Тема №7530 Ответы к тестам по русскому языку 5 класс Черногрудова (Часть 4)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по русскому языку 5 класс Черногрудова (Часть 4) из предмета Русский язык и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по русскому языку 5 класс Черногрудова (Часть 4), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

(4)Крыши домов, сараев, заборы — всё мокро, всё блестит
от обильных капель ночной росы. (5)И над всем этим — над
домами, над пожарной каланчой, над старым городским садом — прозрачно синело чистое предутреннее небо. (б)Из-за
заборов тянуло свежим запахом огородной зелени особенно
сильно пахло укропом.
(7)Городок спал. (8)Не спали одни воробьи. (9)Они перепархивали в палисадниках, отряхивали отсыревшие от росы
пёрышки и чирикали как-то нехотя, ещё спросонья.
(Ю)Сергей Иванович и Володя свернули в переулок, ведущий круто вниз, и спустились к речке. (11)Она была тихая,
слегка подёрнутая дымкой тумана. (12)Кое-где на поверхности изредка расплывались круги рыба начинала играть.
(13)В уголке возле дощатого мостика старичок рыболов
уже раскидывал удочки.
(Г. Скребицкий)
1. Из предложения 5 выпишите существительное небо с зависимыми от него прилагательными. Определите род, число
и падеж этих слов, выделите окончания прилагательных.
2. Из предложения 6 выпишите словосочетание «прилагательное + существительное», оба слова в котором м.р.
ед.ч. т.п.
3. В предложении 10 найдите существительное, которое обозначает предмет, характеризуемый прилагательным тихая из предложения 11. Запишите получившееся словосочетание в форме женского рода единственного числа
предложного падежа.
108
Разбор прилагательного
ТЕСТ 44. ПОЛНЫЕ И КРАТКИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР
ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Часть 1
1. Укажите строку, в которой правильно описаны особенности изменений кратких прилагательных.
1) не склоняются
2) не склоняются, но изменяются по числам, а во множественном числе — по родам
3) склоняются, как полные прилагательные
4) не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе — по родам
& 0
2. В какой строке все слова — краткие прилагательные?
1) быстр, угловат
2) могуч, туч
3) пригож, корж
4) усидчив, лучик
 0
3. В какой строке правильно указаны характеристики прилагательных из предложения:
Своими слабыми клювами и лапками корольки не
могли защищаться от свирепых сов.
1) слабыми — ед.ч. т.п., свирепых — мн.ч. р.п.
2) слабыми — мн.ч. т.п., свирепых — мн.ч. р.п.
3) слабыми — мн.ч. п.п., свирепых — мн.ч. п.п.
4) слабыми — мн.ч. т.п., свирепых — ед.ч. д.п.
& 0
4. У какого прилагательного не образуется краткая форма?
1) ленивый
2) храбрый
3) заботливый
4) стеклянный
 0
109
Морфология. Орфография. Культура речи
И Ю
5. Укажите верную синтаксическую характеристику прилагательного из предложения:
Там небеса и воды ясны.
1) прилагательное является дополнением
2) прилагательное является определением
3) прилагательное является сказуемым
4) прилагательное является обстоятельством
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Вот проснулся глухарь и сказал — «дак!». (2)Он тоже
не знает, что мы близко. (З)Голос его спокоен и чист.
(4) Глухарь прислушался к тишине и снова сказал: «дак!».
(5) Потом он запел. (б)Глухариная песня — это колдовство! (7)В ней ни лихости, ни звонкости. (8)В ней скрипучий
деревянный ритм, глухая лесная силища, дикая красота.
(9)Чёрный лесной петух топчется на корявом суку, с костяным стуком разворачивает широкий веер хвоста от жаркой
крови вспухают его багряные брови, а чёрная бородка топорщится и трясётся. (Ю)Он, как шаман, самозабвенно колдует
и бормочет заклинания. (11)И околдованный охотник, как
заведённый, то шагает, то прыгает под эту песню, забыв обо
всём. (12)Песня зовёт, манит, ведёт по ночному лесу, делает
с охотником что хочет. (13)Она утихнет — и охотник замрёт и перестанет дышать. (14)Песня зазвучит — и охотник
сожмётся, как тугая пружина. (15)«Точение» — и охотник
срывается с места, прыгает в чащобу, в сопящий под ногами
мох. (16)Опять перемолчка — и опять охотник замер он боится дышать, боится стука своего сердца.
(17)Страшная сила у этой песни. (18)Она поднимет с постели, она не даст покоя, она поведёт в чёрный настороженный лес. (19)Песня ведёт охотника, песня командует им: он
пленник песни.
(Н. Сладкое)
110
Разбор прилагательного
1. Из предложений 2-6 выпишите краткие прилагательные. ^ ^
2. Из предложений 5-9 выпишите прилагательные, которые ф ^
не образуют краткую форму.
3. Определите род, число, падеж прилагательного из предложения 12.
<р &
111
Морфология. Орфография. Культура речи
Глагол
& 0
н а 0
 0
ТЕСТ 45. ГЛАГОЛ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ.
НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА ГЛАГОЛА.
НЕ С ГЛАГОЛАМИ
Часть 1
1. Выберите верный вариант определения глагола как части
речи.
1) Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы ч т о делать? что с д е лать?
2) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы кто? что?
3) Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы какой? чей?
4) Самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ч т о делать?
что сделать?
2. Как изменяются глаголы?
1) по временам и числам
2) по видам
3) по падежам
4) по лицам и падежам
3. В каком времени глаголы изменяются по лицам и числам?
1) в прошедшем и настоящем
2) в настоящем и будущем
3) в будущем и прошедшем
4) не изменяются
4. В каком времени глаголы изменяются по родам и числам?
1) в прошедшем
2) в настоящем
3) в будущем
4) не изменяются
112
Глагол
5. От чего зависит написание -ТЬСЯ----ТСЯ в глаголах?
1) от времени глагола
2) от вида глагола
3) от вопроса, на который отвечает глагол
4) от лица глагола
& и
0 П
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
() Для песни кукушке нужен звонкий лесок: чтобы голос
стал упруг и звучист. (2)Есть в лесу такие уголки всё там
звенит — и птицы и ветер.
(З)Любят кукушки чужие годы считать. (4)Уж и дроздам
надоест свистеть, утонут кусты в ночном тумане, а они всё
кричат да кричат.
(5)Стоим мы в звонком борке, и над нами кричит кукушка. (б)Сидит она на чёрной сосне, над которой дрожит звезда.
(7)Сидит и кланяется зелёной заре: чуть приподнятый хвост,
чуть обвислые крылья и набухшее толстое горло. (8)Это умелый крикун.
(9)Сосновый борок подхватывает крик и мчит к заре за зубчатую полосу леса. (10)А оттуда отвечает ему другая кукушка.
() Все другие кукушки умолкли, а наша кричит: уж
больно соперник упрям, не одолеть никак!
(12)Давно мы со счёта сбились, давно разгадали тайну ответного крика. (13)Вторит нашей кукушке не соперник, а лесное далёкое эхо, перекликается она сама с собой, сама себя хочет перекричать. (14)Жить бы да слушать, слушать да жить!
(Н. Сладкое)
1. Из предложений 3-5 выпишите все глаголы в неопределённой форме.
<=■ &
2. В каком из предложений 11-14 все глаголы употреблены
в неопределённой форме. Напишите номер этого предложения.
<=> &
113
Морфология. Орфография. Культура речи
3. В каком из предложений 2-6 употреблено наибольшее количество глаголов? Запишите номер этого предложения и
количество использованных в нём глаголов.
ТЕСТ 46. ВИД ГЛАГОЛА.
БУКВЫ Е - И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ
gS 171
& и
SZ 0
0
Часть 1
1. Как определяется вид глагола?
1) по слову, которое зависит от глагола
2) по слову, от которого зависит глагол
3) по вопросу
4) по значению глагола
2. В какой строке все глаголы одного вида?
1) свернёт, выжигает, нарисует
2) плывёт, убирает, расстелет
3) рисует, выскажет, читает
4) звенит, убирает, смотрит
3. От чего зависит выбор гласной Е или И в корнях с чередованием?
1) от вопроса
2) от последующего суффикса
3) от значения слова
4) от смысла высказывания, в котором употреблён глагол
4. В какой строке во всех словах пропущена одна и та же
буква?
1) нат..реть, подб-.рать, отд..ру
2) выб..рать, запирать, забирать
3) взбираться, бл..стеть, т..реть
4) бл..стать, зап..р, зам..рло
114
Вид глагола
5. В какой строке все слова — глаголы совершенного вида с
пропущенной гласной Е?
1) уб..ру, вымерли, соб-.рут
2) забирают, расст..лет, запирают
3) выстилают, зад..рают, отб..рут
4) избирает, выб..рет, отд..рёт
т п
[ Ц П
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Небо сияет — глаз не поднять. (2)И в этом сиянии, невидимо, летят с юга на север птичьи песни. (З)Летят в одиночку и стайками: никому их не видно, но всем слышно.
(4)Медленно тонут в набухшем снегу нагретые солнцем
хвоинки, чешуйки и щепки. (5)Синицы собирают на снегу
оттаявших комаров и мух. (б)Услышав летучие песни, синицы скачут вверх по стволу, с сучка на сучок, всё выше и
выше, как по ступенькам винтовой лестницы. (7)Вот и еловый шпиль: дальше синее небо, белое сияние... (8)Ничего не
видать. (9)Разве песни увидишь?
(10)А песни летят, домой торопятся — песня за песней,
одна за другой. (П)Журчащие как ручейки.
(12)Осенью птицы улетают молча: были и нет. (13)Или
кричат унылыми прощальными голосами. (14)А весной каждая пичужка звенит. (15)Не видя, узнаешь. (16)Вон та — трясогузка, а это — зарянка. (17)А эта, что летит и журчит, —
жаворонок. (18)Близкая сердцу птица: песнь и полёт!
(19)По липкой пашне бегают скворцы и кричат чибиси-
ными голосами. (20)Видно, устали чибисы в пути, и скворцы обогнали их. (21)На лету подхватили чибисиные унылые
крики и унесли их с собой. (22)А может, налетела на чибисов
беда, может, снежные вихри заломили им крылья и понесли
по земле. (23)Не долетела бы песня домой, если бы не скворцы. (24)Весна — вот и торопятся песни домой. (25)Песни спешат наперегонки. (26)Песни летят как на крыльях!
(Н. Сладкое)
115
Морфология. Орфография. Культура речи
 => 1. Из предложений 4-7 выпишите глагол с чередующейся
гласной в корне.
 <=> 2. Из предложений 7-11 выпишите глаголы, определите их
вид.
 3. Из предложений 12-17 выпишите глагол совершенного
вида.
ТЕСТ 47. ВРЕМЯ ГЛАГОЛА:
ПРОШЕДШЕЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ВРЕМЁН
Часть 1
&S 0
и ю
1. Укажите неверное утверждение.
1) Для образования прошедшего времени обычно используется суффикс -Л-.
2) Глаголы могут употребляться только в формах прошедшего и настоящего времени.
3) Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам,
а в единственном числе — по родам.
4) В прошедшем времени перед суффиксом -Л- пишется
та же гласная, что и в неопределённой форме.
£$ 0
2. Укажите неверное утверждение.
1) Глаголы могут употребляться в формах прошедшего,
настоящего и будущего времени.
2) Формы настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида.
3) Будущее время имеет три формы: простую, составную
и сложную.
4) От глаголов совершенного вида образуется будущее
простое, от глаголов несовершенного вида — будущее
сложное время.
116
Время глагола
3. Выберите строку, в которой все слова — глаголы в форме
настоящего времени.
1) растит, выращивает, вырастает
2) вырастит, прорастит, рос
3) вырастет, расти, растил
4) растить, расту, пророс
4. Выберите строку, в которой все слова — глаголы в форме
прошедшего времени.
1) строит, построит, строить
2) пристроить, строил, стройка
3) пристройка, строительство, построю
4) застроил, выстроил, пристроил
5. Выберите строку, в которой все слова — глаголы в форме
будущего времени.
1) буду писать, пишет, запись
2) писать, будет записывать, писарь
3) напишет, запишу, буду расписывать
4) спишу, списать, списывает
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1 разрешение на ловлю перепела было получено нужен
был только один, но зато самый голосистый.
(2)Не раз на вечерней заре бродил Сергей Иванович с Володей в заречных лугах. (З)Шли не спеша, останавливались,
присаживались у дороги, слушали. (4)Тут и там звонко кричали — отбивали зорю — перепела. (5)Но какой же из них самый голосистый? (6)Этот вопрос разрешить было совсем нелегко: кричали примерно все одинаково. (7)Однако это так только
может казаться несведущему человеку. (8)Зато ухо Сергея
Ивановича улавливало тончайшие оттенки в их голосах.
(9)Вон тот, у речного затона, громко «бьёт», да голос нечист, с хрипотцой. (10)А этот, возле овражка, какой-то трескучий, звонкости нет. (И)Значит, опять не годится.
& 0
 0
& 0
117
Морфология. Орфография. Культура речи
MS <=>
MS ■=>
ms ^
MS 0
® П
® п (12) Разбирался ли в этом и Володя, кто его знает, но, во
всяком случае, в оценке перепелиных голосов он разделял
мнение своего друга.
(13) Наконец за берёзовым перелеском друзья отыскали такого певца, который всем хорош: и «бьёт» громко, и голос
чистый, звонкий. (14)Так бы всю ночь и сидел на камешке у
дороги да слушал! (15)Но долго слушать друзьям было некогда. (16)Надо торопиться домой. (17)А на следующий день на
утренней зорьке они попытают счастья поймать голосистого.
(18)Чтобы не проспать, Володя отпросился у матери ночевать у Сергея Ивановича. (19)В эту ночь он никак не мог
заснуть. (20)В два часа начало светать, а в три Сергей Иванович с Володей отправились на ловлю!
(Г. Скребицкий)
1. Из предложений 15-19 выпишите глагол в форме будущего времени.
2. Из предложения 12 выпишите глагол в форме настоящего
времени.
3. В каких из предложений 2-8 употреблены глаголы только в форме прошедшего времени? Запишите номера этих
предложений.
ТЕСТ 48. СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ
Часть 1
1. Выберите верное определение понятия «спряжение».
1) Это изменение глаголов по родам и числам
2) Это изменение глаголов по падежам и лицам
3) Это изменение глаголов по лицам и числам
4) Это изменение глаголов по временам и родам
118
Спряжение глаголов
2. В какой строке все перечисленные глаголы — исключения
из  спряжения (на -ать)?
1) махать, спать, звать, гнать
2) гадать, собирать, держать, страдать
3) гнать, дышать, держать, слышать
4) гнать, дышать, слушать, держать
MS 0
3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется
буква Е?
1) помаш..т, науч..т
2) дыш..шь, скрут..шь
3) послужишь, направишь
4) бормочешь, прогреешь
MS 0
4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется
буква И?
1) усво..шь, зависишь
2) брос..шь, сбре..шь
3) встретишь, беле..шь
4) постав..шь, купа..шь
MS 0
5. В каком ряду во всех глаголах множественного числа пропущена одна и та же буква?
1) бор..тся, езд..т, стро..т
2) смотр..тся, гре..тся, завис..т
3) прокол..тся, застел..т, перемел..тся
4) ла..т, ссор..тся, прикле..тся
MS 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Паутину крестовика я, как и все вы, ребята, видел.
(2)Но как её делает паук, понятия не имел. (3)И вот в тот
день я не только увидел, как паук ткёт свою сеть, но и понял, какая это трудная работа.
119
Морфология. Орфография. Культура речи
(4)Сначала паук делает треугольную раму, на которую
натягивает паутину. (б)Треугольник может быть вершиной
и вниз и вверх. (6)Мой паук решил строить треугольник,
обращённый вершиной вверх. (7)Для этого он забрался на
ветку и крепко прилепил конец будущей паутинки к дереву. (8)Потом паук смело прыгнул с ветки, на секунду повис
на невидимой паутинке и стал медленно спускаться на землю. (9)3атем паук прикрепил паутинку к земле и быстро,
как акробат по канату, снова взобрался наверх. (Ю)Через
секунду он уже опять спускался на землю, вытягивая новую паутинку. (11)Но, приземлившись опять, паук не стал
её прикреплять тут же, а отбежал в сторону и только там
закрепил. (12)Основа — треугольник — была готова. (13)Но
крестовик считал, видимо, что она недостаточно прочна, и в
стороны от основных нитей протянул дополнительные: они
как бы растягивали и поддерживали треугольник. (14)Пау-
ку ещё предстояла большая работа: внутри треугольника он
протянул нити, соединил ими стороны. (15)Теперь уже получился многоугольник. (16)Первая и самая трудная часть
была закончена — основа паутины натянута.
(Ю, Дмитриев)
1. Определите спряжение однокоренных глаголов из предложений 1 и 3.
eS =>
& =>
2. Из предложений 6-7 выпишите глагол 1-го спряжения.
3. Из предложения 9 выпишите глаголы, определите их
спряжение.
120
Ь после шипящих в глаголах
ТЕСТ 49. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
В ГЛАГОЛАХ ВО 2-М ЛИЦЕ
ЕДИНСТВЕННОГО ЧИСЛА.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛОВ
Часть 1
1. Укажите форму, в которой в глаголах пишется Ь после
шипящих.
1) 1-е лицо единственное число
2) 2-е лицо единственное число
3) 3-е лицо множественное число
4) 1-е, 2-е и 3-е лицо множественное число
 0
2. В каком ряду все слова — глаголы?
1) стучать, достучится, простукивает
2) покориться, покорность, покорять
3) смущать, смутиться, смущение
4) бег, бегу, забежать
MS 0
3. В каком ряду все глаголы употреблены в форме одного
лица?
1) выстрелишь, пробудится, дого2) струсил, полюбишь, найдём
3) указал, приучили, засверкаешь
4) выбрасываете, заходишь, позаботишься
& и
4. Укажите глагол совершенного вида, прошедшего времени,
единственного числа, среднего рода.
1) исправлю
2) зашло
3) заходило
4) исправили
5. Укажите неопределённую форму для глагола присоединится.
& 0
0
1) присоединить
2) присоединять
3) присоединиться
4) присоединяться
121
Морфология. Орфография. Культура речи
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
() Поймать песню вальдшнепа не легко: за ней не угонишься. (2)Её нужно подстеречь под воздушной тропинкой
или приманить. (З)Если подбросить вверх шапку, то вальдшнеп иногда сворачивает к ней со своего прямого пути.
(4)Притушив костёр, мы налегке отошли к берёзкам, над которыми нынче тянули вальдшнепы, и стали ждать. (5)Первый
протянул стороной и не увидел подброшенной шапки. (б)Второй
увидел, свернул, но перестал кричать и пролетел молчком.
(7)Третий тянул прямо на нас. (8)Я нащупал кнопку магнитофона и... и в этот момент товарищ подбросил шапку! (9)Я
попытался остановить его — зачем приманивать, когда птица
и так над головой? — но опоздал. (Ю)Вальдшнеп метнулся в
сторону и исчез.
() Это была наша первая потеря: для меня — вальдшне-
пиной песни, для товарища — шапки. (12)Шапка угодила в
ручей и уплыла.
(13)И вдруг мы услышали, что песня вернулась. (14)Песня
кружила над нашим костром. (15)Ветер раздул костёр: пламя
рвалось в вышину и гнало в темноту искры.
(Н. Сладкое)
1. Из предложений 1-3 выпишите глагол, содержащий орфограмму «Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2-м
лице единственного числа».
g$ с$ 2. Глаголов какого рода больше, чем глаголов других родов
в предложениях 14-15?
g ,-*> 3. Из предложений 5-6 выпишите глагол-исключение 2-го
спряжения.
122
Разделы науки о языке
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ
ИЗУЧЕННОГО
ТЕСТ 50. РАЗДЕЛЫ НАУКИ О ЯЗЫКЕ
Часть 1
1. Что изучает лексикология?
1) слова с точки зрения их значения
2) слова с точки зрения их состава
3) слова с точки зрения их принадлежности к определённой части речи
4) слова с точки зрения характера их образования
& 0
2. Звуки речи и их характеристики изучает раздел языкознания
1) морфемика
2) синтаксис
3) фонетика
4) словообразование
 0
3. Морфология — это раздел науки о языке, который изучает
1) звуковой состав слов
2) связи слов в словосочетании и предложении
3) устойчивые сочетания слов
4) слова как части речи
£$ 0
4. Что изучает словообразование как раздел науки о языке?
1) состав слова
2) состав предложения
3) процесс образования слова
4) процесс изменения значения слова
& и
123
Повторение и систематизация изученного
 0
H D
5. Что изучают орфография и пунктуация?
1) Орфография — правописание слов, пунктуация — постановку знаков препинания
2) Пунктуация — правописание слов, орфография — постановку знаков препинания
3) Орфография — части речи, пунктуация — члены предложения
4) Пунктуация — части речи, орфография — члены предложения
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1) Мурзик был недогадлив, и потому с ним всегда случались несчастья: то его жалила оса, и он валялся с визгом по
земле и мял траву, то ему отдавливали лапу, то он, воруя
мёд, измазывал им мохнатую морду до самых ушей, к морде
прилипали листья и куриный пух, — и нашему мальчику
приходилось отмывать Мурзика тёплой водой.
(2) Но больше всего Мурзик изводил нас лаем и попытками сгрызть всё, что ему попадалось под руку.
(3) Лаял он преимущественно на непонятные вещи: на чёрного кота Степана, на самовар, примус и на ходики. (4)Кот
сидел на окне, тщательно мылся и делал вид, что не слышит
назойливого лая. (5)Только одно ухо у него странно дрожало
от ненависти и презрения к Мурзику. (б)Иногда кот взглядывал на щенка скучающими наглыми глазами, как будто
говорил Мурзику:
(7) — Отвяжись, а то как тебя двину!..
(8) Тогда Мурзик отскакивал и уже не лаял, а визжал, закрыв глаза. (9)Кот поворачивался к Мурзику спиной и громко зевал. (Ю)Всем своим видом он хотел унизить этого дурака, но Мурзик не унимался. (И)Грыз Мурзик молча и долго.
(12)Изгрызенные и замусоленные вещи он всегда сносил в
чулан, где мы их находили.
124
(Я. Паустовский)
Орфограммы в приставках и в корнях слов
1. Из предложений 7-11 выпишите слова, характерные для ^ g
устной разговорной речи.
2. Выпишите грамматические основы из предложения 12. <р gS
3. Сколько букв и звуков в выделенном слове (предложение 8)?
<=> &
ТЕСТ 51. ОРФОГРАММЫ В ПРИСТАВКАХ
И В КОРНЯХ СЛОВ
Часть 1
1. Какой приставки не бывает?
1) про-
2) з-
3) недо-
4) с-
0
2. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная
проверяемая гласная корня?
1) декоративный, наед..не, припоминать
2) идиллический, прямодушие, собирательство
3) симптоматично, см..шливый, бл..стать
4) др..жащий, благое л., вить, к., лосья
0
3. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же
буква?
1) поз..вчера, нед..варить, пр..дедушка
2) и..ходящие, ра..черченный, несгибаемый
3) ра..говор, и..расходовать, ра..сказ
4) на..треснутый, о..дача, по..крепиться
>ef 0
125
Повторение и систематизация изученного
& и
та
4. В каком ряду во всех трёх словах пропущена буква И?
1) аргументированный, диспетчер, выт..рать
2) ф..алка, пос..делки, разб..раться
3) адм..нистрация, распл..скать, п..сок
4) ос..длать, выл..нять (от стирки), пос..деть (на пеньке)
&> W\
5. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) прочитал
2) станционный
3) синеватый
4) напильник
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
Два тигра
(1)С появлением Баядерки Раджи стал скучать гораздо !
меньше. (2)Он заметно интересовался своей красивой сосед- 
кой. (З)Всё чаще и чаще с ней перефыркивался, особенно по- :
еле того, как смежную дверцу заменили решёткой.
(4)Увидев, что тигры познакомились, их решили пустить 
вместе. (5)3аранее приготовили брандспойт, чтобы на случай 
драки разнять тигров водой, и открыли дверцу. (6)Пока её от- 
1
крывали, Раджи с рёвом бросался на стоявших рядом с клет- 
кой людей. (7)Открыв дверцу, все быстро отошли в сторону, \
чтобы не злить зверей. (8)Раджи сразу перестал бросаться на 
решётку, он не успел даже повернуться, как Баядерка бес- :
страшно скользнула в его клетку и, упав перед ним на спину, стала кататься по полу. (9)Это был, пожалуй, самый страшный 
1
момент. (Ю)Ведь отношения Раджи к тигрице строились лишь ■
на наблюдениях и предположениях людей. (11)Был же в Зоо- !
парке случай, когда тигр у всех на глазах загрыз впущенную 
к нему тигрицу. (12)Вот поэтому все с напряжением и следили 
за Раджи, опасаясь с его стороны нападения. (13)Тигрица до- 
верчиво каталась на спине, а Раджи, пристально на неё глядя, !
126
Орфограммы в окончаниях слов
пятился назад, словно боясь до неё дотронуться. (14)Когда же
пятиться уже было некуда, Раджи вдруг выпрямился и ласково фыркнул. (15)Баядерка тут же поспешно вскочила и стала
тереться головой о его седую грудь, шею, бока...
(16)Опасаться драки теперь было нечего.
(В. Чаплина)
1. Из предложений 9-11 выпишите слово с чередующейся
гласной в корне.
2. Из предложений 6-7 выпишите слова с безударными проверяемыми гласными в корнях.
3. Из предложений 7-8 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от глухости/звонкости первого
звука корня.
ТЕСТ 52. ОРФОГРАММЫ В ОКОНЧАНИЯХ СЛОВ
Часть 1
1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется
буква У?
1) волки рыщ..т, моторы рокоч..т
2) ножи точ..тся, валы грохоч..т
3) армии движ..тся, захватчики губ..т
4) родители тревожатся, тракторы паш..т
2. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
одна и та же буква?
1) в тетрад.., в комнат.., на площад..
2) в огород.., на алле.., по квартир..
3) на лошад.., на лошадк.., вдоль алле..
4) на катер.., на сирен.., в дом..
&
0
0 П
 0
ЕЮ127
Повторение и систематизация изученного
ню[ЦП
& и
& и
3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
одна и та же буква?
1) в дальнем, с узк..м, пригож..м
2) жёстк..м, с ближн..м, по поздн..м
3) с горьк..м, в ближн..м, за младш..м
4) зверск..м, со старшем, со старшей
4. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется
одна и та же буква?
1) в стояч..м болот.., ты пиш..шь
2) с дружеским, в тетрад.., заночу..шь
3) в колюч..м кустарник.., не ответишь
4) с зимн..м, на террас.., ты плач..шь
5. В каком варианте на месте пропуска следует вставить букву Е?
1) в тетрад., (п.п.)
2) в тетрадк.. (п.п.)
3) от тетрадк.. (р.п.)
4) из-за тетрад., (р.п.)
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Тигры очень сдружились. (2)Их было трудно разлучить
даже на время кормёжки. (З)Когда Баядерка находилась в
своей клетке, то Раджи всегда ложился около самой дверцы.
(4)Просто удивительно, до чего же они были дружны. (5)Но
вот однажды Баядерка заболела. (б)Всегда весёлая и игривая,
она лежала в клетке с каким-то потускневшим взглядом.
(7)Не стала есть мясо и не ответила Раджи, когда, обеспокоенный таким непонятным поведением подруги, он, ласково пофыркивая, лизнул её своим шершавым языком. (8)С большим
трудом служитель перегоня..т тигрицу в другую клетку.
(9)В то время не было такого хорошего ветеринарного пункта. (Ю)Петр Маркелович, очень хороший врач, но что мог
он сказать или чем помочь больной тигрице, если нет никаких приспособлений!
128
Употребление букв Ъ и Ь
(И)Баядерка проболела всего несколько дней... (^О ставшись один, Раджи заскучал опять. (13)Он сильно тосковал по
своей подруге, потому что часто подходил к дверце, которая
вела в её бывшую клетку, царапал её, заглядывал в щель,
потом тяжело вздыхал и отходил в сторону.
(14)Вскоре в Зоопарк привезли ещё одну бенгальскую тигрицу и посадили в клетку Баядерки. (15)Сначала Раджи как
будто заинтересовался тигрицей, но потом, даже не фыркнув,
отошёл в свой угол и лёг. (16)Болыпе он к этой дверце не
подходил, и сколько его ни старались познакомить с новой
тигрицей, ничего не вышло. (17)Раджи так и остался верен
своей бывшей подруге.
(В. Чаплина)
1. Из предложения 13 выпишите существительные в форме ф ^
дательного падежа, выделите их окончания.
2. Выпишите из предложения 8 слово с пропущенной бук- ^ ^
вой, вставив её. Объясните свой выбор, определив спряжение данного глагола.
3. Из предложений 16-17 выпишите слова, правописание которых определяется правилом: «В существительных 1-го
склонения в форме единственного числа дательного падежа пишется окончание -Е».
ТЕСТ 53. УПОТРЕБЛЕНИЕ БУКВ Ь И Ь
Часть 1
1. После какой морфемы в словах употребляется Ъ?
1) после приставки
2) после корня
3) после суффикса
4) в середине слова
& 0
\2\П
129
Повторение и систематизация изученного
 0
& 0
SZ 0
 0
130
2. В каком варианте ответа правильно указаны все примеры, 
в которых на месте пропуска пишется Ь? :
A. Древняя стена спускает..ся почти к самой кромке 
воды. 
Б. Мальчик стал спускаться по узкой и крутой тропинке, 
B. Что ты сюда посееш..? =
Г. Скатываться на горных лыжах без шлема запрещено 
правилами. 
1) А, Б 2) А, В 3) А, Б, Г 
4) Б, В, Г 
3. В какой строке во всех словах пропущен Ъ? 1) пред..явить, обез..яна, сверх..скоростной !
2) подъезд, под..ёмник, раз..ехаться 3) в..юга, стул..чик, л..ём 4) раз..ём, мурав..и, скроеш..ся •
4. Укажите неверное утверждение 
1) Во 2-м лице глаголов ед. ч. после ш пишется мягкий знак. 
2) В кратких прилагательных с основой на шипящую пи- 
шется мягкий знак. 
3) На конце существительных 3-го склонения после ши- 
пящих пишется мягкий знак. 
4) Написание -ТЬСЯ---- ТСЯ в глаголах определяется во- 
просом. 
5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь? <
1) крыш.., малыш.., слышиш.. 
2) дич.., печ.. (сущ.), печ.. (гл.) 
3) мощ.., грош.., меч.. 4) мыш.., багаж.., подаёш.. Употребление букв Ъ и Ь
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)Ласточка день начинает, соловей кончает. (2)А между
ласточкой и соловьём любит петь скворец. (3)В песне сквор-
чиной чего не услышишь: есть там и ласточка, есть соловей
и много других птиц. (4)И никого это не удивляет: все знают, что скворец — пересмешник.
(5)3нали это и мы, но скворец нас удивил. (б)Сидел он на
лиловой олыпанке у дома, взмахивал крыльями и насвистывал «Чижика»: «Чижик, чижик, где ты был?» (7)Потом разная скворчиная болтовня, тягучий-печальный свист, и опять
бодро и весело: «Чижик, чижик, где ты был?»
(8)Мы постучали в дверь ближнего дома. (9)Вышел паренёк, посмотрел на нас, потом на скворца и сказал:
(10) — Мой скворчик, я научил.
(И)Случилось всё так. (12)Выпал прошлым летом из скворечни голопузый скворчонок. (13)Парнишка хотел его назад
положить, да не смог: больно тонок был у скворечни шест.
(14)Стал он кормить сироту яйцом и творогом. (15)Скворчо-
нок быстро рос и скоро стал есть сам.
(16)Сидит кормилец в углу и «Чижика» под нос свистит.
(17)А скворчонок сидел так, смотрел, да и сам «Чижика» выучил. (18)И назвали за это скворчонка Чижиком.
(19)Осенью дикие скворцы сбились в стаи и потянули
на юг. (20)ЛСалко мальчишке стало Чижика, вынес он его
на луг и подпустил к дикой стайке. (21)Прошумели птичьи
крылья — и нет никого.
(22)Долго тянулась зима. (23)Мальчишка скучал без
скворца и один насвистывал «Чижика». (24)А скворец
примчался весной жив и здоров! (25) Слушали мы скворца
до соловьиного часа. (26)Не близка была его дорога домой:
крошечная птаха и необ..ятный горизонт. (27)Где, бедняжка, зиму зимовал, какие земли видел? (28)Чижик, чижик,
где ты был?..
(Н. Сладкое)
131
Повторение и систематизация изученного
& <=> 1. Из предложений 1-4 выпишите слово, в котором Ь пишется в глаголе 2 лица единственного числа.
 "=> 2. Из предложений 5-7 выпишите слово, в котором есть разделительный Ь.
 => 3. Какую букву следует вставить в слово с пропуском из
предложения 26?
ТЕСТ 54. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРОСТОМ
И СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ
 0
 0
gs 0
Часть 1
1. Какой знак препинания ставится после обобщающего слова перед рядом однородных членов?
1) запятая 3) двоеточие
2) тире 4) точка с запятой
2. Укажите предложение, в котором между подлежащим и
сказуемым нужно поставить тире (знаки препинания не
расставлены).
1) Воздух лёгок и чист.
2) Эльбрус вершина Кавказа.
3) Нежна апрельская прохлада.
4) Лес красив осенью.
3. Укажите, на месте каких цифр в предложениях должны
стоять запятые.
Старик(1) я слышал много раз, что ты меня от
смерти спас.
Старик(2) не раз помог нам переправиться через реку.
Ешь ты досыта(3) бурёнушка(4) моя.
132
Пунктуация в простом и сложном предложении
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 3, 4
3) 1, 2
4) 1, 3
4. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну
запятую (знаки препинания не расставлены).
1) Ночь ушла и над степью появился туман.
2) Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит.
3) Солнце сверкает на оконных стёклах и в витринах и
отражается в городских фонтанах.
4) Мы долго бродили по лесу и искали грибы.
& 0
ш п 5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или
её отсутствия в предложении:
Девочка посмотрела вслед улетающей ласточке ( ) и
слёзы закапали у неё из глаз.
1) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И запятая не нужна.
2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И нужна запятая.
3) Простое предложение с однородными членами, перед
союзом И нужна запятая.
4) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.
 0
Часть 2
Прочитайте текст и выполните задания 1-3.
(1)В Зоопарк привезли бенгальскую тигрицу по кличке
Баядерка, и нужно сказать, что она на редкость была красива. (2)Стройная, с ярко-красными полосами, она к тому же
была и игрива: то, ловко взбегая по одной стене клетки и
отталкиваясь, перепрыгивала на другую стену, то, хватая в
зубы кусок мяса, начинала его подбрасывать и ловить, будто
это была живая добыча. (З)Сидели тигры друг против дру-
133
Повторение и систематизация изученного
га. (4)Как познакомились они, никто не знал. (5)Но только
вскоре все заметили, что тигры ласково перефыркиваются.
(б)Тогда решили... освободить ту клетку, которая была рядом с Раджи, и перевести в неё Баядерку. (7)Так и сделали: очутившись рядом, тигры познакомились моментально.
(8)Уже через час Раджи подошёл к дверце, ласково пофыркивая тигрице. (9)А та, словно в ответ, тёрлась головой о
дверцу, валялась на спине и всем своим видом показывала
свою симпатию к соседу.
(Ю)Своим поведением она была совсем не похожа на Раджи — подвижная, быстрая и очень красивая. (И)Пройти
мимо её клетки было далеко не безопасно. (12)Словно молния скользнув вдоль решётки, она ловко высовывала между
прутьями когтистую лапу и старалась поймать проходившего мимо её клетки служителя. (13)Она съедала свою порцмяса без всякой опаски и оглядки, а после сытного обеда
долго и тщательно умывалась и спокойно засыпала.
(В. Чаплина)
& 1. Сколько однородных сказуемых в предложении 13?
& 2. Из скольких простых предложений состоит сложное предложение 5?
&S <=> 3. Из предложения 4 выпишите грамматические основы.

 

 

 

 

Категория: Русский язык | Добавил: Админ (12.08.2016)
Просмотров: | Теги: Черногрудова | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar