Тема №12046 Ответы к тесту по литературе 10-11 класс 2 части
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тесту по литературе 10-11 класс 2 части из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тесту по литературе 10-11 класс 2 части, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

I. Историко-литературный блок.

1.1.Соотнесите фамилии русских писателей с литературными местами, связанными с их жизнью и творчеством:

Г.Р.Державин          Тамбов;

А.С. Пушкин           Михайловское;

М.Ю. Лермонтов    Тарханы;

Н.В.Гоголь               Рим     

А.Н. Островский     Щелыково

Л.Н. Толстой            Ясная Поляна;

Ф.И.Тютчев              Овстуг, Мураново

 

А.А.Фет                    Степановка, Воробьёвка

Н.А. Некрасов          Карабиха 

Н.С.Лесков                Орёл    

Ф.М.Достоевский     Старая Русса          (По 0.5 балла, всего - 5,5 баллов)

 

1.2. Кто из русских писателей XIX века совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.  И.А.Гончаров «Фрегат «Паллада»

(1,5 балла)

 

1.3. Назовите произведения русских писателей, в заглавии которых есть слова, имеющие отношение к природе (времена года, пейзаж, время суток и т. д.)  -    (3 балла)

 

1.4.Ответьте на каждый из поставленных вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
 да - в), г) ;     нет - а), б),  д),  з), и), е),  ж)   (4 балла)

 

1.5.Какие выразительные средства (тропы и стилистические фигуры) использованы в отрывках? Выпишите слова, связанные с каждым средством, и назовите.
А)  Не напрасно дули ветры,
      Не напрасно шла гроза.
                           С.А.Есенин           (анафора, синтаксический параллелизм)
Б)  Унылая пора! очей очарованье!
                           А.С.Пушкин         (эпитет, оксюморон)
В)   Печальная береза                     (эпитет)
       у моего окна,
       И прихотью мороза              (метафора)
       разубрана она.
                            А.А.Фет

ГМурава лугов
      Ковром стелется…                 (сравнение)
      Гляну к северу —
     Там, в глуши пустынь,             (метафора)
      Снег, что белый пух,               (сравнение)
      Быстро кружится.

                             И.С.Никитин

Д)   Нева вздувалась и ревела...    ( Олицетворение,)
       и вдруг, как зверь остервенясь, (сравнение)
       на город кинулась...
                              А.С.Пушкин                     
(Максимальная оценка –7 баллов)

1.6. Герои русской литературы часто смотрят на звезды. Укажите авторов и произведения, откуда взяты следующие фрагменты.

А)  М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Б)  А.А.Фет Стихотворение

В)   И.Анненский  «Среди миров»; Г) М.В. Ломоносов «Вечернее размышление о божием величестве...»

Д)  Н.В. Гоголь «Ночь перед Рождеством»;  Е)   В. Маяковский «Если звёзды зажигают…»
       (6 баллов)


1.7. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, чьи строки переделаны авторами.

- Люблю отчизну я, но странною любовью (М.Ю. Лермонтов)

- Любить? Но зачем же? На время не стоит труда, а вечно любить невозможно (М.Ю. Лермонтов)

-Не так страшен чёрт, как его малюют; на чужой каравай рот не разевай; пуганая ворона куста боится (пословицы)                                                                                                                 (5 баллов)

1.8. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:

       - о своём Тулоне  - князь Андрей Болконский;

       - изобрести перпетуум-мобиле –  механик-самоучка Кулигин;,

      - «через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели    купцы…»  - Манилов,

      - «мне только бы досталось в генералы» - полковник Скалозуб,

      - «в Европу прорубить окно» Пётр I.                                                                                                                                 (5 баллов)

 1.9.О ком из героев русской литературы следующие слова: 

       Б) о Павле Петровиче Кирсанове, герое романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» - 2 балла

 

1.10.Приведите примеры «говорящих фамилий» литературных героев и персонажей. Как характеризуют их фамилии? (По 0,5 балла за факт и по 0,5 балла за комментарий. Не более 5 баллов)

II.Интерпретация лирического произведения.

М.Ю.Лермонтов

Казачья колыбельная песня

 

2.1. Сформулируйте поэтическую тему и идею произведения. Определите основное настроение. (До 3 баллов)

2.2.Проанализируйте композицию и образный строй стихотворения. Как из совокупности картин и образов рождается представление о нравственном идеале народного мира? Какие ценности составляют этот идеал? (До 15 баллов)

2.3.Как жанр помогает выразить идею произведения? (До 4 баллов)

2.4. Какие народно-поэтические выразительные средства использованы в стихотворении, какова их роль? (До 10 баллов)

2.5.Какие мысли и чувства рождает у Вас это стихотворение? (До 10 баллов)

 


 

2.1  «Казачья колыбельная» написана от лица матери, баюкающей своего младенца, сына «старого воина»; мать предсказывает мальчику «бранное житьё», опасную, но славную жизнь казака.                          Всё в этом стихотворении исполнено гармонии, и даже печальные мысли о неизбежной разлуке, о тоскливом ожидании сына, о трудностях, которые его подстерегают, не нарушают общего покоя и размеренности. Сын повторит путь отца, а утешением и поддержкой в бою ему послужат «образок святой», молитва и воспоминание о матери.

Идея связи поколений:  жить должно полнокровно и праведно, любя Бога, отца, мать, Отчизну.                                               

2.2 «Казачья колыбельная песня» выдержана в духе монолога матери.

       Первое восьмистишье подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.

 Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю.

Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоится на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.

Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Есть ли надежда на успех и где залог благополучного исхода праведного служения? По смыслу колыбельной песни, а значит, и по убеждению автора, такой залог есть:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой,
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой.

                                     Иначе: не отклоняйся от долга и заветов Православной веры!

Да готовясь в бой опасный,
Помни мать свою...
Спи младенец, мой прекрасный,
Баюшки-баю.

С трогательной простотой поэт раскрывает в гениально найденных образах-символах спасительную нить поколений, жизнь которых проходит в честном, хотя и суровом, служении Богу и Отчизне. Младенец еще в зыбке, но он охраняем любовью и лаской матери, мужеством отца, закаленного в «боях» за общее дело. Получит и он благословение родителей на такое дело:

Сам узнаешь, будет время,
Бранное житье;
Смело вденешь ногу в стремя
И возьмешь ружье...

Здесь не обязательно подразумевать лишь «ратное» деяние, хотя речь идет в первую очередь о нем. Однако важно учесть, как относится сама мать к исполнению сыном своего долга, во всех случаях нелегкого:

Я сидельце боевое
Шелком разошью...

Это не бравада, а сознание необходимости всем и вместе защищать благополучие родной земли:

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой (т. е. отважный и честный),
Провожать тебя я выйду,
Ты махнешь рукой...
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью!

В русской литературе нет произведения, где бы столь же органично и художественно, без назидательности и дидактизма были сведены воедино три самые фундаментальные основы жизни русского человека: Бог, Отчизна, дом родной. В этом следует видеть также и высшую точку духовного подъема самого Лермонтова как поэта.

 

В. Г. Белинский писал о «Казачьей колыбельной песне»: «Это стихотворение есть художественная апофеоза матери: все, что есть святого, беззаветного в любви матери, ... вся бесконечность кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности, какою дышит любовь матери, - все это воспроизведено поэтом во всей полноте».

Всего 86 баллов


Категория: Литература | Добавил: (31.10.2017)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar