Тема №6556 Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 1)
Поиск задачи:

Рассмотрим тему Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 1) из предмета Социология и все вопросы которые связанны с ней. Из представленного текста вы познакомитесь с Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 1), узнаете ключевые особенности и основные понятия.

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

 

Тема 1. Социология как наука
1. Социология – это:
а) эмпирическая наука, служащая удовлетворению текущих потребностей общества;
б) наука, занимающаяся опросом общественного мнения;
в) наука о природе и сущности психических образов;
г) наука о социальных фактах;
д) целостная система знаний об устройстве общества и о месте в нем каждого человека;
е) наука об индивидуальных взглядах на события социальной жизни.
2. Обозначьте правильный ответ.
До возникновения социологии как самостоятельной науки, она существовала в форме составной части:
а) философии;
б) естественной науки;
в) социальной философии;
г) исторической науки.
3. Возникновение социологии как самостоятельной науки вызвано:
а) потребностью разобраться в структуре классовых отношений и объяснить социальное неравенство;
б) стремлением выдающихся мыслителей просветить народ;
в) потребностью разобраться в неоднозначном характере взаимоотношений между различными социальными институтами и организациями;
г) новым местом личности в общественной жизни и новым самосознанием личности;
д) обнаружением не тождественности законов и принципов развития природных и общественных процессов;
е) все перечисленное.
4. Социум является объектом:
а) всех наук;
б) гуманитарных наук;
в) инженерно-технических наук;
г) философии;
д) только социологии;
е) всех социальных наук.
5. Объект науки – это:
а) то, что человек изучает и на что направлена его деятельность;
б) весь мир;
г) любое явление мира, изучаемое человеком;
д) то, что человек желает и стремится узнать;
е) часть бесконечного универсального мира, которую человек мысленно «изымает», «вычленяет» из этого мира и рассматривает как самостоятельную и автономно существующую часть, направляя на нее свою познавательную деятельность.
6. Предмет науки:
а) не существует вне познания;
б) существует вне познающего субъекта;
в) не существует вне познающего субъекта;
г) часть объекта  науки;
д) сторона, срез аспект, грань, ракурс изучаемого объекта, которая изучается этой, только этой, и никакой другой наукой;
е) объектно-субъективен;
ж) субъективность познающего/субъекта «входит» в предмет науки, является его частью.
7. Социология рассматривает социальный мир как:
а) сумму отдельных социальных факторов;
б) целостную систему;
в) как совокупность социальных явлений, имеющих строгий порядок, исключающий хаос и беспорядок;
г) как внутренне противоречивую социальную систему, испытывающую состояния организации и дезорганизации, внутренней конфликтности, кризиса, определенности и неопределенности, необходимости и случайности. предсказуемости и непредсказуемости.
8. Объектом социологии является (выступает):
а) общество в целом;
б) отдельные сферы жизнедеятельности человека;
в) человек, индивид, личность;
г) типы государства;
е) социум.
9. Предметом социологии является:
а) весь социум;
б) личность и ее поведение;
в) взаимодействие индивида с другими людьми;
г) различные группы в обществе и их отношения друг с другом;
д) структурная дифференциация общественной системы на группы, общности,  социальные институты, организации, сферы, взаимодействия и связи между ними, место и характер связи социального поведения индивида в рамках этих подструктур.
10. Выберите наиболее приемлемое на современном этапе  определение социологи как науки:
а) «социология – наука, стремящаяся понять социальное действие и тем самым объяснить его процесс и воздействие» (М.Вебер);
б) социология – наука «изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных» (П.Сорокин);
в) социология – научное изучение социальных «институтов и социального поведения» (Э.Гидденс);
г) социология – наука о среднем «статистическом человеке как нормативном представителе социальной группы, вне каких-либо отклонений от средней тенденции» (Л.Кетле);
д) социология наука о функциональных законах психологии людей в конкретных социокультурных условиях (Д.Милль);
е) социология - наука о становлении, законах функционирования и развития социальных общностей, социальных институтов и организаций, о механизмах и принципах их взаимосвязи и взаимодействия, а также о позиции, взаимодействии и поведении  индивида в социальной системе.
11. Макросоциологический подход в социологии – это изучение:
а) отдельных социальных явлений;
б) рассмотрение специфических сторон различных социальных явлений;
в) это сбор и накопление данных об изменении общественных явлений;
г) изучение особенностей поведения групп  людей в период выборов государственной власти;
д) изучение взаимоотношений между частями общества, их взаимозависимости и роли в функционировании и динамике целостной социальной системы.
12. Микросоциологический подход в социологии – это:
а) изучение общих законов функционирования и динамики общества;
б) изучение взаимодействий между социальными организациями и социальными институтами;
в) фиксация внимания на изучении принципов функционирования и поведения больших групп людей;
г) изучение поведенческих актов, потребностей, мотивов, ценностных ориентаций людей в малых группах;
д) изучение внутреннего мира личности.
13. Приведение в соответствие друг другу левую и правую части в схеме о трехуровневой структуре социологии:
1.- общая социологическая теория
1. средний уровень
2.-отраслевые,социологические направления
2. низший уровень
3.- эмпирическая, прикладная социология
3. высший уровень
14. Определите, к какому уровню социологии относится социальная инженерия (социология инженерии):
а) специальные теории среднего уровня, отраслевая социология;
б) общесоциологическая теория высшего уровня;
в) частно-конкретный  эмпирический уровень.
15. Социология как самостоятельная наука начала оформляться:
а) в эпоху Возрождения;
б) в эпоху Просвещения;
в) в середине XIX века.
16. Отметьте, к какому типу знания относится социология:
а) гуманитарному типу знания;
б) социальному типу знания;
в) естественнонаучному  типу знания;
г) инженерно-техническому  типу знания.
17. Отметьте, кого считают основателями социологии как самостоятельной науки:
а) Т.Парсонса;
б) О.Конта;
в) К.Маркса;
г) Г.Спенсера;
д) О.Шпенглера;
е) Э.Дюркгейма.
18. Приведите в соответствие функции социологии и вопросы, на которые она ищет ответы:
1. преобразовательная (практическая)
1. Чем я (человек), живя, должен руководствоваться?
2. Мировоззренческая (идеологическая)
2. Что я могу знать с помощью этой науки?
3.Теоретико-познавательная (гносеологическая)
3. Что я могу делать, а чего не могу, не должен?
19. Социология позволяет:
а) накопить житейские, обыденные представления об обществе;
б) формировать научные знания о структуре, закономерностях, тенденциях общества;
в) составить системную картину социальных отношений и процессов;
г) формировать гибкость поведения;
д) формировать  представления об образовании планеты Земля;
е) осмыслить социальные смыслы профессиональной деятельности.
 

Тема 2. Социальные риски инженерной деятельности

1. Чаще всего в современном мире термин «риск» описывается:
а) как обозначение отсутствия или недостатка определенности;

б) как способ описания социальных отношений;

в) как элемент человеческой деятельности, внутренне присущий ей;

г) все вышеперечисленное.

2. В современной социологии чаще всего говорят о риске как:
а) о главном факторе формирования общества нового типа;

б) о широко распространённом и трудноопределимом явлении;

в) о недостатке определённости;

г) всё перечисленное.

3. Объективное понимание риска подразумевает:

а) наличие неопределенности в возникновении неблагоприятного исхода, которое не зависит от воли и сознания субъекта, подверженного риску;

б) наличие оценки имеющейся неопределенности с точки зрения потенциальной осуществимости отрицательных последствий;

в) что лицо подверженное риску не может повлиять на его проявление;

г) что объект исследования обладает высокой степенью сложности.

4. Субъективное понимание риска подразумевает:
а) только порождение нашей фантазии или отношение к жизни;

б) наличие оценки имеющейся неопределенности с точки зрения потенциальной осуществимости отрицательных последствий;

в) что, объект исследования обладает высокой степенью сложности;

г) субъективность экспертного мнения.

5. Взаимодействие с другими рисками предполагает:
а) рассмотрение группы рисков;

б) наличие статистических закономерностей между рисками;

в) системное рассмотрение группы рисков;

г) все вышеперечисленное.

6. Подверженность риску представляет:
а) степень, или интенсивность, с которой может реализоваться данная опасность;

б) потенциальную угрозу возникновения ущерба или другой формы реализации риска, обусловленную спецификой объекта и особенностями рисковой ситуации;

в) насколько предсказуем был конкретный риск на данном этапе развития науки и техники;

г) характеристику ситуации, чреватой возникновением ущерба или другой формы реализации риска.

7. Классификации рисков осуществляются:
а) исходя из целей и задач определенного исследования;

б) исходя из природы конкретных рисков;

в) исходя из степени зависимости ущерба от исходного события;

г) все вышеперечисленное.

8. Наиболее распространенные классификации рисков строятся исходя:
а) из структуры рисков;

б) из произвола экспертов;

в) из степени развития техники;

г) все перечисленное.

 

9. В настоящий момент можно выделить следующие характеристики рисков, порождаемых инженерной деятельностью:
а) они часто оказываются недоступными для органов чувств;

б) с их распределением и нарастанием возникают социально опасные ситуации;

в) они несут в себе мощный политический заряд;

г) все вышеперечисленное.

10. Какие факторы приводят к усилению в обществе компоненты риска, порождаемого инженерной деятельностью?
а) факторы, связанные с осознанием негативных необратимых кратковременных и долговременных последствий развития техники;

б) факторы, связанные с распределением и нарастанием рисков, из-за чего возникают социально опасные ситуации;

в) факторы, связанные с ростом сложности техники, объемом накопленных артефактов и возникновением особого самостоятельно существующего техномира;

г) всё перечисленное.

11. В чем суть понимания термина «ответственность» применительно к сфере инженерной деятельности?
а)  это синоним подсудности в том смысле, что обвиняемый в ходе процесса должен  отвечать на вопросы судьи о каких-либо своих действиях или их последствиях;

б) это необходимость расплачиваться за предвидимые последствия своих действий;

в) это синоним добросовестного исполнения профессионального долга;

г) всё перечисленное.

12. Ответственность становится нормативным требованием к современной инженерной компетентности:
а) в связи с появлением информационно-коммуникационных способов воздействия на сознание;

б) в связи с появлением ядерной энергетики;

в) в связи с появлением других современных глобальных технологий;

г)  все вышеперечисленное.

 
13. В современном мире применительно к инженерной деятельности под ответственностью понимают:
а) синонимом подсудности;

б) необходимость отвечать за предвидимые последствия своих действий;

в) добросовестное исполнение профессионального долга;

г)  все вышеперечисленное.

14. Оценка техники представляет собой:
а) особую модель разделения и делегирования ответственности за предупреждения отдалённых и непредвидимых последствий технической деятельности;

б) экономический анализ эффективности внедрения той или иной технической новинки;

в) научную поддержку политических решений применительно к техническому развитию;

г) все вышеперечисленное.

15. К системному кризису инженерии, выражающемуся, в осознании отрицательных последствий инженерной деятельности привело:
а) разрушение и изменение природы (экологический кризис);

б) неконтролируемые изменения второй и третьей природы: деятельности, организаций, социальных инфраструктур (кризис развития);

в) изменение и разрушение человека (антропологический кризис);

г) всё перечисленное.

16. Под оценкой техники можно понимать:
а) механизм реализации индивидуальной или групповой ответственности;

б) делегирование части социальной ответственности;

в) некий социокультурный институт, обеспечивающий социальную коммуникацию, включенность в который представляется элементом социокультурной компетентности;

г) специальные рекомендации относительно предписания ответственности субъектам технической деятельности.

 

 

 

Тема 3. Общество как система

1. Какие из ниже перечисленных компонентов, согласно теории  Т. Парсонса, образуют социальную систему:

а) ценности;                

б) социальное пространство;

в) нормы;                      

г) малые социальные группы;

д) коллективы;             

е) конфликтное взаимодействие;

ж) роли;                         

з) статусные группы и классы
2. Согласно теории Н. Лумана, главными элементами социальных систем выступают:

а) действия;                                       

б) коммуникации;

в) культурные формы;                     

г) социальные группы.

3. Какие условия, согласно Т. Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системе:

а) детерминированные отношения между частями системы;

б) достаточно жесткая система социального контроля;

в) успешная адаптация к природной среде;

г) воспроизводство и поддержание образца.

4. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

Понятия:

а) латентные функции;                д) социальная структура;

б) самореференция;                     е) система действий;

в) аутопойэсис;                             ж) социальная система;

г) функция;                                    з) институционализация.

  Определения:

1) вклад отдельного социального феномена в социальную жизнь или социальную систему в целом;

2) совокупность стандартных отношений носителей ролей;

3) система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами;

4) процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями;

5) совокупность устойчивых взаимосвязей между людьми;

6) способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а, следовательно, и от других систем;

7) непредусмотренные и потому неизвестные функции;

8) возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы.

5. Французский социолог Г. Лебон подчеркивал, что толпе присущи определенные свойства:

а) однородность людей;

б) низкий интеллектуальный уровень (значительно ниже индивидов ее составляющих);

в) агрессивность;

г) повышенная эмоциональность.

Укажите, благодаря каким механизмам реализуются указанные выше свойства толпы.

 

6. Из приведенного ниже списка выберите признаки, характерные для общества:

а) наличие единого языка общения;

б) заключение браков исключительно между представителями данного объединения;

в) пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

г) наличие собственной территории;

д) наличие собственного названия и собственной истории;

е) наличие собственной системой управления;

ж) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

з) сплачивается общей системой ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов);

7. Любое общество можно представить в виде совокупности пяти фундаментальных институтов. Укажите эти институты:

а) наука, искусство, религия, мораль, политика;

б) семья, церковь, государство, образование, производство;

в) семья, производство, государство, образование (включая культуру и науку) и религия;

г) экономика, политика, религия, культура, семья.

8. Будучи сложно структурированным образованием, представляющим собой систему, общество состоит их четырех главных сфер (подсистем), назовите эти подсистемы:

а) экономическая, политическая, социальная, культурная;

б) хозяйственная, правовая, идеологическая, бытовая;

в) экономическая, политическая, идеологическая, художественная;

г) хозяйственная, идеологическая, профессиональная, культурная.

9. Аудитория, социальные круги, толпа относятся к:

а) множеству;    

б) контактной общности;    

в) групповой общности;

г) профессиональной общности.

10. Назовите ученого, согласно точке зрения которого, мир можно представить себе «разделенным на три типа социальной организации» – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

а) Р. Мертон;                              

б) Н. Луман;

в) Т. Парсонс;                             

г) К. Маркс;

д) Д. Белл;                                   

е) О. Тоффлер;

ж) С. Хантингтон;                      

з) О. Конт.

11. Согласно Д. Беллу, со временем индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное. Назовите три главных изменения, сопровождающие этот процесс:
а) «революция менеджеров»;
б) увеличение объема получаемой индивидом информации;
в) относительное сокращение пролетариата и рост технического и профессионального слоя;
г) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации;
д) дальнейшая демократизация общества.
12. Социальная структура общества – это:

а) совокупность социальных элементов;

б) элемент социальной системы, не расчлененный на другие элементы;

в) совокупность устойчивых связей между элементами социальной системы.

13. Видами социальной структуры общества являются:

а) социальная структура общества как структура отношений между социально-демографическими общностями;

б) социальная структура общества как структура отношений между социальными общностями, группами, слоями;

в) социальная структура общества как структура отношений между этносами;

г) социальная структура общества как структура отношений между государствами;

д) социальная структура общества как структура отношений между территориальными общностями;

е) социальная структура общества как структура отношений между профессиональными группами;

ж) социальная структура общества как структура отношений между социально-классовыми общностями, группами и слоями.

14. Укажите, какой стадии развития социального движения соответствуют следующие процессы:

а) определяются общие цели движения, способы их достижения, а также осуществляется массовая рекрутация его членов, осуществляется мобилизация новых членов движения на коллективные действия, в результате которых образуются социальные связи между ними;

б) возникает структурное напряжение, оцениваемое значительным количеством индивидов, формируются схожие представления о коллективных действиях и их возможностях;

в) складывается организация и распределяются роли внутри движения; появляются лидеры, формируются отношения доминирования и подчинения, складывается организация движения; происходит разделение движения на лидеров, активных сторонников, рядовых членов, просто симпатизирующих и временных попутчиков, возникают модели взаимодействия между ними; постепенно возникают нормы, регулирующие поведение участников движения;

г) либо достижение движением своих целей, либо поражение в результате разочарования в нем участников или подавления властями.

Стадии движения:

1) формализация;

2) формирование;

3) мобилизация;

4) завершающая.

Определите последовательность перечисленных стадий движения.

15. Какое из приведенных ниже утверждений о ценностях неверно:

а) конфликты между ценностями способствуют социальным изменениям;

б) ценности меняются по мере изменений социальных обстоятельств;

в) все ценности группы или общества должны быть согласованы между собой;

г) не существует ценностей, применимых к любой ситуации, всегда есть исключения;

д) в ценностях находят отражение тривиальные, повседневные действия, например, посещение магазинов или детские игры.

 

Тема 4. Молодежь как социальная группа

1. Социологический подход изучения молодежи предполагает, что:

а) молодежь рассматривается как особая часть людей, родившихся в определенном году и приступивших к трудовой деятельности в определенный период времени;

б) возрастные границы шире, так как основой выступают временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения детей;

в) молодежь исследуется с учетом определенных профессиональных, образовательных, социально-психологических характеристик.

2. Какие социально-психологические группы выделяет отечественный социолог А.Л. Маршак:

а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства;

в) молодежь в возрасте от 20 до 24 лет;

г) молодежь в возрасте от 25 до 30 лет – молодая интеллигенция;

д) все перечисленные.

3. Какие категории включает в себя учащаяся молодежь:

а) школьники;

б) учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ;

в) учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающихся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения);

г) все перечисленные, кроме а);

д) все перечисленные.

4. Выберите правильное высказывание:

а) социальное самоопределение молодежи предполагает выяснение молодым поколением своего места в обществе, адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, выбор профессии, места жительства, создание семьи;

б) социальное самоопределение молодежи предполагает связь «сынов» с «отцами», влияние родителей на детей, преемственность поколений.

5. Автором концепции префигуративной, кофигуративной и постфигуративной культур является:

а) Т. Парсонс;

б) Т. Розак;

в) М. Мид;

г) Э. Дюркгейм.

6. Выберите правильное высказывание:

а) социализация подразумевает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе;

б) социализация подразумевает многообразие взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опыта предыдущих поколений с целью передачи его потомкам, осуществляемой индивидом и социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности, в сложной системе межличностных и коллективных отношений;

в) оба высказывания правильны.

7. Индивидуализация как тенденция социализации предполагает:

а) способ усвоения личностью ценностей, норм, идей, которые переходят в субъективно-идеальный мир личности;

б) преобразование объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения личности;

в) процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и субъективного мира личности – в объективные формы внешнего мира.

8. Процессы социализации исследовали авторы:

а) З. Фрейд;

б) М. Мид;

в) Ж. Пиаже;

г) Э. Эриксон;

д) Л. Колберг;

е) все перечисленные;

ж) все перечисленные, кроме а).

9. Выберите правильное высказывание:

а) политическая социализация – осознание индивидом своей гражданской позиции и включение в политическую систему общества;

б) политическая социализация – включение индивида в правовое поле общества, т.е. усвоение правовых знаний, норм, законов;

в) оба высказывания правильны.

10. Кто был теоретиком и идеологом молодежных выступлений конца 60-х гг. ХХ века, назвавший этот феномен контркультурой:

а) Г. Маркузе;

б) Ж. Пиаже;

в) Т. Розак;

г) Э. Тоффлер;

д) все перечисленные, кроме в).

11. Какие факторы определяют особенности и взаимосвязь различных поколений:
а) экономические;

б) политико-идеологические;

в) общественно-психологические;

г) все перечисленные;

д) все перечисленные, кроме а)

12. Какие стороны охватывает преемственность между поколениями?

а) производственно-технические и экономические отношения;

б) политические, правовые, нравственные, эстетические отношения;

в) межклассовые, межгосударственные, национальные, семейные отношения;

г) отношения в сфере культуры, досуга, художественных вкусов;

д) все перечисленные;

е) все перечисленные, кроме в).

13. Какими признаками определяются социальные особенности молодежи?

а) возрастными;

б) социально-психологическими;

в) физиологическими;

д) специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями;

е) все перечисленные.

14. Выберите правильное высказывание:

а) Молодежь – это такая часть населения, которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда;

б) Молодежь является носителем и потребителем всех современных форм культуры;

в) Оба высказывания правильны.

15. Социально-психологическая теория потребностей ведет свое начало от школы представителя немецкой гештальтпсихологии:

а) М. Вебера;

б) Ф. Тенниса;

в) К. Левина;

г) И.Г. Фихте.

16. Какие уровни выделяются в рамках подхода иерархической системы диспропорций:

а) уровень, где формируются элементарные (витальные) потребности и уровень, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты);

б) уровень, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения) и высший уровень, охватывающий систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности;

в) все перечисленные.

17. Какие из нижеперечисленных потребностей молодежи можно отнести к духовным?

а) потребность в знании (теоретико-познавательная);

б) нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки;

в) потребность в духовном общении (коммуникативная);

г) художественно-эстетическая потребность;

д) все перечисленные.

18. Какие сферы проявления имеют познавательные потребности молодежи?

а) система получения знания;

б) чтение;

в) средства массовой информации и искусства;

г) религия;

д) все перечисленные;

е) все перечисленные, кроме г).

19. На чем базируется методологическая модель социологического изучения молодежных субкультур?

а) система культурных потребностей;

б) интересы и ценности молодежной культуры;

в) феномен веры;

г) все перечисленное, кроме в);

д) все перечисленное.

20. Выберите правильное высказывание:

а)  в широком смысле слова занятость молодежи – это участие молодежи в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением её личных и общественных потребностей и приносящей ей, как правило, заработок (доход);

б) в широком смысле слова занятость молодежи – совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия молодежи в хозяйственной деятельности, обеспечение молодежи рабочими местами;

в) оба высказывания правильны.

 

Тема 5 Личность как объект социологического анализа

1. В социологии под термином «личность» понимается:

а) всякий человек с момента своего рождения;

б) каждый человек, живущий в обществе и соблюдающий его нормы;

в) выдающийся деятель

2. Назовите основные элементы, образующие структуру личности:

а) биологические, экономические, экологические;

б) социальные, психические, биологические;

в)  психические, социопсихологические, политические.

3. К первичным характеристикам личности относятся (можно отметить несколько):

а) статусы

б) роли,

в) структура общественного поведения,

г) ценностные ориентации,

д) мотивация поведения

4. К вторичным характеристикам личности относятся (можно отметить несколько):

а) статусы

б) роли,

в) структура общественного поведения,

г) ценностные ориентации,

д) мотивация поведения

5. Условиями развития личности являются:

а) биологически заданные предпосылки, наличие социальной среды и культуры, индивидуальный опыт;

б) природная среда, культура, образование;

в) генетические предпосылки, социальная среда, воспитание

6. Укажите соответствие между понятиями и определениями типа личности:

Понятия:

1) Модальный тип

2) Базисный тип

3) Идеальный тип

Определения:

а) не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего;

б) усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе;

в) тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества.

7. Несоциальным признаком личности является:

а) индивидуальность;

б) духовность;

в) деятельность.

8.  Социализация – это:

а) привлечение человека к участию в общественных делах;

б) процесс воспитания ребенка;

в) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества.

9.  Чем обусловлена необходимость социализации:

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) и биологическими, и социальными причинами;

г) ни тем, ни другим.

10. Социальная адаптация как фаза социализации включает в себя:

а) приспособление индивида к социальным условиям и нормам общества,

б) приспособление индивида к ролевым функциям,

в) приспособление индивида к социальным группам, институтам и организацям,

г) все, выше перечисленное.

11. Интериоризация – это:

а) внешнее проявление норм поведения в обществе,

б) усвоение социальных норм и ценностей определенной общности и группы

в) включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

12. Процесс социализации личности исключает:

а) изоляцию личности;

б) воспитание личности;

в) обучение личности;

г) культурное развитие человека.

13. Кто из названных лиц является агентом социализации:

а) продавец;

б) врач;

в) диктор телевидения.

14. Как называются дети, выросшие в изоляции от людей и воспитанные животными:

а) маргиналы;

б) девианты;

в) феральные люди.

15. Ресоциализация означает:

а) приобщение человека к социальным ценностям и нормам;

б) процесс социализации с точки зрения самой личности, а не общественных ценностей;

в) процесс социальной деградации личности;

г) процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни, знаний, ценностей, ролей и навыков.

16. Автором теории «зеркального Я» является:

а) Дж. Мид

б) Ч. Кули,

в) Т. Парсонс

17. Автором теории «обобщенного другого» является:

а) Ч. Кули

б) З. Фрейд

в) Дж. Мид

 

Тема 6. Профессиональное становление

и личностное самовыражение молодого специалиста

1. Какие группы инженеров принято выделять исходя из функций инженерного труда?
а) теоретиков и практиков

б) разработчиков и эксплуатационщиков

в) конструкторов и технологов

г) механиков и программистов

2. Каким видом труда тесно переплеталась инженерная деятельность на протяжении всего времени своего существования?
а) с неквалифицированным ручным трудом

б) с управленческим трудом

в) с творческим трудом

г) с военным делом.

3. Кто из философов еще в начале ХХ в. предупреждал о скрытых угрозах, заключенных в инженерном труде и его результатах?

а) Э. Дюркгейм

б)О.Шпенглер
в) К. Юнг

г) Н. Данилевский

4. Сколько основных вариантов идеологии технократизма существует в настоящее время?

а) два

б) три

в) четыре

г) пять

5. В чем сущность технократизма, какие человеческие стремления лежат в его основе?

а) стремление господствовать над другими людьми

б) стремление освободиться от власти природы и истории над человеком

в) стремление экономить силы и энергию

г) стремление получать острые ощущения

6. Назовите ученого, выделившего восемь типов в зависимости от преобладания у них того или иного инстинкта:

а) А.Н.Леонтьев

б) Ж.Пиаже

в)В.И.Гарбузов

г) М.Литвак

7. Какой инстинкт, согласно типологии  людей на основе преобладания инстинктов, наиболее выражен у представителей эгофильного типа?

а) инстинкт доминирования

б) инстинкт альтруизма

в) инстинкт самосохранение

г) инстинкт продолжения рода

8. Каким видом деятельности предпочитали заниматься дипломированные инженеры в СССР в 70-е, 80-е гг.?

а) административно-хозяйственной

б) предпринимательской

в) изобретательской

г) педагогической

9. В какой организации осуществлялся первичный отбор студентов технических вузов, годных для дальнейшей управленческой карьеры в СССР в 70-809-е г.г.?

а) научное студенческое общество

б) профсоюз

в) ВЛКСМ

г) школа делового администрирования

10. Каков был удельный вес людей с инженерным образованием среди слушателей Академии народного хозяйства в середине 80-х г.г. в СССР?
а) менее 20%

а) более 35%

в) около 50%

г) почти 100%

11. Как назывался в СССР правящий привилегированный класс, в который обычно стремились попасть выпускники технических вузов?

а) олигархия

б) номенклатура

в) бизнес-элита

г) топ-менеджмент

12. Что было в СССР одним из  важнейших условий для назначения специалиста с инженерным образованием на должность директора крупного предприятия?

а) принципиальность и благородство

б) членство в КПСС

в) значительная собственность, стартовый капитал

г) воинское звание не ниже полковника

13. Какое место работы считалось в СССР в 70-е, 80-е г.г. более престижным – в НИИ и КБ или на заводе?

а) в НИИ и КБ

б) на заводе

в) престижность была примерно одинаковой

14. С чем был связан в CCСР массовый переход лиц с дипломами о среднем техническом образованием на инженерные должности?

а) с нехваткой рабочих рук

б) с низкой оплатой и отсутствием возможностей карьерного роста

в) с социокультурной динамикой

г) с научно-техническим прогрессом

 

Тема 7. Культура как социальное явление

1. Понятие «культура» в переводе с латинского означает:

а) очеловечивание,

б) обработка, возделывание;

в) украшение, развлечение;

г) всё, перечисленное выше

2. Генетические определения культуры представляют культуру с позиции

а) социального наследования

б) ее структурной организации

в) ее происхождения

г) полного охвата культуры

3. Непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному называется

а) культурной революцией

б) культурной реформой

в) культурной эволюцией

г) культурным взаимодействием

4. Сопоставьте функцию культуры и ее описание:

 

1) Информационная           а. Средство социального контроля за

                                                  поведением человека.

2) Гуманистическая            б. Средство познания и самопознания

                                                 человека, социальной группы, общества.

3) Гносеологическая           в. Трансляция социального опыта.

                                                  который обеспечивает связь времен.

4)  Коммуникационная       г. Задает систему «жизненных

                                                  ценностей».

5)  Аксиологическая        д. Развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности

6)  Регулирующая               е. Функция социального общения

5. Разделяемые личностью  социальные  ценности,  на достижение  которых  направляется  активность человека

а) обычай
б) ценностные ориентации
в) социальные нормы
г) культура
6. Культурное многообразие показывает

а) идентичность культур

б) закрытость культур

в) разнообразие человеческих культур

г) наличие человеческих культур

7. К культурным универсалиям относится

а) общественное сознание

б) законодательство

в) стереотипное сознание

г) институт брака

8. Аккультурация – это

а) культурное развитие,

б) усвоение индивидуумом ценностей другой культуры,

в) воспитание ребенка  и  привитие ему культурных навыков

9. Для массовой культуры как социального явления характерно

а) оперативная реакция на любое новое событие;

б) преобладание компенсаторных, психотерапевтических функций;

в) тиражирование культурно-развлекательных популярных образцов;

г) общность эмоционального восприятия явлений культуры;

д) коллективный выход в кинотеатр.

10.Термин «поп-культура» является синонимом
а) национальной культуры;
б) массовой культуры;
в) элитарной культуры;
г) народной культуры.

11. Интегративные свойства культуры проявляются:

а) в тенденции образовывать согласованное целое

б) в стремлении захватывать все новые культурные образцы и ареалы

в) в консолидации опыта людей, решающих общие задачи.

12. Функции культуры следующие (отметьте лишнее):

а) социализации и инкультурации,

б) ценностно-нормативная (аксиологическая),

в) познавательная (гносеологическая),

г) информационная,

д) эстетическая

е) деятельностная,

ж) коммуникативная,

з) символическая,

и) гендерная.

13. Стратегии поведения людей, испытывающих культурный шок:

а) изоляция

б) ассимиляция

в) навязывание собственных культурных образцов

г) взаимодействие

д) се перечисленные

14. Этноцентризм – это

а) то же, что и ксеноцентризм

б) отказ понимать нормы и ценности незнакомой культуры

в)  рассмотрение норм и ценностей собственной культуры как основы для оценки и суждений о других культурах

15. Культурный релятивизм – это

а) то же, что и этноцентризм

б)  отказ понимать нормы и ценности незнакомой культуры

в) рассмотрение какой-либо культуры с опорой на ее собственные ценности

16. Что может считаться фактором, принципиально отличающим человека от мира животных?
а) знаково-символическая деятельность

б) язык

в) материальная деятельность

17. Выберите правильное:
а) культура наследуется генетически

б) культура – внебиологическое свойство человека.

18. Отметьте критерии, по которым выделяют субкультуры:

а) возраст

б) профессия

в) территория

г) досуг

д) принадлежность к одному и тому же этносу

е) поддержание одного и того же стиля в одежде

 

Ключи к тестам:

  1. 1-д, 2-в, 3-е, 4-е, 5-е, 6-д; 7-г, 8-е, 9-д, 10-е, 11-д, 12-г, 13-а3, б1, в2; 14-а, 15-в, 16-б, 17-б,г; 18-а3, б1, в3; 19-б,в,г,е.
  2. 1-г, 2-а, 3-а, 4-б, 5-в, 6-г, 7-а, 8-а, 9-г, 10-в, 11-б, 12-г, 13-б, 14-а, 15-г, 16-в.
  3. 1-а,в,д,ж; 2-б, 3-б,в,г; 4-а7, б6, в8, г1, д5, е2, ж3, з4; 5-б,в; 6-в,г,д,е,ж,з; 7-г, 8-а, 9-б, 10-д, 11-а,в,г; 12-в, 13-а,вд,е,ж; 14-а2, б3, в1, г4; 15-д.
  4. 1-в; 2-д; 3-д; 4-а; 5-в; 6-в; 7-в; 8-е; 9-а; 10-в, 11-г; 12-д; 13-е; 14-в; 15-в; 16-в; 17-д; 18-д; 19-г; 20-а.
  5. 1-б, 2-б, 3-а,б,г; 4-в,д; 5-а, 6-а2, б3, в1; 7-а, 8-в, 9-б, 10-г, 11-в, 12-а, 13-в, 14-в, 15-г, 16-б, 17-в.
  6. 1-б, 2-б, 3-б, 4-в, 5-б, 6-в,7-в, 8-в, 9-, 10-б, 11-б, 12-б, 13-а, 14-б.
  7. 1-б, 2-в, 3-в, 4-а3, б5, в2, г6, д4, е1; 5-б, 6-в, 7-г, 8-б, 9-а, 10-б, 11-а,в; 12-д,е; 13-д, 14-в, 15-в, 16-а, 17-б, 18-б, в, е.
  8. 1-в, 2-в, 3-б, 4-а, 5-г, 6-в, 7-д, 8-г, 9-в, 10-в, 11-в, 12-в, 13-в, 14-б, 15-в.
  9. 1-е, 2-г, 3-а, 4-а,б,д; 5-б,в; 6-б, 7-д, 8-а2, б2, в2, г2, д2, е1, ж1, з2, к1; 9-а, 10-а1, б2, в1, г1; 11-в, 12-а, 13-ж, 14-а,в,б,г; 15-б, 16-а.
  10. 1-б, 2-в, 3-а, 4-б, 5-в, 6-а.7-а4, б2, в3, г6, д2; 8-а, 9-а, 10-а, 11-б, 12-а,д; 13-б, 14-а, 15-б.
  11. 1-б, 2-б, 3-б, 4-а, 6-б, 7-б, 8-в, 9-а, 10-в, 11-а, 12-а, 13-б, 14-а, 15-а, 16-а, 17-б, 18-б.
  12. 1-а2, б3, в4, г1; 2-в, 3-а, 4-в, 5-г, 6-б, 7-б, 8-а3, б1, в2; 9-а, 10-а,б,в,г; 11-б, 12-а, 13-в, 14-б, 15-г.
  13. 1-г,  2-а, 3-а, 4-а, 5-б, 6-а, 7-б, 8-г, 9-а, 10-а, 11-г; 12-в; 13-б;.14-а; 15-г.
  14. 1-б, 2-в, 3-а, 4-в, 5-а, 6-г, 7-б, 8-д, 9-г, 10-д. 11-в; 12-г; 13-д; 14-д; 15-д.

Категория: Социология | Добавил: Админ (23.07.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar