Тема №7524 Ответы к тестам по обществознанию 8 класс Краюшкина, Боголюбова (Часть 7)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по обществознанию 8 класс Краюшкина, Боголюбова (Часть 7) из предмета Обществознание и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по обществознанию 8 класс Краюшкина, Боголюбова (Часть 7), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1) социальной стратой

2) социальной сферой

3) социальной группой

4) социальным статусом

15Тема 4. Социальная сфера

5. Верны ли следующие определения понятия «семья»?

А. Семья — это группа лиц, живущих вместе на одной

жилплощади.

Б. Семья — это основанная на браке или кровном родстве

социальная группа, члены которой связаны общностью

быта.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

ИИ

6. Переход людей из одних общественных групп в другие называется

1) социальной стратификацией

2) социальной дифференциацией

3) социальной мобильностью

4) социальной нестабильностью

ЛГИ 7. Большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определённой системе общественного производства, по их отношению к средствам производства, по их

роли в общественной организации труда, а следовательно,

по способам получения той доли общественного богатства,

которой они располагают, называются

1) стратами

2) классами

3) маргиналами

4) люмпенами

ЛГИ

2,

™8. Человек, находящийся на границе различных социальных

групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм и ценностей, называется

1) вождём

2) «человеком в футляре»

3) маргиналом

4) люмпеном

15Тест 23. Социальная структура общества

9 Представитель деклассированных слоёв населения, не

имеющий никакой собственности и живущий случайными

заработками, называется

1) пролетарием

2) «лишним человеком»

3) маргиналом

4) люмпеном

ЛГИ

10. Нетерпимость к кому-либо или чему-либо чужому, незна

комому, непривычному называется

1) ксенофобией 3) маргинализацией

2) люмпенизацией 4) мизантропией

Часть л ги

1. В приведённом списке указаны элементы этнической

структуры общества и элементы, относящиеся к классовой

структуре общества. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера элементов этнической

структуры общества, а во вторую колонку — порядковые

номера основных классов общества.

1) нация

2) пролетариат

3) народность

4) буржуазия

Элементы этнической

структуры общества

Элементы классовой

структуры общества

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальная группа».

Большая, первичная, вторичная, неформальная, доктринальная.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ: 

&

15Тема 4. Социальная сфера

3. Вставьте пропущенное понятие: «Конфликт между государствами, происходящий в форме боевых действий между их вооружёнными силами, назы вается ».

Ответ:

4*. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Общество не просто разделено на группы, но и имеет

чётко выраженную иерархическую структуру, где действует принцип — «выше — ниже». В науке для обозначения данного явления используется термин «стратификация». Все формы социальной стратификации изменяются

по мере развития человеческого (1). Так, в

средневековой Европе наиболее высоким (2) обладали духовенство и аристократия. Обедневший же представитель знатного (3) был более уважаем в обществе, чем зажиточный купец. В то же время в

буржуазном обществе (4) стал определяющим

фактором положения человека в обществе, открывал путь

вверх по социальной лестнице. А вот в советском обществе

(5) приходилось скрывать, тогда как принадлежность к коммунистической партии открывала дорогу к

(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

A) род Д) потребность

Б) статус Е) карьера

B) общество Ж) богатство

Г) капитал

15I

Тест 23. Социальная структура общества

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1 2 3 4 5 Часть 1. Прочтите текст и выполните задания.

В 2005 году Институт социологии РАН и представительство

Фонда Ф. Эберта в РФ провели исследование «Российская молодежь в регионах скромного достатка: каковы жизненные перспективы?», отдельные результаты которого были опубликованы в статье Е. Добрыниной «Песня о тревожной молодости».

В первую пятёрку проблем, которые волнуют сегодняшнюю

молодёжь, входят инфляция, рост цен, преступность, пьянство

и наркомания в обществе, жилищная проблема, невозможность

найти себе работу по душе. Причём инфляцию и рост цен называет каждый третий из респондентов 16-21 года, а к тридцати

годам эта озабоченность возрастает почти в два раза (до 58,6%).

А вот преступность больше беспокоит совсем молодых людей.

Пьянство и наркоманию считают бичом общества более трети

молодежи. По мере взросления молодых людей всё больше заботит жилищная проблема. Каждый третий страдает от отсутствия реальных возможностей найти работу по душе и вообще работу. В числе проблем молодежи — отсутствие рабочих мест на

производстве, неважное здоровье, коррупция, резкое расслоение

общества, загрязнение окружающей среды, трудности с получением образования и плохая организация досуга молодежи....

Из списка 8 сфер деятельности социологи попросили назвать три самые привлекательные для молодежи. Лидирует

частное предпринимательство. К нему стремятся 37,5% всех

опрошенных (чем старше, тем «частников» меньше). Хотят в

управленцы 35,1% . Сфера образования манит 23,5% , спорт —

почти каждого пятого (18,5% ), промышленность — 18,4%,

искусство — 14,9%, транспорт — 14,2%, наука — 12,7%,

15Тема 4. Социальная сфера

строительство — 12,6%, здравоохранение — 11,9%, сельское

хозяйство — 8,8% .

«Факторы успеха» по ранжиру выстроились так: личные

качества, амбиции самого человека назвали 75,9%, влиятельные связи — почти столько же (74,7% опрошенных). Способности ...на третьем месте по значимости в глазах молодых людей (71,2%). А дальше можешь рассчитывать на своё

трудолюбие (70,0%), на помощь родственников и друзей

(50,4%), а ещё на удачу и везение (49,6%), поддержку со стороны государства (39,1%)... Замыкают список государственные

социальные программы — 26,7%.

«Российская газета». 24 марта 2006 г.

1) Дайте определение понятия «социальная группа» и составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Можно ли молодежь в целом назвать единой социальной

группой? Докажите свою точку зрения. Используя текст,

перечислите, какие основные сферы жизни общества опрошенные считают наиболее привлекательными для своего

дальнейшего профессионального роста. Всего напишите не

менее пяти положений.

3) Дайте определение «факторам успеха», упомянутым в

тексте. Используя свои знания из курса обществознания,

истории и общественной жизни, приведите не менее двух

примеров влияния, которое оказывают факторы успеха на

социальную мобильность людей.

2*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отношение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответст-

15Тест 24. Социальные статусы и роли

вующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Общего у людей только одно: все они разные» (Р. Зенд).

2. «Человек — мера всех вещей» (Протагор).

3. «Детей нет, есть люди» (Я нуш Корчак).

Тест 24. Социальные статусы и роли

Часть 1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией,

семейным положением и т.п. и предполагающее определенные права и обязанности, называется

1) социальным статусом

2) национальным статусом

3) личной независимостью

4) правовым статусом

2. Предписанным статусом не является

1) пол

2) расовая принадлежность

3) образование

4) возраст

3. Достигаемым статусом не является

1) работа

2) образование

3) возраст

4) хобби

4. Оценка обществом или социальной группой общественной

значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми,

называется

1) статусом 3) престижем

2) признанием 4) достижением

1,

15Тема 4. Социальная сфера

5. Признание группой людей или обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов называется

1) статусом 3) престижем

2) авторитетом 4) достижением

6. Процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и духовных ценностей называется

1) модификацией 3) нострификацией

2) социализацией 4) адаптацией

7. Процесс приспособления человека к меняющейся социальной среде с помощью различных социальных средств

называется

1) модификацией 3) нострификацией

2) социализацией 4) адаптацией

8. Пассивное восприятие целей и ценностей группы, окружения называется

1) конформизмом

2) популизмом

3) экстравагантным поведением

4) эмансипацией

9. Набор функций, более или менее чётко определённый

шаблон поведения, которое ожидается от человека, занимающего определённый статус в обществе, называется

1) социализацией

2) адаптацией

3) социальной ролью

4) социальным статусом

10. Перемещение в обществе, изменение социального статуса

1) социальная адаптация

2) социальная стратификация

3) социализация

4) социальная мобильность

16Тест 24. Социальные статусы и роли

Часть 1. Найдите в приведённом списке основные социальные роли

человека и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) работник 4) гражданин

2) друг 5) шахматист-любитель

3) семьянин

Ответ: 

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «социальный статус».

Предписанный, природный, достигаемый, приписываемый, прирождённый.

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

Ответ:  

3. Установите соответствие между социальной позицией и социальным статусом человека: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЗИЦИЯ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС

A) образование 1) предписанный статус

Б) национальность 2) достигаемый статус

B) материальное положение

Г) пол

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

4*. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен

ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, про-

6 1алы но обществочнанию. 3 кл

2$

16Тема 4. Социальная сфера

фессией и другими показателями и предполагающее определённые права и обязанности, называется социальным

 (1). Каждая личность в обществе выполняет

определённые социальные  (2): для школьника и студента — это учёба, для солдата — служба, для

профессора — преподавание. И у каждой личности таких

функций множество. Человек может быть одновременно

школьником, спортсменом, сыном и т.д. Один статус личность приобретает по  (3) и его называют

предписанным (например, если родители родившегося ребёнка являются гражданами России, он тоже сразу является  (4) России, также предписанным является статус мужчины, статус национальности и т.д.).

Другие статусы приобретаются в течение жизни и называются достигаемыми. К ним можно отнести статус руководителя предприятия, статус чемпиона мира по плаванию, статус учителя и т.д. Принятая в обществе

 (5) статусов является основой социальной

 (6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

A) функция Д) гражданин

Б) статус Е) стратификация

B) рождение Ж ) социализация

Г) иерархия

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

1 2 3 4 5 16Тест 24. Социальные статусы и роли

Часть 1. Прочтите отрывок из книги Ю. Волкова «Социология» и

выполните задания.

«В кастовой системе статус определяется рождением и является пожизненным; если использовать социологические термины: базой кастовой системы является предписанный статус.

Достигнутый статус не в состоянии изменить место индивида в

этой системе. Люди, по рождению принадлежащие к группе с

низким статусом, всегда будут иметь этот статус независимо от

того, чего они лично сумели достичь в жизни.

Общества, для которых характерна такая форма стратификации, стремятся к чёткому сохранению границ между кастами, поэтому здесь практикуется эндогамия — браки в рамках

собственной группы — и существует запрет на межгрупповые

браки. Для предотвращения контактов между кастами такие

общества вырабатывают сложные правила, касающиеся ритуальной чистоты, согласно которым считается, что общение с

представителями низших каст оскверняет высшую касту.

Индия. Индийское общество — наиболее яркий пример

кастовой системы. Основанная не на расовых, а на религиозных принципах, эта система просуществовала почти три тысячелетия. Четыре основные индийские касты, или Варны,

подразделяются на тысячи специализированных подкаст

(джати), причём представители каждой касты и каждой джа-

ти занимаются каким-то определённым ремеслом; так, брахманы могут быть только священнослужителями или учёными,

касту кшатриев составляют знатные люди и воины; все вайшьи — купцы и искусные ремесленники; шудры — простые

рабочие и крестьяне; хариджан — отверженные, неприкасаемые, занимающиеся унизительным трудом.

Статус группы хариджан фактически настолько низкий,

что даже выходит за рамки кастовой системы. Члены касты

хариджан, а также некоторые подкасты шудра составляют

группу индийских «неприкасаемых». Их прикосновение к

представителю высшей касты делает этого человека «нечисJSS

16Тема 4. Социальная сфера

тым». В некоторых случаях нечистой считается даже тень неприкасаемого, поэтому ранним утром и в полдень, когда фигуры отбрасывают самые длинные тени, членам касты хариджан даже запрещается заходить в некоторые деревни. Те, кто

«испачкался» от прикосновения с отверженным, должны исполнить ритуалы очищения, или омовения, для восстановления чистоты.

Хотя в 1949 г. правительство Индии объявило об отмене

кастовой системы, силу вековых традиций невозможно перебороть столь легко, и кастовая система продолжает оставаться

частью повседневной жизни Индии. К примеру, обряды, которые человек проходит при своем рождении, бракосочетании,

смерти, диктуются кастовыми законами. Однако индустриализация и урбанизация разрушают кастовую систему, поскольку

сложно соблюдать кастовые разграничения в переполненном

незнакомыми людьми городе.

Ю жная Африка. До недавнего времени Южно-Африканская Республика являла собой ещё один пример

общества, в котором социальная стратификация была основана на кастовой системе. Европейцы голландского происхождения — многочисленное национальное меньшинство, называющее себя африканерами, осуществляя контроль над

правительством, полицией и армией, проводило в жизнь идеи

о собственной системе стратификации, которую они определили как апартеид (ah-PAR-tate) — разделение рас. Население страны разделялось на четыре расовые группы: европейцы (белые), африканцы (чёрные), цветные (смешанная раса) и

азиаты. Принадлежность к конкретной группе определяла,

где тот или иной человек имеет право жить, учиться, работать; где тот или иной человек имеет право купаться или

смотреть кино — белым и не-белым запрещалось находиться

вместе в общественных местах. После десятилетий международных торговых санкций, спортивных бойкотов и т.п. африканеры были вынуждены ликвидировать свою кастовую систему. На первых национальных выборах после отмены

системы апартеида, в 1994 г. президентом Южно-Афри-

16Тест 24. Социальные статусы и роли

канской Республики был избран Нельсон Мандела, чёрный

африканец, который 19 лет провёл в тюрьме по обвинению в

революционной деятельности. Но, как и следовало ожидать,

кастовая система оставила после себя горькое наследие —

предубеждения, ненависть и чувство обиды, которые сохранятся ещё не у одного поколения граждан ЮАР.

Американская расовая кастовая система. После отмены

рабства в Соединённых Штатах (1 января 1863 г.) оно было

«заменено» расовой кастовой системой — рождение человека

накладывало на него пожизненную мету, и все белые американцы, в том числе бедные и необразованные, считали себя

лучше и выше любых американцев африканского происхождения. Такое отношение сохранялось даже в первой половине

XX в., через много лет после отмены рабства. Так же, как в

Индии и Южной Африке, белые — представители высшей

касты боялись «запачкаться» от общения с чернокожими, настаивая на существовании раздельных школ, гостиниц, ресторанов и даже туалетов и фонтанчиков для питья в общественных местах».

1) Используя текст и свои знания общественной жизни, дайте определение понятия «каста» и приведите не менее

двух признаков кастовой социальной структуры общества.

2} Выберите из текста один социальный статус и напишите

не менее двух социальных ролей, характерных для него.

2. Приведите не менее четырёх примеров влияния кастовой MS

системы на сферы общественной жизни: политическую, -------

экономическую, социальную, духовную. -------

3*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний, MS

раскройте его смысл, обозначив поставленную автором -------

проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше- -------

ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отноше- 

ние. При изложении своих мыслей по поводу различных

16Тема 4. Социальная сфера

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Каждый из нас сам вычеканил цену своей личности;

человек бывает велик или мал в зависимости от собственной воли» (С. Смайле).

2. «Человек без принципов и без воли похож на корабль,

у которого нет руля и компаса, он меняет своё направление с каждой переменой ветра» (С. Смайле).

3. «Счастье не в том, чтобы делать всегда, что хочешь, а в

том, чтобы всегда хотеть того, что делаешь (Л. Толстой).

4. «Ценить людей надо по тем целям, которые они перед

собой ставят» (Н . М иклухо-М аклай).

Тест 25. Нации и межнациональные

отношения

Часть лат

1. Что из перечисленного можно назвать межнациональным

конфликтом?

1) события в конце XX века в Нагорном Карабахе

2) Февральская революция в России 1917 года

3) восстание декабристов в Петербурге

4) противостояние нестяжателей и иосифлян в XVI веке

Ш

В

и

2. Устойчивая группа людей, осознающих свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее

название и элементы культуры, говорящих на одном языке, называется

1) расой 3) племенем

2) народом 4) гражданством

16Тест 25. Нации и межнациональные отношения

3. Этносоциальная общность эпохи Первобытности, основанная на кровнородственных связях и состоящая из родов

1) раса 3) народ

2) племя 4) гражданство

4. Надэтническая общность граждан одного государства, то

есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, для которой характерна общность экономической

жизни, языка, территории и определённых черт социальной психологии (национального характера, интересов, самосознания и др.), проявляющаяся в особенностях её

культуры и быта, называется

1) расой 3) народом

2) племенем 4) нацией

5. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе определяется термином

1) народ

2) племя

3) национальность

4) нация

6. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы путём убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного

воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое

уничтожение членов этой группы

1) экоцид 3) ксенофобия

2) геноцид 4) национализм

7. Большая группа людей, территориально оторванная от

своего народа и поселившаяся в другой стране

1) диаспора 3) этнос

2) идиома 4) племя

2 ■В

16Тема 4. Социальная сфера

ш п

ш

8. Слияние этносов, при котором один из них усваивает чужую культуру и полностью утрачивает свою, называется

1) ксенофобией 3) дискриминацией

2) ассимиляцией 4) национализмом

^ гл

ш и

9. Проповедь национальной исключительности и национального превосходства, направленная на разжигание национальной вражды и натравливание одной нации на другую

в интересах одной нации

1) ксенофобия

2) ассимиляция

3) дискриминация

4) национализм

10. Терпимость к чужим мнениям, верованиям, чужому образу жизни называется

1) ксенофобией 3) ассимиляцией

2) толерантностью 4) этногенезом

Часть jeS 1. Установите соответствие между понятиями и примерами:

к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите

элемент из второго столбца.

ПРИМЕРЫ ПОНЯТИЕ

A) Япония 1) моноэтническое государство

Б) Бельгия 2) многонациональное государство

B) Вьетнам

Г) Индия

Д) Армения

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д

16Тест 25. Нации и межнациональные отношения

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе-

нием одного, характеризуют понятие «этнос». -------

Народ, нация, народность, племя, группа, раса. -------

Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня- 

тию.

Ответ: 

3. Найдите в приведённом списке субъекты Российской Фе- &

дерации, чьи названия произошли от названия титульной -------

нации, и запишите цифры, под которыми они указаны. -------

1) Курская область -------

2) Чукотский автономный округ

3) Республика Татарстан

4) Республика Башкортостан

5) Иркутская область

6) Красноярский край

7) Приморский край

8) Еврейская автономная область

Ответ: 

4*. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен

ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«Народ — это устойчивая группа людей, осознающих

свою принадлежность к одной этнической общности, разделяющих общее название и элементы(1), говорящих на одном языке. Синонимом понятия «народ» является термин «этнос». В отличие от рас этнос представляет

собой не природное, а социальное явление, этнические различия проявляются в культуре, а не в (2). Поэтому этнообразующим(3) выступает культура, и

в том числе общность языка. Без языка нет этноса как такового. Кстати, это хорошо понимают и сами люди. Поэтому они очень дорожат языком, и если тот или иной человек оказывается в чужой этнической(4), он, как

16Тема 4. Социальная сфера

правило, всё делает для того, чтобы сохранить язык и передать его своим потомкам. Т о т (5), который забывает свой родной язык, быстро ассимилируется, то есть

растворяется в других(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

A) культура Д) среда

Б) общество Е) народ

B) признак Ж ) природа

Г) этнос

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Часть 1. Прочтите отрывок из романа Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди

Тома» и выполните задания.

«Такое понимание принципов гуманности было настолько

своеобразно и неожиданно, что мистер Шелби не мог не рассмеяться за компанию со своим гостем. Это ещё более подзадорило Гейл и, и он продолжал:

— Странное дело! Сколько я ни пытался вдолбить это людям

в голову, всё попусту. Взять хотя бы моего прежнего компаньона, Тома Локкера из Натчеза. Ведь неглупый был парень, а с

неграми — сущий дьявол! И всё из принципа, потому что на самом-то деле Том добрейшей души человек. Такая у него, видите

ли, была система. Я, бывало, говорю ему: «Том! Если твои девчонки плачут-разливаются, какой смысл кричать на них и хлестать их бичом? Ничему это не поможет. Пусть, говорю, ревут

17Тест 25. Нации и межнациональные отношения

на здоровье. Природа! Тут уж ничего не поделаешь. Гони природу в дверь, она войдёт в окно. Кроме того, им это только во

вред — дурнеют они от слёз. Ты бы лучше как-нибудь умаслил

их, поговорил с ними поласковей. Подпусти немножко гуманности — жалеть не будешь, помяни моё слово. Это куда лучше

действует, чем ругань да колотушки, и со временем всегда окупается, верно тебе говорю». Да разве ему вдолбишь! Столько перепортил товара, что пришлось мне с ним расстаться. А жаль,

добрейшей души был человек и в делах смыслил.

— Следовательно, вы полагаете, что ваш способ ведения

дел имеет некоторые преимущества по сравнению со способом

Тома? — спросил мистер Шелби.

— Смею так думать, сэр. Была бы только возможность, а я

всегда готов как-нибудь сгладить неприятные стороны нашего

ремесла. Например, продажу ребят. Отправлю мать куда-

нибудь, чтобы не мешала — ведь вы сами знаете: с глаз долой,

из сердца вон, — а когда дело сделано и назад его не повернешь, они волей-неволей свыкаются. Ведь это не белые, которые

сызмальства знают, что жена должна жить при муже, а дети —

при матери. Негр на это и не надеется — если, конечно, его

правильно воспитать, — значит, он и разлуку переносит легче.

— В таком случае, боюсь, что мои воспитаны неправильно, — сказал мистер Шелби.

— Может статься. У вас в Кентукки портят негров. Вы с ними по-доброму, а им эта доброта боком выходит. Сами посудите:

какая у негра доля? Мыкаться по белу свету, переходить из рук

в руки. А вы носитесь с ним, всячески его ублажаете. Глядишь,

он и размечтался не по чину. Каково ему потом придётся?

Я даже так скажу: на тех плантациях, где другие негры горланят песни да гогочут, словно одержимые, ваши негры чахнут.

Мы все, мистер Шелби, думаем каждый про себя, что поступаем

правильно, и, по-моему, я со своими неграми обращаюсь, как

они того заслуживают.

— Завидная уверенность! — Мистер Шелби чуть заметно

пожал плечами, явно испытывая чувство неловкости от таких

разглагольствований ».

17Тема 4. Социальная сфера

1) Дайте определение понятия «рабовладение». Составьте с

ним не менее двух предложений, раскрывающих его обществоведческий смысл.

2) В романе Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома» действие происходит в США в середине XIX века — в эпоху

расцвета рабства. После того как в 1512 году правительство Испании запретило использовать американских индейцев в качестве рабов, негры стали массово вывозиться из

Африки на плантации Юга США. Они были приспособлены к труду в тяжёлых условиях и фактически бесправны.

Когда во всём цивилизованном обществе развивался капитализм, в США ещё существовало рабовладение. Возраставшее напряжение между свободными Северными и рабовладельческими Южными штатами привело к мятежу

рабовладельческого Юга и Гражданской войне, в ходе которой были освобождены миллионы рабов. Это стало первым этапом межэтнических конфликтов между неграми и

«белыми» в США, которые продолжались более века. Одним из ярких его проявлений было возникновение в

1865 г. тайного общества Ку-клукс-клан, занимавшегося

поджогами и убийствами на расовой почве.

Используя свои знания из курса истории и обществозна-

ния, напишите не менее двух последствий существования

рабовладения на территории США для межнациональных

отношений в этой стране.

2. Приведите не менее двух примеров роли государства в раз-

— решении межэтнических конфликтов.

JS5 3*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

— раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

— проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отноше-

 ние к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, по-

17Тест 26. Отклоняющееся поведение

лученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во

времени, но то, что Бог думает о ней в вечности»

(Б. Соловьёв).

2. «Наша истинная национальность — человек»

(Г. Дж. Уэллс).

3. «Человек, ненавидящий другой народ, не любит и свой

собственный» (Н. Добролюбов).

Тест 26. Отклоняющееся поведение

Часть 1. Правило поведения с этическим содержанием, обладающее

значимостью для общества, социального слоя, отдельного

человека, называется

1) правовой нормой 3) моральной нормой

2) обычаем 4) религиозной нормой

JSS И

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора

2) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству

3) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

4) обязанность заботиться о престарелых родителях

ЯШ

2 в

3. Традиционно установившиеся правила общественного поведения называются

1) обычаем

2) правом

3) порядком

4) моралью

1,

17Тема 4. Социальная сфера

j&Bl

Bt

4 —

m

и

а —

174. Мера, принимаемая против стороны, нарушившей правила

поведения, называется

1) фикцией 3) деликтом

2) презумпцией 4) санкцией

5. Субъективное сознание соответствия или несоответствия

собственного поведения нравственным нормам называется

1) совестью

2) самоконтролем

3) санкцией

4) самооценкой

6. Элементом механизма самоконтроля не является

1) коммуникация

2) общественное мнение

3) санкция

4) индивидуальное сознание

7. Поведение, не согласующееся с общественными нормами,

называется

1) девиантным

2) демонстративным

3) дезинтеграционным

4) деструктивным

8. Виновно совершённое общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом под угрозой наказания,

называется

1) проступком 3) девиацией

2) преступлением 4) деликвенцией

9. По общему правилу уголовная ответственность наступает с

1) тринадцати лет

2) шестнадцати лет

3) семнадцати лет

4) восемнадцати лет

Тест 26. Отклоняющееся поведение

10. К понятию принудительных мер воспитательного воздействия для несовершеннолетнего, совершившего преступление, не относится(ятся)

1) обязательные работы

2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих,

либо специализированного государственного органа

3) возложение обязанности загладить причинённый вред

4) ограничение досуга и установление особых требований

к поведению несовершеннолетнего

Часть 1. Вставьте пропущенное слово: «Вид отклоняющегося пове- &

дения, которое провоцируется патологическим пристра- -------

стием к наркотикам и выражается в аморальных и кри- -------

минальных действиях, назы вается ». 

Ответ: 

2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключе- JSS

нием одного, характеризуют понятие «правонарушение». -------

Вина, умысел, деяние, алкоголизм, разбой, хулиганство. -------

Найдите и укажите термин, относящийся к другому поня- 

тию.

О твет:

4ГЕ3. Установите соответствие между деянием и видом правонарушения: к каждому элементу, данному в первом столбце,

подберите элемент из второго столбца.

MS

ДЕЯНИЯ

A) нанесение лёгких те- 1)

лесных повреждений

Б) опоздание на работу 2)

B) безбилетный проезд в

общественном транс- 3)

порте 4)

Г) отказ от выплаты

процентов по ипотеке

ВИД ПРАВОНАРУШЕНИЯ

гражданско-правовой проступок

административное правонарушение

уголовное преступление

дисциплинарный проступок

17Тема 4. Социальная сфера

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В

JBS 4*. Прочтите приведённый ниже текст, в котором пропущен

ряд слов.

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В подавляющем большинстве люди добровольно исполняют социальные (1). Поведение, которое не согласуется с социальными нормами, принятыми а

(2), называется отклоняющимся поведением.

К нему можно отнести алкоголизм, наркоманию, религиозный фанатизм, терроризм, расовую нетерпимость и др. Особенно опасными для общества являются такие социальные

 (3), которые признаются в обществе правонарушением. Правонарушение — это общественно опасное виновное, противоправное (4) (действие или бездействие), наносящее вред общ ественным(5) и

влекущее за собой юридическую(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один

раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим,

мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание

на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для

заполнения пропусков.

A) норма Д) деяние

Б) общество Е) отношение

B) труд Ж) ответственность

Г) отклонение

В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

СО

0С О 1 L

ю

1— i i

j

17'е ?т 26. Отклоняющееся поведение

Часть 1. Прочтите отрывок из повести Г. Белых и А. Пантелеева

«Республика ШКИД» и выполните задания.

«Путь, но которому двигался Громоносцев к Шкиде, был

длинный путь беспризорного. Пяти лет он потерял отца, а

позже и мать. Без присмотра, живя у дальних родственников,

схулиганился, и родственники решили сплавить юнца поскорее с рук, сдав его в Николо-Гатчиксккй институт.

Родственники получили облегчение, ко институт не обрадовался такому приобретению. Маленький шкетик Колька

развернулся вовсю: дрался, ругался, воровал и неизвестно чем

закончил бы свои подвиги, если б в это время институт не

расформировался.

Но Колька — сирота, и его переводят в другое заведение,

потом в третье. Колька так много сменил казённых крыш,

что и сам не мог их перечислить, пока наконец воровство не

привело его в Александро-Невскую лавру.

Когда-то лавра кишела чёрными монашескими скуфьями и

клобуками, но к прибытию Кольки святая обитель значительно изменила свою физиономию. Исчезли монахи, а в бывших

кельях поселились новые люди.

Тихие кельи превратились в общие и одиночные камеры, в

которых теперь сидели несовершеннолетние преступники.

Лавра была последней ступенью исправительной системы. Отсюда было только две дороги: либо в тюрьму, либо назад в

нормальный детдом.

Попасть в лавру считалось в те годы самым большим несчастьем, самым страшным, что могло ожидать молодого правонарушителя. Провинившихся школьников и детдомовцев

пугали Шкидой, но если уж речь заходила о лавре — значит,

дело было швах, значит, парень считался конченным.

И вот Колька Громоносцев докатился-таки до лавры. Три месяца скитался он по камерам, наблюдая, как его товарищи по

заключению дуются самодельными картами в «буру», слушал

рассказы бывалых, перестукивался с соседями, даже пытался

17Тема 4. Социальная сфера

бежать. В тёмную зимнюю ночь он с двумя товарищами проломили решётку камеры и спустились на полотенцах во двор.

Поймали их на ограде, через которую они пытались перелезть.

Отсидев тридцать суток в карцере, Колька неожиданно образумился. Однажды, явившись к заведующему, твёрдо заявил:

— Люблю математику. Хочу быть профессором.

Категорическое заявление Кольки подействовало. Громо-

носцева перевели в Шкиду».

1) Дайте определение понятия «отклоняющееся поведение» и

составьте с ним два предложения, раскрывающие его смысл.

2) Автобиографическая повесть Г. Белых и Л. Пантелеева

рассказывает о проблеме беспризорности в первые годы

после революции 1917 г. Количество беспризорных детей

резко увеличилось после Первой мировой и Гражданской

войн. В 1921 году в России насчитывалось 4,5 млн беспризорников, что неизбежно вело к росту преступности.

27 января 1921 года была создана Комиссия по улучшению жизни детей — «Деткомиссия ВЦИК» во главе с Феликсом Дзержинским. Были организованы детские воспитательные учреждения интернатного типа — детские

дома, школы-колонии, школы-коммуны, детские городки.

Одной из таких школ и была школа имени Ф.М. Достоевского в Петрограде, в которой учились авторы.

Найдите в тексте не менее двух названий исправительных

учреждений для детей и молодежи.

Используя текст, напишите три проявления отклоняющегося поведения у Громоносцева.

3) Используя текст, приведенную выше информацию и свой

жизненный опыт, напишите не менее трёх причин отклоняющегося поведения у детей и подростков.

jeS 2*. Выберите одно из предложенных ниже высказываний,

раскройте его смысл, обозначив поставленную автором

проблему (затронутую тему); сформулируйте своё отно-

17Тест 26. Отклоняющееся поведение

шение к позиции, занятой автором; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных

аспектов поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и

собственный жизненный опыт.

1. «Оставить преступление безнаказанным — значит стать

его соучастником» (П . Кребийон).

2. «Величайшие преступления совершаются из-за стремления к избытку, а не к предметам первой необходимости» (Аристотель).

3. «Преступление остаётся иногда ненаказанным, но оставляющим в покое — никогда» (Сенека).

 

 












Категория: Обществознание | Добавил: Админ (11.08.2016)
Просмотров: | Теги: боголюбова, Краюшкина | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar