Тема №11856 Упражнения по русскому языку для самостоятельного ознакомления 26 тем (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Упражнения по русскому языку для самостоятельного ознакомления 26 тем (Часть 1) из предмета Русский язык и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Упражнения по русскому языку для самостоятельного ознакомления 26 тем (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

ТЕМА: Чередование гласных в корнях.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните чередующиеся гласные – а, – о.

Прик…снуться - прик…саться, прик…сновение - кас…тельная, предл…жить – предл…гать, покл…ниться – кл…ниться, накл…няться – раскл…няться, заг…релый – загар, разг…раться – г…реть – гарь, зорька – з…ря – з…рница, зоренька – оз…рять – оз…ренный, р…сти – р…сли, прир…щивать – прор…стать – зар…сли, ур…вень – ур…внение, ср…внять – ср…внить, ур…внять – пор…вняться, выр…вненный – выр…вненный, пром…кать – обм…кнуть, вск…чить – приск…кать.

Задание 2. Объясните различия в правописании и значении каждой пары слов. Составьте с ними словосочетания и предложения.

Творец – тварь, сложение – слагаемое, приложение – прилагательное, растение – росток, водоросль – отрасль, ровный – равнина, кланяться – клониться, пловец – плывун – плавучий.

Задание 3. Спишите, объясните чередования гласных в корнях.

1. Входя, я слышал, как дворник, гремя ключами, запирал ворота. 2. Тишина умирающих деревень поражала неотвратимостью. 3. Глаза застилали непрошеные слезы. 4. В марте начнет прибывать вода, поэтому надо поторапливаться. 5. Накинулись на деревенскую еду, обжигал рот горячим борщом. 6. Холодный блистающий свет луны завораживал. 7. Глаза у девочки были ясные, блестящие. 8. Поблекшие цветы ожили под лучами утренней зари. 9. Машины сровняли деревню с землею. 10. Поравнявшись с прохожим, она поняла, что ошиблась.

Задание 4. Спишите, раскрывая скобки и вставляя, где надо, пропущенные буквы.

Идет лесник по (не)приметной тропке, прод…рается сквозь чащ…бу, а порой и переб…рается через топкий лесной ручей. Ветер трепл…т густую крону пр…кл…ненных к земле лип, разв…вает зеленые к…сынки берез.

Вот лесник останавливается у (не)высокого деревца, накл…няется, нет, не п…ганки, р…стущие здесь, привлекают его внимание. Лесник от…скивает в сумке инструменты, пр…ступает к работе, и вот уже из тела дерева вынут бл…стящий кусочек металла – осколок снаряда. Ничего, скоро рана обр…стет корой, и дерево будет жить (по)прежнему. А вот он пор…внялся с дубком, который уже перенес такую же операцию. Теперь и не найдешь его раны: молодая кора ср…вняла даже шрам.

Останавливается Иван Куз…мич возле р…стков сосны, нежно прик…сается к ним, и от его прик…сновения они ласково кивают пушистыми верхушками. Вот бы привести сюда непр…рекамых скептиков, которые пол…гают, буд(то) сосна не может р…сти на черноземе. В пр…ображенном питомнике выр….щено около двух ми….ионов саженцев листв…ых и хвойных пород.

Лесник присл… спиной к стволу, вслушивается в без…скус…ный перезвон птичьих голосов. Вдруг к привычным запахам примешивается г…рьковатый запах. Что за нав…ждение? Где г…рит? Впереди, зловеще бл…стая, уже текли змейки пламени. Превозм…гая боль в обо…ё…ых пальцах, лесник спешит приг…сить пламя, и вот уже один за другим, дойдя до очище…ой земли, гаснут огне….ые ручейки. Он выт…рает пот со лба. Туда, где только что бушевало беше…ое пламя и деревья стояли, словно окр…плё…ые кровью, возвр…щается пр…вычная тишина.

ТЕМА: Правописание о и е после шипящих и ц в составе разных морфем.

1. Гласные о и е после шипящих в корнях слов.

2. Гласные о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях существительных и прилагательных.

3. Гласные о и е после шипящих в суффиксах и окончаниях глаголов, причастий и отглагольных существительных.

4. Гласные о и е после ц.

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте ударение в словах, где пропущены буквы. Объясните их правописание.

1. Ж…сткий диван, искусственный ш…лк, мельничный ж…рнов, утлый ч…лн, лесная трущ…ба, чугунная реш…тка, крепкая беч…вка, купить по деш…вке, спелый крыж…вник, тяж…лый ож…г, подж…г сарая, ож…г руку, борьба с саранч…й, отправиться за багаж…м, идти с нош…й, быстрый скач…к, забавная собач…нка, смешной медвеж…нок, парч…вая скатерть, камыш…вая крыша, жж…ный кофе, ноч…вка в лесу, вооруж…ное нападение, асфальтированное ш…ссе, ш…коладный цвет, буржуазный ш…винизм.

2. Тихий ш…рох, говорить общ…, выступать горяч…, боч…нок с водой, искусный ж…нглер, опытный ш…фер, деш…вый товар, двойной ш…в, мельничный ж…рнов, вертеть трещ…тку, печ…ные яблоки, холщ…вый меш…к, мягкая ш…рстка.

3. Ц…окольный этаж, ц…канье копыт, получить письмец…, идти с отц…м, погрозить пальц…м, молодц…ватый вид, глянц…витая бумага, превосходный танц…р, танц…вать мазурку, гарц…вать на лошади, облиц…вка стен, облиц…вать здание, склониться над колодц…м, пунцовые губы.

Задание 2. Запишите под диктовку. Объясните правописание данных слов.

Анчоус, бесшерстный, боржоми, дешевейший, желчный, зажегший, изжога, мажорный, отщелкнуть, печенка, полушепот, пончо, пощечина, прожеванный, пшенник, расческа, решетчатый, трущоба, цоканье, челн, четкий, бесшовный, вечерка, вечор, грубошерстный, желудь, жестче, жонглировать, крыжовенный, многоженство, ожог (руки), пижон, по дешевке, прожорливый, цокотать, бечевка, кошелка, ожег (руку), пережог, шорты, жердочка, жом, капюшон, шомпол.

Задание 3. Запишите под диктовку. Объясните правописание данных слов.

Глициния, инициал, инициатива, лейкоцит, марципан, на цыпочках, одноцилиндровый, панцирь, пациент, пацифизм, принцип, рецидив, цивилизованный, цыган, цыкнуть, цыц, цианистый, цигейковый, цикламен, циклевание, циклический, циклон, циклоп, цикорий, циничность, цирк, цирюльник, цистерна, цитата, циферблат, цыпочки, цыпленок.

ТЕМА: Употребление прописной буквы.

Задание1. Напишите под диктовку следующие словосочетания. Объясните их значения.

Эпоха Возрождения, возрождение традиций прошлого, гарпагон (о скупом), геркулес для каши, этакий голиаф (о великане), гомерический смех, гордиев узел, гурьевская каша, дамоклов меч, донжуанство, современные донкихоты, Заполярье, иван-да-марья, выстрел катюши, мамаево побоище, Мельпомена, муза, Северная Пальмира, зеленый пастернак, Первомай, сирена, мифы об Аполлоне, бес, дриада, древнеславянский бог Перун, метать перуны, пиррова победа, пифагорова теорема, Подмосковье, итальянский Ренессанс, в стиле ренессанса, робинзонада, Родина, перейти Рубикон, сиамские близнецы, играть на страдивариусе, Терпсихора, тришкин кафтан, троянский конь, Фаренгейт, френч, юлианский календарь, юрский период, Ростовский государственный университет, абсолютный чемпион мира, Австралийские Альпы, автономный округ, Антарктика, Белый дом, Библиотека иностранной литературы, Ближний Восток, вальпургиева ночь, Варшавский Договор, г. Великие Луки, велогонка Мира, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Девятое января 1905 года, День независимости России, День учителя, Дом-музей Л.Н. Толстого, Древняя Русь, Дульцинея Тобосская (героиня романа), моя дульцинея, заслуженный хор России, Звезда Героя Советского Союза, знаки зодиака, курган Славы, месячник безопасности.

Задание 2. Раскрывая скобки, образуйте составное название. Запишите и подчеркните прописные буквы.

Образец. (центральный, заочный, политехнический) институт. – Центральный заочный политехнический институт.

(ярославский, драматический) театр; (феодосийский, государственный, картинный) галерея имени И.К. Айвазовского; (московский, полиграфический) институт; (московский, государственный) консерватория имени П.И. Чайковского; (костромской, текстильный) институт; (батумский, ботанический) сад; (горьковский, инженерно-строительный) институт имени В.П. Чкалова.

ТЕМА: Правописание заимствованных слов.

1. Фонетические, морфологические и акцентологические признаки заимствованных слов.

2. Способы передачи заимствованных слов: транскрипция, транслитерация, перевод.

3. Международные словообразовательные элементы.

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните международные словообразовательные элементы.

1. После обеда Порфиша был призван на ауд…енцию к отцу. 2.За столом, покрытым кумачом, сидели члены пр…зидиума. 3. Ауд…тория сыплет вопросы колючие. 4. Произведения Пушкина проникнуты глубочайшим гум…низмом. 5. Л…бораторные работы должны быть тесно связаны с практикой. 6.Ави…почта является одним из наиболее удобных средств связи. 7. Научная книга, посвященная исследованию какого-нибудь одного вопроса, одной теме, называется м…нографией. 8. На заводе был проведен хр…нометраж трудовых процессов.

Задание 2. Прочитайте. Укажите, какие неточности допущены в употреблении слов.

1. Ранние рассказы писателя выходили под разными вымышленными псевдонимами. 2. В повести «Разгром» А.Фадеев изобразил борьбу против японской военной оккупации. 3. В короткий срок народ создал промышленную индустрию. 4. Среди народного фольклора особое место занимают былины. 5. Олег пользовался среди товарищей большим приоритетом. 6. Хронометраж времени показал, что часть времени тратится малоэффективно.

Задание 3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

А…умулятор, ц…стерна, а…е…яция, а…улировать, а…истент, к…мп…стировать, а…оциативный, ин…циалы, а…омп…немент, д…кл…мация, б…летень, в…н…грет, ан…л…гичный, а…ракцион, б…икада, ж…кет, инте…ектуальный, ба…отироваться, ко…ектор, б…ел…етристика, ижд…венец, к…бура, п…лисадник, п…н…рама, л…ндшафт, м…нифест, пр…в…легии, баци…ла, б…ктерии, ди…ертация, г…раж, л…зарет, р…скошный, …рдинарец, п…р…петии, д…зинфекция, г…лерея, д…з…нтерия, ант…г…нист, ап…л…дисменты, артил…ерист, к…ридор, а…юминий, ко…квиум, ц…тата, ко…юнике, конгре…мен, …белиск, криста…ический, криста…ьный, мета…ический, аб…н…мент, д…ф…рамб, энтуз…азм, ар…ергард, пер…он, су…огат, к…росин, б…т…рея, ар…матичный, к…мпания (друзей), к…мпания (предвыборная), к…мпетенция, сакв…яж, тр…котаж, тр…туар, д…сант, амф..брахий, …ляповатый, ге…заметр, ш…ренга, эксп…нат.

Задание 4. Определите по толковым словарям или «Словарю иностранных слов» значения тех слов, которые вам неизвестны. Выпишите из приведенного перечня слова, этимологию которых вы знаете. Дайте объяснение происхождения этих слов.

ТЕМА: Правописание согласных.

1. Правописание звонких и глухих согласных.

2. Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

3. Непроизносимые согласные.

4. Буквы щ, ч и сочетания согласных шч, жч, сч, зч, стч, здч.

Задание 1. Спишите, вставляя нужные буквы.

Ре…кий ветер, ли…кая бумага, ги…кий шланг, ме…кий стрелок, ро…кое поведение, зы…кий песок, то…кое болото, оловя…ая кру…ка, зя…кий, корме…ка, бранд…ойт, набре…ший, выру…ка, деле…ка, зно…кий, инструкта…, ко…ьба, метаста…, нагре…ший, шане…ка, муля…, па…гауз, до…атый, мере…ка, пичу…ка, разве…ка, реви…ский, тунея…ство, скла…чина, мун…штук, обтя…ка, повя…ший.

Задание 2. Спишите, вставляя нужные буквы.

Ба…жо, благос..ный, високос…ный, глас…ность, горес…ный, декаден…ство, емкос…ный, интриган…во, компроме…тировать, корыс…ный, кос…ный, нашес...вие, нидерлан…ский, окрес…ный, переез…ной, предвес…ник, пятна…цать, развер….ый, ровес…ник, сер…чишко, сказуемос…ный, трехлопас…ный, хлес…че, я…ство, гнус…ный, дерзос…ный, доплес…нуть, захолус…ный, ислан…кий, конста…тация, надзвезд…ный, наперс…ник, поверхнос…но, поз…неспелый, челюс…ной, перехлес…нутый, подвлас…ный, кос…ный, ревнос…ный, скомпроме…тировать, целос…ный, бестелес…ный, беспредеце…дентный, чес…ной, интриган…ка, завис…ник.

Задание 3.Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите корни и приставки.

И…ябнуть, и…якнуть, и…жарить, во…лавить, во…оздать, ра…ветать, ра…цвет, ра…шатать, ра…жаловать, ра…ыпать, бе…аветный, бе…менный, бе…жизненный, бе…шумный, чере…седельник, забре…жить, бры…жущий, во…жи, задребе…жал, со…женный, …женый сахар.

Задание 4. Вставьте пропущенные буквы.

Жу…жит, прое…жать, мо…жевеловый, мо…жечек, ра…житься огоньком, дро…жи, и…жога, размо…жить, брю…жать, ра…жать, ра…жалобить, ра…жечь, разо…женный, вые…женная лошадь, вы…женная поляна, бре…жущий, мо…жевельник.

Задание 5. Вставьте пропущенные буквы. Проверьте по орфографическому словарю написание слов.

Кристал…ический, трехто…нка, ко…респондент, глав…рач, груп…орг, пятибал…ный, кристал…но, грам…офон…ый, грам…запись, прес…конференция, матро…ская, безантен…ый, спецкор… газеты, кол….он…ада, колон…ка, груп…ка, тер…ас…а, тер…икон, ком…ентатор, фин…ка, кол…ективный, пас…ажирский, пас…овать, компромис…ный, кас…овый, прес…ованый, конгрес…мен, стать ас…ом в своем деле, контр…азведка.

Задание 6. Спишите слова, вставляя, где нужно, пропущенные буквы.

Бак…лавр, бал…ада, бал…отироваться, бал….юстрада, б…ндероль, б…рельеф, бар…икада, бацил…а, б…йкот, бюл…тень, бюр…кратизм, вас…ал, гам…а, Ган…ибал, гег…мон, гиен…а, г…меопатия, г…норар, горил…а, гум…анизм, гут…аперча, д…з…ртир, декл…мация, декла…рация, де…терм…низм, деф…ект, д…фицит, ди…гональ, дилем…а, дискр…д…тировать, ди…грам…а, д…ректива, дис…ертация, диф…еренциал, диф…ракция, диф…узия, драм…а, дрес..ировать, дюрал…мин…вый, ил…юзия, им…тация, им…унитет, им…грант, имп…зантный, импрес…арио, импрес…онизм, инкас…атор, ин…рустация, интр…дукция, ип…охондрия, ип…одром, ир…ациональный, ир…игация, к…играфия, кал…ория, к…пил…ярность, карб….нарий, клер…кал, кол…ледж, кол…ектор, кол…оквиум, кол…ония.

.Задание 1. Составьте предложение с приведенными ниже словами, объяснив их написание.

1) Кристалл – кристальный; колонна – коло…ка; тонна – трехто…ка; оперетта – оперетка; финн – фи…ка, фи…ский; норманны – норма…ский, Анна – А…ка; антенна – анте…щик, анте…ка; манна – ма…ка; бриллиант – бри…ьянт.

2) Групповой комитет – групком; коммерческий банк – комбанк; граммофонная запись – грамзапись.

Задание 2. Образуйте имена прилагательные по следующей модели; без ума – безумный, без радости – безрадостный. Объясните правописание полученных слов.

Без страха, без забот, без смысла, без снега, без края, без остановки, без системы, без земли, без сознания, без пошлины, без содержания, без срока, без характера, без чувств.

Задание 3. Образуйте и запишите глаголы, объяснив выбор подходящей приставки. Если их будет несколько, запишите все.

Приставки: раз-(рас-), из-(ис-), воз-(вос-), вз-(вс-)

Бросать, путать, гадать, следовать, жевать, шевелить, ссориться, бить, пугать, царапать, черпать, жить, портить, калечить, принять, делать, пахать, дернуть.

Задание 4. Перепишите слова, выделяя в них приставки. Например: Ис-пользовать.

Иззябнуть, иссякнуть, изжарить, низвергнуть, ниспослать, ниспровергнуть, снисходительный, низкий, низший, воззрение, восстание, восславить, рассориться, разборчивый, расстилаться, раззнакомиться, безжизненный, бесшумный, бессчетный, чрезмерный, чересполосица, чересседельник.

Задание 5. Объясните, почему в одних словах перед согласной в приставке пишется буква «с», а в других – т»з».

1) сделать, разделать, растащить, здесь;

2) сжать, сшить, разжать, расширить;

3) низкий, низший, снисходительный;

4) здание, сдавать, стащить, раздается;

5) сшибать, скинуть, ни зги не видно, раскинуть, разгибать.

Задание 6. Составить предложения со словами, уточнив в словарях их значение:

Асс-ас, бонна – бона, брасс – брас, ведды – веды, кокк – кок, колла – кола, панно – пано, пасс – пас, пенни – пени, раппорт – рапорт, хетты – хеты, сомма – сома.

ТЕМА: Разделительные ъ и ь.

Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные ъ и ь.

Ад…ективизация, ар…ергард, ател…е, барел…еф, без…емкостный, без…отходный, без…ядерный, вз….ерошить, вз…яриться, волеиз…явление, внич…ю, всер…ез, вольтер…янец, в…едливый, в…етнамец, гегел…янец, гил…отина, грил…яж, дез…инфекция, двух…элементный, двух…ярусный, д…явол, жит…е-быт…е, из…обильный, из…ян, ин…екция, интерв…ю, кар…ера, кинос…емка, кол…е, компан…он, контр…агент, котил…он, кон…юнктура, кур…езный, кур…ер, лос…он, медал…он, меж…языковой, монпас…е, мурав…ед, на…яву, об…условить, об…ездчик, пред…уборочный, под…якорный, под…ячий, про…екция, п…едестал, ре…естр, раз…яснять, с…агитировать, сверх…естественный, сверх…урожайный, с…обез…янничать, суб…ект, фамил…ярный, фел…етон, фокс…тер…ер, шампин…он, шансон…е, шин…он.

Задание 2. Запишите в две колонки слова с разделительным ъ и ь, произведите их морфемный анализ, дайте мотивацию своего выбора.

Ал…янс, в…ехать, в…юшка, гнездов…е, д…як, звер…е, зимов…е, интер…ер, ин…екционный, итал…янский, кар…ер, кол…е, кол…раби, конс…ержка, конферанс…е, кур…ерша, лос…он, об…емлемый, пен…юар, от…евшийся, кабал…еро, от…единенный, челобит…е, от…ять, побатал…онно, мин…он, пред…явитель, бел…этаж, с…естной, раз…яриться, шевал…е, фельд…егерь, бел…этаж, полын…я, рант…е, трел…яж.

ТЕМА: Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Гласные ы и и после приставок.

1. Приставки с неизменным написанием.

2. Приставки на з – с .

3. Приставки на гласный.

4. Приставки пре- и при-.

5. Гласные е и и после приставок.

Задание 1.Вставьте пропущенные буквы в приставках и разместите слова по трем столбикам: 1) с приставками, не меняющими на письме согласного; 2) с приставками на з –с; 3) с приставками на гласный. С выделенными словами составьте предложения.

Бе…вкусица, …жечь дотла (что-нибудь), бе…жалостный, бе…форменный, бе…шумный, о…текаемый, во…зрение, во…становление, на…смотрщик, н…слаждение, во…торжествовать, п…дучить, о…блеск, и…жога, и…подтишка, по…писчик, по…шипник, бе…кормица, пр…исшествие, ни…падать, пр…свещать, …дельщина, пре…почтение, пре…шественник, чере…полосица, чере…седельник, з…адвижка, з…чинщик, пер…мирие, пер…шеек, ра…знакомиться, ра…творять, ра…щелина, д…веренный, д…верчивый, ра…чет, ра…считать, ра…хвораться, бе…кровный.

Задание 2. Перепишите, расставляя ударения и вписывая пропущенные буквы. Составьте устно предложения с данными словами.

Р…звальни – р…звалиться; р…зыгрыш – р…зыграть; р…зыск – р…зыскать; р…спись – р…списать, р…списание, р…списка; р…ссыпь – р…ссыпать; р…сказ – р…ссказни; р…спустить (на каникулы) – р…спуск.

Задание 3. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки.

Пре…ставлять, п…радеть, о…ходиться, о…крывать, о…гадывать, о…переться, архи(плут), о…водить, (архи)ерей, по…ходящий, (анти)вегетарианец, по…бородок, (вице)король, (контра)бас, (экс)министр, (контр)революционный, (де)классированный, (фельд)комендант, (контр)адмирал, (супер)фосфат, (суб)ординация, (архи)быстро, (до)петровская эпоха, (кон)гениальный, (контр)удар, меж…американский, о…бивка, обес…лавить, о…севки, о…грузить, о…цедить, по…данный, по…садить, пр…отцовский, пре…дипломный, пр…американский, ра…прекрасный, с…противление, (ультра)звук, пр…щур, о…тереть, о…сохнуть, по…ключить.

Задание 4. Из слов, помещенных в скобках, при помощи указанных приставок образуйте новые слова. Подчеркните удвоенные согласные.

Без- или бес- (сильный, словесный, вкусный, ценный, злобный, сонный); воз- или вос- (зрение, становление, держаться, принимать, создавать); из- или ис- (зябнуть, зубрить, жарить, портить, следовать); от- или о- (таять, тяжелеть, толкнуть); под- или по- (дразнить, данный, давать, дарить); раз- или рас- (знакомиться, жечь, писать, пороть, седлать, спрашивать, таять, тратить, чет, считать, чистка).

Задание 5. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, и объясните каждое выбранное написание.

1. После сильных холодов неожиданно наступила о…епель. 2. Противник был от…снен на противоположный берег реки. 3. И скоро я в лесах чужих нашел товарищей лихи, бе…страшны, твердых, как булат. 4. Старик, р…стелив халат, мирно спал под деревом. 5. В отряд он вернулся днем, похудевший, с в…спаленными глазами и головой, тяжелой от бе…сонницы. 6. Он чуть не упал было, я по…держал его. 7. Математика есть пре…дверие астрономии. 8. Жаркое п…дается с подливкой. 9. Мы с год по…держали птицу, да перевели - невыгодно. 10. Платина не по…дается огню, плавке. 11. Покончив ра…счеты, Александра Михайловна спрятала деньги. 12. Григорий с р…считанной медлительностью затягивал подпруги. 13. Долго говорил мне этот человек о своем миров…зрении. 14. Стрельцы из пищалей р…стреливали сверху р…зорителей лавок.

Правописание приставок пре- и при-.

Задание 1. Составьте предложения с приведенными ниже словами:

Приданный – преданный, придел – предел, приуменьшить – преуменьшить, призреть – презреть, преступить – приступить, притерпеться – претерпевать, приклонить –преклонить, притворить – претворить, приемник – преемник, прибывать – пребывать, приходящий – преходящий, привратник – превратный.

Задание 2. Вставьте пропущенные буквы:

Пр…в…легия, пр…вратность, пр…одолеть, пр…следовать, пр…сытиться, пр…ломление, непр…ложный, пр…ложение, пр…зидиум, пр…вередливый, пр…смыкаться, непр…тязательный, пр…имущество, беспр…мерный, пр…мьера, пр…парка, пр…ручать, пр…оритет, пр…зидент, пр…мадонна.

Задание 3. Определите значение приставок.

Преобразователь, преуспевать, прилуниться, прекрасный, прервать, приостановить, припрятать, приверженный, прикасаться, примерить, прибытие, превзойти, прелюдия, притяжение, превыше всего, приемлемый, преодолеть, премудрый, предисловие, приполярный.

Задание 4. Запишите под диктовку следующие словосочетания, определите, где употребляется пре-, а где при-.

Пребывать в неведении – прибывать по расписанию; старинное предание – придание силы; преданный патриот – преданный врагами – приданный командованию; преемник традиций – приемник «Турист-2» – преемственность поколений – приемлемый вариант; презрение к смерти – призрение сироты – призор; презирать угрозы – призирать детей, потерявших родителей; преображенный – приобретенный; претворить в жизнь – притворить дверь; преткнуться о камень – приткнуться в уголок; преувеличивать – преуменьшать значение открытия, приуменьшать расходы ради экономии; преходящий момент – приходящий медработник; придел в храме – предел всему; приклонить ветви – преклонить колена; припадать к земле – преподать урок; прискорбный факт – пресветлый образ.

Задание 5. Запишите под диктовку, выделите слова с приставкой при-. Мотивируйте свой ответ.

Прибегнуть, прибраться, приват-доцент, приведение (фактов), приветливый, прививка, привидение (в замке), привилегированный, привлекательный, пригоршня, приз, прииск, приказчик, прикус, прилагательное, прилив, примерка, примитив, приноравливаться, принцип, приоритет, присест, присловье, пристань, притча, притязание, приурочить, причастие, причина, приязнь, приятие.

Задание 6. Запишите под диктовку, выделите слова с приставкой пре-. Объясните, в каких словах и почему нельзя выделить эту приставку.

Преамбула, превалировать, превзойдя, превосходство, превращать, предикат, президиум, презумпция, прейскурант, прелестный, прелый, прелюдия, преосвященный, препарирование, препираться, препозитивный, препона, прерогатива, пресечение, пресловутый, пресмыкаться, престиж, претендент, претензия, (камень) преткновения, префект, префикс, прецедент.

ТЕМЫ: Гласные ы, и после приставок.

Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Без…глый, без…дейность, без…нвентарный, без…скровый, без…тоговый, вз..мать, вз…скать, дез…нформация, контр…гра, небез…звестный, об…ндеветь, об…сканный, под…тожить, пост…мпрессионистский, пред…юльский, сверх…зысканный, спорт…гра, с…здавна, с…змала, с…мпровизировать, транс…орданский, без…скрый, без…нициативный, дез…нфекция, меж…нститутский, над…ндивидуальный, небез…нтересный, об…граннный, от…менный, пан…сламист, пред…мпрессионистский, пред…стория, сверх…ндустриализация.

ТЕМА: Правописание сложных существительных и прилагательных.

Сложные имена существительные (СИС)

1. Сложные существительные с соединительными гласными.

2. Сложные существительные без соединительной гласной.

3. Слитное, дефисное и раздельное написание сложных существительных.

Задание 1. Из данных словосочетаний образуйте сложные существительные и сгруппируйте их по типам сложения основ.

Делать брак, сплавлять лес, бронированный транспортер, мало крови, красная речь, газовый обмен, рыбный завод, желать добра, резать волны, бортовой механик, ничего не делать, родиться зимой, учиться самому, исчисление времени, тысяча лет, водная и грязевая лечебница, шариковый подшипник, строение автомобилей и тракторов, благой нрав, дробить камень, тушить огонь, мыкающий горе.

Задание 2. Выпишите в три колонки сложные существительные в соответствии с правилом слитного, дефисного и раздельного написания.

(жар)птица, (лже)пророк, (агро)фабрика, (Алексанровск)Сахалинск, (обер)прокурор, (агроном)семеновод, (тонно)километр, (рахат)лукум, (танк)амфибия, (полу)верста, (нео)гегельянство, (человеко)смена, (иван)да(марья), (Ричард)(Львиное)Сердце, (Наро)Фоминск, (орехово)зуевцы, (дендро)сад, (пом)реж, (гори)цвет, (социал)демократы, (культ)ячейка, (Нижний)Тагил, (Иоганн)(Себастьян)Бах, (альма)матер, (пневмо)костюм, (Гусь)Хрустальный, (резино)смеситель, (Жолио)Кюри, (Покрово)Марфино, (гидро)(метео)служба, (Семенов)(Тянь)(Шанский), (семя)доля, (грамм)калория, (восьми)гранник, (пол)дюжины, (изо)(фото)репортаж, (жук)костоед, (бор)машина, (орг)(тех)оснастка, (блок)аппарат, (ватт)час, (рок)н(ролл), (дед)мороз, (кино)и(фото)документы, (не)(тронь)меня, (пила)рыба, (инфра)звук, (мульти)миллионер, (луче)преломление, (броне)автомобиль, (бронхе)аденит, (англо)сакс, (Бел)город, (масло)фильтр, (иван)чай, (иеро)монах, (экспресс)диагностика, (четырех)окись, (химио)препарат, (Владимир)Мономах.

Сложные имена прилагательные (СИП)

1. Слитное, раздельное и дефисное написание СИП.

2. Сложности в написании СИП.

Задание 1. Выпишите из орфографического словаря 15 сложных прилагательных, пишущихся через дефис, и 15 прилагательных, пишущихся слитно. Объясните их написание.

Задание 2. Объясните различие в написание словосочетаний.

1. Малоисследованная научная проблема - мало исследованная наукой проблема. 2. Глубокоуважаемый читатель – глубоко уважаемый студентами преподаватель. 3. Художественно полноценный спектакль – художественно-оформительский кабинет. 4. Быстрорастущие декоративные кустарники – быстро растущие молодые кадры.

Задание 3. Объясните, на какие правила написания СИП подобраны примеры? Раскройте скобки.

(Азотно)водородный, (азотно)кислый, (архитектурно)художественный, (бело)бородый, (высоко)образованный, (двадцати)летний, (тяжело)раненый, (улитко)образный, (химико)термический, (хромо)литографический, (двояко)вогнутый, (стекло)протирочный, (атлетически)сложенный, (химико)фармацевтический, (химически)чистый, (денежно)кредитный, (ярко)освещенный, (анти)генный, (Южно)Китайское море, (восточно)европейская овчарка, (народно)хозяйственный, (обоюдо)выгодный, (широко) известный, (полу)подвальный, (неувядающе)красивая музыка, (высоко)поставленные лица, (светло)салатный, (высоко)поставленный букет, (трех)актный, (Западно)Сахалинские горы, (огне)дышащий, (электронно)лучевой, (пан)азиатский, (авиа)десантный, (горьковато)кислый, (восточно)славянский, (лексико)грамматический, (узко)специализированный, (санитарно)технический, (плоско)режущий, (полу)(грубо)шерстный, (обще)эстетический, (общественно)опасный, (общественно)трудовой, (максим)горьковский.

Задание 4. Объясните написание сложных прилагательных:

Тяжело- и легкоране…ые, холодноката…ый металл, свежевыкраше…ые стены, слабокопче…ые колбасы, цельнокрое…ое платье, желчегон…ые препараты, свежемороже…ое мясо, пивоваре…ый завод, перочи…ый нож, легкомысле…ый человек, домороще…ое создание, смолокуре…ый завод, слабосоле…ый помидор, благоуха…ый аромат, новоиспече…ый воспитатель, новообретен…ая свобода, вышеуказа…ое положение.

ТЕМА: Суффиксы имен существительных и прилагательных.

1. Суффиксы имен существительных.

2. Суффиксы имен прилагательных.

I. Задание 1. Вставьте в данные слова пропущенные буквы:

Перевоз…ик, свар…ик, извоз…ик, объезд…ик, камен…ик, груз…ик, разнос…ик, перебеж…ик, рассказ…ик, фонар…ик, рез…ик, водопрод…ик, траль…ик, бан…ик, раздат…ик, асфальт…ик, кровель…ик.

Задание 2. От данных существительных образуйте формы:

а) с суффиксом -ищ: парень, сила, гора, нос, борода, голос, человек, жара, холод, скука, волк, нога;

б) с суффиксом -ишк: город, парень, мужик, сын, пальто, вор, человек, земля, шалун, платье, забор, здоровье, ружье, плут, завод;

в) с суффиксами -ец, -иц, -ц: пальто, одеяло, ружье, кресло, здание, строение, зеркало, дерево, сено, копыто, масло, колено, зеркало.

Задание 3. Допишите окончания в единственном числе.

1. Болотищ…, бородищ…, грязищ…, домищ…, кулачищ…, ножищ… (от нога), ножищ… (от нож), сапожищ… .

2. Батюшк…, братишк…, городишк…, дворишк…, дедушк…, парнишк…, перышк…, письмишк…, речушк…, девчушк…, соловушк…, соседушк…, костришк…, огородишк…, старичишк…, сынишк…, хлубушк…, человечишк…, шалунишк….

Задание 4. Вставьте нужные буквы в слова с суффиксами -ик и -ек:

Замоч…к, нож…к, горош…к, карандаш…к, колосоч…к, внуч…к, красавч…к, мешоч…к, сарайч…к, комоч…к.

Задание 5. Подберите парные имена существительные женского рода к словам:

Владелец, кормилец, постоялец, страдалец, сиделец.

Задание 6. Вставьте пропущенные буквы:

Ван…чка, врем…чко, душ…чка, Зо…чка, им…чко, Ол…чка, Пет…чка, печ…чка, пугов…чка, сем…, Сон…чка, сит…чко, стрем…чко, тем…чко, ле..ечка, ножн…чки.

Задание 7. Образуйте при помощи суффиксов -оньк и -еньк имена существительные со значениями уменьшительности/ласкательности.

Береза, дорога, дочь, липа, Лиза, нога, коза, ночь, Сережа, тетя.

Задание 8. Вставьте пропущенные буквы (н или нь).

Машен…ка, Мишен…ка, више…ка, Васе…ка, баше…ка, Даше…ка, колоколе…ка, паше…ка, подруже…ка, француже…ка.

Задание 9. Образуйте при помощи суффиксов -ушк, -юшк, -ышк имена существительные от данных слов:

Анна, Ваня, воля, гнездо, голова, гора, горло, детина, корова, крыло, лошадь, поле, горе, скворец, воробей, солнце, стекло.

II. Задание 1. Перепишите, вставляя пропущенные в прилагательных буквы. Укажите устно суффиксы прилагательных.

1. Башен…й кран, истин…е происшествие, камен…я ограда, пламен…е чувство, имен…й список, племен…й скот, болезнен…ые явления, искр…яя радость, кожев…ый завод, родств…ые отношения, станци…ый подъезд, агитаци…ый пункт, стекл…ая посуда, сереб…ый портсигар, песч…ая почва, глин…ая чашка, юн…е спортсмены, румя…ые яблоки.

2. Ветре…ое утро, безветр…ый день, ветр…ая мельница, плат…ой шкаф, клюкв…ый морс, листв…ая аллея, дискусси…ый вопрос, кож…ый диван. Петуш…ый крик, мыш…ая возня, маши…ый зал, стари…ый циферблат, конопл…ое семя.

Задание 2. Замените выделенные слова именами прилагательными и напишите. Суффиксы прилагательных подчеркните.

Следы зверя, писк комара, лапы гуся, яйцо голубя, голова лошади, гнездо воробья, трели соловья, платье из шерсти, чашки из глины, ложки из серебра, рубашка из полотна, ножи из стали, изделия из железа, дом из дерева, укус муравья, масло из конопли, пуговицы из олова, крыша из соломы, сок из клюквы, учение об эволюции, постройки при станции, изделия из кожи, день торжества, обязанности по хозяйству, день с ветром.

Задание 3. Образуйте от данных слов имена прилагательные с суффиксом –к- или –ск-. Составьте словосочетания с подходящими по смыслу существительными.

Матрос, казах, француз, молодец, Одесса, Казань, июль, ткач, казак, богатырь, январь, Русь, гавань, немец, Кавказ, декабрь, июнь, черкес, комендант, октябрь, киргиз, делегат, рыбак, Сибирь, таджик, конь, Урал, гигант, село, чех, поляк, институт, университет, горняк, Рига, кандидат, Прага, пассажир.

Задание 4. От данных слов образуйте прилагательные с суффиксами:

1. –ов- или –ев-: свинец, кумач, парча, ситец, песец, грош, камыш, груша, плюш, изразец, глянец, холст, вещь (расставьте в прилагательных ударения);

2. –чив- или –лив-: доверять, расчет, услужить, задумать, изменить, устоять, засуха, угодить, увертываться, уклониться, понять;

3. –ев- или –ив-: поле, бой, огонь, лень, спесь, ложь, червь, яблоня, отрасль, никель (расставьте в прилагательных ударения);

4. с суффиксом –чат-: бревно, взрыв, узор, веснушка, рассыпать.

ТЕМА: Н и НН в причастиях и прилагательных.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, объясните правописание имен прилагательных. Укажите, от каких слов они образованы.

Бархатн…ые пески, чека…я поступь, тара…ый удар, слюдя…ая избушка, соля…ая кислота, круп…ые изделия, орга…ый концерт, румя…ое лицо, полотня…ая куртка, информацио…ая программа, ветре…ая погода, песча…ый карьер, багря…ый закат.

Задание 2. Объяснить написание и значение прилагательных:

Ветр…яной двигатель, ветр…ый человек, масл…ые глазки, масл…ое пятно, масл…ая неделя.

Задание 3. Объяснить написание суффиксов анн/енн:

Выкач…ая из бака нефть, выкач…ые из подвала бочки, выслуш…ые замечания, высуш…ые грибы, замеш…ый в преступлении человек, замеш…ое тесто, занавеш…ое окно, обвеш…ый покупками покупатель, застро…ый участок, навеш…ое белье, перевеш…ый товар, подвеш….ые флажки, навеш…ая дверь, подстрел…ый зверь, пристрел…ое оружие, замуче…ый ребенок, обмер…ый посетитель.

Задание 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Новокупле…ая земля, свежекраше…ая изгородь, свежеиспече…ый хлеб, колонна вое…пле…ых, златокова…ый ларец, железобето…ый дом, тяжелоране…ый боец, новорожде…ый мальчик, пивоваре…ый завод, желчего…ое средство, винокуре…ый завод.

Задание 5. Объясните написание Н и НН в кратких формах прилагательных и причастий:

1. Средства на строительство были изыска…ы. Манеры девушки изящны, утонче…ы и зыска…ы. 2. Общественность взволнова…а последними событиями в Чечне. Лица студентов были вдохнове…ы, красивы, взволнова…ы. 3. Внимание сосредоточе…о на главном. Аудитория внимательна, сосредоточе…а. 4. Победа спортсменов долгожда…а, заслуже…а. Звание народной артистки заслуже…о плодотворным, кропотливым трудом. 5. Потоки воды, хлынувшие с гор, будут сдержа…ы плотиной. Высказывания преподаватлей достаточно логичны, кратки, сдержа…ы.

Задание 6. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Правда - кусок купл…ый, а неправда – краде…ый. У него образовался громадный запас одежды, очень мало ноше…ой. На моще…ом плиткой дворе собралась вся семья. В глазах, присыпа…ых пеплом, не было страха. Мече…ый физиками атом сделал свое дело. Вал…ый лесорубами лес начали сплавлять по рекам.


Категория: Русский язык | Добавил: (10.10.2017)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar