Тема №7509 Ответы к тестам по литературе 8 класс Коровина, Ерохина (Часть 5)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по литературе 8 класс Коровина, Ерохина (Часть 5) из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по литературе 8 класс Коровина, Ерохина (Часть 5), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ
Вариант 1
Помню, прямо с уроков, с ранцем, в тяжелом ватном пальто,
сильно повыгоревшем и пузырившемся к полам, — я его все донаши­
вал, поджидая студенческого, чудесного! — приоткрыл огромную,
под орех, дверь и сунул голову в щель, что-то проговорил кому-то.
Там скучно крякнуло. Сердце во мне упало: крякнуло будто строго?..
Швейцар медленно шел ко мне.
— Пожалуйте... желают вас сами видеть. Чудесный был швейцар,
с усами, бравый! Я сорвался с диванчика и, как был, — в грязных,
тяжелых ботинках, с тяжелым ранцем, ремни которого волоклись со
звоном, — все вдруг отяжелело! — вступил в святилище.
Огромный, очень высокий кабинет, огромные шкафы с книгами,
огромный письменный стол, исполинская над ним пальма, груды бу­
маг и книг, а за столом широкий, красивый, грузный и строгий —
так показалось мне, — господин, профессор, с седеющими по плечам
кудрями. Это был сам редактор, приват-доцент Московского универ­
ситета Анатолий Александров. Он встретил меня мягко, но с усмеш­
кой, хотя и ласково:
— Ага, принесли рассказ?.. А в каком вы классе? Кончаете... Ну,
что ж е... поглядим. Многонько написали... — взвесил он на руке
тетрадку. — Ну, зайдите месяца через два...
Я зашел в самый разгар экзаменов. Оказалось, что надо «загля­
нуть месяца через два». Я не заглянул. Я уже стал студентом. Другое
пришло и захватило — не писанье. О рассказе я позабыл, не верил.
Пойти? Опять: «Месяца через два зайдите».
Уже в новом марте я получил неожиданно конверт — «Русское
обозрение» — тем же полуцерковным шрифтом. Анатолий Александ­
ров просил меня «зайти переговорить». Уже юным студентом вошел
я в чудесный кабинет. Редактор учтиво встал и через стол протянул
мне руку, улыбаясь.
— Поздравляю вас, ваш рассказ мне понравился. У вас довольно
хороший диалог, живая русская речь. Вы чувствуете русскую приро­
ду. Пишите мне.
Я не сказал ни слова, ушел в тумане. И вскоре опять забыл. И со­
всем не думал, что стал писателем.
65
В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное про­
изведение.
В2. Как назывался рассказ, написанный героем?
ВЗ. Как называется изображение в художественном произведении
внутренней обстановки помещения: «Огромный, очень высокий
кабинет, огромные шкафы с книгами, огромный письменный
стол, исполинская над ним пальма, груды бумаг и книг»?
В4. Как называется изображение внешности героя в литературном
произведении: «широкий, красивый, грузный и строгий... госпо­
дин, профессор, с седеющими по плечам кудрями»?
В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «сердце во мне упало».
В6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «Чудесный был швейцар, с усами, бравый!»
В7. Как называется прием: в тексте трижды встречается слово «чу­
десный»?
С1. Почему при описании кабинета автор неоднократно использует
определение «огромный»?
С2. Каким предстает герой-рассказчик в этом фрагменте?
СЗ. Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: «Только одно
я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать,
вглядываться и думать... — готовиться. Я — другой, другой»?
Вариант 2
Живы во мне доныне картинки детства, обрывки, миги. Вспом­
нится вдруг игрушка, кубик с ободранной картинкой, складная аз­
бучка с буквой, похожей на топорик или жука, солнечный луч на
стенке, дрожащий зайчиком... Ветка живой березки, выросшей вдруг
в кроватке, у образка, — зеленой такой, чудесной. Краска на дудочке
из жести, расписанной ярко розами, запах и вкус ее, смешанный с
66
вкусом крови от расцарапанной острым краем губки, черные тарака­
ны на полу, собравшиеся залезть ко мне, запах кастрюльки с каш­
кой... Боженька в уголке, с лампадкой, лепет непонимаемой молит­
вы, в которой светится «деворадуйся»...
Я говорил с игрушками — живыми, с чурбачками и стружками,
которые пахли «лесом», — чем-то чудесно-страшным, в котором
«волки»...
Но и «волки» и «лес» — чудесные. Они у меня — мои.
Я говорил с белыми, звонкими досками, — горы их были на дво­
ре, — с зубастыми, как страшные «звери», пилами, с блиставшими в
треске топорами, которые грызли бревна. На дворе были плотники и
доски. Живые, большие плотники, с лохматыми головами, и тоже
живые доски. Все казалось живым, моим. Живая была метла, — бе­
гала по двору за пылью, мерзла в снегу, и даже плакала. И половая
щетка была живая, похожая на кота на палке. Стояла в углу — «на­
казана». Я утешал ее, гладил ее волосики.
Все казалось живым, все мне рассказывало сказки, — о, какие
чудесные!
Должно быть, за постоянную болтовню прозвали меня в первом
классе гимназии — «римский оратор», — и кличка эта держалась
долго. В балльниках то и дело отмечалось: «оставлен на полчаса за
посторонние разговоры на уроках».
Это был, так сказать, «дописьменный» век истории моего писа­
тельства. За ним вскоре пришел и «письменный».
В1. Назовите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
В2. С произведения какого жанра начался «письменный» период
«писательства» героя?
ВЗ. Как называется изобразительное средство: «с зубастыми, как
страшные «звери», пилами»?
В4. Как называется изображение внешности героя в литературном
произведении: «живые, большие плотники с лохматыми голова­
ми»?
В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «топоры, которые грызли бревна», «метла бегала
за пылью».
67
В6. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «зубастые пилы», «лохматые головы».
В7. Как называется прием: в приведенном фрагменте несколько раз
встречается слово «живой»?
С1. Каким предстает герой рассказа в детстве?
С2. Какую роль впечатления детства сыграли в дальнейшей судьбе
героя и в каких произведениях русской и зарубежной литерату­
ры ведущее место занимает рассказ о детстве главного героя?
СЗ. Как вы понимаете слова героя в финале рассказа: «Только одно
я чувствовал: что-то я должен сделать, многое узнать, читать,
вглядываться и думать... — готовиться. Я — другой, другой»?
М.А. Осоргин
ПЕНСНЕ
Вариант 1
И вот сидел я однажды в том же кресле у той же стены, лишь с
другой книжкой, по обыкновению отчеркивая карандашом наиболее
умные и наиболее глупые места. На носу у меня было уже другое
пенсне, новенькое, тугое, раздражающее. И вдруг — раз! — и падает
карандаш. Перепуганный (не шутя! тут любопытнейшее психическое
переживание!), я бросаюсь вдогонку. Мне почему-то представилось,
что и карандаш должен бесследно исчезнуть. Но он лежал спокойно у
стены, и... рядом с ним, смирненько, плотно прижавшись стоймя к
стене, блеснули два стекла с тоненькой дужкой.
Вы можете, конечно, смеяться и утверждать, что я слеп (это не­
правда! я дальнозорок, но вижу отлично), что слепы все мои знако­
мые, слепа прислуга, ежедневно подметавшая каждый вершок пола,
что это просто курьезный случай и прочее. Реалистически мыслящий
человек имеет на все готовый ответ. Но нужно было видеть физионо­
мию моего пенсне, вернувшегося из дальней прогулки, чтобы понять,
что это — не случай и не недоглядка.
Еще поблескивая мутными, запыленными стеклами, жалкое, ви­
новатое, словно вдавленное в стенку, оно являло картину такого раб­
68
ского смирения, такой трусости, точно не оно — наездник моего но­
са, точно не я без него, а оно без меня не может существовать.
Где оно шлялось? Что оно перевидало (конечно, в преувеличенном
виде!)? И чем объяснить такую странную привязанность вещей к че­
ловеку, заставляющую их возвращаться, хотя бы им удалось так
ловко обмануть его бдительность?
На все эти вопросы ответить трудно. Но что пенсне мое гуляло, и гу­
ляло долго, до изнеможения, до пресыщения и страшной душевной ус­
талости, — в этом я, свидетель его возвращения, сомневаться не могу.
Я сильно наказал гуляку. Я заставил его простоять у стены еще
несколько часов, показал его прислуге, знакомым, от которых, впро­
чем, не услыхал ничего, кроме плоских рационалистических рассуж­
дений о том, как оно «странно упало». Действительно, странно! По­
чему-то с людьми этого никогда не случается!
Мой знакомый, знаток испанской литературы, несколько позже
довел до моего сведения, что в цепи его логических рассуждений бы­
ла допущена ошибка: он искал пенсне, как предмет плоский (?!),
лишь в двух измерениях, между тем как оказалось оно именно в
третьем. По-моему, это — чепуха.
Между прочим, кончило это пенсне трагически. В тот же вечер,
сняв с верхней полки пыльную папку рукописей, я чихнул; пенсне
упало плашмя на пол и разбилось в мельчайшие осколки.
В1. Укажите жанр произведения, из которого взят фрагмент.
В2. Какой этап развития действия представлен?
ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «пенсне новенькое, тугое, раздражающее».
В4. Как называется средство иносказательной выразительности:
«физиономия моего пенсне»?
В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «пенсне — наездник моего носа».
В6. Как называется вопросительное предложение в тексте, исполь­
зующееся для того, чтобы привлечь внимание читателя к изобра­
жаемому: «Где оно шлялось? Что перевидало? И чем объяснить?»
69
В7. Укажите название художественного приема: «Я слеп, слепы
знакомые, слепа прислуга».
С1. Каков характер героя-пенсне в этом фрагменте?
С2. В чем юмор и в чем драматизм рассказа?
СЗ. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обос­
нуйте.
Вариант 2
Что вещи живут своей особой жизнью — кто же сомневается? Ча­
сы шагают, хворают, кашляют, печка мыслит, запечатанное письмо
подмигивает и рисуется, раздвинутые ножницы кричат, кресло си­
дит, с точностью копируя старого толстого дядю, книги дышат, ора­
торствуют, перекликаются на полках. Шляпа, висящая на гвозде,
непременно передразнивает своего владельца, — но лицо у нее свое,
забулдыжно-актерское. У висящего пальто всегда жалкая душонка и
легкая нетрезвость. Что-то паразитическое чувствуется в кольце и
особенно в серьгах, — и к ним с заметным презрением относятся ве­
щи-труженики: демократический стакан, реакционная стеариновая
свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан — носовой пла­
ток, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая марка.
Отрицать, что чайник, этот добродушный комик, — живое суще­
ство, может только совершенно нечуткий человек; именно чайник,
так как кофейник, например, живет жизнью менее индивидуальной
и заметной.
Но особенно меня всегда занимала одна любопытная черточка в
жизни вещей — не всех, а некоторых. Это — страсть к путешестви­
ям. Таковы: коробка спичек, карандаш, мундштук, гребенка, шейная
запонка, еще некоторые. Много лет внимательно и любовно изучая
их жизнь, я сначала предположил, а впоследствии убедился, это эти
вещи время от времени уходят гулять — на минуту, на час, иногда
на очень долгий срок. Есть случаи исторические (семисвечник, голу­
бой бриллиант, исторический труд Тита Ливия и пр.), но в таких ис­
чезновениях отчасти замешана человеческая воля, случай, злой умы­
сел; на примере мелких вещиц легче установить полнейшую
самостоятельность поступков.
70
Обычно такие исчезновения мы объясняем то своей рассеянно­
стью, то чужой неаккуратностью, а нередко и кражей. Раньше я и
сам так думал, и, не приди мне в голову понаблюдать жизнь вещей
без предвзятого представления об их пассивности и «неодушевленно­
сти», — я бы и посейчас думал так элементарно.
Все читающие в постели знают, с какой настойчивостью «теряется»
в складках одеяла карандаш, разрезной ножик, коробка спичек. При­
вычным жестом вы кладете на одеяло карандаш. Через минуту — ка­
рандаша нет. Вы шарите, ищете, злитесь: нет и нет. Откидываете про­
стыни, смотрите под подушкой, на коврике, на столике: нет нигде.
Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под постель, находите там
спички, запонку, открытое письмо — но карандаша нет. Ежась от хо­
лода, вы плететесь к столу, берете другой карандаш (обычно он оказы­
вается неочиненным), чините его, возвращаетесь. Подоткнув под себя
одеяло, чтобы согреться, вы наконец берете книжку, отложенную
потому, что нечем было отчеркнуть нужное место. Раскрываете книж­
ку — карандаш в ней.
В1. К какому роду литературы принадлежит произведение, из кото­
рого взят фрагмент?
В2. Какой этап развития действия представлен?
ВЗ. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «лицо забулдыжно-актерское», «жалкая ду­
шонка», «добродушный комик».
В4. Как называется значимая подробность в тексте литературного
произведения: «Ворча встаете, лезете в туфли, заглядываете под
постель, находите там спички, запонку, открытое письмо — но
карандаша нет»?
В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «письмо подмигивает», «ножницы кричат»,
«книги дышат».
В6. Как называется вопросительное предложение в тексте, исполь­
зующееся для того, чтобы привлечь внимание читателя к изо­

бражаемому: «Что вещи живут своей особой жизнью — кто же
сомневается? » ?
71
В7. Как называется тонкая, скрытая насмешка в литературном про­
изведении: «Что-то паразитическое чувствуется в кольце и осо­
бенно в серьгах, — и к ним с заметным презрением относятся
вещи-труженики: демократический стакан, реакционная стеа­
риновая свечка, интеллигент-термометр, неудачник из мещан —
носовой платок, вечно юная и суетливая сплетница — почтовая
марка».
С1. Каким предстает рассказчик в приведенном фрагменте?
С2. Как вы определите главную проблему и идею рассказа «Пенс­
не»? Раскройте свою мысль.
СЗ. Можно ли считать это произведение сказкой? Свой ответ обос­
нуйте.
А.Т. Твардовский
ВАСИЛИЙ ТЕРКИН
Вариант 1
Ночью, первым из колонны,
Обломав у края лед,
Погрузился на понтоны
Первый взвод.
Погрузился, оттолкнулся
И пошел. Второй за ним.
Приготовился, пригнулся
Третий следом за вторым.
Как плоты, пошли понтоны,
Громыхнул один, другой
Басовым, железным тоном,
Точно крыша под ногой.
И плывут бойцы куда-то,
Притаив штыки в тени.
И совсем свои ребята
Сразу — будто не они,
Сразу будто не похожи
На своих, на тех ребят:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже
И родней, чем час назад.
72
Поглядеть — и впрямь — ребята!
Как, по правде, желторот,
Холостой ли он, женатый,
Этот стриженый народ.
Но уже идут ребята,
На войне живут бойцы,
Как когда-нибудь в двадцатом
Их товарищи — отцы.
Тем путем идут суровым,
Что и двести лет назад
Проходил с ружьем кремневым
Русский труженик-солдат.
Мимо их висков вихрастых,
Возле их мальчишьих глаз
Смерть в бою свистела часто
И минет ли в этот раз?
В1. Укажите название главы поэмы, из которой взят данный фраг­
мент.
В2. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «басовым, железным тоном».
ВЗ. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Гро­
мыхнул... точно крыша под ногой»?
В4. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор сло­
ва или словосочетания в начале стихотворных строк:
Как-то все дружней и строже,
Как-то все тебе дороже...?
В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «смерть в бою свистела часто».
С1. Каким предстает образ русского солдата в этом фрагменте?
С2. В каких известных вам стихотворениях русских поэтов одной из
ведущих является тема патриотизма?
СЗ. Почему Твардовский определил жанр своего произведения как
«Книгу про бойца»?
73
Вариант 2
На войне, в пыли походной,
В летний зной и в холода,
Лучше нет простой, природной
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда, —
Лучше нет воды холодной,
Лишь вода была б — вода.
На войне, в быту суровом,
В трудной жизни боевой,
На снегу, под хвойным кровом,
На стоянке полевой, —
Лучше нет простой, здоровой,
Доброй пищи фронтовой.
Важно только, чтобы повар
Был бы повар — парень свой;
Чтобы числился недаром,
Чтоб подчас не спал ночей, —
Лишь была б она с наваром
Да была бы с пылу, с жару —
Подобрей, погорячей;
Чтоб идти в любую драку,
Силу чувствуя в плечах,
Бодрость чувствуя.
Однако
Дело тут не только в щах.
Жить без пищи можно сутки,
Можно больше, но порой
На войне одной минутки
Не прожить без прибаутки,
Шутки самой немудрой.
Не прожить, как без махорки,
От бомбежки до другой
Без хорошей поговорки
Или присказки какой —
Без тебя, Василий Теркин,
Вася Теркин — мой герой,
А всего иного пуще
Не прожить наверняка - —
Без чего? Без правды сущей,
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
74
Что ж еще?.. И все, пожалуй.
Словом, книга про бойца
Без начала, без конца.
Почему так — без начала?
Потому, что сроку мало
Начинать ее сначала.
Почему же без конца?
Просто жалко молодца.
С первых дней годины горькой,
В тяжкий час земли родной
Не шутя, Василий Теркин,
Подружились мы с тобой,
Я забыть того не вправе,
Чем твоей обязан славе,
Чем и где помог ты мне.
Делу время, час забаве,
Дорог Теркин на войне.
Как же вдруг тебя покину?
Старой дружбы верен счет.
Словом, книгу с середины
И начнем. А там пойдет.
В1. События какой войны нашли отражение в поэме?
В2. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «година горькая», «тяжкий час».
ВЗ. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Не
прожить, как без махорки... Без хорошей поговорки»?
В4. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор сло­
ва или словосочетания в начале стихотворных строк:
Из колодца, из пруда,
Из трубы водопроводной,
Из копытного следа,
Из реки, какой угодно,
Из ручья, из-подо льда...?
В5. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности:
Правды, прямо в душу бьющей,
Да была б она погуще,
Как бы ни была горька.
75
Cl. Каков образ лирического героя в приведенном фрагменте?
С2. Как в поэме «Василий Теркин» сочетается трагическое и коми­
ческое?
СЗ. Почему Твардовский определил жанр своего произведения как
«Книгу про бойца»?
А.П. Платонов
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Вариант 1
В доме отец умылся и сел за стол. Он вытянул ноги, закрыл глаза и
почувствовал тихую радость в сердце и спокойное довольство. Война
миновала. Тысячи верст исходили его ноги за эти годы, морщины уста­
лости лежали на его лице, и глаза резала боль под закрытыми века­
ми — они хотели теперь отдыха в сумраке или во тьме. Пока он сидел,
вся его семья хлопотала в горнице и на кухне, готовя праздничное уго­
щение. Иванов рассматривал все предметы дома по порядку: стенные
часы, шкаф для посуды, термометр на стене, стулья, цветы на подокон­
никах, русскую кухонную печь... Долго они жили здесь без него и ску­
чали по нем. Теперь он вернулся и смотрел на них, вновь знакомясь с
каждым, как с родственником, жившим без него в тоске и бедности. Он
дышал устоявшимся родным запахом дома — тлением дерева, теплом
от тела своих детей, гарью на печной загнетке. Этот запах был таким
же, как и четыре года тому назад, и он не рассеялся и не изменился без
него. Нигде более Иванов не ощущал этого запаха, хотя он бывал за
войну по разным странам в сотнях жилищ; там пахло иным духом, в
котором, однако, не было запаха родного дома. Иванов вспомнил еще
запах Маши, как пахли ее волосы; но они пахли лесною листвой, не­
знакомой заросшей дорогой, не домом, а снова тревожной жизнью. Что
она делает сейчас и как устроилась жить по-граждански, Маша — дочь
пространщика? Бог с ней... Иванов видел, что более всех действовал по
дому Петрушка. Мало того, что он сам работал, он и матери с Настей
давал указания, что надо делать и что не надо и как надо делать пра­
вильно. Настя покорно слушалась Петрушку и уже не боялась отца,
как чужого человека; у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка,
делающего все в жизни по правде и всерьез, и доброе сердце, потому
что она не обижалась на Петрушку. — Настька, опорожни кружку от
76
картотечной шкурки, мне посуда нужна... Настя послушно освободила
кружку и вымыла ее. Мать меж тем поспешно готовила пирог-
скородум, замешанный без дрожжей, чтобы посадить его в печку, в ко­
торой Петрушка уже разжег огонь. — Поворачивайся, мать, поворачи­
вайся живее! — командовал Петрушка. — Ты видишь, у меня печь на­
готове. Привыкла копаться, стахановка! — Сейчас, Петруша, я сей­
час, — послушно говорила мать. — Я изюму положу, и все, отец ведь
давно, наверно, не кушал изюма. Я давно изюм берегу. — Он ел его, —
сказал Петрушка. — Нашему войску изюм тоже дают. Наши бойцы,
гляди, какие мордастые ходят, они харчи едят... Настька, чего ты
села — в гости, что ль, пришла? Чисть картошку, к обеду жарить будем
на сковородке... Одним пирогом семью не укормишь!
В1. Назовите род литературы, к которому принадлежит данное про­
изведение.
В2. О событиях какой войны рассказывается в произведении?
ВЗ. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «морщины усталости».
В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «вновь
знакомясь с каждым <предметом>, как с родственником, жив­
шим без него в тоске и бедности»?
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определе­
ние в тексте: «незнакомая заросшая дорога», «тревожная жизнь».
В6. Укажите название композиционного элемента текста, который
занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­
вое общение персонажей.
В7. Как называется изображение в художественном произведении
внутренней обстановки помещения: «Иванов рассматривал все
предметы дома по порядку: стенные часы, шкаф для посуды,
термометр на стене, стулья, цветы на подоконниках, русскую
кухонную печь...»?
C l. С помощью каких изобразительных средств автор передает чув­
ства героя в этом фрагменте и какие именно чувства?
77
С2. Какие еще рассказы об историческом событии, изображенном в
этом произведении, вам известны? Что их объединяет с расска­
зом «Возвращение»?
СЗ. Раскройте смысл названия рассказа.
Вариант 2
Их отец сидел в тот час на вокзале. Он уже выпил двести граммов
водки и пообедал с утра по талону на путевое довольствие. Он еще но­
чью окончательно решил уехать в тот город, где оставил Машу, чтобы
снова встретить ее там и, может быть, уже никогда не разлучаться с
нею. Плохо, что он много старше этой дочери пространщика, у кото­
рой волосы пахли природой. Однако там видно будет, как оно полу­
чится, вперед нельзя угадать. Все же Иванов надеялся, что Маша хоть
немножко обрадуется, когда снова увидит его, и этого будет с него дос­
таточно: значит, и у него есть новый близкий человек, и притом пре­
красный собою, веселый и добрый сердцем. А там видно будет!
Вскоре пришел поезд, который шел в ту сторону, откуда только
вчера прибыл Иванов. Он взял свой вещевой мешок и пошел на по­
садку. «Вот Маша не ожидает меня, — думал Иванов. — Она мне го­
ворила, что я все равно забуду ее и мы никогда с ней не увидимся, а
я к ней еду сейчас навсегда».
Он вошел в тамбур вагона и остался в нем, чтобы, когда поезд
пойдет, посмотреть в последний раз на небольшой город, где он жил
до войны, где у него рожались дети... Он еще раз хотел поглядеть на
оставленный дом; его можно разглядеть из вагона, потому что улица,
на которой стоит дом, где он жил, выходит на железнодорожный пе­
реезд, и через тот переезд пойдет поезд.
Поезд тронулся и тихо поехал через станционные стрелки в пус­
тые осенние поля. Иванов взялся за поручни вагона и смотрел из
тамбура на домики, здания, сараи, на пожарную каланчу города,
бывшего ему родным. Он узнал две высокие трубы вдалеке: одна бы­
ла на мыловаренном, а другая на кирпичном заводе; там работала
сейчас Люба у кирпичного пресса; пусть она живет теперь по-своему,
а он будет жить по-своему. Может быть, он и мог бы ее простить, но
что это значит? Все равно его сердце ожесточилось против нее, и нет
в нем прощения человеку, который целовался и жил с другим, чтобы
не так скучно, не в одиночестве проходило время войны и разлуки с
78
мужем. А то, что Люба стала близкой к своему Семену или Евсею по­
тому, что жить ей было трудно, что нужда и тоска мучили ее, так это
не оправдание, это подтверждение ее чувства. Вся любовь происходит
из нужды и тоски; если бы человек ни в чем не нуждался и не тоско­
вал, он никогда не полюбил бы другого человека.
Иванов собрался было уйти из тамбура в вагон, чтобы лечь спать,
не желая смотреть в последний раз на дом, где он жил и где остались
его дети: не надо себя мучить напрасно. Он выглянул вперед — дале­
ко ли осталось до переезда, и тут же увидел его. Железнодорожный
путь здесь пересекала сельская грунтовая дорога, шедшая в город; на
этой земляной дороге леж али пучки соломы и сена, упавшие с возов,
ивовые прутья и конский навоз. Обычно эта дорога была безлюдной,
кроме двух базарных дней в неделю; редко, бывало, проедет крестья­
нин в город с полным возом сена или возвращается обратно в дерев­
ню. Так было и сейчас; пустой лежала деревенская дорога; лишь из
города, из улицы, в которую входила дорога, бежали вдалеке какие-
то двое ребят; один был побольше, а другой поменьше, и больший,
взяв за руку меньшего, быстро увлекал его за собою, а меньший, как
ни торопился, как ни хлопотал усердно ножками, не поспевал
за большим. Тогда тот, что был побольше, волочил его за собою.
У последнего дома города они остановились и поглядели в сторону
вокзала, решая, должно быть, идти им туда или не надо. Потом
они посмотрели на пассажирский поезд, проходивший через переезд,
и побежали по дороге прямо к поезду, словно захотев вдруг
догнать его.
В1. Каков жанр произведения, из которого взят фрагмент?
В2. Укажите воинское звание героя.
ВЗ. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «волосы пахли природой».
В4. В приведенном фрагменте дважды встречается фраза «где у него
рожались дети» — «где остались его дети». Как называется этот
композиционный прием?
В5. Запишите термин, которым обозначается художественное определе­
ние в тексте: «пустые осенние поля», «оставленный дом».
79
В6. Как называется воспроизведение речи действующего лица, об­
ращенной к самому себе и отражающей душевное состояние
персонажа: «Вот Маша не ожидает меня, — думал Иванов. —
Она мне говорила, что я все равно забуду ее и мы никогда с ней
не увидимся, а я к ней еду сейчас навсегда»?
В7. Как называется значимая подробность в литературном произве­
дении: «Он уже выпил двести граммов водки и пообедал с утра
по талону на путевое довольствие»?
Cl. С помощью каких изобразительных средств автор передает чув­
ства героя в этом фрагменте и какие именно чувства?
С2. Какую роль играет мотив дороги в этом рассказе?
СЗ. Раскройте смысл названия рассказа.
В.П. Астафьев
ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ
Вариант 1
Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. Учитель
сидел возле окошка на стуле, принесенном бабушкой из горницы, и
приветливо смотрел на меня. Лицо учителя, хотя и малоприметное, я
не забыл до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревенски­
ми, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа под «поли­
тику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше особенного не
было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые гла­
за, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. Было ему лет два­
дцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.
— Я принес тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глаза­
ми портфель.
Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остал­
ся там. И вот она, фотография — на столе.
Я смотрю. Бабушка смотрит. Учитель смотрит. Ребят и девчонок на
фотографии, что семечек в подсолнухе! И лица величиной с подсолнеч­
ные семечки, но узнать всех можно. Я бегаю глазами по фотографии:
вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька
Сидоров, вот Нинка Шахматовская, ее брат Саня... В гуще ребят, в са­
80
мой середке — учитель и учительница. Он в шапке и в пальто, она в
полушалке. Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница.
Ребята чего-нибудь сморозили смешное. Им что? У них ноги не болят.
Санька из-за меня на фотографию не попал. И чего приперся? То
измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. Вот и
не видно его на фотографии. И меня не видно. Еще и еще перебегаю с
лица на лицо. Нет, не видно. Да и откуда я там возьмусь, коли на
печке лежал и загибала меня «худа немочь»?
— Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — Фотограф, может
быть, еще приедет.
— А я что ему толкую? Я то же и толкую...
Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый бе­
леный зад в середнюю, губы мои дрожат. Что мне толковать? Зачем
толковать? На этой фотографии меня нет. И не будет!
Бабушка настраивала самовар и занимала учителя разговорами.
— Как парнишечка? Грызть-то не унялася?
— Спасибо, Екатерина Петровна. Сыну лучше. Последние ночи
спокойней.
— И слава Богу. И слава Богу. Они, робятишки, пока вырастут,
ой сколько натерпишься с имя! Вон у меня их сколько, субчиков-то
было, а ниче, выросли. И ваш вырастет...
Самовар запел в кути протяжную тонкую песню. Разговор шел о
том о сем. Бабушка про мои успехи в школе не спрашивала. Учитель
про них тоже не говорил, поинтересовался насчет деда.
— Сам-от? Сам уехал в город с дровами. Продаст, деньжонками
разживемся. Какие наши достатки? Огородом, коровенкой да дрова­
ми живем.
В1. Укажите жанр произведения.
В2. Назовите причину, по которой героя не оказалось на фотографии.
ВЗ. Как называется изображение внешности героя в литературном
произведении: «Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не за­
был до сих пор. Было оно бледновато по сравнению с деревен­
скими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. Прическа
под «политику» — волосы зачесаны назад. А так ничего больше
особенного не было, разве что немного печальные и оттого
необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки
левонтьевского. Было ему лет двадцать пять, но он мне казался
пожилым и очень солидным человеком.»?
81
В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Ребят
и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе»?
В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­
нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым
существам: «печка, высунувшая беленый зад в середину», «са­
мовар запел протяжную песню»?
В6. Укажите название композиционного элемента текста, который
занимает важное место в данном фрагменте, воспроизводя рече­
вое общение персонажей.
В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «протяжную тонкую песню».
С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?
С2. Какие средства характеристики героев и с какой целью исполь­
зует автор?
СЗ. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­
роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ
Астафьева?
Вариант 2
Какая тоска!
Оторвал листок у мятного цветка, помял в руках — воняет цве­
ток, будто нашатырный спирт. Бабушка листья мятного цветка в чай
заваривает, пьет с вареным молоком. Еще на окне алой остался, да в
горнице два фикуса. Фикусы бабушка стережет пуще глаза, но все
равно прошлой зимой ударили такие морозы, что потемнели листья у
фикусов, склизкие, как обмылки, сделались и опали. Однако вовсе не
погибли — корень у фикуса живучий, и новые стрелки из ствола
проклюнулись. Ожили фикусы. Люблю я смотреть на оживающие
цветы. Все почти горшки с цветами — геранями, сережками, колю­
чей розочкой, луковицами — находятся в подполье. Горшки или во­
все пустые, или торчат из них серые пеньки.
Но как только на калине под окном ударит синица по первой со­
сульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка вынет из под­
82
полья старый чугунок с дыркою на дне и поставит его на теплое окно
в кути.
Через три-четыре дня из темной нежилой земли проткнутся блед­
но-зеленые острые побеги — и пойдут, пойдут они торопливо вверх,
на ходу накапливая в себе темную зелень, разворачиваясь в длинные
листья, и однажды возникает в пазухе этих листьев круглая палка,
проворно двинется та зеленая палка в рост, опережая листья, поро­
дившие ее, набухнет щепотью на конце и вдруг замрет перед тем, как
сотворить чудо.
Я всегда караулил то мгновение, тот миг свершающегося таинст­
ва — расцветания, и ни разу скараулить не мог. Ночью или на рас­
свете, скрыто от людского урочливого глаза, зацветала луковка.
Встанешь, бывало, утром, побежишь еще сонный до ветру, а ба­
бушкин голос остановит:
— Гляди-ко, живунчик какой у нас народился!
На окне, в старом чугунке, возле замерзшего стекла над черной
землею висел и улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей серд­
цевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом: «Ну вот и я!
Дождалися? »
К красному граммофончику осторожная тянулась рука, чтоб до­
тронуться до цветка, чтоб поверить в недалекую теперь весну, и бо­
язно было спугнуть среди зимы впорхнувшего к нам предвестника
тепла, солнца, зеленой земли.
После того как загоралась на окне луковица, заметней прибывал
день, плавились толсто обмерзшие окна, бабушка доставала из под­
полья остальные цветы, и они тоже возникали из тьмы, тянулись к
свету, к теплу, обрызгивали окна и наш дом цветами. Луковица меж
тем, указав путь весне и цветению, сворачивала граммофончики,
съеживалась, роняла на окно сохлые лепестки и оставалась с одними
лишь гибко падающими, подернутыми хромовым блеском ремнями
стеблей, забытая всеми, снисходительно и терпеливо дожидалась вес­
ны, чтоб вновь пробудиться цветами и порадовать людей надеждами
на близкое лето.
Во дворе залился Шарик.
Бабушка перестала починяться, прислушалась. В дверь постучали.
А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли
войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.
В1. Укажите род литературы, к которому принадлежит произведе­
ние.
83
В2. Кто оказался незваным гостем?
ВЗ. Как называется изображение природы в литературном произве­
дении: «Но как только на калине под окном ударит синица по
первой сосульке и послышится тонкий звон на улице, бабушка
вынет из подполья старый чугунок с дыркою»?
В4. Как называется изобразительно-выразительное средство: «ли­
стья у фикусов склизкие, как обмылки»?
В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­
нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым
существам: «улыбался яркогубый цветок с бело мерцающей
сердцевиной и как бы говорил младенчески-радостным ртом:
«Ну вот и я! Дождалися?»
В6. Укажите название средства иносказательной выразительности,
основанного на скрытом сравнении: «загоралась на окне луко­
вица», «плавились... окна», «обрызгивали... дом цветами»,
«ремнями стеблей».
В7. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «сохлые лепестки», «хромовым блеском».
С1. Каким предстает герой-мальчик в этом фрагменте?
С2. Какую роль особенности его личности, проявленные в данном
фрагменте, сыграют в дальнейшем повествовании?
СЗ. Какие еще произведения, в которых изображается детство ге­
роя, вам известны? Чем эти произведения похожи на рассказ
Астафьева?
84
РУССКИЕ ПОЭТЫ XX ВЕКА
О РОДНОЙ ПРИРОДЕ И О СЕБЕ
Н. Заболоцкий
Вариант 1
ВЕЧЕР НА ОКЕ
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна.
С утра обремененная работой,
Трудом лесов, заботами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас, неочарованных людей.
И лишь когда за темной чащей леса
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Вздохнут леса, опущенные в воду,
И, как бы сквозь прозрачное стекло,
Вся грудь реки приникнет к небосводу
И загорится влажно и светло.
Из белых башен облачного мира
Сойдет огонь, и в нежном том огне,
Как будто под руками ювелира,
Сквозные тени лягут в глубине.
И чем ясней становятся детали
Предметов, расположенных вокруг,
Тем необъятней делаются дали
Речных лугов, затонов и излук.
Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
В1. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­
нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым
существам: «природа смотрит как бы с неохотой на нас»?
В2. Укажите термин, обозначающий средство иносказательной вы­
разительности: «разгорелся сердцем».
85
ВЗ. Как называется повторение в стихотворной речи одинаковых со­
гласных звуков с целью усиления ее выразительности: «Из бе­
лых башен облачного мира»?
В4. Запишите термин, которым обозначается художественное опре­
деление в тексте: «нежный огонь», «неочарованные люди»,
«мир прозрачен и духовен».
В5. Определите размер, которым написано стихотворение.
С1. Каков лирический герой этого стихотворения?
С2. Можно ли это стихотворение считать философским? Обоснуйте
свою точку зрения.
Вариант 2
УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ, УГОЛОК
Уступи мне, скворец, уголок,
Посели меня в старом скворешнике.
Отдаю тебе душу в залог
За твои голубые подснежники.
И свистит и бормочет весна.
По колено затоплены тополи.
Пробуждаются клены от сна,
Чтоб, как бабочки, листья захлопали.
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица,
Что попробуй, покинув чердак,
Сломя голову в рощу не броситься!
Начинай серенаду, скворец!
Сквозь литавры и бубны истории
Ты — наш первый весенний певец
Из березовой консерватории.
Открывай представленье, свистун!
Запрокинься головкою розовой,
Разрывая сияние струн
В самом горле у рощи березовой.
Я и сам бы стараться горазд,
Да шепнула мне бабочка-странница:
«Кто бывает весною горласт,
Тот без голоса к лету останется».
86
А весна хороша, хороша!
Охватило всю душу сиренями.
Поднимай же скворешню, душа,
Над твоими садами весенними.
Поселись на высоком шесте,
Полыхая по небу восторгами,
Прилепись паутинкой к звезде
Вместе с птичьими скороговорками.
Повернись к мирозданью лицом,
Голубые подснежники чествуя,
С потерявшим сознанье скворцом
По весенним полям путешествуя.
В1. Как называется изобразительно-выразительное средство: «Чтоб,
как бабочки, листья захлопали»?
В2. Как в литературоведении называется единоначатие, повтор сло­
ва или словосочетания в начале стихотворных строк:
И такой на полях кавардак,
И такая ручьев околесица...?
ВЗ. Укажите название средства выразительности, подчеркнутого об­
ращения к кому-либо с целью выразить эмоциональную оценку
изображаемого: «Начинай серенаду, скворец! Открывай пред­
ставленье, свистун!»
В4. Укажите название средства иносказательной выразительности:
«литавры и бубны истории», «охватило всю душу сиренями».
В5. Как называется средство иносказательной выразительности, ос­
нованное на уподоблении неодушевленных предметов живым
существам: «и свистит и бормочет весна»?
С1. Охарактеризуйте настроение стихотворения.
С2. Как вы понимаете слова: «Отдаю тебе душу в залог за твои го­
лубые подснежники»?
СЗ. Традиции кого из русских поэтов в изображении природы про­
должает Заболоцкий? В чем новаторство его пейзажной лирики?
87
ЗАДАНИЯ ФОРМАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ
9 КЛАССОВ В НОВОЙ ФОРМЕ
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Часть 1
Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания
1.1.1-1.1.5.
Белогорская крепость находилась в сорока верстах от Оренбурга.
Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзала, и ее
свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых
белым снегом. За ними простирались киргизские степи. Я погрузился
в размышления, большею частию печальные. Гарнизонная жизнь ма­
ло имела для меня привлекательности. Я старался вообразить себе
капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его
строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме своей служ­
бы, и готовым за всякую безделицу сажать меня под арест на хлеб и
на воду. Между тем начало смеркаться. Мы ехали довольно скоро.
— Далече ли до крепости? — спросил я у своего ямщика. «Недале­
че» — отвечал он. — «Вон уж видна». — Я глядел во все стороны,

 









 


Категория: Литература | Добавил: Админ (11.08.2016)
Просмотров: | Теги: Ерохина, Коровина | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar