Тема №6353 Ответы к ОГЭ 2016 обществознание Лазебникова (Часть 3)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к ОГЭ 2016 обществознание Лазебникова (Часть 3) из предмета Обществознание и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к ОГЭ 2016 обществознание Лазебникова (Часть 3), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

ВАРИАНТ 7
Часть 1
1. Что относится к экономической сфере жизни об­
щества?
1) производство материальных благ
2) организация государственной власти
3) создание произведений искусства
4) разработка и принятие законов
Ответ: □
2. И человеку, и животным присуща способность
1) адаптироваться к окружающей действитель­
ности
2) использовать членораздельную речь
3) создавать культурные ценности
4) применять орудия труда для создания новых
орудий
Ответ: □
3. Бесконтрольная вырубка лесов в ряде африкан­
ских государств, ведет к опустыниванию земель.
Данный факт иллюстрирует
1) влияние власти на общественную жизнь
2) последствия экономического кризиса
3) проявления политической нестабильности
4) воздействие общества на природу
Ответ: П
4. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Моральные нормы возникли с появлением го­
сударства.
Б. Одним из признаков морали является добро­
вольность выполнения ее требований.
4
65
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: | |
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Десятиклассник Сергей увлекается общественны­
ми дисциплинами. Курсом по выбору он избрал
занятия по теме «Массовая культура в современ­
ном обществе». На каком уровне образования на­
ходится Сергей?
1) среднее профессиональное
2) дополнительное
3) среднее (полное) общее
4) основное общее
Ответ: □
Верны ли следующие суждения о качествах лич­
ности?
А. Высказывания человека в большей мере, чем
поступки, выражают его личные качества.
Б. На всех этапах жизни человека главное влия­
ние на формирование его личных качеств ока­
зывает семья.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: | |
К дефициту государственного бюджета непосредст­
венно ведет
1) уменьшение налоговых поступлений
2) увеличение объемов производства
3) сокращение расходов на оборону
4) развитие малого бизнеса
Ответ: | |
8
8. И в рыночной, и в командной экономике
1) существует товарный дефицит
2) устанавливаются хозяйственные пропорции
3) ведущие позиции занимает государственная
собственность
4) существует конкуренция производителей
Ответ: □
66
9. В стране М. все стиральные порошки производят­
ся на трех предприятиях-гигантах. Крупные пред­
приятия поглощают мелкие и в других сферах
производства. В этом проявляется процесс
1) приватизации
2) национализации
3) монополизации
4) стандартизации
Ответ: | |
10. Верны ли следующие суждения об экономической
сфере общества?
А. Распределение материальных благ относится к
экономической сфере.
Б. Экономическая сфера оказывает влияние на все
другие сферы общества.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: □
10
11. Отличительным признаком нации как этнической
общности является 11
1) общность языка и духовной культуры
2) суверенность во внешней политике
3) наличие публичной власти
4) многообразие отношений собственности
Ответ: | |
12. В 90-е годы XX века в нашей стране появились
новые социальные группы, связанные с частной
собственностью. Среди этих групп
12
1) работники сферы услуг
2) фермеры
3) ученые
4) служащие
Ответ: □
67
13. Верны ли следующие суждения о социальных
конфликтах?
13
А. Ссора между приятелями служит проявлением
межличностного конфликта.
Б. Противоречия интересов рабочих и предприни­
мателей могут вызвать социальный конфликт.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: П
14 14. Палатой Федерального Собрания в России явля­
ется
1) Совет безопасности
2) Общественная палата
3) Совет Федерации
4) Верховный Суд
Ответ: | |
15 15. В Италии президента страны избирает парламент.
Ответственность за издаваемые им акты лежит на
министрах, которые их подготовили. Эти факты
характеризуют политический строй Италии как
республику
1) президентскую
2) федеративную
3) парламентскую
4) суверенную
Ответ: □
16 16. Верны ли следующие суждения о тоталитарном
режиме?
А. При тоталитаризме государственный контроль
не распространяется на сферу экономики.
Б. В условиях тоталитаризма государство запре­
щает деятельность любых партий.
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: □
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
68
17. Что является административным проступком?
1) безбилетный проезд в метро
2) порча чужого имущества
3) кража продуктов из магазина
4) нарушение трудового договора
Ответ: □
17
18. Что относится к полномочиям Правительства Рос­
сийской Федерации?
18
1) разработка и принятие законов
2) управление федеральной собственностью
3) решение вопросов гражданства РФ
4) введение чрезвычайного положения
Ответ: □
19. Вернувшись с работы домой, гражданин обнару­
жил, что его квартира ограблена. Куда необходимо
обратиться гражданину?
19
1) к нотариусу
2) к мировому судье
3) в органы внутренних дел
4) к адвокату
Ответ: □
20. Верны ли следующие суждения о Конституции
Российской Федерации? 20
А. Все законы, принимаемые в государстве, не
должны противоречить Конституции.
Б. Предложения о поправках в Конституции мо­
жет вносить только Президент РФ.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: □
69
Ответом к заданиям 21-25 является последователь­
ность цифр. Запишите эту последовательность цифр в по­
ле ответа в тексте работы.
21 21. Делая обзор политических событий, радиожурна­
лист рассказал о выборах и референдумах, состо­
явшихся в различных странах за последний год.
Сравните две формы политической активности,
упомянутые в условии задания.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую ко­
лонку — порядковые номера черт различия.
1) является(ются) выражением народовластия
2) проводится(ятся), как правило, регулярно
3) служит формой демократии
4) предполагает выдвижение кандидатов
Черты сходства „ Черты различия
22 22. Установите соответствие между фактами и сфера­
ми жизни общества: к каждому элементу первого
столбца подберите соответствующий элемент из
второго столбца.
Ф А КТЫ
A) производство
товаров и услуг
Б) отношения «отцов»
и «детей»
B) межнациональный
конфликт
Г) оказание банковских
услуг
СФЕРЫ Ж И З Н И
ОБЩ ЕСТВА
1) экономическая
2) социальная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соот­
ветствующими буквами.
А Б В Г
70
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические
данные и выполните задания 23, 24.
В 2010 г. Всероссийский центр изучения общест­
венного мнения провел социологический опрос. Предла­
галось ответить на вопрос: «Откуда, из каких источни­
ков вы чаще всего узнаете о том, что происходит в
стране и мире (участники могли выбирать не более двух
позиций)?» Полученные сравнительные данные (в %)
представлены в таблице.
Варианты
ответов
Все В возрасте В возрас- В возрасте
опро- от 18 до те от 25 старше
шенные 24 лет до 34 лет 60 лет
Телевидение 92 85 91 96
Печатная
пресса
20 11 17 22
Интернет 15 38 23 2
Радио 12 7 9 17
Рассказы
родственни­
ков, друзей
6 9 6 4
23. Найдите в приведенном списке выводы, которые
можно сделать на основе таблицы, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
23
1) Основным источником информации для моло­
дежи выступает Интернет.
2) Печатная пресса как источник информации для
пожилых важнее, чем для молодых.
3) Главный потребитель радиоинформации — лю­
ди старше 60 лет.
4) Сведения из рассказов близких черпают более
всего люди старше 25 лет.
5) Значение телевидения как источника информа­
ции наименее значимо для молодежи.
Ответ:______________
24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были
опубликованы и прокомментированы в СМИ. Ка­
кие из приведенных ниже выводов непосредствен­
но вытекают из полученной в ходе опроса инфор­
мации?
24
71
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Роль телевидения как источника информации
по сравнению с предыдущим периодом сущест­
венно возросла.
■ 2) Интернет остается малодоступным источником
информации для людей пожилого возраста.
3) Значение печатных изданий как источников
информации снижается из-за удорожания газет
и журналов.
4) В ближайшем будущем Интернет вытеснит пе­
чатные средства массовой информации. ,
5) Главным источником информации для всех воз­
растных категорий населения является телеви­
дение.
Ответ:______________________ .
25 25. Прочитайте приведенный текст, каждое положе­
ние которого отмечено буквой.
(А) Сложившаяся в стране М правовая сис­
тема не отражает стремление общества к право­
вому государству. (Б) Вся политическая власть
в стране сосредоточена в руках президента.
(В) Ему подчиняются правительство и парла­
мент.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак­
тер соответствующих положений.
А Б В
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) ис­
пользуйте отдельный лист. Запишите сначала номер зада­
ния (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Отве­
ты записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Безработица
Если человеку предоставляется свобода выбора ро­
да деятельности и места работы, в каждый данный мо­
мент некоторые работники оказываются в положении
72
«между работами». Одни уходят сами в поисках более i
интересной или лучше оплачиваемой работы. Есть те, i
которых увольняют. Есть и такие, кто впервые выходит i
на рынок труда (это относится в первую очередь к мо- i
лодежи). Все эти разновидности объединяются поняти- i
ем «фрикционная безработица». ■
Бывает и так, что спрос на некоторые виды про- ■
фессий резко уменьшается. Чаще всего это возникает ■
из-за изменений спроса на товары и услуги и, как след- 1
ствие, спроса на рабочую силу. В результате немало лю- 1
дей, не способных быстро овладеть другими навыками, 1
оказываются в числе безработных. Например, много лет [
тому назад высококвалифицированные стеклодувы ос- J
тались без работы вследствие изобретения станков, на |
которых изготавливаются бутылки. Этот тип безработи- J
цы называют структурной. Число безработных растет и J
в определенной фазе экономического цикла, в условиях J
кризиса производства. Такая безработица называется \
циклической. При этом распределяется безработица не- |
равномерно среди различных категорий работоспособно- I
го населения. i
Полная занятость не означает абсолютного отсут- i
ствия безработицы. Уровень безработицы при полной i
занятости называется естественным уровнем безработи- i
цы. Он возникает тогда, когда количество ищущих ра- •
боту равно числу свободных мест. Если число ищущих ■
работу превышает имеющиеся вакансии, возникает де- ■
фицит спроса и как следствие безработица. С другой ■
стороны, при избыточном спросе ощущается нехватка '
рабочей силы. В такой ситуации уровень безработицы 1
ниже естественного уровня. [
Таким образом, определенный уровень безработи- !
цы неизбежен. Некоторые экономисты и социологи рас-
сматривают это явление даже как положительное, оздо- [
ровляющее и стимулирующее развитие экономики в [
целом. J
По кн. К. Макконел, С. Брю «Экономикс». ■
М., 1995. С. 158-159 I
26. Составьте план текста. Для этого выделите основ­
ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте
каждый из них.
73
26
27. Какие виды безработицы выделяют авторы? Ука­
жите три вида.
28. Каким категориям людей угрожает фрикционная
безработица? Укажите три категории.
29. Чем, по мнению авторов, характеризуется естест­
венный уровень безработицы? Опираясь на обще­
ствоведческие и исторические знания, приведите
два конкретных примера ситуаций, при которых
безработица в той или иной стране была сущест­
венно выше естественного уровня.
30 30. В 80-е годы XX века средний уровень безработицы
в США составлял примерно 10%. При этом среди
рабочих он был равен 14%, «белых воротнич­
ков» — 5%, а в возрастной группе 16-19 лет —
23%. Какое положение текста иллюстрируют эти
данные? Опираясь на обществоведческие знания,
другую социальную информацию, укажите одну из
причин столь высокого уровня безработицы среди
молодежи.
31 31. В тексте отмечается, что некоторые исследователи
рассматривают безработицу как положительное
явление. Согласны ли вы с такой точкой зрения?
Приведите два аргумента в обоснование своей точ­
ки зрения.
74
ВАРИАНТ 8
Часть 1
При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запиши­
те одну цифру, которая соответствует номеру правильного
ответа.
1. Человека от животного отличает
1) наличие инстинктов
2) приспособление к природным условиям
3) наличие сознания
4) поведенческая активность
Ответ: □
1
2. Что из перечисленного является проявлением гло­
бальных экологических проблем?
1) загрязнение автотранспортом атмосферного воз­
духа
2) старение населения в развитых странах
3) угроза международного терроризма
4) глобализация мировой экономики и финансо­
вой системы
Ответ: П
3. Жители острова К ведут натуральное хозяйство.
Свои поделки из дерева они выменивают у тури­
стов, посещающих остров, на необходимые им
предметы. Какая из приведенных ниже характе­
ристик подтверждает вывод о том, что жители
острова живут традиционным обществом?
1) заседание законодательного собрания по тра­
диции открывается речью старейшего участ­
ника
2) товарно-денежные отношения лежат в основе
экономической системы
А
75
3) начальное образование для детей является обя­
зательным
4) основу социальной организации составляют
большие семьи во главе со старшим мужчи­
ной
Ответ: □
4. Верны ли следующие суждения об обществе и
природе?
А. Общество и природа живут по одним и тем же
законам.
Б. Главным компонентом общества является при­
родная среда.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: п
5 5. Четвероклассница Ира* увлекается рисованием.
Она посещает изостудию в Доме детского творче­
ства. На какой ступени образования находится
Ира?
1) общее среднее образование
2) среднее специальное образование
3) общее начальное образование
4) общее основное образование
Ответ: | |
6. Верны ли следующие суждения об искусстве?
А. Произведения искусства воспринимаются каж­
дым человеком по-своему.
Б. В произведениях искусства используются ху­
дожественные образы.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: П
76
7. К основным факторам (ресурсам) производства от­
носится
1) капитал
2) торговля
Ответ: □
3) цена
4) спрос
8. Государственный бюджет — это планируемые го­
сударством на год
1) объемы промышленного производства
2) расходы и доходы
3) народно-хозяйственные пропорции
4) показатели роста экономики
Ответ: | |
9. Цены на товары указывают, где больше спрос. Ту­
да и устремляются ресурсы производства. Такая
ситуация характерна для экономики
1) традиционной
2) командной
Ответ: □
3) кризисной
4) рыночной
10. Верны ли следующие суждения об инфляции?
А.' Потери от инфляции у средних слоев населения
больше, чем у бедных.
Б. Инфляция предполагает рост цен на товары и
услуги.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: п
ю
11. Что является характерным признаком нации?
1) общность исторической памяти
2) наличие политической системы
3) конкурентоспособность
4) наличие аппарата управления
Ответ: □
11
77
12 12. В СССР к середине XX века городское население
сравнялось по численности с сельским. Этот факт
характеризует структуру общества
1) социально-классовую
2) профессиональную
3) социально-территориальную
4) социально-этническую
Ответ: □
13 13. Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. В современном обществе производственная
функция остается основной функцией семьи.
Б. Репродуктивная (биологическое воспроизводст­
во) функция семьи сохраняет свое значение в
обществах любого типа.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: □
14 14. Что является отличительным признаком демокра­
тического режима?
1) федеративное устройство
2) право на взимание налогов
3) гарантии прав и свобод граждан
4) наличие публичной власти
Ответ: □
15 15. В начале XIX века во Франции избирательным
правом обладали около 2% взрослого населения.
Но уже к середине этого века его получили все
взрослые мужчины страны. Это было движение к
избирательному праву
1) равному
2) всеобщему
3) прямому
4) пропорциональному
Ответ: □
78
16. Верны ли следующие суждения о политических
партиях?
А. Политические партии появились вместе с воз­
никновением общества.
Б. Политические партии объединяют людей с об­
щими интересами и идеалами.
16
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: □
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
17. Право, в отличие от морали,
1) является видом социальных норм
2) регулирует поведение людей
3) поддерживается силой государства
4) обращено ко всему обществу
Ответ: | |
17
18. Исполнительную власть в Российской Федерации
осуществляет
18
1) Государственная Дума
2) Правительство РФ
3) Совет Федерации
4) Общественная палата
Ответ: □
19. Гражданка приобретает загородный дом в агентст­
ве по недвижимости. Какая отрасль права регули­
рует отношения гражданки с агентством?
19
1) административное право
2) трудовое право
3) гражданское право
4) налоговое право
Ответ: | |
20. Верны ли следующие суждения о правах человека
в демократическом обществе? 20
А. Права человека присущи всем людям от рож­
дения.
Б. Права человека могут дароваться государством
своим гражданам.
79
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: □
Ответом к заданиям 21-25 является последователь­
ность цифр. Запишите эту последовательность цифр в по­
ле ответа в тексте работы.
21

21. Ряд современных государств совершают переход
от индустриального общества к постидустриаль-
ному. Сравните два типа обществ, упомянутых в
условии задания. Выберите и запишите в первую
колонку таблицы порядковые номера черт сход­
ства, а во вторую колонку — порядковые номера
черт различия.
1) переход к конвейерному производству
2) наличие норм общественной жизни
3) превращение знаний в главный ресурс развития
4) создание культурных ценностей
Черты сходства Черты различия
22 22. Установите соответствие между факторами произ­
водства и видами доходов: к каждому элементу
первого столбца подберите соответствующий эле­
мент из второго столбца.
ВИДЫ ДОХОДОВ
A) зарплата
Б)прибыль
B) рента
Ф АКТО РЫ
ПРОИЗВОДСТВА
1) земля
2) труд
3) капитал
Запишите в таблицу выбранные цифры под соот­
ветствующими буквами.
А Б В
80
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические
данные и выполните задания 23, 24.
В 2000, 2007 и 2010 годах в нашей стране Левада-
Центром проводился социологический опрос. Предлага­
лось ответить на вопрос: «Насколько важно для челове­
ка, его будущей карьеры хорошо учиться в школе?»
Полученные сравнительные данные (в %) представлены
в таблице.
Варианты ответов 2000 г. 2007 г. 2010 г.
Это имеет существенное
значение
58 59 62
Имеет некоторое значение 23 26 24
Не имеет существенного
значения
11 ю 8
Не имеет никакого значения 6 3 2
Затрудняюсь ответить 2 4 3
23. Найдите в приведенном списке выводы, которые
можно сделать на основе таблицы, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
23
1) Число тех, кто не считает школьное образова­
ние существенным фактором для жизненного
успеха, остается неизменным.
2) Большинство из тех, кто получил хорошее
школьное образование, сделали успешную
карьеру.
3) Количество тех, кто считает, что образование,
полученное в школе, имеет некоторое значение,
за последние три года сократилось.
4) Многие из тех, кто отрицает значение школь­
ного образования, имели низкую успевае­
мость.
5) За десятилетие число тех, кто считает, что об­
разование не имеет никакого значения для
дальнейшей карьеры, устойчиво сокращалось.
Ответ:__________________
81
24 24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были
опубликованы и прокомментированы в СМИ. Ка­
кие из приведенных ниже выводов непосредствен­
но вытекают из полученной в ходе опроса инфор­
мации?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Средняя школа нуждается в дальнейшей мо­
дернизации для повышения качества подготов­
ки всех учеников.
2) Школьная подготовка, в глазах большинства
россиян, более значима для человека, чем
дальнейшее профессиональное образование.
3) Под влиянием появившихся в последние годы
телефильмов, отрицательно изображающих
школьные будни, значимость школьного обра­
зования снизилась.
4) В обществе растет понимание роли и значения
школьного образования для будущего профес­
сионального роста.
5) Школьное образование в сознании россиян ус­
тойчиво относится к важному социальному
лифту.
Ответ:______________________ .
25 25. Прочитайте приведенный текст, каждое положе­
ние которого отмечено буквой.
(А) Ученые многих стран изучают процесс
глобального потепления. (Б) Вряд ли его послед­
ствия отрицательно скажутся на общественном
развитии. (В) Вкладывать большие средства в
развитие этого научного направления нецелесо­
образно.
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак­
тер соответствующих положений.
А Б В
82
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) ис­
пользуйте отдельный лист. Запишите сначала номер зада­
ния (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Отве­
ты записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
В современных условиях для большинства населе­
ния основной, а зачастую единственной формой участия
в политике является избирательный процесс. Выборы в
демократических странах охватывают все уровни госу­
дарственности от центрального до местного. Всеобщие
выборы позволяют выявить • расстановку политических
сил в стране в целом, в отдельной области; определить
степень доверия избирателей к той или иной партии, ее
лидерам. Они позволяют избирателям сделать осознан­
ный выбор в пользу той программы дальнейшего разви­
тия страны, который в наибольшей степени отвечает их
интересам.
В рамках предвыборной кампании важно обеспе­
чить равенство возможностей для всех участвующих в
выборах партий и кандидатов. Для этого во многих
странах государство берет на себя финансирование
предвыборной кампании. Другой принцип касается ор­
ганизации предвыборных дискуссий: кандидаты обязу­
ются не допускать фальсификаций, оскорблений своих
оппонентов. И, наконец, государственный аппарат в
этот период должен сохранять нейтралитет, не вмеши­
ваться в ход избирательной кампании.
В законах многих стран указаны требования к
кандидатам на выборную государственную должность.
Они чаще всего включают минимальный возрастной
ценз, ценз оседлости, профессиональную пригодность
для искомой должности.
В настоящее время в подавляющем большинстве
стран действует всеобщее избирательное право. Вместе с
тем в ряде государств голосование не только право, но и
обязанность. За ее невыполнение предусмотрено нака­
зание, чаще всего это — штраф.
По кн. К.С. Гаджиева
26 26. Составьте план текста. Для этого выделите основ­
ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте
каждый из них.
27 27. В чем, по мысли автора текста, состоит значение
всеобщих выборов в современных условиях? Ука­
жите три позиции.
28
29
28. Какие три принципа проведения предвыборной
кампании выделяет автор?
29. Что, по мнению автора текста, предпринимает го­
сударство для обеспечения равных возможностей
всех кандидатов и партий, участвующих в изби­
рательной кампании? Опираясь на обществовед­
ческие знания, собственный социальный опыт,
укажите, как используются средства массовой
информации для обеспечения такого равенства.
Приведите пример одной из форм, с помощью ко­
торой кандидаты знакомят избирателей со своей
позицией через СМИ.
30 30. По конституции Франции 1959 г. президент
страны избирался коллегией выборщиков, в ко­
торую входили депутаты парламента, мэры горо­
дов. Де Гол ль предложил перейти ко всеобщим и
прямым выборам президента. Парламент не
одобрил эту инициативу. Тогда де Голль через
референдум обратился за поддержкой к нации и
получил ее.
Какие две формы избирательной активности граж­
дан упомянуты в условии задания? Опираясь на
приведенный текст и обществоведческие знания,
укажите основное различие между ними.
31 31. В тексте отмечается, что в некоторых странах
участие в выборах не только право, но и долг
граждан. Согласны ли вы с таким подходом?
Приведите два аргумента в обоснование своей
точки зрения.
84
ВАРИАНТ 9
Часть 1
При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запиши­
те одну цифру, которая соответствует номеру правильного
ответа.
1. Что относится к* глобальным экологическим про­
блемам?
1) проблема международного терроризма
2) сохранение большого числа неграмотных в мире
3) перенаселенность ряда стран Азии и Африки
4) загрязнение воздуха промышленными отходами
Ответ: П
2. Понятия «доход», «издержки», «материальные ре­
сурсы» характеризуют в первую очередь сферу
общества
1) материальную
2) социальную
Ответ: | |
3) экономическую
4) управленческую
3. В стране Р. активно развивается массовое про­
мышленное производство, увеличивается числен­
ность рабочего класса. Трудящиеся борются за
свои политические и социальные права. К какому
типу общества относится страна Р.?
1) традиционному 3) аграрному
2) индустриальному 4) информационному
Ответ: П
4. Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность человека проявляется в первую оче­
редь в его внешних данных.
Б. Формирование личности человека завершается
в юности.
85
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: □
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Принцип «Поступай по отношению к людям так,
как хотел бы, чтобы поступали по отношению к
тебе» выражает требование
1) морали
2) науки
Ответ: □
3) искусства
4) права
6 6. Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Во многих странах сложилась многоуровневая
система образования.
Б. Школьное образование предполагает изучение
основ наук.
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: □
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Преодолеть дефицит государственного бюджета
может помочь
1) снижение налога на прибыль
2) увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
4) повышение зарплаты медицинским работникам
Ответ: □
8 8. В командной экономике, в отличие от рыночной,
1) существует конкуренция производителей
2) труд является товаром
3) ресурсы распределяются централизованно
4) установлен налог на прибыль
Ответ: | |
9
86
9. Фирма повысила цены на производимые ею телеви­
зоры, так как для улучшения их качества она за­
купила и использовала новые технологические ли­
нии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
1) технический прогресс
2) рост инфляции
3) падение спроса
4) монополизацию экономики
Ответ: □
10. Верны ли следующие суждения о механизмах ре­
гулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной эко­
номики является соотношение спроса и пред­
ложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его
качество.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: □
10
11. Офицеры, учителя, горняки составляют группы
1) сословные
2) этнические
Ответ: □
3) региональные
4) профессиональные
11
12. К малой неформальной группе относится
1) коллектив школы
2) компания друзей
3) пассажиры авиарейса
4) сотрудники торгового предприятия
Ответ: □
12
13. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся
поведении?
13
А. Отклоняющееся поведение проявляется в от­
ступлении от общепринятых норм социальной
жизни.
Б. Государство должно вести борьбу со всеми про­
явлениями отклоняющегося поведения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: П
87
14 14. Что является формой непосредственного народо­
властия?
1) выборы
2) многопартийность
Ответ: □
3) референдум
4) парламентаризм
15. Согласно Конституции РФ депутатом Государствен­
ной Думы может быть избран гражданин РФ, дос­
тигший 21 года и имеющий право участвовать в
выборах. В этом проявляется избирательное право
3) равное
4) пассивное
1) косвенное
2) активное
Ответ: | |
16 16. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Тоталитарное государство не обладает сувере­
нитетом.
Б. Признаком любого государства является разде­
ление властей.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: П
17 17. Что относится к отличительным признакам право­
вого государства?
1) наличие суверенитета
2) деятельность правоохранительных органов
3) налогообложение граждан
4) верховенство закона
Ответ: □
18 18. Что относится к полномочиям Правительства Рос­
сийской Федерации?
1) разработка и принятие законов
2) решение вопросов войны и мира
3) управление федеральной собственностью
4) введение чрезвычайного положения
Ответ: □
88
19. Гражданин решил завещать внуку свою квартиру.
Куда ему следует обратиться?
19
1) в органы внутренних дел
2 ) к адвокату
3) к мировому судье
4) к нотариусу
Ответ: | |
20. Верны ли следующие суждения о Президенте Рос­
сийской Федерации?
20
А. Президент Российской Федерации является
главой государства.
Б. Президент Российской Федерации избирается
всенародным голосованием.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: П
Ответом к заданиям 21-25 является последователь­
ность цифр. Запишите эту последовательность цифр в по­
ле ответа в тексте работы.
21. Анализируя на семинаре правовой случай, сту­
денты юридического факультета разошлись во
мнениях о том, нормы гражданского или трудо­
вого права следует применить в данном случае.
Сравните нормы, указанные в условии. Выберите
и запишите в первую колонку таблицы порядко­
вые номера черт сходства, а во вторую колон­
ку — порядковые номера черт различия.
21
1) регулирует имущественные отношения граждан
2) является отраслью права
3) выражает установленные государством нормы
4) определяет правила взаимодействия работника
и работодателя
Черты сходства Черты различия
89
22 22. Установите соответствие между признаками и об­
ластями культуры: к каждому элементу первого
столбца подберите соответствующий элемент из
второго столбца.
П Р И З Н А К
A) точность и достоверность
знаний
Б) использование художествен­
ных образов
B) воспитание эстетического
вкуса
Г) направленность на поиск
объективной истины
ОБЛАСТЬ
К У Л Ь Т У Р Ы
1) искусство
2) наука
Запишите в таблицу выбранные цифры под соот­
ветствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические
данные и выполните задания 23, 24.
В стране Z. социологи опросили 20-летних жите­
лей. Им задали вопрос: «Какой фактор Вы считаете ос­
новным в формировании личности?» Через 20 лет тем
же опрошенным было предложено снова ответить на
этот вопрос. Результаты опросов (в процентах от числа
отвечавших) представлены в таблице.
Факторы, влияющие 20- 40-
на формирование личности летние летние
Наследственность 15 15
Семья, родственники 25 30
Друзья 25 15
Школа 20 25
Средства массовой информации 15 15
23 23. Найдите в приведенном списке выводы, которые
можно сделать на основе таблицы, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
90
1) Равные доли 20-летних к основным факторам
относят наследственность и СМИ.
2) 40-летние выше оценивают роль друзей в фор­
мировании личности, чем 20-летние.
3) Доля тех, кто считает СМИ фактором формиро­
вания личности, не меняется с возрастом.
4) Пятая часть 20-летних выделяет школу как
фактор воздействия на формирование личности.
5) Оценки роли семьи с возрастом снижаются.
Ответ:______________________ .
24. Результаты опроса, отраженные в таблице, были
опубликованы и прокомментированы в СМИ. Ка­
кие из приведенных ниже выводов непосредствен­
но следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
24
1) Значение семейных ценностей в стране Z. сни­
жается.
2) Люди среднего возраста в этой стране менее
восприимчивы к воздействию СМИ.
3) С возрастом происходит переоценка влияния от­
дельных факторов на формирование личности.
4) Взгляды большинства жителей данной страны
основываются на научных представлениях о
мире и человеке.
5) По мере взросления люди полнее осознают роль
школы в формировании своей личности.
Ответ:______________
25. Прочитайте приведенный текст, каждое положе­
ние которого отмечено буквой.
(А) Социологические опросы показывают, что
люди все реже читают книги. (Б) Это отрицатель­
но влияет на общий кругозор и интеллектуальное
развитие человека. (В) В перспективе доля образо­
ванных людей может значительно снизиться.
25
Определите, какие положения текста
1) отражают факты
2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак­
тер соответствующих положений.
А Б В
91
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) ис­
пользуйте отдельный лист. Запишите сначала номер зада­
ния (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Отве­
ты записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Социальная структура
В современном западном обществе различают
высший, средний и низший классы. Ряд социологов
выделяет как отдельную группу рабочий класс. Одним
из критериев их различения выступают богатство и до­
ход.
Богатство — это все достояние, принадлежащее
человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю,
то есть недвижимость. К нему относятся также сбере­
жения, акции. Доход состоит из заработанной платы за
труд, а также доходов, получаемых от капиталовложе­
ний (проценты или дивиденды).
Высший класс численно невелик — всего несколь­
ко процентов от общей численности населения, но ему
принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем
количество людей, владеющих акциями, возрастает.
Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в
конце 1980-х годов — уже более 20% населения были
держателями акций.
Средний класс образуют представители мелкого
и среднего бизнеса, а также специалисты высокого
класса, служащие различных категорий. Рабочий
класс состоит из так называемых синих воротнич­
ков — людей, занятых физическим трудом. Низший
класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остаю­
щиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые раз­
личия в экономически развитых странах утрачивают
свое значение. Налоги, направленные против богатых, в
сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособ­
ных сглаживают различие между верхами и низами.
3. Гидденс
26. Составьте план текста. Для этого выделите основ­
ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте
каждый из них.
26
27. Что, по мнению автора текста, включает богатст­
во? Укажите три основные составляющие.
28. Какие социальные группы, образующие средний
класс, приведены в тексте? Назовите любые три
группы.
27
28
29. Опираясь на обществоведческие знания, укажите
два других показателя, помимо богатства и дохо­
да, которые определяют социальное положение
человека в обществе. Приведите пример предста­
вителей двух профессиональных групп, которые
близки по доходам, но отличаются по другим по­
казателям.
29
30. Михаил Н. трудится наладчиком станков на авто­
заводе. Его заработок превышает доходы некото­
рых служащих этого предприятия. Можно ли от­
нести его, с точки зрения автора приведенного
текста, к среднему классу? Приведите положение
текста, которое помогло вам ответить на этот во­
прос.
30
31. В тексте приводится точка зрения, согласно кото­
рой социально-классовые различия в современных
западных странах сглаживаются. Согласны ли вы
с таким выводом? С опорой на текст и общество­
ведческие и исторические знания приведите два,
аргумента (довода) в защиту своей позиции.

ВАРИАНТ 10
Часть 1
При выполнении заданий 1-20 в поле ответа запиши­
те одну цифру, которая соответствует номеру правильного
ответа.
Отличительной тенденцией развития современного
общества является
1) механизация
2) индустриализация
Ответ: □
3) разделение труда
4) глобализация
Реформа, в отличие от революции,
1) привносит изменения в жизнь общества
2) проводится по инициативе властей
3) затрагивает все сферы общества
4) выражает динамику социальной жизни
Ответ: □
Строительство очистных сооружений на металлур­
гическом заводе позволило существенно снизить
вредные выбросы в атмосферу. Этот пример иллю­
стрирует
1) повышение экономической эффективности
2) влияние культуры на общество
3) воздействие общества на природу
4) снижение издержек производства
Ответ: □
4. Верны ли следующие суждения о сферах общест­
венной жизни?
А. Социальная сфера включает отношения, свя­
занные с производством и обменом материаль­
ных благ.
Б. Экономическая сфера обеспечивает удовлетво­
рение материальных потребностей общества.
94
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: Q]] 1
5. Нормы морали, в отличие от других социальных
норм,
1) основываются на научном знании
2) имеют общегосударственный характер
3) опираются на силу общественного мнения
4) обязательны для исполнения
Ответ: П
5
6. Верны ли следующие суждения об образовании в
Российской Федерации?
А. Конституция Российской Федерации гаранти­
рует гражданам бесплатное основное общее об­
разование.
Б. В Российской Федерации предусмотрена возмож­
ность бесплатного высшего образования на кон-
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
курсной основе.
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: | |
7. В рыночной экономике, в отличие от командной,
1) свободно продаются и покупаются ресурсы про­
изводства
2) устанавливается твердый курс официальной ва­
люты
3) ведущие позиции занимает государственная соб­
ственность
4) складываются хозяйственные пропорции
Ответ: П
8. К косвенным налогам относится
1) налог на прибыль
2 ) акциз
3) налог на доходы физических лиц
4) налог на имущество
Ответ: | |
8
95
9 9. Цена на драгоценные металлы на мировых рынках
существенно вбзросла. Этот пример иллюстрирует
функцию денег как
1) меры стоимости
2) средства платежа
3) средства обмена
4) средства накопления
Ответ: □
ю 10. Верны ли следующие суждения о частной собст­
венности?
А. Передача государственной собственности в ча­
стные руки называется национализацией.
Б. Частная собственность является основой ко­
мандной экономики.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: □
11 11. И класс, и нация
1) обладают суверенитетом
2) являются элементом социальной структуры
3) характеризуются определенным местом в систе­
ме производства
4) осуществляют публичную власть
Ответ: п
12 12. В начале XX века 75% трудоспособного населения
России были крестьянами, 10% трудились рабо­
чими в обрабатывающей промышленности. Эти
данные характеризуют
1) социально-классовую структуру общества
2) государственное устройство
3) социально-этническую структуру
4) социально-территориальную структуру
Ответ: | |
13 13. Верны ли следующие суждения о социальных ста­
тусах и ролях?
А. Семейное положение человека является важной
характеристикой его социального статуса.
Б. Человек в семье выполняет различные роли.
96
1) верно только А
2) верно только Б
Ответ: □
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
14. Политическую партию от других общественных
организаций отличает то, что она
1) объединяет людей с общими интересами
2) формирует руководящие органы
3) строится на добровольной основе
4) стремится участвовать в осуществлении полити­
ческой власти
Ответ: □
15. По Конституции СССР 1924 г. на Всероссийский
съезд советов выдвигался один делегат от 25 тыс.
городских жителей и 125 тыс. сельских. Этот факт
показывает, что выборы были
1) неравными 3) непрямыми
2) ограниченными 4) многостепенными
Ответ: □
16. Верны ли следующие суждения о политической
власти?
А. Политическая власть выполняет в обществе
функции управления и контроля.
Б. Политическая власть обращена ко всем граж­
данам государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: □
14
15
16
17. Что относится к социальным правам человека?
1) право на труд
2) право на жизнь
Ответ: □
3) избирательные права
4) право собственности
17
18. Высшим органом законодательной власти в Рос­
сийской Федерации является
1) Правительство РФ
2) Федеральное Собрание РФ
3) Общественная палата
4) Конституционный Суд РФ
Ответ: □
18
97
19 19. Гражданин поливал на балконе цветы и уронил
горшок с цветком на капот стоявшего перед домом
автомобиля. Нормы какой отрасли права регули­
руют отношения гражданина с владельцем автомо­
биля?
1) конституционного права
2) административного права
3) гражданского права
4) финансового права
Ответ: □
20 20. Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Исполнение правовых норм является свобод­
ным выбором граждан.
Б. Правовые нормы исходят от государства.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Ответ: П
Ответом к заданиям 21-25 является последователь­
ность цифр. Запишите эту последовательность цифр в по­
ле ответа в тексте работы.
21 21. После окончания школы Сергей решил поступить
в университет, чтобы в дальнейшем заняться нау­
кой. Вадиму ближе искусство. Он посещает изо­
студию и хочет посвятить себя живописи.
Сравните две области культуры: науку и искус­
ство.
Выберите и запишите в первую колонку таблицы
порядковые номера черт сходства, а во вторую ко­
лонку — порядковые номера черт различия.
1) предполагает творческое начало
2) использует художественные образы
3) требует обоснованности утверждений
4) создает духовные ценности
Черты сходства Черты различия
98
22. Установите соответствие между типами социаль­
ных структур и их характеристиками: к каждому
элементу первого столбца подберите соответст­
вующий элемент из второго столбца.
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К И
A) права и обязанности членов
социальной группы закреп­
лены юридически
Б) отдельные группы имеют под­
крепленные законом приви­
легии
B) принадлежность к группе не
передается по наследству
Т И П Ы
СИСТЕМ
1) классовая
2) сословная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соот­
ветствующими буквами.
А Б В
Прочитайте текст. Проанализируйте статистические
данные и выполните задания 23, 24.
В стране Z. с 2000 г. проводятся экономические
реформы, направленные на переход от командной эко­
номики к рыночной. В 2010 г. в стране было проведено
социологическое исследование. Совершеннолетним гра­
жданам задавали вопрос: «Как отразились экономиче­
ские реформы на Вашем уровне жизни?» Результаты
опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диа­
грамме.
Затруднились
ответить; 7%
Проанализируйте данные диаграммы.
99
23 23. Найдите в приведенном списке выводы, которые
можно сделать на основе диаграммы, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
1) Уровень жизни трети опрошенных граждан за
10 лет экономических реформ не изменился.
2) Уровень жизни каждого десятого из опрошенных
граждан сильно ухудшился в сравнении с 2000 г.
3) Реформы улучшили уровень жизни каждого
пятого опрошенного.
4) Отметили, что ничего не изменилось и что ре­
формы ухудшили их уровень жизни, приблизи­
тельно одинаковое число граждан.
5) Затруднился оценить влияние реформ на свой
уровень жизни каждый пятый опрошенный.
Ответ:______________________ .
24 24. Результаты опроса, отраженные в диаграмме, бы­
ли опубликованы и прокомментированы в СМИ.
Какие из приведенных ниже выводов непосредст­
венно следуют из результатов опроса?
Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономические реформы в стране Z. потерпели
неудачу.
2) Правительству страны Z. следует проводить со­
циально ориентированную политику.
3) Лишь отдельные группы населения могут быст­
ро адаптироваться к меняющимся социально-
экономическим условиям.
4) Население больше всего беспокоит вопрос переде­
ла собственности в условиях перехода к рынку.
5) Правительству страны Z. следует более активно
бороться с последствиями инфляции и безрабо­
тицы.
Ответ:______________________ .
25 25. Прочитайте приведенный текст, каждое положе­
ние которого отмечено буквой.
(А) По данным социологических исследова­
ний, мужчины стали больше времени уделять
семейным обязанностям. (Б) Мужчины нередко
берут на себя даже уход за младенцами. (В) Та­
кое поведение мужчин способствует укреплению
семьи.
100
Определите, какие положения текста
1) отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие харак­
тер соответствующих положений.
А Б В
Часть 2
Для записи ответов на задания этой части (26-31) ис­
пользуйте отдельный лист. Запишите сначала номер зада­
ния (26, 27 и т.д.), а затем развёрнутый ответ на него. Отве­
ты записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Судебная система
Конституция РФ как нормативный источник пра­
ва высшей юридической силы и прямого действия
является источником права о судебной власти и право­
охранительных органах. Конституция провозгласила
высшей ценностью человека его права и свободы. Она
исходит из обязанности государства защищать права
человека и гражданина. Такая обязанность в сфере су­
допроизводства лежит на судебной власти, прокуратуре,
других правоохранительных органах страны.
Конституция признает за органами судебной вла­
сти право действовать самостоятельно и независимо от
других ветвей власти.
К системе конституционных принципов организа­
ции и деятельности органов судебной власти относятся
принципы: законности; осуществления правосудия
только судом; независимости судей; осуществления пра­
восудия на началах равенства перед законом и судом;
обеспечение права каждому на обращение в суд за за­
щитой своих интересов; презумпция невиновности;
обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на
защиту; состязательность сторон; гласность разбира­
тельства дела в суде, языка судопроизводства и др.
Независимость судей является непременным услови­
ем отправления правосудия. Независимость — это исклю­
чение любого воздействия на судей со стороны других лиц
и организаций при рассмотрении судом конкретных дел.
При рассмотрении дел суд не связан мнением участников
процесса. К числу гарантий независимости и самостоя­
тельности судов следует отнести специальный порядок на­
значения судей и их несменяемость. Прекращение полно­
мочий судьи происходит при наличии указанных в законе
оснований. Среди них, в частности, неспособность по со­
стоянию здоровья осуществлять полномочия судьи.
В Л . Божьев и др.
26
27
26. Составьте план текста. Для этого выделите основ­
ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте
каждый из них.
27. Конституция РФ, отмечается в тексте, провозгла­
сила высшей ценностью права и свободы человека
и гражданина. Опираясь на обществоведческие
знания, назовите любые три права человека, за­
крепленные в Конституции РФ.
28 28. В Конституции РФ указано: «Каждый обвиняемый
в совершении преступления считается невиновным,
пока его виновность не доказана в предусмотренном
федеральным законом порядке и установлена всту­
пившим в законную силу приговором суда». Какой
из перечисленных в тексте конституционных прин­
ципов правосудия конкретизирован в этом положе­
нии? Опираясь на обществоведческие знания и
материалы СМИ, раскройте одно отрицательное по­
следствие нарушения этого принципа.
29. Какие две черты Конституции РФ как норматив­
ного источника права выделяет автор? Раскройте
каждую из этих черт.
30. Каково место судебных органов в системе государ­
ственной власти в РФ? Приведите положение тек­
ста, подкрепляющее ваш вывод.
31. При обсуждении в классе принципа несменяемости
судей один из учеников посчитал его недемократи­
ческим, поскольку он затрудняет приток новых
кадров, а также снимает с судей ответственность
перед людьми. Используя текст, опираясь на обще­
ствоведческие знания, приведите два аргумента в
пользу принципа несменяемости судей.

Ответы к ОГЭ 2016 обществознание Лазебникова from zoner

Категория: Обществознание | Добавил: Админ (26.05.2016)
Просмотров: | Теги: лазебникова | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar