Тема №9589 Ответы к задачам по обществознанию олимпиада 9 класс 2016-2017
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к задачам по обществознанию олимпиада 9 класс 2016-2017 из предмета Обществознание и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к задачам по обществознанию олимпиада 9 класс 2016-2017, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

1
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016–2017 уч. г.
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП
9 класс
Уважаемый участник!
При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую
работу, которую лучше организовать следующим образом:
‒ внимательно прочитайте задание;
‒ если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную
задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть
кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; запись ведите
чётко и разборчиво).
За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами
жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки.
Сумма набранных баллов за все решённые вопросы – итог Вашей работы.
Максимальное количество баллов – 125.
Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам
жюри.
Желаем успеха! 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
2
Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий
1. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу.
1.1. К основным видам экономических отношений относят
1) труд
2) предпринимательство
3) производство
4) распределение
5) творчество
6) обмен
1.2. Что из перечисленного является признаком федерации как формы
государственно-территориального устройства?
1) в государстве существует однопалатный парламент
2) входящие субъекты имеют статус государственного образования
3) наличие трёх независимых ветвей власти
4) в государстве существует двухуровневая система законодательства
5) образующие государство части имеют полный суверенитет
6) право регионов свободного выхода из состава государственного образования
1.3. Коммерческими юридическими лицами в Российской Федерации являются:
1) политические партии
2) публичные акционерные общества
3) публично-правовые образования
4) жилищные кооперативы
5) производственные кооперативы
6) унитарные предприятия
1.4. Формами рационального познания выступают
1) понятие
2) восприятие
3) суждение
4) умозаключение
5) ощущение
6) представление
Ответ:
1.1. 1.2. 1.3. 1.4.
346 24 256 134
2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не
указан один из верных ответов или наряду со всеми указанными верными
ответами приводится один неверный).
Максимум за задание 8 баллов. 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
3
2. Что объединяет приведённые ниже явления? Дайте максимально точный
ответ.
Группы поддержки, медиаторы, подстрекатели, пособники, свидетели, стороны.
Ответ: участники социального конфликта.
2 балла за верный ответ.
3. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы)
и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Эволюция, революция, стагнация, прогресс, регресс.
Ответ:
Общее: формы социальной динамики.
Лишнее: стагнация.
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы)
и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Абстрагирование, анализ, описание, классификация, моделирование, синтез.
Ответ:
Общее: теоретические методы научного познания.
Лишнее: описание.
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
5. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы)
и укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию.
Баски, кельты, сибиряки, шотландцы, эскимосы.
Ответ:
Общее: представители этнических общностей/групп, выделенных по этническому
признаку.
Лишнее: сибиряки.
2 балла за верный ответ (1 балл за правильное обоснование, 1 балл за
указание лишнего).
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
4
6. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если
не согласны ‒ «нет». Внесите свои ответы в таблицу.
6.1. В трудовую книжку заносится информация о наградах и поощрениях, но
не заносятся дисциплинарные взыскания.
6.2. В отличие от учебной, трудовая деятельность предполагает обязательное
наличие определённой квалификации.
6.3. Тип темперамента задан биологически, но социализируется в ходе жизни
человека.
6.4. Наличие собственных вооружённых сил является признаком, присущим
любому государству.
6.5. Гражданин N, работающий летом аниматором на туристическом курорте
и потерявший работу с началом осени, является циклическим безработным.
6.6. В большинстве современных государств существует нерегулируемая
государством свободная рыночная экономика.
Ответ:
6.1. 6.2. 6.3. 6.4. 6.5. 6.6.
да нет да нет нет нет
1 балл за каждую верную позицию.
Максимум за задание 6 баллов.
7. Решите задачу.
Владелец кинозала хочет увеличить выручку от продажи входных билетов.
Чтобы достичь цели, он увеличил цену билетов. При каком виде спроса он
добился бы желаемого? При каком виде спроса его выручка уменьшится?
Ответ: владелец кинозала добился бы желаемого при условии, что спрос на
услуги кинозала является неэластичным. Если спрос на услуги кинозала
окажется эластичным, его выручка с ростом цены входных билетов
уменьшится.
2 балла за верное указание вида спроса, при котором выручка увеличится.
2 балла за верное указание вида спроса, при котором выручка
уменьшится.
Максимум за задание 4 балла.
8. Прочитайте описание ситуации и ответьте на вопросы.
В 2015 г. гражданин В., известный филолог, за несколько месяцев перед
смертью закончил рукопись романа на сюжет древнегреческой мифологии со
значительными вставками на древнегреческом языке, который всю жизнь
мечтал написать. Роман был издан ещё при жизни автора в количестве 100 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
5
экземпляров, которые автор по себестоимости продал своим знакомым и
членам городского клуба любителей исторических романов. Гражданин В.
умер, не успев зарегистрировать авторские права и не успев составить
завещание. Из живых родственников у него осталась только 88-летняя мать.
1) Нормы какого кодекса регулируют права, возникшие у гражданина В.
в отношении его романа?
2) В каком году произведение гражданина В., станет общественным
достоянием?
3) Как повлияет на авторские права то, что гражданин В. умер, не успев
зарегистрировать авторские права?
4) Сможет ли мать гражданина В. претендовать на его наследство?
Приведите пояснение ответа.
5) К какому типу культуры относится роман гражданина В.? Назовите
три признака, по которым это можно определить (каждый признак обязательно
проиллюстрируйте примером из текста).
Ответ:
ВОПРОС ОТВЕТ БАЛЛЫ
1 Гражданский кодекс РФ 1 или 0
2 в 2076 г. (спустя 70 лет со смерти автора, начиная
с 1 января года, следующего за годом смерти автора)
2 или 0
3 никак не повлияет, поскольку для возникновения,
осуществления и защиты авторских прав не требуется
регистрации произведения, право на произведение
возникает в момент его создания (ГК РФ, ст. 1259, п. 4)
1 или 0
4 1) ответ: да, сможет;
2) пояснение: вне зависимости от наличия завещания
она является наследницей первой очереди, которая
в данном случае имеет все права на наследство
1 или 0
1 или 0
5 1) ответ: элитарная культура;
2) пояснение:
– целью является самовыражение автора, а не получение
коммерческой выгоды (гражданин В. продал книги по
себестоимости);
– ориентация на узкий круг ценителей (книга разошлась
среди членов клуба любителей исторических романов);
– необходимость специальной подготовки для восприятия
(вставки на древнегреческом языке)
1 или 0
по 1 баллу
за каждый
названный
признак, по
1 баллу за
каждое
приведённое
пояснение.
Максимум за задание 13 баллов.
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
6
9. Установите соответствие между примерами и видами деятельности,
которым они соответствуют.
ПРИМЕР ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) издание царём Алексеем Михайло-
вичем распоряжения о создании ману-
фактур
Б) публикация книжным издательством
«Алфавит» 5 млн экземпляров различ-
ных изданий за прошлый год
В) чтение социальным работником отк-
рытой лекции о здоровом образе жизни
Г) составление Минобрнауки графика роста
численности школьников в 2017‒2025 гг.
Д) проведение школьниками социологи-
ческих опросов в среде своих родителей
о состоянии школьного образования
в России
 1) материально-производственная
2) социально-преобразовательная
3) прогностическая
4) ценностно-ориентированная
5) познавательная
Ответ:
А Б В Г Д
2 1 4 3 5
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 5 баллов.
10. Установите соответствие между предприятиями и видами предприни-
мательства, к которым они относятся.
ПРЕДПРИЯТИЕ ВИД
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
А) ИП Олег Семёнович Петров, занимающийся
перевозками людей на маршрутном такси
Б) ООО «Свежий патиссон», закупающее
овощи у пригородных фермеров и продающее
их горожанам
В) АО «Пирамида», предоставляющее риел-
торские услуги
Г) ПАО «Копеечка», занимающееся куплей и
продажей акций и других ценных бумаг
разных компаний
Д) АО «Весёлые ребята», принимающее взносы
от клиентов и заключающее с ними договоры о
том, что оно возместит их ущерб в опре-
делённых случаях
1) страховое
2) посредническое
3) коммерческое
4) финансовое
5) производственное
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
7
Ответ:
А Б В Г Д
5 3 2 4 1
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 5 баллов.
11. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из
предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе,
прилагательные – в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов
есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу.
Существует несколько основных теорий, объясняющих общественное
развитие. Марксистская теория (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин) разделяла
историю человечества на несколько этапов – _______ (А), каждая из которых
состояла из _______ (Б) (производительные силы и производственные
отношения) и _______ (В) (социально-политические и духовные институты).
В основных формациях были _______ (Г), борьба между которыми двигала
человеческую историю вперёд. Причиной их возникновения было появление
_______ (Д), в которой и виделись основные беды человечества и которую
считалось необходимым ликвидировать, чтобы создать условия для
складывания общества справедливости.
В отличие от марксизма, абсолютизировавшего _______ (Е) сферу жизни
общества, цивилизационный подход исходил из первенствующего значения
_______ (Ж) сферы жизни общества и в первую очередь _______ (З). На её
основании А. Тойнби и О. Шпенглер выделяли локальные цивилизации,
отмечая, что нет единой истории человечества, а есть история отдельных
цивилизаций.
Преобладающий сегодня технократический подход (Д. Белл, Э. Тоффлер,
Дж. Гелбрейт, У. Ростоу) выделяет три крупные стадии истории человечества
на основе уровня развития _______ (И), который определяет остальные
компоненты – социально-политическую организацию и духовное развитие.
В 1970-е годы западные футурологи предсказали наступление _______ (К)
общества и определили его основные черты. 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
8
Список терминов:
1. базис
2. деятельность
3. духовная
4. касты
5. классы
6. коммунистическое
7. надстройка
8. общественная собственность
9. политическая
10. постиндустриальное
11. религия
12. сословия
13. техника
14. формация
15. частная собственность
16. экономическая
Ответ:
А Б В Г Д Е Ж З И К
14 1 7 5 15 16 3 11 13 10
По 1 баллу за каждую верную вставку.
Максимум за задание 10 баллов.
12. Объедините следующие понятия в классификационную схему.
Понятия: 1. проступки, 2. преступления, 3. дисциплинарные, 4. уголовные,
5. административные, 6. правонарушения, 7. гражданские.
Ответ:
По 1 баллу за каждую верную позицию.
Максимум за задание 7 баллов.

6
2 1
4 5 7 3 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
9
13. Рассмотрите рисунок. Укажите отражённые в нём социальные статусы
изображённого человека. Укажите пять статусов.
Ответ: мужчина, воин (рыцарь), феодал, дворянин, христианин, вассал, сеньор,
участник Крестовых походов.
По 1 баллу за каждый верный элемент.
Максимум за задание 5 баллов.
14. Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Исторический миф ‒ мощное оружие пропаганды Нового и Новейшего
времени… В наши дни мифотворцы обращаются за поддержкой уже не
к священным текстам или чудесам, а к исторической науке… Одно, это
исторические сведения сами по себе, другое ‒ их интерпретация, ценностное
отношение. Самая опасная ложь ‒ та, что на 99 % состоит из правды. Миф
отличается от науки не тем, что он не опирается на факты или сам их
выдумывает (это как раз не обязательно), а тем, как он расставляет акценты,
чему придаёт высшую ценность…
Между подлинным мифом ‒ греческим, германским или индейским ‒
и современным идеологическим мифом такая же разница, как между
настоящим бифштексом и вермишелевым концентратом «со вкусом говядины».
В самом деле, идеологический миф лишь использует некоторые механизмы
подсознания, хорошо заметные в классической мифологии, чтобы изложить
с их помощью совсем иное содержание и предложить его совсем иным людям ‒
уже способным к иным, высшим видам мышления.
Учёные предлагают различать «два значения слова “миф”»: 1) вид
архаического мировосприятия; 2) «добросовестное заблуждение», когда
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
10
репутация предмета принимается за сам предмет. Первый характерен для
древних культур, второй ‒ для современной культуры»… Для нашего
сегодняшнего мира именно «миф-2» сохраняет грозную актуальность, в то
время как «миф-1» ‒ в лучшем случае этнографическое значение.
Любая человеческая общность невозможна без общих ценностей,
фиксируемых единым базовым смыслом ‒ смыслом, который культура
предлагает своим носителям для оправдания их жизни и деятельности. Этот
смысл невыразим до конца в словах (поскольку касается вещей
метафизических), поэтому он не поддаётся вполне логичному объяснению.
Вместо этого он лишь обозначается основным символом данной культуры и
раскрывается (возможно, скорее иллюстрируется) в её основном мифе. Без
этого культура не может сложиться как нечто целое и отграниченное от всех
прочих культур. Рационального сознания для этого недостаточно: ведь законы
физики во всём мире едины. А культуры различны, больше того ‒ именно в их
различии и многообразии богатство человечества и его шансы на выживание
перед лицом любых опасностей, которые может нести будущее.
Мосионжник Л.А. «Технология исторического мифа»
1. А. Какие два типа мировоззрения (две формы постижения мира)
противопоставляет автор? Б. Опираясь на обществоведческие знания,
приведите два отличия между ними.
2. Сколько смыслов слова «миф» приводит автор? Раскройте их
содержание.
3. Опираясь на содержание текста, назовите тип культуры, для которого
характерен современный миф.
4. Какую, по мнению автора, социальную функцию играет современный
миф? Раскройте содержание этой функции, приведя авторскую цитату.
5. Выскажите предположение, какую социальную опасность может нести
современный миф.
ЭЛЕМЕНТЫ ОТВЕТА БАЛЛЫ
1. А. Научное и мифологическое;
Б. два отличия между ними, например:
– миф опирается на веру и не требует доказательств, а
наука опирается на разум и строго доказательна;
– миф даёт только ответы и не приемлет вопросов, а
научное познание начинается с вопроса (проблемы);
– синкретичность мифа (соединение рационального и эмо-
ционального, неотчётливое разделение объекта и субъекта
познания, предмета и знака, вещи и слова), тогда как наука
представляет собой системное знание.
Могут быть приведены другие отличия.
А. 1 балл
Б. По 2 балла за
каждое отличие
(всего 4 балла)
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
11
2. Два смысла:
– классический миф как вид архаического мировосприятия;
– современный миф как «добросовестное заблуждение».
По 2 балла за
раскрытие
содержания
каждого
смысла (всего
4 балла)
3. Характерен для современной массовой культуры. 2 балла
4. Положительная социальная функция мифа – интеграция,
консолидация общества.
2 балла
Пояснение, например: «Любая человеческая общность
невозможна без общих ценностей, фиксируемых единым
базовым смыслом ‒ смыслом, который культура предлагает
своим носителям для оправдания их жизни и
деятельности».
Может быть приведено другое положение текста,
поясняющее интегрирующую функцию мифа.
2 балла
5. Современные мифы могут создаваться с целью
разжигания вражды между членами общества, утверждения
превосходства одних народов или социальных групп над
другими, оправдания антигуманной политики.
Могут быть высказаны иные предположения.
3 балла
Максимум за задание 18 баллов
15. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько
высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах
само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться
форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия,
ответ запишите прямо в таблицу.
ВЫСКАЗЫВАНИЯ ПОНЯТИЯ
1) *** государства должна быть такой, чтобы не
нарушать *** гражданина. (Станислав Ежи Лец)
Пишите коротко и неясно. (Наполеон Бонапарт,
обращаясь к составителям ***)
Вы видели *** стран мира. Они смешны, скандальны.
Какие-то люди написали книгу и навязывают её
обществу. А потом с лёгкостью изменяют её много раз
в соответствии с потребностями правителей. (Муаммар
аль-Каддафи)
конституция
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
12
2) *** – побочный продукт процветающих банков.
(Эдвард Йокель)
*** ‒ это законная процедура, в ходе которой Вы
перекладываете деньги в брючный карман и отдаёте
пиджак кредиторам. (Тристан Бернар)
Бедняк никогда не станет ***. (Английская поговорка)
банкротство
3) Если бы от *** что-то зависело, то нам бы не
позволили в них участвовать. (Марк Твен)
*** ‒ священное таинство демократии. (Теодор
Хесберг)
Только способность *** составляет квалификацию
гражданина. (Иммануил Кант)
выборы/
голосование
4) *** никогда не бывает реальностью, иначе весь мир
стал бы святым. (Освальд Шпенглер)
Мысль без *** ‒ недомыслие, *** без мысли ‒
фанатизм. (Василий Ключевский)
*** без политики бесполезна, политика без ***
бесславна. (Александр Сумароков)
мораль
По 2 балла за каждое верное слово.
Максимум за задание 8 баллов.
16. Перед Вами высказывания известных отечественных и зарубежных
мыслителей. Выберите то из них, которое станет темой сочинения-эссе. Ваша
задача – сформулировать своё собственное отношение к проблеме, поднятой
в данном утверждении, и обосновать его теми аргументами, которые
представляются Вам наиболее существенными. Выбрав тему, обязательно
укажите, с позиции какой базовой науки (культурологии, политологии,
социологии, философии, экономики, юриспруденции) Вы будете её
рассматривать.
1) «Расширять свои знания можно только тогда, когда смотришь
прямо в глаза своему незнанию». (К.Д. Ушинский)
2) «В коем царстве люди богаты, то и царство то богато, а в коем
будут убоги, то и царству тому не можно слыть богатому». (И.Т. Посошков)
3) «Конкуренция обеспечивает наилучшее качество продуктов и
развивает наихудшие качества людей». (Д. Сарнофф)
4) «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по
поводу решений». (Ф. Бурлацкий)
5) Шум оружия заглушает голос законов. (Ш. Монтескьё)
 
Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию. 2016‒2017 уч. г.
Школьный этап. 9 класс
13
Критерии оценивания сочинения-эссе:
Если сочинение-эссе написано не в контексте базовой науки или базовая наука
не определена, то максимальный балл, который может быть выставлен по
каждому критерию оценивания, ‒ 3.
1. Умение выделить проблему, поставленную автором, обоснование её
значимости для общественных наук и социальной практики.
2. Умение сформулировать и обосновать собственную точку зрения при
раскрытии темы.
3. Уровень аргументации:
а) внутреннее смысловое единство, согласованность ключевых тезисов
и утверждений, непротиворечивость суждений;
б) опора на научные теории, владение понятиями курса;
в) опора на факты общественной жизни, личный социальный опыт;
г) примеры из произведений духовной культуры (литература, театр, кино,
живопись и др.).
4. Умение сформулировать основные выводы по итогам рассмотрения темы.
До 4 баллов за каждый критерий.
Максимум за задание 28 баллов.
Максимум за работу 125 баллов. 


Категория: Обществознание | Добавил: Админ (06.11.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar