Тема №12185 Тест по литературе по творчеству М. Ю. Лермонтова с ответами
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Тест по литературе по творчеству М. Ю. Лермонтова с ответами из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Тест по литературе по творчеству М. Ю. Лермонтова с ответами, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Тесты по творчеству М. Ю. Лермонтова

 

Тест «Творческий портрет М. Ю. Лермонтова»

 

Часть А (задания с выбором ответа)

А1. Укажите год и место рождения М. Ю. Лермонтова: 1) 1814 г., Петербург; 2) 1814 г., Москва; 3) 1814 г., Тарханы; 4) 1814 г., Кисловодск.   

А2. Укажите, где прошли детские годы будущего поэта:                    1) в Москве; 2) в Тарханах; 3) в Петербурге; 4) в Кисловодске.   

А3. Укажите фамилию бабушки, которая воспитывала Лермонтова: 1) Арсеньева; 2) Лермонтова; 3) Ушакова; 4) Алексеева.  

А4. Укажите верные сведения из биографии Лермонтова:                 1) в 1830 г. поступает на философское (нравственно-политическое) отделение Московского университета и через два года (1832), не доучившись, оставляет учебное заведение; 2) поступив в 1830 г.                   в Московский университет, заканчивает его в 1832 г. экстерном; 3) из Московского университета через два года переводится                                  в Петербургский университет на кафедру по подготовке кадровых офицеров; 4) в 1832 г. поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; 5) в 1835 г. поступил на военную службу              в лейб-гвардии гусарский полк в звании корнета.  

А5. Укажите, где служил Лермонтов с 1832 по 1834 гг.:                     1) в Тарханах; 2) в Царском Селе; 3) на Кавказе; 4) в Феодосии.    

А6. В 1837 г. Лермонтов был сослан на Кавказ. Укажите причину: 1) революционная деятельность; 2) участие в дуэли; 3) стихо-творение «Смерть поэта»; 4) неуважение к членам царской семьи.     

А7. Укажите год, когда поэт во второй раз был сослан на Кавказ? 1) 1839 г.; 2) 1840 г.; 3) 1841 г.; 4) 1842 г.   

А8. Укажите противника, с которым у М. Ю. Лермонтова состоялась роковая для поэта дуэль: 1) де Барант; 2) Мартынов;             3) Столыпин; 4) Грушницкий. 

А9. Укажите, в каком году погиб и где после дуэли был похоронен М. Ю. Лермонтов: 1) в 1840 г., в Москве; 2) в 1841 г.,               в Пятигорске; 3) в 1841 г., в Тарханах; 4) в 1814 г., в Смоленске.   

А10. Отметьте, какие литературные методы соединились                  в творчестве Лермонтова: 1) романтизм; 2) сентиментализм;                3) реализм; 4) классицизм.   

А11. Назовите основной мотив в творчестве Лермонтова:                 1) усталость; 2) свободолюбие; 3) одиночество; 4) богоборчество.   

А12. Отметьте жанровые формы, в которых не работал Лермонтов: 1) ода; 2) элегия; 3) проза; 4) сатира.     

А13. Укажите, какой исторический период повлиял на формирование художественно-литературного мышления Лермонтова: 1) Отечественная война 1812 г.; 2) Великая Французская революция 1830 г.; 3) восстание декабристов 1825 г.; 4) национально-освободительное движение народов Европы начала XIX в.    

А14. Укажите, кто из литераторов сказал, что пафос лирики Лермонтова «заключается в нравственных вопросах о судьбе и правах человеческой личности»: 1) М. Горький; 2) А. В. Кольцов;              3) А. И. Куприн; 4) В. Г. Белинский.    

А15. Отметьте место и год выхода в свет единственного прижизненного сборника стихов Лермонтова: 1) Москва, 1837 г.; 2) Петербург, 1840 г.; 3) Пятигорск, 1841 г.; 4) Кисловодск, 1829 г.     

А16. Укажите стихотворения Лермонтова, относящиеся к его философской лирике: 1) «Родина»; 2) «Нет, я не Байрон, я другой…»; 3) «Отчего»; 4) «Русалка».        

А17. Соотнесите: произведение – герой:     

А) «Мцыри»;

Б) «Песня про купца Калашникова…»;

В) «Бородино»;

Г) «Герой нашего времени»

1) Полковник;

2) Казбич;

3) Кирибеевич;

4) старик-чернец

А18. Отметьте произведение, которое Лермонтов впервые подписал своим настоящим именем: 1) «Дума»; 2) «Бородино»;            3) «Смерть поэта»; 4) «Демон».    

А19. Укажите название журнала, в котором Лермонтов напечатал бóльшую часть своих произведений: 1) «Отечественные записки»; 2) «Современник»; 3) «Библиотека для чтения»; 4) «Северная пчела».    

А20. Отметьте годы, которые называют «лермонтовским периодом» в истории русской литературы: 1) 1814–1841 гг.;                  2) 1825–1841 гг.; 3) 1837–1841 гг.; 4) 1837–1850 гг.   

 

Часть В (предполагает краткий ответ)

В1. Напишите название основного мотива лирики, проходящего через всё творчество Лермонтова.  

В2. Напишите название реки, в битве на которой в июле 1840 г. проявил храбрость корнет Лермонтов.    

В3. Напишите название первой поэмы Лермонтова, помещённой             в рукописном журнале «Утренняя Заря».

В4. Напишите название повести, которая стала первой печатной публикацией Лермонтова (1835 г.).

В5. Напишите название стихотворения Лермонтова, благодаря которому поэт стал известен.    

В6. Напишите фамилию противника Лермонтова на первой дуэли.    

В7. Напишите название горы, у подножия которой произошла последняя дуэль Лермонтова.  

В8. Напишите название населённого пункта, куда по просьбе бабушки был перевезён гроб с прахом поэта и перезахоронен                       в фамильном склепе. 

 

Часть С (задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма: 5–10 предложений связного текста) 

Почему В. Г. Белинский, сравнивая поэзию А. С. Пушкина и                М. Ю. Лермонтова, утверждает, что Лермонтов – «поэт совсем другой эпохи», а его поэзия – «совсем иное звено в цепи исторического развития нашего общества»?

 

Тест «Лирика».

Поэмы «Мцыри», «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

 

Часть А (задания с выбором ответа)

А1. Найдите соответствия между фрагментами и названиями произведений:

А) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной / Вступил он            в этот свет завистливый и душный / Для сердца вольного и пламенных страстей?

Б) Полковник наш рождён был хватом: / Слуга царю, отец солдатам… / Да жаль его: сражён булатом, / Он спит в земле сырой.

В) Люблю дымок спалённой жнивы, / В степи ночующий обоз /             И на холме средь жёлтой нивы / Чету белеющих берёз.

Г) Так тощий плод, до времени созрелый, / Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз, / Висит между цветов, пришлец осиротелый, / И час их красоты – его паденья час!

1) «Родина»; 2) «Смерть поэта»; 3) «Бородино»; 4) «Дума».

А2. Укажите, к какой лирической теме относится стихотворение «Дума»: 1) к пейзажной; 2) к любовной; 3) к вольнолюбивой;                      4) к философской.   

А3. Определите, кого подразумевал Лермонтов во фразе             «Тот певец, неведомый, но милый» («Смерть поэта»): 1) В. Ленского, героя романа «Евгений Онегин»; 2) декабриста К. Ф. Рылеева;                     3) В. А. Жуковского, «певца туманных чувств»; 4) писателя и поэта                             А. И. Одоевского.   

А4. Укажите, кому адресовал М. Ю. Лермонтов вторую часть стихотворения «Смерть поэта»: 1) царю; 2) светской черни;                      3) Дантесу; 4) потомкам. 

А5. «Кто же вас гонит: судьбы ли решение? / Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Укажите, какая стилистическая фигура использована в этих строках стихотворения «Тучи»: 1) эпифора;   2) парафраза; 3) повтор; 4) парцелляция.

А6. Определите, какой художественный приём использован во 2-й строфе стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива…» («Когда, росой обрызганный душистой, / Румяным вечером иль утра в час златой, / Из-под куста мне ландыш серебристый / Приветливо кивает головой»): 1) риторическое обращение; 2) звукоподражание              в описании природы; 3) переход от одушевления к очеловечиванию; 4) эпифора.         

А7. Определите, средство художественной выразительности, на основе которого построено стихотворение «Как часто, пёстрою толпою окружён»: 1) гипербола; 2) антитеза; 3) метонимия; 4) литота.   

А8. Укажите, как было озаглавлено стихотворение «Родина»            в рукописи поэта: 1) «Родина»; 2) «Отчизна»; 3) «Отечество»;                      4) «Родная сторона». 

А9. Отметьте, в чём состоит значение стихотворения «Прощай, немытая Россия»: 1) дополняет другие политические стихотворения поэта; 2) полностью раскрывает значение других политических стихотворений поэта; 3) не связано ни с одним стихотворением Лермонтова; 4) демонстрирует негативное отношение поэта к родине.  

А10. Укажите имя российского государя, о правлении которого было написано стихотворение «Прощай, немытая Россия»:                    1) Петр I; 2) Павел I; 3) Александр I; 4) Николай I.     

А11. Укажите, сколько предложений в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...»:  1) одно; 2) два; 3) три; 4) четыре.   

А12. Определите название художественного приёма, настойчиво повторяемого Лермонтовым в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...», при котором неодушевлённый предмет или явление предстают в виде живого лица: 1) анимация;                                   2) олицетворение; 3) эпитет; 4) амплификация. 

А13. Отметьте название первой поэмы Лермонтова:                          1) «Черкесы»; 2) «Демон»; 3) «Кавказский пленник»; 4) «Индианка».  

А14. Укажите, что по форме представляет собой поэма «Мцыри»: 1) исповедь; 2) дневник; 3) диалог; 4) мемуары.   

А15. Основная философская мысль поэмы «Мцыри» – это осмысление некоей проблемы. Укажите, какой: 1) смысла жизни; 2) добра и зла; 3) веры и богоборчества; 4) любви и ненависти.  

А16. Укажите время, когда Мцыри совершает побег из монастыря: 1) на рассвете; 2) во время грозы; 3) под покровом ночи; 4) во время праздничного богослужения.   

А17. Отметьте, какой сюжетный элемент является кульминацией поэмы «Мцыри»: 1) встреча с молодой грузинкой;  2) «песня рыбок»; 3) побег из монастыря; 4) битва с барсом.   

А18. Укажите, в какой главе поэмы «Песня про … купца Калашникова» три за­главных героя собираются вместе: 1) в первой; 2) во второй; 3) в третьей; 4) в четвёртой.   

А19. Определите, к какому литературно­му роду относится «Песня про ... купца Калашникова»: 1) лирика; 2) драма; 3) лиро-эпика; 4) эпос.     

А20. Укажите разновидность иронии, звучащей в словах царя, об­ращённых к Калашникову:  А ты сам ступай, детинушка, /            На высокое место лобное, / Сложи свою буйную головушку. / Я топор велю наточить-навострить, / Палача велю одеть-нарядить, /                    В большой колокол прикажу звонить, / Чтобы знали все люди московские, / Что и ты не оставлен моей милостью: 1) гротеск;                   2) сарказм; 3) эвфемизм; 4) гипербола.  

 

Часть В (предполагает краткий ответ)

В1. Напишите, какой венец, по определению Лермонтова, надели на поэта (стихотворение «Смерть поэта»).     

В2. Напишите, что по структуре представляет собой стихотворение «Когда волнуется желтеющая нива…»?        

В3. «И что за диво?... издалёка, / Подобный сотням беглецов, / На ловлю счастья и чинов, / Заброшен к нам по воле рока».  Напишите фамилию человека, о котором говорится в приведённом фрагменте стихотворения «Смерть поэта»:

В4. В своей речи старый солдат («Бородино») использует выражение: «У наших ушки на макушке!» Запишите название такого устойчивого выражения.   

В5. «И, услышав то, Кирибеевич / Побледнел в лице, как осенний снег; / Бойки очи его затуманились, / Между сильных плеч пробежал мороз, / На раскрытых устах слово замерло...» Напишите название такого принципа изображения внутренней жизни литературного героя, при котором в художественном произведении воссоздается его душевное состояние.

В6. Запишите литературный термин, называющий подробность внеш­него облика или поведения литературного героя (напри­мер, такую подробность в описании Калашникова, как «медный крест со святыми мощами из Киева»: «Пошатнулся Степан Парамонович; / На груди его широкой висел медный крест / Со святыми мощами из Киева, – / И погнулся крест и вдавился в грудь; / Как роса из-под него кровь закапала...»).    

В7. «Я скажу вам, братцы любезные, / Что лиха беда со мною приключилася: / Опозорил семью нашу честную, / Злой опричник царский Кирибеевич; / А такой обиды не стерпеть душе / Да не вынести сердцу молодецкому...» Напишите название стилистической фигуры, передающей народный склад речи купца Калашникова.

 

Часть С (задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма: 5–10 предложений связного текста) 

Какие художественные средства использовал поэт в стихотворении «Дума», чтобы изобразить духовное состояние поколения, не способного привнести в жизнь ничего яркого?

 

Тест по роману «Герой нашего времени»

 

Часть А (задания с выбором ответа)

А1. Укажите год написания романа «Герой нашего времени»: 1) 1838 г.; 2) 1839 г.; 3) 1840 г.; 4) 1835 г.    

А2. В романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего време­ни»                 в роли рассказчика выступают разные герои. Укажите, кто рассказывает историю любви Бэлы и Печорина: 1) автор;                   2) Максим Максимыч; 3) Печорин; 4) Бэла.    

А3. Восстановите хронологическую последовательность событий в романе по расположению повестей: 1) «Бэла»;                       2) «Фаталист»; 3) «Тамань»; 4) «Княжна Мери»; 5) «Максим Максимыч»; 6) «Предисловие к «журналу Печорина».           

А4. Каждая из повестей, составляющих роман, опирается на определённую литературную традицию. Соотнесите названия повестей с соответствующими им жанровыми разновидностями:

А) «Бэла»;

Б) «Княжна Мери»;

В) «Фаталист»;

Г) «Тамань»

 

1) «светская повесть»;

2) рассказ о «таинственном случае», характерный для фантастической прозы;

3) лирическая новелла со слабовыраженным сюжетом и атмосферой таинственности;

4) соединение черт путевого очерка и романтической новеллы о любви

 

А5. Определите, верно ли утверждение: Идейным и сюжетным центром романа является не внешняя биография, а личность героя – его душевная и умственная жизнь, взятая изнутри как процесс: 1) да; 2) нет.  

А6. Отметьте, какая из частей романа является центральной и придаёт произведению психологический характер: 1) «Бэла»;               2) «Фаталист»; 3) «Тамань»; 4) «Княжна Мери»; 5) «Максим Максимыч».  

А7. Укажите, из чего складывается образ Печорина:                            1) из восприятия Максима Максимыча; 2) из восприятия Бэлы;                   3) из восприятия Автора; 4) из восприятия Грушницкого; 5) на основе самоанализа героя.     

А8. Укажите, где происходят основные события романа «Герой нашего времени»: 1) в Петербурге; 2) в Западной Европе;                            3) на Кавказе; 4) в Персии.  

А9. Укажите, где происходит действие в главе «Княжна Мери»: 1) в Пятигорске; 2) в Тамани; 3) в Тифлисе; 4) в Ереване.   

А10. Определите, кто рассказывает историю Бэлы в романе:           1)  Печорин; 2) Максим Максимыч; 3) Автор; 4) Вернер.

А11. Укажите, чем промышляли слепой мальчик Янка (глава «Тамань») и его друзья: 1) «делами нечистыми» (колдовством);            2) контрабандой; 3) воровством; 4) торговлей наркотиками.

А12. Укажите, в образе кого из героев романа раскрывается тема «маленького человека»: 1) Максим Максимыча; 2) Вулича;            3) Грушницкого; 4) Азамата.

А13. Укажите литературное направление, принципы которого развивал Лермонтов в романе «Герой нашего времени», изображая одного из «лишних людей», типичного героя времени: 1) сентимента­лизм; 2) романтизм; 3) символизм; 4) реализм.     

А14. В романе «Герой нашего времени» автор доверил Печорину объяснить собственную сущность: «Во мне два человека: один живет в полном смысле это­го слова, другой мыслит и судит его». Определите, жанровые признаки, какого романа характерны для произведения Лермонтова 1) приключенческого; 2) исторического; 3) психологического; 4) политического.      

А15. Определите, что является важнейшим кульминационным элементом психологического конфликта в романе: 1) дуэль Печорина с Грушницким; 2) размышления Печорина о жизни;                     3) похищение Бэлы; 4) духовное разрушение личности Печорина.

А16. Укажите, для чего автору понадобился «Журнал Печорина»: 1) выяснить истинный характер внутренней раздвоенности героя, исследовать её причины и следствия; 2) сосредоточиться на событиях или столкновениях между героями романа; 3) показать связь романа с западноевропейской литературной традицией приключенческого романа; 4) показать сквозную душевно-психологическую коллизию «истории души» «героя времени».

А17. Укажите проблему, которой нет в романе: 1) проблема любви и дружбы; 2) проблема современного поколения; 3) проблема «отцов и детей»; 4) проблема положительного героя.

А18. Определите сюжетный статус Григория Александровича Печорина: 1) это герой, прямо противоположный автору; 2) это герой-резонёр; 3) это герой, к которому автор относится критически; 4) это автобиографический образ.

А19. «…увлекается приманками страстей пустых и неблагодарных; утратил навеки пыл благородных стремлений, лучший цвет жизни…» Определите, о ком из героев сказано:                  1) о Грушницком; 2) о Печорине; 3) о Вернере; 4) о Вуличе.

А20. Найдите соответствие характеристики и её обладателя:

А) «Юнкер, всего год на службе, но носит толстую солдатскую шинель и героический солдатский крестик. Это для дам. Его амплуа – необыкновенные чувства, возвышенные страсти и исключительные страдание, сам он так часто уверяет других, что он – существо, обречённое каким-то тайным страданиям, что почти сам в этом уверился».

Б) «Скептик, материалист, и вместе с тем поэт, хотя и не пишет стихов, зато его злой язык лишил покоя многих».

В) «Она среднего роста, с правильными чертами, цвет чахоточный, а на правой щеке чёрная родинка».

1) Печорин;

2) Вернер;

3) Грушницкий;

4) Максим Максимыч;

5) Вера;

6) Ундина;

7) Вулич;

8) княгиня Лиговская;

9) княжна Мери.   

 

 

 

 

 

Часть В (предполагает краткий ответ)

В1. Одна из частей романа является центральной и придаёт произведению характер психологического романа. Напишите её название.  

В2. Напишите название повести (главы) из романа «Герой нашего времени», где Печорин рассказывает о себе: «Около двух часов пополу­ночи я отворил окно и, связав две шали, спустился с верхнего балкона на нижний, придерживаясь за колонну... В эту минуту кто-то шевельнулся за кустом; я спрыгнул с балкона на дёрн. Невидимая рука схватила меня за плечо».

В3. Запишите фамилию персонажа, которого Печорин вызвал на дуэль. 

В4. Напишите фамилию персонажа, который знал путь к разуму Печорина.

В5. Напишите имя женщины, которая знала путь к сердцу Печорина.    

В6. Назовите событие (повесть «Княжна Мери»), накануне которого самоанализ Печорина достигает наибольшей глубины, поскольку герою необходимо определить своё отношение к цепи новых душевных катастроф. Этот момент является также важным элементом развёртывания кульминации психологического сюжета.       

В7. Запишите название повести (главы) романа «Ге­рой нашего времени», в которой Печорин размышляет о жиз­ни: «Я люблю сомневаться во всём: это расположе­ние ума не мешает решительности характера; на­против, что до меня касается, то я всегда смелее иду вперед, когда не знаю, что меня ожидает. Ведь хуже смерти ничего не случится – а смерти не ми­нуешь!»   

В8. Назовите форму развёрнутого высказыва­ния, в котором герой обращается к самому себе (например: «Я решился предоставить все выгоды Грушницкому; я хотел ис­пытать его...»).   

 

Часть С (задание с развёрнутым ответом ограниченного объёма: 5–10 предложений связного текста) 

 С какой целью автор нарушил хронологию событий («перепутал» повести)?

 

Тесты по творчеству М. Ю. Лермонтова
Тест «Творческий портрет М. Ю. Лермонтова»
А1. 2; А2. 2; А3. 1; А4. 1, 4, 5; А5. 3; А6. 3; А7. 3; А8. 2; А9. 2;
А10. 1, 3; А11. 3; А12. 1, 2, 4; А13. 3; А14. 4; А15. 2; А16. 1, 2;
А17. А4Б3В1Г2; А18. 2; А19. 1; А20. 3; Часть В; В1. Одиночество;
В2. Валерик; В3. «Индианка»; В4. «Хаджи-Абрек»; В5. «Смерть
поэта»; В6. Барант; В7. Машук; В8. Тарханы.
Тест «Лирика». Поэмы «Мцыри», «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова»
А1. А2Б3В1Г4; А2. 4; А3. 1; А4. 2; А5. 4; А6. 3; А7. 2; А8. 2; А9. 2;
А10. 4; А11. 1; А12. 2; А13. 4; А14. 1; А15. 1; А16. 2; А17. 4; А18. 3;
А19. 4; А20. 2; Часть В: В1. Терновый; В2. Период; В3. Дантеса;
В4. Фразеологизм; В5. Психологизм; В6. Художественная деталь;
В7. Инверсия.
Тест по роману «Герой нашего времени»
А1. 1; А2. 2; А3. 3–4–1–2–5–6; А4. А4Б1В2Г3; А5. 1; А6. 4; А7. 1, 3, 5;
А8. 3; А9. 1; А10. 2; А11. 2; А12. 1; А13. 4; А14. 3; А15. 2; А16. 1; А17.
3; А18. 4; А19. 2; А20. А3Б2В5; Часть В: В1. «Княжна Мери»;
В2. Печорину; В3. Грушницкому; В4. Доктор Вернер; В5. Вера;
В6. Дуэль; В7. Фаталист; В8. Монолог / Внутренний монолог.


Категория: Литература | Добавил: (27.11.2017) Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0

Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar