Тема №9573 Ответы к задачам по литературе олимпиада 10 класс 2016-2017
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по литературе олимпиада 10 класс 2016-2017 из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по литературе олимпиада 10 класс 2016-2017, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ЛИТЕРАТУРЕ. 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС
Задания, ответы и критерии оценивания
1. [30 баллов] ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Прочитайте три высказывания знаменитых писателей о поэзии (словесном
искусстве) и живописи, а также три предложения, теоретически объясняющие
различие этих двух видов искусства. Ниже представлена картина русского
художника – как некое остановившееся мгновение, как пространство,
застывшее во времени. Ваша задача – оживить картину с помощью слов, то есть
дать описание событий (или процессов, душевных переживаний),
происходивших с героем (героями) картины до начала запечатлённого на
картине мгновения и после него. Вы можете, кроме описания, при
необходимости сочинить диалог (монолог) героев (героя). Обращайте внимание
на детали картины. Включите в Ваше повествование также и момент,
изображённый на картине.
Дополнительное задание
Найдите и укажите эпизоды (или персонажей) из произведений русской
литературы, сходные с изображёнными на картине. Назовите произведение,
автора и героев.
Остановись, мгновенье! (И.-В. Гёте)
Живопись изображает тела и опосредованно при помощи тел движения…
(Г.Э. Лессинг)
Мне кажется, что описать человека собственно нельзя; но можно описать,
как он на меня подействовал. (Л.Н. Толстой)
Живопись есть молчащая поэзия, а поэзия – говорящая живопись.
В поэзии – действие как процесс, как развёртывающееся во времени и
пространстве событие или лирическое переживание – вот что составляет основу
поэтического мира.
Живопись противоположна поэзии, потому что в живописи доминирует не
время, а пространство, не действие, а статуарность. 
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10 класс
2
В.Г. Перов. «Рыболов» (1871)
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-
балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов
соответствуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и
15 баллов – «пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты
(например, 8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»). 
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10 класс
3
Критерии оценивания Баллы
Связное и убедительное повествование, скреплённое динамическим
сюжетом, который включает события, предшествующие изобра-
жённым на картине, сам момент изображения и финальную
развязку. Оцениваются оригинальность выдумки, наблюдательность
(описание значимых символических деталей на картине), умение
выстроить во времени ряд воображаемых событий.
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
15
Композиционная стройность текста, логика изложения, отсутствие
фактических ошибок, языковая и речевая свобода.
Шкала оценок: 0 – 3 – 5 – 10
10
Грамотность, отсутствие орфографических, пунктуационных, рече-
вых и грамматических ошибок.
Шкала оценок: 0 – 1 – 2 – 3
3
Дополнительное задание: убедительный(-е) и доказательный(-е)
пример(-ы) из произведений русской литературы
2
Максимальный балл 30
Ключ к дополнительному заданию: герои-рыбаки из рассказов А.П. Чехова,
отец героя-повествователя из «Записок об уженье рыбы» С.Т. Аксакова, Пётр
Петрович Петух из 2-го тома «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя и пр.
Примечание: даны примерные варианты ответа, учащиеся могут использовать
собственные примеры.
2. [40 баллов] ЦЕЛОСТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА
Выберите для аналитической работы ИЛИ прозаический, ИЛИ стихотворный
текст. Пишите связно, свободно, понятно, доказательно и грамотно.
Рекомендуемый объём – 300–400 слов.
Дмитрий Владимирович Веневитинов (1805–1827)
СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ И МУЗЫКА
Откуда слетели вы к нам, божественные девы? не небо ли было вашей
колыбелью? и для чего променяли вы жилище красоты и наслаждения на
долину желаний и усилий? Ваши пламенные взоры горят огнём неземным. Вы
расточаете ласки свои смертным; но черты вашего лица, как бы
предназначенного вечной юности, сохранили всю прелесть красоты
девственной. Кто вы, небесные, откройтесь. Вы мне уже знакомы; не ваши ли
волшебные образы летали предо мною в те счастливые часы, в которые
я мечтал о лучшем мире? Не вас ли везде ищет моё воображение?
– Мы сёстры, – отвечала первая богиня, – и все трое царствуем во
вселенной; но не нам принадлежит венец бессмертной славы, он будет вечно
сиять на главе нашей матери. О смертный! ты часто восхищался этим миром,
с восторгом взирал на всё тебя окружающее; мы всё видимое тобою украсили. 
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10 класс
4
Я – старшая из сестёр, и меня первую послала мать для того, чтоб оживить
вселенную в очах твоих; я указала тебе этот круглый шар, который плывёт
в воздухе; я вознесла взоры твои на сие небо, которое, как свод, его обнимает;
я рассеяла эти горы с утёсами, которые, как великаны, возвышаются над
долинами; мой искусный резец образовал каждое дерево, каждый лист, каждую
жемчужину, сокровенную на глубине раковины.
– Прелестно, – воскликнула вторая богиня, – прелестно было произведение
сестры моей, когда я слетела с неба; но взор напрасно искал разнообразия на
земле бесцветной. Всё было хладно, безжизненно, как те образы, которые
представляют серые тучи в день пасмурный. Я взмахнула поясом, и радуги со
всех сторон посыпались на землю, ясное светило загорелось в воздухе, по небу
разлилась чистая лазурь и море отразило небо; долины и леса оделись зелёным
цветом, и я, довольная новым миром, возвратилась к престолу нашей матери.
– Тогда и я слетела на землю, – сказала третья богиня; прелестны были
произведения сестёр моих; но я напрасно искала в них жизни; ничто не
улыбалось мне в природе, мёртвая тишина царствовала на земле и стесняла мои
чувства; я вздохнула, и вздох мой повторился во вселенной; чувство жизни
разлилось повсюду; всё огласилось звуками радости, и все эти звуки слились
в общую волшебную гармонию.
– С тех пор, – продолжала первая богиня, – с тех пор воздвигнулись три
алтаря на земле; я первая встретила смертного и мне первой принёс он дары
свои. Он был ещё странником на новой земле; всё поражало его удивлением;
всё питало в нём то чувство гордости, которое невольно пробуждает первая
встреча с незнакомым. Где найду я, говорил он, удовлетворение бесконечным
моим желаниям, где найду предмет, достойный моих усилий? Я услышала
сетования смертного и первая внушила ему смелую мысль похитить у бес-
смертных огонь, дающий жизнь. Я вручила ему резец, и вскоре мрамор
оживился под его руками, и человек окружил себя собственным миром. Они
ещё живы, священные памятники его усилий – его славы. Их не коснулась всё
истребляющая коса времени. О смертный! стремись туда, где на развалинах
столицы мира гений минувшего основал своё владычество и, вызывая из праха
протекшие столетия, кажется, посмеивается над настоящим. Вступи в сей храм
бессмертный, где герои древности, бледные, как произведения сна, в
красноречивом безмолвии возвышаются около стен; вступи в сей храм, когда
утренний луч солнца озарит сие величественное сонмище и будет скользить на
белом мраморе; тогда ты познаешь моё владычество и присутствие тайного
божества поразит тебя благоговением.
– И мне повиновался смертный, – воскликнула вторая богиня, – и я была
его спутницей. Когда любовь пролила в сердце его свою очаровательную влагу,
напрасно силился он резцом сестры моей изобразить предмет своих желаний.
Взор его напрасно искал в очах изображения того же неба, которое таилось под
ресницами прекрасной его подруги; напрасно искал краски стыдливости на
мёртвых ланитах мрамора; напрасно хотел он окружить образ возлюбленной
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10 класс
5
очарованием бесконечного, к которому стремилась душа его, и в котором
являлся ему идеал прекрасной. И что ж? я дала ему кисть, и чувства его вполне
вылились на мёртвый холст, и мысль о бесконечном сделалась для него
понятною. О смертный! хочешь ли видеть небо на земле? Взгляни на сию
картину, – взгляни, когда яркий луч полдня прольёт на неё свет свой, – ты
невольно падёшь на колена и тогда познаешь моё владычество.
– Настало и моё царствование, – промолвила последняя богиня. –
Случалось ли тебе в безмолвии ночи слышать волшебные звуки, которые
тайною силой увлекают душу, тешат её надеждою и заставляют забывать всё
окружающее? Это торжество моё. Ты переносишься тогда в новый мир, ты
думаешь быть далеко от земли, и ты в самом себе. В тебя вложила
я таинственную арфу, которой струны дрожат при каждом впечатлении, и
служат как бы дополнением всего, что ты чувствуешь в природе. Не пламенная
радость, не улыбка гордости выражают моё владычество; нет! слезы тихого
восторга напоминают смертному, что мне покорено его сердце.
– Мой слух прикован к устам вашим, бессмертные богини; но где та,
которой вы уготовляете венец славы – где храм, в котором возвышается
престол её, из которого она предписывает законы свои вселенной?
– О смертный! весь мир – престол нашей матери. Её изображал и мрамор и
холст на земле; её прославляли лиры песнопевцев; но она останется
недосягаемою для чувств смертного; наша мать – поэзия; вечность – её слава,
вселенная – её изображение.
(1826)
Алексей Васильевич Кольцов (1809–1842)
СТЕНЬКА РАЗИН
Не страшна мне, добру молодцу,
Волга-матушка широкая,
Леса тёмные, дремучие,
Вьюги зимние-крещенские...
Уж как было: по темным лесам
Пировал я зимы круглые;
По чужим краям, на свой талан,
Погулял я, поохотился.
А по Волге, моей матушке,
По родимой, по кормилице,
Вместью с братьями за дóбычью
На край света летал соколом.
Но не Волга, леса тёмные,
Вьюги зимние-крещенские
Погубили мою голову,
Сокрушили мочь железную... 
Всероссийская олимпиада школьников по литературе 2016–2017 уч. г.
Школьный этап. 10 класс
6
В некрещёном, славном городе,
На крутом, высоком острове
Живёт девушка-красавица,
Дочка гостя новгородскова...
Она в тереме, что зорюшка,
Под окном сидит растворенным,
Поёт песни задушевные,
Наши братские-отцовские.
«Ах, душа ль моя ты, душенька!
Что сидишь ты? Что ты думаешь?
Али речи мои не по сердцу?
Али батюшка спесивится?..
Не сиди, не плачь; ты кинь отца;
Ты беги ко мне из терема;
Мы с тобою, птицы вольные,
Жить поедем в Москву красную».
(1838)
Критерии оценивания Баллы
Целостность проведённого анализа в единстве формы и содержания;
наличие/отсутствие ошибок в понимании текста.
Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15
15
Общая логика текста и логичность доказательств.
Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10
10
Обращение к тексту для доказательств.
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
5
Наличие/отсутствие стилистических, речевых и грамматических
ошибок.
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
5
Наличие/отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок
(в пределах изученного по русскому языку материала).
Шкала оценок: 0 – 2 – 3 – 5
5
Максимальный балл 40
Для удобства оценивания предлагаем ориентироваться на школьную четырёх-
балльную систему. Так, при оценке по первому критерию 0 баллов соответст-
вуют «двойке», 5 баллов – «тройке», 10 баллов – «четвёрке» и 15 баллов –
«пятёрке». Безусловно, возможны промежуточные варианты (например,
8 баллов соответствуют «четвёрке с минусом»).
Максимальный балл за все выполненные задания – 70. 


Категория: Литература | Добавил: Админ (06.11.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar