Тема №11633 Входная контрольная работа по русскому языку 10 класс 2 варианта
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Входная контрольная работа по русскому языку 10 класс 2 варианта из предмета Русский язык и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Входная контрольная работа по русскому языку 10 класс 2 варианта, узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

                                Вариант № 1

Прочитайте предложения и выполните задания А1, А2, А3.

А. Правда, вне чеховского контекста в них нет той иной гуманистической содержательности и глубины, какой наделены страницы его повествования о русской природе.

Б. Чехов в числе первых обратил внимание на трагические последствия одностороннего развития технической цивилизации.

В.  Будущее цивилизации и культуры Чехову представлялось как гармоническое единство гуманитарного и естественно-научного знания жизни.

Г. То, что было сказано им об истощении земли, о пересыхании рек, о гибели лесов, довольно часто используется теперь в виде иллюстраций в научных трудах по экологии.

А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А, Б, В, Г.  2) Б, Г, А, В.  3) Г, Б, В, А.  4) В, Г, А, Б.

А2. Укажите неверное утверждение о предложениях текста.

1) Предложение А – сложноподчинённое, состоит из двух простых.

2) Предложение Б – простое, двусоставное.

3)  Предложение В – простое, односоставное, безличное.

4) Предложение Г – сложноподчинённое, с придаточным местоименно-определительным.

А3. В каком предложении есть вводная конструкция?

1) А;    2) Б;  3) В;  4) Г.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

1) глубок…м дыхании…м;

2) в колюч…м кустарник…;

3)  на общ…м собрании…;

4)  резк…м движени…м.

А5. В каком примере на месте пропуска пишется буква И?

1)  Посе…шь ветер – пожнёшь бурю.

2)  И хочется, да кол…тся.

3)  Боль врача ищ…т.

4)  Каково сошьёшь, таково и износ…шь.

А6. В каком примере на месте пропуска пишется Ь?

1) Нужда научит Богу молит…ся.

2)  В добром житье лицо румянит…ся.

3) Отольют…ся кошке мышкины слёзки.

   4) Всяк крестит…ся, не всяк молится.

А7.  В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) несг…раемый, сп…шить, ф…нтазия;

2) поб…ждать, бл…стать, напр…жение;

3) ост…новиться, ч…столюбивый, насл…ждение;

4) п…ртрет, погл…деть, просв…щение.

А8.  В каком ряду во всех словах пропущена она и та же буква?

1) д…говориться, об…значить, з…писать;

2) без…мянный, пред…стория, меж…нститутский;

3) …близиться, бе…конечный, чере…чур;

4) пр…лечь, пр…оритет, пр…градить.

А9. В каком слове пишется буква Е?

1) бросил; 2) наде…ться; 3) засе…нное; 4) увид…нный.

А10. В каком примере пишется НН?

1) соловьи…ый; 2) вспаха…ы; 3) вяза…ый; 4) реше…ый.

А11. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1) (Не)чего Бога гневить, надо правду говорить.

2) Он держался уверенно, говорил (не)спеша.

3) И эта гордая красавица сразу же (не)взлюбила красоту.

4) (Не)гнущейся рукой он всё же смог схватить упавшую трубку.

А12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) скажи(ка),  (по)братски,  (литературно)музыкальный;

2) едва(ли), (пол)яблока, (пресс)конференция;

3) с (хлебом)солью, (древне)русский, (юго)восток;

4) (идейно)художественный, (где)нибудь, (как)будто.

А13. Укажите верное написание выделенного слова и его объясните.

Пусть невзрачна книга, (за)то какой силой дышит каждая её строчка.

1) зато – всегда пишется слитно;

2) за то – всегда пишется раздельно;

3) за то – здесь это местоимение с предлогом за;

4) зато – здесь это сочинительный союз.

А14.  Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?

1) прочитали; 2) увидев; 3) перекошенный; 4) завтрашний.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

1) все шофера нашего предприятия;

2) у обеих подруг;

3) кладите на стол;

4) в трёхстах метрах.

  А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

 Прочитав письмо,

1) мне сразу всё стало ясно.

2) я без сил опустился на стул.

3) почерк показался мне знакомым.

4) сразу же зазвонил самолёт.

А17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

1) Мария Фёдоровна – прекрасный педагог.

2) В «Грозе» изображена тусклая жизнь провинциального городка.

3) по приезде в город он сразу же поспешил с визитом к своему старому приятелю.

4) В романе Л.Толстого пламенными патриотами своей страны является простой народ.

А18. В каком слове произносится [д] ?

  1. складка; 2) удирать; 3) отбой; 4) пароход.

А19. В каком слове ударение падает на второй слог?

1) договор; 2) досуг; 3) отбой;  4) пароход.

А20. Значение какого слова определено неверно?

1) Декламировать – публично проповедовать свои взгляды, убеждения.

2) Симулянт – человек, который притворяется, создаёт видимость чего-либо.

3) Абсурдный – нелепый, бессмысленный.

4) Аскет – человек, ведущий строгий образ жизни, отказавшийся от жизненных благ.

А21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Постепенно стемнело ( ) и по сумрачной долине с тихим шелестом пробежал прохладный ветер.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Незнакомые мне (1) гребцы(2) правившие лодкой (3) бросили вёсла (4) и (5) поставив парус (6) сели на дно шлюпки.

1) 1,2,3,4,5,6; 2) 1,2,3,5,6; 3) 2,3,5,6; 4) 5,6.

А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Человек имеет право и возможность быть счастливым и не стыдиться своего счастья.

2) Он обычно надевал чёрную шляпу, либо ярко-красный берет.

3) Решительность, быстрота, воля – вот первые качества бойца.

4) В тесноте, да не в обиде.

А24. В каком предложении не ставится тире?  (Знаки препинания не расставлены.)

1) Никогда и ни за что воскликнул он и отвернулся к окну.

2) Грибы ищут по лесу рыщут.

3)  Зло есть грубейшая форма невежества.

4) Деревья, дома, дороги всё было покрыто пушистым снегом.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Несмотря на постоянную занятость (1) он приехал к нам (2) чтобы повидаться со мной (3) и собственными глазами увидеть (4) в каком бедственном положении мы находимся.

1) 1,2,3,4;    2) 2,3,4;     3) 1,2;    4) 1,2,4.

А26. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1) (В)ВИДУ продолжительной болезни нам так и не удалось повстречаться с ним и поговорить (НА)СЧЁТ будущей книги.

2) Профессор ТАК(ЖЕ), как и я, полагал, что (ОТ)ТОГО берега до села больше километра.

3) Он знал семь языков, разбирался в живописи, любил музыку, (ЗА)ТО был совершенно наивен в вопросах житейских и пошёл (ПО)ТОМУ пути, по которому шли все романтики.

4) Деньги (НА)СЧЁТ не поступили, и нам пришлось отказываться (ОТ)ТОГО, что нами было задумано.

Прочитайте текст и выполните задания А27 – А32, В1 – В8.

(1) Когда Гулливер посетил Великую академию в Легадо, ему показали пятьсот комнат, в каждой из которых обреталась какая-нибудь отрасль науки. (2) В одной комнате составлялся проект по извлечению из огурцов солнечных лучей, в другой – учёный муж бился над тем, как превратить лёд в порох путём пережигания его на сильном огне. (3) Обитатель третьей комнаты работал над созданием механических приборов, предназначенных для открытия отвлеченных наук.

(4) Мне кажется, что сегодня такие приборы уже есть. (5) Они изобретены нашим литературоведением. (6) И успешно применяются им на практике.

(7) Судите сами. (8) Что такое «сатирический гнев» или «социологический реализм»? (9) Что означает «принцип вопиющего контраста»? (10) Никто не ответит. (11) Но зато это в высшей степени научно и наукообразно. (12) Удивительно: классики писали просто, а о них пишут сложно. (13) «Смесь несовместимостей, - утверждает В.Кулешов в книге о Чехове, - была вообще характерна для Чехова… (14) В этой смеси Чехов работал и как писатель.» (15) И написано это не в какой-нибудь докторской диссертации, изданной на потребу тем же докторам или кандидатам наук, а в книге, выпущенной в свет в издательстве «Детская литература». (16) Пусть себе дети представляют, как Чехов «работал в смеси». (17) Будто Чехов – это не Чехов, а взбиватель коктейля.

(18) А вот что говорится о рассказе Чехова «Канитель»: «Канитель» написана по гоголевской модели в передаче тугодумия». (19) Нет, чтоб сказать по-человечески: в «Канители» Чехов следовал Гоголю. (20) Но это будет «ненаучным», это будет слишком легко для науки. (21) Надо утяжелить фразу сверхсмыслом,  надо русский язык поставить с ног  на голову, чтоб фраза приобрела характер высокого силлогизма.

(22) Читая книги о классике, порой чувствуешь себя лесорубом в тёмном лесу. (23) Нет сил пробиться к первоисточнику через заросли «дефиниций», «экстраполяций», «полифункциональности». 

 (24)    Да, в русской литературе слишком много противоречий, чтоб её можно было оценить по методу «чёрно-белое».  (25) И их никак не может уловить двухцветная оптика нашей науки. (26) Теряясь, она начинает искать спасение в терминологии, в учёном языке, в формулировках, которые бросают такую тень на ясный день, что и самому просвещённому человеку, глядя на них, остаётся только поднять руки и сказать: «Сдаюсь!»

 А27. Какова цель автора этого текста?

1) Показать, что «наукообразность» отражает неспособность некоторых учёных точно и понятно передать смысл художественного произведения.

2) Привлечь внимание читателей к наиболее острым проблемам преподавания русской литературы в средней школе.

3) Познакомить читателей с наиболее яркими работами современных литературоведов.

4) Доказать, что современное литературоведение является бесполезной наукой, потому что большинство учёных сами не понимают того, что пишут.

А28.С какой целью автор начинает свой текст рассказом о фантастической академии в Легадо?

1) Раскрыть главную мысль текста: функция науки – вести человечество к ярким вершинам познания.

2) Показать, какую страшную опасность таят научные открытия, дающие в руки человека могучие источники энергии.

3) Заинтересовать читателя, настроить его на ироничное восприятие текста.

4) Придать тексту торжественное звучание.

А29. Определить стиль и тип речи данного текста:

  1. научный стиль, повествование;
  2. публицистический стиль,  рассуждение;
  3. художественный стиль, описание;
  4. научный стиль, рассуждение.

А30. В каком предложении автор использует фразеологизм?

1) 1;            2) 3;              3) 15;                4) 21.

А31. Какое предложение связано с предыдущим при помощи лексического повтора и местоимения?

1) 2;            2) 4;               3) 19;               4) 25.

А32. Укажите ошибочное утверждение.

1) В предложении 12 используется антоним.

2) В предложении 14 используется сравнение.

3) В предложении 26 используется фразеологизм.

4) В предложении 23 используется метафора.

                               Часть 2

В1. Назовите части речи, к которой относится слово «изобретены» из предложения 5.

В2. Из предложения 21 выпишите союз.

В3. Среди предложений 22 – 25 найдите слово с чередованием гласной в корне.

В4. Какой тип связи используется в словосочетании в тёмном лесу ?

В5. Среди предложений 1 – 6 найдите предложение, в котором предложение выражено личным местоимением.

В6. Среди предложений 18 – 22 найдите предложение, в котором именная часть выражена прилагательным.

В7. Среди предложений 18 – 24 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В8. Среди предложений третьего абзаца найдите сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным.

 Вариант № 2

                            Часть 1

Прочитайте предложения и выполните задания А1, А2, А3.

 А. Сейчас эти помехи уже не страшны: дальнюю связь всё чаще ведут через спутники.

Б. Но именно теперь некоторые факты дали почву опасениям, что перемены в магнитном поле Земли способны вызвать катастрофы, перед которыми побледнеют самые грозные силы природы.

В. Магнитные бури обычно не считаются грозным явлением природы, таким, как землетрясения, цунами, тайфуны.

Г. Правда, они нарушают радиосвязь в высоких широтах планеты.

        А1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1) А,Б,В,Г; 2) В,Г,А,Б; 3) Б,В,А,Г; 4) Г,Б,А,В.

А2. Укажите неверное утверждение.

1) Предложение А сложное, бессоюзное, состоит из двух простых.

2) Предложение Б сложноподчинённое, состоит из трёх простых.

3) Предложение В сложноподчинённое, состоит из трёх простых.

4) Предложение Г простое, двусоставное, грамматическая основа – ОНИ НАРУШАЮТ.

А3. В каком предложении есть вводное слово?

1) А; 2) Б; 3) В; 4) Г.

А4. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е ?

1) в волчь…й ста…;

2) весенн…м пени…м;

3) в будущ…й ярост…;

4) в последн…м путешествии… .

А5. В каком примере на месте пропуска пишется буква Е ?

1) Ни поёт, ни свищ…т.

2) Нужды не увид…шь, и в добре не походишь.

3) И месяц свет…т, когда солнца нет.

4) За двумя зайцами погон…шься – ни одного не поймаешь.

А6. В каком примере на месте пропуска пишется Ь?

1) С радости кудри вьют…ся, а с печали секут…ся.

2) Дело мастера боит…ся.

3) Любишь катат…ся, люби и саночки возить.

4) Гром не грянет – мужик не перекрестит…ся.

А7. В каком ряду во всех словах пропущена безударная гласная, проверяемая ударением?

1) покр…снеть, обозн…чать, прим…риться;

2) воссозд…вать, вд…леке, проск…чить;

3) вопл…щать, д…таль, уб…раться;

4) пр…подняться, изл…гать, неув…даемый.

А8. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

1) р…скошный, над…рваться, н…лететь;

2) под…грать, под…тожить, по…скать;

3) бе…жалостный, и…черпать, …бываются;

4) пр…подняться, пр…вилегия, пр…шелец.

А9. В каком слове пишется буква Е?

1) раста…вший; 2) выр…щенный; 3) съёж…лся; 4) постро…ться.

А10. В каком примере пишется НН?

1) ветре…ый; 2) оконче…а; 3) взволнлва…ый; 4) некраше…ый.

А11. В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1) Я всегда говорил: если (не)чем распилить свои цепи, плюй на них, может, проржавеют.

2) Он ушёл, ничего (не)ответив.

3) Мы до этого никогда (не)были у него в доме.

4) Никем (не)понятая, всеми отвергнутая, она вернулась в родительский дом.

А12. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1) (всё)таки, (пол)листа, когда(же);

2) (по)детски, в (полу)тьме, (по)моему;

3) (тёмно)красный, (по)моему мнению, как(бы) нехотя;

4) (пол)ящика, (премьер)министр, (во)первых.

А13. Укажите верное написание выделенного слова и объясните его написание.

Истина для глупцов – то(же), что и факел среди тумана: он светится, не разгоняя его.

1) то же – всегда пишется раздельно;

2) тоже – всегда пишется слитно;

3) тоже – здесь это сочинительный союз;

4) то же – здесь это местоимение.

А14. Какое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса, окончания?

1) издавна; 2) перелётный; 3) убирали; 4) спасатель.

А15. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова?

1) красивее; 2) дав; 3) более быстрее; 4) все директора школ.

А16. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Читая произведения Пушкина,

1) рождается чувство огромной радости.

2) испытываешь истинное наслаждение.

3) каждое слово поэта наполнено лучистой любовью.

4) у нас возникает любовь к русскому слову.

А17. Укажите предложение с грамматической ошибкой (неправильно построенное).

1) Несмотря на боль в спине, он не только вышел на лёд, но и забил решающую шайбу.

2) Рёв ветра, доносящегося из-за дрожащих стен, вызвал у меня чувство смутной тревоги.

3) Родители, заботясь об интеллектуальном развитии своего сына, много внимания уделяли чтению, постоянно покупали интересные и полезные книги.

4) В «Огоньке» опубликован интересный рассказ молодого автора.

А18. В каком слове произносится звук [б]?

 1) пробка; 2) забота; 3) белёный; 4) прогрёб.

А19. В каком слоге ударение падает на первый слог?

1) начать; 2) звонит; 3) приданое (невесты); 4) прогрёб.

А20. Значение какого слова определено неверно?

1) ПАРАДОКС – неожиданное, непривычное, расходящееся с традицией утверждение, рассуждение или вывод.

2) КОРРУПЦИЯ – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.

3) ФАТАЛЬНЫЙ – роковой, неотвратимый, неизбежный.

4) ИГНОРИРОВАТЬ – тонко вышучивать, насмехаться.

А21. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Порывистый ветер срывал листья с деревьев (  ) и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.

1) Сложное предложение, перед союзом И нужна запятая.

2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

3) Сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

А22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Как потревоженная плачем (1) мать (2) проснувшись (3) протягивает руку к ребёнку (4) так и больное сердце (5) пробуждённое от снов в ночи (6) тотчас же отдаётся своей муке.

1) 1, 2, 3, 4, 5, 6; 2) 2, 3, 4,5, 6; 3) 3, 4, 5, 6; 4) 1, 2, 3, 4.

А23. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1) Любовь к собакам, кошкам, птицам и вообще к природе воспитывает человека.

2) Эти вести его либо окрыляли, либо приводили в уныние.

3) В рюкзаке я нашел удивительные вещи: два огромных моржовых клыка, гудящую раковину и корень женьшеня.

4) Холмы были покрыты лиловым туманом, и с берега походили на сказочных великанов.

А24. В каком предложении не ставится тире? (Знаки препинания не проставлены.)

1) Я самый обыкновенный, ничем не примечательный человек.

2) Не думаю с холодной учтивостью промолвил он.

3) Стол, кресла, стулья всё было самого тяжёлого и беспокойного свойства.

4) Хочешь узнать человека дай ему власть.

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

Когда колыхнулись шторы (1) Серёжка догадался (2) что его пытаются разглядеть через окно (3) и нарочно стал так близко к двери (4) чтобы его нельзя было увидеть.

1) 1, 2, 3, 4; 2) 2, 3, 4; 3) 1, 2, 4; 4) 3, 4.

А26. В каком предложении оба слова пишутся слитно?

1) ЧТО(БЫ) избежать ошибки, пришлось провести множество дополнительных экспериментов, ПО(ЭТОМУ) сроки контрольных испытаний пришлось сдвинуть на целый месяц.

2) Я не смог прийти (НА)ВСТРЕЧУ с братом, (ПО)ТОМУ что болел всю последнюю неделю.

3) он был ТАК(ЖЕ) упрям, как и его брат, и, ЧТО(БЫ) мы ни предлагали, он на всё отвечал рассказом.

4) Егор и сегодня говорил ТО(ЖЕ) самое, что говорил вчера. ЗА(ТО) теперь он смотрел на нас без обычного для него высокомерия.

Прочитайте текст и выполните задания А27 – А32, В1 – В2.

(1) «Мёртвые души» остались незаконченными. (2) Гоголь не оправдал возлагаемых на него надежд, он «не совершил». (3) Первая часть поэмы, которая, по мысли своего творца, должна была составлять только крыльцо величественного здания, осталась одна. (4) Во второй части все, что Гоголь хотел выставить как идеальное, было мертво. (5) Жили и светились порой со всей силой гения лишь типы отрицательные. (6) Но Гоголь подавлял свой юмор, как преступление против искусства, и признал себя бессильным закончить дело своей жизни. (7) И его «хрупкий состав» не выдержал этого крушения.

(8) Какое  трагическое недоразумение! (9) В сущности, первый том был уже тем величественным в художественном смысле зданием, о котором Гоголь мечтал и которое обещал России, «вперившей в него полные ожидания очи». (10) И если бы он понимал мыслью истинное своё назначение, он бы видел, что для «завершения здания» остаётся сделать не так уж много, во всяком случае не больше, чем уже сделано, быть может, поднять фронтон и покрыть крышу.

(11) В самом деле, каково могло быть «логическое» продолжение «Мёртвых душ»?

(12) Если бы он не испугался выводов из своей сатиры и не побоялся осудить не только лица и не только должности, но и самый порядок, сверху донизу поражённый бессмыслием и маразмом, - то ему осталось только изобразить свободной кистью сатирика торжественно чичиковского идеала.

(13) Мирная  помещичья усадьба. (14) Миловидная хозяйка, не то чтобы худая, но и не очень полная, маленькие Чичиковы, с весёлым, остро и пытливо бегающими отцовскими глазками, рабы, трудящиеся над созданием благополучия нового помещика, и сам Павел Иванович, который смотрит ясными очами в «глаза всякому почтенному отцу семейства», потому что он «приобретал» и, значит, не даром бременит землю.

(15) Таковы общие очертания конца «Мёртвых душ», логически продолжающие линию гоголевской сатиры. (16) Великое здание было бы завершено последовательностью и встало бы пророческим символом страны, зачарованный в безоглядном самодовольстве рабства.

(17) И над этой идиллией, на её пока безоблачном горизонте чувствовалось бы, может быть, приближение грозовой тучи, которой  суждено было потрясти гоголевскую Россию в самых её основаниях.

(18) Но он испугался «страшной правды»… (19) Под влиянием ложных идей он изменил собственному гению и ослабил полёт творческого воображения, направляя его на ложный и органически чуждый ему путь.

А27. Какой вопрос не затрагивается  в этом тексте?

1) Почему Гоголь назвал «Мёртвые души» поэмой?

2) Что помешало Гоголю написать продолжение «Мёртвых душ»?

3) Каким могло бы стать продолжение гоголевской поэмы?

4) Чем вызван духовный кризис Гоголя?

А28. Какое утверждение противоречит точке зрения автора?

1) Гоголь не смог закончить свою поэму, потому что у него не хватило сил до конца быть верным жизненной правде.

2) Торжествующий Чичиков – это и есть наиболее полное выражение идеи «живой души».

3) Гоголевская поэма могла бы стать грозным предвестием грядущих социальных бурь.

4) Положительные образы во второй части поэмы получались у Гоголя неестественными, ненастоящими, лишенными художественной убедительности.

А29. Определите стиль и тип речи.

1) официально-деловой стиль, тип описание;

2) художественный стиль, тип описание;

3) публицистический стиль, тип рассуждение;

4) художественный стиль, тип рассуждение.

А30. Какой смысл в тексте имеет слово «идиллия»?

1) мирное, счастливое существование;

2) надгробная надпись;

3) несбыточная мечта, фантазия;

4) рисунок, картина, изображающие природу.

А31. Какое предложение связано с предыдущим с помощью союза и местоимения?

1) 3; 2) 4; 3) 10; 4) 19.

А32. Какие языковые средства не используются в этом тексте?

1) метафоры и эпитеты;

2) вводные слова и цитаты из поэмы «Мёртвые души»;

3) назывные предложения и восклицания;

4) риторические вопросы и неполные предложения

 Часть 2.

В1. К какой части речи относится слово НЕЗАКОНЧЕННЫМИ (предложение 1)?

В2. Выпишите частицу из предложения 3.

В3. Среди предложений первого абзаца найдите слово с чередующейся гласной в корне.

В4. Какой тип связи используется в словосочетании СИМВОЛОМ СТРАНЫ (предложение 16).

В5. Среди предложений второго абзаца найдите предложение с обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

В6. Среди предложений 14 – 19 найдите предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

В7. Среди предложений второго абзаца найдите предложение, в котором подлежащее выражено местоимением.

В8. Среди предложений 10 – 16 найдите сложное предложение с последовательным подчинением.

Проверочный опросник (фонетика)    (1 вариант)

  1. Подчеркните в данном наборе слово, в котором букв больше, чем звуков:

а) размял; б) друзья; в) лисий; г) луч.

2) Подчеркните слово, в котором все согласные звуки – глухие:

а) доклад; б) ночник; в) часов; г) сетей; д) колосок.

3) Подчеркните слово, в котором буква «е» обозначает один звук:

а) сегодня; б) еда; в) объезд; г) пьеса; д) собрание.

4) Подчеркните слово, где буква «ё» обозначает два звука:

а) шёпот; б) поёт; в) плётка; г) перевёл; д) печёный.

5) Подчеркните слово, в котором звуков больше, чем букв:

а) клочья; б) прелестный; в) академия; г) святой; д) зелёный.

6) Подчеркните слово, в котором три слога:

а) тайный; б) ураган; в) больной; г) подпись; д) землёй.

7) В каком слове есть звук [c]?

а) здание; б) село; в) повозка; г) сбой; д) гусь.

8) Подчеркните слово, где все согласные звуки – звонкие?

а) майка; б) свеча; в) кружка; г) косой; д) заговор.

9) Подчеркните слово, где количество букв равно количеству звуков:

а) лестный; б) книга; в) заяц; г) ложь; д) растает.

10) Подчеркните слово, в котором есть звук [э]?

а) лесной; б) шептать; в) облегчить; г) тяжёлый; д) черпать.

11) Подчеркните слово, в котором все согласные звуки – мягкие?

а) щавель; б) зелёный; в) лыжи; г) юг; д) шинель.

12) Подчеркните слово, в котором есть звук [а]?

а) вялый; б) тянуть; в) впечатление; г) щадить; д) сожалеть.

13)  Подчеркните слово, в котором есть звук [й]?

а) беречь; б) воин; в) соловьи; г) этаж; д) композитор.

14) Какому звуку в слове «разведка» дана неверная характеристика?

а) [р] – согласный, звонкий твёрдый.

б) [в] – согласный, звонкий, твёрдый.

 в) [э] – гласный, ударный.

 г) [д] – согласный, звонкий, мягкий.

  д) [к] – согласный, глухой, твёрдый.

                                

                                2 вариант

1) В каком  слове букв больше, чем звуков?

а) опытный; б) доблестный; в) ясный; г) вьюжный.

2) В каком слове звуков больше, чем букв?

а) осень; б) этаж; в) ближе; г) лает.

3) В каком слове все согласные звуки – твёрдые?

а) шёпот; б) человек; в) домой; г) ярко.

4) В каком слове все согласные звуки – мягкие?

а) идёшь; б) перья; в) цапля; г) великан.

5) В каком слове все согласные звуки – звонкие?

а) сбил; б) город; в) засветло; г) пробка.

6) В каком слове все согласные звуки – глухие?

а) лодочка; б) повозка; в) статистика; г) койка.

7) В каком слове есть согласный звук [д]?

а) поддержка; б) городской; в) деспот; г) отбой.

8)  В каком слове есть согласный мягкий звук [п]?

а) робкий; б) песня; в) спасатель; г) отпор.

9) В каком слове есть согласный мягкий звук [т]?

а) ателье; б) отдалиться; в) впредь; г) ходьба.

10) В каком слове есть звук [о]?

а) сгореть; б) тушёнка; в) оплата; г) поехать.

11) В каком слове есть звук [а]?

12) В каком слове буква Ю обозначает два звука?

а) крючок; б) выпьют; в) блюдца; г) утюг.

13) Написание какого слова не расходится с произношением?

а) счастье; б) чувства; в) сбиться; г) сарай.

14) Подчеркните слово, в котором есть звук [й]?

а) песня; б) поэт; в) рисование; г) учёба.

Комплексный анализ текста (10 – 11 классы)

Текст №1

Иностранцы изучающие русский язык (н…)как (н…) могут понять почему (по)русски нужно говорить видеть кого (что), смотреть – на кого (что), а любоваться – кем (чем). (Н…)какие объяснения тут не помогут – придётся  просто выучить наизусть какую форму существительного «любит» каждый из этих бли…ких по смыслу глаголов. Синтаксическая связь при которой главное слово требу…т от завис…мого какой(то) одной конкретной формы называется управлением. При управлении как(бы) (н…)м…нялась форма главного слова зависимое как стойкий оловян…ый  с…лдатик остается (н…)измен…ым: вижу кошку, видел кошку, видела бы кошку.

Сп…собность слова управлять кол…ичеством его потенциальных «подчинён…ых» и форма которой потребу…т (от)них «начальник» тесно связан…ы с лексическим значением управляющего слова. А там где царит лексика (н…)возможны ун…в…рсальные схемы; какой имен…о окаж…тся модель управления дан…ого слова пр…ходится просто помнить. И все мы носители языка храним в памяти эту инф…рмацию. Если (же) возникают с…мнения как правильно сказать: свет лампы или свет от лампы, - нужно обратиться к словарю.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

 

 

 

 

3. Определите тему текста.

 

4. Назовите основную мысль текста.

 

 

5. Определите стиль текста (докажите своё мнение).

 

 

 

6. Определите тип текста (докажите своё мнение).

 

7. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы.

 

8. Определите способ связи между следующими предложениями текста:

1 и 2

2 и 3

3 и 4

9. В тексте говорится только об одном виде связи – управлении. А какие виды ещё существуют? Дайте им определение. Приведите примеры из текста.

 

 

10. Произведите фонетический разбор слова что.

 

 

11. Произведите морфемный разбор слов: синтаксическая, управлением, наизусть.

12. Произведите морфологический разбор одного причастия из текста.

 

 

  

13. Произведите синтаксический разбор третьего предложения.

 

 

14. Выпишите из текста примеры, которыми можно проиллюстрировать следующие пунктуационные правила.

 

Обособление определений –

 

Обособление приложений –

 

15. Словарная работа. Раскройте скобки, укажите падеж существительных.

Согласно ( приказ, решение, наблюдение, план, расписание); по ( несколько раз, двенадцать часов, окончание института, приезд, болезнь); скучать по ( он, мы, вы); благодаря ( случай, товарищи, внимание); вопреки (предостережение, надежда, желание).

Текст № 2

Как и почему менялся русский язык.

Русские происходят от славян которые все когда(то) говорили на одном языке. Отн…сительно  одном (по)тому что этот пр…славянский язык был внутрен…е (не)однородным. С рас…елением славян на больших тер…иториях единство во…бще разрушилось. Новые условия об…тания рождали новые слова произн…шение попадало под вл…яние (разно)язычных соседей геогр…фическая разобщён…ость напр…вляла славянские народы по (не)одинаковым путям.   Древний язык существовал только в ус…ной форме (перво)бытные славяне (не)знали письмен…ости. Различия в словаре грам…атике фонетике стали такими что  славяне перестали пон…мать друг друга пр…славянский язык умер раск…ловшись на новые языки.

С принятием христианства в Восточной Европе встала задача объединить славянские языки, чтобы всем славянам рассказать о Христе.

Двадцать четвёртого мая восемьсот шестьдесят третьего года в граде Плиске, тогдашней столице Болгарии, солунские братья Кирилл и Мефодий провозгласили изобретение славянской азбуки. Замысел их был великолепен, труд поразителен, а результаты выше самых смелых ожиданий. Претерпев ряд изменений, кириллица живёт и по сей день у нас, болгар, сербов и других народов.

Детище мудрецов, этот книжный старославянский язык является одним из прекраснейших языков. Первоучители славян старательно отбирали «краснейшие слова» у разных славянских народов, по возможности понятные всем славянам. Язык приспосабливался к отвлечённым рассуждениям, выразительным описаниям, повествованиям. Успех старославянского языка не столько в возрождении общих черт, сколько именно в «устроении», ведь славянские языки в бесписьменной доистории были без порядка, стройности, устойчивости.

1. Сформулируйте основную мысль текста.

 

2. Укажите количество микротем в тексте. Составьте цитатный план.

 

3. Определите стиль текста (докажите своё мнение).

 

4. Определите тип текста (докажите своё мнение).

 

5. Расставьте недостающие знаки препинания. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы (в 1 абзаце).

6. Выпишите лингвистические термины. Являются ли они здесь ключевыми словами? Обоснуйте своё мнение.

 

7. Произведите фонетический разбор слова является.

 

8. Произведите морфологический разбор слова Мефодий.

 

9. Графически объясните постановку знаков препинания в предложениях первого абзаца.

 

10. Словарная работа. Вставьте пропущенные буквы. Определите лексическое значение слов:

Л…нгвистика –

Ф…лолог –

Ф…нема –

Р…продукция –

Пол…семия –

…монимы –

…нтонимы –

Арх…измы –

Не…логизмы –

Ст…листика –

Инф…нитив –

Он…мастика –

12. Творческая работа. Расскажите, что вы знаете о приходе старославянского языка на Русь, о его роли в становлении русской культуры и цивилизации.

 

 

 

Текст №3

Мы пр…ходим в мир для того что(бы) постигнуть красоту утв…рдить создать её.

Красота это радость нашей жизни. Человек стал Человеком  (по) тому что увид…л глубину л…азурного неба мерцание звёзд разлив вечерн…й зари прозрач…ную дымку степных просторов б…гровый закат перед ветрен…ым днём тр…петание марева над г…ризонтом сини… тени в сугробах мартовского снега журавлиную стаю в голубом небе отр…жение солнца в м…риадах капель утрен…ей р…сы серые нити дождя в пасмурный день ф…олетовое облако на с…реневом кусте нежный ст…белёк и голубой колокольчик подснежника – удив…л и изумлённый пошёл по земле созд…вая новую красоту. Остановись и ты в изумлении… перед красотой – и в твоём сердце расцветёт благородство. Перед человеком открылась радость жизни (по) тому что он услыш…л ш…пот листьев и песню кузнечика журчание весен…его ручейка и переливы серебрян…ых колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе шуршанье снежинок и стон метели ласковое пл…сканье волны и торжествен….ую тишину ночи – услыш…л и затаив дыхание слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни. Умей и ты слушать эту музыку. Дорожи красотой бер..ги её.

1. Озаглавьте текст.

2. Докажите, что это текст.

 

3. Назовите основную мысль текста.

 

4. Определите стиль текста (докажите своё мнение).

 

 

 


Категория: Русский язык | Добавил: (20.06.2017)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar