Тема №9952 Тесты по литературе КИМ для самостоятельного решения 5-9 класс
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Тесты по литературе КИМ для самостоятельного решения 5-9 класс из предмета Литература и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Тесты по литературе КИМ для самостоятельного решения 5-9 класс, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Контрольно-измерительные материалы по литературе
5 класс
1 уровень
Вариант 1
1.Как называются произведения о человеке, встретившемся один на один с природой?
а)Детектив, б) робинзонада, в) одиссея.
2. Кто из писателей свои сказки рассказывал по телефону?
а) Толкиен, б) Дж.Родари ,в) А.Линдгрен,
3. Кто из сказочных героев так поразил воображение писателей и поэтов, что к его
приключениям не раз обращались даже в 20 веке?
а) Синдбад-мореход, б) Руслан, в) Хоббит.
4. Героем какого произведения является маленький Бильбо?
а) «Последний в мире дракон», б) «Аня в стране чудес», в) «Хоббит, или Туда и
обратно»
5.Кто из литературных героев воображает себя великим сыщиком и с честью выходит
из сложного испытания, разоблачив шайку грабителей?
а) Том Сойер, б) барон Мюнхгаузен, в) Калле Блюмквист.
6. Кто из героев был участником «удивительной охоты»?
а) Том Сойер, б) барон Мюнхгаузен, в) Калле Блюмквист.
7.Кто из русских писателей создал свою сказку о Семёне по образцу народной?
а) К.Г.Паустовский, б) А.М.Горький, в) А.Платонов.
8.В каком произведении высмеиваются невежество и неблагодарность?
а) «Хоббит», б) «Аня в стране чудес», в) «Свинья под дубом».
9.В каком произведении автор прославляет нравственную красоту русского
крестьянина, несмотря на его физический недостаток?
а) « Волшебное кольцо», б) «Муму», в) «Пропавшая грамота»
10. Какой писатель пошёл на рыбалку за карасями, а встретился с Чеховым?
а ) И.Бунин, б) А.Куприн, в) И.Шмелёв.
Вариант 2
1. В каком произведении речь идёт о «делах давно минувших дней, преданьях
старины глубокой»?
а) «Последний в мире дракон», б) «Хоббит,или Туда и обратно»», в) « Руслан и
Людмила»
2. Что такое кульминация?
а)Экспозиция, б) начало действия, в) момент высшего напряжения действия.
3. В каком стихотворении автор убеждает нас, что ласковое отношение к животным
придаёт им силы?
а) «Песнь о собаке», б) «Хорошее отношение к лошадям», в) «Свинья под дубом»
4. Герои какого рассказа за лесным складом купца Заголяшкина посылают сигнал
марсианам?
а) «Огненное «А», б) «Васюткино озеро», в) « Мой полёт»»
5. Кто из писателей поражал современников своей смелостью и даже одним из первых
совершил полёт на аэроплане?
а)И.Бунин, б)М.Зощенко, в)А.Куприн
6. Кто из героев проявил истинное мужество и вышел победителем в поединке с
тайгой?
а) Том Сойер, б) Васютка, в) Калле Блюмквист.
7. Герой какого стихотворения противопоставляет современникам богатырей 12-го
года?
а) «Орёл Синдбада», б) «Русь», в) «Бородино»
8. В каком произведении во вступительной части собраны почти все герои русских
народных сказок?
а) «Руслан и Людмила», б) « Свинья под дубом», в) «Волшебное кольцо»
9. Герой какого произведения погибает в годы войны с французами?
а) Петя Ростов, б)Калле Блюмквист,в) Васютка.
10. Какая маленькая героиня доказала, что дружба и любовь сильнее всех колдовских
чар?
а) Аня, б) Герда, в)Людмила
Контрольно-измерительные материалы по литературе
5 класс
2 уровень
Вариант 1
1. Фольклор – это …
а) устное народное творчество;
б) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.
в) сказки, придуманные народом;
2. Татьяна в произведении И.С. Тургенев «Муму», уезжая с мужем в деревню,
поцеловала на прощанье Герасима, потому что:
а) существовал такой обычай перед дальней дорогой;
б) они были друзьями;
в) она оценила его доброту, в знак благодарности;
3. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Басня
б) Загадка
в) Прибаутка
4. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она
чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно…»
а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) И.С. Тургенев «Муму»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Мальчик застыл. У него даже дух захватило – так красива, так широка была его
родная река! А раньше она ему почему-то казалась обыкновенной и не очень
приветливой».
а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) И.С. Тургенев «Муму»
6. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
б) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
7. Поэт, учившийся в Царскосельском лицее.
а) А.С. Пушкин
б) М.Ю. Лермонтов 
в) М.В. Ломоносов
8. Том Сойер и Джо Гарпер утверждали, что чем быть президентами Соединённых
Штатов на всю жизнь, они предпочли бы сделаться на один год:
а) пиратами Карибского моря;
б) разбойниками Шервудского леса;
в) вождями индейского племени. 
Вариант 2
1. Какой из перечисленных жанров не является фольклорным?
а) Сказка б) Роман в) Пословица
2. Какой вид конфликта вы не встретите в русской народной сказке?
а) добро – зло;
б) жизнь – смерть;
в) природа – цивилизация.
3. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его
руках, и весело было смотреть на него…»
а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) И.С. Тургенев «Муму»
4. В какой сказке вам встречалось говорящее зеркальце?
а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
б) А.С. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
в) «Царевна-лягушка»
5. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
«Тайга… Тайга… Без конца и края тянулась она во все стороны, молчаливая,
равнодушная».
а) Г.Х. Андерсен «Снежная королева»
б) В.П. Астафьев «Васюткино озеро»
в) И.С. Тургенев «Муму»
6. Назовите имя королевича из «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.
Пушкина.
а) Ярослав б) Елисей в) Алексей
7. Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.
Уж сколько раз твердили миру
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не в прок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
а) А.С. Пушкин «Руслан и Людмила»
б) М.Ю. Лермонтов «Бородино»
в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»
8 Поэт, который в 19 лет сбежал из дома и пешком дошёл из Архангельска до Москвы,
чтобы учиться.
а) М.В. Ломоносов
б) М.Ю. Лермонтов
в) В.А. Жуковский 
Контрольно-измерительные материалы по литературе
5 класс
3 уровень
Вариант 1
Задания с выбором ответа
А1. Назовите характеристику, которая не относится к Герасиму.
А) «Одаренный необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его
руках…»
Б) «почитал себя существом обиженным и не оцененным по достоинству, человеком
образованным и столичным»
В) «Славный он был мужик…»
Г) «С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту».
А2. Кто говорил Татьяне: «Безответная ты душа!» — Ну, хорошо, — прибавил он, —
мы еще поговорим с тобой, а теперь ступай, Танюша; я вижу, ты точно смиренница».
А) Гаврила Б) Капитон Климов В) барыня
А3. Какой был щенок?
А) рыженький Б) чёрненький В) белый с чёрными пятнами
А4. Сколько было Муму, когда её принёс домой Герасим?
А) около недели Б) недели три В) около двух месяцев
А5. Кто из героев «бросился сломя голову в палисадник и хотел было схватить Муму,
но та ловко вывернулась из-под его пальцев и, подняв хвост, пустилась во все лопатки
к Герасиму»?
А) лакей Степан Б) дворецкий Гаврила В) капитон Климов
Задания с кратким ответом
В1. Дополните предложения, вставляя сравнение.
А) «Переселенный в город, он не понимал, что́
 с ним такое деется, — скучал и
недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый,__________ …» (бык)
Б) На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и
рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он
сам смахивал на степенного ____________» (гусака)
В2. Как автор называет старость барыни?
В3. Что подарил Герасим на прощание Татьяне?
В4. Куда отправила барыня Капитона с Татьяной?
Творческое задание
С1. Составьте синквейн «Герасим»
Синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,
о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные
действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объект
Вариант 2
Задания с выбором ответа
А1. Кто рассказал Каю и Герде сказку о Снежной королеве?
а) Андерсен; б) соседка Герды; в) бабушка; г) говорящие розы
А 2. Что находилось возле места, где спала маленькая разбойница?
а) гардероб; б) зеркало; в) зверинец; г) лестница.
А 3. Куда Кай обещал посадить Снежную королеву?
а) на плиту; б) на печку; в) на санки; г) на трон.
А 4. Что обещала подарить Каю Снежная Королева?
а) пару коньков; б) новые санки; в) снегоход; г) горные лыжи.
5. Кому принадлежать слова: “Моя невеста шлёт тебе тысячу поклонов и вот этот
маленький хлебец. …а ты, верно, голодна!..”?
а) Каю; б) принцу; в) ворону; г) разбойнику.
Задания с кратким ответом
В1. По какой причине волшебный осколок попал в глаз Каю в сказке Г. Х. Андерсена
«Снежная королева»? (Он сказал, что посадит снежную королеву на печку, а она
растает).
В 2. Какие птицы помогали Герде во дворце принца и принцессы? (Ворон).
В 3. «Она была так прелестна, так нежна. Глаза ее сверкали как звезды. Но в них не
было ни теплоты, ни красоты». О ком эти строки? (Снежная Королева).
В 4. На чем написала письмо старуха-лапландка? (Сушёной треске, так как бумаги у
неё нет).
С1. Составьте синквейн «Герда»
Синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,
о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные
действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объект
Контрольно-измерительные материалы по литературе
6 класс
1 уровень
Вариант 1
1. Пословица – это :
1.краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль;
2.краткий иносказательный рассказ поучительного характера;
3.выражение насмешки.
2. Какой из этих размеров стиха является двусложным:
1)дактиль, 2) ямб, 3) анапест?
3. Назовите имя русского баснописца:
1. М.В.Ломоносов
2. В.А.Жуковский
3. И.И.Дмитриев
4. А.П.Платонов
4. Тема рассказа А.П.Чехова «Толстый и тонкий» :
1.встреча одноклассников
2.неравноправие людей
3.приспособленчество
5. Назовите стихотворение М.Ю.Лермонтова:
1. «Зимнее утро»
2. «Узник»
3. «И.И.Пущину»
4. «Три пальмы.»
6. От лица какого персонажа ведется повествование в «Записках охотника»:
1. От лица самого Тургенева
2. От лица охотника
3. От лица крестьян
4. От лица помещиков.
7. Назовите главных героев рассказа «Бежин луг»:
1. Автор, который повествует о событиях
2. Крестьянские дети
3. Взрослые крепостные крестьяне
4. Помещики
8. Какой художественный приём использует автор:
Неохотно и несмело
Солнце СМОТРИТ на поля…..( Ф.И.Тютчев)
Вариант 2
1. Поговорка- это
1.меткое , яркое народное выражение, часть суждения без вывода, без
заключения
2.вид художественного произведения
3.сказания, передающие представления древних народов о мире.
2. Какой из этих размеров стиха является трехсложным:
1.хорей
2. амфибрахий
3. Ямб
3.Назовите имя русского баснописца:
1- И.И.Дмитриев
2- В.А.Жуковский
3- А.А.Блок
4- В.М.Шукшин
4. Произведение Грина «Алые паруса» относится:
1- К романтическим произведениям
2- К реалистическим произведениям
3- К фантастическим произведениям
4- К приключенческим произведениям.
5. Назовите стихотворение А.А.Фета:
1. «Зимнее утро»
2. «Листья»
3. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
4. «Утес»
6. Найдите соответствия между автором и названием произведения:
1. А.П.Чехов а. «Дубровский»
2.А.С.Пушкин б. « Толстый и тонкий»
3. В.М.Шукшин в. « Бежин луг»
4. И.С.Тургенев г. « Срезал»
7. . Кому принадлежат строки «Учись у них: у дуба, у березы»:
1- А.С.Пушкин
2- А.А.Фет
3- Ф.И.Тютчев
4- М.Ю.Лермонтов.
8. Какой художественный приём использует автор:
С ней ШЕПЧЕТСЯ ветер, зеленые ветви лаская…
( М.Ю. Лермонтов)
Контрольно-измерительные материалы по литературе
6 класс
2 уровень
Вариант 1
1. Повествование в «Кладовой солнца» ведется от лица:
1. Митраши и Насти
2. Геологов
3. Жителей деревни
4. Автора
2. Что наиболее интересует Л.Н. Толстого в показе поведения героя из повести
«Отрочество»?
1. Поступки героя
2. Последствия его поступков
3. Нравственный смысл поступков
4. Характер героя
3. Кого из героев можно назвать главным в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон»?
1. Очумелова
2. Хрюкина
3. Щенка
4. Генерала
4. Каково авторское отношение к героям рассказа «Хамелеон»?
1. Сочувствие
2. Негодование
3. Высмеивание
4. Безразличие
5. С чего начинается рассказ «Бежин луг»?
1. с описания июльского дня
2. с рассказа охотника о мальчиках
3. с рассказа Ильюши о домовом
4. с описания портрета Феди
6. Кто рассказывает страшную историю про Тришку в рассказе Тургенева «Бежин
луг»?
1. Павлуша
2. Ильюша
3. Костя
4. Ваня
7. Кто такой Крылов?
1) баснописец
2) писатель
3) поэт
4) критик
8. Кто из персонажей не является героем сказки Островского «Снегурочка»?
1. Мизгирь
2. Ланселот
3. Лель
4. Берендей
9. Кто из героев прочитанных произведений пытался убежать в Америку?
1. Том Сойер и Гек Финн («Приключение Тома Сойера» М. Твена)
2. Сеня и Федя из Басни И. Крылова «Два мальчика»
3. Королев и Чечевицын (Чехов «Мальчики»)
4. Павлуша (И.С. Тургенев «Бежин луг»)
10. Какое из прочитанных произведений можно отнести к жанру «робинзонада»?
1. «Таинственный остров» Ж. Верн
2. «Детство Темы» Н.Г. Гарин-Михайловский
3. Л.Н. Толстой «Отрочество»
4. «Буран» С.Т. Аксаков
Вариант 2
1. Укажите жанр произведения М.М. Пришвина «Кладовая солнца»:
1. Повесть
2. Сказка
3. Сказка-быль
4. Рассказ
2. Слепая елань (топкое место в болоте) в произведении «Кладовая солнца»
называлась так, потому что:
1. Люди, попав в нее, теряли зрение
2. Здесь росли цветы, которые народ зовет «куриная слепота»
3. Внешне она никак не отличалась от остального болота
4. Здесь никогда не было солнечного света
3. Почему повесть Л.Н. Толстого «Отрочество» названа автобиографической?
1. Автор пишет о своих близких
2. В повести изображена родовая усадьба Толстых
3. Автор описывает свое детство
4. Автор объясняет, что такое авитобиография
4. Кого в рассказе Чехова можно назвать хамелеоном?
1. Очумелова
2. Елдырина
3. Хрюкина
4. Толпу зевак
5. Определите героя по его описанию.
«Волосы были всклокоченные, черные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное,
рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной
котел, тело приземистое, неуклюжее.»
1. Костя
2. Ильюша
3. Павлуша
4. Федя
6. Кем любовался охотник-рассказчик?
«Я невольно полюбовался …. Он был очень хорош в это мгновение. Его некрасивое
лицо, оживленное быстрой ездой, горело смелой удалью и твердой решимостью. Без
хворостинки в руке, ночью, нимало не колеблясь, поскакал один на волка… «Что за
славный мальчик!» - думал я, глядя на него»
1. Ильюшей
2. Павлушей
3. Костей
4. Федей
7 . Какой из перечисленных жанров не является лирическим?
1. Баллада
2. Гимн
3. Повесть
4. Эпиграмма
8. В рассказе Чехова «Мальчики» повторяются такие фразы: «Володя приехал! -
крикнул кто-то на дворе», «Володечка приехали! – завопила Наталья, вбегая в
столовую». Что подсказывают такие повторы читателю:
1. Все повторяется
2. Теперь все будет в порядке
3. Приезд единственного сына – радость в доме
4. Жизнь семьи течет по привычному руслу, её ничто не изменит
9. Почему мальчики из рассказа Чехова хотели сбежать в Америку?
1. С ними плохо обращались дома
2. Не хотели сдавать экзамены
3. Хотели попасть в мир, о котором прочитали в книгах
10. На чем путешествовали герои произведения Ж. Верна «Таинственный остров»?
1. На плоту
2. На воздушном шаре
3. На лошадях
4. На поезде
Контрольно-измерительные материалы по литературе
6 класс
3 уровень
Вариант 1
Задания с выбором ответа
А1. Кого из героев можно назвать главным в рассказе?
а) Очумелова; б) Хрюкина; в)щенка; г) генерала.
А2. Определите жанр произведения.
а) повесть; б) очерк; в) эпиграмма; г) рассказ.
А3. Каково авторское отношение к героям рассказа?
а) сочувствие; б) негодование; в) высмеивание; г) безразличие.
А. Какой художественный прием наиболее характерен для новеллистики Чехова?
а) внутренний монолог; б) бытописание; в) психологизм; г) художественная деталь.
А5. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко,
доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок
в руке»?
а) бытописанием; б) художественной деталью; в) символом..
Задания с кратким ответом
В1. Сравните два приведенных отрывка (Чехов «Хамелеон» и Салтыков-Щедрин
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»). Какой из них
можно назвать юмористическим, а какой ближе к сатире?
а) «...стоит вышеописанный человек в расстегнутой жилетке и, подняв вверх правую
руку, показывает толпе окровавленный палец. На полупьяном лице его как бы напи-
сано: «Ужо я сорву с тебя, шельма!» — да и самый палец имеет вид знамения победы.
В этом человеке Очумелов узнает золотых дел мастера Хрюкина...»
б) «...И начал мужик на бобах разводить, как бы ему своих генералов порадовать за
то, что они его, тунеядца, жаловали и мужицким его трудом не гнушалися! И
выстроил он корабль — не корабль, а такую посудину, чтоб можно было океан-море
переплыть вплоть до самой Подьяческой...»
В2. Прочитайте фрагмент рассказа. Как он характеризует полицейского
надзирателя Очумелова? «— По какому это случаю тут? — спрашивает Очумелов,
врезываясь в толпу. — Почему тут? Это ты зачем палец?.. Кто кричал?» а) как
ограниченного и невежественного человека; б) выявляется его чинопочитание и
раболепие; в) как человека, привыкшего к неограниченной власти.
В3. Чем являются в рассказе следующие предметы: «шинель», «лукошко,
доверху наполненное крыжовником», «поднятый вверх палец Хрюкина», «узелок
в руке»? а) бытописанием; б) художественной деталью; в) символом..
С1. Составьте синквейн «Хамелеон»
Синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,
о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные
действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта
Вариант 2
Задания с выбором ответа
А1. Каким был июльский день, описанный Тургеневым в рассказе?
а) засушливым; б) дождливым; в) туманным; г) прекрасным.
А2. Что означает «неторная дорожка»?
а) не покрытая асфальтом; б) песчаная, с мелкими камешками; в) заросшая,
нехоженая; г) извилистая.
А3. Что решил сделать автор ночью, когда понял, что заблудился? а) решил
переночевать в роще; б) решил искать дорогу; в) пошёл домой; г) играл с собакой.
А4. Как звали собаку автора и какая она была? а) Мила, красивая; б) Пчёлка,
скромная; в) Дианка, умная; г) Найда, игривая.
А5. Что использовано автором в выражении «…блеск подобен блеску кованого
серебра….»? а) эпитет; б) сравнение; в) олицетворение; г) метафора.
Задания с кратким ответом
В1. Почему мальчики находились ночью на лугу? а) были в туристическом походе;
б) пасли лошадей; в) собрались, чтобы рассказывать истории; г) заблудились.
В2. «…Глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но
правильный, вся голова огромная…» Чей это портрет? а) Ильюши; б) Кости; в)
Павлуши; г) Феди.
В3. Какая история насмешила мальчиков? а) рассказ Ильюши о домовом на
фабрике; б) Кости о Гавриле и русалке; в) Ильюши о Ермиле и барашке; г) Павлуши о
бочаре Вавиле.
С1. Составьте синквейн «Ночное»
Синквейн
Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово
(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет,
о котором пойдет речь.
Вторая строка — два слова (прилагательные), они дают описание признаков и
свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
Третья строка — образована тремя глаголами, описывающими характерные
действия объекта.
Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора
синквейна к описываемому предмету или объекту.
Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или объекта
Контрольно-измерительные материалы по литературе
7 класс
Вариант 1
Н.С. Лесков
«Левша»
1.Укажите жанр произведения
1. Сказка
2. Рассказ
3. Новелла
4. Сказ
2.Какова основная тема произведения?
1. Тема отсутствия бережного отношения к ремеслу
2. Тема быта и нравов простых русских людей
3. Тема любви к Родине
4. Тема таланта
3.Кто из героев произведения «в своих русских людях был очень уверенный и
никакому иностранцу уступать не любил»?
1. Казак Платов
2. Государь Николай Павлович
3. Государь Александр Павлович
4. Поп Федот
4.Что было написано на собачке английского пистолета?
1. «Иван Москвин во граде Туле»
2. «золотых дел мастер»
3. «Тульский мастер Левша»
4. «Сделано в Москве»
5.Чем удивили англичане государя Александра Павловича?
1. Оружием
2. Танцующей стальной блохой
3. Новой модой
4. Достижениями в образовании
6.Какой футляр был сделан для блохи?
1. Золотая шкатулка
2. Футляр из рыбьей кости
3. Перламутровая коробочка
4. Бриллиантовый орех
7.По чему Платов скучал в Англии?
1. Он не скучал, ему были интересны изобретения англичан
2. Он скучал по хозяйству
3. Он скучал по жене
4. Он хотел воевать
8.Что взял Платов у англичан?
1. «мелкоскоп»
2. карету «двухсестную»
3. «буреметр» морской
4. Мортимерово ружье
9.Узнайте героя по портрету: «…косой…, на щеке пятно родимое, а на висках волосья
при ученье выдраны»
1. Англичанин
2. Поп Федот
3. Левша
4. Платов
10.Что поручил Платову новый император Николай Павлович?
1. Найти жениха для царевны
2. Передать блоху русским мастерам, что бы те с ней что-нибудь сделали
3. Съездить в Англию за новой блохой
4. Сделать новый футляр для блохи
11.Куда отправились оружейники помолиться перед ответственной работой?
1. В Москву
2. На Дон
3. В Киев
4. В Мценск
12.С какой целью Платов привез Левшу к государю?
1. Наградить Левшу
2. Похвалиться хорошим мастером
3. Отвечать перед государем за то, что ничего не сделано с блохой
4. Наказать за то, что оружейники сломали блоху
13.Что сделали тульские мастера?
1. Сломали блоху
2. Подковали блоху
3. Сделали новый футляр из изумруда
4. Сбежали с царской драгоценностью
14.Почему царь сначала подумал, что блоха испорчена?
1. Она не танцевала
2. Она рассыпалась на части
3. У нее не было ног
4. Сломался ключик
15.Что велел положить под микроскоп Левша, чтобы увидеть работу тульских
мастеров?
1. Ножку
2. Брюшко
3. Ключик
4. Футляр
16.Что сделал Платов, когда понял, что государь остался доволен Левшой?
1. Дал Левше сто рублей
2. Ударил Левшу
3. Расцеловал Левшу
4. От досады сломал блоху
17.Что сделал государь с подкованной блохой?
1. Заставлял ее постоянно танцевать
2. Отправил в музей
3. Оставил себе для забавы
4. Послал англичанам
18.Что сообщается о судьбе Левши в конце произведения?
1. Остался у англичан
2. Погиб на войне
3. Левша умер
4. Левша женился
19.Что перед смертью Левша велел передать государю?
1. Как правильно подковать блоху
2. Как правильно воевать
3. Чтобы в Туле поставили памятник Левше
4. Чтобы не чистили ружья кирпичом
20.При помощи образа Левши автор показал:
1. Обобщенный русский характер
2. Человека из народа с обычной судьбой
3. Тульского оружейника с трагической судьбой
4. Русского человека, терпеливо выносящего все тяготы судьбы
Вариант 2
Н.В. Гоголь
«Ревизор»
1. Жанр этого произведения:
а) трагедия
б) комедия
в) драма
2. Главный герой, наказывающий пороки и утверждающий положительные идеалы:
а) ревизор
б) городничий
в) смех
3. Действие в «Ревизоре» достигает особого напряжения, а конфликт наибольшей
остроты в сцене:
 а) в трактире
б) разглагольствования Хлестакова
 в) мечтаний городничего и его жены о жизни в Петербурге
4. Истинное стремление Хлестакова:
а) сыграть роль повыше той, что предусмотрена его положением
б) жениться на Марье Антоновне
в) набрать как можно больше денег в долг
5. Глупость, пустота, фанфарство свойственны:
а) Ляпкину-Тяпкину
б) городничему
в) Хлестакову
6. Хлестаковщина – это:
а) Стремление выдавать себя за персону более важную и значимую, чем это есть на
самом деле
б) стремление модно одеваться
в) погоня за чинами
7. Кому принадлежала идея «Ревизора»:
а) Н.В. Гоголю
б) В.А. Жуковскому
в) А.С. Пушкину
8. В каком эпизоде происходит развязка конфликта комедии «Ревизор»:
а) чтение письма
б) отъезд Хлестакова
в) две развязки: разоблачение Хлестакова и известие о приезде настоящего ревизора
9. В каком городе происходит действие комедии «Ревизор»:
а) Миргороде
б) уездном городе
в) Москве
10. О ком в комедии говорится, что «... в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от
него
отдает немного водкою»:
а) заседатель
б) уездный лекарь
в) городничий
11. Кто брал взятки борзыми щенками?
а) Бобчинский
б) Ляпкин-Тяпкин
в) Держиморда
12. Кому принадлежит фраза: «Оно, конечно, Александр Македонский герой, но зачем
же стулья ломать?»
а) Ляпкину-Тяпкину
б) Хлестакову
в) Сквозник-Дмухановскому
13. Какую должность занимал Земляника?
а) смотритель училищ
б) судья
в) уездный лекарь
14. Когда чиновники узнали, что их обманул Хлестаков:
а) из письма Хлестакова приятелю
б) рассказал Осип о своем Хозяине
в) приехал настоящий ревизор
15. В качестве эпиграфа в пьесе «Ревизор» использована пословица:
а) По платью видят, кто таков идет
б) Говорит направо, а глядит налево
в) На зеркало неча пенять, коли рожа крива
16. С помощью какого средства уездные чиновники хотели «ублажить» столичного
«ревизора» Хлестакова?
а) лесть
б) взятка
в) угодливое обхождение
17. Хлестаков:
а) всерьез хочет жениться на Марье Антоновне
б) хочет взыскать уважение городничего
в) все делает как бы случайно, ничего не планируя и не думая о последствиях
18. Ухаживания Хлестакова за Марьей Антоновной – это:
а) случайная интрига, которая укрепила его положение в доме городничего
б) настоящее, светлое чувство влюбленного
в) жесткая насмешка над провинциальной барышней
19. Кто первый сообщил о приезде ревизора:
а) Бобчинский и Добчинский
б) городничий
в) Земляника
20. Хлестаков способен:
а) быть логичным
б) удивлять окружающих искрящимся юмором
в) произносить нелепости и врать без остановки
Вариант 3
А.С.Пушкин
«Дубровский»
1.Как звали Троекурова?
а) Антон Пафнутьич;
б) Кирила Петрович;
в) Андрей Гаврилович.
2.Троекуров в романе:
а) высокообразованный дворянин;
б) человек необразованный и грубый;
в) получил блестящее образование в Петербурге.
3.Троекуров:
а) имел много крепостных;
б) был бедный, жил со слугой и няней;
в) отпустил всех крепостных на волю.
4. Поместье Троекурова называлось:
а) Кистенёвка;
б) Покровское;
в) Арбатово.
5. Как звали старого Дубровского, отца Владимира?
а) Антон Пафнутьич;
б) Кирилла Петрович;
в) Андрей Гаврилович.
6. Старый Дубровский в романе:
а) был очень богат;
б) владел 70 крестьянами;
в) служил в армии и получал там жалованье.
7. Поместье Дубровских называлось:
а) Кистенёвка;
б) Покровское;
в) Арбатово.
8. Троекуров по чину и званию:
а) был выше старого Дубровского;
б) равный с ним;
в) был ниже старого Дубровского.
9. Причина ссоры между героями:
а) наглая шутка псаря Парамошки и реакция Троекурова ;
б) право владения Кистенёвкой;
в) зависть Дубровского.
10. Владимир Дубровский:
а) жил с отцом;
б) воспитывался в кадетском корпусе в Петербурге;
в) скрывался за границей.
11. Владимир приехал домой по вызову няни и:
а) застал отца живым и здоровым;
б) нашёл отца больным и впавшим в детство;
в) не застал отца в живых.
12. Владимир Дубровский:
а) любил Троекурова как родного отца;
б) боялся Троекурова;
в) ненавидел Троекурова и хотел отомстить за смерть отца.
13. Кистенёвку сожгли:
а) случайно;
б) крепостные Дубровских по собственной инициативе;
в) крестьяне по сговору с Владимиром.
14. Архип-кузнец:
а) жестокий злодей;
б) добрый и миролюбивый;
в) справедливый.
15. Дефорж, появившийся в доме Троекурова,- это:
а) Владимир Дубровский;
б) настоящий француз-учитель;
в) переодетый крепостной Дубровского.
16. Самый первый, кто узнаёт правду об учителе :
а) Антон Пафнутьич Спицын;
б) Троекуров;
в) Маша Троекурова.
17.Антон Пафнутьич оказался в одной комнате с Дефоржем, потому что:
а) Дефорж затащил его к себе силой;
б) Антон Пафнутьич сам захотел с ним ночевать;
в) Троекуров приказал Антону Пафнутьичу не спускать глаз с учителя.
18. Саша в романе – это:
а) крепостной Дубровского;
б) брат Маши Троекуровой;
в) младший брат Дубровского.
19. Владимир Дубровский:
а) ровесник Маши;
б) намного старше её;
в) старше Маши на 5 лет.
20. Маша Троекурова пошла на свидание:
а) потому что сразу влюбилась в Дефоржа;
б) потому что знала, что это Дубровский;
в) из любопытства.
21. Маша не согласилась уйти с Дубровским, потому что:
а) очень любила князя Верейского;
б) считала брак, освященный венчанием, нерасторжимым;
в) считала, что Дубровский не любит её, и боялась его.
22. Дубровский в конце романа:
а) возвращается к своим разбойникам;
б) погибает от выстрела князя Верейского;
в) навсегда оставляет шайку разбойников и уезжает за границу.
Контрольно-измерительные материалы по литературе
8 класс
Вариант 1
М.Ю. Лермонтов.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца
Калашникова».
1. Поэма — это жанр:
а) лирического произведения;
б) лиро-эпического произведения;
в) эпического произведения.
2. События, о которых идёт речь в произведении, относятся ко времени правления:
а) Владимира Мономаха;
б) Ивана Грозного;
в) Петра I.
3. Приближённый царя и глава опричников — это:
а) Калашников;
б) Кирибеевич;
в) Скуратов.
4. Причиной грусти Кирибеевича послужило:
а) поражение в кулачном бою;
б) отсутствие денег; в) невнимание со стороны жены купца.
5. Узнав о том, что сотворил опричник с его женой, Калашников решил:
а) жаловаться царю;
б) драться с опричником в кулачном бою;
в) ничего не предпринимать.
6. Купец Калашников вызвал Кирибеевича на бой, чтобы:
а) показать свою силу;
б) отстоять честь жены;
в) его не считали трусом.
7. Когда Кирибеевич узнал, с кем ему придётся драться, он:
а) отказался драться;
б) попросил прощения за свой поступок;
в) побледнел, глаза его затуманились.
8. После удара Калашникова Кирибеевич:
а) упал замертво;
б) остался стоять;
в) ударил в свою очередь.
9. Царь, увидев результат боя, приказал:
а) заключить Калашникова в острог;
б) отрубить Калашникову голову;
в) взять Калашникова к себе на службу.
10. М.Ю. Лермонтов использует в поэме многие фольклорные приёмы. Один из них —
приём параллелизма; это:
а) перенос значения по сходству;
б) определение стоит всегда после определяемого слова;
в) сопоставление мира природы и мира человека.
11. В словосочетаниях: Москва великая, небо чистое, заря алая — используется:
а) метафора;
б) гипербола;
в) инверсия.
12. Перенос значения по сходству называется:
а) метафорой;
б) сравнением;
в) эпитетом.
13. В строке “Не сияет на небе солнце...” пропущен постоянный эпитет:
а) красное;
б) ясное;
в) золотое
Вариант 2
Н.В. Гоголь.
«Тарас Бульба».
1. Действие повести происходит:
а) в Польше;
б) на Украине;
в) в России.
2. Тема повести:
а) героическая борьба украинского народа с польской шляхтой;
б) история семьи Тараса Бульбы;
в) быт и нравы Запорожской Сечи.
3. Повесть написана в стиле:
а) эпического сказа;
б) семейной хроники;
в) исторического исследования.
4. Повесть Гоголя можно назвать героической, потому что:
а) Тарас Бульба — настоящий герой;
б) она повествует о борьбе украинцев против польской шляхты;
в) в ней рассказывается история обычной семьи.
5. Как называет Гоголь Запорожскую Сечь?
а) родительский дом;
б) гнездо;
в) нора.
6. В ответ на предательство Андрия Тарас Бульба:
а) отпустил его;
б) убил его;
в) проклял его.
7. Назовите причину, из-за которой Андрий совершил предательство:
а) желание славы;
б) месть;
в) любовь.
8. “Выносил все терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стона не было слышно
даже тогда, когда стали перебивать ему... кости...” — это портрет:
а) Тараса Бульбы;
б) Остапа;
в) атамана Кукубенко.
9. Кому принадлежат выражения: “Терпи козак, — атаманом будешь!”, “Есть ещё
порох в пороховницах!”?
а) Тарасу Бульбе;
б) Остапу;
в) куренному атаману.
10. Что не захотел оставить Тарас Бульба на земле вражеской и потому попал в плен?
а) саблю;
б) медальон;
в) курительную трубку.
11. “Да разве найдутся такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую
силу!” Эти слова в повести сказаны в связи с гибелью:
а) Мосии Шило;
б) Остапа;
в) Тараса.
12. Смысл жизни для старого Тараса состоит:
а) в воспитании достойных сыновей;
б) в поддержании традиций Запорожской Сечи;
в) в защите родной земли.
13. Героев-запорожцев с былинными богатырями роднит:
а) борьба за свободу и независимость Родины;
б) физическая сила;
в) стремление к славе.
Вариант 3
А.С.Пушкин
«Капитанская дочка»
1. Повествование в «Капитанской дочке» ведётся от лица:
а) автора;
б) повествователя;
в) Маши Мироновой;
г) Петра Гринёва;
д) Пугачёва
2. Авторская позиция проявляется в произведении с помощью
а) композиции
б) эпиграфов
в) вставных элементов
г) прямой авторской оценки
д) выбора героя
3. Какие исторические личности упоминаются в повести?
а) Фридрих второй
б) граф Миних
в) Григорий Орлов
г) Екатерина первая
д) Елизавета первая
е) Екатерина вторая
4. Назовите художественные приёмы, которые Пушкин не использовал для создания
образа Пугачёва.
а) прямая авторская оценка
б) портрет
в) эпиграфы
г) речевая характеристика
д) отношение других персонажей
е) вставные элементы
5. В чём заключается смысл названия повести? Маша Миронова - …
а) единственный женский персонаж повести
б) стоит в центре сюжета
в) носительница высокой нравственности и чести
г) дочь погибшего русского офицера
6. Соотнесите элементы композиции и элементы развития любовного сюжета.
а) экспозиция 1) сцена дуэли со Швабриным, письмо отца
б) завязка 2) освобождение Гринёва, женитьба на Маше
в) кульминация 3) детство Петруши в родовом имении
г) развязка 4)знакомство Гринёва с главной героиней повести
7. С какой целью в повесть вводится сон Гринёва?
а) характеризует Гринёва
б) предвещает развитие отношений двух персонажей
в) характеризует Пугачёва
г) подчёркивает кровожадность Пугачёва
8. Кому принадлежит высказывание «Не приведи Бог увидеть русский бунт,
бессмысленный и беспощадный…»?
а) автору
б) Екатерине второй
в) Петруше Гринёву
г) Петру Андреевичу Гринёву – автору мемуаров
д) Савельичу
9. Соотнесите пары героев, характеристика которых построена по принципу антитезы.
а) Пугачёв 1) оренбургские генералы
б) Швабрин 2) Екатерина вторая
в) «енералы» Пугачёва 3) Гринёв
10. Какие фольклорные жанры использует А.С.Пушкин для создания образа
Пугачёва?
а) былины г) песни
б) загадки д) пословицы, поговорки
в) сказки е) мифы
11. Какую главу предваряет собой эпиграф:
«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.
«Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?»-
спросил он ласково». (А.Сумароков)
а) «Суд» г) «Незваный гость»
б) «Арест» д) «Мятежная слобода»
в) «Приступ»
12. Какова основная проблематика повести «Капитанская дочка»?
а)проблема любви
б)проблема чести, долга и милосердия
в)проблема роли народа в развитии общества
г)проблема сопоставления родового и служивого дворянства
13. Каким показан в повести Савельич?
а)забитым, безгласным крепостным
б)послушным, рабски преданным своим господам
в)глубоким, наделённым чувством собственного достоинства
г)любящим, верным, самоотверженным, заботливым помощником и советчиком
Контрольно-измерительные материалы по литературе
9 класс
Вариант 1
М.Ю. Лермонтов
«Герой нашего времени»
1.Кто является героем своего временив романе?
а) Грушницкий
б) Максим Максимыч
в) Вернер
г) Печорин
2.Печорина звали:
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович
в) Александр Григорьевич
г) Евгений Александрович
3.Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин
б) автор
в) сама героиня
г) Максим Максимыч
4.Кому из героев романа дана В.Г. Белинским следующая характеристика: «Это тип
старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого
лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого
чудесная душа и золотое сердце…»
а) доктор Вернер
б) Вулич
в) Максим Максимыч
г) Казбич
5.Как сложилась судьба Бэлы?
а) ее увез Казбич
б) она осталась с Печориным
в) Она вернулась к своим родным
г) она умерла
6.Какая из частей романа является центральной и придает произведению характер
психологического романа?
а) «Бэла»
б) «Фаталист»
в) «Тамань»
г) «Княжна Мэри»
д) «Максим Максимыч»
7.Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе
а) Вулича
б) Грушницкого
в) Максима Максимыча
г) Доктора Вернера
8. Определите героя по портрету: «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький,
сухой, широкоплечий…А уж ловок-то, ловок-то был, как бес!..»
а) доктор Вернер
б) Казбич
в) Максим Максимыч
г) Печорин
9. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые н6а все случаи жизни имеют
готовые пышные фразы»
а) Максим Максимыч
б) Вулич
в) Вернер
г) Грушницкий
10. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман
б) исторический
в) авантюрный
г) роман странствий
Вариант 2
А.С. Грибоедов
"Горе от ума"
1.Укажите, какую из характеристик нельзя отнести к комедии "Горе от ума"?
1)Драматическое произведение
2)Реалистично описаны чувства героев
3)Романтическое произведение
2.Укажите, к кому следует отнести факты, характеризующие
1) Софью А)Грозит пожаловаться в Сенат, министру, государю
2)Чацкого Б)Надеется возобновить давние дружеские отношения
3)Фамусова В)Высоко ценит достоинства Чацкого
4)Лизу Г)С негодованием воспринимает насмешки над человеком, которого любит
3.Какие из перечисленных фактов не связаны с биографией А.С.Грибоедова?
1)Во время Отечественной войны 1812 года поступает в армию.
2)После восстания декабристов был арестован и осужден.
3)Знал много иностранных языков.
4)Играл на фортепьяно, сочинял музыку.
4.Укажите, какое из перечисленных событий связано с биографией Грибоедова?
1)Погиб в Тегеране при нападении на русское посольство.
2)Служил в действующей армии на Кавказе и погиб на дуэли в Пятигорске.
3)Погиб на дуэли с человеком, который был его свояком, то есть они были женаты на
сёстрах.
4)Умер в ссылке, где находился за участие в восстании декабристов.
5.Какое из утверждений верно в отношении Чацкого?
1)Молчалина считает Талантливым, но недооценённым обществом, бедным, но
благородным.
2)"Пересмеять умеет всех"
3)не видит вокруг и не знает ни одного единомышленника.
4)Уезжает из дома Фамусова со словами: "Поди, сажай меня в карету, вези меня куда-
нибудь"
6.Какое из приводимых утверждений неверно в отношении комедии "Горе от ума"?
1)Писатель использует живую разговорную речь его эпохи.
2)Произведение стало широко известным, распространяясь в списках.
3)Герои не являются однозначно положительными либо отрицательными.
4)В центре произведения так называемый "лишний человек".
7.Укажите признаки литературных направлений, которые наиболее важны в комедии
"Горе от ума".
1)Реализм
2)Сентиментализм
3)Классицизм
4)Романтизм
8.Кто стал виновником зарождения слуха о сумасшествии Чацкого?
1)Молчалин
2)Скалозуб
3)Софья
4)Репетилов
9.Какие из перечисленных идеалов и ценностей Чацкого непосредственно воплощены
в комедии "Горе от ума"?
1)Свободолюбие 2)страсть к карточной игре 3)призывыене
крепостного права
4)презрение к низкопоклоннству 5)поклонение
иностранному
6)критика всего иностранного 7)уважение к
русскому языку и обычаям
10.Приведите выражения и строки из комедии, ярко характеризующие
Молчалина Скалозуба
Вариант 3
А.С. Пушкин.
«Евгений Онегин»
1. По своей родовой принадлежности жанр «роман в стихах»:
а) лирический; б) эпический; в) лиро-эпический; г) драматический.
2. Какой принцип положен А. С. Пушкиным в построение композиции «Евгения
Онегина»?
а) кольцевая композиция; б) монтаж; в) зеркальность; г) повтор; д) антитеза.
3. Какова композиционная роль сна Татьяны?
а) предсказывает гибель Ленского;
б) предваряет именины Татьяны;
в) является осью композиционной симметрии;
г) способствует углублению психологической характеристики Татьяны.
4. Какова схема рифмовки «онегинской» строфы?
а) куплет, кольцевая, парная, перекрестная;
б) парная, кольцевая, перекрестная, куплет;
в) перекрестная, парная, кольцевая, куплет;
г) кольцевая, перекрестная, парная, куплет.
5. К кому обращено «посвящение» романа?
а) Жуковскому; б) Вяземскому; в) Плетневу; г) Чаадаеву.
6. Сопоставьте два отрывка. В чем состоит смысл сходства образов и фраз?
СОН: «Вот рак верхом на пауке, Вот череп на гусиной шее Вертится в красном
колпаке, Вот мельница вприсядку пляшет И крыльями трещит и машет; Лай, хохот,
пенье, свист и хлопот, Людская молвь и конский топ…»
БАЛ: «Соседи съехались в возках, В кибитках, в бричках и в санях. В передней
толкотня, тревога; В гостиной встреча новых лиц, Шум, хохот, давка у порога, Лай
мосек, чмоканье девиц, Поклоны, шарканье гостей, Кормилиц крик и плач детей...»
а) введение фантастического элемента;
б) углубление образа Татьяны;
в) пародия на гостей в доме Лариных;
г) введение фольклорных элементов.
7. Какова функция пейзажа в романе?
а) изображение картин русской природы;
б) отражение состояния героев произведения;
в) связать главы произведения в единое целое;
г) передача философских размышлений автора.
8. Какова функция образа автора в романе?
а) повествовательная; б) герой романа; в) лирический герой; д) сторонний
наблюдатель.
9. Какие этапы биографии автора отражены в романе?
а) детство в Москве; б) Царскосельский лицей; в) Южная ссылка; г) Болдино; д)
женитьба; е) Михайловское.
10. Назовите отчество Татьяны Лариной
а) Ивановна; б) Дмитриевна; в) Владимировна.


Категория: Литература | Добавил: Админ (30.11.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar