Задача №5180

Ка­ко­ва при­ро­да боль­шин­ства фер­мен­тов и по­че­му они те­ря­ют свою ак­тив­ность при по­вы­ше­нии уров­ня ра­ди­а­ции?

Поиск задачи:

Здесь представлено решение задачи по биологии. Если у вас возникли сложности в решении то вы можете воспользоваться ответами которые размещены на данной странице. Вы конечно можете не согласиться с ответами, но данная информация размещена с целью ознакомления. Списывать с ответов или решать самому выбирать вам. Данная задача по теме
Решение задачи:

Уважаемые посетители сайта, если вы не согласны с той информацией которая представлена на данной странице или считаете ее не правильной, не стоит попросту тратить свое время на написание негативных высказываний, вы можете помочь друг другу, для этого присылайте в комментарии свое "правильное" решение и мы его скорее всего опубликуем.

Условие задачи:

41. За­да­ние 34 . Ка­ко­ва при­ро­да боль­шин­ства фер­мен­тов и по­че­му они те­ря­ют свою ак­тив­ность при по­вы­ше­нии уров­ня ра­ди­а­ции?

По­яс­не­ние.

1) Фер­мен­ты имеют бел­ко­вую при­ро­ду.

2) По­вы­шен­ный уро­вень ра­ди­а­ции ведет к де­на­ту­ра­ции бел­ков, из-за чего и те­ря­ет­ся их ак­тив­ность.

42. За­да­ние 34 . Какую роль иг­ра­ют элек­тро­ны мо­ле­кул хло­ро­фил­ла в фо­то­син­те­зе?

По­яс­не­ние.

1) По­гло­ща­ют све­то­вую энер­гию.

2) Пре­об­ра­зу­ют ее в энер­гию хи­ми­че­ских свя­зей.

 

Ва­ри­ант от­ве­та от со­зда­те­лей сайта.

1) Мо­ле­ку­лы хло­ро­фил­ла по­гло­ща­ют квант света.

2) Элек­тро­ны хло­ро­фил­ла, воз­буж­ден­ные сол­неч­ным све­том, про­хо­дят по элек­тро­но­транс­порт­ным цепям и от­да­ют свою энер­гию на об­ра­зо­ва­ние АТФ.

43. За­да­ние 34 . По­че­му бро­же­ние счи­та­ют эво­лю­ци­он­но более древним типом энер­ге­ти­че­ско­го об­ме­на, чем ды­ха­ние?

По­яс­не­ние.

1) Бро­же­ние осу­ществ­ля­ет­ся без уча­стия кис­ло­ро­да.

2) Кис­ло­ро­да не было в древ­ней ат­мо­сфе­ре.

44. За­да­ние 34 . По каким при­зна­кам живые ор­га­низ­мы от­ли­ча­ют­ся от тел не­жи­вой при­ро­ды?

По­яс­не­ние.

1) Обмен ве­ществ и пре­вра­ще­ние энер­гии.

2) Вос­про­из­ве­де­ние.

3) Рост и раз­ви­тие.

4) На­след­ствен­ность и из­мен­чи­вость.

5) При­спо­соб­лен­ность.

6) Раз­дра­жи­мость.

45. За­да­ние 34 . Ан­глий­ский пи­са­тель Джеймс Ол­дридж опи­сал ин­те­рес­ную осо­бен­ность ось­ми­но­га. Он рас­ска­зы­ва­ет, как по­ло­жил до­бы­то­го ось­ми­но­га на лист га­зе­ты и тот мо­мен­таль­но из­ме­нил окрас­ку, став по­ло­са­тым в белую и чёрную по­лос­ку. Объ­яс­ни­те, в чём био­ло­ги­че­ский смысл опи­сан­но­го яв­ле­ния?

 

По­яс­не­ние.

1) Это за­щит­ное при­спо­соб­ле­ние, поз­во­ля­ю­щее ось­ми­но­гу стать не­за­мет­ным для вра­гов;

2) Ось­ми­ног, ве­ду­щий хищ­ный образ жизни, за счет дан­но­го при­спо­соб­ле­ния может более успеш­но под­сте­ре­гать своих жертв.

 

При­ме­ча­ние пор­та­ла «РЕШУ ЕГЭ».

Рас­ска­жем о ме­ха­низ­ме из­ме­нен­ния окрас­ки. У ось­ми­но­га есть эла­стич­ные клет­ки кожи — хро­ма­то­фо­ры и ири­дио­ци­сты, ко­то­рые за­пол­не­ны пиг­мен­та­ми крас­ных, оран­же­вых, чер­ных, зе­ле­ных, синих и дру­гих цве­тов. Когда спе­ци­аль­ные му­ску­лы ось­ми­но­га рас­тя­ги­ва­ют эти клет­ки, цве­то­вой пиг­мент рас­те­ка­ет­ся, за­ни­мая пло­щадь в 50 раз боль­ше по срав­не­нию с ис­ход­ным раз­ме­ром. Так ось­ми­ног может ме­нять цвета тела и стро­ить узоры, мас­ки­ру­юсь под окру­жа­ю­щий ланд­шафт.

46. За­да­ние 34 . Окрас­ка шер­сти зайца-бе­ля­ка из­ме­ня­ет­ся в те­че­ние года: зимой заяц белый, а летом серый. Объ­яс­ни­те, какой вид из­мен­чи­во­сти на­блю­да­ет­ся у жи­вот­но­го и чем опре­де­ля­ет­ся про­яв­ле­ние дан­но­го при­зна­ка.

По­яс­не­ние.

1) у зайца на­блю­да­ет­ся про­яв­ле­ние мо­ди­фи­ка­ци­он­ной (фе­но­ти­пи­че­ской, не­на­след­ствен­ной) из­мен­чи­во­сти;

2) про­яв­ле­ние дан­но­го при­зна­ка опре­де­ля­ет­ся из­ме­не­ни­ем усло­вий среды оби­та­ния (тем­пе­ра­ту­ра, длина дня).

47. За­да­ние 34 . Какие из пе­ре­чис­лен­ных видов топ­ли­ва — при­род­ный газ, ка­мен­ный уголь, атом­ная энер­гия спо­соб­ству­ют со­зда­нию пар­ни­ко­во­го эф­фек­та? Ответ по­яс­ни­те.

По­яс­не­ние.

1) со­зда­нию пар­ни­ко­во­го эф­фек­та спо­соб­ству­ют при­род­ный газ и ка­мен­ный уголь;

2) при их сжи­га­нии об­ра­зу­ет­ся уг­ле­кис­лый газ, ко­то­рый со­зда­ет пар­ни­ко­вый эф­фект.

48. За­да­ние 34 . Какой тип био­ти­че­ских от­но­ше­ний уста­нав­ли­ва­ет­ся между боль­шим пёстрым дят­лом и малым пёстрым дят­лом, оби­та­ю­щи­ми в одной эко­си­сте­ме хвой­но­го леса? Объ­яс­ни­те по­че­му.

По­яс­не­ние.

1) Кон­ку­рен­ция за ре­сур­сы.

2) Для жизни им тре­бу­ют­ся одни и те же ре­сур­сы: оби­та­ют в одном ярусе, пища, оди­на­ко­вая эко­ло­ги­че­ская ниша

49. За­да­ние 34 . Обык­но­вен­ная ли­си­ца ре­гу­ли­ру­ет чис­лен­ность лес­ных мы­ше­вид­ных гры­зу­нов. Как из­ме­нит­ся со­сто­я­ние оби­та­те­лей лес­но­го био­це­но­за при пол­ном ис­треб­ле­нии или рез­ком со­кра­ще­нии чис­лен­но­сти лисиц?

По­яс­не­ние.

1) Сна­ча­ла чис­лен­ность мы­ше­вид­ных гры­зу­нов резко воз­рас­тет, т. к. нет хищ­ни­ков.

2) Затем начнёт сни­жать­ся, под дей­стви­ем бо­лез­ней и па­ра­зи­тов, т. к. они уни­что­жат свою кор­мо­вую базу —уве­ли­чит­ся кон­ку­рен­ция (а также хищ­ни­ки уни­что­жа­ли боль­ных и ослаб­лен­ных жи­вот­ных).

50. За­да­ние 34 . По­че­му зер­но­яд­ные птицы в раз­ные пе­ри­о­ды жизни (рас­се­ле­ния, раз­мно­же­ния) могут за­ни­мать в пи­ще­вых цепях место кон­су­мен­тов I и II по­ряд­ков?

По­яс­не­ние.

1) зер­но­яд­ные птицы пи­та­ют­ся зер­на­ми — яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми I по­ряд­ка.

2) своих птен­цов вы­карм­ли­ва­ют на­се­ко­мы­ми (жи­вот­ная пища более бо­га­та бел­ка­ми для вы­карм­ли­ва­ния потом­ства) — в этот мо­мент яв­ля­ют­ся кон­су­мен­та­ми II по­ряд­ка.

51. За­да­ние 34 . Вес­ной, при бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях, самка тли, раз­мно­жа­ясь пар­те­но­ге­не­ти­че­ски, может вос­про­из­ве­сти до 60 осо­бей толь­ко жен­ско­го пола, каж­дая из ко­то­рых через не­де­лю даст столь­ко же самок. К ка­ко­му спо­со­бу от­но­сят такое раз­мно­же­ние, в чём его осо­бен­ность? По­че­му при этом об­ра­зу­ют­ся толь­ко жен­ские особи?

По­яс­не­ние.

1) Спо­соб – пар­те­но­ге­нез — от­но­сят к по­ло­во­му раз­мно­же­нию.

2) Осо­бен­ность – раз­ви­тие из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки. Из не­опло­до­тво­рен­ной яй­це­клет­ки у тлей может по­лу­чить­ся толь­ко жен­ская особь.

52. За­да­ние 34 . Как из­вест­но, су­ще­ству­ют ви­ру­сы, име­ю­щие на­след­ствен­ный ап­па­рат в виде ДНК или РНК. Чем по хи­ми­че­ско­му со­ста­ву раз­ли­ча­ют­ся РНК — и ДНК-со­дер­жа­щие ви­ру­сы?

По­яс­не­ние.

1) У ДНК-со­дер­жа­щих ви­ру­сов ДНК имеет — азо­ти­стое ос­но­ва­ние — тимин; уг­ле­вод — дез­ок­си­ри­бо­за.

2) У РНК-со­дер­жа­щих ви­ру­сов РНК — азо­ти­стое ос­но­ва­ние — ура­цил; уг­ле­вод — ри­бо­за.

 

до­пол­не­ние — 3) ДНК-со­дер­жа­щие ви­ру­сы могут со­дер­жать раз­ные ДНК — ли­ней­ная од­но­це­по­чеч­ная; спи­раль дву­це­по­чеч­ная; коль­це­вая

РНК-со­дер­жа­щие ви­ру­сы могут со­дер­жать толь­ко РНК – од­но­це­по­чеч­ную ли­ней­ную.

53. За­да­ние 34 . Ру­чье­вая фо­рель живёт в воде с кон­цен­тра­ци­ей кис­ло­ро­да не менее 2 мг/л. При по­ни­же­нии его со­дер­жа­ния до 1,6 мг/л и мень­ше фо­рель гиб­нет. Объ­яс­ни­те при­чи­ну ги­бе­ли фо­ре­ли, ис­поль­зуя зна­ния о норме ре­ак­ции при­зна­ка.

По­яс­не­ние.

1. Ко­ли­че­ство кис­ло­ро­да 2 мг/л опре­де­ля­ет­ся нор­мой ре­ак­ции.

2. При по­вы­ше­нии или по­ни­же­нии дан­но­го зна­че­ния, ор­га­низм гиб­нет, т. к. ко­ли­че­ство кис­ло­ро­да огра­ни­чи­ва­ю­щий фак­тор.

 

При­ме­ча­ние.

У ру­чье­вой фо­ре­ли узкая норма ре­ак­ции

54. За­да­ние 34 . Клет­ку можно от­не­сти и к кле­точ­но­му, и к ор­га­низ­мен­но­му уров­ням ор­га­ни­за­ции жизни. Объ­яс­ни­те по­че­му. При­ве­ди­те со­от­вет­ству­ю­щие при­ме­ры.

По­яс­не­ние.

Клет­ка – ос­нов­ная струк­тур­ная и живая еди­ни­ца жи­во­го. Клет­ка может су­ще­ство­вать изо­ли­ро­ван­но и не­за­ви­си­мо. Все ор­га­низ­мы со­сто­ят из кле­ток, в ко­то­рых идут ре­ак­ции ме­та­бо­лиз­ма. Кле­точ­ный уро­вень.

Уро­вень ор­га­ни­за­ции про­стей­ших сов­па­да­ет с ор­га­низ­мен­ным уров­нем. Зи­го­та мно­го­кле­точ­но­го ор­га­низ­ма – одна клет­ка, но ор­га­низ­мен­ный уро­вень.

55. За­да­ние 34 . В чем за­клю­ча­ют­ся раз­ли­чия между ми­то­зом и мей­о­зом. Ответ объ­яс­ни­те.

По­яс­не­ние.

1) Митоз – это спо­соб де­ле­ния кле­точ­ных ядер, при ко­то­ром со­хра­ня­ет­ся ге­не­ти­че­ская иден­тич­ность потом­ства. Митоз обес­пе­чи­ва­ет рост ор­га­низ­ма, ре­ге­не­ра­цию тка­ней, ве­ге­та­тив­ное раз­мно­же­ние.

2) Мейоз – это спо­соб об­ра­зо­ва­ния ге­не­ти­че­ски не­оди­на­ко­вых по­ло­вых кле­ток, что при опло­до­тво­ре­нии при­во­дит к новым ге­не­ти­че­ским ком­би­на­ци­ям у потом­ства.

1. За­да­ние 34 . По­че­му ге­не­ти­кам не­об­хо­ди­мо знать ге­те­ро­зи­гот­ность ге­но­ти­пов в по­пу­ля­ци­ях че­ло­ве­ка?

По­яс­не­ние.

1) Ге­те­ро­зи­гот­ные ор­га­низ­мы со­дер­жат ре­цес­сив­ный при­знак.

2) При скре­щи­ва­нии ре­цес­сив­ный при­знак может про­явить­ся, так можно вы­явить на­след­ствен­ные за­бо­ле­ва­ния.

2. За­да­ние 34 . Ка­ко­вы при­чи­ны сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния генов?

По­яс­не­ние.

1) Рас­по­ло­же­ние генов в одной хро­мо­со­ме.

2) Гены рас­по­ло­же­ны на близ­ком рас­сто­я­нии.

3. За­да­ние 34 . По­че­му со­ма­ти­че­ские му­та­ции не пе­ре­да­ют­ся по на­след­ству при по­ло­вом раз­мно­же­нии?

По­яс­не­ние.

1) Со­ма­ти­че­ские му­та­ции воз­ни­ка­ют в клет­ках тела.

2) Со смер­тью ор­га­низ­ма ис­че­за­ют.

4. За­да­ние 34 . Ка­ко­ва при­чи­на рож­де­ния детей с син­дро­мом Дауна?

По­яс­не­ние.

1) Ге­ном­ная му­та­ция.

2) Т.  е. на­ли­чие лиш­ней хро­мо­со­мы в 21-ой паре.

5. За­да­ние 34 . Что пред­став­ля­ет собой ги­бри­до­ло­ги­че­ский метод изу­че­ния на­след­ствен­но­сти?

По­яс­не­ние.

1) Под­бор и скре­щи­ва­ние ро­ди­тель­ских форм, от­ли­ча­ю­щих­ся рядом при­зна­ков.

2) Ана­лиз на­сле­до­ва­ния при­зна­ков потом­ством.

6. За­да­ние 34 . С по­мо­щью ка­ко­го ме­то­да можно вы­явить бо­лезнь Дауна?

По­яс­не­ние.

1) Ци­то­ге­не­ти­че­ско­го.

2) Ана­лиз крови на ка­ри­о­тип — изу­чив и по­счи­тав ко­ли­че­ство хро­мо­сом под мик­ро­ско­пом.

7. За­да­ние 34 . С ка­ки­ми струк­ту­ра­ми свя­за­на ци­то­плаз­ма­ти­че­ская на­след­ствен­ность ли­стьев то­ма­та?

По­яс­не­ние.

С хло­ро­пла­ста­ми и ми­то­хон­дри­я­ми, так как в них есть свои мо­ле­ку­лы ДНК, свои гены.

8. За­да­ние 34 . По­че­му в фе­но­ти­пе мух дро­зо­фил длин­ные кры­лья встре­ча­ют­ся чаще у серых осо­бей?

По­яс­не­ние.

1) Гены «длин­ных кры­льев» и «се­ро­го тела» рас­по­ло­же­ны в одной хро­мо­со­ме, по­это­му на­сле­ду­ют­ся сцеп­ле­но, т.  е. вме­сте.

2) Про­яв­ле­ние за­ко­на сцеп­лен­но­го на­сле­до­ва­ния Т. Мор­га­на.

9. За­да­ние 34 . В чём со­сто­ит це­лост­ность ге­но­ти­па?

По­яс­не­ние.

1) Во вза­и­мо­свя­зи генов.

2) В дей­ствии од­но­го гена на ряд при­зна­ков.

3) В дей­ствии мно­гих генов на один при­знак.

10. За­да­ние 34 . Чем ге­те­ро­зи­го­ты от­ли­ча­ют­ся от го­мо­зи­гот?

По­яс­не­ние.

1) Ге­те­ро­зи­гот­ность — со­дер­жа­ние в клет­ках тела раз­ных генов (до­ми­нант­но­го и ре­цес­сив­но­го) дан­ной ал­лель­ной пары (Аа). В фе­но­ти­пе ге­те­ро­зи­го­ты себя про­яв­ля­ет до­ми­нант­ный ген.

2) Го­мо­зи­гот­ность — со­дер­жа­ние клет­кой оди­на­ко­вых генов дан­ной ал­лель­ной пары (АА — го­мо­зи­го­та по до­ми­нант­но­му гену, аа — го­мо­зи­го­та по ре­цес­сив­но­му гену). У ре­цес­сив­ной го­мо­зи­го­ты в от­сут­ствие до­ми­нант­но­го гена фе­но­ти­пи­че­ски про­яв­ля­ет­ся ре­цес­сив­ный ген.

11. За­да­ние 34 . По­че­му в ряде слу­ча­ев при скре­щи­ва­нии осо­бей с до­ми­нант­ны­ми и ре­цес­сив­ны­ми при­зна­ка­ми в потом­стве на­блю­да­ет­ся про­ме­жу­точ­ное на­сле­до­ва­ние при­зна­ков?

По­яс­не­ние.

1) При не­пол­ном до­ми­ни­ро­ва­нии в ге­те­ро­зи­гот­ном со­сто­я­нии про­яв­ля­ет­ся про­ме­жу­точ­ный фе­но­тип.

2) До­ми­нант­ный ген не пол­но­стью по­дав­ля­ет ре­цес­сив­ный, ре­цес­сив­ный — ча­стич­но про­яв­ля­ет­ся.

12. За­да­ние 34 . Чем опас­ны для че­ло­ве­ка близ­ко­род­ствен­ные браки?

По­яс­не­ние.

1) Ре­цес­сив­ные гены пе­ре­хо­дят в го­мо­зи­гот­ное со­сто­я­ние.

2) Уве­ли­чи­ва­ет­ся риск на­след­ствен­ных за­бо­ле­ва­ний.

13. За­да­ние 34 . Для уста­нов­ле­ния при­чи­ны на­след­ствен­но­го за­бо­ле­ва­ния ис­сле­до­ва­ли клет­ки боль­но­го и об­на­ру­жи­ли из­ме­не­ние длины одной из хро­мо­сом. Какой метод ис­сле­до­ва­ния поз­во­лил уста­но­вить при­чи­ну дан­но­го за­бо­ле­ва­ния? С каким видом му­та­ции оно свя­за­но?

По­яс­не­ние.

1) при­чи­на бо­лез­ни уста­нов­ле­на с по­мо­щью ци­то­ге­не­ти­че­ско­го ме­то­да;

2) за­бо­ле­ва­ние вы­зва­но хро­мо­сом­ной му­та­ци­ей – утра­той или при­со­еди­не­ни­ем фраг­мен­та хро­мо­со­мы.

14. За­да­ние 34 . Из­вест­но, что и у дро­зо­фи­лы, и у че­ло­ве­ка муж­ской пол опре­де­ля­ет­ся хро­мо­со­ма­ми XY, а жен­ский — XX. При этом при ге­но­ти­пе XXY дро­зо­фи­ла будет сам­кой, а че­ло­век — муж­чи­ной. Объ­яс­ни­те этот фе­но­мен.

По­яс­не­ние.

1) У че­ло­ве­ка глав­ным фак­то­ром, вли­я­ю­щим на опре­де­ле­ние пола, яв­ля­ет­ся на­ли­чие У-хро­мо­со­мы. Если она есть, ор­га­низм имеет муж­ской пол. Даже если в ге­но­ме име­ют­ся три или че­ты­ре Х-хро­мо­со­мы, но, кроме того, хотя бы одна Y-хро­мо­со­ма, то из такой зи­го­ты раз­ви­ва­ет­ся муж­чи­на.

 

2) Дело в том, что у дро­зо­фил в Y-хро­мо­со­ме очень мало генов, и это гены, ко­то­рые от­ве­ча­ют за раз­ви­тие спер­ма­то­зо­и­дов у взрос­ло­го самца. На­про­тив, у че­ло­ве­ка в ко­рот­ком плече Y-хро­мо­со­мы лежит ген S, ко­то­рый иг­ра­ет важ­ней­ую роль в опре­де­ле­нии пола. Он ко­ди­ру­ет белок, ко­то­рый пе­ре­клю­ча­ет ор­га­низм с жен­ско­го пути раз­ви­тия на муж­ской. Этот ген иг­ра­ет опре­де­ля­ю­щую роль и у дру­гих мле­ко­пи­та­ю­щих, а у дро­зо­фил­лы та­ко­го гена нет, по­это­му ХХУ будет сам­кой, т. к. Х-хро­мо­со­ма пре­об­ла­да­ет.

 

15. За­да­ние 34 . Из­вест­но, что и у дро­зо­фи­лы, и у че­ло­ве­ка муж­ской пол опре­де­ля­ет­ся хро­мо­со­ма­ми XY, а жен­ский — XX. При этом при ге­но­ти­пе XXY дро­зо­фи­ла будет сам­кой, а че­ло­век — муж­чи­ной. Объ­яс­ни­те этот фе­но­мен.

По­яс­не­ние.

1) У че­ло­ве­ка глав­ным фак­то­ром, вли­я­ю­щим на опре­де­ле­ние пола, яв­ля­ет­ся на­ли­чие У-хро­мо­со­мы. Если она есть, ор­га­низм имеет муж­ской пол. Даже если в ге­но­ме име­ют­ся три или че­ты­ре Х-хро­мо­со­мы, но, кроме того, хотя бы одна Y-хро­мо­со­ма, то из такой зи­го­ты раз­ви­ва­ет­ся муж­чи­на.

2) Дело в том, что у дро­зо­фил в Y-хро­мо­со­ме очень мало генов, и это гены, ко­то­рые от­ве­ча­ют за раз­ви­тие спер­ма­то­зо­и­дов у взрос­ло­го самца. На­про­тив, у че­ло­ве­ка в ко­рот­ком плече Y-хро­мо­со­мы лежит ген S , ко­то­рый иг­ра­ет важ­ней­ую роль в опре­де­ле­нии пола. Он ко­ди­ру­ет белок, ко­то­рый пе­ре­клю­ча­ет ор­га­низм с жен­ско­го пути раз­ви­тия на муж­ской. Этот ген иг­ра­ет опре­де­ля­ю­щую роль и у дру­гих мле­ко­пи­та­ю­щих, а у дро­зо­фил­лы та­ко­го гена нет, по­это­му ХХУ будет сам­кой, т. к. Х-хро­мо­со­ма пре­об­ла­да­ет.

 

16. За­да­ние 34 . На­след­ствен­ное за­бо­ле­ва­ние са­хар­ный диа­бет (вы­зы­ва­ет­ся ре­цес­сив­ной му­та­ци­ей) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся по­вы­ше­ни­ем кон­цен­тра­ции са­ха­ра в крови вслед­ствие от­сут­ствия ин­су­ли­на. Че­ло­век может пе­ре­да­вать этот ал­лель своим по­том­кам. Какие ме­то­ды изу­че­ния на­след­ствен­но­сти че­ло­ве­ка поз­во­ли­ли вы­явить при­чи­ны этой бо­лез­ни и ха­рак­тер на­сле­до­ва­ния при­зна­ка?

По­яс­не­ние.

1) Био­хи­ми­че­ский – изу­че­ние со­ста­ва крови и мочи боль­ных и здо­ро­вых людей

2) Ге­не­а­ло­ги­че­ский – опре­де­ле­ние ха­рак­те­ра на­сле­до­ва­ния, ана­ли­зи­руя про­яв­ле­ние бо­лез­ни в ряду по­ко­ле­ний.

 

До­пол­не­ние.

Близ­не­цо­вый – как осо­бен­но­сти пи­та­ния вли­я­ют на ве­ро­ят­ность раз­ви­тия при­зна­ка.

 

17. За­да­ние 34 . Как свя­за­ны между собой на­след­ствен­ные осо­бен­но­сти ор­га­низ­ма и про­бле­ма пе­ре­сад­ки ор­га­нов и тка­ней?

По­яс­не­ние.

1) Каж­дый ор­га­низм ин­ди­ви­дуа­лен по своим на­след­ствен­ным за­дат­кам,

а сле­до­ва­тель­но, и по стро­е­нию бел­ков.

2) При пе­ре­сад­ке ор­га­нов и тка­ней су­ще­ству­ет угро­за их от­тор­же­ния

вслед­ствие не­сов­ме­сти­мо­сти бел­ков до­но­ра и ре­ци­пи­ен­та.

18. За­да­ние 34 . Какую ин­фор­ма­цию может из­влечь ци­то­ге­не­тик из ка­ри­о­ти­па жи­вот­но­го при его мик­ро­ско­пи­че­ском ис­сле­до­ва­нии?

По­яс­не­ние.

1) При ис­сле­до­ва­нии ка­ри­о­ти­па можно опре­де­лить вид жи­вот­но­го.

2) По хро­мо­сом­но­му на­бо­ру можно опре­де­лить пол жи­вот­но­го.

ИЛИ

Если из­вест­ны на­след­ствен­ные за­бо­ле­ва­ния жи­вот­но­го, то можно их ди­а­гно­сти­ро­вать (не­обя­за­тель­ный, но по­ощ­ря­ю­щий­ся кри­те­рий).

1. За­да­ние 34 . Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся яв­ле­ние по­лип­ло­и­дии?

По­яс­не­ние.

1) По­лип­ло­и­дия — на­след­ствен­ное из­ме­не­ние, свя­зан­ное с крат­ным уве­ли­че­ни­ем ос­нов­но­го числа хро­мо­сом в клет­ках ор­га­низ­ма.

2) Воз­ни­ка­ет при на­ру­ше­нии ве­ре­те­на де­ле­ния во время ми­то­за или мей­о­за, что при­во­дит к об­ра­зо­ва­нию гамет с на­бо­ром 2n хро­мо­сом и осо­бей с 4n6n и более хро­мо­сом.

2. За­да­ние 34 . Чем ха­рак­те­ри­зу­ет­ся яв­ле­ние ге­те­ро­зи­са?

По­яс­не­ние.

1) Ярким про­яв­ле­ни­ем при­зна­ка у ги­бри­дов пер­во­го по­ко­ле­ния и их вы­со­кой жиз­не­спо­соб­но­стью.

2) Уга­са­ни­ем при­зна­ков во вто­ром по­ко­ле­нии.

3. За­да­ние 34 . Ка­ко­во зна­че­ние за­ко­на го­мо­ло­ги­че­ских рядов в на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти Н.  И.  Ва­ви­ло­ва?

По­яс­не­ние.

1) Виды и роды, ге­не­ти­че­ски близ­кие, ха­рак­те­ри­зу­ют­ся сход­ны­ми ря­да­ми на­след­ствен­ной из­мен­чи­во­сти.

2) Закон поз­во­ля­ет про­гно­зи­ро­вать на­ли­чие сход­ных му­та­ций у род­ствен­ных видов.

4. За­да­ние 34 . С какой целью в се­лек­ции рас­те­ний при­ме­ня­ют скре­щи­ва­ние осо­бей раз­ных сор­тов?

По­яс­не­ние.

1) Для по­лу­че­ния ком­би­ни­ро­ван­ных сор­тов, со­че­та­ю­щих в себе по­лез­ные при­зна­ки обоих сор­тов, т.  е. для по­лу­че­ния ком­би­на­тив­ной из­мен­чи­во­сти.

2) Для по­лу­че­ния эф­фек­та ге­те­ро­зи­са.

5. За­да­ние 34 . Как можно со­хра­нить у рас­те­ний со­че­та­ния по­лез­ных при­зна­ков, по­лу­чен­ные от скре­щи­ва­ния двух сор­тов?

По­яс­не­ние.

Раз­мно­жая их ве­ге­та­тив­ным путем, так как при даль­ней­шем скре­щи­ва­нии из-за пе­ре­ком­би­ни­ро­ва­ния ро­ди­тель­ских генов со­че­та­ния по­лез­ных при­зна­ков в потом­стве могут ис­чез­нуть.

6. За­да­ние 34 . С какой целью про­во­дят в се­лек­ции близ­ко­род­ствен­ное скре­щи­ва­ние. Какие от­ри­ца­тель­ные по­след­ствия оно имеет?

По­яс­не­ние.

1) При близ­ко­род­ствен­ном скре­щи­ва­нии про­ис­хо­дит уве­ли­че­ние го­мо­зи­гот­но­сти. Близ­ко­род­ствен­ное скре­щи­ва­ние (са­мо­опы­ле­ние у рас­те­ний) про­во­дят с целью со­зда­ния чи­стых линий, для за­креп­ле­ния при­зна­ка.

2) В го­мо­зи­гот­ное со­сто­я­ние могут пе­рей­ти и вред­ные ре­цес­сив­ные гены, что при­во­дит к сни­же­нию жиз­не­спо­соб­но­сти потом­ства или к ги­бе­ли.

7. За­да­ние 34 . Для чего про­во­дят меж­ли­ней­ную ги­бри­ди­за­цию в се­лек­ции рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Для по­лу­че­ния ге­те­ро­зи­гот­но­сти потом­ства.

2) Это при­во­дит к эф­фек­ту ге­те­ро­зи­са.

8. За­да­ние 34 . По­че­му эф­фект ге­те­ро­зи­са про­яв­ля­ет­ся толь­ко в пер­вом по­ко­ле­нии?

По­яс­не­ние.

1) По мне­нию уче­ных, при­чи­ной ге­те­ро­зи­са счи­та­ет­ся ге­те­ро­зи­гот­ность потом­ства.

2) Во вто­ром по­ко­ле­нии по­ло­ви­на генов пе­ре­хо­дит в го­мо­зи­гот­ное со­сто­я­ние и эф­фект те­ря­ет­ся.

9. За­да­ние 34 . По­че­му ме­то­ды по­лип­ло­и­дии и ис­кус­ствен­но­го му­та­ге­не­за при­ме­ня­е­мые в се­лек­ции рас­те­ний, не при­ме­ни­мы в се­лек­ции жи­вот­ных?

По­яс­не­ние.

Это объ­яс­ня­ет­ся осо­бен­но­стя­ми жи­вот­ных:

1) слож­ное стро­е­ние (на­ли­чие си­стем ор­га­нов), слож­ная вза­и­мо­связь с окру­жа­ю­щей сре­дой (нерв­ная си­сте­ма, ор­га­ны чувств);

2) малая пло­до­ви­тость по срав­не­нию с рас­те­ни­я­ми, дли­тель­ное по­ло­вое со­зре­ва­ние и др.

10. За­да­ние 34 . Что такое ис­кус­ствен­ный му­та­ге­нез и для чего его при­ме­ня­ют?

По­яс­не­ние.

1) Это про­цесс ис­кус­ствен­но­го по­лу­че­ния му­та­ций путем воз­дей­ствия му­та­ген­ных фак­то­ров (об­лу­че­ние уль­тра­фи­о­ле­то­вы­ми и рент­ге­нов­ски­ми лу­ча­ми и др. ).

2) Цель при­ме­не­ния — по­лу­че­ние у потом­ства по­лез­ных му­та­ций. Особи с по­лез­ны­ми му­та­ци­я­ми в даль­ней­шем участ­ву­ют в со­зда­нии новых штам­мов мик­ро­ор­га­низ­мов или сор­тов рас­те­ний.

11. За­да­ние 34 . Ге­не­ти­ку не­об­хо­ди­мо вы­ве­сти чи­стую линию белых мышей. У него в ка­че­стве ис­ход­ных форм есть толь­ко серые мыши (А). Каким об­ра­зом он крат­чай­шим путём может вы­ве­сти чи­стую линию?

По­яс­не­ние.

1) Если среди серых мышей есть ге­те­ро­зи­гот­ные особи, то при скре­щи­ва­нии в пер­вом по­ко­ле­нии по­явят­ся белые мыши.

2) Их и надо скре­щи­вать в даль­ней­шем.

12. За­да­ние 34 . С какой целью са­до­во­ды осе­нью пе­ре­ка­пы­ва­ют землю у себя на гряд­ках? На­зо­ви­те не менее двух целей.

По­яс­не­ние.

Эле­мен­ты от­ве­та:

1) уни­что­же­ние сор­ня­ков, яв­ля­ю­щих­ся есте­ствен­ны­ми кон­ку­рен­та­ми куль­тур­ных рас­те­ний;

2) при пе­ре­коп­ке боль­шое ко­ли­че­ство ор­га­ни­че­ских ве­ществ (над­зем­ные и под­зем­ные по­бе­ги, корни от­мер­ших рас­те­ний, ор­га­ни­че­ские удоб­ре­ния) ока­зы­ва­ет­ся под слоем земли, где их ак­тив­но раз­ла­га­ют поч­вен­ные мик­ро­ор­га­низ­мы. В ре­зуль­та­те об­ра­зо­вав­ши­е­ся ве­ще­ства ста­но­вят­ся до­ступ­ны­ми рас­те­ни­ям;

3) рых­лая почва лучше про­пи­ты­ва­ет­ся водой и доль­ше про­мер­за­ет.

13. За­да­ние 34 . Из­вест­но, что опыт­ные дач­ни­ки перед по­се­вом семян про­ве­ря­ют их всхо­жесть. Как это можно сде­лать?

По­яс­не­ние.

1) на дно та­рел­ки с влаж­ны­ми ли­сти­ка­ми про­мо­ка­тель­ной бу­ма­ги или ткани по­ме­ща­ют не­сколь­ко де­сят­ков семян, пред­на­зна­чен­ных для ве­сен­не­го по­се­ва, и свер­ху их на­кры­ва­ют ана­ло­гич­ны­ми влаж­ны­ми лист­ка­ми бу­ма­ги или ткани;

2) та­рел­ка с се­ме­на­ми в те­че­ние всего вре­ме­ни долж­на на­хо­дить­ся в по­ме­ще­нии при тем­пе­ра­ту­ре не ниже 20 гра­ду­сов. В те­че­ние всего вре­ме­ни бу­ма­га и ткань долж­на быть влаж­ной.

14. За­да­ние 34 . Что пред­став­ля­ют собой ге­те­ро­зис­ные формы рас­те­ний и жи­вот­ных? По­че­му их ши­ро­ко ис­поль­зу­ют в на­род­ном хо­зяй­стве?

По­яс­не­ние.

1) ге­те­ро­зис­ные формы – это ги­бри­ды пер­во­го по­ко­ле­ния, по­лу­чен­ные от скре­щи­ва­ния ис­ход­ных чи­стых линий;

2) ге­те­ро­зис­ные формы от­ли­ча­ют­ся боль­шей мас­сой и вы­со­кой уро­жай­но­стью.

15. За­да­ние 34 . Что на­зы­ва­ет­ся пи­ки­ров­кой корня и с какой целью её про­во­дят в сель­ско­хо­зяй­ствен­ной прак­ти­ке? Ответ по­яс­ни­те.

По­яс­не­ние.

1) Пи­ки­ров­ка - пе­ре­сад­ка рас­са­ды в грунт после при­щи­пы­ва­ния вер­хуш­ки глав­но­го корня.

2) Её про­во­дят для того, чтобы обес­пе­чить рост бо­ко­вых и при­да­точ­ных кор­ней, что по­ло­жи­тель­но вли­я­ет пи­та­ние и рост рас­те­ний.

1. За­да­ние 34 . Какие био­ло­ги­че­ские осо­бен­но­сти ка­пу­сты нужно учи­ты­вать при ее вы­ра­щи­ва­нии?

По­яс­не­ние.

1) Ее хо­ло­до­стой­кость, вла­го­лю­би­вость, све­то­лю­би­вость, тре­бо­ва­ния к пи­та­тель­но­сти почвы.

2) Ка­пу­ста — дву­лет­нее рас­те­ние.

2. За­да­ние 34 . Какие про­цес­сы обес­пе­чи­ва­ют пе­ре­дви­же­ние воды и ми­не­раль­ных ве­ществ по рас­те­нию?

По­яс­не­ние.

1) Из корня в ли­стья вода и ми­не­раль­ные ве­ще­ства пе­ре­дви­га­ют­ся за счет транс­пи­ра­ции, в ре­зуль­та­те ко­то­рой воз­ни­ка­ет со­су­щая сила.

2) Вос­хо­дя­ще­му току в рас­те­нии спо­соб­ству­ет кор­не­вое дав­ле­ние,ко­то­рое воз­ни­ка­ет в ре­зуль­та­те по­сто­ян­но­го по­ступ­ле­ния воды в ко­рень за счет раз­ни­цы кон­цен­тра­ции ве­ществ в клет­ке и окру­жа­ю­щей среде.

3. За­да­ние 34 . Какой целью при пе­ре­сад­ке рас­са­ды ка­пу­сты при­щи­пы­ва­ют кон­чик корня?

По­яс­не­ние.

1) При пи­ки­ров­ке уда­ля­ет­ся кон­чик глав­но­го корня, что при­во­дит к росту бо­ко­вых кор­ней.

2) В ре­зуль­та­те уве­ли­чи­ва­ет­ся пло­щадь пи­та­ния рас­те­ний.

4. За­да­ние 34 . По­че­му не сле­ду­ет сры­вать цвет­ки у ди­ко­рас­ту­щих рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Цве­ток — ге­не­ра­тив­ный орган, ко­то­рый слу­жит для об­ра­зо­ва­ния пло­дов и семян.

2) Сры­вая цвет­ки, мы пре­пят­ству­ем се­мен­но­му раз­мно­же­нию, а для не­ко­то­рых рас­те­ний это един­ствен­ный спо­соб раз­мно­же­ния.

5. За­да­ние 34 . С какой целью про­во­дят по­бел­ку ство­лов пло­до­вых де­ре­вьев?

По­яс­не­ние.

1) По­бел­ка за­щи­ща­ет ствол от ожо­гов.

2) За­щи­ща­ет от вре­ди­те­лей.

6. За­да­ние 34 . По­че­му на лес­ных тро­пин­ках рас­те­ния от­сут­ству­ют или силь­но раз­ре­же­ны?

По­яс­не­ние.

1) По­сто­ян­ное вы­тап­ты­ва­ние при­во­дит к уплот­не­нию почвы.

2) На­ру­ша­ет­ся вод­ное и воз­душ­ное пи­та­ние кор­ней, про­ис­хо­дит угне­те­ние рас­те­ний.

7. За­да­ние 34 . По­че­му яб­ло­ки мно­гих сор­тов при дол­гом хра­не­нии ста­но­вят­ся рых­лы­ми?

По­яс­не­ние.

1) При дол­гом хра­не­нии раз­ру­ша­ет­ся меж­кле­точ­ное ве­ще­ство.

2) На­ру­ша­ет­ся связь между клет­ка­ми и яб­ло­ки ста­но­вят­ся рых­лы­ми.

8. За­да­ние 34 . В за­бо­ло­чен­ных рай­о­нах тунд­ры мно­гие рас­те­ния стра­да­ют от не­до­стат­ка влаги. С чем это свя­за­но?

По­яс­не­ние.

1) В тундре веч­ная мерз­ло­та.

2) Хо­лод­ная вода плохо вса­сы­ва­ет­ся кор­ня­ми.

9. За­да­ние 34 . По­че­му при от­та­и­ва­нии за­мо­ро­жен­ных яблок вы­де­ля­ет­ся слад­ко­ва­тый сок?

По­яс­не­ние.

1) При за­мо­ра­жи­ва­нии вода рас­ши­ря­ет­ся и на­ру­ша­ет це­лост­ность кле­ток.

2) При от­та­и­ва­нии вы­те­ка­ет из ва­ку­о­лей кле­точ­ный сок,со­дер­жа­щий са­ха­ри­стые ве­ще­ства.

10. За­да­ние 34 . Объ­яс­ни­те, по­че­му при по­се­ве мел­ких семян на боль­шую глу­би­ну про­рост­ки не раз­ви­ва­ют­ся?

По­яс­не­ние.

1) Мел­кие се­ме­на со­дер­жат мало пи­та­тель­ных ве­ществ.

2) Ве­ществ не­до­ста­точ­но для того, чтобы про­ро­сток до­стиг по­верх­но­сти почвы.

11. За­да­ние 34 . По­че­му при раз­ре­за­нии яб­ло­ка по­верх­ность раз­ре­за ста­но­вит­ся влаж­ной?

По­яс­не­ние.

1) При раз­ре­за­нии на­ру­ша­ет­ся це­лост­ность кле­ток.

2) По­вре­жда­ют­ся ва­ку­о­ли и из них вы­те­ка­ет кле­точ­ный сок.

12. За­да­ние 34 . К каким по­след­стви­ям может при­ве­сти вне­се­ние в почву из­быт­ка ми­не­раль­ных удоб­ре­ний?

По­яс­не­ние.

1) Вне­се­ние из­быт­ка ми­не­раль­ных удоб­ре­ний на­ру­ша­ет го­дич­ный ритм из­ме­не­ния кис­лот­но­сти почвы и ко­ли­че­ство до­ступ­ных рас­те­ни­ям ве­ществ.

2) Рас­тво­ры ми­не­раль­ных солей угне­та­ю­ще дей­ству­ют на поч­вен­ные мик­ро­ор­га­низ­мы и на чер­вей, про­ис­хо­дит за­гряз­не­ние окру­жа­ю­щей среды.

13. За­да­ние 34 . В каком слу­чае вне­се­ние в почву ми­не­раль­ных удоб­ре­ний со­про­вож­да­ет­ся за­гряз­не­ни­ем окру­жа­ю­щей среды?

По­яс­не­ние.

1) При на­ру­ше­нии норм вне­се­ния удоб­ре­ний.

2) При на­ру­ше­нии сро­ков вне­се­ния удоб­ре­ний.

14. За­да­ние 34 . На спиле де­ре­ва видны го­дич­ные коль­ца. Объ­яс­ни­те, по­че­му они имеют раз­ную ши­ри­ну.

По­яс­не­ние.

1) Ши­ри­на го­дич­но­го коль­ца за­ви­сит от усло­вий внеш­ней среды, ко­то­рые ме­ня­лись в раз­ные годы жизни де­ре­ва.

2) При бла­го­при­ят­ных усло­ви­ях ши­ри­на коль­ца боль­ше, так как кам­бий де­лит­ся более ин­тен­сив­но.

15. За­да­ние 34 . Дайте крат­кий ответ на во­прос. Учёные уста­но­ви­ли, что хвой­ные де­ре­вья (ель, сосна) менее устой­чи­вы к за­гряз­не­нию воз­ду­ха про­мыш­лен­ны­ми га­за­ми, чем лист­вен­ные де­ре­вья. Объ­яс­ни­те, в чём при­чи­на этого яв­ле­ния.

По­яс­не­ние.

1) На ли­стьях осе­да­ют раз­лич­ные вред­ные ве­ще­ства.

2) У лист­вен­ных рас­те­ний ли­стья опа­да­ют еже­год­но, а с ними уда­ля­ют­ся вред­ные ве­ще­ства, у хвой­ных рас­те­ний ли­стья живут 3—5 и более лет, по­это­му вред­ные ве­ще­ства не уда­ля­ют­ся и ведут к отрав­ле­нию ор­га­низ­ма.

16. За­да­ние 34 . Ка­ко­во зна­че­ние раз­лич­ных цвет­ков в со­цве­ти­ях рас­те­ний сем. Слож­но­цвет­ные?

По­яс­не­ние.

1) Труб­ча­тые и языч­ко­вые цвет­ки слу­жат для об­ра­зо­ва­ния пло­дов и семян (рас­по­ла­га­ют­ся в цен­тре).

2) Во­рон­ко­вид­ные и лож­но­языч­ко­вые — для при­вле­че­ния на­се­ко­мых — опы­ли­те­лей(рас­по­ла­га­ют­ся по краям).

17. За­да­ние 34 . По­че­му це­ле­со­об­раз­но вы­ра­щи­вать сель­ско­хо­зяй­ствен­ные куль­ту­ры на полях, где ранее про­из­рас­та­ли бо­бо­вые рас­те­ния?

По­яс­не­ние.

1) На кор­нях бо­бо­вых рас­те­ний по­се­ля­ют­ся бак­те­рии, фик­си­ру­ю­щие азот из воз­ду­ха.

2) После убор­ки бо­бо­вых куль­тур под­зем­ная часть пе­ре­гни­ва­ет и азот по­па­да­ет в почву, обо­га­щая ее.

18. За­да­ние 34 . Чем можно объ­яс­нить, что корни не­ко­то­рых рас­те­ний, на­при­мер, ор­хидей, могут зе­ле­неть на свету?

По­яс­не­ние.

1) Корни ор­хидей — это при­да­точ­ные корни. В клет­ках корня со­дер­жат­ся лей­ко­пла­сты, могут пре­вра­щать­ся в хло­ро­пла­сты.

2) Для уве­ли­че­ния ин­тен­сив­но­сти про­цес­са фо­то­син­те­за в клет­ках кор­ней об­ра­зу­ет­ся хло­ро­филл и они на­чи­на­ют син­те­зи­ро­вать ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства.

19. За­да­ние 34 . По­че­му оку­чи­ва­ние кар­то­фе­ля спо­соб­ству­ет по­вы­ше­нию его уро­жай­но­сти?

По­яс­не­ние.

1) Оку­чи­ва­ние сти­му­ли­ру­ет об­ра­зо­ва­ние при­да­точ­ных кор­ней, а зна­чит, уве­ли­чи­ва­ет массу кор­не­вой си­сте­мы.

2) В ре­зуль­та­те улуч­ша­ет­ся кор­не­вое пи­та­ние и по­вы­ша­ет­ся уро­жай­ность кар­то­фе­ля.

20. За­да­ние 34 . По­че­му кор­не­вой во­ло­сок нель­зя счи­тать тка­нью?

По­яс­не­ние.

1) Кор­не­вой во­ло­сок — это вы­рост клет­ки по­кров­ной ткани корня (эпи­б­ле­мы), рас­по­ло­жен­ный в зоне вса­сы­ва­ния.

2)Ткань — это груп­па кле­ток, ко­то­рые имеют общее про­ис­хож­де­ние, и вы­пол­ня­ют одну или не­сколь­ко функ­ций в ор­га­низ­ме рас­те­ния.

Кор­не­вой во­ло­сок — это длин­ный вы­рост на­руж­ной клет­ки корня (то есть, одна клет­ка). По­сколь­ку это одна клет­ка, а не груп­па кле­ток, кор­не­вой во­ло­сок нель­зя счи­тать тка­нью.

21. За­да­ние 34 . Как ис­поль­зу­ют зна­ния о ды­ха­нии кор­ней при вы­ра­щи­ва­нии рас­те­ний?

По­яс­не­ние.

1) Кор­ням для ды­ха­ния не­об­хо­дим кис­ло­род.

2) По­это­му при вы­ра­щи­ва­нии рас­те­ний про­во­дят рых­ле­ние почвы, ко­то­рое обо­га­ща­ет ее кис­ло­ро­дом.

22. За­да­ние 34 . По­че­му клуб­ни кар­то­фе­ля при дол­гой варке ста­но­вят­ся рас­сып­ча­ты­ми?

По­яс­не­ние.

1) При варке раз­ру­ша­ет­ся меж­кле­точ­ное ве­ще­ство.

2) Связь между клет­ка­ми на­ру­ша­ет­ся, и клуб­ни ста­но­вят­ся рас­сып­ча­ты­ми.

23. За­да­ние 34 . Ка­ко­ва функ­ция хло­ро­фил­ла в рас­ти­тель­ной клет­ке?

По­яс­не­ние.

1) По­гло­ща­ет энер­гию света.

2) Пре­об­ра­зу­ют ее в хи­ми­че­скую энер­гию ор­га­ни­че­ских ве­ществ.

24. За­да­ние 34 . По­че­му при за­клад­ке на хра­не­ние клуб­ней кар­то­фе­ля их масса к весне умень­ша­ет­ся?

По­яс­не­ние.

1) Во время хра­не­ния живые клет­ки дышат.

2) При ды­ха­нии рас­хо­ду­ют­ся ор­га­ни­че­ские ве­ще­ства и ис­па­ря­ет­ся вода.

25. За­да­ние 34 . В ли­стьях рас­те­ний ин­тен­сив­но про­те­ка­ет про­цесс фо­то­син­те­за. Про­ис­хо­дит ли он в зре­лых и не­зре­лых пло­дах? Ответ по­яс­ни­те.

По­яс­не­ние.

1) Фо­то­син­тез про­ис­хо­дит в не­зре­лых пло­дах (пока они зе­ле­ные), т.  к. в них име­ют­ся хло­ро­пла­сты.

2) По мере со­зре­ва­ния пло­дов хло­ро­пла­сты пре­вра­ща­ют­ся в хро­мо­пла­сты, в ко­то­рых фо­то­син­тез не про­ис­хо­дит.

26. За­да­ние 34 . Са­до­во­ды при пи­ки­ров­ке рас­са­ды ка­пу­сты при­щи­пы­ва­ют вер­хуш­ку глав­но­го корня, а при раз­мно­же­нии ку­стов смо­ро­ди­ны ис­поль­зу­ют стеб­ле­вые че­рен­ки, на ко­то­рых раз­ви­ва­ют­ся при­да­точ­ные корни. Оба этих цвет­ко­вых рас­те­ния от­но­сят­ся к клас­су дву­доль­ных. Объ­яс­ни­те, какой тип кор­не­вой си­сте­мы будет у ка­пу­сты, вы­рос­шей из этой рас­са­ды, а какой — у смо­ро­ди­ны, вы­рос­шей из стеб­ле­во­го че­рен­ка.

По­яс­не­ние.

1) Тип кор­не­вой си­сте­мы ис­ход­но у ка­пу­сты и смо­ро­ди­ны (дву­доль­ных рас­те­ний) стерж­не­вой.

2) При пи­ки­ров­ке ка­пу­сты, после при­щип­ки глав­ный ко­рень пе­ре­ста­ет расти в длину (так как уда­ля­ют­ся зоны де­ле­ния роста) и идет раз­ви­тие бо­ко­вых и при­да­точ­ных кор­ней. При уко­ре­не­нии стеб­ле­вых че­рен­ков смо­ро­ди­ны раз­ви­ва­ют­ся при­да­точ­ные корни. Таким об­ра­зом, кор­не­вая си­сте­ма в обоих слу­ча­ях ста­нет сход­на с моч­ко­ва­той (пре­иму­ще­ствен­ное раз­ви­тие бо­ко­вых и при­да­точ­ных кор­ней).

27. За­да­ние 34 . По­че­му опыт­ные са­до­во­ды вно­сят удоб­ре­ния в бо­розд­ки, рас­по­ло­жен­ные по краям при­стволь­ных кру­гов пло­до­вых де­ре­вьев, а не рас­пре­де­ля­ют их рав­но­мер­но?

По­яс­не­ние.

1) По мере роста де­ре­ва кор­не­вая си­сте­ма раз­рас­та­ет­ся.

2) Корни по­гло­ща­ют ве­ще­ства кор­не­вы­ми во­лос­ка­ми, ко­то­рые сле­ду­ют за кон­чи­ком корня, и по­это­му у взрос­лых де­ре­вьев они на­хо­дят­ся по краям при­стволь­ных кру­гов.

28. За­да­ние 34 . Как пе­ре­ме­ща­ют­ся ве­ще­ства у мно­го­кле­точ­ных во­до­рос­лей при от­сут­ствии у них про­во­дя­щей си­сте­мы?

По­яс­не­ние.

1) Ве­ще­ства, рас­тво­рен­ные в воде, пе­ре­ме­ща­ют­ся из клет­ки в клет­ку через поры в обо­лоч­ке.

2) Через мем­бра­ну путем ос­мо­са.

29. За­да­ние 34 . По­че­му бам­бук в те­че­ние суток может вы­рас­ти на один метр?

По­яс­не­ние.

1) Он буйно растёт во всех меж­до­уз­ли­ях за счёт вста­воч­но­го роста и не­обы­чай­но силь­но удли­ня­ет­ся.

2) Чем боль­ше узлов и меж­до­уз­лий, тем боль­шей вы­со­ты до­сти­га­ет это рас­те­ние.

 

 

 


Категория: по биологии | Добавил: Админ (13.01.2016)
Просмотров: | Рейтинг: 0.0/0


Другие задачи:
Всего комментариев: 0
avatar