка, окончательно про­
снувшись, услышал ожившую тайгу.
По всему лесу озабоченно кричали кедровки на манер базарных
торговок. Где-то по-детски заплакала желна. Над головой Васютки,
хлопотливо попискивая, потрошили синички старое дерево. Васютка
встал, потянулся и спугнул кормившуюся белку. Она, всполошенно
цокая, пронеслась вверх по стволу ели, села на сучок и, не переста­
вая цокать, уставилась на Васютку.
35
Н.А. НЕКРАСОВ
«РАЗМЫШЛЕНИЯ У ПАРАДНОГО ПОДЪЕЗДА»
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Все курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар.«Допусти», — говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
36
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят...
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру...
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется описание внешности героя в литературном про
изведении?
«Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах.
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых.
2. Как называется изобразительное средство?
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв...
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Но счастливые глухи к добру...
4. Как называется обращение к адресату, которое усиливает эмо
циональное звучание текста?
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись!
37
5. Определите способ рифмовки последних четырех строк данного
фрагмента.
2 вариант
1. Как называется описание обстановки (природы, города и т.д.), в
которой разворачивается действие?
Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям...
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица...
2. Как называется изобразительное средство?
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами...
3. Как называется средство иносказательной выразительности?
Одержимый холопским недугом...
4. Как называется прием?
«пышный» — «убогие»; «напевает» — «плачут»; «оборванной» —
«роскошных»
5. Определите размер, которым написано стихотворение.
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какова главная идея данного текста?
2. Каким вы представили себе лирического героя?
3. Сопоставьте данный фрагмент стихотворения Н.А. Некрасова со
стихотворением М.Ю. Лермонтова «Листок». Какие схожие те­
мы, мотивы, идеи представлены в этих произведениях?
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
38
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря,
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы,
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
«На что мне тебя? — отвечает младая чинара, —
Ты пылен и желт, — и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал — да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море».
39
М.Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
«ПОВЕСТЬ О ТОМ, КАК ОДИН МУЖИК
ДВУХ ГЕНЕРАЛОВ ПРОКОРМИЛ»
И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило
вдохновение...
— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — ес­
ли бы нам найти мужика?
— То есть как же... мужика?
— Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают мужи­
ки! Он бы нам сейчас и булок бы подал, и рябчиков бы наловил, и
рыбы!
— Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его нет?
— Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его!
Наверное, он где-нибудь спрятался, от работы отлынивает!
Мысль эта до того ободрила генералов, что они вскочили как
встрепанные и пустились отыскивать мужика. Долго они бродили по
острову без всякого успеха, но, наконец, острый запах мякинного
хлеба и кислой овчины навел их на след. Под деревом, брюхом квер­
ху и подложив под голову кулак, спал громаднейший мужичина и
самым нахальным образом уклонялся от работы. Негодованию гене­
ралов предела не было.
— Спишь, лежебок! — накинулись они на него, — небось и ухом
не ведешь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают! сей­
час марш работать!
Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать
от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него.
И зачал он перед ними действовать.
Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку
самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в
земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, по­
тер их друг об дружку — и извлек огонь. Потом из собственных во­
лос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек
столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не
дать ли и тунеядцу частичку?»
Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них ве­
село играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а ду­
мали: «Вот как оно хорошо быть генералами — нигде не пропадешь!»
40
— Довольны ли вы, господа генералы? — спрашивал между тем
мужичина-лежебок.
— Довольны, любезный друг, видим твое усердие! — отвечали
генералы.
— Не позволите ли теперь отдохнуть?
— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поко­
лотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою гене­
ралы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.
Прошел день, прошел другой; мужичина до того изловчился, что
стал даже в пригоршне суп варить. Сделались наши генералы весе­
лые, рыхлые, сытые, белые. Стали говорить, что вот они здесь на
всем готовом живут, а в Петербурге между тем пенсии ихние все на­
капливаются да накапливаются.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется разновидность комического, представляющая со­
бой беспощадное осмеяние явлений, которые осуждаются автором?
2. Как называется средство иносказательной выразительности:
«сердца у них весело играли»?
3. Как называется прием?
— А что, ваше превосходительство, — сказал он радостно, — ес­
ли бы нам найти мужика?
— То есть как же... мужика?
— Ну, да, простого мужика... какие обыкновенно бывают му­
жики!..
— Гм... мужика... но где же его взять, этого мужика, когда его
нет?
— Как нет мужика — мужик везде есть, стоит только поискать его!
4. Как называется художественный прием, основанный на исполь­
зовании вымышленных, нереальных ситуаций, образов, деталей?
...из собственных волос сделал силок и поймал рябчика...
41
5. Как называется изобразительное средство?
Под деревом, брюхом кверху и подложив под голову кулак, спал
громаднейший мужичина... Встал мужичина: видит, что генералы
строгие.
2 вариант
1. Как называется вид словесного творчества, традиции которого
развиваются в творчестве Салтыкова-Щедрина?
2. Как называется средство иносказательной выразительности:
«И вдруг генерала, который был учителем каллиграфии, озарило
вдохновение...» ?
3. Как называется изобразительное средство?
Сделались наши генералы веселые, рыхлые, сытые, белые.
4. Как называется художественный прием, основанный на исполь­
зовании вымышленных, нереальных ситуаций, образов, деталей?
...мужичина до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп
варить.
5. Как называется прием?
— Отдохни, дружок, только свей прежде веревочку.
Набрал сейчас мужичина дикой конопли, размочил в воде, поко­
лотил, помял — и к вечеру веревка была готова. Этою веревкою гене­
ралы привязали мужичину к дереву, чтоб не убег, а сами легли спать.
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какова ведущая проблема сказки?
2. Каков мужик в представленном фрагменте?
3. Сопоставьте фрагмент из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «По­
весть о том, как один мужик двух генералов прокормил» с рус­
ской народной сказкой «Барин и собака». Чем различаются ге­
рои-мужики?
42
В одной деревне был крестьянин, а тут недалеко жил барин в
своем имении. Крестьянину случилось раз пройти мимо имения. А у
барина собака была злющая. Собака накинулась на него, а он ударил
собаку посохом и убил ее.
Барин подал в суд. Позвали этого крестьянина судиться с бари­
ном. И вот когда пришли в суд, судьи спрашивают барина:
— Что ты хочешь от этого мужичка, какое наказание ему дать?
— А я вот что хочу сделать — лишить его человеческого звания
и голоса, и пусть он станет собакой, охраняет мое имение и живет у
меня при дворе.
Ну, конечно, суд это и решил. Лишили мужичка человеческого
звания и заставили жить у барина, охранять барское имущество.
Мужичку пришлось прийти к барину и стать вместо собаки: ла­
ять по ночам и охранять его имущество.
И вот в одно прекрасное время сговорился он с ворами:
— Приходите, воры, в такую-то ночь, пограбите, а там разделим.
И вот в одну ночь приехали воры. Когда барин утром встал —
видит, что имущества у него увезли много. И он подает на собаку в
суд, что она худо охраняла: были воры и ограбили. Когда пришли на
суд, то судьи стали спрашивать барина:
— Ну, барин, скажи, лаяла у тебя в ту ночь собака?
— Очень хорошо лаяла, сильно лаяла в ту ночь, когда была по­
кража.
Тогда судьи отвечают барину:
— Так что же тебе надо от собаки? Что же она могла еще сде­
лать, раз она лишена человеческого голоса?
И решили судьи, что собака права, и дали ему право человече­
ским голосом опять говорить.
Тогда барин был недоволен судом и повез этого мужичка в город,
на пересуд. И поехали они с ним вместе. Заехали в лес. А уж было
темно. Мужик и говорит барину:

— Смотри-ка, барин, медведь стоит на дороге!
— Ну, мужичок, пугай!
— Да нет, я теперь лаять не стану — я получил человечье право.
Лай, барин, сам, а то медведь-то может нас съесть.
— Мужичок, полай немножко, хоть поучи меня. Мужичок пола­
ял немного и говорит:
— Теперь лай сам, а то медведь нас съест.
И вот барин начинает лаять. А мужик ему говорит:
43
— Лай, барин, лай, медведь-то ближе подошел! А сам сидит не
смеется. И барин до того долаял, что рассвело.
Мужичок и говорит:
— Стой, барин, стой, не лай! Это ведь не медведь, это нам пови-
делась кокора.
Тогда барин заговорил:
— А, так ты меня обманул! Теперь я тебя отдам под суд.
— Ну ладно, барин, отдавай, а я всем скажу, что ты всю ночь по-
собачьи лаял.
— Послушай, мужичок, я тебя отпущу домой и дам тебе денег и
корову. Иди, живи с богом, только никому не рассказывай, что я по-
собачьи лаял!
И вот они вернулись домой. Барин дал мужичку корову да денег,
и мужичок пошел домой.
И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина
обдурил.
44
Л.Н. ТОЛСТОЙ «ДЕТСТВО»
Карл Иваныч был очень не в духе. Это было заметно по его сдви­
нутым бровям и по тому, как он швырнул свой сюртук в комод, и
как сердито подпоясался, и как сильно черкнул ногтем по книге диа­
логов, чтобы означить то место, до которого мы должны были вы­
твердить. Володя учился порядочно; я же так был расстроен, что ре­
шительно ничего не мог делать. Долго бессмысленно смотрел я в
книгу диалогов, но от слез, набиравшихся мне в глаза при мысли о
предстоящей разлуке, не мог читать... Когда дошло дело до чистопи­
сания, я от слез, падавших на бумагу, наделал таких клякс, как буд­
то писал водой на оберточной бумаге.
Карл Иваныч рассердился, поставил меня на колени, твердил, что
это упрямство, кукольная комедия (это было любимое его слово), уг­
рожал линейкой и требовал, чтобы я просил прощенья, тогда как я от
слез не мог слова вымолвить; наконец, должно быть, чувствуя свою
несправедливость, он ушел в комнату Николая и хлопнул дверью.
Из классной слышен был разговор в комнате дядьки.
— Ты слышал, Николай, что дети едут в Москву? — сказал Карл
Иваныч, входя в комнату.
— Как же-с, слышал.
Должно быть, Николай хотел встать, потому что Карл Иваныч
сказал: «Сиди, Николай!» — и вслед за этим затворил дверь. Я вы­
шел из угла и подошел к двери подслушивать.
— Сколько ни делай добра людям, как ни будь привязан, видно,
благодарности нельзя ожидать, Николай? — говорил Карл Иваныч с
чувством.
Николай, сидя у окна за сапожной работой, утвердительно кив­
нул головой...
— Да, теперь я ненужен стал, меня и надо прогнать; а где обе­
щания? где благодарность? Наталью Николаевну я уважаю и люблю,
Николай, — сказал он, прикладывая руку к груди, — да что она?.,
ее воля в этом доме все равно, что вот это, — при этом он с вырази­
тельным жестом кинул на пол обрезок кожи. — Я знаю, чьи это
штуки и отчего я стал ненужен: оттого, что я не льщу и не потакаю
во всем, как иные люди. Я привык всегда и перед всеми говорить
правду, — сказал он гордо. — Бог с ними! Оттого, что меня не будет,
45
они не разбогатеют, а я, Бог милостив, найду себе кусок хлеба... не
так ли, Николай?
Николай поднял голову и посмотрел на Карла Иваныча так, как
будто желая удостовериться, действительно ли может он найти кусок
хлеба, — но ничего не сказал...
Я сочувствовал его горю, и мне больно было, что отец и Карл
Иваныч, которых я почти одинаково любил, не поняли друг друга; я
опять отправился в угол, сел на пятки и рассуждал о том, как бы
восстановить между ними согласие.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Повесть «Детство» входит в трилогию. Укажите название осталь­
ных частей.
2. Что значит «учился порядочно»?
3. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
Это было заметно по его сдвинутым бровям и по тому, как он
швырнул свой сюртук в комод, и как сердито подпоясался, и как
сильно черкнул ногтем по книге диалогов...
4. Как называется прием?
Николай поднял голову и посмотрел на Карла Иваныча так, как
будто желая удостовериться, действительно ли может он найти
кусок хлеба...
5. Как называется развернутое высказывание одного персонажа ли­
тературного произведения («Да, теперь я ненужен стал, меня и
надо прогнать...»)?
2 вариант
1. Как зовут героя-рассказчика? Укажите его имя и фамилию.
2. Кто такой «дядька»?
46
3. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
...сказал он, прикладывая руку к груди...
... при этом он с выразительным жестом кинул на пол обрезок
кожи.
4. Как называется прием?
Когда дошло дело до чистописания, я от слез, падавших на бума­
гу, наделал таких клякс, как будто писал водой на оберточной бу­
маге.
5. Карл Иванович и Николай обмениваются репликами. Как назы­
вается такая форма речевого взаимодействия героев?
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какие жизненные принципы Карла Ивановича раскрыты в дан­
ном тексте?
2. Каким предстает герой-рассказчик?
3. Сопоставьте фрагмент из повести Л.Н. Толстого «Детство» и по­
вести В.Г. Короленко «В дурном обществе». Чем похожи герои-
рассказчики?
О да, я помнил ее (мать)!.. Но на вопрос высокого, угрюмого че­
ловека, в котором я желал, но не мог почувствовать родную душу, я
съеживался еще более и тихо выдергивал из его руки свою ручонку.
И он отворачивался от меня с досадою и болью. Он чувствовал,
что не имеет на меня ни малейшего влияния, что между нами стоит
какая-то неодолимая стена. Он слишком любил ее, когда она была
жива, не замечая меня из-за своего счастья. Теперь меня закрывало
от него тяжелое горе.
И мало-помалу пропасть, нас разделявшая, становилась все шире
и глубже. Он все более убеждался, что я — дурной, испорченный
мальчишка, с черствым, эгоистическим сердцем, и сознание, что он
должен, но не может заняться мною, должен любить меня, но не на­
ходит для этой любви угла в своем сердце, еще увеличивало его не­
расположение. И я это чувствовал. Порой, спрятавшись в кустах, я
наблюдал за ним; я видел, как он шагал по аллеям, все ускоряя по­
47
ходку, и глухо стонал от нестерпимой душевной муки. Тогда мое
сердце загоралось жалостью и сочувствием. Один раз, когда, сжав
руками голову, он присел на скамейку и зарыдал, я не вытерпел и
выбежал из кустов на дорожку, повинуясь неопределенному побуж­
дению, толкавшему меня к этому человеку. Но он, пробудясь от
мрачного и безнадежного созерцания, сурово взглянул на меня и оса­
дил холодным вопросом:
— Что нужно?
Мне ничего не было нужно. Я быстро отвернулся, стыдясь своего
порыва, боясь, чтоб отец не прочел его в моем смущенном лице.
Убежав в чащу сада, я упал лицом в траву и горько заплакал от до­
сады и боли.
48
А.П. ЧЕХОВ «ХАМЕЛЕОН»
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очуме-
лов в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий горо­
довой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовни­
ком. Кругом тишина... На площади ни души... Открытые двери
лавок и кабаков глядят на свет божий уныло, как голодные пасти;
около них нет даже нищих.
— Так ты кусаться, окаянный? — слышит вдруг Очумелов. —
Ребята, не пущай ее! Нынче не велено кусаться! Держи! А... а!
Слышен собачий визг. Очумелов глядит в сторону и видит: из
дровяного склада купца Пичугина, прыгая на трех ногах и огляды­
ваясь, бежит собака. За ней гонится человек в ситцевой накрахма­
ленной рубахе и расстегнутой жилетке. Он бежит за ней и, подав­
шись туловищем вперед, падает на землю и хватает собаку за задние
лапы. Слышен вторично собачий визг и крик: «Не пущай!» Из лавок
высовываются сонные физиономии, и скоро около дровяного склада,
словно из земли выросши, собирается толпа.
— Никак беспорядок, ваше благородие!.. — говорит городовой.
Очумелов делает полуоборот налево и шагает к сборищу. Около
самых ворот склада, видит он, стоит выше писанный человек в рас­
стегнутой жилетке и, подняв вверх правую руку, показывает толпе
окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы написано:
«Ужо я сорву с тебя, шельма!», да и самый палец имеет вид знаме­
ния победы. В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера
Хрюкина. В центре толпы, растопырив передние ноги и дрожа всем
телом, сидит на земле сам виновник скандала — белый борзой щенок
с острой мордой и желтым пятном на спине. В слезящихся глазах его
выражение тоски и ужаса.
— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов, врезыва­
ясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал!
— Иду я, ваше благородие, никого не трогаю... — начинает
Хрюкин, кашляя в кулак. — Насчет дров с Митрий Митричем, — и
вдруг эта подлая ни с того ни с сего за палец... Вы меня извините, я
человек, который работающий... Работа у меня мелкая. Пущай мне
заплатят, потому — я этим пальцем, может, неделю не пошевельну...
Этого, ваше благородие, и в законе нет, чтоб от твари терпеть... Еже­
ли каждый будет кусаться, то лучше и не жить на свете...
49
— Гм!.. Хорошо... — говорит Очумелов строго, кашляя и шевеля
бровями. — Хорошо... Чья собака? Я этого так не оставлю. Я покажу
вам, как собак распускать! Пора обратить внимание на подобных гос­
под, не желающих подчиняться постановлениям! Как оштрафую его,
мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий
скот! Я ему покажу кузькину мать!.. Елдырин, — обращается надзи­
ратель к городовому, — узнай, чья это собака, и составляй протокол!
А собаку истребить надо. Немедля! Она наверное бешеная... Чья это
собака, спрашиваю?
— Это, кажись, генерала Жигалова! — говорит кто-то из толпы.
— Генерала Жигалова? Гм!.. Сними-ка, Елдырин, с меня паль­
то... Ужас, как жарко! Должно полагать, перед дождем... Одного
только я не понимаю: как она могла тебя укусить? — обращается
Очумелов к Хрюкину. — Нешто она достанет до пальца? Она ма­
ленькая, а ты ведь вон какой здоровила! Ты, должно быть, расковы­
рял палец гвоздиком, а потом и пришла в твою голову идея, чтоб со­
рвать. Ты ведь... известный народ! Знаю вас, чертей!
— Он, ваше благородие, цигаркой ей в харю для смеха, а она —
не будь дура, и тяпни... Вздорный человек, ваше благородие!
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Кому на самом деле принадлежит собачка?
2. Как называется средство иносказательной выразительности?
Открытые двери лавок и кабаков глядят на свет божий уныло...
3. Как называется прием?
...скоро около дровяного склада, словно из земли выросши, соби­
рается толпа.
4. Как называется разновидность лексики: «пущай», «покажу
кузькину мать»?
5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполнен­
ным конфискованным крыжовником.
50
2 вариант
1. Кто внесет ясность в спор о хозяине собаки?
2. Как называется прием?
...глядят на свет божий уныло, как голодные пасти...
3. Как называется скрытая насмешка:
...да и самый палец имеет вид знамения победы.
4. Как называется разновидность лексики: «мерзавца», «кажись»,
«харю»?
5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
Через базарную площадь идет полицейский надзиратель Очуме-
лов в новой шинели и с узелком в руке.
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какие особенности жизни уездного города раскрываются в дан­
ном фрагмент рассказа?
2. Как название рассказа соотносится с тем, что изображено в дан­
ном фрагменте?
3. Сопоставьте фрагмент из рассказа А.П. Чехова «Хамелеон» и по­
вести И.С. Тургенева «Муму». Чем похожи и чем различаются
сцены, в которые включено описание собаки?
Дело было к вечеру. Он шел тихо и глядел на воду. Вдруг ему
показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнул­
ся и увидел небольшого щенка, белого с черными пятнами, который,
несмотря на все свои старания, никак не мог вылезть из воды, бился,
скользил и дрожал всем своим мокреньким и худеньким телом. Гера­
сим поглядел на несчастную собачонку, подхватил ее одной рукой,
сунул ее к себе в пазуху и пустился большими шагами домой. Он
вошел в свою каморку, уложил спасенного щенка на кровати, при­
крыл его своим тяжелым армяком, сбегал сперва в конюшню за со­
ломой, потом в кухню за чашечкой молока. Осторожно откинув ар-
51
мяк и разостлав солому, поставил он молоко на кровать. Бедной со­
бачонке было всего недели три, глаза у ней прорезались недавно;
один глаз даже казался немножко больше другого; она еще не умела
пить из чашки и только дрожала и щурилась. Герасим взял ее ле­
гонько двумя пальцами за голову и принагнул ее мордочку к молоку.
Собачка вдруг начала пить с жадностью, фыркая, трясясь и захлебы­
ваясь. Герасим глядел, глядел да как засмеется вдруг... Всю ночь он
возился с ней, укладывал ее, обтирал и заснул наконец сам возле нее
каким-то радостным и тихим сном.
52
И.А. БУНИН «ЛАПТИ»
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и хо­
лодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое горе:
был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все
просил дать ему какие-то красные лапти. И мать, не отходившая от
постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, — от страха
и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде,
лошади плохие, а до больницы, до доктора, тридцать верст, да и не
поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, — Нефед принес соломы на топку, свалил
ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью,
приотворил дверь, заглянул:
— Ну что, барыня, как? Не полегчало?
— Куда там, Нефедушка! Верно, и не выживет! Все какие-то
красные лапти просит...
— Лапти? Что за лапти такие?
— А господь его знает. Бредит, весь огнем горит.
Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок,
разбитые валенки, — все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:
— Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.
— Как добывать?
— В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.
— Бог с тобой, до Новоселок шесть верст! Где ж в такой ужас
дойти!
Еще подумал.
— Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а пешком,
может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...
И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не говоря, натя­
нул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской,
взял в руки кнут и вышел вон, пошел, утопая по сугробам, через
двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несу­
щемся степном море...
И когда, наконец, рассвело, послышалось под окнами сквозь гул
и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не так, как всю ночь
мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голо­
са, а затем торопливый зловещий стук в окно.
53
Это были Новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — бе­
лого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в роз­
вальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а
на рассвете свалились в какие-то луга, потонули вместе с лошадью в
страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как
вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись
разгребать снег, подняли тело — оказывается, знакомый человек.
Тем только и спаслись — поняли, что, значит, эти луга хуторские,
протасовские, и что на горе, в двух шагах, жилье...
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с
фуксином.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется описание внешности героя в литературном про­
изведении («Шапка, борода, старый полушубок, разбитые вален­
ки, — все в снегу, все обмерзло...»)?
2. Как называется средство иносказательной выразительности?
...потонул в белом, куда-то бешено несущемся степном море...
3. Укажите название приема:
Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до доктора, три­
дцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
4. Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и хо­
лодном хуторском доме стоял бледный сумрак и было большое
горе: был тяжело болен ребенок...
Как называется элемент композиции: представление героев, мес­
та и времени действия до его начала?
5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с
фуксином.
54
2 вариант
1. Как называется описание природы в литературном произведении
(«Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и хо­
лодном хуторском доме стоял бледный сумрак...»)?
2. Как называется изобразительное средство?
...раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый злове­
щий стук в окно.
3. Укажите название приема:
И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какие-
то красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал,
тоже плакала горькими слезами...
4. Это были Новосельские мужики, привезшие мертвое тело, — бе­
лого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь лежавшего в
розвальнях Нефеда...
Каким элементом сюжета (развития действия) является данная
сцена?
5. Как называется значимая подробность в художественном тексте?
...утираясь, дыша холодом и вьюжной свежестью, приотворил
дверь, заглянул...
И, притворив дверь, ушел.
Задания, требующие развернутых ответов
1. Охарактеризуйте общее настроение приведенного фрагмента.
2. Была ли жертва Нефеда бессмысленной?
3. Сопоставьте фрагмент из рассказа И.А. Бунина «Лапти» и
А.И. Куприна «Чудесный доктор». Какая тема и идея объединяет
эти произведения?
Вошел Мерцалов. Он был в летнем пальто, летней войлочной
шляпе и без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза
провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Он не
55
сказал жене ни одного слова, она ему не задала ни одного вопроса.
Они поняли друг друга по тому отчаянию, которое прочли друг у
друга в глазах.
В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво
и безжалостно сыпались на Мерцалова и его семью. Сначала он сам
заболел брюшным тифом, и на его лечение ушли все их скудные сбе­
режения. Потом, когда он поправился, он узнал, что его место,
скромное место управляющего домом на двадцать пять рублей в ме­
сяц, занято уже другим.... Началась отчаянная, судорожная погоня
за случайной работой, за перепиской, за ничтожным местом, залог и
перезалог вещей, продажа всякого хозяйственного тряпья. А тут еще
пошли болеть дети. Три месяца тому назад умерла одна девочка, те­
перь другая лежит в жару и без сознания. Елизавете Ивановне при­
ходилось одновременно ухаживать за больной девочкой, кормить
грудью маленького и ходить почти на другой конец города в дом, где
она поденно стирала белье.
Весь сегодняшний день был занят тем, чтобы посредством нече­
ловеческих усилий выжать откуда-нибудь хоть несколько копеек на
лекарство Машутке. С этой целью Мерцалов обегал чуть ли не полго­
рода, клянча и унижаясь повсюду; Елизавета Ивановна ходила к сво­
ей барыне, дети были посланы с письмом к тому барину, домом кото­
рого управлял раньше Мерцалов... Но все отговаривались или
праздничными хлопотами, или неимением денег... Иные, как, на­
пример, швейцар бывшего патрона, просто-напросто гнали просите­
лей с крыльца.
56
МАКСИМ ГОРЬКИЙ «СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ»
А лес все пел свою мрачную песню, и гром гремел, и лил
дождь...
— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое
сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес за­
молчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма
разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в
гнилой зев болота. Люди же, изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, вы­
соко держа горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел,
удивленно качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бе­
гущих людей. Все бежали быстро и смело, увлекаемые чудесным зре­
лищем горящего сердца.
И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впе­
реди, и сердце его все пылало, пылало!
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался
сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в
море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем. Гроза
была — там, сзади них, над лесом, а тут сияло солнце, вздыхала
степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река...
Был вечер, и от лучей заката река казалась красной, как та кровь,
что била горячей струей из разорванной груди Данко.
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко,
— кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.
А потом упал и — умер.
Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и
не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, на­
ступил на гордое сердце ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры,
угасло...
57
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется вид словесного искусства, которому принадлежит
жанр «легенда»?
2. Укажите средство иносказательной выразительности:
А лес все пел свою мрачную песню...
3. Как называется прием?
Люди же, изумленные, стали как камни.
4. Какой прием использует автор:
И теперь гибли, но гибли без жалоб и слез. А Данко все был впе­
реди, и сердце его все пылало, пылало\
5. Как называется изобразительное средство?
Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то,
наступил на гордое сердце ногой...
2 вариант
1. Назовите героя второй легенды, входящей в рассказ «Старуха
Изергиль».
2. Укажите средство иносказательной выразительности:
... вздыхала степь ...
3. Как называется прием?
...река казалась красной, как та кровь, что била горячей стру­
ей из разорванной груди Данко.
4. Какой прием использует автор:
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца...
И вот вдруг лес расступился перед ним, расступился и остался
сзади...
58
5. Как называется изобразительное средство?
Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Дан-
ко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся
гордо.
Задания, требующие развернутых ответов
1. Какова роль образов природы в этом фрагменте?
2. В чем аллегорический смысл образа «осторожного человека»?
3. Сопоставьте фрагмент из рассказа Максима Горького «Старуха
Изергиль» и «Легенды об Арионе» Геродота. Какие схожие темы
и мотивы представлены в этих произведениях?
... Арион большую часть времени своей жизни провел у Перианд-
ра и затем решил отплыть в Италию и Сикелию. Там он нажил вели­
кое богатство, потом пожелал возвратиться назад в Коринф. Он от­
правился в путь из Таранта и, так как никому не доверял больше
коринфян, нанял корабль у коринфских мореходов. А корабельщики
задумали злое дело: в открытом море выбросить Ариона в море и за­
владеть его сокровищами. Арион же, догадавшись об их умысле, стал
умолять сохранить ему жизнь, предлагая отдать все свои сокровища.
Однако ему не удалось смягчить корабельщиков. Они велели Ариону
либо самому лишить себя жизни, чтобы быть погребенным в земле,
либо сейчас же броситься в море. В таком отчаянном положении
Арион все же упросил корабельщиков (раз уж таково их решение) по
крайней мере позволить ему спеть в полном наряде певца, став на
скамью гребцов. Он обещал, что, пропев свою песнь, сам лишит себя
жизни. Тогда корабельщики перешли с кормы на середину корабля,
радуясь, что им предстоит услышать лучшего певца на свете. Арион
же, облачась в полный наряд певца, взял кифару и, стоя на корме,
исполнил торжественную песнь. Окончив песнь, он, как был во всем
наряде, ринулся в море. Между тем корабельщики отплыли в Ко­
ринф, Ариона же, как рассказывают, подхватил на спину дельфин и
вынес к Тенару.
59
В.В. МАЯКОВСКИЙ
ХОРОШЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ
Били копыта,
Пели будто:
— Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
Ветром опита,
льдом обута,
улица скользила.
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака,
штаны пришедшие Кузнецким клешить,
сгрудились,
смех зазвенел и зазвякал:
— Лошадь упала!
— Упала лошадь!
Смеялся Кузнецкий.
Лишь один я
голос свой не вмешивал в вой ему.
Подошел
и вижу
глаза лошадиные...
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
Подошел и вижу —
за каплищей каплища
по морде катится,
прячется в пшрсти...
И какая-то общая
звериная тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
«Лошадь, не надо.
Лошадь, слушайте —
чего вы думаете, что вы их плоше?
Деточка,
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь».
Может быть,
— старая —
и не нуждалась в няньке,
может быть, и мысль ей моя казалась пошла,
только
лошадь
рванулась,
встала на ноги,
ржанула
и пошла.
Хвостом помахивала.
Рыжий ребенок.
Пришла веселая,
стала в стойло.
И все ей казалось —
она жеребенок,
и стоило жить,
и работать стоило.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Укажите название изобразительного средства:
И какая-то общая
звериная тоска...
2. Как называется средство иносказательной выразителы
... тоска
плеща вылилась из меня
и расплылась в шелесте.
61
3. Как называется поэтический прием, основанный на повторении
одинаковых звуков?
Лошадь на круп
грохнулась,
и сразу
за зевакой зевака...
4. Укажите название приема:
...и сразу
за зевакой зевака...
Подошел и вижу —
за каплищей каплища...
5. Как называется новое, ранее не существовавшее в языке слово,
созданное писателем для выражения особого содержания, на­
строения, образа?
клешить...
2 вариант
1. Укажите название изобразительного средства:
Пришла веселая,
стала в стойло.
2. Как называется средство иносказательной выразительности?
Улица опрокинулась,
течет по-своему...
3. Как называется поэтический прием, основанный на повторении
одинаковых звуков?
...штаны пришедшие Кузнецким клешить...
4. Укажите название приема:
все мы немножко лошади,
каждый из нас по-своему лошадь.
62
5. Как называется новое, ранее не существовавшее в языке слово,
созданное писателем для выражения особого содержания, на­
строения, образа?
Ветром опита...
Задания, требующие развернутых ответов
1. Каким предстает лирический герой этого стихотворения?
2. Какова идея стихотворения?
3. Сопоставьте стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отноше­
ние к лошадям» и фрагмент из сказки К.Г. Паустовского «Теп­
лый хлеб». Какие схожие темы, мотивы, идеи представлены в
этих произведениях?
Когда кавалеристы проходили через деревню Бережки, немецкий
снаряд разорвался на околице и ранил в ногу вороного коня. Коман­
дир оставил раненого коня в деревне, а отряд ушел дальше, пыля и
позванивая удилами, — ушел, закатился за рощи, за холмы, где ве­
тер качал спелую рожь.
Коня взял к себе мельник Панкрат... Панкрат вылечил коня.
Конь остался при мельнице и терпеливо возил глину, навоз и жер­
ди — помогал Панкрату чинить плотину.
Панкрату трудно было прокормить коня, и конь начал ходить по
дворам побираться. Постоит, пофыркает, постучит мордой в калитку,
и, глядишь, ему вынесут свекольной ботвы, или черствого хлеба, или,
случалось даже, сладкую морковку. По деревне говорили, что конь
ничей, а вернее — общественный, и каждый считал своей обязанно­
стью его покормить. К тому же конь — раненый, пострадал от врага.
Жил в Бережках со своей бабкой мальчик Филька, по прозвищу
«Ну Тебя»... В один из таких теплых серых дней раненый конь по­
стучал мордой в калитку к Филькиной бабке. Бабки не было дома, а
Филька сидел за столом и жевал кусок хлеба, круто посыпанный
солью.
Филька нехотя встал, вышел за калитку. Конь переступил с ноги
на ногу и потянулся к хлебу. «Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филь­
ка и наотмашь ударил коня по губам. Конь отшатнулся, замотал голо­
вой, а Филька закинул хлеб далеко в рыхлый снег и закричал:
63
— На вас не напасешься, на христорадников! Вон твой хлеб! Иди
копай его мордой из-под снега! Иди копай!
И вот после этого злорадного окрика и случились в Бережках те
удивительные дела, о каких и сейчас люди говорят, покачивая голо­
вами, потому что сами не знают, было ли это или ничего такого и не
было.
Слеза скатилась у коня из глаз. Конь заржал жалобно, протяж­
но, взмахнул хвостом, и тотчас в голых деревьях, в изгородях и печ­
ных трубах завыл, засвистел пронзительный ветер, вздул снег, запо­
рошил Фильке горло. Филька бросился обратно в дом, но никак не
мог найти крыльца — так уже мело кругом и хлестало в глаза. Лете­
ла по ветру мерзлая солома с крыш, ломались скворечни, хлопали
оторванные ставни. И все выше взвивались столбы снежной пыли с
окрестных полей, неслись на деревню, шурша, крутясь, перегоняя
друг друга.
64
Л. АНДРЕЕВ «КУСАКА»
— Ты здесь, моя бедная Кусачка, — сказала вышедшая Леля.
Она уже была одета по-дорожному — в то коричневое платье, ку­
сок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку. — Пойдем со
мной!
И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и
все пространство между почерневшею землей и небом было полно
клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как
тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как
скучно солнцу за этою плотною стеной.
Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на буг­
ристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невы­
сокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была заста­
ва и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира
кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу...
— Скучно, Кусака! — тихо проронила Леля и, не оглядываясь,
пошла назад.
И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.
Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до
станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она про­
делала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: пер­
вый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, загля­
нула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах
было пусто, и никто не ответил Кусаке.
Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак
осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу;
бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с не­
приветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отче­
го она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще борол­
ся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро
уступил и он.
Наступила ночь.
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жа­
лобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой во­
рвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, проре­
зал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.
65
Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И то­
му, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету
сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к
любящему женскому сердцу.
Собака выла.
Задания с кратким ответом
1 вариант
1. Как называется описание природы в литературном произведении?
И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и
все пространство между почерневшею землей и небом было полно
клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как
тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как
скучно солнцу за этою плотною стеной.
2. Как называется прием иносказательной выразительности?
...как скучно солнцу за этою плотною стеной.
3. Укажите название изобразительного средства:
Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на
бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались
невысокие разрозненные деревья и кусты.
4. Назовите прием:
И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жа­
лобно и громко завыла... Собака выла — ровно, настойчиво и безна­
дежно спокойно... Собака выла.
5. Как называется прием?
Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой...
 

 

 

Категория: Литература | Добавил: Админ (11.08.2016)
Просмотров: | Теги: Коровина | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar