Тема №7508 Ответы к тестам по литературе 8 класс Коровина, Ерохина (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по литературе 8 класс Коровина, Ерохина (Часть 3) из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по литературе 8 класс Коровина, Ерохина (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Вариант 2

Есть пословица: не было у бабы хлопот, так купила порося. Не

было у Лугановичей хлопот, так подружились они со мной. Если я

долго не приезжал в город, то, значит, я был болен или что-нибудь

случилось со мной, и они оба сильно беспокоились. Они беспокои­

лись, что я, образованный человек, знающий языки, вместо того,

чтобы заниматься наукой или литературным трудом, живу в деревне,

верчусь как белка в колесе, много работаю, но всегда без гроша. Им

казалось, что я страдаю, и если я говорю, смеюсь, ем, то только для

того, чтобы скрыть свои страдания, и даже в веселые минуты, когда

мне было хорошо, я чувствовал на себе их пытливые взгляды. Они

были особенно трогательны, когда мне в самом деле приходилось тя­

жело, когда меня притеснял какой-нибудь кредитор или не хватало

денег для срочного платежа; оба, муж и жена, шептались у окна, по­

том он подходил ко мне и с серьезным лицом говорил:

— Если вы, Павел Константиныч, в настоящее время нуждаетесь

в деньгах, то я и жена просим вас не стесняться и взять у нас.

И уши краснели у него от волнения. А случалось, что точно так

же, пошептавшись у окна, он подходил ко мне, с красными ушами, и

говорил:

— Я и жена убедительно просим вас принять от нас вот этот пода­

рок.

И подавал запонки, портсигар или лампу, и я за это присылал им

из деревни битую птицу, масло и цветы. Кстати сказать, оба они бы­

ли состоятельные люди. В первое время я часто брал взаймы и был

не особенно разборчив, брал, где только возможно, но никакие силы

не заставили бы меня взять у Лугановичей. Да что говорить об этом!

Я был несчастлив. И дома, и в поле, и в сарае я думал о ней, я ста­

рался понять тайну молодой, красивой, умной женщины, которая вы­

ходит за неинтересного человека, почти за старика (мужу было больше

сорока лет), имеет от него детей, - понять тайну этого неинтересного

человека, добряка, простяка, который рассуждает с таким скучным

48

здравомыслием, на балах и вечеринках держится около солидных лю­

дей, вялый, ненужный, с покорным, безучастным выражением, точно

его привели сюда продавать, который верит, однако, в свое право быть

счастливым, иметь от нее детей; и я все старался понять, почему она

встретилась именно ему, а не мне, и для чего это нужно было, чтобы в

нашей жизни произошла такая ужасная ошибка.

В1. Укажите жанр произведения, отрывок из которого вы прочитали.

В2. Произведение «О любви» включено Чеховым в «маленькую три­

логию» вместе с рассказом «Крыжовник». Назовите третье про­

изведение этого цикла.

ВЗ. Как называется вошедшее в речевой обиход меткое образное вы­

ражение, использованное в тексте: «верчусь как белка в коле­

се», «без гроша»?

В4. Укажите название скрытой насмешки: «И дома, и в поле, и в

сарае я думал о ней».

В5. Как называется изобразительное средство: «на балах и вечерин­

ках держится... с безучастным выражением, точно его привели

сюда продавать»?

В6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­

деление в тексте: «молодой, красивой, умной женщины», «с по­

корным, безучастным выражением».

В7. Укажите название значимой подробности, неоднократно повто­

ряемой в тексте: «красные уши» Лугановича.

С1. Каким предстает Луганович в данном фрагменте?

С2. Что дало основание критику так характеризовать произведение

«О любви»: автор «усиливает впечатление ненормальности ок­

ружающей жизни, спутанности в ней самых простых отноше­

ний, безжалостности людей друг к другу, их неумения жить по-

человечески » ?

СЗ. Кто виноват в драматическом финале этой истории?

49

И.А. Бунин

КАВКАЗ

Вариант 1

Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная ил не­

го между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки

и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца

этому покою, этой красоте. На закате часто громоздились за морем

удивительные облака; они пылали гак великолепно, что она порой

ложилась на тахту, закрывала лицо газовым шарфом и плакала: еще

две, три недели — и опять Москва! Ночи были теплы и непроглядны,

в черной тьме плыли, мерцали, светили топазовым светом огненные

мухи, стеклянными колокольчиками звенели древесные лягушки. Ко­

гда глаз привыкал к темноте, выступали вверху звезды и гребни гор,

над деревней вырисовывались деревья, которых мы не замечали днем.

И всю ночь слышался оттуда, из духана, глухой стук в барабан и гор­

ловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль как будто все одной

и той же бесконечной песни. Недалеко от нас, в прибрежном овраге,

спускавшемся из лесу к морю, быстро прыгала по каменистому ложу

мелкая, прозрачная речка. Как чудесно дробился, кипел ее блеск в тот

таинственный час, когда из-за гор и лесов, точно какое-то дивное су­

щество, пристально смотрела поздняя луна! Иногда по ночам надвига­

лись с гор страшные тучи, шла злобная буря, в шумной гробовой чер­

ноте лесов то и дело разверзались волшебные зеленые бездны и

раскалывались в небесных высотах допотопные удары грома. Тогда в

лесах просыпались и мяукали орлята, ревел барс, тявкали чекалки...

Раз к нашему освещенному окну сбежалась целая стая их, — они все­

гда сбегаются в такие ночи к жилью, — мы открыли окно и смотрели

на них сверху, а они стояли под блестящим ливнем и тявкали, проси­

лись к нам... Она радостно плакала, глядя на них. Он искал ее в Ге­

ленджике, в Гаграх, в Сочи. На другой день по приезде в Сочи он ку­

пался утром в море, потом брился, надел чистое белье, белоснежный

китель, позавтракал в своей гостинице на террасе ресторана, выпил

бутылку шампанского, пил кофе с шартрезом, не спеша выкурил си­

гару. Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в

виски из двух револьверов.

В1. Какой этап развития действия (сюжета) рассказа представлен в

данном фрагменте?

50

В2. Как называется описание природы в литературном произведе­

нии: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, вид­

ная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами,

имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось,

никогда не будет конца этому покою, этой красоте»?

ВЗ. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­

разительности: «стеклянным колокольчиком звенели древесные

лягушки ».

В4. Как называются художественные определения в произведении:

«горловой, заунывный, безнадежно-счастливый вопль»?

В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­

нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым

существам: «быстро прыгала... прозрачная речка»?

В6. Как называется изобразительно-выразительное средство: «точно

какое-то дивное существо, пристально смотрела луна»?

В7. Назовите термин, которым обозначается словосочетание, состав­

ленное из слов, противоположных по смыслу: «она радостно

плакала».

С1. Как и почему меняется настроение природы в этом фрагменте?

С2. Какой предстает героиня в этом эпизоде?

СЗ. Можно ли утверждать, что главная тема рассказа — защита

чести? Обоснуйте свою точку зрения.

Вариант 2

В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже

прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно

блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими

на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратитель­

ный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от

тревоги и холода. По вокзалу и по платформе я пробежал бегом, над­

винув на глаза шляпу и уткнув лицо в воротник пальто.

51

В маленьком купе первого класса, которое я заказал заранее, шум­

но лил дождь по крыше. Я немедля опустил оконную занавеску и, как

только носильщик, обтирая мокрую руку о свой белый фартук, взял

на чай и вышел, на замок запер дверь. Потом чуть приоткрыл зана­

веску и замер, не сводя глаз с разнообразной толпы, взад и вперед

сновавшей с вещами вдоль вагона в темном свете вокзальных фонарей.

Мы условились, что я приеду на вокзал как можно раньше, а она как

можно позже, чтобы мне как-нибудь не столкнуться с ней и с ним на

платформе. Теперь им уже пора было быть. Я смотрел все напряжен­

нее — их все не было. Ударил второй звонок — я похолодел от страха:

опоздала или он в последнюю минуту вдруг не пустил ее! Но тотчас

вслед за тем был поражен его высокой фигурой, офицерским карту­

зом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, которой он, широ­

ко шагая, держал ее под руку. Я отшатнулся от окна, упал в угол ди­

вана. Рядом был вагон второго класса — я мысленно видел, как он

хозяйственно вошел в него вместе с нею, оглянулся, — хорошо ли уст­

роил ее носильщик, — и снял перчатку, снял картуз, целуясь с ней,

крестя ее. Третий звонок оглушил меня, тронувшийся поезд поверг в

оцепенение. Поезд расходился, мотаясь, качаясь, потом стал нести

ровно, на всех парах... Кондуктору, который проводил ее ко мне и пе­

ренес ее вещи, я ледяной рукой сунул десятирублевую бумажку.

Войдя, она даже не поцеловала меня, только жалостно улыбну­

лась, садясь на диван и снимая, отцепляя от волос шляпку.

— Я совсем не могла обедать, — сказала она. — Я думала, что не

выдержу эту страшную роль до конца. И ужасно хочу пить. Дай мне

нарзану, — сказала она, в первый раз говоря мне ты. — Я убеждена,

что он поедет вслед за мною. Я дала ему два адреса, Геленджик и

Гагры. Ну вот, он и будет дня через три-четыре в Геленджике. Но бог

с ним, лучше смерть, чем эти муки...

Утром, когда я вышел в коридор, в нем было солнечно, душно, из

уборных пахло мылом, одеколоном и всем, чем пахнет людный вагон

утром. За мутными от пыли и нагретыми окнами шла ровная вы­

жженная степь, видны были пыльные широкие дороги, арбы, влеко­

мые волами, мелькали железнодорожные будки с канареечными кру­

гами подсолнечников и алыми мальвами в палисадниках... Дальше

пошел безграничный простор нагих равнин с курганами и могильни­

ками, нестерпимое сухое солнце, небо, подобное пыльной туче, потом

призраки первых гор на горизонте...

В1. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.

52

В2. Укажите название цикла произведений И.А. Бунина, в который

входит «Кавказ».

ВЗ. Как называется описание природы в литературном произведе­

нии: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что

лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы

мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и под­

нятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих»?

В4. Укажите термин, обозначающий значимую подробность: пер­

чатка на руке мужа героини.

В5. Как называются художественные определения в произведении:

«холодные дожди», «темный, отвратительный вечер», «мутные,

нагретые окна»?

В6. Как называется средство иносказательной выразительности:

«призраки первых гор на горизонте», «похолодел от страха»,

«нестерпимое сухое солнце»?

В7. Как называется изображение внешности героя в литературном

произведении: «был поражен его высокой фигурой, офицерским

картузом, узкой шинелью и рукой в замшевой перчатке, кото­

рой он, широко шагая, держал ее под руку»?

С1. Каким предстает герой-рассказчик в этом фрагменте?

С2. Можно ли по началу произведения догадаться о его трагическом

финале? Обоснуйте свою точку зрения.

СЗ. Можно ли утверждать, что главная тема рассказа — защита

чести? Обоснуйте свою точку зрения.

А.И. Куприн

КУСТ СИРЕНИ

Вариант 1

Прошло минут пять тяжелого молчания, тоскливо нарушаемого

хромым ходом будильника, давно знакомым и надоевшим: раз, два,

53

три-три: два чистых удара, третий с хриплым перебоем. Алмазов си­

дел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону... Вера

стояла в двух шагах от него также молча, с страданием на красивом,

нервном лице. Наконец она заговорила первая, с той осторожностью,

с которой говорят только женщины у кровати близкого трудноболь­

ного человека...

— Коля, ну как же твоя работа?.. Плохо?

Он передернул плечами и не отвечал.

— Коля, забраковали твой план? Ты скажи, все равно ведь вместе

обсудим.

Алмазов быстро повернулся к жене и заговорил горячо и раздра­

женно, как обыкновенно говорят, высказывая долго сдержанную

обиду.

— Ну да, ну да, забраковали, если уж тебе так хочется знать. Не­

ужели сама не видишь? Все к черту пошло!.. Всю эту дрянь, — и он

злобно ткнул ногой портфель с чертежами, — всю эту дрянь хоть в

печку выбрасывай теперь! Вот тебе и академия! Через месяц опять в

полк, да еще с позором, с треском. И это из-за какого-то поганого

пятна... О, черт!

— Какое пятно, Коля? Я ничего не понимаю.

Она села на ручку кресла и обвила рукой шею Алмазова. Он не со­

противлялся, но продолжал смотреть в угол с обиженным выражением.

— Какое же пятно, Коля? — спросила она еще раз.

— Ах, ну, обыкновенное пятно, зеленой краской. Ты ведь знаешь,

я вчера до трех часов не ложился, нужно было окончить. План пре­

красно вычерчен и иллюминован. Это все говорят. Ну, засиделся я

вчера, устал, руки начали дрожать — и посадил пятно... Да еще гус­

тое такое пятно... жирное. Стал подчищать и еще больше размазал.

Думал я, думал, что теперь из него сделать, да и решил кучу деревь­

ев на том месте изобразить... Очень удачно вышло, и разобрать нель­

зя, что пятно было. Приношу нынче профессору. «Так, так, н-да.

А откуда у вас здесь, поручик, кусты взялись?» Мне бы нужно было

так и рассказать, как все было. Ну, может быть, засмеялся бы толь­

ко... Впрочем, нет, не рассмеется, — аккуратный такой немец, пе­

дант. Я и говорю ему: «Здесь действительно кусты растут». А он го­

ворит: «Нет, я эту местность знаю, как свои пять пальцев, и здесь

кустов быть не может». Слово за слово, у нас с ним завязался круп­

ный разговор. А тут еще много наших офицеров было. «Если вы так

утверждаете, говорит, что на этой седловине есть кусты, то извольте

завтра же ехать туда со мной верхом... Я вам докажу, что вы или не­
брежно работали, или счертили прямо с трехверстной карты...»
— Но почему же он так уверенно говорит, что там нет кустов?
— Ах, господи, почему? Какие ты, ей-богу, детские вопросы зада­
ешь. Да потому, что он вот уже двадцать лет местность эту знает
лучше, чем свою спальню. Самый безобразнейший педант, какие
только есть на свете, да еще немец вдобавок... Ну и окажется в конце
концов, что я лгу и в препирательство вступаю... Кроме того...
Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пе­
пельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда
замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол. Видно было, что
этому сильному человеку хочется заплакать.
Муж и жена долго сидели в тяжелом раздумье, не произнося ни
слова. Но вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла.
— Слушай, Коля, нам надо сию минуту ехать! Одевайся скорей.
Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой фи­
зической боли.
— Ах, не говори, Вера, глупостей. Неужели ты думаешь, я поеду
оправдываться и извиняться. Это значит над собой прямо приговор
подписать. Не делай, пожалуйста, глупостей.
В1. Назовите жанр произведения.
В2. Какой этап развития действия представлен в данном фрагменте?
ВЗ. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «хромой ход будильника».
В4. Укажите название композиционного элемента текста, который
занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­
вое общение персонажей.
В5. Укажите название значимой подробности поведения героя, ис­
пользованной Куприным: «вытаскивал спички и ломал».
В6. В приведенном фрагменте дважды употребляются слова «немец,
педант». Как называется этот прием?
В7. Как называется изобразительно-выразительное средство: «смор­
щился, точно от невыносимой физической боли»?
55
C l. Какие приемы психологизма и с какой целью использует Ку­
прин в данном фрагменте?
С2. Какой предстает Верочка в этом фрагменте?
СЗ. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».
Является ли герой сильным человеком? Обоснуйте свою точку
зрения.
Вариант 2
Раньше всего Алмазовы заехали в ломбард. Видно было, что
оценщик так давно привык к ежедневным зрелищам человеческих
несчастий, что они вовсе не трогали его. Он так методично и долго
рассматривал привезенные вещи, что Верочка начинала уже выхо­
дить из себя. Особенно обидел он ее тем, что попробовал кольцо с
брильянтом кислотой и, взвесив, оценил его в три рубля.
— Да ведь это настоящий брильянт, — возмущалась Вера, он
стоит тридцать семь рублей, и то по случаю.
Оценщик с видом усталого равнодушия закрыл глаза.
— Нам это все равно-с, сударыня. Мы камней вовсе не принима­
ем, — сказал он, бросая на чашечку весов следующую вещь, — мы
оцениваем только металлы-с.
Зато старинный и погнутый браслет, совершенно неожиданно для
Веры, был оценен очень дорого. В общем, однако, набралось около
двадцати трех рублей. Этой суммы было более чем достаточно.
Когда Алмазовы приехали к садовнику, белая петербургская ночь
уже разлилась по небу и в воздухе синим молоком. Садовник, чех,
маленький старичок в золотых очках, только что садился со своей
семьею за ужин. Он был очень изумлен и недоволен поздним появле­
нием заказчиков и их необычной просьбой. Вероятно, он заподозрил
какую-нибудь мистификацию и на Верочкины настойчивые просьбы
отвечал очень сухо:
— Извините. Но я ночью не могу посылать в такую даль рабочих.
Если вам угодно будет завтра утром — то я к вашим услугам.
Тогда оставалось только одно средство: рассказать садовнику под­
робно всю историю с злополучным пятном, и Верочка так и сделала.
Садовник слушал сначала недоверчиво, почти враждебно, но когда
Вера дошла до того, как у нее возникла мысль посадить куст, он сде­
лался внимательнее и несколько раз сочувственно улыбался.
56
— Ну, делать нечего, — согласился садовник, когда Вера кончила
рассказывать, — скажите, какие вам можно будет посадить кусты?
Однако из всех пород, какие были у садовника, ни одна не оказы­
валась подходящей: волей-неволей пришлось остановиться на кустах
сирени.
Напрасно Алмазов уговаривал жену отправиться домой. Она по­
ехала вместе с мужем за город, все время, пока сажали кусты, горячо
суетилась и мешала рабочим и только тогда согласилась ехать домой,
когда удостоверилась, что дерн около кустов совершенно нельзя от­
личить от травы, покрывавшей всю седловинку.
В1. Укажите род литературы, к которому относится произведение.
В2. Кем по роду профессиональной деятельности является герой
рассказа?
ВЗ. Какой этап развития действия представлен в данном фрагменте?
В4. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «ночь уже разлилась по небу синим молоком».
В5. Как называется изображение внешности героя в литературном
произведении: «садовник, чех, маленький старичок в золотых
очках»?
В6. Укажите название изобразительного средства: «усталое равно­
душие», «злополучное пятно».
В7. Как называется воспроизведение речевого общения персонажей
в литературном произведении?
С1. Какой предстает Верочка в этом фрагменте?
С2. Можно ли назвать произошедшее в рассказе счастливой случай­
ностью? Обоснуйте свою позицию.
СЗ. «Видно было, что этому сильному человеку хочется заплакать».
Является ли герой сильным человеком? Обоснуйте свою точку
зрения.
57
..А. Блок
НА ПОЛЕ КУЛИКОВОМ
Вариант 1
1
Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога.
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!
Наш путь — стрелой татарской древней воли
Пронзил нам грудь.
Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной
В твоей тоске, о, Русь!
И даже мглы — ночной и зарубежной —
Я не боюсь.
Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами
Степную даль.
В степном дыму блеснет святое знамя
И ханской сабли сталь...
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...
И нет конца! Мелькают версты, кручи...
Останови!
Идут, идут испуганные тучи,
Закат в крови!
Закат в крови! Из сердца кровь струится!
Плачь, сердце, плачь...
Покоя нет! Степная кобылица
Несется вскачь!
7 июня 1908
2
Мы, сам-друг, над степью в полночь стали:
Не вернуться, не взглянуть назад.
За Непрядвой лебеди кричали,
И опять, опять они кричат...
На пути — горючий белый камень.
За рекой — поганая орда.
Светлый стяг над нашими полками
Не взыграет больше никогда.
58
И, к земле склонившись головою,
Говорит мне друг: «Остри свой меч,
Чтоб недаром биться с татарвою,
За святое дело мертвым лечь!»
Я — не первый воин, не последний,
Долго будет родина больна.
Помяни ж за раннею обедней
Мила друга, светлая жена!
8 июня 1908
3
В ночь, когда Мамай залег с ордою
Степи и мосты,
В темном поле были мы с Тобою, —
Разве знала Ты?
Перед Доном темным и зловещим,
Средь ночных полей,
Слышал я Твой голос сердцем вещим
В криках лебедей.
С полуночи тучей возносилась
Княжеская рать,
И вдали, вдали о стремя билась,
Голосила мать.
И, чертя круги, ночные птицы
Реяли вдали.
А над Русью тихие зарницы
Князя стерегли.
Орлий клёкот над татарским станом
Угрожал бедой,
А Непрядва убралась туманом,
Что княжна фатой.
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Освежила пыльную кольчугу
На моем плече.
И когда наутро тучей черной
Двинулась орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
14 июня 1908
59
4
Опять с вековою тоскою
Пригнулись к земле ковыли.
Опять за туманной рекою
Ты кличешь меня издали...
Умчались, пропали без вести
Степных кобылиц табуны,
Развязаны дикие страсти
Под игом ущербной луны.
И я с вековою тоскою,
Как волк под ущербной луной,
Не знаю, что делать с собою,
Куда мне лететь за тобой!
Я слушаю рокоты сечи
И трубные крики татар,
Я вижу над Русью далече
Широкий и тихий пожар.
Объятый тоскою могучей,
Я рыщу на белом коне...
Встречаются вольные тучи
Во мглистой ночной вышине.
Вздымаются светлые мысли
В растерзанном сердце моем,
И падают светлые мысли,
Сожженные темным огнем...
«Явись, мое дивное диво!
Быть светлым меня научи!»
Вздымается конская грива...
За ветром взывают мечи...
В1. Как называется средство иносказательной выразительности: «ре­
ка течет, грустит уныло», «в степи грустят стога»?
В2. «Наш путь — степной, наш путь — в тоске безбрежной, в твоей
тоске...». Укажите название художественного приема.
ВЗ. Как называется синтаксическое средство выразительности, осно­
ванное на выделении отдельных частей в качестве самостоятель­
ных предложений: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами»?
В4. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «Из сердца кровь струится».
60
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «и даже мглы — ночной и зарубежной — я не
боюсь».
С1. Каков лирический герой этого стихотворения?
С2. Почему поэт уподобляет образ Родины образу жены?
СЗ. Почему в начале XX века Блок обращается к поэтическому во­
площению события далекой истории — Куликовской битвы?
Вариант 2
В1. Как называется средство иносказательной выразительности:
«плачь, сердце, плачь», «долго будет родина больна»?
В2. Укажите название изобразительного средства, основанного на
сопоставлении образов и явлений: «И я с вековою тоскою, / Как
волк под ущербной луной, / Не знаю, что делать с собою...».
ВЗ. Как называется обращение к кому-либо в литературном произ­
ведении, служащее для выражения отношения к изображаемо­
му: «О, Русь моя! Жена моя! До боли/ Нам ясен долгий путь!»?
В4. Укажите название художественного приема: «Идут, идут испу­
ганные тучи,/ Закат в крови!/ Закат в крови! Из сердца кровь
струится!/ Плачь, сердце, плачь...».
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «горючий белый камень», «поганая орда»,
«светлый стяг».
С1. Каково значение образа-символа скачущей степной кобылицы в
данном цикле стихотворений?
С2. Каково ведущее настроение стихотворения? Дайте развернутый
аргументированный ответ.
СЗ. Почему в начале XX века Блок обращается к поэтическому во­
площению события далекой истории — Куликовской битвы?
61
С.А. Есенин
ПУГАЧЕВ
Вариант 1
Вы с ума сошли! Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!
Кто сказал вам, что мы уничтожены?
Злые рты, как с протухшею пищей кошли,
Зловонно рыгают бесстыдной ложью.
Трижды проклят тот трус, негодяй и злодей,
Кто сумел окормить вас такою дурью.
Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей
И попасть до рассвета со мною в Гурьев.
Да, я знаю, я знаю, мы в страшной беде,
Но затем-то и злей над туманною вязью
Деревянными крыльями по каспийской воде
Наши лодки заплещут, как лебеди, в Азию.
О Азия, Азия! Голубая страна,
Обсыпанная солью, песком и известкой.
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожелтые горные реки!
Не с того ли так свищут монгольские орды
Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?
Уж давно я, давно я скрывал тоску
Перебраться туда, к их кочующим станам,
Чтоб разящими волнами их сверкающих скул
Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана.
Так какой же мошенник, прохвост и злодей
Окормил вас бесстыдной трусливой дурью?
Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей
И попасть до рассвета со мною в Гурьев.
В1. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «деревянными крыльями... наши лодки запле­
щут ».
В2. Как называется изобразительно-выразительное средство: «злые
рты, как с протухшею пищей кошли»?
ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «разящие волны», «сверкающие скулы».
62
В4. Как называется описание природы в литературном произведении?
Там так медленно по небу едет луна,
Поскрипывая колесами, как киргиз с повозкой.
Но зато кто бы знал, как бурливо и гордо
Скачут там шерстожелтые горные реки!
В5. Как называется композиционный прием: в тексте дважды встре­
чается фраза «Нынче ж в ночь вы должны оседлать лошадей?»
СЛ. Каким предстает герой в этом фрагменте?
С2. Почему поэма названа автором «драматической»?
СЗ. Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу
Пугачева?
Вариант 2
В1. Укажите название художественного приема: «Вы с ума сошли!
Вы с ума сошли! Вы с ума сошли!», «Да, я знаю, я знаю»,
«О Азия, Азия!», «Уж давно я, давно я...».
В2. Как называется средство иносказательной выразительности:
«рты... зловонно рыгают бесстыдной ложью», «по небу едет лу­
на, поскрипывая колесами», «деревянными крыльями заплещут
лодки»?
ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опреде­
ление в тексте: «туманная вязь», «шерстожелтые горные реки».
В4. Укажите название изобразительного средства: «Наши лодки за­
плещут, как лебеди».
В5. Как называется вопрос в литературном произведении, исполь­
зующийся автором для того, чтобы привлечь внимание читателя
к тому или иному явлению: «Не с того ли так свищут монголь­
ские орды / Всем тем диким и злым, что сидит в человеке?»
С1. Какие черты романтического героя проявлены в образе Пугачева?
С2. Согласны ли вы с мнением критика, назвавшим поэму «драма­
тической исповедью» героя? Обоснуйте свою позицию.
63
СЗ. Почему русские писатели в разные эпохи обращались к образу
Пугачева?
А. Фет
ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ
О первый ландыш! Из-под снега
Ты просишь солнечных лучей;
Какая девственная нега
В душистой чистоте твоей!
Как первый луч весенний ярок!
Какие в нем нисходят сны!
Как ты пленителен, подарок
Воспламеняющей весны!
Так дева в первый раз вздыхает —
О чем — неясно ей самой, —
И робкий вздох благоухает
Избытком жизни молодой.
В1. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «девственная нега», «душистая чистота».
В2. Как называется изобразительное средство, основанное на
уподоблении соотносимых состояний: «Как ты пленителен,
подарок Воспламеняющей весны!», «Так дева в первый раз
вздыхает...»?
ВЗ. Определите размер, которым написано стихотворение.
В4. В каждой строфе стихотворения встречается слово «первый».
Как называется этот прием?
В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­
нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым
существам: «Ландыш... просишь лучей»?
С1. Охарактеризуйте ведущее настроение стихотворения.
С2. Почему стихотворение построено как обращение к ландышу?
СЗ. Что объединяет известные вам стихотворения русских поэтов о
природе?
64
И.С. Шмелев
 









 


Категория: Литература | Добавил: Админ (11.08.2016)
Просмотров: | Теги: Ерохина, Коровина | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar