Тема №4268 Функции и предпосылки применения правовых норм
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Функции и предпосылки применения правовых норм из предмета Правоведение и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Функции и предпосылки применения правовых норм, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности.

1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда возникает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Например, для того чтобы реализовать конституционное право на труд, необходимо официальное решение администрации предприятия, учреждения, организации о принятии на работу конкретного гражданина; чтобы учиться в высшем учебном заведении нужно, решение ректора о зачислении абитуриента в вуз; для получения пенсии по достижении пенсионного возраста или же пособия по инвалидности необходимо решение органов социального обеспечения и т. д. Во всех этих случаях мы видим, что для реализации этих прав необходимо решение конкретного компетентного органа (должностного лица).

2. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право.

3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определяет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, совершившим административное правонарушение, меры административного взыскания применяют только компетентные органы государственной власти (должностные лица), предусмотренные административным законодательством.

4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти. Например, регистрация сделок нотариальными органами, нотариальное оформление завещания, регистрация устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговый контроль за финансовой деятельностью предприятия или организации и т. п.

5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд).

6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим).

Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов. Например, издание приказа о приеме на работу, выдача свидетельства о регистрации брака, решение о зачислении абитуриента в вуз и т. д.

Под правоохранительной деятельностью понимают действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка.

Как самостоятельная, юридически значимая деятельность, применение права осуществляет в правовом регулировании ряд важных функций.

1. Прежде всего, это конкретизационная функция. В процессе применения конкретизируются общие правовые предписания путем установления субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений.

2. Правообеспечительная функция. Основное назначение применения права – обеспечение реализации прав и обязанностей. Действуя в интересах носителей субъективных прав и юридических обязанностей, правоприменительный орган обеспечивает их эффективную реализацию.

3. Правовосполнительная функция. Помимо конкретизации существующих правовых норм правоприменитель может принимать решение и при их отсутствии, при пробелах в праве. В этом случае решение принимается на основе общих принципов законодательства. (аналогия права). Следовательно, в данном случае правоприменительный акт как бы восполняет пробел, позволяя осуществить регулирование и при отсутствии нужной правовой нормы.

4. Регулятивная функция. Правоприменительный акт - обязательное для исполнения решение правоприменительного субъекта. Этому велению должно соответствовать поведение участников правоотношений. Его реализация обеспечивается мерами государственного принуждения. Следовательно, правоприменение, кроме всего прочего, направлено на индивидуальное регулирование общественных отношений.

5. Охранительная функция. В процессе правоприменения осуществляется не только позитивное правовое регулирование отношений, но и их охрана. Правоприменительный (правоохранительный) акт нередко содержит меры государственного принуждения по отношению к нарушителю юридической обязанности, к субъекту, ущемляющему права индивидов и организаций.

6. В механизме правового регулирования правоприменительный акт нередко играет роль юридического факта (часто в рамках фактического состава). Следовательно, в этом случае правоприменительный акт является промежуточным звеном между правотворчеством и реализацией права в правоотношениях.

7. Наконец, кроме сугубо юридических функций применение, применение права осуществляет и общесоциальную функцию – управленческую. В процессе правового, в том числе и индивидуального, регулирования осуществляется социальное управление общественных процессов. Однако это не управление вообще, а управление специализированного характера, нацеленное на обеспечение строгого воплощения в жизнь общих программ, закрепленных в нормах права.

 


Категория: Правоведение | Добавил: Админ (10.11.2015)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar